Сергей Павлович Тамбовцев. Часть 1. Юность 1905-1920

 

 

г. Шацк Тамбовской губерни

                  

Отец — Павел Дмитриевич Богородицкий. 1854-1931.
Делопроизводитель в воинском присутствии Шацкого уезда (коллежский асессор). Уйдя на пенсию служил псаломщиком в церкви.
Мать — Серафима Афанасьевна Митропольская. 1873-1939.
Из семьи церковнослужителей.

Краткая биография

Родился 30 марта 1898 года в г. Шацке Тамбовской губерни.
1909-1916 Ученик реального училища г. Шацка Тамбовской губерни.
08.1916 Поступление в Петроградский Технологический институт по конкурсным экзаменам.
12.1916 Досрочно призван в российскую армию и направлен вольноопределяющимся 6-го запасного саперного батальона для прохождения строевой подготовки.
05.1917 Направлен юнкером в Петроградскую школу прапорщиков инженерных войск.
10.1917 Школа расформирована. Возвращение на родину в Шацк.
11.1917 Заведующий статистическим отделом в Шацком Уземкоме (уездный земельный комитет)
05.1919 Вступление добровольцем в РККА. Курсант 1-х советских электрокурсов РККА (Сергиев Посад)
11.1919 Вступление в РКП (б). Сергиевский Уком (уездный комитет)
06.1920 Окончание курсов в звании военного радиотехника
06.1920 Гражданская война. Польский фронт. Борьба с белополяками. Начальник отдельной полевой радиостанции при 11-й Петроградской стрелковой дивизии.
04.1921 Гражданская война. Кронштадтский фронт. Подавление Кронштадтского мятежа. Начальник отдельной полевой радиостанции в составе войск Южного побережья Финского залива.
1922 Перевод в Военно-электротехническую академию РККА (Сергиев Посад) где проработал до 1929 года, последовательно, вместе с Академией, переходя в состав Военно-инженерной и Военно-технической Академии и Военное отделение при Ленинградском Электротехническом институте им. В.И. Ульянова. Звание Инструктор 1-го разряда.
9.08.1924 Свидетельство о браке с Софьей Дмитриевой-Громаковой. Стол записи актов гражданского состояния при Центральном районе Ленинграда. Запись № 2662. Адрес жительства: Советский проспект, д.38 кв.4
15.10.1924 Рождение сына Сергея
1923-28 Учеба в Ленинградском Технологическом институте им. Ленинградского Совета на механическом факультете. По окончании ЛТИ был оставлен в нем аспирантом и преподавателем.
1929 Демобилизация из Красной Армии и перевод в штатные сотрудники ЛТИ.
09.1929 Перевод на работу в Москву в Главпромкадр ВСНХ СССР (Главное управление подготовки промышленных кадров Верховного совета народного хозяйства)
02.1930 Командировка в Англию и Америку для повышения квалификации и изучения инженерно-технического образования.
05.1931 Назначение Директором Учебного комбината Челябинского тракторного завода.
10.1932 Назначение Зам. директора по научной части ЦИТЭИН-СО (Центральный институт технико-экономической информации и социалистического обмена опытом).
06.1934 Назначение Зам. главного инженера ТПС НКТП (Технико-производственного сектора народного комиссариата тяжелой промышленности)
07.1935 Назначение Директором ЦНИИМАШ НКТП (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки)
03.1937 Командировка во Францию для руководства монтажом скульптурной группы «Рабочий и Колхозница» в Советском павильоне международной выставки в Париже.
1937 Изготовление рубиновых звезд Кремля участие в их установке.
09.1937 Приказом Наркома Машиностроения т. Межлаука В.И. Тамбовцев С.П. снят с занимаемой должности. Переведен на должность инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро Тяжелого машиностроения (ЦКБМ) Наркомата Тяжпрома.
02.1939 Приказом № 139/к Наркомата Машиностроения о снятии с должности был отменен. Тамбовцев назначен Начальником Бюро стандартов и нормалей в Центральное бюро Тяжелого машиностроения (ЦКБМ) Наркомата Тяжпрома
10.1941 Великая Отечественная. Эвакуация оборонных заводов на Урал. Для ликвидации прорыва на заводе №172 (Металлист) города Чкалов (Оренбург) назначен начальником механических цехов завода.
02.1942 Доцент Томского филиала Московского института СТАНКИН.
06.1942 Вызов в Москву Старшим ведущим инженером Наркомтанкопрома.
11.1943 Зам начальника ГУУЗ НКТП (Главное управление учебными заведениями Наркомата танковой промышленности)
05.1945 Уполномоченный НКТП по Берлину
1946 Председатель Технической комиссии министерства транспортного машиностроения по Германии, Австрии и Чехословакии по изучению новой военной техники.

