Ноябрьское турне по немецкой глубинке (1)

Карта района Фогельсбург

Ноябрь 2009 г. Уже некоторое время мы обсуждали ситуацию о том, что долго живём в Германии, но по настоящему не знакомы с глубинкой этой страны. В октябре произошёл конкретный разговор, и Тамара попросила меня найти что-нибудь подходящее. Я пересмотрел большое количество предложений, и почему-то моё внимание привлекла трёхзвёздочная гостиница в городке Nieder Moos (Нижний мох). Место это было расположено в центре природного заповедника Фогельсберг, охватывающего территорию, занятую самым большим и старым вулканом Европы.

Гостиница предоставляла приличный номер, трёхразовое питание типичной немецкой кухни, бассейн с подогретой водой, сауну. Обещали массаж, занятия физкультурой. Рассматривая карту этого района, я обратил внимание также на то, что на окружности в радиусе 30-40 километров и внутри неё расположено множество типичных немецких городков и посёлков. Многие из них  основаны в 10-12 веках и имеют интересную богатую историю.

Я понял, что если разработать маршруты на каждый день отдыха, то скучать не придётся независимо от состояния погоды и качества услуг отеля. Наша заявка на недельный отдых была принята. Мы забронировали гостиницу с 2-ого ноября по 7-ое ноября. Вскоре нам по почте прислали необходимые документы, мы собрались и тронулись в путь.

Ехали по знакомому 66-ому автобану в направлении на Фульду по навигатору. Я возлагал все свои надежды на него, т.к. самостоятельно найти все намеченные города и объекты было нереально. Я также определил старинные и средневековые замки и поместья. Не доехав до Фульды около пятнадцати километров, мы свернули на боковой отвод и оказались на хорошей однополосной районной дороге. Эта дорога петляла через поля рощи, холмы и мелкие посёлки. Проехав по ней километров двадцать пять, мы к часу дня приехали на место.

Nieder-Moos

Nieder-Moos (Низкий мох) – поселение в общине Фрайенстейнау в округе Фогельсберг  федеральной земли Гессен. Основная достопримечательность его  – орган евангелической церкви. Орган был построен в 1790 году мастером Иоганном- Маркусом Эстрайхом из Обер-Бимбаха и считается памятником эпохи классицизма. В инструменте 23 регистра, две ручки управления и две педали. Обрамление органа состоит из пятнадцати филигранных деталей в стиле позднего немецкого рококо. Техническое устройство органа весьма оригинально.

В 1978 году фирма Фёрстер и Николаус провела реставрацию органа и церкви, а в посёлке, с учётом его центрального положения  в заповеднике Фогельсберг, были организованы ежегодные органные летние концерты.

Посёлок оказался маленьким, очень чистым и безлюдным. Посреди него возвышалось массивное здание евангелической церкви, и я сфотографировал Тамару рядом с ней у небольшого памятника в виде органа.

Наша гостиница располагалась у дороги на выезде из посёлка. На другой стороне дороги, в метрах в пятистах в низине плескалось большое озеро, рядом с которым густо гнездились дачные прицепы, обнесённые со всех сторон забором.

За посёлком располагались обширные поля, предназначенные, как мы потом узнали, для конно-спортивных занятий и спортивная база.

Номера в гостинице были просторные, хорошо обставленные, мы получили номер на втором этаже. Весь первый этаж был занят залами ресторана, внизу находился бассейн и процедурные кабинеты. Ресторан был оформлен в хорошем немецком стиле, стены расписаны натюрмортами из фруктов и сцен сельской жизни. На столах стояли карточки с номером комнаты. Вечером  подали сытный ужин из трёх блюд с выбором их по меню, столики обслуживали официантки.

Два небольших зала были заполнены постояльцами, и мы подумали, что гостиница даже не в сезон почти заполнена. Но мы ошиблись, т.к. наш заезд был в субботу, и большинство людей провели здесь только выходные дни.

