О красивом, совершенном и прекрасном

Как прекрасен этот мир
Посмотрел слова песни ВИА «Веселые ребята». Собственно, слов там оказалось мало. Десять раз повторяется рефрен «Как прекрасен этот мир!». — Ну что ж, слова достойны повторения, к ним можно больше ничего не прилагать. В литературном смысле выглядит странно, но, по сути, — хорошо. (26.08.2013)

Природное
Природа красива, она и в нас внедрила свое видение красоты. Красота рациональна и пропорциональна, золотое сечение — вообще математическая сущность. Цивилизация ушла от природы, пытается порвать с ней все связи. Мы стыдимся природного, но красоту все еще понимаем  по-старому, по природному. Это один из последних оплотов естественного в социуме, но и он, возможно, будет преодолен. Во всяком случае, уже лет сто как искусство пытается освоить непропорциональное, неестественное. Пока это удается лишь отчасти, гармония все равно довлеет над всем. А каноны красоты не приживаются, все время нарушаются. Красота это терпит и находит новую гармонию на другом уровне. (02.06.2014)

Линии
Купола я почему-то связываю с востоком. В России много восточного. На западе в архитектуре больше прямых линий, а мы больше любим изгибы, узоры. Это национальное. На даче у меня немного прямых дорожек, прямоугольных грядок, клумб. Я все это делал «по наитию» и только потом обратил внимание, что мне нравятся кривые линии. Не любые кривые, только лекальные. Здесь тоже где-то сидит математика. У нас математическое мышление. Сделал я на кухне полку и для укрепления вырезал боковины, на которых она держится. Потом случайно появился небольшой стенной шкафчик, покупной, повесил его рядом. Не сразу, но обратил внимание, что кривые, которые есть у этого шкафчика, в точности повторяют мои кривые боковин. Проектировщик независимо воспринимал красивое (или правильное) так же как и я. Значит, красота — это объективная реальность  или национальное свойство. Петербург был задуман как город западного типа. Его строили по плану, в котором преобладали параллельные и перпендикулярные линии. Но такими получились только первые улицы   Васильевского острова, а на другом берегу Невы была другая концепция, — лучи, исходящие от центра. Это уже ближе к нашим русским куполам. (02.06.2014)

Созерцание или погружение
«Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» — Нечасто слышу эту песню.  «И носило меня как осенний листок»  — Это я принимаю, хотя уже равнодушен к путешествиям. Видимо, мое движение принимают другие формы (физики утверждают, что только такое и возможно). Бывали разочарования: «Что имел — потерял, что нашел — не сберёг… Наглотался я пыли заморских дорог, где не пахли цветы, не блестела луна…». Но есть в стихотворении и то, что не про меня: «Проклинал красоту островов и морей». Красоту можно не замечать, не принимать, не увлекаться, но проклинать не надо. Мы привыкли к тому, что хорошее облачается в красивое, а плохое выглядит неприятно и страшно. В этом большая ошибка, все стремится к гармоническому совершенству, даже зло. Красоту надо созерцать и отмечать, погружаться в нее совсем не обязательно. И не надо проклинать.  Вывод мне тоже не нравится: «Зачеркнуть бы всю жизнь, и снова начать» — другой жизни не будет, остается пустота.

Феномен красоты меня волнует, надо немного подробнее. Наверно, я, не эмоциональный, не готов раствориться в прекрасном, как готов, например, ЮМ. Я созерцатель, потому остаюсь в стороне, а ЮМ погружается весь без остатка. Он материалист, ему надо прикоснуться к тому, что  созерцает, а если можно, — погрузиться, перемешаться. Так можно понимать его недавнюю поездку в Москву на похороны Образцовой. Я хочу оставаться созерцателем, поскольку знаю, уверен, что изнутри, или даже вблизи все выглядит совсем иначе, и может потерять свой блеск.

Экономика и эстетика
Как-то перемешалось у нас красивое и роскошное, хотя это должно бы быть разное. Есть еще дорогое и дешевое, причем дешевое соотносят с плохим. Экономические мотивы оказывают влияние на эстетику. Есть вопрос, что на что влияет — цена на качество, или наоборот? — Всегда ли дорогое  воспринимается как красивое, вне зависимости ни от чего? Или, действительно, красивое не может быть дешевым?…

- Поставив вопрос, кажется, понимаю, в чем дело. Дешевое = массовое, это экономическая аксиома, а красивое должно бы как-то выделяться из общей массы, оно уникально, индивидуально, элитарно, и потому дорого. Ощущение красивого субъективно — это психическое свойство, на него влияют разные обстоятельства. «Массовое», однообразное, повторяющееся, не имеет большой цены. Но это можно вывести из фундаментальных свойств нашего мира — заметны, имеет значения лишь то, что выбивается из общего потока. Полная повторяемость не порождает нового, она неинтересна… — Я попытался развенчать стремление к роскоши, но оказалось, что оно такое основательное, что выводится едва ли не из физики.

Красота, как и прогресс — следствие несовершенства текущего состояния. Вообще, едва ли ни все, что мы знаем, любим, почитаем и к чему стремимся, можно вывести из несовершенства. Как утверждает Библия, мир возник из греховного отклонения, он так и существует под действием первородного греха. И потому причины или следствия самых светлых сторон жизни, если проследить или довести их до конца, будут вызывать неприятие, если вообще не отторжение. (17.05.2015)

Разные функции
Расхожая фраза «Искусство требует жертв». Красота связана с искусством, и тоже жертву требует, приходится удовлетворять. Я это понимаю, но сам веду себя не так. Нет, не оттого, что глух к красоте. Собственно, такого и не может быть, всяк человек к красоте стремится, Но из двух вариантов — сделать красиво или рационально, я выбираю второе. Обычно это совпадает, но не всегда. Конечно, после выбора пытаюсь сделать красивым то, что получилось, но все равно красота вторична. Мы с сыном, обсуждая новое, непременно пытаемся понять, изменит ли оно качество (жизни). И если — да, то это становится весомым аргументом для внедрения. В оправдание рациональности можно отметить, что бесполезное красивое недолговечно, — нет больших стимулов его сохранять. Вообще-то, не мужское это дело, «красоту наводить» — оно женское, — уложить, подправить, украсить. Мы решаем крупные задачи, прокладываем путь. А женщины его делают приятным. Если покопаться, можно найти тому причины у природы. (19.08.2015)

