Возвращение Бессарабии – 28 июня 1940 года

 

Предыстория:

После присоединения к Российской империи в 1812 году, восточная часть Молдавии и Буджак стали называться Бессарабской областью, а с 1873 года – Бессарабской губернией. С этого же времени Бессарабскую губернию стали называть Бессарабией.

Воспользовавшись гражданской войной в России и анархией, в январе 1918 г. румынские войска вошли в Бессарабию. А 9 апреля 1918 года была принята декларация, согласно которой Бессарабия вошла в состав Румынии на правах автономии.

Территория Бессарабии оставалась под Румынией с 1918 г. по 1940 г., несмотря на то, что Советский Союз все эти годы имел территориальные претензии к Румынии.

23 августа 1939 года был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. В п.3 Секретного дополнительного протокола к нему, стороны определили свои позиции относительно Бессарабии.

Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях.

Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и СССР

В 1940 году на территории Бессарабии была образована Молдавская ССР. Довольно большая часть территорий, ранее входивших в Бессарабскую губернию, были включены в состав Украинской ССР.

 

28 июня 1940 года. Эту дату, в принципе, нельзя не запомнить, а некоторым, к сожалению теперь уже немногочисленным жителям нашей большой страны, вообще её просто забыть невозможно: ведь мы, в этот день, не сходя с места, вдруг оказались гражданами, переведенными из одной страны в другую!

Все это случилось довольно неожиданно, к счастью, совершенно мирно и очень несложно: накануне, точное число не запомнил, (но его легко можно установить), выступил по советскому радио В.М. Молотов, который объявил, что СССР выставил Румынии ультиматум в трехдневный срок очистить добровольно Бессарабию и северную Буковину от своей власти. В случае отказа СССР будет вынужден все выполнить силовым методом.

Думаю и сегодня – 80 лет спустя, легко себе представить, какое было настроение у всего населения этого достаточно обширного и сравнительно спокойного региона с населением не менее трёх миллионов человек!

На улице лето, время массовых отпусков, школьных каникул, разгар сельскохозяйственных работ, а тут – политические катаклизмы! Даже нам с братом Сергеем, ещё достаточно юным ученикам гимназии и начальной школы (в возрасте неполных 14 и 10 лет), и то было ясно, что предстоят дела достаточно серьёзные с ломкой всего нашего жизненного уклада!

Одно обстоятельство было воспринято нами с некоторым удовольствием и даже облегчением – в нашей русской семье, все её члены – даже мы румынские школьники дома говорили, на хорошем и достаточно грамотном русском языке, ведь родители оба окончили ещё до первой мировой войны полную классическую русскую гимназию. Это никак не помешало нам детям учиться и говорить в школе только по-румынски. Правда, домашнее знание русского у нас ограничивалось только разговорной речью, без правописания, грамматики, литературы и прочей специфики. Мы хорошо представляли трудности тех людей, которые такими знаниями не обладали и, главным образом, пользовались одним румынским или молдавским языками.

Жизнь в нашей семье особых ломок тогда не почувствовала. Отец, с хорошим высшим образованием, очень быстро был определён на работу как инженер-строитель КЭЧ в местную воинскую часть. Мама, которая и раньше не работала по найму, продолжала вести домашнее хозяйство. А мы с братом с сентября приступили к учебе в школе-десятилетке уже на русском языке, в основном по стандартной программе – брат в третьем классе, а я – в восьмом. Конечно, в нашу обычную школьную программу ввели дополнительные уроки русского языка, которые существенно помогали тем, кто либо слабо знал, либо вовсе не знал русского. Эти уроки мы с братом тоже посещали.

Можно считать, что первый необычный учебный в год СССР завершился во время и достаточно благополучно. Но после его окончания нам видимо не было суждено долго жить спокойной жизнью: школа закончилась в первой декаде июня 1941 года, а 22-го июня, помнится было воскресенье, утром в 4 часа нас неожиданно стали бомбить румынские самолёты. Началась война!

Подробнее о присоединении Бессарабии к СССР и о начале Великой отечественной войны в Бессарабии читайте на страницах Мемоклуба: Н.А. Греков «Мои воспоминания. (Бессарабия — Уральск)» и С.А. Греков «Род Грековых»

В начало

Автор: Греков Николай Александрович | слов 639


Добавить комментарий