Рейс 136. Владивосток — Циндао — Пусан — Владивосток (июль-август 2016)

 

«Паллада» в Циндао

Содержание

1. Проблемы перед выходом

2. День ВМФ. Дела насущные

3. Швартовка в Циндао

4. Шведский стол. Парусный фестиваль

5. Китайская логика

6. Алекс

7. Проводы в Циндао. Курс на Пусан

8. С Днём рождения, Борис Леонидович!

9. Жара

10. Пусан (пусанское метро, пляж Хэундэ)

11. Путь домой

1. Проблемы перед выходом

Отстояли в порту ровно неделю. За это время удалось выкроить два дня без мороси на дополнительную покраску. Я полагал, что это для предстоящего фестиваля в Циндао. Но, вдруг, все засуетились (администраторы) – к нам едет ревизор! Чисто по Гоголю – внезапно, посещение судна высокими чинами в каких-то, своих целях. В общем-то, удалось ещё до этого известия многое привести в порядок, но, конечно, остались огрехи. Поэтому, по-быстрому заретушировали всякие пятна, а заодно, покрасили валиками стенки надстроек. Прошелся по палубе – кое-где пропущенные места (замылился глаз у боцманов). Подкрасили за час до ожидаемого прихода гостей. Капитана я попросил вести их подальше от стен, леерного ограждения и выступающих элементов. А то, влезет кто-либо, своими шевронами в краску – туши свет!

Ближе ко времени выхода выбрал правый якорь в клюз. Благо, он ни за что не зацепился (за цепь соседа), но поймал со дна толстую веревку, перекрученную по-всякому. За что-то она там на грунте цеплялась – якорь вытягивался с нагрузкой. Отличный повод проверить, модифицированный мною, пентер-гак. Это стальной плоский крюк, к которому мы приварили сбоку ещё один. Зацепить плоским крюком, раскачивая его на стальном тросе – весьма непросто. А уж дополнительным крюком – вероятность повышается. Так и получилось. Второй гак поймал веревку на лапе якоря. Для этого надо с боканца (такое крыло на баке) – его раскачать и подать к княвдигеду (убивать терминами – так убивать!)

Княвдигед – это боковая часть носовой оконечности судна, под отрицательным углом к палубе, примыкающая к свесу. На ней шкун (усиление стальной накладкой места опоры песочников и тренда якоря) и вход якорного клюза. Так что, поймать пентер-гаком пойманную якорем снасть, не так просто.

Далее всё легко: отдал якорь на полметра ниже, толстый канат соскочил с лапы и остался на пентер-гаке, который уже был закреплен своим тросом от обуха веретена за кнехт. А от обуха тренда пентер-гака вспомогательный трос взяли на шпиль. Как только пентер-гак опрокинулся – чужая веревка с него слетела – на этом всё и закончилось. Можно было шпилём и не вытягивать, а просто потравить трос от веретена при закреплённом тросе от тренда. Веретено – это часть якоря, к которому крепятся лапы. Тренд – основание веретена и лап. И на тренде и шейме веретена обухи – отверстия для крепления тросов.

К моменту отшвартовки приготовили к подъему все косые паруса и контр-бизань. Заранее их расчехлили и отдали все сезни. Разнесли по палубе ниралы и гитовы, чтобы поднять паруса без запинок. На фоке и бизани – дал команду поднимать одновременно по два стакселя. А самые верхние – бом-брам-стакселя – мгновенно за этими. Но для этой цели надо было оставить по корме нос нашего соседа по правому борту – гигантского рефрижератора «Мечта».

Были неслабые опасения, что наша якорная цепь легла поверх их, потому как мы отдавали левый якорь под мостом через Золотой Рог, готовясь стать на свое место гораздо правее других судов (все ошвартованы кормой к причалу). И уже, когда отдали якорь, вдруг последовала команда становиться по левому борту от рефрижератора. В общем, опасения оправдались.

В какой-то момент брашпиль перестал брать цепь, которая через форштевень оказалась сильно справа. Мостик подрулил в сторону моста, цепь поддалась и после нескольких попыток пошла легко. Повезло нам сильно, что каким-то образом, лапы якоря (или, скорее всего одна), всё-таки соскользнули с цепи соседа. Иначе пришлось бы поднимать их цепь – снова пентер-гак и т.д. Да ещё, они наверняка должны были потравить свою цепь – вряд ли, мы осилили бы её своим брашпилем. В общем, повезло.

Пошли на поворот в сторону боевых кораблей и тут же подняли все косые. Так и прошли по всей бухте на виду всего города, да ещё в редкую хорошую погоду.

2. День ВМФ. Дела насущные

31.07.16. Воскресенье. День ВМФ. Заранее поздравил всех своих приятелей и успел прямо на выходе, пока работал модем, получить много ответов и поздравлений. Капитан Николай Кузьмич по громкой связи поздравил всех и меня персонально – отметив при этом, что я не только старший по возрасту на борту, но и старший из всех по воинскому званию. (Первое, конечно, печально… Сразу вспомнилось некое приключение, когда на вечере поэзии в одной суперглубинке Шурика и меня поделили две дамы: его местная красотка увела танцевать, а мне одна бабушка предложила «посидеть по-стариковски – пусть молодёжь порезвится…». Было мне 32 года, но погоны кап-два, недавно врученные, видимо, уже относили меня в эту когорту. Так, что, прав мудрый Эйнштейн – всё относительно…).

01.08.16. Август, однако. Поскольку ходят слухи о намерениях провести на моей палубе бизани (квартердеке) во время стоянки во Владивостоке что-то типа фуршета, занялись проверкой тента. Извлекли его из парусной, развернули… Конечно, Дерябин вложил в его изготовление много искусства и терпения (с учетом примитивных средств пошива и материала от старых парусов). Но вообще-то, это нечто громоздкое и ужасное. Как уж, они его подвешивали, не знает никто.

Включили всё своё воображение: на чём он должен висеть, за что растягиваться и т.п. Натянули трос над гиком – вроде бы получается. Но когда перекинули через него тент и начали растягивать к бортам, кормовое леерное ограждение подалось в сторону троса. Ещё немного и всё, что там закреплено, рухнуло бы. Понятно, что надо провести контр-штаг от стойки, держащей несущий трос. Но, уже «рано» – новое усилие однозначно сложит стойку.

Все наши действия, время от времени, перемежались проливным дождём. Тент не держал эти потоки, вообще, никак. Хорош он только от солнца. Достали другой – из плотной клеёнки белого цвета. Этот поднимается как шатёр над гиком – есть специальный обух, где-то по центру. Но форма его весьма произвольная – никакой симметрии. Оставил всё Мише и его команде – надо заниматься другими вопросами.

Это тросы парадного трапа. В первую очередь – трос от барабана лебедки к коромыслу через систему блоков. Под древней маркой, прикрывающей плетение огона, оказалось нечто, пробитое руками какого-то неумехи. На грузоподъемном тросе категорически нельзя применять подобное. Выход один – огоны переколоть. Трос нержавеющий – для грузового, да ещё используемого через блоки и барабан лебёдки – это кот в мешке. Нержавейка имеет свойство тянуться и лопаться в местах, невидимых внешне. Но, запасного троса из черного металла не оказалось.

Матрос, которому поручил переделать огон на старом тросе, хотя и под моим наблюдением, очень быстро сделал всё не так. Постоянно я отвлекался то на тент, то на новую подтрапную сеть. Трос уже был достаточно напряжён и перекручен лебедкой, и раздёргивание прядей свайкой привело к обрыву отдельных проволок. Эту работу отставил. Вспомнил, что в парусной, есть подобный нержавеющий новый трос. Пока снимали лебедку, на новом тросе успел сделать первый замок и начало пробивок против свивки. Придётся самому – слишком ответственная работа по качеству, чтобы на ней, кого-то учить. Хотя по возвращению, придётся заказывать сертифицированный трос черного металла и переделывать всё заново. Требование регистра. Но, пока, хотя бы так. И надо проверить грузовые шкентели от коромысел к трапам. Там трос толще, но, что там наплетено – понятно, кому известно. Единственным человеком, который плёл огоны с удовольствием, был матрос Эдик (уехал в прошлом году с супругой, которая работала буфетчицей, в Курскую область). Если грузовые шкентели – его работа, то это надежно.

02.08.16. Выдал задания боцманам – перечень на целый лист. Сам изготовил два огона с коушами на лебёдочный трос в четыре пробивки против свивки с двумя замками. Примерно по 40 минут на каждый. При этом едва ли, не половина времени уходит на крепление троса к коушу (внутреннее полукольцо с желобом для троса). Мои приятели по «Надежде» прижимали трос марками, но я предпочитаю тросовые зажимы. На «Мире» у меня был комплект на любой размер коуша и троса. На «Палладе» всего несколько штук – приходилось подкладывать под крышку зажима болтик или ещё что, чтобы прижать трос к ручью коуша. Дальнейшая работа в парусной, пользуясь несложными приспособлениями, гораздо проще, чем на палубе. Хотя, уж, сколько наплетено в самых разных условиях, уже не сосчитать. Твержу матросам, чтобы осваивали на кусках бросового троса это умение до автоматизма, но, как бы бесполезно. Что-то они наваяют, конечно, вкривь и вкось, но грузовые шкентели доверять нельзя.

Одновременно, разобрали подвесные блоки от стрелы для трапа и привели их в порядок. Некоторые шкивы вообще не вращались – придётся наехать на командира кранцевой команды (боцмана грота) и плотника (его заведование).

Два Димы – оба матросы с фок-мачты – изготовили новую подтрапную сеть. Не плели, конечно, как я это делал на «Мире», когда-то. «Паллада», откуда-то, разжилась очень большой сетью, неподъемного веса, которую мы совершенно не знали, где хранить. Отрезали от неё кусок 8×4 метра, обликовали трехпрядным полипропиленовым тросом и сделали всё необходимое. Смело можно заметить, что парадный трап и подтрапная сеть – лицо корабля. Первое, что бросается в глаза всем приходящим. Так что, один показной вопрос решен.

