Разные стороны души

Стихи не пишутся — случаются,
словно восход или закат.
Душа — слепая соучастница.
Не написал — случилось так.

А.Вознесенский, 1973

Виртуальная душа
Тексты, написанные человеком, несомненно, содержат частицу его Души. Этим следовало бы воспользоваться. Было бы интересно по этим вторичным материалам попытаться до нее достучаться. И если предположить, что такое возможно, следовало бы установить с ней контакт. Получится беседа. Можно было бы рассказать о том, что душе не знакомо (по той причине, например, что ее носитель переместился «в мир иной»). И, соответственно, попросить рассказать о том, что не было сказано в сохранившихся текстах, узнать мнение по тому или иному вопросу…

По Фрейду, сознание выступает как «материализация» бессознательного. Здесь же я говорю о чем-то обратном, — по текстовым проявлениям сознания восстановить бессознательное с тем, чтобы в какой-то мере оно возродило сознание, которое могло бы проявляться в новых текстах. Достучаться до бессознательного — это достучаться до связанной с ним души. Далее некая программа занимается ее «оживлением». После чего, с ней возможен диалог. Можно предположить также диалог «виртуальных душ». Если же возникнет понятие «виртуальная воля», диалог будет без внешних инициаций, исходить из внутренних потребностей этих виртуальных субъектов.  (11.12.2009)

В развитие темы — статья 2011 года
«Игры с реальностью»
и статья в Интернете (2018):
Шведы создают технологию для общения с умершими

Душа
После смерти телесная субстанция перестает существовать, а любые ее копии будут отличаться от оригинала не менее, чем китайский контрафакт от истинного бренда. И все-таки, будучи убежденным материалистом, я не готов категорически отрицать «переселение душ», перемещение во времени и прочие глупости. А все из-за того, что никак не зацепиться, не очертить границы, не понять, что есть «Я». Вся надежда на «душу», но она неуловимая, и все время ускользает. Просыпаясь, я помню вчерашний день, и позавчерашний тоже помню, всю жизнь свою помню, отчего и могу сказать уверенно: «Это я!»…

Но предположим, что время переместилось в прошлое, «моя душа» оказалась в моем же теле 20-летней давности. Весь вопрос в том, какая «душа» — та самая, молодая, или сегодняшняя? Если «та самая», то никто ничего не заметит, никаких следов настоящего времени там не будет, память сможет воспроизвести лишь то, что было в ней в том далеком прошлом. И это значит, что если душа тоже стареет, время превращается в некую условность. Оно может идти последовательно, может хаотически перемещаться по всей «временной шкале», но никто ничего не заметит, имеет значение лишь четкая причинно-следственная связь событий, а в какую точку процесса мы попадаем, — неважно, из любой точки предыдущее выглядят «правильно», непротиворечиво. Иными словами, я могу «проснуться 20 лет назад» и не будет никаких причин предполагать, что попал «не в свое время».

Свойства души
С «душой» все не очень понятно, и чтобы понять, о чем речь, надо бы попытаться определить ее атрибуты. Кажется, нет разногласий (даже у теистов-атеистов) в том, что душа связана с телом, она есть некий набор проявлений «телесной оболочки» человека. Но далее начинаются расхождения. Первый вопрос — о соотношении души и тела, кто доминирует? С точки зрения «материалиста», тело первично, оно порождает душу, вместе с телесными изменениями происходят душевные, умирает тело, — душа тоже испускает дух.

- Вроде бы все правильно, хотя и скучно. Но уже в такой концепции можно допустить некоторое отклонение, некоторое временное рассогласование, задержка, между изменениями тела и души.

И если такое допустить, мы сразу признаем, что душа может хотя бы недолго существовать без тела, т.е. это сущности разные, и наделить душу собственными свойствами. Допуская инерцию, мы отпускаем душу в свободное плавание и теперь надо с ней разбираться отдельно. Сразу появляются вопросы, много вопросов.

- Каковы соотношения времени и души?
- Душа изменяется во времени, или есть у нее другие причины для изменений, она вне времени, вечная?
- Каковы соотношения души одного человека и других душ, м.б. это одна единая большая душа, индивидуальны только ее воплощения?
- Где пребывают души, это свой мир, «другое измерение» и что есть еще интересного в этом мире?

И, наконец, главный вопрос, — о соотношении души и тела:
- Как происходит акт их венчания, насколько прочен этот союз, не может ли она уйти к другому телу? И что значит тело для души, — только материя, которой можно воспользоваться для проникновения в материальный мир, находя в нем пищу для ума?
- Однородна ли душа, или она состоит из автономных частей, и при определенных обстоятельствах распадается на множество составляющих.

И тогда еще один вопрос:
- В чем истинная душа человека?
- Она самостоятельна, или пребывает под жестким управлением?
- Сводится ли сущность человека к его душе?
- Какое отношение она имеет к сознанию?
- Какое отношение имеют к ней желания, которые возникают на телесном уровне, но тревожат душу, проникают в сознание.
- Что значит «изливать душу», например в тексте или в музыке?

Материальное становится посредником общения душ. Человек читающий, слушающий переходит в мир иной, не свой, но ему и там комфортно. Значит, души имеют много общего, иначе не было бы понимания.

- Может ли текст, отражение души человека давно ушедшего, породить новую душу? Материалист моими устами ответит: «Ну конечно может!». Собственно, именно это и происходит в процессе обучения и воспитания, совокупная душа человечества вкладывается в сознание ребенка.