В будние дни народа было значительно меньше, в чем мы быстро убедились, однако обслуживание почти не ухудшилось. Единственная наша претензия к концу срока была в том, что нам надоела сытная и жирная немецкая кухня с обилием картофеля, разного рода соусов и очень сладкого десерта.

На следующий день после завтрака с большим количеством сортов свежей выпечки, мы отправились в наше первое турне по немецкой глубинке. Первым на нашем первом маршруте оказался город Лаутербах. Это была удача, он не обманул наших ожиданий.

Лаутербах

Лаутербах (Lauterbach, рус. громкий ручей) является районным центром Фогельсберга. Название городу дала небольшая речка Лаутер, которая пересекает город. Он был основан в период между 400 и 800 годами нашей эры кочевниками франконцами. Впервые был упомянут в церковной книге города Шлиц в 812 году. В средние века принадлежал монастырю в Фульде. С двенадцатого столетия им владели графы фон Цигенхайны, данники монастыря в Фульде. 16 марта 1266 года фюрстаббат Берто II фон Лейбольц даровал Лаутербаху права города после чего были построены замок и городские стены. В 15-ом веке город перешёл во владение семьи Ридезелей, которяая более ста лет боролась за власть с аббатами монастыря в Фульде. После начала реформации и ослабления католической церкви Герман II Ридезель вышел из подчинения монастырю. Власть этой семьи над городом сохранялась до 1806 года, а город считался  независимым государством. С 1806 года вошёл в состав великого герцогства Гессен, а в 1852 году стал районным центром.

Мы приехали в Лаутербах в воскресенье, поэтому парковочных мест было предостаточно. Остановились на большой стоянке у реки Лаутер в центре города.

Достопримечательности.

Якорная башня

Якорная башня, единственная сохранившаяся до нашего времени башня городской крепостной стены, является символом города. Башня несёт своё название с девятнадцатого века, она  служила наблюдательной башней, а затем использовалась, как тюрьма. Городская евангелическая церковь построена в стиле барокко, а оформлена внутри в стиле рококо, освящена в 1768 году. Она построена на месте старой готической церкви, алтарь которой, посвящённый деве Марии, выставлен в городском музее. В здании установлено 1400 каменных изваяний мадонн и орган работы известного мастера Вейгля от 1906 года, модернизированный в 1973 году. В башне колокольни подвешены пять колоколов: два 1699 года, один 1752 и три 1950 годов.

Вдоль реки сразу началась главная улица города, по которой мы проложили свой маршрут к центральной площади. В одном из переулков я увидел блеск воды и уговорил Тамару свернуть в этот переулок, так мы вышли к «каменным мосткам реки Лаутер». Здесь мы перешли речку, разглядели скульптуру маленького голого бродяги и стали далее держать путь по другому берегу.

Каменные мосткичерез речку Лаутер. Они служили для жителей кратчайшей дорогой к центральному источнику питьевой воды и существуют здесь с 1596 года.

Памятник маленькому бродяге у каменных мостков, выполнен из бронзы и установлен 30 апреля 2005 года по эскизу франкфуртовского художника Юлия Симона и переделанному в скульптуру профессором Шульцем в 1904 году. Памятник изображает кудрявого голого мальчика с зонтом, переходящего речку по мосткам и утопившего в ней свою одежду. Вид голого мальчика настолько впечатлил жительниц города, что они увековечили его в песне об утонувших носках, которую исполняли и исполняют в тавернах города. Одновременно он стал торговым знаком продуктов, здесь производимых, например, немецкого сыра «Камамбер».

Каменные мостки через речку Лаутер и
памятник маленькому бродяге

Замок Sikenhof c замковым парком. Замок сгорел в 1882 году и был отстроен заново в 1886 году, поблизости расположена площадка для гольфа общей площадью более 100 гектаров.

Количество раритетных фахверховских домов зашкаливало, некоторые детали этих строений невольно привлекали наше внимание. Так мы дошли до ещё одного моста, рядом с которым осмотрели бережно сохраняемое здание средневековой водяной мельницы, перешли снова на другой берег и попали на центральную площадь. Здесь все дома были раритетными и располагался информационный пункт. Обойдя площадь по периметру, мы оказались на улице, ведущей к городской церкви и замку бывшего владельца города.

