Иван Дмитриевич Левкин 1896 –1976 Часть 2


Служба в Красной армии

Вернувшись с фронта в 1917 году был зачислен добровольцем в РККА (Рабоче-крестьянскую Красную армию).. Служил и жил в Москве в Сокольнических казармах. 1-й основной Советский полк инженерного батальона.
Сокольнические казармы, построенные в 70-е гг. XIX в., первоначально были предназначены для размещения саперного батальона, поэтому одно время их называли Саперными. В дальнейшем здесь квартировали технические армейские части: телеграфно-прожекторный полк и самокатный батальон. Изначально это был комплекс, состоящий из двухэтажных корпусов, практически замкнутых по периметру. Архитектура Сокольнических казарм, как и многих других подобных сооружений, подразумевала надежную защиту войск со всех сторон.

Сокольнические казармы (ул. Стромынка, 20).

Выступление В.И. Ленина

Введенская площадь. Народный дом.

1918 году был избран делегатом полка на встречу с В.И.Лениным, проходившем в Введенском народном  доме где располагался штаб Военнно-революционного комитета Благуше-Лефортовского района.

В пятницу 19 июля 1918 г. В. И. Ленин приехал в Веденский народный дом (Москва пл. Журавлева д.1) на митинг делегатов воинских частей и промышленных предприятий Лефортовского района. Делегатом на этом митинге от 1-го инженерного батальона Сокольнических казарм был Иван Дмитриевич. Владимир Ильич говорил о причинах обострения положения Советской республики, о преступной авантюре левых эсеров, об огромном революционизирующем примере существования социалистической России и подчеркнул: «На нашу долю выпала величайшая честь и величайшая трудность быть первым социалистическим отрядом в борьбе с мировым империализмом». Ленин говорил об острой классовой борьбе в молодой Советской республике, о том, что союз сознательных рабочих с большинством бедняцких и средних крестьян может обеспечить победу над многочисленными врагами и водворить строжайший порядок в интересах трудящихся.

19 июля 1918 года В. И. Ленин выступал перед делегатами Лефортовского района в Веденском народном доме (Москва пл. Журавлева д.1).  Делегатом от 1-го Советского инженерного полка был Иван Дмитриевич.

Да здравствует мировой Октябрь!

В конце Гражданской войны Иван Дмитриевич взял в военной части отпуск и приехал в деревню Островка свататься за Анну Ушакову. Бабушка Маша (Мария Георгиевна Першина – ее мать) сказала, что Аня умрет, и что приданного у нее нет. Анна умирала от испанки (легочная чума). Иван Дммтриевич. привез им продукты (был голод) и два обручальных кольца. Надел обручальное кольцо ей на палец и сказал, что возьмет замуж в одной рубашке. И Аня поправилась.
В 1924 году сыграли свадьбу Анны и Ивана. После свадьбы молодые переехали на жительство в Москву в Сокольники, где Иван Дмитриевич служил. Дом на 11-й Сокольнической ул. (сейчас 4-я Сокольническая).
1924-27 год. Анна поступает на учебу в медицинский техникум им. Софьи Перовской на Стромынской площади в Сокольниках. По окончании учебы получает профессию медсестры.
В 1925 году рождается сын Юрий.

Деревенская свадьба

Дом на 11-й Сокольнической ул.

Сретенка

 

В 1925 году Иван Дмитриевич Сокольническим РК РКП(б) был послан на работу управдом в Дзержинский р-н Москвы. Сретенка, б. Головин пер. д.17/27. Там же и жили. Бабушка Феня сидела с маленьким Юрой на Сретенке. Там была комната в двухэтажном доме. Коридорная система, комнаты направо и налево, в конце общая кухня. Я в первые годы жизни тоже жил там и был прописан в книге ЖЕКа. «Все жили вровень, скромно так: система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная»

Иван Дмитриевич продал дом родителей в Борках, купил дом под Москвой в деревне Фили для матери (бабы Фени) с сыном Павлом. Юрий (мой отец) жил в этом доме с садом несколько лет. Павел женился. Погиб в 1941 году. А бабушку Феню задавило машиной. Дом остался жене Павла.