- Но где же тогда мое, индивидуальное? — Я способен только повторять общечеловеческие истины, извлекая по случаю их фрагменты из памяти. Я умный, если это получается хорошо и не очень, если плохо…

По теме: «Бессмертные потомки».
(04.01.2014)

Феномен сознания
Ночью разбудила кошка, и сквозь сон вдруг пришли какие-то мысли по поводу сознания человека. Такое бывало и раньше, — приходили ночные мысли, но утром, пытаясь их воспроизвести, сожалел, что сразу не записал, — никаких следов не оставалось. На этот раз встал, набрал на компьютере какой-то текст, и снова погрузился в сон. Назвал его «Феномен сознания». — Нет, текст не очень точно отражает то ощущение, которое явилось ночью. В нем мысль о том, что душа — это нечто очень малое и простое, которое способно управлять как телом, так и разумением. И это «нечто» нематериальное. Оно имеет связь с телом и разумом, но существуют процессы блокировки этой связи, например, во сне. Тело и разум не есть обязательные приложения к душе, она может существовать отдельно, или соединяться с другими материальными сущностями. У меня не получилось логическое обоснование представления, потому оно пока не имеет смысла.

Ночная запись
Разум и сознание — разное. (проф. Черниговская). Сознание — тонкая надстройка над разумом. Сознание блокируется во сне. Разум со всеми своими атрибутами сохраняется, когда человек по какой-то причине теряет сознание. Когда приходит в себя, или пробуждается, он продолжает обдумывать вопрос с того момента, на котором остановился до «отключения». Если бы было иначе, потребовалось бы переработать заново много материала. Именно утром иногда приходит решение нерешенных вопросов, о чем говорит поговорка «Утро вечера мудренее».

Сознание связано с ощущениями и связано с разумом. Именно в нем, и ни в чем ином заключена личность, индивидуальность. Разум — инструмент сознания. Можно скопировать все — память, разум, но есть большие сомнения в том, что то же можно сделать с сознанием. Если существуют метафизические сферы, то именно сознание осуществляет с ними связь. Животные, возможно, разумные, но не обладают сознанием. Сознание формирует волю, это оно преобразует устремления разума в желания и цели. Сознание воспринимает как боль негативные физические воздействия и как радость — положительные результаты работы ума. Уникальное — это сознание, человек перестает существовать именно тогда, когда оно безвозвратно гаснет. Не следует поддерживать жизнеспособность организма, если невозможно вернуть его сознание.

Собственно, я говорю на самом деле не о сознании, а о душе, пожалуй, для меня это одно и то же.

Если ставить задачу о сохранении конкретного человека, то надо понять, где находится его сознание-душа, и сохранять эту, и только эту, тонкую и, возможно, не очень сложную надстройку над его разумом. Все остальное можно потом воспроизвести и присоединять. Нет смысла сохранять тело человека или его разум, не в этом его суть.

Если есть в таких словах истина, путь к бессмертию будут прокладывать не биологи, но психологи и психиатры.

Сознание (душа), вероятно, содержит в себе в сжатом виде основные элемента разума. Предполагаю, что при инсульте страдает разум. После кризиса, бывает, мозг оказывается неработоспособным, однако сознанию часто удается на оставшихся ресурсах восстановить основные разумные функции. После восстановления, человек остается самим собой, не изменяются его черты, его характер. Это значит, что восстановление идет по прежним лекалам, и вовсе не разум определяет черты человека.

У животных (вероятно) нет души, именно этим они отличаются от человека. Потому стало возможным такое безобразное творение человека, как домашние животные. Лошадь, принужденная всю жизнь пахать на человека, удовлетворяя его капризы, иногда в ущерб собственному существованию, появилась только потому, что у нее нет души. Есть некоторый разум, но нет души. В душе заключены все моральные качества человека, иногда их проявления совсем неразумны.

Душа опирается на разум и на весь организм. Результат их влияния на душу в ограничениях, из-за которых она не может в полной мере исполнить свои желания.

Возможно, душа это феномен. Ни компьютер, ни какие-то иные материальные структуры, даже очень разумные, не способны ее породить. И возможно, что душа пребывает за пределами материального, для нас — это канал связи материального с иными сущностями. Во время сна канал на время закрывается, вместо истинной души действуют некоторые ее материальные аналоги. После смерти канал перекрывается навсегда. Если принять такую гипотезу, то душа по определению бессмертна, она может возвращаться в земной мир, когда открываются новые каналы связи с ним. Это нечто вроде реинкарнации.

Но, возможно, все совсем не так, душа пребывает в этом (материальном мире) и всегда появляется там, где формируются достаточно сложные структуры, они ее порождают.

* * *
Ночная запись, быть может, не так интересна, но мне вдруг показалось, что я понимаю, что есть человек. Это не тело его и даже не разум, это небольшая надстройка над всем этим, — сознание, или, что то же самое, — душа, которая способна воспринимать всю совокупную информацию о внешнем и внутреннем мире в виде картинок и ощущений. Все остальное не имеет большого значения, — ни тело, ни даже разум. Мысль банальная, но я ее как-то хорошо прочувствовал. М.б. новое в этом то, что разумное тоже оказалось «по ту сторону». Более того, душа связана прежде всего с телом, именно телесные ощущения дают ей впечатление индивидуальности и уникальности. Разум способствует формированию души. Он связывает все ощущения в единое взаимосвязанное целое. Чем более познается внешний мир, тем более локализуется индивидуум, порождая новые ощущения (психики), — тревога, грусть, счастье. Психология — главная наука о человеке.