Замок Сикенхоф

Замок Сикенхоф выделялся  своими архитектурными деталями и большими хозяйственными пристройками полукруглой формы со шпилем в средней части, удивительно похожим на шпиль Петропавловской крепости в Петербурге, но в миниатюре. Это не очень удивительно, учитывая, что эта часть памятника древнее перестроенного в 1886 году здания замка. Время её постройки 1700-1703 годы, идентично времени закладки Петропавловской крепости в устье Невы. Просто стало понятно откуда черпал образцы архитектуры Пётр I.

Шлитц

Следующим пунктом нашей одиссеи оказался горд Шлитц (Schlitz). Город Шлитц получил своё имя в 812 году, что установлено документально. Среди пяти самых знаменитых крепостных городов Германии Шлитц известен, как романтический замковый город.

Главная достопримечательность Шлитца – район Бургенринг, занимающий вершину холма. Это скопление башен, стен, фахверковых домов хорошей сохранности, господских домов, городской церкви, составляющих единый исторический ансамбль. Из-за него Шлитц раньше называли гессенским Ротенбургом.

В средние века городом владела семья фон Шлитцев, находящаяся в ленной зависимости от монастыря в Фульде. Эта семья упоминается в документах начала тринадцатого века. После возникновения Реформации в 1546 году и тридцатилетней войны город вышел из-под зависимости от Фульды. С 1677 года фон Шлитцы стали имперскими баронами, а с 1726 графами. В 1806 году город вошёл в состав великого герцогства Гессен-Дармштадского.

Замок Хэлленбург был резиденцией графов фон Шлитц и служил для придворной жизни. Он построен в период с 1706 по 1712 годы в стиле позднего барокко архитектором Луи Реми де ла Фоссе. В 1755 году замок сгорел и был перестроен. Граф Карл Генрих снова перестроил замок в 1800 году, удалив мансардный этаж и увеличив количество залов. В этом виде замок дошёл до наших дней. В 1954 году графская семья подарила замок вместе с призамковым парком городу Шлитц.

В настоящее время в нем размещается государственная музыкальная академия.

В девятнадцатом столетии основным видом деятельности горожан было полотняное производство.

Сначала мы осмотрели замок Хэлленбург и парк. Рядом со входом в Консерваторию немцы установили оригинальный памятник скрипачу, вид которого, как всегда удивил и развеселил нас. Однако хорошо, что он изготовлен не из бытового мусора!

Замок Хэлленбург

Замок расположен на берегу реки примерно в трёх километрах от Бургенринга. Пользуясь указаниями навигатора, мы быстро доехали до центра города. Припарковавшись рядом с лестницей, ведущей на центральную площадь.

С этого места начался наш подъём.

Наконец мы вышли на главную площадь и поднялись на крепостную стену, где открылась замечательная панорама на город. Она действительно очень напоминала панораму Ротенбурга на Таубере в Баварии. А Ротенбург по праву считается туристическим центром мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО. Как и в Ротенбурге, здесь можно было ходить по крепостной стене.

Весьма довольные поездкой, своими впечатлениями от неё и приличной погодой, которая нас сопровождала весь день, мы вернулись в свой отель. Тамара великолепно себя чувствовала, а я был рад, наш отдых начался столь удачно.

На следующий день, в понедельник была намечена не менее интересная программа. Наш старенький «Форд», в котором я предусмотрительно перед поездкой заменил аккумулятор (старый отходил уже пять лет) не подвёл нас ни разу, мы просто садились в него и ехали, куда хотели.

Программа начиналась городком Гедерн.

Гедерн

Гедерн (Gedern), как населённый пункт, впервые упоминается в 730 году. В 1247 году он перешёл во владение дворянских родов фон Бройберг и фон Тримберг. В 1336 году император Людвиг IY (Баварский) даровал поселению права города. В 1376 году династия фон Тримбергов прекратилась, а город Гедерн перешёл во владение семьи Эпштейнов. В 1467 году была построена крепостная стена с тремя мощными воротами и пять башен.