На фото: Феодосия Евлампиевна, Иван Дмитриевич с женой Анной и сыном Юрием, Павел Дмитриевич с женой А. и сыном Виктором. (жена Павла Дм. стерта за неизвестные мне прогрешения)

Сретенка

Сретенка. Кинотеатр "Уран"

Последний переулок

Юра Левкин на велике

Наш двор между Последним и б. Головиным переулками. Большой Головин переулок. Юра Левкин во дворе зимой.

Во дворах Сретенки.

Иван Дмитриевич и сын Юра дома.

Интерьер нашей комнаты. Анна Степановна изучает медицину

Иван Дмитриевич собирается на работу

Картина на стене, диван, зеркало с 1925 года дожили до наших дней. Скоро 100 лет будет.

1931 год. Иван Дмитриевич с Анной Степановной и сыном Юрой. Это на Сретенке.

Чуйский Тракт

 

1934 Иван Дмитриевич мобилизован Московским комитетом ВКП(б) на 2 года в автоколонну на Алтай. Шофером Совмонголторга в город Бийск. Перевозил грузы в Монголию по вновь пробитому в горах Чуйскому тракту.

В то время, когда первые купцы проникали в Горный Алтай, а затем — в Монголию и Китай, Чуйский торговый путь был горной тропой. Местами он был очень труден, особенно в начале зимы и ранней весной, когда тропа обледеневала. Постепенно горная тропа улучшается, превращается в колесную дорогу. Сначала был сделан участок от Бийска до с. Алтайска, а в 60-е годы XIX века — от Алтайска до Шебалино. Для определения оптимального расположения дороги в 1913 году в Горный Алтай снаряжается экспедиция.

Этой экспедицией руководил Шишков Вячеслав Яковлевич, будущий советский писатель, автор романов «Угрюм-река», «Емельян Пугачев». Партия техников и рабочих во главе с Шишковым, была разделена на два отряда и производила работы в летние рабочие периоды 1913 и 1914 годов. Первая из них прорабатывала «левобережное» или «Чуйское» направление. Вторая проводила изыскания на «правобережье». Начальнику партии приходилось все время поддерживать связь между отрядами, передвигаясь с этой целью верхом на коне по горным кручам и бурным водам с опасностью для жизни. В путевых очерках «По Чуйскому тракту» Вячеслав Яковлевич писал: «весь бы этот тракт серебром можно было бы вымостить да золотом, что загребли, захапали купцы у алтайцев и монголов. Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистою душою, кочевников — такой большой обидой и горем наделил их неистовый алчный хищник».

Результатом алтайской экспедиции В.Я. Шишкова, прерванной вследствие военных событий 1-й мировой войны, было то, что по его проектам Чуйский тракт подвергся в советское время переоборудованию, а живой материал, собранный писателем в этой экспедиции, лег в основу ряда его рассказов и очерков («Чуйские были»).

1922 год считается годом начала восстановления Чуйского тракта. Именно 26 мая 1922 года постановлением ВЦИК РСФСР Чуйский тракт обозначен трактом государственного значения. 11 марта 1924 года рассмотрен вопрос о возбуждении перед правительством ходатайства об освоении Чуйского тракта и отпуске для этих целей 43.750 рублей золотом. Приняты меры, связанные с регулированием движения на тракте, установлением легковой и почтовой гоньбы, организацией ямских станций для перевозки пассажиров и почты. Летом 1923 по тракту впервые прошли советские караваны с товаром для Монголии.

В 1924—1925 годы в горах Алтая развернулись ремонтно-дорожные работы, которые велись на примитивном уровне, в сложнейшей внутриполитической обстановке. Мало было штыковых и подборных лопат, ломов, двухконечных кайл, кувалд, тачек. Большие помехи для нормальной эксплуатации тракта зимой создавали снежные заносы. Поэтому зимой 1930 года облисполком принял обязательное постановление по вопросу зимнего содержания тракта. В соответствии с этим постановлением в этих работах должно было участвовать все работоспособное взрослое население по тракту на расстоянии 30 км от него. Трудовое участие населения проходило под призывами: «Война бездорожью», «Автомобиль и шоссе укрепляют смычку города с деревней».

