Сергей Павлович Тамбовцев. Часть 4. Война 1941-1945 г

 

 

Осенью 1941 года ситуация на всех фронтах складывалась для Красной Армии крайне неблагоприятно. Ввиду вынужденного отхода советских частей германским войскам удалось захватить наиболее развитую в промышленном отношении территорию европейской части СССР. К концу сентября 1941 г. Советское государство лишилось донецкого угля, многих металлургических предприятий, продовольствия Украины, что привело к резкому сокращению производственных, материальных и продовольственных ресурсов. Чтобы обеспечить всем необходимым армию, советскому народу приходилось максимально напрягать все свои силы для налаживания массового производства боевой техники и вооружения в условиях, когда значительная часть предприятий эвакуировалась на восток.

Карта фронтов. Начало зимы 1941 года

   

   

1941 год. Садовое кольцо. Зубовский бульвар. На заднем плане Крымский мост. А за ним наш дом 10/16 по Крымскому валу. Одна бомба взорвалась перед домом. Вторая бомба упала в малый пруд парка им. Горького и не взорвалась. А метили фашисты в Крымский мост. Но не попали.

Справка

Домоуправление №1 Народного комиссариата Черной металлургии СССР настоящим подтверждает, что против дома НКЧМ №10/16 по Крымскому валу, ночью 14/15 октября 1941 года была сброшена с фашистского самолета и разорвалась тяжелая фугасная бомба, причинившая ряд разрушений названному дому и многим окружающим строениям.

В доме 10/16 вследствии разрыва этой бомбы были выбиты все парадные подъезды, окна всех этажей, двери внутри и снаружи квартир, частично разрушены перегородки и потолки, пострадали водо и газо провод и центральное отопление. Часть проживающих людей получила ранения и ушибы. По причине указанных повреждений дом 10/16 в зиму 1941/42 года был нежилым.
Управляющая домом Молчанова.

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Началась срочная эвакуация оборонных и промышленных предприятий на восток страны.

Совет по эвакуации был создан постановлением Центрального комитета ВКП (б) и Совнаркома на третий день войны, 24 июня. Через три дня появился и документ, определявший как, куда и кого вывозить и в каком порядке это необходимо делать.
Последние два месяца 1941 года были самыми тяжелыми и критическими в истории военной экономики и промышленности СССР. В этот период эвакуированные на восток предприятия уже перестали давать продукцию в старых районах, но еще не были восстановлены в новых тыловых районах. К этому периоду относятся исключительно большие потери, которые понесло народное хозяйство СССР в результате оккупации гитлеровской Германией.
На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, находилось до войны около 40% всего населения страны, производилось 63% всей довоенной добычи угля, 68% всей выплавки чугуна, 58% всей выплавки стали, 60% всего производства алюминия. На этой территории производилось 38% всей довоенной валовой продукции зерна, 84% всего довоенного производства сахара, находилось 38% всей численности крупного рогатого скота и 60% всего поголовья свиней.
Многие из эвакуированных уезжали в такой спешке под немецким обстрелом или когда части вермахта входили в город, что практически не имели с собой никаких вещей, и почти никогда — запасов продовольствия. Решать эту проблему должны были эвакопункты. Всего за полтора месяца на всех важнейших транспортных узлах были созданы 128 эвакопунктов, а к концу осени 1941 года они появились на всем протяжении путей эвакуации.
Например, через Пензенский эвакопункт с июля 1941 года по август прошло 400 эшелонов с эвакуированными. То есть это было около 15-18 эшелонов в сутки, и для едущих в них людей станционная столовая готовила и выдавала ежедневно до 20 тысяч порций.
В общей сложности за два этапа эвакуации (с июня 1941 по февраль и весной-летом 1942) из западных и южных областей страны на восток перевезли 2740 предприятий. 550 заводов увезли с Украины, 500 столько из столичного региона, 110 эвакуировали из Белоруссии и 90 из Ленинграда. 665 предприятий попали на Урал, 320 в Сибирь, 310 в Среднюю Азию и 225 в Поволжье.
За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы 20 млн. человек. Подавляющее большинство на Урале и в Сибирь, около четверти в Закавказье, Казахстан и республики Средней Азии.

Народный комиссариат Станкостроения
15 октября 1941 г
Справка

Дана работнику Народного комиссариата Станкостроения Союза ССР тов. Тамбовцеву Сергею Павловичу в том, что в связи с временным переводом из г. Москвы указанного Наркомата в г Чкалов тов. Тамбовцев С.П. с 17 октября 1941 года переведен с Наркоматом в г. Чкалов.
На основании распоряжения СНК СССР от 14-го сентября 1941 года за № 9073 Домоуправление, находящееся по Крымскому валу, д. 10/16 кв. 4 обязано принять от тов. Тамбовцева на временное хранение, до возвращения, принадлежащее ему имущество и жилплощадь, которая сохраняется за ним, без оплаты, на время его отсутствия.
Зам. Народного комиссара Станкостроения Союза ССР А.Е. Вяткин

Сов.секретно
Выписка из приказа по Народному Комиссариату танковой промышленности Союза ССР
Москва 6 октября 1941 г

Во исполнение постановления ГКО № 734сс от 4.10.41 г. Приказываю:
Танковое производство Кировского завода вместе кадрами эвакуировать на Челябинский тракторный завод, производство танковых пушек Кировского завода эвакуировать на Уралмашзавод.
Производство корпусов танков КВ с Ижорского завода вместе с кадрами эвакуировать на Ураммашзавод и на завод № 78 , производство корпусов танков Т-50 эвакуировать на Куйбышевские завод Особстроя НКВД и производство бронеавтомобилей на Саратовский завод НКТП.

Народный Комиссар Танковой промышленности Союза ССР В.Малышев

   

Народный Комиссар Танковой промышленности Малышев В.А.
Князь Танкоградский

   

Статус общероссийского центра танковой промышленности за Челябинском закрепился с созданием в городе Народного комиссариата танковой промышленности. Его возглавил Вячеслав Александрович Малышев, которого с молчаливого согласия Сталина называли “Князем танкоградским”. Директором ЧТЗ стал Исаак Зальцман, которого союзники прозвали «Король танков».
Ещё до войны, в 1940-м году, на ЧТЗ, где основным направлением был выпуск тракторов, начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В августе из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый челябинский танк.
После начала войны в Челябинск полностью эвакуировали Харьковский моторный завод №75 и Ленинградский Кировский завод. И вот на базе основных заводов было создано мощное танкостроительное предприятие, которое получило неофициальное название «Танкоград», а официальное — «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100).
Уже с августа 1942 года они стали выпускать танки Т-34. Их массовое производство на предприятии наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. С февраля 1943 года — самоходных артиллерийские установки, а с сентября 1943 года взялись за тяжёлые танки ИС-2 (Иосиф Сталин).
В максимально сжатые сроки на заводе построили и ввели в действие 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Прибывавшее с эвакуированных предприятий оборудование «с колёс» разгружали на пустырях, ставили на фундаменты, начинали производство прямо на морозе, а уже потом строили вокруг них стены и сооружали крыши. Все основные цеха перевели на казарменное положение. В холодных цехах, еле отапливаемых паром от паровозных котлов, рабочие трудились по 16-18 часов и выполняли по две-три нормы в смену.
Всего за годы войны здесь создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов. Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов и 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.
Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

Исаак Моисеевич Зальцман 1905 — 1988

Родился в местечке Томашполь в семье портного-еврея. Отец пострадал во время погрома в период Гражданской войны и вскоре умер. С 1919 года работал на сахарном заводе на Украине, в 1924 года вступил в комсомол, в 1928 году — в ВКП(б).
В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. По окончании института работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 года — Кировский завод). После ареста прежнего руководства завода в 1938 году был назначен директором.
Являясь директором крупнейшего завода СССР по производству танков, неуклонно добивался увеличения их производства, в 1939 году запустил в массовое производство тяжёлые танки «КВ» и ряд других. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выпустил танков «КВ-1» больше, чем за период с января по июнь 1941 года.
Руководил Кировским заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады; одновременно, с октября 1941 года, работал заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР. Провёл эвакуацию Кировского завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство тяжёлых танков «КВ» на предприятии, где с начала 1941 года происходил выпуск танков.
В феврале 1942 года назначен на должность директора танкового завода № 183 имени Коминтерна в Нижнем Тагиле (УралМаш). Организовал производство танков Т-34 и за 33 дня перестроил завод на выпуск новой модели танков. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год.
С 1 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимал должность Народного комиссара танковой промышленности СССР. Затем был освобождён от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора Кировского завода в Челябинске. В том же 1943 году на заводе начали выпускать новые танки ИС-2. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и САУ, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ и шесть типов танковых двигателей.
Руководил заводом в Челябинске до июля 1949 года. В сентябре 1949 года был исключён из ВКП(б). По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей, сам же он не был арестован по личному указанию И. В. Сталина, который помнил его военные заслуги. В документах в вину Зальцману были поставлены «затягивание технического перевооружения завода», срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук.

Постановление Сов.Секретно
Государственного Комитета обороны № 22/СС от 5.VII.41 г.
О создании заводов-дублеров по производству танковых дизелей и моторов и об эвакуации заводов танковых дизелей.

Государственный Комитет Обороны постановляет:
Обязать Наркомсредмаш – т. Малышева:
1. Закончить к 15 июля 1941 г эвакуацию авиадизельного цеха Кировского завода в г Свердловск на завод Уралтурбомашин;
2. Одновременно с эвакуацией цеха приступить к монтажу оборудования в г Свердловске со сроком окончания монтажа не позднее 10 августа с.г.
3. Немедленно приступить и закончить к 1 сентября с.г. всю подготовку производства для выпуска танковых дизелей В-2.
4. Установить план выпуска танковых дизелей В-2 на IV квартал с.г. в количестве 500 штук
5. Определить мощность б. авиадизельного цеха Кировского завода на выпуск 3000 танковых дизелей в год
6. Разрешить демонтировать и законсервировать часть крупного оборудования Уралтурбомаша, не могущего быть использованным на дизельном производстве
7. Разрешить временно прекратить в авиадизельном цехе Кировского завода производство дизелей М-40, сохранив всю оснастку и технологическую документацию.

   

Дизель В-2 танка Т-34

В октябре 1932 г. в КБ дизельного отдела Харьковского завода ХПЗ под руководством К.Ф. Челпана началась разработка танкового дизеля БД-2 мощностью 400 л.с. (294 кВт), предназначенного для замены карбюраторного авиационного двигателя М-5 в танке БТ-5, выпускавшемся только на этом заводе. Первоначально был разработан, изготовлен и испытан двухцилиндровый дизель БД-14 с V-образным расположением цилиндров, с углом развала 45°. Диаметр цилиндров был выбран 140 мм с ходом поршня 165 мм. Такой двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1700 об./мин. развивал мощность 70 л.с.
После изготовления опытного образца дизеля БД-2 началась длительная работа по его доводке, которая затянулась до 1937 г. К этому времени были изготовлены 14 экземпляров БД-2, но все они были некондиционными, так как не отвечали техническим условиям и не полностью соответствовали чертежам и поэтому не могли быть приняты к серийному производству. План по серийному выпуску танковых дизелей на ХПЗ в 1937 г. был сорван, что не позволяло своевременно заменить на танках устаревшие или отработавшие положенный срок двигатели.
В итоге директор ХПЗ К.Ф. Челпан в декабре 1937 г был арестован.

При дальнейших усовершенствованиях дизель БД-2 стал именоваться В-2. В 1938 дизель В-2 прошел государственные стендовые испытания и был рекомендован к серийному производству. В январе 1939 г. советское правительство приняло решение о создании в Харькове моторного завода № 75 на базе завода имени Коминтерна и организации на нем серийного производства дизелей В-2.
Для обеспечения плановых характеристик перспективного советского танка Т-34 (мощности, экономичности, надежности) требовалось дальнейшее совершенствование используемого в нем дизеля.
Дальнейшим совершенствованием танкового дизеля большой мощности стал М-250, разработанный в 1940 г. на заводе № 75 и предназначавшийся для замены дизеля В-2 в серийном производстве. Дизель М-250 отличался от дизеля В-2 конструктивными изменениями, введенными для увеличения ресурса, уменьшения расхода топлива и масла, а также уменьшения вибрации двигателя. Двигатели М-250 испытаний не выдержали, так как основные параметры систем, обеспечивающих работу двигателя В-2 в танке Т-34, не соответствовали дизелю М-250. Продолжению работ по испытанию и доводке дизеля помешала война.

После перебазирования танкового производства на Урал и восстановления полного производственного цикла работы по совершенствованию дизеля и технологии его производства были продолжены. К ним были привлечены лучшие специалисты.
Сергей Павлович приказом директора Челябинского завода так же был направлен на работы по дизелю В-2. За работы по совершенствованию и отработки технологии изготовления дизеля он был награжден орденом «Знак почета».

 

 

 

 

Государственный союзный завод № 183 им. Коминтерна
Харьков – Коминтернзавод
1 марта 1942 г
Директору Чкаловского завода НКТП б/металлист

Наркомтанкопром предлагает Вам в порядке перевода направить инженера Тамбовцева Сергея Павловича на 183-й завод в распоряжение директора лаборатории им. Игнатьева, для использования по специальности как Кандидата Технических Наук.
Заместитель Народного Комиссара Танковой Промышленности СССР
Герой Социалистического труда Исаак Зальцман

Приказ №246
по управлению делами Народного комиссариата танковой промышленности союза ССР
Москва 6 июля 1942 г

Тамбовцева Сергея Павловича зачислить во второй отдел, Технологический сектор на должность ст. инженера-технолога по обработке и сборке мотора с окладом 1200 руб с 10/VI с.г. с месячным испытательным сроком.
Управляющий делами НКТП Андреев

   

07/01/1943
Письмо Наточке в Томск

Дорогая моя Наточка, спасибо тебе за твои милые письма. Я им всегда бываю очень рад. Особенно хорошо последнее письмо от 23/Х11. Аккуратно и красиво написанное оно доставило мне огромное удовольствие. Ты всегда мне пиши только красиво и тщательно написанные письма. Я ими горжусь и показываю товарищам – Вот моя, смотрите какая у меня милая девочка растет. А каляк-маляк не присылай. Мне их стыдно показывать.Учись лучше, старайся, чтобы в Москву вернуться полной отличницей, иначе я и хлопотать о вашем возвращении не буду. Мне скажут: куда в Москву всякий хлам тащить. Помогайте маме. Сейчас самое трудное время. А скоро будет победа и станет легче жить. Не унывайте – все пройдет и вернется наше счастье. Привет маме и Сите.

Наташа Тамбовцева во время эвакуации в Томске.
1941 год

Далее

В начало

Автор: Левкин Андрей Юрьевич | слов 2509 | метки: , , , , , , , ,


Добавить комментарий