Красивое
Занимался на даче ландшафтным дизайном. Пожалуй, дизайн в любом деле — самое приятное занятие. А результат (что получилось) должен говорить о личности. Мы любим красивое, пытаемся создать его вокруг себя. Наверно, не только человек это любит, но все живые существа.
- От павлинов до червей?
- Шире! — До неживой природы. Красив закат, — в пустыне, на море, или на Луне, на Марсе, где вообще нет ничего живого. Красиво звездное небо. Красивое, однако, предполагает и существование обратного, отвратительного. Но даже если так, то все равно кажется, что красивого больше. Это странно, ведь все должно быть уравновешено. А если нет, значит, есть другие антиподы красивого. Или я живу в тех краях, где красивое преобладает? (26.10.2015)

Созерцание
Созерцание — первый шаг на пути к осмыслению. «Я вижу, следовательно, существую». Нет, просто видеть недостаточно, надо слиться с картиной, погрузиться в нее, впустить в себя, утонуть в ней. (24.12.2015)

Влияния
Не соглашусь со словами о краткой жизни прекрасного. Когда оно завершается и переходит в инобытие, остается последействие, и в скрытой форме оно хотя бы немного влияет на жизнь. Если перейти к философии, то у меня все более укрепляется мнение, что вся наша жизнь есть проявление культуры. В ней игра представлений и образов, в которые наше сознание оформляет явления окружающего мира. Оттого они и выглядят прекрасно, — для себя сознание старается, — создает и созерцает свои собственные картины. (07.04.2016)

Песня
Слова из песни, которую исполняла Нани Брегвадзе:

Грусть напрасна
Потому, что
Жизнь прекрасна,
Если ты живёшь и любишь,
Как в последний раз.

Интересная, глубокая, и очень верная мысль, — прекрасным может быть только конечное!

Совмещение несовместимого
Культурное сопровождение облагораживает явления разного рода. Почти все можно делать красиво. Был у меня знакомый человек (Кремер Юрий Романович), который красиво, можно сказать, культурно, изъяснялся матом. – Я увидел в том искусство. (31.05.2016)

Преображение
 А. Ахматова:

Я научилась просто, мудро жить…
Смотреть на небо и молиться Богу,
долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

- «Мудро жить» по-Ахматовой — жить просто, радуясь мелким проявлениям жизни. Наверно, это справедливо для моего возраста. Вот, моему внуку в 16 лет этого недостаточно, его желания далеки и высоки. При этом он уже отчетливо понимает, что они недостижимы. От этого возникают трагедии и печали. Он как-то поздно осознал реальность. Еще года два-три назад у него было такое представление, что может все. Будет снимать фильмы, писать романы, станет Нобелевским лауреатом, разобравшись с бесконечностью. Я пытался его вернуть на землю, но не очень получалось, да и состояние это, в принципе, неплохое. И вот, он на земле. Но получилась жесткая посадка с большим разочарованием. И я понимаю, что еще нескоро он сможет радоваться мелкому, «жить мудро», о чем говорит Ахматова.  Впрочем, и поэтесса к этому пришла не сразу («Я научилась…»). В разговоре с внуком у меня были мысли того же рода, — надо что-то предпринять, чтобы он был способен видеть красивое, которое радует само по себе, вне зависимости от обстоятельств. Погружение в красивое, в мелкое, — да во что угодно, — очень приятное состояние. В такие моменты все остальное отступает. (05.06.2016)

Лесоповал
Слова из песни группы «Лесоповал»: «А белый лебедь на пруду качает павшую звезду….»

- Понравилось, картинка красивая. И она реальная, в ней нет аллегорий, просто неожиданные словоупотребления. Не ожидал от «Лесоповала». Но хорошее часто появляется там, где его не ждут. А где ждут, иногда приходится ждать долго… (19.07.2016)

Петербург Достоевского
В Питере много мрачного. Тон задает погода. Мне нравится Петербург Достоевского, но, как говорят, он ненавидел Петербург. Его город, действительно, мрачный. Но я с удовольствием ходил вместе с ним по мрачным улицам, они почему-то были в гармонии с моим внутренним состоянием. Я не очень помню тот маршрут, но когда читал книги, мне казались «до боли знакомыми» улицы и дворы, в которых происходили его истории. Сейчас того города нет. Ночью красиво, да так светло, что и смотреть не хочется. Описания Достоевского мне напоминают описания В.Гюго, с которым я бродил по старому Парижу. Наверно, и того Парижа, который мне запомнился и понравился, тоже нет. Оттого меня сейчас и не тянет туда. (09.08.2016)

Присутственные места
Единственный раз был в суде в 1962-ом году. Уже тогда обратил внимание на казенность дизайна. Если точнее, не увидел ни малейших попыток там что-то «сделать красиво», и даже показалось, что оформители сторонились эстетики. Мне было 13 лет, а впечатление запомнил. С чем-то похожим встретился потом в Армии. Но там красиво делать пытались, но только из шаблонов и подручных средств. В итоге, получалось смешно, или забавно. В казенных учреждениях принят казенный дизайн и там работают государственные люди, которые по долгу службы должны сторониться всего человеческого. (23.08.2016)

Трубы Асадова
Казалось бы, кардиологи могли бы нам все рассказать о сердце, о его тайнах и глубинах. – В действительности, ничего они не знают, и знать не могут о делах сердечных. Для них это живой пульсирующий комочек, исполняющий  важную функцию материального снабжения всех частей организма необходимыми веществами.  О делах сердечных лучше всех говорят поэты. Да и вообще, обо всем, о жизни, — тоже должны говорить они, и только они. Чтобы ощущать жизнь, надо быть немного поэтом. Чем больше поэзии, тем больше жизни…

«Но с годами глуше трубы, и все реже смех беспечный…». — Э.Асадов отметил то, что и я ощутил когда-то, — человек рождается поэтом, но потом поэтическое восприятие угасает. В юности есть желания, которые сильнее их удовлетворения. Желания рисуют картины, полные фантазий, и потому, «только в юности играют так светло и звонко трубы»…

Я был поэтом лет до 19. Не потому что писал стихи, но потому что все чувствовал как поэт, — красочно, красиво, фантастично. (19.09.2016)

Поэзия
Лингвистика с поэзией как-то связаны, — она тоже играет словами и погружается в их потаенные смыслы. Разница в том, что поэты говорят о своем красочно, «литературно», а лингвисты – сухо, точно и научно. А когда-то и наука была облачена в поэтические формы. Когда такое закончилось, не знаю. Возможно, после Ньютона, т.е. когда наука стала заниматься настоящим делом. С другой стороны, если бы лингвисты или исследователи поэзии изъяснялись метафорами, смысл бы и вовсе ускользал. О науке можно говорить поэтично, о поэзии — только научно. Или писать стихи. (20.09.2016)

Эрос смерти
Прочитал статью с интригующим названием «Эрос смерти» (http://anthropology.ru/ru/text/krasnuhina-ek/eros-smerti ). Прочитал ее с интересом, можно сказать, с удовольствием. В ней логика безупречная, нет ничего лишнего, есть некоторые предположения, без которых, однако, новое знание невозможно. Удивляет, что статья написана и опубликована более 20 лет назад (1995), а мысли, изложенные в ней, до меня не доходили. Это значит, камушки, которые бросают авторы статей, образуют затухающие волны, и без специальных усилий поиска, сами собой не дойдут до заинтересованного читателя. Я хотел написать комментарий, или скопировать основные тезисы, однако, не получилось. Собственно, основная мысль — это экспансия личности и ее бесследное растворение в экстатическом взаимодействии, из которого возвращается уже нечто иное, не то, что туда вошло. Упоминается знакомая мне связь эроса с наукой, цитируется милый мне Томас Манн, его «Смерть в Венеции». В общем, мы с автором по этому поводу мыслим схоже.