День выдался после прошедших проливных дождей исключительно жарким. Предложил старпому вывесить над штурвалом тент от солнца, пока рулевые не начали падать. Его я пошил ещё в Сингапурском рейсе, и он себя очень хорошо оправдал. Поручил новому парусному мастеру Мише руководить этой подвеской, чтобы вникал в процесс. Заодно и ознакомится ближе с конструкцией.

День закончился волейбольной баталией, в которой мы со стармехом, по разные стороны от сетки, спорили за каждый мяч. Правила в нашей игре весьма условны, и отдавать очки, ни тот ни другой, никак не хотели. Только, благодаря примиренческим действиям капитана, который наши словесные баталии пресекал спорной подачей, не поругались всерьёз.

03.08.16. Смонтировали блочную систему подвеса коромысла к обоим парадным трапам с новым несущим тросом от лебёдки. Закрепить коренной конец троса с обратной стороны барабана оказалось не совсем простой задачей. Трос прижимается планкой на двух винтах. Чтобы не выскочил при полном его разматывании, его надо распушить и проволоки загнуть вовнутрь. Тогда он будет заклиниваться. Матрос, которому поручено, сделал всё энергично, но всё там у него торчало в разные стороны. Если будет динамичный рывок – вполне может трос проскочить под своим креплением. Конечно, запаса витков троса на барабане хватает, даже для большого прилива, когда трап к причалу опускается достаточно круто. Но бывает необходимость смайнать его до воды и ниже (купание курсантов и т.п.). Вот тут можно ожидать неприятности (мягко сказано).

На второй лебёдке просто отрезали пряди троса от сердечника, а его загнули вовнутрь и прядями троса обернули. Лишнее отрезали. Получилось компактно и надёжно. Сердечник, если трос поползёт, будет заклинивать трос под крепящей планкой. Придётся так переделать и на левом борту.

С парусным мастером Мишей сконструировали новый тент на палубу бизани, где ожидаются всякие банкеты и прочие торжества. Сняли все необходимые размеры. Миша сделал чертёж, который я несколько раз забраковал из-за неточностей. Его отправят в университет, в надежде, что город оплатит материалы и пошив в какой-либо организации, занимающейся этим делом. Лично я глубоко сомневаюсь. Были бы нитки и материал – сшил бы сам, несмотря на примитивность американской швейной машины «Глобал», которую, в старинные годы в Штатах купили «Палладе». Более непродуманное устройство трудно найти. Но, в то время были рады и этому, хотя бы потому, что вылет её – стандартный для тканей больших размеров – 750 мм. Остается только с грустью вспоминать немецкую машину «Адлер-366», приобретения которой, я добился на «Мире».

Отметил несколько признаков неаккуратного обращения с сантехникой в душевой, несмотря на мои увещевания по утрам на планёрке. Будем жёстко разбираться.

04.08.16. Пересекли Жёлтое море. Не иначе, как название от того, что окружено жёлтыми людьми со всех сторон. Кто-то говорит, что от рек, которые несут ил такого цвета. Но само море обычное, серое и только постоянные шапки зеленых водорослей, эдакими лесными лужайками, встречаются по курсу. Большая приборка, мытьё палубы и надстроек, подкрашивание всяко разного и т.д.

Во второй половине дня с новым парусным мастером в парусной начали плести новые грузовые шкентели для трапов. Трос попался более толстый, чем тот, что я подбирал к коромыслам. Ну, что же, тем нагляднее пробивки огона. Для Миши это хорошая практика. Он должен знать и уметь это дело до автоматизма. Впрочем, успели сделать только по первому замку. Много времени ушло на зажим троса в коуше. Тросовые зажимы (клипсы) чуть уже ширины коушей. Пришлось повозиться, прежде чем трос надежно прижался к ручью. Надо будет заняться в будущем изготовлением машинки под разный размер коушей – видел, когда-то на «Кайво-Мару». В принципе – несложно. Такой нет ни на «Мире», ни на «Надежде».

3. Швартовка в Циндао

«Паллада» в Циндао

05.08.16. Ошвартовались в Циндао. Китайцы здесь, действительно, встречают «Палладу» очень дружелюбно и торжественно. Красная дорожка от трапа. Большой плакат – «Церемония встречи русского парусника «Паллада». Бой барабанов штук около сотни. Танцовщицы в национальных костюмах и т.д. Всё это, несмотря на раннее для них утро. Оркестр без передышки играет «Калинку». А уж, песня 50-х годов «Москва-Пекин» в этой окрестности, едва ли, как настоящий гимн. Звучит без передышки.

Впрочем, палубной команде было не до этого. Как и водится у китайцев – где-то, они, что-то, да и забудут. На причале нет штатных швартовщиков. Поэтому, наши тяжеленные швартовы, таскали на немалое расстояние до береговых битенгов всякие кино и фотооператоры и ещё какие-то люди в официальных костюмах.

Сразу же начали готовить и поднимать флаги расцвечивания и гирлянды. Дело это совсем непростое. От топа грот-мачты одновременно надо подавать на другие мачты гирлянды на стальном тросе и во встречном направлении – флаги. Всё это крепится на бесконечном кольце фала с двух сторон. Повезло, что погода почти безветренная и без дождя. Мои «Надежда» и «Мир» давно уже избавились от гирлянд – на обоих установлены прожектора с цветной подсветкой. Но «Паллада» – по старинке. Хорошо, что есть несколько матросов, которые уже знают, как и что крепить на высоте.

Циндао. Традиционная встреча в порту

Другой проблемой, о которой мы знали – большие амплитуды приливов-отливов. Пока возились с флагами, начался отлив. Парадный трап постепенно поравнялся с уровнем причала. Кое-как с крыши носовой надстройки смайнали на палубу очень тяжёлую сходню. Всё руками – нет стрелы. И мою канатную дорогу для этой цели – водружать, просто нет времени (но, чувствую зебрами, что для обратного подъема – придётся). Эта сходня представляет собой половинку от разборного трапа, который применяется при швартовке кормой, если нет трапа от порта. Очень тяжёлое сооружение.

Но главный недостаток – как сходня, он вообще, не должен применяться. Его ступени занимают нормальное положение, если установлен вкрутую. При горизонтальном, когда палуба уходит ниже причала – ступени занимают вертикальное положение. И хотя они имеют широкие закругления, ходить по ним весьма непросто. Между ступеней естественные провалы. Оступиться с последствиями для неподготовленного человека – элементарно. Что уж говорить о безалаберных китайцах, да ещё с детками, которые по нормальному-то трапу, поднимаются, как на Эверест. Но, деваться некуда.

Провозились до обеда. Китайские власти в отличие от Даляна приняли нас весьма благосклонно и оформили, не отрывая нас от работ на палубе.

Исчезнувшая фигура динозавра.
Снимок сделан в прошлое посещение Циндао

После обеда вышел посмотреть, что изменилось с прошлого года. Исчез только гигантский динозавр перед музеем. Но в помещении бывшего Олимпийского парусного центра (пекинская Олимпиада 2008-го года по парусному спорту проводилась в Циндао) – работает вай-фай. Помещение большое, множество столиков. Только устроился где-то с краю, как подошёл китаец и предложил кружку пива. Поначалу отказался, но передумал. Спустя минуту появилась тарелка с орешками. Показал китайцу телефон и тот мгновенно его настроил на вай-фай.

Олимпийская гавань в Циндао

Прежде всего, переговорил с Машей – всё, вроде бы, хорошо. Посмотрел почту – много поздравлений с днем ВМФ и всякой информации от друзей. Но отвечать – слишком много надо терпения, нажимать в эти сенсорные буквы. После, как-нибудь.

Прошёлся вдоль гавани с яхтами умопомрачительных размеров (но с бермудским вооружением!). Тьма катеров, спортивных яхт и т.п. Народу много – место весьма посещаемое. Где-то, мы здесь с Сидоровым Юрой ходили в прошлый раз – ничего не могу вспомнить. Достала духота (30 гр.) – вернулся. А тут сборы всего экипажа и курсантов на ужин в ресторане.

Вечерний Циндао

4. Шведский стол. Парусный фестиваль

Мы в этом ресторане были на таком же мероприятии в прошлый раз. Но, где-то этажом выше. Сейчас – шведский стол. Мест более чем достаточно. Я взял сырых свежих креветок (с ладонь размером) и к ужасу китайцев, начал их есть. Обступило меня человек десять. В т.ч. и шеф-повар в большом белом колпаке. Одни смеются, другие машут руками – нельзя, дескать. Я им ответил, что их миллиардного населения ещё не было, когда я ел эту живность только в живом виде. Попадались такие креветки в наши яхтенные ловушки в достаточном количестве, даже без цели их добывания, и употребляли мы их на яхте, исключительно в натуральном виде. Поэтому я их и взял.

Тем не менее, на столе появилась газовая горелка с кастрюлей, в которую переводчица Оля (все они для нас Оли, Маши, Вали и т.д. из-за своих непроизносимых китайских имён) посоветовала, их, всё-таки положить. Вкус, конечно, совершенно, уже не тот.

Как выяснилось, чуть позднее, я вообще, взялся за шведский стол не с того конца. Оказалось, что здесь было разложено всё, что требует варки. А самые съедобные блюда оказались с другого конца этого бесконечного прилавка. Народ там набрал множество видов шашлыков из мяса, кальмаров, осьминогов и прочих вкусностей. Я же взял мороженого разных сортов и на этом всё. Перед этим тоже чуть было не обмишурился. Такие на вид вкусные персики в большой вазе. Взял самый крупный – подозрительно лёгкий. Оказалось рекламное папье-маше. Вот было бы смеху! (Но, кто-то из команды, тем не менее – купился).