В четырнадцатом веке в период Реформации ключевой фигурой в городе стал лютеранский священник Йоханес Гейсс.

В 1535 году город перешёл во владение графа Людвига II фон Столберг-Вернигероде.

В 1605 году в пределах крепостных стен был построен замок. Его перестроили в 1700 году, а в 1742 году граф Фридрих Карл Столберг получил от императора Карла VII княжеский диплом. В 1806 году Гедерн вошёл в состав великого герцогства Гессен. В 1888 году через город проложили железнодорожную линию Штокхайм-Гедерн. В настоящее время город привлекает своими супермаркетами, зоной отдыха у озера и велосипедным туризмом по заповеднику Фогельсберг.

Утро понедельника 4-ого ноября было свинцово пасмурным, всю ночь шёл дождь. Погода плохо влияла на наше самочувствие, но делать было нечего, оставаться в гостинице не представлялось возможным. После завтрака мы собрались и под дождём отправились в путь. В Гедерн мы прибыли примерно в одиннадцать часов утра и припарковались рядом с главными крепостными воротами под непрерывным дождём.

Замок Гедерн

Несмотря ни на что, мы выбрались из машины и пошли к замку. Проходя ворота, я увидел скромную табличку: железнодорожный музей города Гедерн, и, конечно, мы нырнули в открытые двери музея, чтобы спрятаться от непогоды и согреться. Музей располагался в четырёх комнатах и был посвящён истории строительства и эксплуатации местной железной дороги.

В основном, экспозиция музея посвящена чрезвычайно многоснежной зиме 1976 года. Тогда толщина выпавшего снежного покрова составила полтора метра, что для здешних мест является небывалым событием. Железнодорожная колея была завалена, поезда остановились прямо в поле, всякое сообщение и связь прекратились. Героям  тех тяжёлых дней и посвящён этот музей. Пока мы вглядывались в тусклые черно-белые фотографии музея, дождь кончился, мы сложили наши зонтики и прогулялись по территории замка. У раритетных домиков были разложены обработанные и необработанные тыквы, напоминая о приближающемся праздновании Хеллуина.

В целом нам Гендерн почему-то не очень понравился и не прошло двух часов, как мы о.казались в Бюдингене.

Бюдиннген

Бюдиннген (Büdingen). Род Бюдинген впервые упоминается в документах в 1131 году в качестве бургграфов Пфальц-Гелнхаузенских. Бюдинген, как поселение, впервые упоминается в документах в 1206 году.

Ещё в 1353 году кайзер Генрих II даровал городу «вольную грамоту» и с этого времени было создано «Общество стрелков Бюдингена». В средние века этот город был превращён в могучую крепость.

В период 1480-1510 годы граф Людвиг II построил могучий пояс крепостных стен перед более старыми городскими стенами. Пояс был снабжён 22 башнями и фортами. Эти стены сохранились полностью до сего времени и являются самыми знаменитыми крепостными сооружениями в Германии.

Восточный вход в старый город Бюдингена

В 1521 году в Бюдингене проездом остановился Мартин Лютер. В том же году город стал протестантским.

По мере укрепления  Реформации, город стал кальвинистским.

В 1578 году австрийский кайзер Рудольф II возвёл род фон Бюдингенов в графское достоинство Священной римской империи.

В Бюдингене неоднократно судили ведьм. С 1536 по 1699 годы жертвами этой охоты стало около 480 человек.

В 1601 году граф Вольфганг Эрнст основал латинскую школу, которая существует доныне под названием «Гимназия Вольфганга Эрнста».

В 1712 году граф Эрнст Казимир I выступил с «Эдиктом толерантности» и пригласил в Бюдинген все церковные конфессии.

В итоге, начиная с 1724 года город стал разрастаться от «Иерусалимских ворот». За пределами городских стен возник город, где селились люди, гонимые по религиозным мотивам из разных стран Европы — гугеноты, вальденсы, сектанты и другие сепаратисты.