Душа это сумма сигналов органов чувств и внутренней информации, представленных в связанной и очень компактной форме. Чтобы понять, что такое душа, надо понимать, как связываются разнородные сигналы ощущений в единое целое, как формируются образы. Душа имеет дело исключительно с образами, а если точнее, — с их именами, символами, которые при необходимости легко развертываются в подробную картину.

* * *
Душа начинается с информации, поступающей от органов чувств. Природа распорядилась так, чтобы человек мог ощутить воздействия положительные и отрицательные, на каждое из них исполняется своя реакция. Это еще не человеческое, это общее, живое. Совокупность всех этих ощущений и есть то, что мы называем душой, вернее, с этого она начинается. У человека все усложняется тем, что к тому совокупному ощущению добавляется информация, поступающие от разума.

* * *
Ночная запись — о возможной связи души с метафизикой. Суть в том, что если тело и разум не дают нам полного человека, как бы сложны они не были, нужна особая надстройка над ними.

* * *
…Я искал человеческую душу, и мне показалось, нашел…
Проникнувшись важностью цели, я искал локализацию души, готов был даже уйти в метафизику, все более укоренялся в мысли найти ее именно там… Но потом было пробуждение. На следующий день я думал на эту тему, поскольку она была зафиксирована как несмываемый след в компьютере. И понял совсем другое, что душа — это порождение тела, она возникает и формируется из сигналов органов чувств, и лишь потом к ней подключаются блоки разума. Вопрос еще не завершен. Возможно, все это истины банальные, давно известные, но я никогда ничего не могу понять, не пропустив их через себя. Еще в институтские времена понял, что каждый раз в процессе понимания я совершаю открытие. Учебники только создают для этого условия, снабжая меня необходимой информацией.

* * *
Душа меня беспокоит (как сущность), все пытаюсь понять, что это такое. Материалисту трудно, — это у верующих нет проблем. Пример. Я уверен в том, что поврежденный электронный прибор не испытывает никакой боли, а ведь должен бы испытывать, поскольку не вижу большой разницы между ним и самим собой, — я тоже прибор, только очень сложный. И пока не увижу, как прибор страдает, буду сомневаться в основах материализма. (05.01.2015)

Личное
Существует ли противоречия между личным и индивидуальным?

- Личное естественное, это ошибка природы, это она не смогла создать существа такими, чтобы они не различались как две капли воды, как две молекулы одного вещества, как два атома…
- Однако, нет, тут надо возразить. Между каплями, молекулами, атомами тоже есть различия, но все они исчислимы, не уходят в бесконечность и не приводят к таким большим последствиям, что можно говорить об индивидуальности. Но может, это только мы не можем говорить, взирая с высоты, не замечая различий, а на самом деле, — если спуститься, приблизиться, окажется, что каждая капля неповторима, как снежинка? Но тогда устремляемся ввысь, где живут великаны-планеты и звезды, устроенные по единым лекалам, есть ли в них индивидуальность? — Безусловно, есть! Ни одна планета не похожа на другую, каждая живет своей собственной жизнью. И звезды тоже разные, Бетельгейзе и Альфа Центавра едва ли похожи одна на другую, и каждая порождает свой мир. А если смотреть издалека, это будут две звездочки небосклона, не сильно различающиеся. Значит, индивидуальность в порядке вещей, это наша человеческая амбициозность возносит личное на пьедестал.

Буржуазный и коммунистический взгляд на человека — вот два ракурса, две разные позиции наблюдения. Буржуазная располагается вблизи человека, различия вырастают до таких больших размеров, что хочется спрятаться, а также спрятать свои отклонения от среднестатистического. Коммунистический взгляд — издалека, люди все одинаковые, они образуют массы, способные вершить великие дела космических масштабов. Есть соблазн у того, кто оказался наверху, вершить дела по собственной воле, — как военоначальник, он мыслит крупными единицами на пространном поле боя.

Возможно, это необходимо. Во всяком случае, в данной исторической реальности. Можно ли представить войско таким, что при военном столкновении оно самоорганизуется в правильные батальоны и будет дружно наступать и бить, куда надо, в уязвимое место противника? Представить можно, если вынести организующий интеллект за пределы человеческого разумения. Но есть примеры подобной самоорганизации. Безмозглые муравьи строят величественное здание муравейника, по сложности и относительным размерам, вероятно, превышающее пирамиду Хеопса. Строят самостоятельно, без командира, без главного управителя, каждый работник знает свое дело без инструкций. — Блестящий пример самоорганизации, до которого нам, глупым человечкам, еще далеко.

Или перелет журавлей из нашего севера в теплые края и обратно. Утверждается, что стая облетает былые препятствия, которые когда-то существовали, а теперь их нет. Историческая память жива в журавлином племени. И какая высокая самоорганизация в небольшом коллективе стаи!, сколько их там, — 100, 200? Есть сильный вожак, принимающий на себя всю мощь сопротивления атмосферы, и есть близкие ему, летящие во главе колонны. А дальше — легче, воздушные турбулентности снижают сопротивления для каждого, летящего вослед…

Я как-то быстро и незаметно перешел от личного и индивидуального к социальному. Хотя, быть может, это естественно, — индивидуальное проявляется только в социуме, без которого вообще нет такого понятия. Личное эгоцентрично, для него «Я» — это центр вселенной. Другие планеты по законам естества должны кружиться вокруг центра. И они действительно кружатся, хотя и не все. Есть разные планетные системы, совершенно самостоятельные, их размер и количество зависит от массы, от силы притяжения центра…

- Нет, ничего не смогу я сказать ни о личном, ни об индивидуальном. Меня все время уносит в физику, почему-то планетарную и галактическую. А личное, оно же очень маленькое, с такой высоты незаметное. Оно и неинтересно. Когда собеседник начинает очень подробно рассказывать о своей болезни, об ощущениях, с нею связанных, или о неверном муже, неблагодарных детях, нам становится скучно, детали и подробности чужой жизни не нужны, они важны лишь для рассказчика. Наше сознание возникло из способности к обобщению (из него, в частности, появился язык). Но обобщение я бы определил как проявление врожденного эгоизма. Личное неинтересно. Возведенное в ранг всеобщего, оно уже нас касается, мы можем обнаруживать его проявления и у себя, любимого.