Зал, в который нас посадили, вмещал человек 500 или более. Так что наш экипаж с курсантами и юнгами был вообще незаметен. Не знаю, сколько стоит отдельное посещение этого шведского заведения, но, понятно, что завидущими глазами можно набрать много чего, а осилить – нереально. Говорят, что плата совсем незначительная. Видимо, себя оправдывает.

После ужина все направились на торжественное открытие фестиваля, недалеко от стоянки. Всё, по-китайски, очень церемониально и торжественно. Экипаж «Паллады» встречали очень восторженно. Речи, концерт и т.п. Запомнилось выступление мастеров У-шу. Действительно, сильно. Тут и все их отточенные взмахи и акробатика. Брюс Ли в чистом виде.

06.08.16. Из-за сильных приливов выросла проблема – как китайскому народу перемещаться по сходне. Элементарно провалиться между ступеней с непредсказуемыми (или наоборот?) последствиями. Плотнику и двум матросам фока поручил сколотить из трёх досок из аварийного комплекта настил поверх ступенек сходни. Поперечные планки их скрепили и всё получилось. Теперь, когда трап круто стоит к причалу – подъем по нему нормально по ступеням – они горизонтальны. А, как только палуба при отливе поравняется с причалом – кладется настил поверх.

Экскурсия на катере

Утром объявили недолгую (один час) поездку вдоль берегов на большом круизном катере. Неожиданно разошелся дождь, но, удачно, к отходу катера прекратился. Большой салон вместил много народу. Боковые окна во весь рост от палубы до подволока дают отличный обзор. Действительно, побережье живописное. Я их столько видел, что пронять меня подобными красотами невозможно. Всё застроено высотными домами – этажей по сорок. Говорят, что всё миллиардное население Китая в основном сосредоточено на достаточно узкой прибрежной зоне. В глубине пустыни, горы и отдельные сельскохозяйственные угодья. Судя по застройке берегов – так и есть.

На обратном пути недалеко шла подводная лодка. По очертаниям напоминает «Варшавянку», но имеет кормовой вертикальный плавник над корпусом. Её же мы видели, когда заходили на швартовку. В салоне по нескольким большим телеэкранам показывали открытие Олимпиады в Рио. Карликовые государства типа Сан-Марино пляшут и поют. Попутный ветер! Смотреть это двухнедельное шоу после необъяснимого фашистского наезда на наших атлетов отказываюсь. Мой личный протест.

Олимпийский яхтенный центр в Циндао

5. Китайская логика

После обеда направился искать супермаркет – что-нибудь, для увеличившейся семьи. К моему удивлению в телефоне на карте, скаченной Циндао, появился знак навигатора. Набрал в поисковике карты название, и оказалось, что это совсем рядом. Многоэтажный супермаркет, совершенно европейский – с эскалаторами, с красивым оформлением и т.д. Рано или поздно, купив каких-то детских одёжек, а себе и сумку через плечо (почти бесплатная – чего бы, себе отказывать, а то, подаренная Костей, уже начала напоминать бомжицкий атрибут) – направился к кассе. Как правило, кассы внизу, где общий выход из продовольственного и других отделов. Но, мне сотрудник подсказал, что касса на третьем этаже – вот она, рядом. Мимо неё я только что ходил и рассматривал всякие электронные прибабахи, совсем мне ненужные. Народу – никого. Но только направился к ней по подсказке, как меня опередили какие-то тётки с кучей коробок со сковородками. Я – третий.

Далее началось нечто невразумительное. Очень долго кассирша возилась с каждой коробкой. О чем-то они спорили с покупательницами. Перестала работать машинка считывающая штрих-код. Пришла, видимо, старшая. Что-то долго там щёлкала на пульте, стучала о прилавок этой штукой – наконец, касса заработала. Очередь выросла неизмеримо. Ещё бы – такой гигантский этаж, где продается всё: от телевизоров с компьютерами, до чайников и детской одежды. И всё равно, что-то не ладилось, в чем-то не было согласия сторон – очень медленно исчезали эти коробки. Какой-то мужик позади меня, увидев, что у меня много мелких вещей, попросил пропустить его вперед с каким-то чайником. Проходи!

Наконец, очередь дошла и до него. Но без упаковочной коробки его не обслуживают. Между тем, толпишка, преимущественно из дам, видя, что я пропустил этого аборигена, посчитала меня совсем лишним в этом строю. И ринулась к кассе. И я со своими тряпками остался вообще, на отшибе. Попытки по-аглицки, что-то проверещать: позвольте, я ведь тоже с вами – понятное дело, не увенчались ничем.

Но тут, – «русский с китайцем – братья навек!» – вмешалась женщина-продавец, которая уже собралась уходить после своей смены. Она поняла обстановку, что-то пропела на птичьем языке своей товарке за кассой и притянула к моей тележке за рукав своего сменщика. Тот оторвал все магнитные клипсы, я протянул карточку и снова – затор. С картой может работать только та самая старшая. Мой помощник ринулся за ней. Минут через 20 пришла главная, и в секунды вопрос закрыт. Всё это время китайки, угомонившись, терпеливо ожидали. Хорошо, что я купил сумку. Ни о каких пакетах за этой кассой и речи не было. Затолкал всё – поместилось.

Позже, всё-таки сообразил – надо было вернуться обратным ходом к эскалатору, на котором поднялся. И там выходить через общие кассы. И не обращать внимания, на подсказки, что касса только одна. Китайский язык и их логика – непостижимы.

Циндао

07.08.16. Солнце в каком-то мареве. Духота – пот льётся ручьями. Что-то за 35 градусов с дикой влажностью. Спасение только внутри судна – три кондиционера, как бы не сглазить – не повели ни разу. Конечно, заслуга рефмеханика Виктора Алексеевича, с которым мы всегда уважительно здороваемся. В борьбе с кадетами за герметичность судна я почти победил. Последнее время не вижу открытых люмиков. Доказать этим упырятам, что открытые иллюминаторы холода не добавят, практически невозможно. Не доходит, что перекачка забортного воздуха приводит только к обмерзанию датчиков и остановке кондиционера. К сожалению палубной команды, среднее кольцо системы кондиции одно для их кубриков и наших кают. Нельзя отделиться. А так бы, если не понимают – да, варитесь в собственном поту, до посинения! Другой науки не придумано.

Основная масса уехала на фестиваль пива. Прошлый раз я принимал участие в этом деле. Всё как бы хорошо, но очень долго пришлось ожидать открытия. Да ещё два часа ехали по городу до этого места. Затем всё те же китайские церемонии с речами, приветствиями и т.п. Но концерт был интересный – даже с дамами на шестах и пива, хоть залейся. Но я весьма несильный в этом плане. И до сих пор не понимаю, как можно в себя впихнуть литра три этого дела.

Фестиваль пива.
Снимки сделаны в прошлое посещение Циндао

6. Алекс

На этот раз я был дежурным боцманом (хотя и возложил на Мишу обязанности боцмана мачты, но его отправил – пусть там отдувается). Внутри судна очень комфортная температура – кроме приема воды на палубе делать нечего. Маша позвонила – у них тоже духота, влажность и переносить это тяжело. Посоветовал ей установить кондиционер срочным порядком. Сеня должен спать в комфорте. А то, говорит, что даже собаки ищут укрытия под креслом, что когда-то привез из Даляня. Видимо, там имеет место какая-то продувка от окна. Собак две – Клёпа (йорк), названа так из-за своего размера и французский бульдог с непонятным мне именем – такая живая неудержимая торпеда. Мы после Алекса зареклись заводить подобную живность, но попробуй что-то доказать Маше. Так и появились новые члены семьи – вначале у Маши, но потом плавно переместившиеся под опеку Любашки.

Конечно, красавца Алекса (чистопородного немецкого дога с мраморным окрасом, весом под 100 кг и в холке под 110 см, на любой выставке, бравшего первые места) – заменить невозможно. Алекс, только что, говорить не мог. А так – понимал всё. И был весьма молчалив и терпелив. Как уж, маленькая Маша его не таскала и за уши, и хвост, и прыгала на нём, и руки в пасть совала (баскетбольный мяч, как-то отнял у детей на спортплощадке и бегал с ним, держа во рту, пока не прокусил). А когда, возвращались от друзей через частный сектор, множество собак поднимали лай во дворах. Стоило лишь только приказать дать голос, Алекс сначала удивлённо смотрел (да, пошли они все!), затем издавал негромкий рык, и сразу, наступала оглушительная тишина. Собаки по звуку опознают, с кем имеют дело. Кот Филя воспринимал его, как огромный матрас и спал на нём, ещё и кусался, когда Алексу что-то снилось, и он пытался бегать во сне. Любимая привычка Алекса при встрече со мной после работы – вытянуться во весь свой рост (от носа до копчика – рулеткой с изгибами по голове и холке – 2 метра 30 см), положить лапы на плечи, лизнуть слюнявым широченным языком по всему лицу (как не уворачивайся!) и потрясти своими классическими брылями над моей головой от всего своего собачьего восторга.

7. Проводы в Циндао. Курс на Пусан

На церемонии отплытия «Паллады» из Циндао

08.08.16. Торжественные проводы. Большое красочное панно-плакат «Церемония отплытия парусника «Паллада». Духовой оркестр, исполняющий «марш Ляодунского пластунского полка». Когда-то у меня была пластинка с этим маршем – сразу вспомнились курсантские годы в Адмиралтействе, когда под этот же марш, характерный своим приплясывающим ритмом, водил всё училище по улицам, в то время ещё Ленинграда, незабвенный его начальник, вице-адмирал Кучер Аркадий Терентьевич.