В 1816 году город отошёл к великому герцогству Гессен-Дармштадскому с присвоением графу Эрнсту Казимиру III  наследственного княжеского титула.

В 1936 году была построена Крюгер казарма для войск вермахта (а с 1945 по 2007 гг. в этих казармах размещались американские бронетанковые войска. Последние 620 солдат и 900 (!) членов их семей покинули Бюдинген только в середине 2007 года)

В 1839 году в городе основано первое ремесленное училище.

В 1867 году построена Мотильден больница (Mathildenhospital)

В 1879 году возникла «касса задатков и кредита», из которой потом был создан Фольксбанк.

В настоящее время у Бюденгена семь городов-побратимов: Bruntal (Чехия); Loudeac (Франция); Tinley Park (США); Gistel (Бельгия); Sebes (Венгрия); Herzberg (Бранденбург-Германия). Во время прогулки по городу знак фестиваля городов-побратимов, разноцветная лягушка, встречалась нам на каждом шагу.

Из истории времён национал-социализма
Жители города активно принимали участие как в войне, так и различных мероприятиях режима диктатуры национал-социализма. Господствующие здесь настроения ясны из того, что уже в 1933 году многие улицы города были переименованы в честь руководителей Рейха, а Гитлер сразу стал почётным гражданином города. Улица Берлинер штрассе была переименована в Адольф Гитлер штрассе, Маскенсенштрассе в Герман Геринг штрассе. Ряд улиц получили имена, т.н. «мучеников» движения.

С 1933 по 1938 гг. Бюдинген избавлялся от евреев и их предприятий. В ночь на 9-ое ноября 1938 года «Ролькоманда» штурмовиков и примкнувшие к ним жители совершили погром. Штурмовики проникли в синагогу, разбили стёкла, подожгли имущество, многое погрузили на тележки и свалили у рынка, а затем сожгли на глазах у веселящейся толпы. Вскрывались квартиры ещё живущих в Дюдельсхайме евреев, имущество разворовывалось и уничтожалось. Одну 55-ти летнюю гражданку и её 52-летнего брата окунули в туалет, избили и отвели к ратуше. Там на них надели мешки и заставили плясать с метлой в руках. 51-летнего мужчину заставили везти верхом на себе двоих мучителей через весь Дюдельсхайм. Тем временем в зале ратуши евреям ставили мешки с мукой на головы, забрасывали на горло верёвки и подтаскивали к окнам на потеху многочисленным зрителям. Так отрывались жители немецкой глубинки в ответ на призывы из Берлина.

В настоящее время только латунный диск на стене старой ратуши напоминает о мучениях евреев Бюдингена. Здесь широко применялся принудительный труд рабов с Востока. Вокруг города был создан сильный укреплённый район, состоящий из 19-ти дзотов (малая линия Зигфрида), которые почти все были взорваны американцами. Единственный дзот сохранился в местечке Am Hain.

Мы приехали в Бюдинген ещё во время дождя, хотя уже было ясно, что он заканчивается. Настроение у Тамары соответствовало погоде. Припарковались в центре города у Иерусалимских ворот и, прихватив зонты, направились к крепостным стенам.

Иерусалимские ворота

Стены и башни поразили своей толщиной, мощью и сохранностью и в то же время всё окружающее как-то как бы давило на нас, мы почувствовали себя не в своей тарелке. Дождь то прекращался, то начинал накрапывать снова. Мы прошли через могучие крепостные ворота и оказались в средневековом городе.

Шли по наитию, держа курс на маячащий впереди купол замка.

Вскоре вышли на аккуратную, уставленную средневековыми домами площадь с неизменным фонтаном в центре.

Народу в городе практически не было видно, только непременные автомобили мокли под дождём, да мы гонимые нашей тягой к приключениям оживляли окружающий ландшафт. Пройдя ещё несколько узких улочек, мы оказались перед грандиозным замком, построенным в форме правильного круга. Прошли внутрь через ворота с фигурами стражников.