1947 Доцент Станкоинструментального института. Ст. научный сотрудник ЦНИИТМАШ.
1950 Декан технологического факультета Московского Станкоинструментального института.

Ближайшие родственники

Отец: Богородицкий Павел Дмитриевич 1854-1931
Мать: Митропольская Серафима Афанасьевна 1873-1939
Сестры, братья:
Зинаида Павловна Елисеева 1890-1918
Елизавета Павловна Ядова 1893-1985
Ольга Павловна Сай 1895-1947?
Николай Павлович Богородицкий 1896-1914
Сергей Павлович Тамбовцев 1898-1957
Александр Павлович Рязанский 1905-1991
Андрей Павлович Богородицкий 1907-1975
Жена: Громакова-Дмитриева Софья Викентьевна 1894-1986
Дети:
Сергей Сергеевич Тамбовцев 1924-1969
Наталья Сергеевна Тамбовцева 1931-2018
Александр Сергеевич Алферьев 1945 г.р.

Награды

1. Значок «Лучшему изобретателю». Протокол № 21 от 28.09.1935. Центральным советом Всесоюзного Общества Изобретателей за широкое содействие реализации и внедрению важнейших изобретений.
2. Значок «Отличник соц. соревнования наркомата танковой промышленности». Удостоверение № 2160 от 9 апреля 1943 г. За образцовую организацию производства и снабжения инструментами заводов танковой промышленности во время Великой Отечественной войны.
3. Орден «Знак Почета». Орденская книжка № 251717 от 18-07-1945. Правительством СССР за работы по постановке производства танковых дизелей во время Великой Отечественной войны.
4. Медаль «800-летия Москвы». Удостоверение А № 706020 от 11 сентября 1948 г. В ознаменование 800-летия Москвы.
5. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года». Правительством СССР.
6. Значок «Отличника». Удостоверение № 75 от 21 января 1956 г. За подготовку специалистов высокой квалификации для Станкостроительной и инструментальной промышленности.

Место жительства

1. Шацк Разанской обл. ул. Мамаевская (ныне Энгельса) 1898-1916 г
2. Сергиев-Посад Московской обл. ул. Скотопрогонная 1922-1923 г
3. Ленинград Советский проспект (ныне Суворовский) д. 38 кв. 4 1923-1930 г
4. Москва Арбат 2-й Коковинский пер. д. 4 кв. 9 1930-1936 г
5. Москва В-49 Крымский вал д.10/16 кв.4 1936-1941 г
6. Томск Ново-Сибирской обл. ул. Советская д. 105 кв.3 1941-1942 ???
7. Москва В-49 Крымский вал д.10/16 кв.4 1942-1957 г

             

На фото. Сергей Богородицкий – ученик реального училища. На правом фото – Сергей с братом Андреем.

Семья Богородицких жила в собственном доме на улице Мамаевской в Шацке. Дети получили хорошее среднее образование. Николай и Александр – Шацкое духовное училище, Сергей и Андрей – реальную гимназию, Зинаида, Елизавета и Ольга – Шацкую женскую гимназию. Зинаида кроме того закончила с отличием Тамбовское музыкальное училище (впоследствии – Рахманиновское).

Собственный дом Богородицких на ул. Мамаевской в Черной слободе.