Заранее приготовленные к подъему паруса, взлетели по штагам, как только к борту подошли буксиры. Ещё ранее перед этим, пока курсанты с капитаном и комсоставом участвовали в митинге, я без особых согласований убрал все дополнительные швартовы и подтрапную сеть. Парадный трап притянули к борту, не заваливая. Думаю, что обвесы на его поручнях с названием, очень даже хорошо смотрелись с причала. Так что, шоу с подъемом всех косых парусов у причала и как бы, отхода под ними, для гостеприимных китайцев в Циндао, явилось неожиданным сюрпризом.

Укатали паруса уже далеко от берега. Ветра почти нет. Спешить некуда. Время прибытия в Пусан только 19 августа. На шлюпочной лебёдке левого борта обнаружилось повреждение грузового троса – обрыв проволоки, которая сползла по тросу. Сняли трос, вытащили бухту запасного и, пользуясь моментом, устроил, хотя бы для команды грота, учение по плетению огона. Трос 16 мм, достаточно жесткий и пробивки против свивки весьма наглядны. Руководить процессом поручил Мише – сам наблюдал со стороны, но иногда вмешивался по мелочам, типа, как правильно пользоваться свайкой и направлять пряди троса во избежание колышек.

09.08.16. Духота на палубе, прямо-таки, африканская. Массовое устранение замечаний по покраске, обивке и прочим делам. Для обработки планширей на ограждении выдал две мощных болгарки со специальным резиновым адаптером. На него кладётся круглый лист крупной наждачной бумаги и снимается слой старого лака очень эффективно. Позже будем пытаться и палубу обрабатывать также. Палуба покрыта досками в 50 мм толщиной из африканской сосны, которая не подвержена гниению и воздействию на неё морской воды. Эти доски крепятся сотнями шпилек, приваренных к палубе. Со временем, несмотря на тщательную обработку от попадания воды на шпильки и гайки, часть из них начинает ржаветь и около деревянной пробки, прикрывающей это крепление, образуется ржавелый подтёк. Да и под отдельными досками вода проникает, несмотря на мастику, которой обработаны все швы.

Надо отметить, что палубное покрытие этими досками на «Палладе» выполнено с большим умением и тщательностью. Учитывая бесконечное множество, выходящих из палубы стоек, каких-либо фундаментов, обухов и прочего, надо было много терпения и мастерства, чтобы красиво заделать все эти выступающие части. Всё это образует неповторимый узор, которому удивляются всякие гости. По слухам, квадратный метр покрытия палубы ценой с автомобиль среднего класса. Конечно, за палубой следим и бережём, но не всегда это удается. То прольют краску, то гидравлика брызнет или ещё что-то. В таких случаях курсанты вручную пытаются зачистить эти места разными инструментами.

Закончили плести огон на грузовом тросе шлюпочной лебёдки. Четыре пробивки против свивки с двумя замками вполне надёжно. Установили всё на место – одной проблемой меньше. По авралу подняли косые паруса и начали движение по Жёлтому морю. Мелководное и какое-то безжизненное. Китайцы выловили всё, что здесь когда-то шевелилось.

Начали с Мишей ремонт обвесов снятых с ограждения носовой надстройки. Ими мы прикрываем всякий рабочий хлам. Постепенно обвесы в местах касания со стойками начинают желтеть (а те, конечно, ржаветь без ухода). Проверил в действии переносной компрессор. Откопал его в завалах плотницкой в заброшенном виде. Купил ещё до выхода в рейс для него два манометра и переходник на байонетное соединение. Работает, нагнетает до 8 атм. Но, конечно, до мировского стационарного далеко. Тем не менее, будем пробовать его для краскопульта. С трудом нашёл кусок подходящего шланга у механиков. Совсем небольшой, но для проверки эффективности хватит.

В парусную зашёл капитан Николай Кузьмич. Рассказал о планах на 2020-й год – большое плавание в честь юбилея открытия Антарктиды. Конечно, я вежливо покивал головой. Но для меня 2020-й год – как для знаменитой, безвинной страдалицы, Исинбаевой Елены – очередная Олимпиада в неясном тумане. Тут, на год-то наперёд, планы строить…

Новая контр-бизань

10.08.16. Подняли косые паруса с контр-бизанью. Поехали ближе к Японскому морю. Лечь в дрейф для продолжения работ, а заодно и узнать новости по ТВ. Всё Жёлтое море – какая-то электронная дыра – спутники не ловятся. Ближе к Китаю всего одна их программа, на английском языке и часто с субтитрами. Что меня удивляет, вроде бы какие-то основы знаю, но понять ничего не могу – какие-то слова, которых даже в словарях не встречал. Наверное, нам вдалбливали английский времён средневековья. Шекспир, увидев эти титры, точно, потерял бы челюсть от изумления.

Впрочем, сын моего Шадрунова, тоже Володя, живущий много лет в Лондоне и безукоризненно владеющий языком, рассказывал как-то при встрече, что там ситуация ещё хлеще, чем у китайцев. У последних, как известно, жители соседних провинций понять друг друга не могут. Вот и у англичан, настолько, по его словам, упрощён классический язык, что почти такая же проблема у жителей восточной и западной частей города. А, характерное для жителей рабочих окраин общение на т.н. языке «кокни», в котором произносятся только начальные слоги – понять другие, вообще, не могут. Так что, куда уж, нам сиволапым с нашим «презент индефинит пэссив войс»… Даже знаменитый суперлингвист Дмитрий Петров (программа по «Культуре» «Полиглот» – 16 уроков любого языка) – вряд ли поможет.

Ремонт обвесов. Истрепало их изрядно, особенно на углах ограждения надстройки. Мой заместитель по мачте Миша – ныне парусный мастер – разрывается и там и здесь. Здесь, в парусной, в попытке освоить швейную машину. На мачте, тоже дел не меряно. В основном, уход за планширями, палубой и т.д.

Опробовал краскопульт от компрессора. Перед этим пришлось по-всякому соединять отрезки шлангов, чтобы соединения были надёжными. В общем-то, всё получилось. Краска распыляется, всё путём. Но, скорее всего, придётся пользоваться воздухом от общекорабельной системы, благо она выведена на палубу. Но, ещё не вечер.

11.08.16. Пекло на палубе – удушающее. Боцман грота Николай Иванович, в кои-то веки, разулся, чтобы пройтись босиком во время поливки палубы после работы. И тут же, запрыгал в режиме ирландского степа – доски нагрелись. Прыгнул в текущий ручей от шланга, но это ему мало помогло. Палубный народ зачищает от старого лака деревянные планширя ограждения. Делается это двумя шлифовальными машинами (мощные болгарки с резиновыми адаптерами) и вручную наждачной шкуркой. Хорошего мало – в дрейфе практически нет сквозняка. Я требую, чтобы помимо защитных очков, обязательно были респираторы, но народ относится к этому с недопустимой лёгкостью.

Какой-то умник в прошлом на части планширей ограждения мостика и квартердека вырезал с боков продольные канавки (говорят, был специальный инструмент). Конечно, вид они придают, но возни по их зачистке – не меряно. Кадеты, как и на всякой монотонной работе, начинают откровенно тупить и делать вид. Вся эта возня предназначена для трёх дней будущего саммита. До него ещё 20 дней и приходится всей подготовкой заниматься с оглядкой на будущую погоду с дождями – ржавчина, как с ней не воюй, всё равно проявится. И т.д. Всё надо подготовить буквально в последний момент. Откровенно говоря – осточертело. Не занимаемся тем, что действительно необходимо – обслуживанием парусного вооружения, согласно графику. Работа эта требует внимательности, но заниматься ею некогда.

Последняя информация о предстоящих планах: после трёх дней обслуживания саммита сразу уходим в Магадан, а оттуда заход на Камчатку – вернуть кадетов. Студенты на рыбообработке, говорят, уже разбежались (ну, кто бы сомневался, в этих маменькиных детках!), а нескольких оставшихся отправят самолетом. В Магадан мы ходили на «Надежде», когда-то очень давно. Для них заход большого парусника в их короткое лето – событие. Интересный город с большой историей, связанной с именами Королёва, Козина, Высоцкого, скульптора Эрнста Неизвестного и многих достойных людей. Ну, что же, Колыма, так Колыма!

8. С Днём рождения, Борис Леонидович!

12.08.16. Отмечаю дни рождения своих друзей только воспоминаниями о них. И сегодня, где-то в Атлантике или Средиземном море замечательный мой приятель Борис Леонидович Зеленский, старший механик «Мира», встречает эту дату. В заметках о работе на «Мире» много раз я вспоминаю о наших совместных делах, велосипедных путешествиях и разных приключениях. Борис Леонидович имеет редкостный дар, даже в условиях своей непростой должности: абсолютная аура доброжелательности. Всегда Борис Леонидович окружен людьми, считающими (и совершенно справедливо!) его своим лучшим другом. Кого уж только нет в этом кругу: и Виктор Николаевич Антонов – капитан-наставник «Мира», постоянный наш соратник по велопрогулкам, обливаниям и купанием в ледяной воде, и капитан эстонской яхты Маркус, и главный конструктор Зигмунд Хорень, и переводчица Кристина, и экипаж яхты Акела, и вся наша дружная компания на «Мире» – навигатор Валерий Васильевич Бурлаков, Наталья – второй помощник капитана, Тимофей – начальник радиостанции, Юра – боцман грота, примкнувшая к этой компании во время тренизовских походов моя племянница Татьяна – наверное, не хватит судовой роли «Мира», перечислить всех.

Что интересно, любой новый человек, встречавшийся с Борисом Леонидовичем, неизменно чувствует себя совершенно, в своей тарелке на фоне благожелательности и доброты этого человека. Единственное исключение – это когда, будучи приглашенными на юбилей латвийской яхты «Спаниэль», нечаянно пересеклись с одним посторонним махровым русофобом средних лет. Даже Борис Леонидович, оказавшийся с тем за одним столом, не смог, всем своим обаянием и открытостью, победить этого гитлерёнка. Со стороны – вроде бы, из сумасшедшего дома сбежал какой-то дубовый псих. К счастью, единичный случай за всё множество различных встреч.