Получается, что личное тесно переплетено с социальным. А еще я понял, что определенный социальный смысл имеет порядок, который я когда-то не любил. Порядок нормализует пространство жизни для множества лиц. Один человек может пребывать в беспорядке, отражая в нем собственную индивидуальность. Но социум неизбежно требует формализации всех сторон жизни. И мы, дети социума, должны подчиняться. Дети, конечно, всегда строптивые, пытаются настоять на своем, проявить индивидуальность. Но потом становятся взрослыми, умными, и уже по необходимости принимают правила игры в жизнь. (18.03.2015)

Надо ли скрывать душу?
Ирина Самарина (https://www.stihi.ru/2012/08/08/7864):

Ты сшей одежду для души, ведь ей неловко…
Её знакомые давно форсят в обновках,
На ком-то шаль из равнодушия с камнями,
На ком-то злоба и двуличие с шипами.

А кто-то платье сшил вечернее из лести,
Кому-то нравится носить наряд из мести,
А ты одета в простоту и состраданье…
Они не в моде и остались без вниманья…

Ты в детстве платья из доверия любила.
Твоя душа его годами износила,
Оно теперь трещит по швам и стало тесно…
Но зло и зависть для души не интересны…

Зачем пытаться не свою носить одежду?
Взамен сомнениям примерь к душе надежду.
Наряд из сплетен, как костюм для маскарада,
Фальшивых масок на душе совсем не надо…

Пусть лучше совесть, чем пустые обещанья,
Пусть лучше платья из Любви и пониманья,
Чем мини-юбка, что из выгоды пошита,
А лучше душу оставляй совсем открытой…

Души наряд ты не спеши менять по моде.
Чужой совет по стилю вряд ли ей подходит…
Наряды душу, без сомненья, украшают,
Но без души одежда роли не играет…

О.А.:
С концепцией стихотворения не соглашусь. — Да, это вполне социально, именно так, т.е. хорошо, мы должны предстать перед другими. В этом суть нынешнего состояния общества, и по этому поводу можно ничего не говорить, все понятно, возражений не вызывает. Но одежда — вторична, одно из ее назначений — прикрывать изъяны. И если с телесными изъянами одежда действительно справляется, то с душевными — не всегда. Душа подвижна, ее трудно скрыть, прикрыть, она в своем истинном непотребном виде иногда прорывается наружу, и человек воспитанный вдруг становится грубым и т.д. Скрывать душу надо, но лучше ее лечить, чтобы она могла легко предстать и обнаженной. Есть такое русское явление: «Душа нараспашку». Человек воспитанный относится к такому снисходительно, — состояние принимается как «простота». Но я считаю, что такое отношение — признак незрелости общества. Оно должно стремиться к тому, чтобы под красивой упаковкой всегда открывалось красивое содержание. (12.08.2015)

Зависимость
Мария Башкирцева:
- Если душа — движитель тела, то не могут повреждения тела изгнать из него душу. Значит, душа это чистый вымысел.
О.А.:
- Или субординация между ними другая.
(14.01.2016)

Эмоциональность
По моим представлениям, только душа может радоваться или страдать. Эмоции — проявления души, только через них ее и можно обнаружить. К сожалению, я не эмоционален и закрадывается подозрение, — не робот ли я?

Чем отличается робот от человека? — Снаружи ничем, его трудно распознать. Роботы могут быть добрыми, ласковыми, но это не чувства, это проявления чувств. Хорошие, правильные действия, у них исходят из ситуации, но не из внутреннего побуждения. — Получается, что робот не может проявлять эмоции там, где для этого нет никакого повода. Беспричинные радость, смех, беспокойство — чисто человеческие свойства. Вывод: человек — это слегка свихнувшийся робот. Именно слегка, поскольку совсем свихнувшихся отправляют в психушку (роботов — на разборку). (18.09.2016)

Вечность
Я пытался обнаружить душу (как таковую, без привязки к чему-либо) и не могу сказать что в этом преуспел. Готов согласиться с предположением, что вся материя одушевлена. Но конкретная «сборка» души, выполняется для конкретного тела. Что же происходит с душой, если тело рассыпается? — Тоже прекращает свое существование? Находит себе другое тело? Или вечно скитается, не находя пристанища?

Говорят, у России есть своя душа. Когда не будет России, останется ли ее «духовность»? — В какой-то форма останется, — в литературе, музыке и других искусствах. Через много-много лет, погружаясь в эти произведения, можно ощутить душу русскую, прикоснуться к ней. От рядового человека остается меньше. Но, как нас убеждали советские идеологи, душа каждого человека останется в делах его. Меня, как человека советского, удовлетворяет такая форма существования, и я готов делать дела свои, не имея заметной выгоды. Советский стимул кажется сильнее «чисто материального».