 

 

 

 

 

 

История окрестностей Шацка

В 1550 году правительство Ивана Грозного вынесло решение о наделении 1000 дворян землей.
Указ гласит: Раздать поместья от Москвы за 60-70 верст и далее детям боярским и лучшим слугам.
После этого на реку Шачу приехали дети боярские. Они имели от царя наказ основать крепость не ближе 400 верст от Москвы, с хорошим обзором местности и с естественными преградами против крымских татар и ногайцев. Внимание воеводы привлекли высокие холмы на левом берегу Шачи, они позволяли далеко просматривать местность и были защищены глубокими оврагами и полноводной рекой. Скорее всего, на одном из холмов и была сторожевая башня, откуда велось наблюдение, а в случае появления татар зажигался сигнальный огонь. На южном холме (Красном) и решено было строить город-острог. Из летописи известно, что город был заложен на Николу Вешнего в 7061 году от сотворения мира, т. е. в 1553 году.
«Делал город на Мещере в Шатцких воротех на Шате реке Борис Иванов сын Сукин». Львовской летописью говорится, что «он знал меру правильную и часть строительную».
Когда к началу XVIII в. здешние земли перестали подвергаться опасностям татаро-ногайских набегов, здесь получают поместья высшие чины российской иерархии.
Описывая Шацк по состоянию не позже 1807 г., «Словарь географический Российского государства, собранный Афанасием Щекатовым», сообщает, что в нем находились пять церквей. Населяли его 157 купцов, 389 ямщиков, 15 мещан, 751 «помещичьей крестьянин» и 1492 «однодворца» — тоже крестьян, но только государственных, из бывших стрельцов, пушкарей и других служилых людей.
В 1774 году жители приняли участие в Крестьянской войне 1773–1775 гг. под руководством Е.И.Пугачёва.
В XVIII–XIX вв. здесь были развиты торговля и различные ремёсла; работали спичечная фабрика, свечной и кожевенный заводы. Всероссийскую известность имели торги по продаже пеньки.
В 1787 г. в Шацке открывается малое народное училище, состоявшее из двух классов, где могли заниматься дети дворян, купцов и духовенства. «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи» под 1825г. показывает наличие в Шацке открывшегося «одного учебного заведения» наряду с «богоугодным и шестью трактирными и питейными».

   

Реальное училище на углу ул. Цурупы и Энгельса (Купеческой и Мамаевской).

Сергей Богородицкий в реальном училище обучался с июля 1909 по июнь 1916 года.

Учебные заведения 19-го века

В девятнадцатом веке школы делились на:
приходские училища, уездные училища, гимназии классические (с изучением древних языков), гимназии реальные (с упором на технические и прикладные дисциплины).
Приходские училища – это начальные школы при церковных приходах.
Учителями в приходских училищах были священники, диаконы, а иногда – просто богомольные старушки. Они пытались вложить в головы сельских детей простейшие знания: арифметику, чтение и письмо, основные молитвы. Учебных пособий приходским училищам практически не доставалось, многое приходилось запоминать со слов учителя. Читать учились по местным газетам. Чудо, если в школе находилась какая-нибудь старинная книга с причудливыми картинками – тогда в ход шла и она.
Уездные училища представляли собой начальные школы в уездных городах России.
Уездные училища готовили смышленых детей из семей ремесленников, мелких торговцев и чиновников к поступлению в гимназию.
Обязательными предметами в уездных училищах считались арифметика, геометрия, грамматика, Закон Божий, всеобщая и русская география, русский язык, историю, чистописание, черчение и рисование.
Каждому ученику выдавали учебники по всем предметам, чернильницы и перья, в кабинетах географии были хорошие карты и глобусы.
Гимназии. Одной из целей учреждения гимназий была подготовка учащихся к поступлению в университеты. В самом начале девятнадцатого века список предметов был таким:
математика, физика, история, география, статистика, философия, политэкономия, естественная история (естествознание), коммерческие науки, технология, рисование, изящные науки, латынь, французский и немецкий языки. В 1811 году в учебный план включили Закон Божий, логику и второй древний язык – греческий. Коммерческие науки и философию объявили опасными и исключили, а в 1828 году то же самое случилось и с политическими науками.
В 1864 году гимназии поделили на классические и реальные.
Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого.
В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы.
Женские гимназии. Обязательными предметами для гимназисток были:
арифметика, основы геометрии, чистописание, история, география, русский язык и литература, Закон Божий, рукоделие, гимнастика.
На уроках русского и литературы особенное внимание уделялось искусству выражать собственные мысли – не только грамотно, но и последовательно, а по возможности – и красиво. На занятиях по Закону Божьему девушки подробно изучали биографии святых.