С осени 1932 года на Чуйском тракте стал применяться труд заключённых 7 отделения Сиблага.

На 1933 год строительство Чуйского тракта вноситься правительством в список ударных строек страны. Упорно, сантиметрами, шаг за шагом пробивались строители вперед через скалы.

13 августа 1934 года прошёл митинг к открытию дороги. На торжество прибыли представители края, органов НКВД, секретарь Ойротского Обкома ВКП(б) тов. Хабаров, который сказал: «Сегодня большой праздник. Мы знаем, что в составе строителей есть люди с преступным прошлым, есть и такие, которые в прошлом боролись с советской властью, вредили нам… Разве не вызывает искреннюю радость тот факт, когда люди с преступным прошлым осознают свои тяжкие преступления и искупают свою вину перед трудящимися нашей великой родины—ударным, сознательным трудом, боевой работой и борьбой за выполнение заданий партии и правительства.

В эти годы укрепляется и автотранспортный парк. На 1 апреля 1934 года в управлении дороги имелось 54 автомашины «Форд» и 43 — «АМО», несколько тракторов марки «Фордзон», моторных катков, компрессоров и другой дорожной техники. 12 июля 1934 года, в четверг начинается автопробег по Чуйскому тракту. Автопробег имел величайшее значение для области.

Вместо непроезжей грунтовой естественной дороги построено гравийно-щебеночное шоссе. Путь от Бийска до Кош-Агача раньше покрывался в течение месяца, на автомашине стали проезжать в два с половиной дня.

Вячеслав Яковлкевич Шишков (1973-1945) – русский и советский писатель, инженер.

Закончил Вышневолоцкое техническое строительное училище.

В течении 15 лет проводил ежегодные экспедиции на реках Иртыше, Оби, Катуни, Енисее, Чулыме, Ленге, Нижней Тунгуске, Ангаре. Особое значение имели исследования Бии и трассы будущего Чуйского тракта.

В 1916 г при содействии Горького выходит первый сборник рассказов «Сибирский сказ». После октябрьской революции, которую он встретил с настороженностью, отправился скитаться по России и начал работу над романом «Угрюм-река».

г. Бийск. Коллектив автоколонны на отдыхе. Иван Дмитриевич – с мандолиной. На стене портрет Ворошилова.

С мандолиной Иван Дмитриевич он не расставался всю жизнь. Это его нотная запись.

Клим Ворошилов. Нарком обороны в 1934-1340 году.

«…Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин
И Первый Маршал в бой нас поведёт!»

Под Первым Маршалом подразумевался Клемент Ворошилов.

На трассе.

Вплоть до конца 1940-х годов Монголия и еще одно небольшое государство — Тувинская народная республика, позже вошедшее в состав РСФСР, оставались единственными настоящими союзниками Советского Союза. Объяснялось это тем, что при непосредственном участии Советской России в обоих центрально-азиатских государствах пришли к власти народно-демократические правительства, ориентированные на социалистический путь развития. Конечно, модернизировать крайне отсталые, живущие средневековым феодальным, а кое-где и родоплеменным укладом, Монголию и Туву, было очень сложно. Но Советский Союз оказывал местным прогрессивным деятелям в этом неоценимую поддержку. Для этих целей была поставлена задача и выделены средства на строительство Чуйского тракта- новой автомобильной трассы Бийск-Монголия и организацию сообщения по ней.
В свою очередь, Монголия и Тува стали оплотами советского влияния в Центральной Азии. При этом более крупная Монголия выполняла и важную задачу буфера между территорией СССР и Китаем, в котором фактически отсутствовала на тот период единая государственность, а вблизи советских границ находились подконтрольные враждебной Японии территории. В 1936 г. между Советским Союзом и Монгольской народной республикой был заключен Протокол о взаимопомощи.
Когда армии Японии вторглись в 1939 г. на территорию Монголии, на стороне МНР выступила 1-я армейская группа, которой командовал Георгий Жуков. В результате боев на реке Халхин-Гол РККА и Монгольская народно-революционная армия смогли одержать победу над японскими и маньчжурскими войсками. Между тем, еще летом 1938 г. советские и японские войска столкнулись в боях у озера Хасан.