В том же сборнике выступает профессор Чебанов с вопросом — о чем же, собственно, речь? «Трупообразование» (он это так называет) не есть смерть. В общем, тема интересная, эстетически может и не привлекательная, но увлекательная. Пара цитат все-таки приведу. «Иерархичность бытия: наверху — абсолют, внизу-ничто. Сущность Эроса есть жажда полноты жизни, во всем диапазоне, от абсолюта до «ничто». Красота возбуждает в человеке чувственность как духовную, так и плотскую… — Вывод об эротичности культуры и науки… Опыт духовный, мистический и эротический роднит экстаз…». — Писала женщина. Женщины лучше понимают эротизм, у мужчин чувственность подавляют мышление и понимание.

Подумал я, — как относиться к статье, и понял, что — никак! Несмотря на ее логическую основательность, если убрать некоторые специфические термины, она смело попадает в жанр художественной литературы, выводы которой не следует принимать буквально, как это должно быть для научных выводов. Собственно, содержание ее ассоциативно и если спуститься к науке, следует поместить статью в разряд «постановка задачи». Надо сказать, что статья привела меня к такой мысли о лингвистике: — Эта наука, в частности, занимается разбором слов и понятий, находит оттенки их смысла. При этом понятие дробится. То, что казалось понятным и целым, предстает как сумма более тонкого. Таким образом лингвистика содействует науке в ее проникновении в суть вещей. Эта суть находит отражение в словах, которыми занимается лингвистика. Такая ситуация и выводит лингвистику на самый верх научной пирамиды, ставит рядом с философией. (09.10.2016)

Панорама
Представляю, какой прекрасный вид открывается с 25-го этажа! Мне почему-то нравится смотреть сверху вниз. В 1967-ом поднялся на колоннаду Исаакиевского собора и, хотя это запрещено, сделал снимки города со всех четырех сторон. Потом долго рассматривал эти фотографии, знакомые улицы принимали необычные очертания, город сверху выглядит иначе. А еще, в течение 10-15 лет, пока перед окнами не построили дом, из окна открывалась панорама города. Слева был город, а справа — лес. Ночью город светился, а днем над ним нависал желтоватый смог, который плавно переходил в синеву неба там, где кончался город… (31.10.2016)

Интеллигенция
Мысль пришла по поводу «интеллигентов-шестидесятников», да и вообще, советской интеллигенции. — Таковая отличалась от русской 19-го века. В империи то была рафинированная «прослойка», от народа (как говорил Ленин) «страшно далекая». Она с надеждой и любовью смотрела на народ, не замечая его темные черты.

Интеллигенция 30-ых, 40-ых и м.б., инерционно, 50-ых была по духу еще той, старой, уже соприкоснувшейся с народом, но еще не ставшей им. В 60-е это уже были выходцы из самого народа, «его плоть и кровь», далекая от рафинада. Они (интеллигенты) прекрасно знали все стороны жизни — от низких до высоких. И это, как следует из разных научных направлений, — хорошо. Как истинная красота непременно должна включать в себя вкрапления аномалий, культура тоже должна включать в себя элементы низкого. — Идеального нет и не должно быть. И если кто-то где-то будет его предлагать, можно смело утверждать — это не настоящее, не жизненное. Идеалы нужны для стремления к ним. Вот их, как идеи, надо содержать в строжайшей чистоте и располагать так далеко, чтобы невозможно было прикоснуться, о них можно только мечтать… (12.11.2016)

Стихи Л.Успенской
«Бегущая по волнам» — это немного не по-нашему. Россия — великая континентальная держава. Море только на Дальнем Востоке, да на Крайнем севере, но там население небольшое. Теперь есть остров Крым и есть еще Петербург, но близость моря у нас не ощущается, «Морской фасад» города стали создавать всего лет сорок назад. Потому среднерусская женщина бежит по полю снежному, которое кончается лесом. Я не помню, почему бежала женщина у Грина по волнам, но предполагаю, что причины те же, что и в песне Л.Успенской, — женщина и любовь почти синонимы. Но почему-то мужчина неподвижный, в движении только женщина. Вспомнил еще Евтушенко: «За что нас только бабы балуют, и губы, падая, дают. И выбегают за шлагбаумы, и за вагонами бегут». Естественно было бы наоборот, — женщина в центре, а мужчина вращается вокруг нее на своей орбите. К тому же, женщина, в отличие от мужчины, тяготеет к стабильности. Вероятно, стабильность не бывает без движения…

Сей текст побудили меня написать слова песни Л. Успенской:

Я помню радость и смятение, и губ твоих прикосновение,
Почти любовь, почти падение с обрыва.
Я знаю тайну одиночества, его загадку и пророчество,
И сон, который должен кончиться красиво.

К единственному, нежному, бегу по полю снежному.
По счастью безмятежному скучая и тоскуя,
К далекому и грешному бегу по полю снежному
Как будто все по-прежнему – люблю я

Я помню сны неразделенные, глаза чужие и бездонные,
И наши тени отраженные свечами.
Я знаю боль, что не прощается и грусть, в которой все кончается
И сон, который повторяется ночами…

Песню никогда не слышал, слова хорошие и форма стиха мне нравится. «Почти падение с обрыва» — это потеря равновесия, но предотвращенное падение.  (14.11.2016)

Предвкушение
Оно предполагает предопределенное. Неизвестное можно предчувствовать, о нем фантазировать, мечтать. А предвкушение приходит, когда мечты начинают сбываться. Как и предвкушение, мечты касаются только хорошего. Казалось бы, предвкушение принижает чудо, приводит его к состоянию осуществления. Но это не так, — наоборот, реальность наделяется чертами чудесного. Чудесное (синоним прекрасного), — слово, производное от «Чудо», как «Прекрасное» — от слова «Краса» . (23.12.2016)