Шацк. 1916 год. Сергей Богородицкий с братом Андреем и старшими сестрами Ольгой и Лизой.

После окончания реальной гимназии Сергей в августе 1916 года по конкурсным экзаменам поступил в Петроградский Технологический институт. Но уже в декабре 1916 года, в связи с продолжающейся Великой войной (1-й мировой), Сергей Богородицкий был досрочно призван в российскую армию и направлен вольноопределяющимся 6-го запасного саперного батальона для прохождения строевой подготовки перед зачислением юнкером в Петроградскую школу прапорщиков инженерных войск.
Школа прапорщиков была частью Николаевского военного училища в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 История Николаевского инженерного училища.

В 1819 году по инициативе Великого Князя Николая Павловича было организовано Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию.
Училище имело два отделения. Трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним общим и военным образованием. (Прапорщик – промежуточное звание между офицерскими и нижними чинами). Двухгодичное офицерское давало высшее образование.
В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история). Генерал-майор А. Р. Шуляченко на базе училища занимается исследованием свойств и классификацией взрывчатых веществ. Академик Б. С. Якоби занимается исследованием электрического способа взрывания. П. Н. Яблочков работает над созданием дуговой электролампы.

   

   

   

Знак Николаевского инженерного училища и погоны юнкеров.

Школа Прапорщиков Инженерных Войск была расположена на ул. Кирочной, дом 8 в немецкой гимназии: «Annen Shulle».
С началом Первой мировой войны на фронт пришлось срочно отправить всех юнкеров-инженеров с досрочным присвоением офицерского звания, а также унтер-офицеров и солдат постоянного состава, произведенных в прапорщики. Училище перешло на четырехмесячную подготовку прапорщиков военного времени.
К осени 1917 года в училище находилось около ста юнкеров, только что набранных в училище. 24 октября (6 ноября) 1917 года они были направлены к Зимнему дворцу.
11 ноября 1917 г. юнкера и офицеры училища приняли активное участие в юнкерском восстании в Петрограде, имевшем целью подавить большевистский переворот. Штаб восставших располагался в Михайловском замке. Восстание потерпело неудачу.

Революционная демонстрация в Шацке.

После октябрьских событий 1917 года в Петрограде школа прапорщиков была расформирована. Сергей возвратился на родину в Шацк и поступил на службу в Земельный отдел Уисполкома (Уездный исполнительный комитет).
Работая в Земельном отделе, произвел учет всех помещичьих владений и подготовил все материалы для раздела земли, угодий и основного имущества помещиков, который и был произведен на 1-ом съезде по социализации земель Шацкого уезда.
В 1919 году вступил добровольцем в Красную армию и был направлен на 1-е советские командные электро-курсы расположенные в городе Сергиев Посад, Окончил курсы в звании военного радиотехника.