Нет возможности связаться, хотя бы по телефону – где сейчас «Мир»: у берега или в море? Надеюсь, выйдем на связь рано или поздно. В любом случае: дорогой Борис! Здоровья и удачи! Твоей семье, супруге Светочке, детям и любимым внукам всего самого светлого! Спасибо тебе за фотографии, которые часто получаю по интернету – оставайся всегда таким, как есть, и в жизни и на фото!

Вечером встали на якорь – 9 смычек. Это как раз та стоянка, где нас по весне (или ещё зиме) проволокло вместе с якорем более 3-х миль каким-то налетевшим ветром. На сей раз – тишина. Надо ею воспользоваться и по очереди зачистить оба цепных ящика. Как якорь-цепь не поливай напором воды из пожарной магистрали в клюзе, всегда она в своих звеньях приносит ил и всякие донные осадки. Но всё это по окончании штурмовой работы с планширями.

9. Жара

13.08.16. Дело по очистке и покрытию лаком планширей ограждения борта движется, хотя и медленно. Но осталось уже совсем немного. Главная причина – сильная духота на палубе. Солнце, которого так не хватало по весне, теперь нещадно печёт сразу с утра, со своего подъёма и до захода. Палубные доски нагреваются – босыми ногами по ним ходить невозможно. Поливаем их по окончании рабочего времени пожарными шлангами. Но, тоже проблема – динамо-машина (а это один дизель-генератор) держит нагрузку на пределе. Пуск и работа пожарного насоса – уже своя проблема.

Три станции системы кондиционирования воздуха (СКВ) плюс камбуз, да общекорабельный водонагреватель (остальное мелочи) – забирают всё электричество на себя. Насколько я помню – и на «Надежде» и на «Мире» по этой причине среднюю СКВ не запускали вообще. Перебивались естественным перемешиванием воздуха по главной палубе и в тёплых морях доставало это и курсантов и наш твиндек, которому вообще доставались крохи. Поэтому у меня стойкая привычка держать наготове два вентилятора. Надо отдать должное – на «Палладе» пользоваться ими приходится редко. И сейчас спасение от палубной жары – внутри судна. Вроде бы народ кадетской национальности (Костино выражение – главного боцмана до меня, с «Мира») проникся, и уже свои люмики держат закрытыми. Хотя, по поводу дверей на палубу, приходится их, время от времени, жестко прихватывать. Но уже, эти шёлковые, по-первости своего пребывания, детки, научились многому и в первую очередь – легко вешать разную лапшу на уши.

Вроде бы договорился с администраторами – перед обедом и после работы устраивать на палубе душ из забортной воды. Пару раз провели это дело и на этом умерло. Подобное мы уже проходили в разных ипостасях. Больше встревать не буду – мне хватает моего ведра на веревке.

14.08.16. Старпом сказал Мише, что неплохо бы зачистить до металла небольшую часть стенки кормовой надстройки. Миша со своими нукерами ободрал краску буквально со всей поверхности левой стороны. Заполировали медными щетками всё теми же болгарками – получилось хорошо. Но, на мой взгляд – работа лишняя. Эти части надстройки подвержены выхлопу от дизелей. При движении ветром всю копоть, хотя на отрегулированной топливоподаче она и не заметна, как раз, несёт на них. Постоянно приходится эти стены мыть всякими моющими средствами. Грунтовать собирается вечером после работы, силами, нарушивших его требования по дисциплине и порядку, кадетов. Ну, что же, иногда необходимы и такие методы.

Вытравил всю якорную цепь (240 метров) из цепного ящика левого борта. Провели освещение, убрали засохший ил и прочую грязь, попадающую с цепью. Начал менять якоря – левый в клюз, а затем отдать правый. Выбрал до третьей смычки и на этом брашпиль отказался вытягивать, хотя положение цепи панер (вертикально) и якорь ещё лапами держит грунт. Глубина, между прочим, 80 метров и вес самой якорной цепи, да ещё зацеп за грунт якорем остановили всё дело. Попытки потравить и со слабиной выдернуть якорь не удались. Только отдал в воду, уже выбранные 5-7 метров. Главная причина не только в весе – нагрелась гидравлика. Такое уже было, когда нас ночью понесло с якорем на стоянке перед Нагасаки.

Ход мы дать не могли – механики уже вторые сутки меняют подшипник на редукторе. Да и долго работать насосами гидравлики – тоже не могли. Нагрузка скачет от рывков при включении двух насосов. А мощность дизеля и генератора на пределе, за счет работы трёх станций СКВ. Да ещё и камбуз пора включать на приготовление ужина. Трубопроводы гидравлики горячие и под местным пеклом остывать не желают.

Отдал семь смычек с правого борта. А по левому борту растянули два мощных троса от аварийного пластыря – от брашпиля до кормового шпиля. Заложили их в три надежных канифас-блока и между собой соединили такелажной скобой. Всё это для подъёма якоря объединёнными усилиями брашпиля и кормового шпиля.

Перед ужином, когда выключили электрокотлы на камбузе, завели стропку из надежного троса в звено цепи прямо в якорном клюзе, соединили её с приготовленным тросом. Завели на кормовой шпиль другой его конец и цепь от совместных усилий стронулась. Через пару переключений якорь вышел из грунта и через некоторое время уже без помощи кормового шпиля цепь пошла от брашпиля.

Отдал на правом борту всю цепь, почти до конца 10-й смычки, так, чтобы можно было работать в цепном ящике. Это уже на завтра. А протянутый трос оставили. Наверняка, придётся также вытягивать и правую цепь с якорем, несмотря на подмогу двигателем. Хотя по проекту, брашпиль должен вытягивать с глубины якорную цепь в 90 метров длиной с якорем. Наверное, так и есть, но перегрев гидравлики не даёт такой возможности, пока вытягиваешь предшествующую сотню метров.

15.08.16. Выходишь на палубу – окатывает волной тепла. Очки, телефоны, бинокль сразу запотевают. Сразу вспоминается филиппинский поход на яхте, когда вода за бортом была 33 градуса, и деться от постоянной турецкой бани, было некуда. Сейчас, конечно, проще – нырнул в тамбур надстройки – сразу окатывает холодом, хотя в нём, совершенно не прохладное место. Народ иногда чувствует симптомы перегрева. Такое было и с Мишей – дня два неважного самочувствия. И даже я почувствовал нечто такое же. Недаром, читая в прессе о подготовке космонавтов для выживания, они говорят, что переносить условия холода легче, чем жару в пустыне.

Зачистили цепной ящик правого борта. Когда вытравил всю цепь, показалось, что его дно гладкое и ровное и ничего убирать не требуется. Но, на самом деле, слой ила и прочей принесённой грязи так утрамбовался якорной цепью, что стал похож на асфальтированную площадку. Вынесли около 20-ти вёдер ила и песка.

16.08.16. Явный перегрев. Разболелась к вечеру голова. Последствия работы на крыше носовой надстройки и лекции курсантам по судовым устройствам – всё на том же пекле. Местный пленэр, так сказать. Кадеты, конечно, удивляют отсутствием интереса ко всем этим цепям, якорям и прочему железу. Впрочем, один подходил ко мне, записать все части якорного устройства. Я ему ответил, что для этого надо по новой повторить весь мой рассказ, проще прочитать об этом в любом учебнике. Удивлённый взгляд: «А, что, разве есть такие?» Другой, попросил атлас такелажных работ – как плести маты. Конечно, хорошо, что есть заинтересованные индивидуумы, но давать им свои книги – слишком отрицательный опыт. Посоветовал посмотреть в местной библиотеке или на стоянке – в интернете.

Один из руководителей практики обратился – помочь восстановить макет мачты с прямым парусом в аудитории. Это парус со всеми его снастями – в миниатюре, кофель-нагельными планками и т.п. Парус – не иначе, как изготовлен моим предшественником Дерябиным А.В. – с соблюдением точных пропорций и всех на нём деталей. Каждая снасть аккуратно закреплена миниатюрными марками и проведена весьма точно. Я делал подобный макет на «Надежде», только в более крупном масштабе и дополнительно с гафельным парусом. Знаю, сколько требуется умения и терпения – провести каждую снасть.

Но, конечно, планки поломаны, снасти перекручены – кадетское отношение к таким вещам всюду одинаково. Руководитель спросил новый кончик из линя, чтобы заменить старые снасти. Но, я ему показал на марки – что, так не сделает никто из его курсантов, а назначать матросов на это дело я не буду. Единственно, могу дать задание плотнику – отремонтировать планки и заменить станину макета мачты. А все старые концы, попросту, вымыть с моющим средством, в т.ч. и макет паруса, который затем выгладить утюгом. Пришли к консенсусу. Но, для меня всё это – потенциально неблагодарная работа. Сейчас она нужна для показа гостям саммита, но уверенности, что всё это не изломают ещё раньше – никакой.

После общения с кадетами во время своих занятий всякий раз убеждаюсь, что поколению моего времени, повезло в некоем плане гораздо больше, чем, вот этому, нынешнему. Мы, за неимением компьютеров, много читали, занимались спортом, занимались во всевозможных кружках. И когда подошла компьютерно-смартфоновская эра, она нас не затронула своим примитивизмом. Конечно, речь не обо всех. Но, сдаётся, что кругозор этих детишек, с которыми мы общаемся – очень ограничен. Поколение покемонов. Очень хотелось бы, чтобы я был неправ.

17.08.16. Правую якорь-цепь выбрал до семи смычек, через пару часов до трёх и на этом всё тормознулось. Не осиливает брашпиль веса цепи с якорем, да ещё не выдернутом из грунта с глубины в 80 метров. Дело не только в нагреве гидравлики, но и в применении звеньев цепи более крупного калибра. Звенья клинит в выемках звёздочки. Дополнительная нагрузка при таком весе. Но, и ещё одна причина – цепь перекручена по всей длине. Вертлюг на якорной смычке, по всей видимости, не эффективен.