Снежная грация
Новый год, танец снежинок. Снежинки кружатся. Медленно и грациозно (не как «белка в колесе»). Красивое, приятное должно происходить в замедленном темпе, чтобы ощутить его в полной мере. Скорость понятие относительное, — надо настроиться на нужную скорость восприятия. Но как настроиться, если кружение ускоряется и вдруг превращается в вихрь, вьюгу…

Это я говорю по-зимнему, как должно быть, по-новогоднему, а за окном — одна вода, +3. После долгих пасмурных дней, однако, выглянуло солнце. Я вижу в этом добрый знак, — все будет хорошо. (01.01.2017)

Сальваторе Адамо
В начале 70-ых я представлял обстановку счастливых моментов жизни так: приглушенный свет, негромкая музыка, стол в красивом интерьере, бокал вина и девушка напротив, с которой веду душевную беседу. Сейчас подумал, что именно так выглядят нынешние кафе. Вероятно, романтические представления с тех времен не изменились и песни Адамо ласкают слух не только моего поколения.

- Но, как я заметил, это не так. Музыка очень индивидуальна и она должна подходить под обстановку и под настроение. Иногда в машине я ставил кассету с музыкой, чтобы было приятно пассажиру. Музыку сам отбирал, и казалось, что нельзя такое слушать равнодушно. Обычно ошибался. И точно также мне иногда предлагали что-то послушать. Я слушал, но не слышал. У каждого свой репертуар.

У Адамо преобладают грустные мотивы. Грустное, печальное и красивое не противоречат друг другу. Жизнь такова, что постоянно предлагает целый спектр впечатлений. Мы с трудом переключаем сознание, перемещаясь по ее неровной дороге, из никуда в никуда. (26.01.2017)

Иностранный язык
Когда-то учил немецкий, который теперь благополучно забыл. А жаль, мог бы читать Goete в подлиннике. Вернее, не «мог бы», а пытался читать. Но надо хорошо знать язык, чтобы увидеть его красоту. — Знаю, что немецкий может быть красивым.

…Вспомнился 1968-й год, поезд, идущий из Львова куда-то далеко. Он был оформлен совсем не по-советски, с красивым интерьером, приглушенным светом, тихой музыкой и приятной незнакомой речью. Говорили по-чешски, я оказался в этом поезде накануне ввода наших войск в Чехословакию. (29.01.2017)

Контрасты
Плохо понимаю, зачем ставить прекрасную дорогую мебель в покосившемся доме, она будет выглядеть криво и не сможет украсить интерьер. По моим представлениям, все элементы бытия (точнее, быта) должны соответствовать друг другу. Впрочем, бывает и другое. — Пробираемся сквозь серую грязь, убожество, открываем обшарпанную дверь и попадаем в блистательный сказочный мир… Это советская мечта, а может быть шире,- русская, о которой написал итальянец Джани Родари в эпилоге сказки «Золотой ключик» (или придумал пересказавший ее Носов). Впрочем, тут надо бы убрать национальное, — это христианское представление о том, что после тяжелой земной жизни, откроются, наконец, врата рая. (06.02.2017)

Удалой
Слово «удалой» созвучно «удаленный». Это случайность, но я стал искать мосты. Нашел такой: «Только удалому могут быть доступны удаленные объекты». И просится иллюстрация в виде жизнерадостной песни, где все совмещается:

Ну, дружней, звончей, бубенчики,
Заливные голоса,
Эх, ты, удаль молодецкая,
Эх, ты, девичья краса.

(11.04.2017)

Картина
Перед глазами прекрасная картина с античным сюжетом: Женщина, выходящая из воды. Естественно, обнаженная. Будь я художником, всю жизнь писал бы такую картину, как Айвазовский всю жизнь писал волны. В Феодосии я видел его дом и кабинет. в котором были написаны многие полотна. В том помещении не было окон. Художнику не нужна была натура, он извлекал сюжеты из памяти, а скорее, их рисовало воображение. Такими картинами была заполнена его голова. Как у Шишкина картинами природы, а у Сальватора Дали — черт-те-чем. Получается, что моя голова заполнена купальщицами, выходящими из воды. К сожалению, нет у меня дара художника, потому их никто не увидит. Не увижу и я, поскольку впечатления дают детали, они же так и остались непрописанными.   (18.06.2017)

Форма
Одно и тоже можно рассказать очень по-разному, и мне, стороннику смысловой части творения, придется признать, что содержание сильно зависит от формы. Бывают гармонические сочетания, когда одно другому соответствует. Иногда форма должна быть безупречной, в других вариантах, — только намечена штрихами. Искусство художника — найти адекватную форму, а содержание может быть любым, его может не быть совсем. Высокое искусство — говорить красиво ни о чем, или показывать глубину обыденных вещей. (10.07.2017)

Природа
Каждый читает природу по-своему и в разное время по-разному. А иногда природа присутствует как фон, как телевизор с передачей, которую не смотришь, занимаясь делом. По большому счету, вся наша жизнь проходит именно так, — иногда она требует глубокого погружения, а иногда тот же антураж остается привычным фоном. Есть люди, живущие природой, как, например, Виталий Бианки или слегка знакомый мне Николай Сладков. Почему-то их книги относят к детской литературе, хотя писали они о том, что реально наблюдали. Возможно, в своих сочинениях исключали жестокие, грубые и, по-человечески невозможные природные явления. Красивая правда выглядит по-детски. Если рассказывать по-взрослому «всю правду», получатся боевики, ужастики, любовные сцены, чего тоже немало в природе. (23.07.2017)

Моменты жизни
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух «Макбета».

Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

(А. Блок)

- О чем это?
- Да ни о чем. Момент чьей-то жизни, промелькнувший более ста лет назад. Наблюдаю со стороны картинку, и мне приятно. В ней жизнь реальная, простая, в которой каждый чем-то занят, но думает о другом, о своем. Человек записал эти мысли, остановил мгновение, которое, как и множество других подобных, прекрасно. «Когда-нибудь, когда не будет нас…» Это уже другое стихотворение, другой поэт, от которого в моей памяти осталась только эта строчка. Интернет нашел, назвал имя, хотя и не очень четко, — Татьяна Гордиенко. По совпадающим словам отозвался Бродский, но это о другом.

Когда-нибудь, когда не будет нас
Когда взойдем могильными крестами
И солнца луч горячими перстами
Земли коснется также как сейчас.

Мы новым дням тогда откроем счет
И, перейдя черту промозглых буден,
Мы в новых ипостасях снова будем
Писать стихи. И, может он зачтет.