2-й взвод курсантов 1-х советских электрокурсов РККА в Загорске

История Военной электро-техничесой Академии

С 1911 года в Петербурге существовала Офицерская электротехническая школа с 2-х годичным сроком обучения офицеров. Для преподавания в этой школе привлекались лучшие научные силы Петербурга.
Школа была переведена из Петрограда в Сергиев Посад в начале осени 1917 г. По мысли Временного правительства слушатели этого учебного заведения, большинство которых по политическим убеждениям примыкало к эсерам, укрепят позиции власти в Московской губернии и на Северной железной дороге.
После октябрьских событий школа прекратит свою деятельность, а их имущество в 1918 г. перейдет новым, 1-м советским электрокурсам РККА, которые будут созданы на базе «школы прапорщиков».
Электрокурсы — военно-учебное заведение по подготовке командного состава инженерных войск. Там изучались телеграфно-телефонное, радио-телефонное, электромеханическое, минно-подрывное и минно-подводное дело.
В марте 1918 года состоялся выпуск 60 специалистов, направленных в формируемые части Красной Армии. С этого времени школа стала снова называться Военной электротехнической школой (ВЭШ). Срок обучения составлял 11 месяцев.
Весной 1919 года ВЭШ вошла в состав Высшей советской военно-инженерной школы, а после создания войск связи как самостоятельных войск, электротехническая школа 8 ноября 1919 года была преобразована в самостоятельную Высшую Военную электротехническую школу комсостава РККА с увеличением срока обучения до двух лет. Первым начальником школы был военный связист А.В. Бабинский.
В июне 1921 года электротехническая школа была преобразована в Военную электротехническую академию РККА и Флотов (ВЭТА), которая перешла на подготовку кадров с высшим образованием. Начальником академии был назначен специалист в области радиотелеграфии Е.А. Бернарделли.
Высшая электрошкола (Военная академия связи им. Буденного). Военно-учебное заведение по подготовке командного состава в специальные части войск.
В городе учебное заведение находилось до сентября 1923 г. Затем была переведена в Ленинград.
Жизнь и учёба в Сергиевом Посаде была очень трудной. Шла Гражданская война, стране не хватало хлеба. Из-за отсутствия сырья и топлива многие заводы не работали. Учебные помещения и общежития в Лавре почти не отапливались, зимой занимались в шинелях, валенках и шапках. Учащимся приходилось самим заботиться о пище, топливе, одежде.

Казармы Электрокурсов располагались в монастырских помещениях Сергиево-Посадской Лавры.

Слушатели электротехнических курсов командного состава красной армии.
2 декабря 1918 года состоялся первый выпуск Электротехнических курсов.

   

Курсант Высшей электротехнической школы. Фото нач. 1920-х гг.

   

Выпускник электро-курсов в звании военного радиотехника.

После окончания курсов в звании военного радиотехника Сергей Богородицкий служил командиром отдельной полевой Радиостанции при 11-й Петроградской стрелковой дивизии. Польский фронт.

Радио работало не всегда надежно. Приходилось пользоваться проверенными способами связи.

 

С 1815 года Польша являлась частью Российской империи. В ходе Первой Мировой войны эти территории были оккупированы немецкими и австро-венгерскими войсками. Петроградское Временное правительство обратилось к польскому руководству, предложив независимость на русских условиях: проведение границы по этнографическому признаку (то есть, передачу Польше Галиции и Силезии), а также заключение мира с Россией.

Одним из первых мероприятий большевиков после победы Великой Октябрьской революции было подписание в конце 1917 года нескольких декретов, даровавших независимость многим территориям, некогда входившим в состав Российской империи. В число новообразованных независимых стран входили Польша, Украина и Белоруссия.
В конце осени 1918 года правителем Польши стал маршал Юзеф Пилсудский — талантливый и решительный политик, поставивший перед страной несколько основных целей: Очистить страну от немецких оккупантов; Противостоять большевизму; Возродить былое польское величие и создать вторую Речь Посполитую в границах 1772 года (то есть, включить в состав государства западные части Украины и Белоруссии).
В начале 1919 года, когда Красная армия была занята борьбой с Антоном Деникиным, Пилсудский начал наступление на Белоруссию и Украину. Один за другим польская армия заняла: Вильно, Слоним, Пинск, Гродно, Минск, Бобруйск. В ходе действий решительных польского командования была занята вся Галиция. В конце 1919 года полякам удалось занять Киев и даже перебраться на левый берег Днепра.
Большевики срочно провели реорганизацию армии. Были созданы два фронта: Западный, которым командовал Тухачевский; Юго-западный, возглавляемый Егоровым. В конце весны 1920 года Красная Армия начала наступление на Украине. Особенно эффективно действовала конница Будённого, которая сумела вытеснить поляков из Киева, Житомира и Бердичева. Пока Будённый успешно продвигался вглубь Украины, Тухачевский начал наступление на Белоруссию.
Если украинцы поддерживали польскую армию и охотно вливались в её ряды, то население Белоруссии было недовольно приходом поляков и встало на сторону Тухачевского. Пилсудскому пришлось стремительно отводить войска.
В середине августа 1920 года началось сражение за Варшаву. Готовясь к удару, большевики недооценивали польскую армию и способности вражеской разведки. Поэтому часть Красной Армии двинулась не на столицу, а на другие города. Поляки нанесли несколько успешных ударов по силам Тухачевского. 16 августа польская армия перешла в наступление. Пилсудскому удалось прорвать фронт и смять основные силы большевиков. Та легкомысленность, с которой Тухачевский относился к Пилсудскому, обернулась для красного командира полным провалом. Армия стремительно отступала, теряя людей, технику и снаряжение.
В марте 1921 года был подписан Рижский мирный договор. По этому документу Польше передавались огромные территории. Граница устанавливалась намного восточнее «линии Керзона». Большевики были вынуждены выплатить Польше немалые репарации, а также долги царского правительства.
В дальнейшем после заключения пакта Молотова-Риббентропа и в ходе Тегеранской конференции советскому правительству удалось добиться проведения границы точно по «линии Керзона».