Можно ли говорить о «становлении души», о ее преобразованиях? Если да, то ей надо отказать в вечности. (25.11.2016)

Реинкарнация
Мне кажется, «реинкарнация» и другие подобные представления, сводятся к одному, — ко всеобщей душе, принимающей телесные воплощения. Душа неосязаемая, распознается по вторичным эффектам, оттого разные религии говорят о разных формах связи души и тела. Объект логических упражнений, поэтических слов и фантазий, способен увлечь даже «воинственных материалистов». Вот и я, не сторонник идеалистических воззрений, бывает, рассуждаю о душе и реинкарнации. (02.12.2016)

Эзотерический сюжет
В пятницу мой сын встречался с другом детства ДМ. Ближе к полуночи, они пришли к нам и пару часов я с ними поговорил. ДМ человек весьма неглупый, но верит во всякую чертовщину. Спрашивает, а во что верю я? — Я ни во что не верю, ну разве что в науку. Хорошо, говорит, — считаю ли я, что душа может существовать отдельно от тела? — Отвечаю, что как это ни странно, — может. Привожу компьютерную аналогию: тело — Hard, душа (или сознание) — Soft. Софт — нечто отдельное, может запускаться на разного рода компьютерах, храниться на дисках, да и вообще, в принципе, может быть записан как последовательность команд на бумаге или существовать в памяти любого вида, как текст программы, или последовательность цифр. Готов, говорю, признать, что душа может существовать не только в теле, но и на других носителях, типа флэшки. Как выглядит флешка для души представить не могу, но соглашусь, что такое возможно.
- Тогда, говорит ДМ, надо бы признать и реинкарнацию. — Да, говорю, я думал на эту тему, мой материализм допускает переселение душ. И тут он высказывает мысль весьма оригинальную.
- Отчего, говорит, надо думать, что душа переселяется в тело младенца, рожденного в будущем? — Время привязано к материальному миру, а душа, не связанная с телом, пребывает вне времени и, соответственно может вернуться в наш мир не только в будущее, но и в прошлое. Например, моя душа после смерти войдет в тело древнего младенца.
- Пришлось согласиться, — допуская реинкарнацию, надо допустить и такое.
- Тогда, говорит, можно сделать еще один шаг и допустить, что в душе сохраняются хотя бы малые следы от предыдущих воплощений. И если так, то возможно ощущение будущего, о котором говорят ясновидцы.
- Есть логика в таких рассуждениях. Предполагаю, что это только маленький штрих в его системе взглядов.

Я отправился спать раньше, чем ушел ДМ. Вскоре Сергей заглянул ко мне, хотел обсудить сказанное, но я отказался, шел уже третий час ночи, а утром малый внук мне не позволит спать. (13.02.2017)

Соотношение с метафизикой
…Обсуждался вопрос о том, что такое человек, — исключительно порождение социума, или все-таки в нем есть нечто свое, индивидуальное. Мои выводы соответствовали первому варианту, но, пожалуй, готов согласиться с высказанным мнением, что в основном это так, но есть еще нечто неизвестное, из области, вероятно, метафизики, что добавляется к социальным влияниям и составляет душу человека, его индивидуальность. Душа + социум = человек. Причем, по моему мнению, социума в нем больше. (05.04.2017)

Телесная основа души
…Докладчик (медик) говорил об анатомических аспектах понятия «душа». Я увидел совпадение его позиции с моими собственными представлениям о том, что явление, которое обозначает это понятие, вырастает исключительно из материи, из сигналов от органов чувств. Он как-то обосновывал необходимость панпсихизма, исходя из человеческой психики. Мне трудно понимать «на слух», не смог проследить его логическую цепочку. Уже дома немного понял, что он, вероятно, хотел сказать. По моим представлениям, «интеллектуальный» образ человека, даже его характер формирует социум. Очевидно, что не только. Докладчик как раз и занят поисками «телесной составляющей» различных социальных проявлений личности. (28.04.2017)

Диктат души
Риск не должен быть бездумным, без мысли о последствиях, которые в случае неудачи придется принять. Нерисковые не готовы принимать последствия, глупые о них не думают. Но бывают ситуации, когда ставка слишком велика, или когда нет времени, — тогда решение принимается инстинктивно, его диктует «внутренняя сущность», душа. (03.05.3017)

Традиционные представления
Отчего мы сердцу придаем какое-то особое значение? — Это же простой орган, насосная станция, гоняющая кровь по организму. И кровь — всего лишь транспортное средство, переносящее во все концы необходимые вещества. — Как поезда, пароходы, большегрузные автомобили и линии электропередач. — Оттого мы много говорим «о делах сердечных» и о том, что существует душа, физический образ которой мы совсем не представляем и условно считаем, что она локализована в сердце. Потому дела сердечные сродни делам душевным.

Почему-то сердце и душа как-то сразу оказались рядом. Предполагаю, что это неспроста и действительно есть между ними связь, — слишком глубока эта человеческая традиция. Я уважаю все глубокое, имеющее древнюю историю. Готов даже поверить в Бога исключительно ради давней традиции… (06.09.2016)

Потемки русской души
Оказывается, не так много сейчас тех, кто готов вести «душевные беседы», хотя это всегда была наша «национальная особенность». Так, понемногу мы выходим из своей «дикости» и становимся людьми цивилизованными, западного типа, а у них душа обнесена высоким забором и закрыта на замок. Фантазирую: если «чужая душа — потемки», то русская душа настолько темна, противоречива, непонятна, что ее и закрывать не надо. Наоборот, мы ищем собеседника, вместе с которым пытаемся сами из этого что-то извлечь, чтобы понять. А на Западе живут «аналитики» (это я услышал на семинаре проф. Чебанова), они упрощают вопрос, раскладывая содержание «по полочкам». (09.11.2017)

Душа открытая
Негоже закрывать свою душу от тех, кто будет после нас. Понимаю, что можно или даже нужно опасаться современников. Как любят повторять в кино американские полицейские: «Все, что вы скажете, может быть использовано против вас». Но когда такая возможность пройдет, мне, пожалуй, будет приятно, если кто-то прочитает мои мысли. Есть в этом и обыкновенный прагматизм. — Считаю чрезвычайно важной задачу понимания сути человека. Собственно, этим наш социум и занимается уже немало столетий, породив и развивая для этого культуру. Я готов внести свой вклад в это глобальное исследование.