(Татьяна Гордиенко)

Осень
Соловьи располагают к поэзии. На даче, бывает, я слышу соловья, но в этом году не было. Лето случилось холодное и дождливое, а соловьи, тяготеют к беззаботности, покою, к теплу и солнцу. И вот, вчера заметил, что наступила осень. По «старому стилю» осень приходит 13-го сентября. Увидел осень в опавших кленовых листьях. Клен почему-то первым сбрасывает листву и стоит оголенный среди зеленых берез. Это красиво, цвета во всем спектре от желтого до красного на фоне зеленой травы. Соловьи, опавшие листья…

Вчера еще была гроза и ливень, что уже совсем не по-осеннему. У себя на участке, — там, где сохранился кусочек леса, выросли грибы-солоняки. Одна группа с неизвестным мне названием, другая — благородные волнушки. Хотел их срезать и отдать соседке, но оставил на вечер и не рассчитал время, надо было спешить на поезд. Соседка любила ходить в лес, но сейчас уже не может, ей 86. Кроме грибов приличных, выросли мухоморы. Ядовитые, но красивые, дополняют осенний пейзаж. Вышел я из дачного дома в погоду сумрачную, но сухую, зонтик не взял, но почти сразу все изменилось, сильный дождь сопровождал всю дорогу.

Такие метеорологические подробности. Во все времена года мы смотрим на небо, и ждем то солнца, то снега, а бывает и дождя. Всегда нам чего-то не хватает. Собственно, и смотрим, когда не хватает. Обычно в наших краях не хватает солнца.

…»Тишина, покой и… автомат Калашникова». Все как во сне, противоречиво. Впрочем, покой необходимо охранять. Слышится пение со словами: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят». В свое время, Юлию Борисовна увлеченно рассказывала о спектакле, который ставила, и там звучала такая песня. От того дня осталось фото, да мое воспоминание, и больше ничего. Она недавно умерла… (19.09.2017)

Осень
Прошел день осеннего равноденствия. Вместе с летом закончились дожди. Солнце светит, но уже не греет. Впереди красивый октябрь и противный ноябрь со столетием Великого октября. Большевики знали, когда делать революцию, — когда «хороший хозяин собаку из дома не выгонит». (24.09.2017)

Галина
Разбираю архив фотографий сестры Галины (она ушла в мае). Раньше не замечал, а сейчас увидел, — она любила все красивое, и пыталась соответственно устроить свою жизнь. Много внимания уделяла ремонту в своей квартире, результатом была довольна. Второй муж, в которого была сильно влюблена, учился в художественном училище, остался альбом с его рисунками. И были у него золотые руки, много чего делал для дома. В ее фотоальбоме преобладают красивые фотографии, иные она, вероятно, исключала. — Вот у меня другой принцип, информационный. Если есть хотя бы  смутное изображение человека или события, я его оставляю.  (27.09.2017)

Маяковский
Отправляясь на дачу, одну остановку метро проехал в симпатичном вагоне. Он весь оформлен не опостылевшей рекламой, а рисунками и стихами Маяковского. Перед глазами были незнакомые мне стихи с неочевидной, но совершенно правильной рифмой: «обрыв — будьте добры». — Понравилось. Маяковский — мастер ритма и рифм. С содержанием у него тоже все хорошо.

ОТНОШЕНИЕ К БАРЫШНЕ

Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам? —
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».

[1920]

Уйти красиво
А.С.Пушкин. ОСЕНЬ (Отрывок)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Державин.

I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII
Плывет. Куда ж нам плыть? ………………………………………………..
………………………………………………..

Мне всегда нравилось это стихотворение, с тех далеких школьных времен, когда впервые прочитал. Хорошо представляю, как оно было написано, — на одном дыхании. Хотелось что-то написать, но мыслей нет, есть только радостное ощущение, не имеющее видимой причины, и это ощущение превратилось в слова.

Никогда не думал о том, почему мне нравится стихотворение «Осень». Время года для меня не лучшее, отдаю предпочтение нашему короткому лету. Возможно, нравилось оригинальностью, «диссидентством» — поэт думает и видит не как все», как «Иноходец» Высоцкого. Но осень действительно красива. — Тоже вопрос, — почему? — Да потому, что «уходить надо красиво», с чем я абсолютно согласен. Это мнение как-то коррелирует с другим, утверждающим, что «по одежке встречают». Возможно, это распространено, но считаю неверным. — Первое впечатление обманчиво…

Отчего же уходить надо красиво, и почему я с этим соглашаюсь? Не все так считают и, уходя, бывает, скажут какую-нибудь гадость, типа «скажу, все что думаю, мне теперь все равно». — А мне не все равно! — Имеют значение мнения людей, которые промелькнули передо моим взором и которых больше никогда не увижу. Это тоже от того ощущения времени, которое часто упоминаю. В нем статус прошлого, настоящего и будущего не очень различается.

Я ученик природы, а у нее лето приходит неприглядной весной, а уходит по-осеннему красиво. (13.10.2017)

Революция
С «броневиком» у меня одна ассоциация, — революция. Революции мне консервативно не нравятся, но я бы сейчас поддержал контрреволюцию на Украине. Интересно, что в советские времена мы много слышали о революции, причем она была окутана романтическим ореолом. — И не удивительно, поскольку ее делали молодые, которые к моему рождению уже стали старыми. Сейчас мне кажется неправильным говорить прекрасные слова о революции, поскольку ее проявления всегда отвратительны, и Россия в том не была исключением. На Западе это хорошо знают, но продолжают окрашивать революции в приятные цвета, — революция «гвоздик, роз, гидности и т.д.». Или говорить приятные слова, типа «Арабская весна». Для меня это выглядит как кощунство.

До столетия Великой октябрьской осталось три недели. (17.10.2017)

Дворы
В столичном Петербурге день смещается в сторону ночи. Встречи, балы, записки гусиным пером, утром сон до полудня и более…

Петербургский сумбур это нормально, он в духе города «трех революций». Здесь много «дьяволиады» и мистики, которая кроется за пышными фасадами особняков. Наверно оттого меня все время тянет во дворы. Как Достоевского, он тоже погружался в темноту дворов. Или Некрасов с поэзией о темных сторонах русской действительности. (07.11.2017)

Красота
Природа, создавая человека, внедрила в него представление о прекрасном и позаботилась о том, чтобы окружающий мир радовал глаз. — Оттуда, от природы, от ее воплощений, красота берет свое начало, там надо искать эталоны.