В конце концов, после ряда попыток ломами вывернуть звенья в нормальное положение, длинным тросом и кормовым шпилём выдернули якорь и выбрали якорь-цепь. Что-то правый якорь со своей цепью доставляет проблем, как только дело доходит до его применения. С левым, пока проблем не было, хотя там такая же цепь с повышенным калибром звеньев. Интересный момент: скоба Кентера (которая соединяет между собой смычки) – в горизонтальном положении застревает в роульсе якорного клюза. Это уже с увеличенным калибром никак не связано. Понятно, что из-за перекрученности цепи она попадает в роульс не вертикально, чтобы свободно проходить к брашпилю. Но и в горизонтальном – она должна свободно проходить по ширине роульса якорного клюза. Разобраться со всем этим теперь можно только в доковом ремонте, когда выкатим цепь на стапель-палубу.

В завершение провели ряд учебных тревог, в т.ч. и, последнюю – по оставлению судна. Парадный трап в воду, два шторм-трапа вывесили с борта и курсантов в спасательных жилетах отправили за борт. Протянутый вдоль борта канат, два спасательных круга по корме и две спасательных шлюпки обеспечивали всё действо. Впервые, я вместо себя, отправил на них плотника и Мишу. Конечно, они вцепились в это управление руками и зубами.

Вода, где-то под 30 градусов. Палубный народ прыгал в воду со всех доступных верхних точек корабля (с ограждения крыши носовой надстройки, с борта и т.д.). Я тоже макнулся, но со ступенек трапа. Отпрыгался уже…

18.08.16. Продолжил плести огоны для грузовых шкентелей коромысла подвески парадного трапа. Старые изготовлены неизвестно когда и степень усталости троса тоже под вопросом. Плести надо против свивки троса с двумя замками в четыре пробивки. Обучать кого-то или проверять умение на таком деле не имеет смысла. Огон должен быть ровным, красивым в оплетке и оклетнёван только в местах выхода прядей концевого замка. Т.е., в отличие от старых – всё должно быть на виду. Тогда любое повреждение проволок или прядей огона и троса легко фиксируется. А так, как сейчас – весь трос заклетнёван вместе с плетёнкой огона и, что там под ней творится не знает никто. И, конечно, уверенность в качестве своей работы.

Работа движется не так быстро, как мог бы. Что-то спина никак не отойдёт. Все усилия на свайку и продёргивание прядей стального троса сопровождаются, совершенно, не радостным повизгиванием. Но, так или иначе, для одного трапа комплект готов.

Пока я отвлёкся от палубных дел, на палубе бизани (квартердеке) не обеспечили сварку стаканов для тентовых стоек. Дескать, проснётся сварщик Ваня… вот тогда. Наступило это «тогда» и никаких дел. Позже, заняться этой работой, вряд ли удастся. На стоянке в Пусане нельзя вести огневые работы, после по погоде всё под вопросом. Собрал свою команду – начали готовить сварку. Но, как бывает, последовали некие советы от администрации, как сделать по-другому. Чуть позже одна администрация сменила другую – новые советы. Единственно правильное действие в таком случае, прекратить вообще эту перестройку. Что я и сделал. А вывод из всего – старинный и верный: как сам наметил делать, так и делай. И не слушай никого. Ладно, всё это ещё терпит по времени.

10. Пусан (пусанское метро, пляж Хэундэ)

Паллада у причала пассажирского терминала в Пусане

19.08.16. Ошвартовались в Пусане. Снова в центре, хотя это несколько условно. От пассажирского терминала идти до торговых районов Тексако (в народном слэнге – Техас) и знаменитого рыбного рынка – не так уж близко. Несмотря на ветер, царит удушающая жара. Тем не менее, попёрся в город. Ничего нового. Выходишь на угол центральной улицы и какой-то боковой – сразу начинается нескончаемый базар. Прямо на улице расставлены все виды овощей и фруктов на любой вкус и цвет. Но, я в обычном не очень большом маркете купил по карточке немного фруктов и на этом мне всё надоело. Есть желание поехать на пляж Хёнде, с которым много связано в прошлой яхтенной жизни. По корейским законам до 1-го июля купаться в море запрещено, что мы активно нарушали во время своих приходов в Пусан на яхте. Но, повезло – штрафу не подверглись. (Понятно, что взять с этих психов в 15-ти градусной воде?).

Но, разбираться с метро, что-то лень – отправился домой. По пути зашёл в пассажирский терминал. Первое, что приятно – холодок от кондиционеров. Второе – запищал в кармане телефон, который сам реагирует на наличие вай-фая. Тут же позвонил всем, кто был доступен. Наталья, отдыхавшая на острове Попова, Лёвка на яхте, где-то у берегов Сардинии в Средиземном море. Костя Попов на Седове, где-то в Европе. Жаль, что не все из-за разницы во времени, могли выйти на связь, но ещё не вечер. Почты от друзей достаточно много (в основном, с днём ВМФ), но отвечать по смартфону – выше моего терпения – мелкие буковки не дают сосредоточиться. Так что, по возвращении, всем отвечу.

20.08.16. Свободный день. С мотористом Ваней отправились на пляж Хэундэ (или Хёнде – произношение невнятное). Находится этот основной пляж Пусана на берегу соседнего залива Суёнманхан. Над пляжем расположен т.н. Литл-Таун – престижный район бизнесменов. Здесь же Олимпийский яхтенный центр, в котором довелось быть не один раз.

Весь залив пересекает двухуровневый мост – внизу для поездов, вверху для автотранспорта. В буквальном смысле – развитие инфраструктуры этого места прошло на наших глазах во время гонок на яхтах и на «Надежде». С каждым своим очередным появлением – глаза на лоб! Вначале метро, как-то мгновенно появившееся. Затем этот мост и мост через залив Пусан-хан, за которым мы сейчас ошвартованы у нового красивого пассажирского терминала. Выросший вдруг, куст небоскрёбов рядом с олимпийской стоянкой яхт, Откуда-то, взявшийся, гигантский океанариум на самом пляже Хёнде – причем весь он под землёй – только вход с пляжа.

Подвесной мост Кванан через залив Суёнман, один из символов Пусана.
Второй по длине мост в стране — общая его длина составляет 7420 м

Когда-то, чтобы добраться до центральной части города из яхтенного центра, приходилось около часа ехать на автобусе вокруг залива. Хватало всяких приключений: то не в ту строну сядем, то не поймём, почему автобусы мимо нас проходят не останавливаясь (оказывается, надо рукой показать) и т.п. Но в каком-то году, после знаменательной гонки из Окинавы, с блеском выигранной «Надеждой» у «Паллады» (отдаю должное капитану «Надежды» Василенко В.Н. с его десятком ночных авралов для лавировки против ветра. Тогда «Паллада» на сутки отстала), вдруг появилось метро. (Или это было после гонки «Нагасаки – Пусан»? Уже всё смещается в памяти…). Вот тогда-то, мы с боцманом Дюковым Алексеем, впервые сумели доехать на метро до Литл-Тауна, чтобы посмотреть океанариум.

Пусан

Запомнилось, что, вроде бы, это было недалеко и быстро. Но оказалось, что всё не так просто. С помощью персонала взяли билеты от Пусан-стэйшн до Хундаи. Это примерно 20 (!) остановок с одной пересадкой на другую линию. Все переезды короткие, но тем не менее. Надо отдать должное заботе дежурных на станции: заметив двух тупых европейцев, не соображающих ничего в цивилизованном метрополитене – объяснили, показали всё и, понимая, что тупость этих иноземцев (нас, т.е.) непроходима – сами разменяли наши деньги, взяли билеты в автомате, сами их запустили в турникет (я тщетно, по опыту московского, пытался их приложить к разным экранчикам).

Как-то удачно, мы попали на нужную сторону движения поезда, а то была бы проблема, ещё та. На обратном пути мы именно так и попались. А здесь – не просто перейти на другую сторону перрона. Надо выйти через турникет и пройти через такой же на другую сторону. Билет и пропал. Но, молодой кореец, к которому мы обратились – туда ли мы едем? – буквально взял нас за руку, провёл куда надо, нажал на кнопку вызова дежурной – та, своей карточкой отворила те и те дверки и всё обошлось. При выходе карточка забирается автоматом. В общем-то, так и во всей Европе.

В вагоне метро прохладно, много информации по движению и весьма удобно. Почти бесшумный ход. Из вагона в вагон можно пройти через торцевые двери. Московское метро по сравнению – кажется анахронизмом с его грохотом и сплошной рекламой на всех стенах, окнах и т.п. А уж, про билеты с чеком – вообще дико вспоминать. Даётся толстый кусок картона на несколько поездок, который за ненадобность выбрасывается в мусор. Чек – само собой. На эту макулатуру в советские времена можно было не один том Дюма приобрести. Сколько лет бываю в московском метро, столько этому и удивляюсь. С учётом его гордости за многомиллионный пассажирооборот – представляю, сколько бумажных комбинатов по стране только на московское метро и работает. Понятно, что реконструкция стоит денег. Но, наверное, удивлять иноземцев – это ещё круче. Хорошо, хотя бы, что питерское метро пользуется жетонами – только цены повышают. А так – безотходное производство. Думаю, что наряду с Зенитом – это бренд Питера.

На пляже тысячи зонтиков. Можно просто пройти к берегу и там обосноваться. Но накатная волна время от времени выплёскивается довольно далеко и вещи оставлять рискованно. Взяли за 8 тыс. местных денег (примерно 8 долл.) подстилку с местом под зонтиком. Хотели взять два шезлонга, но цена в 24 тыс. какая-то нереально нездоровая.