В жизни не так много смыслов, потому к каждому из таковых следует относиться внимательно. Ситуация, конечно, похожа на продажу своего тела при жизни на опыты после смерти. Но тело конечное, тут вопросов нет, после смерти оно уже не принадлежит его носителю. А душа, как говорят, вечная. Сохранившиеся тексты осуществляют связь продолжающей существовать материи и оторвавшейся от нее души. Это вещание без обратной связи, чем я занимался долгие годы на техническом уровне (моя информационная система была широковещательная) . И, несмотря на неудачи, я убежден, что в этом смысл есть. Такова моя религия.

Нам приятно читать Башкирцеву, Кшесинскую, да и вообще, — читать. А у писателя одно занятие, — извлечь наружу то, что есть в душе. (20.11.2017)

Душа принимающая
Подумал о вере. Со мной не случилось, мне не дано, но кажется, что вера возникает вдруг, когда человек неожиданно начинает видеть то, что ранее не замечал. Это ощущение должно быть сродни восприятию музыки, живописи и прочих явлений искусства. Не случайно в ее образцах есть много религиозных сюжетов. Меня огорчает, что моя душа не ощущает музыку, не чувствует веру, она ко многому глуха. Но, возможно, в нашем многообразном мире всякая душа способна принимать лишь созвучную себе область, и таковая, если покопаться, есть… (17.12.2017)

Взаимодействие души и тела
Мы не обращаем внимание на привычное, оно вписано в общую картину и как бы даже не существует. Вот, например, у меня сейчас нет ни ног, ни рук, ни головы, — они все сидят на своем месте тихо, не требуют внимания и не влияют на мои действия. Хорошо, когда не чувствуешь свое тело! — Можно летать, как в невесомости…

- Вот он, признак старости! Я помню время, когда приятно было ощущать натруженные мышцы, да и сейчас, бывает, тело с удовольствием реагирует на внешние раздражители. Но все равно, теперь в приоритете тишина…

Подобные мысли исходят от головы, но не всегда именно она управляет ситуацией, бывает, передает свои полномочия эмоциям и ощущениям, которые насквозь телесные. Душа и тело всю жизнь спорят внутри нас, иногда договариваются, дают счастливые моменты, а иногда так сильно скандалят, что повергают в уныние. Мы — сторонние наблюдатели, исполнители…

- Такие слова уже в духе учения Татьяны Черниговской. (24.03.2018)

Очарованная душа
Лучшая книга, которую я прочитал о сути женской натуры, это Ромэн Роллан, «Очарованная душа». Мне кажется, писатель глубоко проник в ее суть и сумел рассказать читателям, что там увидел. Когда я читал, мне казалось, что вижу мир глазами девушки. Может быть, то впечатление обманчиво, — надо быть женщиной, чтобы это понять. Но иногда взгляд со стороны проникает глубже и, возможно, мужчина может рассказать о женщине больше, чем она сама расскажет о себе. Как и наоборот. (09.05.2018)

Е.Карелов «Одиночество»
Душа моя по свету мается,
Одна из года в год скитается,
Всё ищет снова счастье вечное,
Чтоб излечить тоску сердечную.
Чтоб излечить свои страдания,
Найти любовь и понимание.
Забыть на веки дни постылые,
И называть кого- то милою.

Нависло тучей одиночество,
Как будто злой судьбы пророчество!
В груди душа как птица мечется,
В надежде с счастьем в жизни встретиться,
Чтоб отыскать любовь желанную,
В мечту поверить в долгожданную.
Ведь так душа устала мучиться,
Быть может, все ещё получится!

(06.06.2018)

Душа
Человек противоречив, — по уши социален, но желает отстоять свою индивидуальность, основанную на мелких нюансах отличий от других. С точки зрения статистики, нюансы — «на уровне шума», — мелочь не заслуживающая внимания. А у нас бушуют страсти по поводу проявлений каких-то из таких нюансов. Кто-то дорог и мил, а другой, не менее хороший, — не нужен, «душа не лежит». Это все проделки души. Вроде бы не материальная, но очень хорошо чувствует материю, вторгается в нее и диктует свои условия. От нее, неуловимой, все беды, радости и печали. И нет на нее никакой управы.

В молодости мне нравился советский поэт В.Солоухин. У него есть стихотворение, которое, как мне кажется, по данной теме, в нем такие строки:

Когда б любовь мне солнце с неба стерла,
Чтоб стали дни туманней и мрачней,
Хватило б силы взять ее за горло
И задушить. И не писать о ней.

Таков мужской взгляд, как сказано: «Хватил б силы». Взгляд, конечно, иллюзорный, — душа вне нашей компетенции, нет такой силы у человека. Но мы и живем иллюзиями, которые питают фантазии, что уже почти научно доказано. Я готов это принять и воскликнуть как у поэта: «Пускай — обман, О, дайте мне обман!»… (06.06.2018)

Зомби
Есть такое слово «зомби». Оно сейчас употребляется не совсем в том смысле, что было изначально. Лет тридцать назад, когда оно еще только входило в обиход, я прочитал статью о том, кого так называют.