Однако в своем развитии человек от природы отошел и окружающая его среда становится все более рукотворной. Она пока еще несет в себе влияние естественных источников, но понемногу, и чем далее, — тем более, представления о красоте меняются. Это можно наблюдать по трансформациям канонов живописи, которые в начале 20-го века стали подрывать авангардисты. Трудно представить, что сказал бы человек 19-го века о том, что мы сейчас считаем красивым. И не уверен, что нам понравилось бы то, что будет через сто лет. Отчасти такую мысль подтверждает извечное брюзжание стариков о том, что новый мир выглядит во всех отношениях безобразно.

Вчера посмотрел композицию «Пушкин ушел». Идея разместить ее в конце улицы Савушкина — верная, — там уже нет ничего похожего на город Пушкина. А еще это соответствует фразе о современном состоянии умов: «Поэт в России больше не поэт». Хочу надеяться, что это все-таки натяжка. Сейчас в метро читают все больше с гаджетов, но иногда бывают и книги. Радуют названия, которые можно видеть в руках молодых людей. И у моего внука Димы, наряду с современными «тараканами», литературные притяжения верные. Это при том, что последние 5 лет его воспитывала «улица», которую теперь заменил Интернет. А там, еще года три-четыре назад не было никаких ограничений по части лексики и порнографии, соответствующие законы были приняты совсем недавно. Из всего этого заключаю, что хорошее имеет большую жизненную силу и пробивается при любых обстоятельствах, в любом окружении. Интересно, что безобразная (по формам) Октябрьская революция произошла в период «Серебряного века» русской культуры. (15.11.2017)

Осень
Усталость должна быть приятной, как в песне Д.Леннона с названием «It’s been a hard day’s night» (Вечер трудного дня). Быть может, не случайно я вспоминаю об этом осенью, — вечер это конец дня, осень — конец года, старость — конец жизни. Все это грустное, но и по-своему приятное. – Неяркое, не быстрое, спокойное, располагает к холодным размышлениям. Далее – зима и стужа. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (28.11.2017)

Социальный интерфейс
Люблю повторять слова классика о том, что в человеке все должно быть прекрасным. — Нет, надо корректировать фразу, поскольку прекрасное  субъективно! У меня, пожалуй, другой принцип: «В человеке все должно быть стандартно». — Как в Китае времен Культурной революции. Обоснование такое: внешние свойства не должны заслонять внутреннее содержание, а истинный человек — там, в глубине…

Придется поспорить с самим собой. — Все правильно, но это глубинное как-то должно проявляться снаружи, и это происходит через интерфейс, в качестве которого выступает «лицо, фигура, одежда». И прическа. В парикмахерской отлаживают социальный интерфейс. (12.12.2017)

Игрушки
Слово «Елочная…» — в конце декабря имеет естественное продолжение — «игрушка». Но есть еще одно — «украшение», что кажется более серьезным.

Украшение оказалось синонимом игрушки! Для меня это выглядит неожиданным, но подумал и увидел связь. «Игрушка» — нечто ненастоящее, это ее основное качество. Значит ли это, что и в украшении есть такая черта? — Наверно, есть. Бывает, любые дополнения к красивому «по сути» могут только все испортить. А бывает, совсем простому, может даже неказистому,  украшение придает необходимый блеск. В итоге,получается, что красота это нечто искусственное.  - При том, что украшение может быть и настоящее, — бриллиантовое, золотое. Но чем лучше украшение, тем больше внимание оно перетягивает на себя от объекта (или субъекта), который призвано украсить. Особенно интересна бижутерия, — это «игрушка в квадрате», — искусственная красота достигается искусственными украшениями.

По поводу украшений надо вспомнить архитектурную кампанию второй половины 50-ых годов по борьбе с «украшательством». В итоги получились кварталы серых пятиэтажек. Но в то время, действительно, не красота стояла на переднем плане. Тут встает вопрос о том, чему надо отдать предпочтение, — быстрому, легкому, поверхностному решению проблемы, либо решать ее медленно, основательно, — но всерьез и надолго. У Сталина был второй вариант, у Хрущева — первый. В Москве уже сносят пятиэтажки, на очереди другие города. Да и социализм оказался недолговечным, уже при Хрущеве он пошел на спад. Не исключаю, что после революции это было необходимо.

Меня до 15-ти лет воспитывал Хрущев, я склоняюсь к быстрому — поверхностному, т.е. склонен к бижутерии, драгметаллы можно пустить на другое. А вот мой сын, а также ЮМ и Баташов сторонники медленного основательного.

- Такие мысли навеяли елочные игрушки. Но все, что я написал, имеет немного смысла, поскольку у игрушек есть еще одна сторона, — это символы, дающие образы реального, в том числе реальной красоты. — Они пробуждают воображение. А в Новый год все заведомо ненастоящее, — игрушечные зайчики, снег из ваты и Дед Мороз, прилетевший откуда-то из Лапландии, наверно тоже не настоящей. У Деда функции волшебника, — приносит подарки, исполняет желания. Новый год напоминает о призрачности нашей жизни, но делает это весело, с огоньком и задором, и мы легко уходим в фантазии…

За окном настоящий снег, едва ли ни первый в этом сезоне. Впрочем, насколько он настоящий, а не новогодний (как конфетти), будет понятно через пару дней. (20.12.2017)

Цитаты
Не проводил исследование, но предполагаю, что слово «фантазия» в моих текстах звучит часто. Видимо, люблю фантазии. А это значит, что они красивые, позитивные (любить противоположное трудно). И, как понимаю, так не у всех. У кого-то преобладают фантазии тяжелые и мрачные. Как говорили в советские времена, — «Человек — творец собственного счастья».

Я часто цитирую советское, оно имеет для меня смысл, мне нравится. И представляю, что из тех же времен можно привести множество безобразных цитат, лившихся на мою голову из того же репродуктора, но я их не помню, не хочу вспоминать. Видимо, в этом тоже есть проявление все того свойства моего существа, — обращать внимание, видеть и запоминать только то, что радует. — Хорошее свойство, как понимаю, оно должно быть естественным для людей «в возрасте», — чем дальше, тем больше остается в памяти хорошего, а плохое забывается. Собственно, не только в «возрасте», — у «человека вообще» чаще всего воспоминания о былом приятные, даже если приходилось преодолевать трудности. (23.12.2017)

Приказ
Сюжет из фильма известного польского режиссера, может быть, Вайды. Молодой человек карабкается на второй этаж снаружи дома, чтобы заглянуть в окно девушки, с которой только что расстался. И видит, — она раздевается. Вдруг, на самом интересном гаснет свет. Он мысленно умоляет включить, потом также мысленно восклицает: «Это приказ!». И в комнате становится светло… (29.12.2017)

ЮМ
ЮМ понимает и чувствует красивое. В этом его счастье и его беда. Особенно силен в нем «катарсис», по определению — «сопереживание высшей гармонии в трагедии». Все три слова в этом определении имеют к нему отношение. На меня произвела впечатление его поездка к Майе Плесецкой. Трагедия в той триаде имеет значение, соизмеримое с гармонией. — Таков «психотип», в нем можно усмотреть цикличность восхищения и отрицания. Он придумывает трагедию. Впрочем, как и гармонию. — Все хорошо, иногда я завидую его эмоциональности. ЮМ переживает жизнь как театр, правда любимый его жанр — трагедия. (27.01.2018)

Зима
В февраля зима еще в почете. Заглянула она в Петербург, в приятной слабоморозной форме, в чистом белом одеянии. — Все как у людей, т.е. не как обычно. Вид из окна красивый. Звучит песня:

Не выходит песня из ума.
Хороша ты, матушка Зима!

