26 дипл

Николай Александрович!

Купил ваши воспоминания о службе на первом поколении апл в питерском Клубе ветеранов-подводников. Прочитал только что. Получил огромное удовольствие. Нахлынули воспоминания…

В дивизию я пришёл сразу после ВВМУРЭ им. Попова в 1972 году. Попал на 675 проект (К-184, К-431). Служил Инженером РТС/командиром ГАГ, позже НачРТС/КомБЧ-4.  Во время прихода апл 627А проекта в 26 дипл,  я уже служил в штабе дивизии в должности флагманского специалиста РЭБ (1977-1983 гг), был нештатным планировщикам дивизии и поэтому многих персонажей знал лично. Подробнее см. http://podplav.ru/vospominaniya/content/171-kapitan-1-ranga-astapovich-mikhail-ivanovich.html

После дивизии я ушёл на должность старшего преподавателя  в Комсомольск-на-Амуре в 717 УЦ ВМФ. Окончил службу в 1992 году в должности Заместителя начальника ВВМИОЛУ им. Дзержинского по вооружению в Питере.  Занялся бизнесом. Преуспел. Моей фирме уже без малого 30 лет. В нашей питерской ветеранской среде очень активен экипаж первого атомохода ТОФ — К-45. Они и обратились ко мне с просьбой написать историю 26 дипл ТОФ, которой в 2021 году исполнится 60 лет. Работа идёт трудно, поскольку архивы для меня закрыты. История до 1972 года полна воспоминаниями и материалами. Период с 1972 по 1983 год прошёл у меня на глазах. Таким образом период от истоков (создание 429 дивизиона апл в 1959 году) до моего ухода из дивизии в 1983 году, т.е. первые 23 года более-менее ясен. А вот оставшийся до расформирования дивизии период (11984-2000) для меня пока покрыт тайной. Мои попытки получить ясную картину путём опросов разных людей, служивших там после меня (включая последнего комдива Ю.С. Ребенок и других) пока большой ясности не внесли. Даже переход к записи интервью и последующей обработки мною в текст, не добавил энтузиазма ветеранов той поры. Многие не хотят мысленно возвращаться в те непростые годы, но без этого, история  остаётся «без хвоста». Моя поездка в Приморье в 2019 году дала совсем немного материала, хотя плодотворные интервью были с Лукьянцевым, Бондарем, Бучириным и некоторыми другими.

Ваши воспоминания хороши, но направлены на жизнь внутри прочного корпуса и лишены привязки к датам. Однако,  чувствую, что «темный» период 26 дипл и ТОФ вы были там. Хотелось бы в любом виде получить Ваши воспоминания о том времени в дивизии (особенно) и на флоте.