В каком-то африканском племени была жестокая практика. По какому-то поводу, некоторых соплеменников закапывали живьем в землю. Человек умирал, но, вероятно, не совсем, умирание — это процесс. Через определенное время умершего откапывали и шаманы его возвращали к жизни. Человек оживал, но при этом терял то, что называется душа и воля, становился послушным инструментом своего хозяина. Вероятно, при смерти сначала душа покидает тело, а потом уже происходит угасание биофизических процессов. Это неправильно, не соответствует человеческой этике: «Капитан должен уходить последним». Но у природы свои понятия о том, как надо.

По поводу «зомби» Высоцкий:
Бродят толпы людей, на людей не похожих, равнодушных, слепых. Я заглядывал в черные лица прохожих, ни своих, ни чужих.
(18.07.2018)

Душа и сердце
Считается, что душа располагается в сердце. Получается, что главное в человеке — сердце. Не голова, как считают некоторые. Голова нужна для интеллектуальной жизни, а для физической (и душевной) — сердце. Интеллект — не главное, скоро машины научатся думать, у них и сейчас уже многое в этой области получается лучше. А вот можно ли вложить в них душу, — большой вопрос. В будущем людьми будут управлять умные, но бессердечные машины. — какими были немцы в России во время Великой отечественной… (21.07.2018)

Итальянское
Понимать надо душой, нутром. Аналитическое понимание — слабое, оно дистанционное. А я, к сожалению, аналитик. В этом есть свои прелести, но есть и признаки ущербности. В частности, я не воспринимаю произведения искусства «душой», — все идет через аналитику, через рассуждение и размышление. Конечно, душа в этом тоже участвует, но до нее все доходит через посредника, что неизбежно снижает силу ощущения. Лучшее восприятие — непосредственное, когда даже не возникает вопросов типа «Почему?, Зачем?». — Могу об этом только мечтать.

Итальянское «voglio bene» вырастает именно из такого, непосредственного восприятия. Странно, что нет русского аналога, поскольку русский человек близок к природе и его восприятие — без аналитики, и потому более глубокое. Не исключаю, что наше слово «Любовь» означает нечто большее, чем итальянское “amare”, ему усилители не требуются.

Мне знаком пример отношений, который по всем перечисленным признакам подпадает под итальянское «voglio bene». — В том смысле, что это более, чем любовь. И в итоге, он уходит, а она попадает в психушку. Это косвенно подтверждает предположение о том, что в России достаточно понятия «Любовь», большее — это уже совсем болезненное состояние. У нас общинное сознание, т.е. в какой-то мере, мы любим других изначально (по-итальянски, по-христиански)…

Получается, что у итальянцев все какое-то особенное. — Были фильмы «Брак по-итальянски» и «Развод по-итальянски». «Любовь по-итальянски» будет естественной в этом ряду. Тут надо еще вспомнить строчки из песни Ю. Кукина «Гостиница»: «Заиграла в жилах кровь коня троянского. Переводим мы любовь, с итальянского». Зачем переводить?! — Любовь, — «она и в Африке» любовь!

- Странно это. Я-то думал, что только у французов какая-то особенная любовь. Вероятно, во всех нациях она особенная. В некоторых странах браки с иноземцами запрещены. — Есть в этом некий «физический смысл». (30.09.2018)

Вне времени
По поводу жизни души после смерти, у меня сразу вопрос, — а где была душа до моего рождения? Или она рождается вместе с ребенком? Если так, то в каком виде, — во всей полноте своих способностей? — Или она тоже развивается вместе с ребенком? Допустим, душа вечная, вселяется в человека, влияет на его «интеллектуальное формирование», а после смерти живет вне тела. — Опять вопрос: Она взаимодействует с внешним миром? — Если да, то с какой его частью? — Со всем миром? — В пространстве, где жил умерший? — Среди людей, с которыми он общался? — Но и они когда-нибудь тоже уйдут. В общем вопросы «жизни после смерти» требуют большой логической проработки, и я не уверен, что при этом не возникнут противоречия. И, насколько мне известно, эта тема остается открытой, поскольку серьезные ученые сторонятся подобной тематики. (17.06.2019)

Душа и тело
Чем бы там ни занималось тело, и что бы оно не говорило, но душа моя молодая, здоровая, бодрая (я это чувствую). Однажды, рассуждая о возможном бессмертии, я задался вопросом, — какой возраст при этом следует сохранить? — Ничего в тот раз не смог предложить, а сейчас подумал, что надо стремиться к тому, чтобы возраст был величиной переменной, чтобы иметь возможность его установить и изменить. Иногда хочется быть серьезным и солидным, а иногда — ребенком, ничего не понимающим и понимать не желающим. А еще вспоминается молодость, которую в тот период не ценил, как не ценится все хорошее, что дается без усилий.

Кажется, дело идет к тому, что естественное биологическое тело постепенно будут вытеснять железки. — Вот, у моего сына искусственный сустав, так он этого уже не замечает. И только душа останется своей, индивидуальной. При этом, она все еще остается столь «темной материей», что даже трудно представить, можно ли на нее влиять? Стареет ли она, умирает, или существует вне времени, а значит, и вне материи. Контакт с конкретным телом — это единичный акт, или она легко меняет тело, с которым живет какое-то время (как считают индусы)? Я считаю священным, неприкосновенным союз души с конкретным телом…

- А только что говорил, что тело будет ненастоящим, искусственным. Поменять тело — это же нарушить его брачный контракт с душой! И если быть последовательным, не надо принимать лекарства, ложиться под нож хирурга, — все это влияет на тело, его как-то изменяет. И затрагивает душу? (11.07.2019)

Душа и тело
Читаю: «Тело связано с душой». — Да все в человеке связано с его неуловимой душой, и основной вопрос о том, что первично, — душа или тело, остается открытым. В разное время на передний план выходит одна или другая составляющая человека. И хорошо, когда выходит не с проблемами, а с желаниями, когда душа чего-то просит (или тело). Правда, бывает, неудовлетворенные желания превращаются в проблему. Желания хороши тем, что обращены во внешний мир. Это одна из форм взаимодействия с ним.