Пляж Хэундэ (Хёнде)

Вдоль всего пляжа идёт линия из буйков, которым я не придал никакого значения. Наверное, для детей. А за ним через метров 50-70 вторая длинная линия этих поплавков. Вот и хорошо, а то, даром, что ли, я тащил с собой маску с трубкой. Но корейская действительность убила все намерения. Стоило мне заплыть за первую линию, как раздались свистки спасателей. Ко мне ринулся водный мотоцикл с двумя водолазами. Не понял. Глубина у буйков мне чуть выше пояса. Что вам надо? В ответ, какая-то подвизгивающая галиматья. Как мне показалось, с угрожающими интонациями. Я им выдал весь боцманский лексикон – всё равно не поймут. Но нарываться не стал, вернулся к берегу. Прибрежная волна, куча народу в ней, вода почти горячая, в маску ничего не видно и т.д. Вышки со спасателями через каждые 50 метров. В них сидят одетые в гидрокостюмы свистуны и от скуки свистят всем подряд, кто погрузится в воду глубже, чем по пояс. На свист тут же летят водные мотоциклы, два катера и несколько плоскодонок от дальней линии буйков. Бред какой-то!

Из воды можно не вылезать часами, но и болтаться в ней, рано или поздно, надоело. Подстилку нашу занесло песком – комфорту никакого. Ещё раз макнувшись в этот компот, решительно собрались и отправились по берегу в сторону полуостровка, отделяющего пляж от яхтклуба. Песок горячий до невозможности – ноги кое-как привыкли. Никаких раздевалок – пришлось переодеться в ближайшем туалете. Прошли по дорожкам, опоясывающим полуостровок. С них открывались красивые виды на пляж и окрестности. В 96-м году финиш регаты на Кубок Кореи-96 был как раз напротив отеля-спонсора Парадиз. Сейчас эта супер гостиница, по тем временам, похожа на забегаловку среднего пошиба.

На мысе этого полуостровочка с моря видна круглая стеклянная большая постройка. Всегда я думал, что это один из бесчисленных ресторанов. Однако, к удивлению, это оказалось станцией метро. Но, мы прошли дальше к яхтенной стоянке и там уже, на очередной станции поехали к себе. (Правда, чуть не поехали в обратную сторону – см. выше).

Позднее, от своего коллектива, которого мы так и не дождались на пляже, узнал, что на левом его краю есть некая зона для европейцев, где не действуют местные придирки и нет свистунов.

21.08.16. Дежурная мачта. Покрасили гик. Пекло, хотя и тучки. Отпустил народ на пляж, поддавшись их стенаниям. Вообще-то, это не есть хорошо и обеспечение должно быть на месте. Ну, да ладно – взял на себя. Но, надо помнить, что к хорошему, привыкается быстро. А в нашем вареве – мгновенно. На следующий раз, подобное будет числиться, как бы, само собой разумеющимся.

11. Путь домой

22.08.16. Вышли из Пусана. Переход будет с дрейфом в дневное время для продолжения работ с бортами, ватервейсами и палубой. Всё зависит от погоды. На правом трапе новые грузовые шкентеля. Старые, оклетнёванные, непонятно какого года изготовления, и что с ними под клетнёвкой творится – выбросил. Новые – чистые – весь трос на виду и плетёнка огона в том числе. Оклетнёван только выход последней 4-й пробивки и концевого замка.

Что-то неладное творится со спиной – без видимых причин начинает ломить. Пришлось на якорной вахте, на жаре, стоять в собачьем поясе. Хорошо, что таскать ничего не надо. Наверное, время подоспело разваливаться понемногу. То левая рука с надорванными мышцами, а теперь спина, про которую и забыл совсем. Уже, видимо, и в обоз (если в ополчение) не возьмут. Про глаза нельзя забывать (чёрт меня дёрнул пойти в этот фёдоровский центр – теперь капать надо каждый день). Пора на свалку.

23.08.16. Обивка ватервейсов. Но, до обеда стучать не рекомендуется – ночная вахта отдыхает. Начали после обеда и успели в этом деле весьма немного. Больше всех и лучше всех у Миши на нашей с ним бизани (хотя, я давно уже все дела по мачте переложил на него). Миша ещё пытается и в парусной приобрести какой-то опыт работы на машине. Как нарочно, обе вдруг забарахлили. С большой справился, а с другой пришлось повозиться. Основная работа заключается в проверке и ремонте флагов расцвечивания. Это четыре больших кисы, набитых до отказа. После каждого подъема этих флагов надо восстанавливать их шкаторины и особенно углы. Флаги со временем начинают принимать странную форму (лохмотья и бахрома отрезаются), но на высоте, как бы, не видно.

На мачтах проделали важную работу – все ракс-бугели косых парусов (на которых держится парус и которые, скользят по штагам при подъёме-спуске) – застраховали от падения со штага специальной перемычкой. Она должна сразу подвязываться на раксе до его привязывания через штаг к парусу. Но, видимо, поколение боцманов «Паллады» не придавало значения этой перемычке и привязывали паруса напрямую к люверсам. Я же с первых дней был обучен главным боцманом «Надежды» Андросовым Сергеем Михайловичем правильному привязыванию косых парусов (как ещё, и очень многим нюансам в морском, парусном и такелажном деле, к которым, как убедился позже – на «Мире» и на «Палладе» относятся без должного внимания). Имеется опыт прилетания со штага на «Мире» с высоты в 40 метров, оторвавшегося ракс-бугеля. Совсем, как в известном фильме: «Кучно пошла! Аккурат, между нами!» (Ракс ударился о крышку грибка вентиляции, по бокам которого, с кем-то мы стояли. Вес его примерно с полкилограмма). Было нечто подобное и здесь – я ещё удивился, как это, ракс оказался на палубе – должен остаться на штаге.

Так что несложная, но важная работа была проделана. Провели к топу грот-мачты вдоль топовых фордунов (грот-бом-брам-фордуны) флаг-фалы с обоих бортов для подъема представительских флагов. На верхних наконечниках этих фордунов закрепили блоки. Теперь флаги можно поднимать непосредственно с палубы (а то, планировалось – засылать курсантов на брам-салинг).

Посмотрел на крепление новых грузовых шкентелей к коромыслу правого парадного трапа. Глаза вылезли на лоб. Огон и такелажная скоба на коромысле вывернуты так, что перекорёжило мощный нержавеющий коуш внутри огона. Собрал участников подъема трапа при отшвартовке – все кивают друг на друга – никто не видел, что скоба заняла неестественное положение. Всё это на уровне глаз на расстоянии метра. Живучий принцип рабства – не тобою сделано – можно наплевать. По мелочам, с неким подобным отношением, сталкиваюсь, время от времени. Моисею и не снилось, сколько лет по пустыне надо водить этот народ…

Долгое время хотел сделать нечто, типа приспособления для зажима троса в коуше. Постоянно приходится упругий трос прижимать к кипе (ручью) коуша с помощью трёх тросовых зажимов. Их размеры часто не подходят по ширине коуша – начинаются всякие подгонки с помощью каких-то вставок, болтиков и т.п. Не столько плетёшь этот огон, сколько закрепляешь трос на коуше. Подобное устройство видел когда-то на японском барке «Кайво-Мару». Три мощных винта обжимают трос с трёх сторон на коуше, который закреплен на несложной конструкции между втулками с внутренней резьбой.

На глаза попался ржавый стальной уголок, которым фок прижимал подстилку на палубе. Отобрал и нарезал несколько частей. Мише поручил болгаркой распилить пополам гнутые спинки двух тросовых зажимов большого размера (№26 – всё равно не пригодятся). Всё это с мощными гайками от этих зажимов отнёс мотористу Ване, который за одно и сварщик на время отсутствия основного. И на пальцах объяснил, что же мне надо. Хотел по-быстрому, сделать что-то примитивное, хотя бы для пробы. Приготовился помогать держать щипцами детали во время их сварки. Но Ваня попросил всё оставить – дескать, позже сделает. Жаль. Но настаивать не стал. Наверное, он будет делать эту приспособу во время своей ночной вахты.

Но, где-то, через час после палубных работ – стук в каюту. Ваня держит в руках настоящее произведение искусства. Всё сварено как надо и на много лучше, чем я объяснял. Внутри зажат коуш, который можно заменить и на другой размер. Всё подогнано, обработано на наждаке и лишнее отрезано. Молодец Ваня! Ему чуть больше 20-ти лет. Он был матросом в нашей палубной команде и очень полезным. Но ушел в мотористы по своему образованию. Машинная команда, конечно, в него вцепилась. Это с ним мы ходили на пляж Хёнде.

24.08.16. В Приморье объявлено штормовое предупреждение. Мощный тайфун идёт со стороны японского северного острова Хоккайдо. Отменил все обивочные работы – только красить ватервейсы, причем даже без грунтования. Будет очередной рейс с долгим переходом – всё переделаем. А сейчас важно – пыль в глаза. На десять дней новой покраски хватит. Как раз, для гостей и прочего. Иначе, если вдруг, погода изменится (дождь, шторм и т.п.) – можно попасть в ситуацию ржавого китайского сампана. А так, все рады.

Уж, сколько было на моём веку старпомов, когда каждый новый заявлял, что отныне будем красить судно строго по науке: обивать, зачищать, грунтовать и т.д. Но, вдруг, выясняется, что по весне краска не ложится – металл холодный, краска густая, как её не разводи растворителем. То, что хилыми силами палубной команды из нескольких человек успели зачистить – уже заржавело, потому как, снабжение привозят за день до выхода судна в рейс, т.е нет ни грунта, ни краски. Курсантов ещё нет, а дел и без покраски – выше крыши: вязать паруса, заводить бегучий такелаж, менять убитый стоячий, загружать продукты и т.д.

И вот, до начала фестиваля в Нагасаки или Йосу, или Гамбурге с Амстердамом и т.п. – остается, вдруг, 3-4 дня. На море – голова, руки, ноги – кадеты блюют без передышки, и старпом, уже навсегда забыв свои творческие порывы, только и вопит: «Красить ВСЁ!!! Видел я эту вашу ржавчину в гробу!!!»