Борис Игнатьевич Гудзь. 1902-2006

Борис Игнатьевич Гудзь. Товарищ Ивана Дмитриевича. Чекист первого призыва.

С 1932 года — начальник разведки и контрразведки ОГПУ в Восточносибирском крае. Видимо в этот период он познакомился и подружился с Иваном Дмитриевичем, т.к. тот в это время работал в автоколонне на Чуйском тракте и возил грузы в Монголию.

В годы гражданской войны боролся с белогвардейским подпольем, с группой Савенкова. В 1937 году Гудзя уволили из НКВД и исключили из ВКП(б) за родственные связи с Варламом Шаламовым (мужем сестры Гудзя), который был осужден за троцкистские убеждения и сослан в лагеря. В лагерях отсидела и сестра Гудзя (жена Шаламова) и вторая его сестра, которая там и погибла.

Я его видел в 1974 году в Измайлово на дне рождении дедушки Вани.

 

Советский разведчик. Родился в семье революционера, по примеру отца вступил в большевистскую партию. Был в ссылке в Архангельске. Во время Февральской революции 1917 года участвовал в революционных событиях. Записался добровольцем в Красную Армию. Во время голода 1919 года конвоировал эшелоны с продовольствием с Украины в Москву.

В 1923 году пришёл работать в ЧК по приглашению друга отца, тогдашнего начальника советской контрразведки А. Артузова, где занимался борьбой с контрабандистами, позже — борьбой с белогвардейским подпольем. В 1926 году участвовал в операции «Трест».

Окончил заочное отделение философского факультета Института Красной профессуры (1932).

С 1932 года — начальник разведки и контрразведки ОГПУ в Восточносибирском крае. Видимо в этот период он познакомился и подружился с Иваном Дмитриевичем, т.к. тот в это время работал в автоколонне на Чуйском тракте и возил грузы в Монголию.

С 1933 года был резидентом иностранного отдела ОГПУ НКВД в Японии, с 1936 года вернулся в Москву и работал в Развед-управлении РККА, где курировал, в частности, Рихарда Зорге.

В 1937 году, после арестов и расстрелов Артузова и других видных чекистов, в звании «полковой комиссар» был уволен из разведки и исключён из ВКП(б) с формулировкой «за профнепригодность, как не заслуживающий доверия работник, имевший тесную связь с врагами народа», что произошло также вследствие ареста его шурина Варлама Шаламова по статье контрреволюционная деятельность.

После увольнения долгое время работал водителем автобуса 1-го автопарка, позже — директором автобазы. Впоследствии был реабилитирован и восстановлен в КПСС.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Операция Трест

 

Операция «Трест» — контрразведывательная операция Государственного политического управления (ГПУ), проходившая в 1921—1926 гг. В её ходе была создана фальшивая организация антибольшевистского подполья «Монархическое объединение Центральной России», чтобы помочь ГПУ выявить настоящих монархистов и антибольшевиков.

В 1967 г на мосфильме режиссером Колосовым был снят художественный фильм «Операция Трест» по роману-хронику Л. Никулина «Мёртвая зыбь». Историческим консультантом фильма являлся Б.И.Гудзь.

Рихард Зорге

В 1933 г Гудзь Б.И. курировал работу Р. Зорге в Японии. Зорге родился в 1895 г в поселке под Баку в семье немецкого инженера, работавшего в фирме Нобеля на нефтяных приисках, и русской матери. Один из родственников Рихарда работал секретарем у Карла Маркса и руководил 1-м Интернационалом. Так что коммунистические взгляды и революционные традиции были крепки в семье. К началу 1-я мировой войну они перебрались в Германию. Зорге ушел добровольцем на фронт. Осознав все ужасы войны, став инвалидом, он признал себя сторонником коммунизма.
Когда в Берлине началась революция, стал активным участником волнений. В 1924 году исполнительный комитет Коммунистического интернационала пригласил Зорге в Москву, где он стал работать в информационном отделе. В 1929 году Рихард Зорге сотрудничал с Разведывательным управлением Рабоче-крестьянской Красной армии, где его начальниками являлись Я. К. Барзиньша и С. П. Урицкий.
В Японию Рихард Зорге прибыл в сентябре 1933 года как сотрудник крупных печатных немецких СМИ: «Франкфурте цайтунг», «Теглихе рундшау», «Дойче Фольксвирт». Сумел устроится в японское посольство иностранных дел.
В 1941 году Зорге передал в Москву информацию о возможном нападении Германии на Россию. С октября 1941 года члены резидентуры были разоблачены, начались аресты. В 1943 году официально было решено казнить Рихарда Зорге.