Кстати, высшая форма взаимодействия души с внешним миром — духовная, т.е. религиозная. Через религию душа сливается с Богом, т.е. со всем остальным внешним миром. Я затрудняюсь назвать аналогичную форму для тела. Оно все-таки более ограничено индивидуальностью. И если происходят слияния с другими телами, они все равно остаются локальными. Впрочем, быть может, христианская евхаристия — это и есть одна из форм материального единения между собой и Богом? (31.08.2019)

Осеннее
Наверно, это наше национальное, — любить осенние картины. Быть может, начиная от Пушкина, от его «Боллдинской осени». Или это влияние столичного Петербурга, расположенного там, где осень преобладает, иногда вытесняя другие времена года. Как нынешним летом, она пришла вместо него.

А мне уже почти безразлично, что на дворе. Меняется антураж, место проживания и приложения сил, но все остается привычным, знакомым, и уже не замечаешь движение времени, смены сезонов. Правда, однажды я сделал вывод, что неосознанно симпатизирую осени. — Но неосознанное не в счет, я во весь голос говорю, что люблю лето, обнажающее тело. Возможно, осень и зима обнажают душу, что тоже хорошо и красиво. Говорю уверенно «красиво», поскольку только красивое выставляют напоказ, плохое скрывают. Но во что же одевают душу, чтобы скрыть ее интимные места, не предназначенные для обозрения? Наверно, — в молчание. Или речи, уводящие в сторону, к предметам внешним, высоким, или отвлеченным. Душа нематериальная, и всегда проступает сквозь любую одежду. Поем ли песню мы, читаем ли стихи, или произносим монолог (неважно по какому поводу), душа все равно остается рядом и проникает в слова, интонации, жесты. Потому есть поэтические течения, придающие особое значение формам, они пытаются поймать эту душу.
- А ее и ловить не надо! Она всегда на виду, не пытается спрятаться, составляют с отрицаемым содержанием единое целое и превращает его в штрихи на холсте, или в простые формы.

Мне нравится Есенин, он много писал о природе. Да и сам он, деревенский парень, порождение природы, случайно оказался в городе, вытесняющем природу на периферию. Вот и писал он проникновенные строки об оставшихся в Рязани кленах и березках. Мы с удовольствием посещаем галерею его картин.

Высоцкий, — тоже лирик, но горожанин. У него природа проходит как фон, сама по себе она ему не интересна. Интересна эмоциональность, вызванная окружением, — природным или социальным. И всегда его тянет в город, куда он непременно уведет все свое самое любимое и ценное.

Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
(27.09.2019)

А. Дементьев
Когда душа твоя устанет быть душою,
Став безразличной к горести чужой.
И майский лес своим теплом и сыростью
Уже не поразит своей неповторимостью.

Когда к тому ж тебя покинет юмор,
А стыд и гордость стерпят чью-то ложь.
То это означает, что ты умер…
Хотя ты будешь думать, что еще живешь

(15.01.2020)

Бог — это душа материи
Хорошо, кода душа и тело пребывают в согласии и «в хорошей форме». Даже неважно в какой, — все формы хороши, плоха бесформенность. Хотел я этой зимой подправить свою физическую форму, подготовил лыжи. Но небеса решили иначе, полностью исключили зиму. И могу лишь огорчаться, — роптать неверующему, не на кого. Впрочем, верующим тоже роптать на высшие силы нехорошо. Как фаталист, я принимаю все как есть.

- Во что же верит фаталист?
- В фатум, судьбу.
- А что такое судьба?
- Фаталист пожимает плечами.
- Значит, верит не понятно во что, и этой силе подчиняется.

Но как выглядит Бог?
- Только не говорите мне про Иисуса Христа, это один из образов Троицы, чловеко-бог, сын Божий. А отец его — невидимый, неосязаемый, непознаваемый, как и то самое мое «ничто», которому подчиняется неверующий фаталист. Я определяю себя как «неверующий», но ни в коем случае, не как атеист., — не отрицаю то, во что не верю.

Вопрос связан с другим, — «о смысле жизни».
Об этом много говорили в советские времена, но то, что предлагалось, не удовлетворяло, мы искали свой собственный смысл. Искали, как Иван из сказки то, чего нет. Не хочу верить в то обстоятельство, что не было никакого смысла в возникновении Вселенной, в порождении и развитии человечества, да и в моем собственном существовании должен быть какой-то смысл! В природе любая мелкая деталь имеет назначение, и значит, смысл. Но это только в живой природе — так!?

- И сразу вопрос: Почему все живое и неживое обозначается одним словом, «Природа», если это такое разное? И в какой степени черты живой природы можно распространять на косную материю? — Мы пытаемся, по-человечески все наделить душой, что и порождает представление о Боге. При том, что мы у себя не можем определить и понять, что такое душа? Но уверенность в том, что она присутствует, есть. Бог — это душа всей материи, включая неживую. И кажется, такая душа существует. Вера, как и положено быть, происходит на уровне неясных ощущений. И только у верующих ощущения принимают форму ясную…   (26.02.2020)


Человеческое измерение >>

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 6482


Добавить комментарий