Всю-то ночь вчера мела метелица,
Ковром пуховым снег сегодня стелется.
Тепло в санях, не страшен нам мороз.
Медведь в ногах, в платок упрятан нос.
Взоры девичьи, как небо, синие.
Ресницы длинные покрыты инеем.
По столбовой летим с тобой стрелой,
Звенят бубенчики под дугой.

Россия — матушка, зима (по песне) — тоже матушка. Т.е. это одно и то же, в разных лицах. Петербург — земля иноземная, здесь все не по-русски и зима сюда заглядывает не часто. (05.02.2018)

Корея
Корея страна интересная, — как Северная, так и Южная, хотя они приняли разные парадигмы. Но есть у них общее, — «внимание к внешнему образу». Про Южную я этого не знал, а Северная меня поразила чрезвычайным интересом и вниманием к красивому. — Настолько поразило, что в 80-е выписал и получал в течение года журнал «Корея», восхваляющий Ким-Ир-Сена, внешне это было очень красиво. (09.02.2018)

Божественно красивое
Вавилон назван божественным, хотя он был вполне реальным. Вероятно, если человек из дикого племени вдруг окажется в великолепии дворцов, он решит, что попал в рай. Видимо, это по-русски, — восхищаться красотой. У нас и религия получилась такая оттого, что кому-то показалась красивой. Холодные германцы вошли в Рим без восхищения. Лишь через сотни лет, в период ренессанса, стали понимать прекрасное. А наши предки увидели сразу. (19.02.2018)

ЮМ
«Тряпки» — дело женское. Но вот у ЮМ был к ним особый интерес, — для него это было полотно с рисунками и красками. Свои магазины он, как художник, пытался превратить в произведения искусства, я это наблюдал. Расположение тканей в них не было случайным… (21.02.2018)

Оазис Европы
Из моего окна видны два дома, — одному лет тридцать пять, другому — немногим более десяти. В новом доме люди живут состоятельные, там квартиры дорогие, внизу — консьержка. Возле двух домов — тротуар. Возле нового дома он всегда чистый, — в любую погоду нет на нем ни снега, ни льда. Это наглядно видно из окна. Снег убирается сразу. Видимо, есть у жильцов такая статья расходов, и есть спрос с тех, кто этим должен заниматься. — Оазис европейского капитализма среди обычного российского быта. Но мы все равно патриотичны, каковым был, например, Высоцкий: «А где-нибудь, все ясно, все светло, там чай растет, но мне туда не надо». Подобные оазисы дают иллюзию того, что есть другая жизнь, прекрасная. Но когда в нее входишь, вдруг обнаруживается, что все это лишь обманчивые формы. Прекрасное состояние — это к нему вечное движение. (21.03.2018)

Поэзия
Союзник — юзер — узы — узник… Разные миры скрываются за словами. Лучше всего играют словами поэты. Лингвисты, прозаики, тоже должны бы быть немного поэты. — Впрочем, отчего же я так сужаю! — Все люди должны быть немного поэты. Хотя бы в душе. Я часто говорю, что в жизни есть много фантазии, сказки. И надо добавить, — поэзии. Чем ее больше, тем жить приятнее. Поэт — медиум, посредник между жизнью и сознанием. Он ловит сюжеты и излагает их в красивой форме…

За окном белым-бело. Свежий снег, -1, и никаких весенних признаков. Меня когда-то волновало то, что происходит в окружающей среде. А сейчас весьма равнодушно взираю через окно на падающий снег. И чтобы выглядело поэтично, ставлю старую пластинку с песней Сальваторе Адамо «Падает снег».

Куда пропали французы, итальянцы, англичане и другие европейцы, когда-то увлекавшие меня прекрасными мелодиями? Мы их теперь не слышим? Или они до нас не доходят? – Возможно все, даже хуже, чем я представляю, — это я никого не слышу. — Музыку и поэзию перестал воспринимать?

Возможно, в какой-то степени, — да, поэзия — это для юных, молодых. В моем возрасте уже должна преобладать прозаическая рациональность. Когда-то В. Высоцкий обратил внимание на то, что поэты редко живут до старости, — быть может, оттого и не живут? Но хочу оптимистично предположить, что с возрастом просто меняются поэтические формы, поскольку верю, что поэзия не может потеряться, раствориться. Продолжительность жизни растет, рождаемость сокращается, мир стареет. Так что же, через какое-то время поэзия будет редкость, некому будет, ни писать стихи, ни читать? — Не хочу в такое верить и признавать, всегда хочется жить в красивом окружении. (23.03.2018)

Проблемы
«Постоянная проблемность, — качество очень женское. У мужчин, конечно, тоже проблем достаточно, но, как мы считаем, они приходят извне, а не рождаются от собственных деяний… Вообще-то, это по-нашему, «создавать проблемы, чтобы их героически преодолевать». А Россия, как известно, женщина. Сейчас все ее поклонники разбежались или отвернулись, ей грозит одиночество. Родная сестренка (Украина), и та на что-то обиделась, разругалась и ушла.