И понеслось! По стенкам с трафаретами регистра (после гадаем, а что здесь было?), по веревкам и снастям – некогда отодвигать, по всем ржавым закоулкам – лишь бы успеть. Увы, такова жизнь не только на парусном флоте.

Здесь на «Палладе», мы со старпомом Александром Николаевичем отлично понимаем друг друга и стоящие задачи. Поддержка с его стороны в моих рычаниях обеспечена. (А то, Миша мне: «Николай Александрович, мы ватервейс доведём до зеркального блеска, а после будем красить…»). Пришлось растолковать, что не всё так идеально, как в учебнике по морской практике.

Так или иначе, ватервейсы к концу дня обрели красивый вид. Конечно, их быстро уделают на приборках всякими опилками (постоянно ошкуривают пятна на палубных досках) и прочим мусором. Но будет возможность – в канун гостей, покрасим ещё раз.

Опробовал новую приспособу по зажиму троса в коуше. Почти хорошо. Удобно за неё вращать трос при работе – рычаг большой. Но, всё-таки, коуш слегка ходит в законченном огоне – не удалось зажать трос в кипе коуша намертво. Но, кое-что, усовершенствуем и победа обеспечена.

25.08.16. Вечером поставили марселя и фок с гротом. Некоторое время шли полным курсом с неплохим ходом. По мере захода ветра брасопили реи и, наконец, вывели в положение полного бейдевинда. На гроте в завершение брасопки порвали левый брас верхнего марса-рея. Этого следовало ожидать – брас был долгое время заведен неправильно и зажимался после своего блока на бизани её верхним реем и крайней путенс-вантой. Боцман грота долгое время, что-то мне зудел, чтобы мы отводили на брасопке вкрутую наш рей, который не даёт тянуть их брас. Я этого никак не мог понять. Крутой бейдевинд – всё выбивается до фордунов. Наконец, внял этим стенаниям и отправил матроса с бизани – перезавести брас за мешающую ему путенс-ванту. И всех-то дел.

Но брас в месте своего зажима был основательно потёрт и, даже хилыми усилиями гротовской команды, был оборван именно сейчас. А произошло это потому, что обещанный тайфун начал набирать обороты. Ветер с дождём (давно не было!), волна, штормовой леер и т.д. – всё сопутствующее. К нашей удаче, брас оборвался, когда все реи на всех мачтах были обрасоплены на крутой бейдевинд левого галса (т.е. рей держался в нужном положении правым брасом). Вызвал всю палубную команду на квартердек и отправил гротовских ловить стальной мантыль оборванного браса, матросов с бизани – убирать обрывки снасти, пока они не запутали всю нашу паутину, а всех остальных – протягивать бухту нового конца, напрямую, к кофель-нагельной планке брасов грота от нока неуправляемого рея. Поймали на грот-мачте стальной мантыль, привязали к нему новый брас и через канифас-блок вывели к своей планке. (Канифас-блок имеет откидную щеку. Применили чтобы не резать 200 метров новой веревки). Днём заведём всё штатно.

Рано или поздно наступило время поворота через фордевинд (при этом повороте кормой пересекаем линию направления ветра). Оверштаг не получится – мало парусов. Фордевинд не является сложным поворотом, но, тем не менее, надо своевременно обезветривать паруса на бизани и гроте, за исключением момента, когда ветер и реи вышли на фордевинд, чтобы не терять ход. На бизани до этого момента боцман мачты должен самостоятельно давать команды на брасопку, отслеживая направление ветра (как правило, по флагу, вымпелу, колдунчикам и т.п.) и, ставя реи, в линию ветра. Грот – по командам с мостика. После выхода на другой галс, реи на всех мачтах брасопятся вкрутую. Конечно, практики мало – тупили на всех мачтах, в т.ч. и на бизани. Но, худо-бедно, справились. (Попадутся эти строчки на «Мире», кому-нибудь, будут смеяться – по сравнению, с отработанным там, оверштагом). Но «Паллада», к сожалению – не гоночный аппарат. Да и гоняться на востоке не с кем.

При брасопке реёв во время поворота, дублировка штатного браса отлично потянула гротовский рей – чётко встал на крутой бейдевинд. Ветер значительно усилился. При постановке грота (грот и фок берутся на гитовы и горденя при повороте) его галс закинуло ветром за крыло фоковской надстройки. Никакие попытки вытащить его в нужное положение не получились. Ветром правую шкаторину далеко закидывало, но натяжение галса не ослабевало. Выбили – на сколько получилось. Завёл с матросом грота на галс грота прочный кончик задвижным штыком (морской узел для переноса нагрузки со снасти), и вывели всю нагрузку паруса на него. Потравили основной галс и вывели в нужное положение. Классика. А вообще-то, необходима дополнительная снасть на шкотовые углы грота – т.н. ленивые галсы. Они легко переносятся к любой точке, удобной для осаживания паруса. На «Мире» – это аксиома.

Были ещё отдельные ляпы, в частности, взятие стопора на шкоте фока. Но это будет отдельная разборка с мордобоем на утренней планёрке. (Конечно, словесным – жаль!) Во времена парусного флота, лозунг: «Учись морскому делу!» – внедрялся более эффективно.

Днём, до авральных действий, продолжали прихорашивать всё, что можно. И, действительно, добились многого. Надстройки, палуба и всё прочее выглядят очень посвежевшими. Теперь надо только поддерживать это состояние.

Довёл до совершенства зажим для коушей и очередной огон на последнем грузовом шкентеле для парадного трапа получился просто лучше всех. (Сам себя не похвалишь…).

26.08.16. Возвращаемся во Владивосток 28 августа в связи с мощным тайфуном, идущим через Японию на Приморский край и захватывающим всё Японское море. На синоптической карте он в виде такого жутковатого паука – атмосферный вихрь диаметром до тысячи км. Впрочем, пока ощущения наступающей природной бури нет – море становится всё тише, небо ясное, хотя альфа-стратусы (птичьи коготки) – облака, предшественники циклона, на месте. По прогнозу вся эта богадельня будет на своем пике в понедельник.

Убрали прямые. Начали замену временного браса на верхнем рее. Технологически это несложная операция: провели новый брас в блок стального мантыля и коренной конец подали на бизань-мачту к месту его крепления. Перед этим спросил, кому поручить заделать его, в оставшийся от старого конца, коуш. Вызвались два бойца из палубной команды. Пока мы протягивали двухсотметровый ходовой конец, через всю паутину прочих снастей, к своему блоку на бизань-мачте, эти ребята находились на салинге. Я в полной уверенности, что они там в уюте красиво плетут огон на веревке.

Наконец, протянули ходовой кончик через свой блок к кофель-нагельной планке на штатное место. На всё-про всё, ушло часа полтора. И, когда посчитали работу уже законченной, сверху с салинга донеслось: «А, за что крепить коренной кончик?» – Здрасте! Приехали! – А что же вы там делали?

Вот так и живём. Известный афоризм, который я часто привожу в своих заметках: «Даже, если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется матрос, который поймет вас неправильно» – является просто гимном палубной команды «Паллады». Всегда спрашиваю: «Всё ли понятно из моих разъяснений и есть ли вопросы».– В ответ, как правило, с утвердительными кивками головой, несётся глубокая тишина. На тупость, вроде бы, не похоже. Параллельный мир со своим мышлением.

27-28.08.16. Идём на швартовку в свой угол на мысе Чуркина. Уже вытянулась цепочка городских огней, которую, в общем-то, составляет трасса проходящая через мост на о. Русский. Его пилоны по высоте выше Эйфелевой башни видны за много миль. Небо звёздное, ни облачка. Где же он, обещанный на завтра, супертайфун? Но, так или иначе – стоянка несколько дней обеспечена.

Вчера заканчивали всякую мелочевку, наряду с большой приборкой. Палубу и надстройки мыли только пресной водой (даже, я перестал по утрам обливаться из-за борта, чтобы морская вода не ускоряла неизбежное подржавливание). На ограждении фоковской надстройки вывесили обвесы, которые загораживают весь бедлам на её крыше. Традиционно, на «Палладе» (да и на «Мире» с «Надеждой») на крышах надстроек помимо швартовных бухт, тьма всего, на всякий случай. На гротовской надстройке металлолом, на фоковской – подвески, веревки, бочки, аварийный лес, пластиковые контейнеры, запасная шлюпка, буксирный трос с канатной дорогой и т.п.

При натяжении обвесов не обошлось без неких проблем. Исчез стальной трос от талрепа к к обвесу. Долго он тут висел на планшире ограждения и вот, его нет. На мои наезды на матросов фока, те, конечно, отвечали, что впервые о нём слышат и т.п. Поиски безрезультатны. Пришлось взять снятый шкентель с парадного трапа (только что, заменили на новые) и он удачно подошел по длине.

Между дел, посетовал боцману грота, что фоковские мамаи потеряли трос для обвеса. Наверное, на качке улетел за борт – никто не удосужился его закрепить. Оказалось гротовские нашли его на палубе, удивились, что он такой красивый и положили в свою кладовку. Пришлось матросам с фока заменить уже набитый шкентель.

По указанию старпома проверил как отдается правая якорная цепь. (В памяти эпизод последней швартовки, когда её заклинило в цепном ящике после первой смычки). Вспомнил об этом уже после чая. Стравил две с половиной смычки. Посмотрел с боканца, как цепь выходит и удивился, что ушла она резко в корму. И только тут понял, что судно на ходу. А до этого лежали в дрейфе. Вот те раз! Оказывается течением нас поднесло к границе территориальных вод, и начали движение от них подальше. Мостик притормозил, цепь вышла без особых проблем.

Теперь задача устоять на тайфунном ветре. Так или иначе,

здравствуй, страна!

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 11589 | метки: , ,


Добавить комментарий