Моя почта: master.50@mail.ru

Телефон/WhatsApp: +7 911 914-73-70

Автор: Астапович Михаил Иванович | слов 342

1 комментарий

  1. Абрамов Николай Александрович
    31/10/2020 13:30:25

    Здравствуйте уважаемый Михаил Иванович!
    С большим интересом и удовольствием прочитал Вашу, почти автобиографическую повесть о службе на 26-й дипл. У Вас, несомненно, настоящий литературный дар – настолько легко читается о, казалось бы, таких прозаических делах, как служба в далёком дальневосточном гарнизоне. И всё повествование проникнуто хорошим оптимизмом – вот бы, информацию в таком виде, да к моменту нашего выпуска из ВВМИУ им. Дзержинского! А то, ведь случались буквально, житейские драмы.
    Конечно, вспомнились и, упомянутые Вами, замечательные офицеры, с кем, в той или иной степени довелось пересекаться по службе и в дивизии пла, и после неё во всяких флотских делах. По настоящее время, при всяких оказиях, раскланиваюсь с Командующим ТОФ адмиралом Хватовым Г.А. Всегда, здороваясь, обращаюсь к нему по должности. Он, конечно, меня и не помнит \хотя было достаточно много контактов по линии оперативной службы флота, не считая уж более ранних, когда он командовал 26-й дипл\, но всегда отвечает очень уважительно. Также, достаточно частыми являются встречи с вице-адмиралом Коневым А.В. \был в те времена командиром К-45 – надеюсь, не путаю\. На этой пла служили мои однокашники Володя Усольцев и Юра Морено. Прошел свой путь на Т-проекте до командира БЧ-5 одноклассник Саша Коган. В памяти, и Ремир Иванович Пирожков, и вице-адмирал Шуманин – вечная и славная им память!
    Наверное, я не очень могу, чем-то помочь в воспоминаниях о службе на 26-й дипл. В моих заметках о службе на К-115, в общем-то, упоминаются, те или иные эпизоды, связанные с пребыванием в бухте Павловского. Те же, знакомые имена, о которых Вы пишите. На 115-й, в период очередного броска Камчатка – Приморье, застали, ещё командиром дивизии, Геннадия Александровича Хватова \эпизод о поисках аммиака\. Позднее, когда нас окончательно перевели в состав 26 дипл \по-моему в 1982 году\, командиром был, упоминаемый Вами Самойлов Ю.М. \ с, теми самыми, оригинальными привычками при разговоре…\. Его сменил Алексей Арсентьевич Белоусов, при котором, я уже, и был переведён в ТУ ТОФ В 1984 году.
    Электромеханической службой дивизии командовали безусловные знатоки своего дела: Беловолов В.А., Смирнов Павел …, позднее ставший начальником ЭМС 29 дипл в Ракушке \залив Владимира\, которой командовал будущий вице-адмирал Рязанцев Валерий Дмитриевич, Баринов Евгений Михайлович, который со скрипом отпустил меня во Владивосток \ очень не хотел, потому как, были намерения назначить меня его заместителем по СЭУ, вместо уходящего на должность начальника ЭМС 21-го «полка» Иванова Генриха Борисовича – совершенно легендарного человека, о котором, у меня самые добрые воспоминания\. Это не помешало нам сотрудничать, в последующую его бытность, начальником кафедры в ТОВВМУ им Макарова — читал лекции его коллективу по своему профилю.
    Конечно, остались в памяти офицеры – оперативные дежурные 4-й флпл, потому как, постоянно привлекался помощником по техготовности. Наверное, и мы с Вами, не раз пересекались в этой ипостаси. Но, памяти уже, блин, совсем никакой нет! Однако, Командующих 4-й флотилией – вице-адмиралов Храмцова В.М. и Кожевникова В.М. \кстати, бывшего заместителя командира 26-й дипл, вручившего мне перед строем дивизии медаль «За боевые заслуги»\, начальника штаба 4-й флпл Колесникова Валерия Васильевича \позднее пересекались на оперативном дежурстве флота, но, к сожалению, рано ушедшего из жизни\, начальника ЭМС флотилии Олега Даниловича Надточего – безусловно, помню очень хорошо. Надточего О.Д., уже после моего перевода во Владивосток, сменил вице-адмирал Николай Иванович Лысенко, с которым я пересекался всю свою службу – от курсанта второго курса \он был замкомвзводом\ и по его должность — заместителя Командующего ТОФ по вооружению и судоремонту \я был начальником службы защиты флота\.
    На этом, собственно, и обрываются все мои познания о том, что же было на 26-й дивизии, после моего перевода в ТУ ТОФ в апреле 1984-го года, хотя, я был достаточно часто в командировках в ту сторону. К моменту моего назначения в 1992 году начальником службы защиты кораблей ТОФ, уже лавиной начались всем известные проблемы. Могу сказать, что до самого крайнего дня демобилизации по возрасту, зубами и нервами поддерживал готовность кораблей к боевым действиям. Потому как, без соответствия нормам по физическим полям, подводные лодки и надводные корабли представляют собой примитивные мишени. И, более дикого на тот момент, времени, когда флотом командовали депутаты Лопатины в чине старшего лейтенанта, вкупе с комитетом солдатских матерей – не было, ни до, ни после. Каким-то чудом, удавалось добиться топлива для судов контроля, чтобы обеспечить боевые службы и приём кораблей от промышленности. Недаром, на проводах в Калининграде учебного парусника «Надежда» в 2004-м году во вторую часть кругосветного плавания, Главком ВМФ Куроедов Владимир Иванович\бывший Командующий ТОФ\, увидев меня, спросил, кого я ему напоминаю. Представился: капитан первого ранга Абрамов – начальник отдела защиты ТУ ТОФ \конечно, уже бывший\. – Так вот, кто доставал меня на флотском планировании! Узнал!
    На этом фоне растворились и 26-я, и 28-я, и 29-я, и 21-я дивизии атомных подводных лодок, и моя, 45-я на Камчатке, и ещё иже с ними. «Мой друг Билл, понимаешь…» взял своё.

    Здоровья Вам, успехов и удачи Михаил Иванович!
    С уважением и лучшими пожеланиями
    Абрамов Николай Александрович.

    P.S. С некоторым удивлением, узнал, что мои заметки, даже, опубликованы Санкт-Петербургским клубом моряков-подводников. Смею уверить, что ничего для себя, от этого не имею. А то, что, весьма уважаемая мною, организация выпустила мои воспоминания некоей книжкой \или в сборнике – не знаю\, конечно, считаю для себя высокой честью. Никаких претензий – упаси Бог!


Добавить комментарий