Услышал по телевизору мнение о том, что надо создавать «художественный образ России». Таковой был у СССР, кому-то на Западе он нравился. А у России образ пока не сложился. Любить же можно только конкретное, и хорошо бы быть красивым. Иными словами, предлагается макияж, косметика. Подправим образ и отправимся за три моря искать партнеров где-нибудь в Южной Африке. Россия — дама сейчас свободная. (08.05.2018)

Ритм
Мы пульсируем в такт с пульсацией жизни, в которую погружены. Ритм задаем не мы, наша задача — правильно уловить частоту и реагировать гармонично, в такт. Это не значит, непременно вторить, гармония допускает широкие импровизации, вплоть до диссонансов, но стержень должен быть единый. (01.07.2018)

Физики и лирики
Жизнь — явление физическое. В такой форме она предстает перед нами, и ей не достает гармонии на уровне элементарном, физическом. К сожалению, такой гармонии никогда и не будет. Ее не следует ждать, поскольку природная основа жизни глубоко противоречива. С одной стороны, основа безобразна, — повсюду одни живые существа поедают других. Приготовление пищи начинается с убиения невинных организмов, затем происходит разрушения их сложной структуры для извлечения весьма простых готовых фрагментов, которые используются для поддержания другой жизни. Иногда применение еще проще, — извлекается запасенная энергия, биопродукт сжигается. С другой стороны, живая природа рисует прекрасные картины на разных уровнях, от лесов и полей, до цветов и многочисленных живых существ, вид которых радует взор самого главного на Земле существа, человека разумного. Потому сочетание высокого и низкого неизбежно, но красота непременно включает в себя уродинку, «чистые лирики не существуют»…  (14.07.2018)

Абсолют
Почему-то люблю тишину. Просто так люблю, ни за что. Но однажды понял, что абсолютной тишины не бывает. Не помню, м.б. это был какой-то рассказ, который я хорошо прочувствовал. Или я сам как-тог попал в окружение полной тишины? Но ощущение осталось такое, что полная тишина вызывает ужас. Как и кромешная тьма, которой в наших краях не бывает (встретился с ней однажды в деревне Калининской области). А может быть, абсолют всегда воспринимается как кошмар, вне зависимости от сути? — Это из памяти выплывает чья-то фраза: «Красота этих мест наполнила мою душу очарованием и ужасом». Фраза понравилась, но я никогда по поводу красоты такого не испытывал. Вероятно, никогда и не ощущал ее в полной мере, всей душой. — Мешает аналитика.

Но крайности — аномалия. Тот, кто их способен ощущать, как и тот, кто способен творить, их нарушая, — немного сумасшедший, что я принимаю как факт. С другой стороны, мы все немного сумасшедшие. Банальная фраза по этому поводу: «Каждый сходит с ума по-своему». Я с этим соглашаюсь, в том смысле, что абсолют недостижим, что и порождает индивидуальные отклонения, способствующие творчеству, отодвигающие кошмары абсолюта. (17.03.2019)

Непростое понимание
Мы вошли в этот мир, существовавший задолго до нас, и он нам сразу понравился. Меня это удивляет, хотя по-Дарвину, иного и быть не должно,  - отбор создает существо, которому должно нравиться окружение. Есть, конечно, мнение (И.Ефремов), что красота объективна. Но могло бы получиться так, что от самого рождения ребенок испытывал бы исключительно отвращение к жизни, к окружающей действительности…

- Вот, пишу я об этом, как о некой невероятной возможности, — а ведь нередко именно такой бывает реальность.- И ничего, ребенок растет, развивается в отвратительном окружении, становится взрослым…

И вдруг я понимаю, что это скорее закономерность, а не какие-то исключения. — Молодежь всегда настроена революционно, хочет изменить тот мир, в котором оказалась не по своей воле. Но это значит, что поначалу, взрослея, человек испытывает отвращение ко всем деталям окружающего мира. — Оттого велики у молодежи суицидальные наклонности. Только потом начинает все нравится, мы вдруг обнаруживаем красоту вокруг себя. Но это значит только одно, — красота субъективна, а еще, — надо дорасти до ее понимания…  (18.05.2019)

Жизнь
«Жизнь прекрасна и удивительна». — Оттого и прекрасна, что удивительна. И хорошо, что мы не можем ее понять до конца. (03.08.2019)

Мышление
Мысли… Они так похожи на фантазии, что порой их трудно разделить. «Мыслята» не в счет, они все время копошатся рядом. Впрочем, размер тут условность, они же тоже нематериальные и потому физические меры к ним неприменимы. Вообще-то мысли надо беречь, к материи близко не подпускать, иначе вдруг начнут осуществляться, проявляя скрытые свойства.

Мысли исходят от природы (человека), принимают красивые (эротические) формы и пытаются притянуть к себе материю. — Бывает, это получается. Иногда в изначальной форме (эроса), но чаще в других областях, где эрос уже трудно распознать. Но он присутствует во всех человеческих творениях, где есть нечто большее, чем просто математика и логика. («Эрос» пишу с маленькой буквы, поскольку имею ввиду не бога, а явление. Впрочем, это почти одно и то же). (27.09.2019)

Ненатуральное
«Заставить улыбаться». Когда-то я бы осудил «ненатуральность» таких улыбок. Но сейчас понимаю, что ничего «чисто натурального» в социальной природе не существует, мы играем свои роли, преобладает «видимость», порой далекая от «сути». Но такова природа не только «социальная», но и та, что нам дана от Бога. «Такова жизнь», как говорят французы. Она вся пропитана стремлением к красивому. А красота — это все-таки «видимость» и  создается из элементов, чуждых красоте. Мы любим повторять, что «Красота спасет», — нет, надо сказать сильнее: «Красота созидает мир». (17.11.2019)

Б.Бертолуччи «Конформист»
  Фильм «Конформист»
Я видел этот фильм лет 40 назад и помню, как он меня задел. Даже не сюжетом и смыслами, которые в них присутствуют, но красивым изображением. Кино — это видеоряд, его надо смотреть, и даже не обязательно думать. Если же еще и есть о чем, это добавляет к ощущениям. Режиссер показывает, как и что он видит, и в этом фильме чувствуется взгляд умного человека.

В тот раз уже с первых кадров был захвачен фильмом. Смотрел черно-белый вариант. Не знаю, раскрасили его потом, или он цветной изначально, но цветной тоже смотрится хорошо, даже отлично, хотя не исключаю, что тут лучше черно-белое.
18.12.2019.

Стремление вверх
Красота удивляет. На макроуровне — понятно, человек был создан так, чтобы окружение радовало, чтобы хотелось жить, созерцать, размножаться. По-Дарвину (который мне ближе), из этого окружения вышел человек, и потому ему должна быть приятна мать-природа. Космос далеко, он никак не участвовал в эволюции и, чуждый ей, не может быть красивым. Но это не так, что может быть аргументом в пользу нашего «космического происхождения». Вот микромир выглядит отвратительно. — Нет, нам надо вверх, но никак не вглубь, хотя именно там, а не в космосе мы обнаруживаем истоки жизни. По-Достоевскому (как и по-Дарвину), человек должен  тянуться к красивому.

…Приятно мечтать о «горних сферах», пытаться найти связь между космосом и макромиром, — она же обязательно должна быть! Правда, есть в этом утверждении что-то от религии, которой я традиционно сторонюсь. (13.01.2020)


В начало >>

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 7682


Добавить комментарий