Тут мы узнали, что городской музей, размещённый в замке в 26-ти комнатах, по понедельникам не работает. Семь бед – один ответ. Нам оставалось погулять по территории замка, что было тоже интересно. В небольшом темноватом дворике обнаружилась забавная скульптурка явно почтенного возраста.

В другом месте на старинной стене вдруг обнаружилась современная эмблема фестиваля городов-побратимов. Эти эмблемы разбросаны по всему городу в самых неожиданных местах.

Дождь почти закончился, была ещё середина дня, поэтому мы решили продолжить наше движение. Следующим пунктом нашей программы стал город Ханген.

Хунген

Хунген (Hungen). В Хунгене мы, наконец, увидели солнышко.

Первые документальные упоминания о Хунгене датированы 782 годом. Император Карл IV дал поселению права города в 1361 году.

В 1419 году наследственным владельцем города стал граф фон Цолмз указом императора Фридриха III. Хунген был самостоятельным графством до 1693 года, а затем вошёл в состав ландграфства Гессен-Дармштадт, а в девятнадцатом веке в состав великого герцогства Гессен. Вскоре после признания за Хунгеном прав города был построен крепостной замок первых владельцев Фалькенштейнеров, род которых вымер к 1418 году, и в права наследования вступили графы фон Цолмз.

В 1455 году граф Бернхард II фон Браунфельц перестроил замок, резко увеличив его размеры. Строительство продолжил Бернхард III в 1487-1492 годах.

Граф Филипп снёс часть здания, построив на этом месте башню  (1574 г.), а затем городские стены (1616 г.), от которых сохранились лишь фрагменты.

Во время второй мировой войны замок служил для нацистов местом хранения культурных ценностей, награбленных в Восточной Европе, в том числе библиотек.

Мы приехали в Хунген примерно в три часа дня. Дождь прекратился, хотя солнышка ещё не было. Припарковались в центре города, вышли на центральную площадь, где был установлен очень оригинальный памятник какому-то местному чудаку. Это типично немецкий обычай. Дальнейшее знакомство с центром города пришлось прервать, т.к. шла полная реконструкция центральной пешеходной улицы. Всё было разрыто, укладывались новые крупногабаритные трубы.

Тамара всё-таки зашла в пару магазинов, после чего мы решили, что интереснее будет съездить к замку. Замок оказался большим, красивым и хорошо сохранившимся. Он располагался в красивом парке с очень оригинальными скульптурами. Надо отметить, что осколки, из которых собраны композиции, это либо древности, либо африканские маски. Во внутрь замка попасть опять-таки не удалось, т.к. там шла реставрация.

На обратном пути к машине мы прошли через историческую часть города, примыкающую к замку, и обратили внимание на то, с какой любовью и заботой немцы сохраняют любые детали старинного быта.

Современные скульптуры в парке

А это раритет

Шоттен

Шоттен (Schotten). В окрестностях Шоттена раскопано много археологических раритетов, которые можно увидеть в местном краеведческом музее.

Впервые Шоттен упомянут в документах в 778 году.

Поселение возникло у старой дороги, которая проходит через Нидду и Фогельсберг. Для защиты этой дороги в поселении Шоттен был построен замок, предположительно графами Нидды.

Первая церковь в Шоттене ценна тем, что она была основана ирландско-шотландскими монахами. Большая готическая церковь Мадонны построена в XIV веке и была долгие годы очень популярна у паломников.

В Средние века Шоттен был вотчиной родов Эпштейн и Тримбергер. В 1385 году союз рейнских городов начал враждовать с рыцарскими разбойничьими родами Шоттена и город был разрушен. С 1403 года город перешёл под власть гессенских ландграфов. В этот период замок Эпштейнов был восстановлен.

Архитектура центра Шоттена как две капли воды похожа на центры тех городов, которые мы уже проехали за этот день. Замок не произвёл впечатления.

Время подошло к пяти часам вечера, поэтому мы решили закончить экспедицию и взяли курс на Нидер Мооз, предвкушая  хороший ужин, плавание в бассейне и сауну. На следующий день, пятого ноября, наша одиссея продолжилась прибытием в город Бирштейн.