Варла́м Ти́хонович Шала́мов (1907-1982)

Варлам Шаламов родился в семье священника Тихона Николаевича Шаламова, проповедника на Алеутских островах. В 1924 году, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву.

В 1929 году Шаламов был арестован во время облавы в подпольной типографии, где печаталось «Завещание Ленина». Срок отбывал в Вишерском лагере на Северном Урале. Познакомился там в 1931 году со своей будущей женой, дочерью «старого большевика» Галиной Игнатьевной Гудзь, которая приехала из Москвы в лагерь на свидание со своим молодым мужем, а Шаламов «отбил» её, условившись о встрече сразу после освобождения

В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей. Жена Галина была сослана в Кагановичский район Чарджоуской области до 1946 года. Как писал Шаламов впоследствии «С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идёт планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить».

В 1943 году его опять осудили на десять лет за антисоветскую агитацию. Осенью 1945 г. во время работы на лесосеке он решился на побег, после которого его направляют на штрафной прииск «Джелгала», затем на общие работы на прииск «Сусуман». В 1951 г. срок заключения окончен.

После освобождения продолжает писать стихи, которые через знакомого отсылает Б.Л. Пастернаку. Тот отвечает, между ними начинается переписка.

Иван Дмитриевич и Юра с Юнаком на рыбалке в Кунцево.

Бахметьевский гараж

 

С 1936 года, после возвращения с Чуйского тракта, Иван Дмитриевич работал в 1-м Автопарке (Бахметьевском гараже). В 1937 году помог устроится на работу в автопарк своему товарищу Борису Игнатьевичу Гудзю, который попал в политические жернова того времени и был уволен с работы и исключен из партии.

 

Рейсовые автобусы появились в Москве в 1924 году заменив извозчиков и конки. По линии Каланчевския площадь – Тверская застава курсировали 8 автобусов «Leyland», купленные в Англии.

В 1927 году в Марьиной Роще был построен автобусный парк по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова по месту расположения названный Бахметьевским гаражом. Мельников в своем проекте создал «прямоточный» способ использования гаража: автобусы заезжали в гараж с одной стороны здания, а выезжали с другой.

В начале войны Бахметьевский автобусный парк был переоборудован в центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ) на котором ремонтировали фронтовые машины и производили детали для Катюш.

В 2000-х годах из-за нерентабельности автопарк был закрыт и после реставрации в нем разместили центр искусств «Гараж», перебравшийся в дальнейшем в парк Горького. С 2012 года в здании гаража располагается еврейский национальный центр с музеем по истории народа израилева в России и мире.

С 1936 года в 1-м Автопарке (Бахметьевском гараже) работал Иван Дмитриевич после возвращения с Чуйского тракта. В 1937 году помог устроится на работу в автопарк своему товарищу Борису Игнатьевичу Гудзю, который попал в политические жернова того времени и был уволен с работы и исключен из партии.

В 1936 году в Москве по маршрутам ходили английские автобусы Лейленд.

Проверка перед выездом на маршрут

Бахметьевский гараж (1-й автобусный парк) в Марьиной роще.


Заметка из Вечерней Москвы: «Москвичи-стахановцы Н-ского автобусного парка, шоферы-стотысячники И.Д.Левкин и Я.Я.Дыдак систематически перевыполняют план, экономят горючее».

Автобус Лейланд на котором Иван Дмитриевич перевыполнял план.

Бахметьевский гараж после реконструкции


Сегодня в Бахметьевском гараже – Еврейский национальный музей.

Автор: Левкин Андрей Юрьевич | слов 3258


Добавить комментарий