Каховка, Каховка — родная винтовка…
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орел и Каховка –
Этапы большого пути.
Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемет…
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идет…
Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути!
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?
Тогда нам обоим сквозь дым улыбались
Ее голубые глаза…
Так вспомним же юность свою боевую,
Так выпьем за наши дела,
За нашу страну, за Каховку родную,
Где девушка наша жила…

 

 

В 1921 году часть, где служил Сергей Павлович, вошла в состав войск Южного побережья Финского залива для участия в подавлении Кронштадтского мятежа 7-й армией Тухачевского.

В феврале 1921 года в Петрограде начались волнения рабочих, выступивших с экономическими и политическими требованиями. Петроградский комитет РКП (б) ввел в городе военное положение. 1 марта моряки и красноармейцы военной крепости Кронштадт под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!» вынесли резолюцию о поддержке рабочих Петрограда. Так началось знаменитое Кронштадтское восстание.

На начало февраля 1921 года в состав гарнизона крепости входили: 187-я отдельная стрелковая бригада, 21-й воздухоплавательный отряд, крепостная артиллерия, механические и вспомогательные части. Всего гарнизон составлял 16 468 человек. Самым мощным вооружением обладал внешний форт «Красная Горка», четыре 280-мм мортиры, 8-мь 305-мм орудий. Кронштадтская крепость к началу Первой Мировой войны была сильнейшей в мире береговой крепостью и справиться с ней не смог бы ни германский, ни английский флот.
Кронштадту был предъявлен ультиматум. Восставшие вынуждены были либо принять его, либо защищаться. Реввоенсоветом была восстановлена 7-я армия под командованием Михаила Тухачевского, которому предписывалось подготовить оперативный план штурма и «в кратчайший срок подавить восстание в Кронштадте». На берегах Финского залива было сосредоточено свыше 45 тыс. штыков.
7 марта 1921 начался артиллерийский обстрел Кронштадта. 8 марта 1921 года части Красной армии пошли на штурм Кронштадта, штурм был отбит. Началась перегруппировка сил, стягивались дополнительные части. В ночь на 16 марта после интенсивного артиллерийского обстрела крепости начался новый штурм. Мятежники заметили атакующие советские части слишком поздно. Штурмующие смогли ворваться в Кронштадт, к утру сопротивление было сломлено.
В ходе боев за Кронштадт Красная Армия потеряла 527 человек убитыми и 3285 человек ранеными. Мятежники потеряли убитыми около тысячи человек, 4,5 тысячи были взяты в плен, часть бежала в Финляндию (8 тысяч), было расстреляно по приговорам ревтрибуналов — 2103 человека. Так закончилась Балтийская вольница.

Штурм армией Тухачевского Кронштадтской крепости.

Далее

В начало

Автор: Левкин Андрей Юрьевич | слов 3406 | метки: , , , , , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий