Сергей Павлович Тамбовцев. Часть 3. Руководство ЦНИИМАШем 1935-1940

1935 приказом тов. Серго Орджоникидзе Сергей Павлович был назначен директором Центрального Научно-исследовательского института Машиностроения (ЦНИИМАШ) Наркомата тяжелого машиностроения.
За время этой работы, помимо упорядочения деятельности института ЦНИИМАШ, выполнил целый ряд ответственных заданий и получил благодарность и премии от Главного управления Авиационной промышленности, Наркомата Оборонной промышленности, Главного управления Горного машиностроения, Граммпласттреста НКТП и др.

Заседание тех. совета ЦНИИМАШ. 1936 год.

Наркомы Сталина

 

Серго Орджоникидзе (Григорий Константинович) 1886 – 1937 г.

    

Рано остался сиротой. В 15 лет родственники отдали его учиться в тифлисскую фельдшерскую школу, которую он закончил в 1905 году. Примерно в это же время он познакомился с социал-демократическими идеями и вступил в РСДРП. В дальнейшем его революционный путь повторял биографии практически всех его будущих соратников: от эмиграции и знакомства с Лениным, до тюрем и ссылки в Якутию. Там Серго служил фельдшером и честно выполнял свой врачебный долг, не забывая, правда, и о партийной работе. Его, как и всех, освободила Февральская революция. В июне 1917 года он вернулся в столицу империи и стал работать в местной партийной организации. Как и его соратники, Орджоникидзе принимал активное участие в организации Октябрьской революции.
В годы Гражданской войны Серго назначался в самые разные районы: он работал и на Украине, и на Юге, и в Закавказье. В дни боев за Царицын, он был одним из организаторов обороны города вместе со Сталиным. Также ему пришлось послужить партии и на фронтах войны. В начале 20-х Серго укоренился на Кавказе, став там самым крупным руководителем, и проводил политику партии, которая заключалась в объединении республик в Закавказскую федерацию. Из-за этого у Орджоникидзе случались стычки с местными властями, которые хотели оставить Грузию автономной республикой.
Серго, который был близким другом Иосифа Виссарионовича, был введен в высшие эшелоны партийной и государственной власти. Пыл и активность Серго понадобились в проведении индустриализации, поэтому вскоре Орджоникидзе стал наркомом тяжелой промышленности.
Страна индустриализовалась: возросли металлургические и машиностроительные гиганты, сельское хозяйство обеспечили необходимой техникой, громадными шагами шло развитие энергетики, строились дороги, и увеличивалась обороноспособность страны. И руководил этой гигантской машиной Серго Орджоникидзе.
Для проведения успешной индустриализации Серго сколотил вокруг себя команду из единомышленников, которая помогала ему воплощать проекты в жизнь. Однако именно из-за этой бережливости по отношению к людям в своем ведомстве Орджоникидзе поссорился со Сталиным.
Как известно, именно в это время во всех сферах жизни общества были начаты «чистки» и репрессии. Серго был категорически против этого, тем более что опала коснулась и его сотрудников: в наркомате тяжелой промышленности начались проверки, обыски и аресты. Одним из катализаторов ухудшения отношений со Сталиным стало назначение в Закавказье Лаврентия Берии, которого Серго опасался и считал интриганом и проходимцем. Также Орджоникидзе никак не мог согласиться с арестами и расстрелами «старых» большевиков, с которыми Серго шел бок о бок многие годы. Все чаще разговоры между ним и Сталиным переходили на повышенные тона, перерастали в ругательства на русском и грузинском языках.
На февральско-мартовском пленуме партии в 1937 году ему было поручено Сталиным подготовить доклад о вредительстве в тяжелой промышленности. Но Серго не хотел быть соучастником репрессий, поэтому подготовил мягкий проект доклада, чем вызвал неудовольствие вождя, который писал на полях язвительные замечания вроде «ха-ха».
18 февраля 1937 года Орджоникидзе был в подавленном состоянии. Жена, Зинаида Гавриловна, захотела позвать мужа к столу, но, только подойдя к его комнате, услышала выстрел. Она нашла мужа с простреленным сердцем.

Лазарь Моисеевич Каганович 1893 — 1991

Родился в деревне Кабаны Киевской губернии, в многодетной еврейской семье. Образование Лазарь Каганович получил скромное: окончив 2 класса школы в Кабанах, отправился доучиваться в соседнее село. Но в 14 лет юноша уже трудился в Киеве. Он работал на заводах, потом устроился на обувной фабрике, откуда перешел в сапожные мастерские.
В 2014 году молодой сапожник стал членом комитета большевистской партии в Киеве, агитировал молодежь и формировал ячейки. В 1917-м Лазаря Кагановича мобилизовали. Отличный агитатор и пламенный оратор стал заметной персоной в Саратове. Его арестовали, но Лазарь сбежал в прифронтовой Гомель, возглавив комитет большевиков Полесья.
В 1925-ом, после смерти Ленина и разразившейся внутрипартийной борьбы, Лазарь примкнул к Иосифу Сталину, «отблагодарившего» верного соратника назначением Генсеком ЦК КП (б) Украины. Три года Каганович был партийным лидером республики и жестко вел сталинскую политику из двух составляющих: украинизации и борьбы с «мелкобуржуазным национализмом». Из-за перегибов – Лазаря Кагановича обвиняли в тяготении к слишком жестким мерам борьбы с национализмом – в 1928 году забрали в Москву.
В столице Каганович возглавил городской комитет партии и получил членство в Центральном комитете Политбюро. Лазарю Кагановичу доверили широкий круг полномочий: кроме аграрной отрасли и коллективизации, он курировал работы по реконструкции столицы. «Заслугой» Кагановича называют разрушение храма Христа Спасителя. При нем началось строительство метрополитена. Лазарь Каганович руководил работами, за что подземка 20 лет называлась его именем.
Большой террор 1930-х, к которому Лазарь Каганович причастен, темным пятном лег на биографию. Его подпись стоит под сотнями «расстрельных» списков, чего не отрицал и сам «чистильщик» партийных рядов.
С 1935 по 1944 год (с перерывами) Лазарь Каганович занимал пост наркома путей сообщения. Оказаться в сталинские времена «повелителем дорог» было сродни суициду: развивающаяся промышленность требовала работающего, как часы, железнодорожного сообщения. Но Каганович обладал недюжинным организаторским талантом и сумел выполнить и перевыполнить доведенные планы.
Испытанием для наркома стала Великая Отечественная война. Хаос и неразбериха первых военных лет коснулись и путей сообщения. Эвакуация предприятий в тыл, на Восток, оказалась успешной, и это заслуга Лазаря Кагановича.

Валерий Иванович Межлаук (1893 — 1938)

Сын учителя. Образование получил на историко-филологическом и юридическом факультетах Харьковского университета. В 1907 вступил в РСДП, меньшевик. В июне 1917 принят в РСДРП (б).
В 1917 депутат Харьковского совета, в октябре 1917 член Харьковского военно-революционного комитета. В феврале-марте 1918 нарком финансов Донецко-Криворожской республики. Когда Красная армия оставила территорию республики, вывез ценности из Госбанка Украины (Харьков) в Москву. В конце 1918 входил в Реввоенсоветы 5-й и 10-й армий. В январе-июне 1919 нарком и зам. наркома по военным делам Украины. С 1920 комиссар разных железных дорог. В 1921-22 зам. главного комиссара путей сообщения, в 1922-24 член коллегии Наркомата путей сообщения РСФСР. В 1924-28 член Президиума, в 1928-31 зам. председателя ВСНХ СССР. С 1927 кандидат в члены, с 1934 член ЦК ВКП (б). С ноября 1931 1-й зам. председателя, в с 1934 по 1937 председатель Государственной плановой комиссии при СНК СССР.
Один из главных теоретиков и организаторов системы советского планирования и распределения, автор книги «О плановой работе и мерах ее улучшения». Сторонник директивных методов управления народным хозяйством. Под его руководством проводилась индустриализация в СССР, и Межлаук был ее главным теоретиком. Ответственный редактор газеты «За индустриализацию».
С февраля 1937 нарком тяжелой промышленности СССР, в августе-сентябре 1937 нарком машиностроения СССР. В декабре1937 арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян.

Николай Иванович Бухарин 1888 — 1938

Родился в Замоскворечье, на Большой Ордынке. Его родители работали учителями начальных классов в школе. Учился маленький Коля блестяще и гимназию окончил с золотой медалью. После школы он стал студентом юридического факультета Московского университета. К тому времени Бухарин уже активно интересовался политикой и даже успел вступить в партию большевиков, поэтому учебу приходилось совмещать с работой в профсоюзах.
Первый арест случился уже в 1909 году. Его выслали из Москвы в Архангельскую губернию. Через несколько месяцев при помощи друзей он бежал с места ссылки за границу – сначала в Ганновер, а потом в Австро-Венгрию. Именно там он познакомился с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным. В эмиграции Николай Иванович продолжил самообразование и внимательно изучил труды социалистов-утопистов и классиков марксизма. Когда началась Первая мировая война, власти Австро-Венгрии поспешили избавиться от потенциального шпиона и выслали Бухарина.
В октябре 1916 года в Нью-Йорке Бухарин свел знакомство со Львом Троцким. Вместе они работали над редактированием журнала «Новый мир». Первая крупная работа Николая Ивановича – «Мировое хозяйство и империализм» – была написала в 1915-м. Ленин внимательно прочел ее и в целом оценил положительно.
В 1917-м он стал членом Центрального комитета РСДРП, занял радикальную левую позицию и начал вести активную пропагандистскую деятельность. Из-за границы Николай Иванович вернулся, имея отличную журналистскую подготовку, поэтому стал основателем и главным редактором газеты «Правда», а позже – издания «Коммунист».
Это время было плодотворным для творческой работы. Бухарин быстро стал одним из главных теоретиков коммунизма того времени: в его «Программе коммунистов (большевиков»), «Азбуке коммунизма» и «Экономике коммунизма» обосновывалась необходимость трудовой повинности, анализировались трансформационные процессы в народном хозяйстве, предлагались пути решения проблем общества с позиций марксизма.
В 1923 году Николай Иванович поддержал Ленина в борьбе с оппозицией Троцкого. Смерть вождя в январе 1924-го стала тяжелейшим душевным ударом – он считал его своим ближайшим другом, а сам Ленин в последние годы и вовсе называл его сыном.
Уход влиятельного соратника освободил для него место в руководстве партии – в том же году Николай Иванович стал членом Политбюро. В этот период укрепились его дружеские отношения со Сталиным, но в 1928 году они разошлись по вопросам коллективизации. Бухарин пытался убедить коллег не вытеснять «кулаков» физически, а постепенно уравнивать в правах с остальными жителями деревни.
Иосиф Виссарионович выступил резко против, и через год «группу Бухарина» разгромили на очередном пленуме, а его самого лишили всех постов. Уже через неделю отставки политик согласился публично признать «ошибки», поэтому был вновь допущен к руководству, но на этот раз в научно-техническом секторе.
В 1932 году Бухарин возглавил наркомат тяжёлой промышленности СССР. Параллельно он занимался издательской работой и инициировал создание «Большой Советской энциклопедии». Несмотря на громкие заявления, политик не оставил надежд на демократизацию, поскольку жесткой диктатуры Сталина не одобрял.
В 1936 году товарищи-однопартийцы впервые выдвинули ему обвинение в попытке создать «правый блок» вместе с Рыковым и Томским. Политик настаивал на своей невиновности, писал протестующие письма и даже объявил голодовку, но это не помогло – 27 февраля 1937 года его арестовали.
13 марта 1938 года бывшего партийного функционера приговорили к смертной казни. Осужденный в письмах вождю умолял принести ему чашу морфия, «чтобы заснуть и не проснуться», но в легкой смерти ему отказали. Политика отвезли в подмосковный поселок Коммунарку и расстреляли, тело захоронили неподалеку от этого места.

Иван Алексеевич Лихачев 1896 — 1956

Родился в селе Озеренцы, Веневского уезда Тульской губернии, в семье простого крестьянина. Иван недолго находился в родном селе: уже в 12 лет он начал трудится слесарем в кустарных мастерских, а потом на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Неформальное звание «Путиловский рабочий» или «Путиловец» в революционное время 1917 года значило очень много, но в революцию Лихачев вступил матросом Балтийского флота, куда был призван в 1915 году. На фронтах первой мировой он был ранен, а позже в 1917 году стал членом партии большевиков.
После революции три года служил в органах ВЧК, пять лет отдал профсоюзной работе. И в конце 1926 года, в тридцать лет, Иван Алексеевич был назначен «красным» директором на московский автомобильный завод АМО (Автомобильное московское общество). Завод к тому времени уже сумел наладить мелкосерийное производство отечественных грузовиков АМО-Ф-15, но оставался небольшим предприятием, с примитивными технологиями производства.
С начала 1927 года под руководством Лихачева начинается первая реконструкция предприятия под массовый выпуск советских грузовиков. Буквально за несколько лет из небольшого завода, АМО разрастается до одного из самых больших предприятий в Москве. В октябре 1931 года впервые в стране был запущен сборочный автомобильный конвейер, с которого массово начали сходить грузовики АМО-3. В этом же году заводу было присвоено имя Сталина – «ЗиС». К лету 1933 года завод перешел на производство новой модели ЗиС-5, широко известной «трехтонке». Этот автомобиль быстро стал легендарным, во времена индустриализации страны, а после на тяжелых дорогах Великой Отечественной войны.
В начале Великой Отечественной войны, эвакуируя московское производство, Иван Алексеевич создал четыре филиала автозавода, выросших впоследствии в крупные самостоятельные производства: Уральский автомобильный завод (автомобили «Урал»), Ульяновский автомобильный завод (автомобили УАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный завод. В морозные дни зимы 1941 года Лихачев сам облазил в Челябинске занесенные снегом открытые хранилища ранее эвакуированного из разных городов, отбирая необходимые станки, что бы обеспечить работу четырех своих филиалов на Урале и Волге.
Приказы и распоряжения директора Лихачева были законом для всего коллектива. Известны случаи, когда по его приказу выполнялись практически невыполнимые задания. Например, немецкая авиация уничтожила завод, поставляющий на ЗиС пластмассовые детали, в том числе рули для автомобилей, Лихачев распорядился за одну ночь создать конструкцию нового руля с деревянным ободом и в течение двух дней подготовить его производство.
Другая особенность стиля Лихачева-хозяйственника – стремление в условиях зависимости завода от огромного количества смежников, как можно больше делать продукции самостоятельно. Во время войны он создал калибровочно-заготовительный цех. В 1945 году вывез из Германии прокатные станы, что бы компенсировать перебои в поставках металлопроката. Организовал свое газовое хозяйство, построил бетонный завод и кислородно-ацителеновую станцию и многое другое.

Переезд на Крымский Вал. 1936 год

В 1936 году семья Сергея Павловича переезжает с Арбата в Замоскворечье. Напротив парка Горького. В жилой дом Наркомата черной металлургии на углу Крымского вала и Мароновского переулка. Дом 10/16.
За ним расположена церковь Ивана-Воина и школа № 583 в которую и пошла учиться Наташа.

 

Крымский вал дом 16/10. На месте избушки сейчас Садовое кольцо входит в туннель под Калужской площадью. Дети: Сергей и Наташа Тамбовцевы.

Международная выставка 1937 года в Париже

В период работы на ЦНИИТМАШ было обеспечено руководство изготовлением, монтажом, доставкой и установкой на Советском павильоне Международной выставки 1937 года в Париже скульптурной группы Рабочий и Колхозница.

   

   

Выполнение работ по изготовлению несущего каркаса и корпуса статуи Рабочий и Колхозница

   

   

Монтаж статуи на строительном полигоне ЦНИИМАШа.

   

   

Павильон Германии на международной выставке 1937 года

Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки.
Возникала неловкость от того, что наша группа «Рабочий и Колхозница» вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания. Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда фашисты над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. На веpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко.
Всемирная выставка искусств и техники 1937 года проводилась в Париже и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны. К её проведению было приурочено открытие Музея человека.
Советская выставка собрала 270 наград. Гран-при получили:
- паровоз серии «Иосиф Сталин»,
- мягкий железнодорожный вагон,
- трактор «Сталинец-65» (С-65) Челябинского тракторного завода,
- фильм «Чапаев»,
- картина художника Герасимова «После дождя»,
- Дворец культуры им. Горького в Ленинграде,
- журнал «СССР на стройке»,
- станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская»,
- картина Бродского «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе»,
- типографские работы Госзнака

Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры ХХ века».

   

Советский павильон на международной выставке в Париже.

Рубиновые звезды Кремля

В 1937 году ЦНИИМАШ-ем была выполнена подготовка и участие в установке рубиновых звезд на башнях Кремля.

Звезды на башнях Кремля появились не так давно. До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченые символы царизма — двуглавые орлы.
В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены, все кроме четырех. Четыре позолоченных орла сидели на башнях Московского Кремля. Вопрос о замене царских орлов красными звездами на башнях Кремля неоднократно возникал уже вскоре после революции. Однако такая замена была связана с большими денежными расходами и потому не могла быть проведена в первые годы Советской власти.
В августе 1935 года в центральной печати было опубликовано следующее сообщение: «Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП (б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях Кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».
Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Кремлевские звезды решили изготовить из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, должны были сверкать выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота.
Перед установкой звезд на башнях Кремля пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей всех башен, на которые предстояло установить звезды. Кроме того, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. А шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Наступил день, когда звезды решили показать москвичам. 23 октября 1935 года звезды доставили в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. В свете прожекторов засверкали позолотой лучи, заискрились уральские самоцветы.

   

Эта звезда сейчас установлена на шпиле Северного речного вокзала
Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров.
В мае 1937 года было решено установить новые звезды — светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна — Водовзводная. Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен профессор Александр Ланда.

   

Приказ народного комиссара тяжелой промышленности В.И.Межлаука о выполнении специального поручения правительства по изготовлению и монтажу звезд
Москва 2 июня 1937г. №483. Не подлежит оглашению

§I Для выполнения заданий по изготовлению и монтажу звезд на башнях Московского Кремля ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Центральному научно-исследовательскому институту машиностроения и металлообработки (ЦНИИМаш) т. Тамбовцеву и Ланда изготовить пять звезд размером и формой по согласованию с Комендатурой Кремля, со всеми необходимыми устройствами для промывки, очистки и освещения этих звезд. Срок 1 августа 1937 г.
2. Стальпроммеханизации т. Амосову произвести, по согласованию с Комендатурой Кремля, все работы по переоборудованию пяти шатров Кремлевских башен, демонтажу ныне существующих устройств звезд и монтажу новых звезд, по устройству лестниц и переходов в башнях, а также площадок для размещения и обслуживания вспомогательных устройств. Срок 1 сентября 1937 г.
3. …….

Зам. Наркома тяжелой промышленности Г. Пятаков

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер.
От мощных ламп (до 5000 ватт) температура раскочегаривалась внутри звезд, как в паровозной топке. Жар грозил разрушить и сами колбы ламп, и драгоценные пятиконечные рубины. Для охлаждения через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час, что полностью гарантирует от перегрева. 
Пятиконечным кремлевским светилам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно.
За всю историю звезды гасли всего 2 раза. Первый раз, во время Второй Мировой Войны. Второй раз, когда Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника».

17 сентября 1937 года Приказом № 96/к Наркома Машиностроения В. И. Межлауком Сергей Павлович снят с должности директора ЦНИИМАШ и исключен из партии за связь с «врагами народа». Поводом к этому послужил конфликт с Мухиной Верой Игнатьевной при выполнении заказа на изготовление статуи «Рабочий и Колхозница» к Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Кандидатская диссертация

По причине изменения производственных задач, у Сергея Павловича появилась возможность заняться научной работой. Чем он и воспользовался, защитив в 1939 году кандидатскую диссертацию в Механико-Машиностроительном институте им. Баумане по теме: «Исследование обрабатываемости хромансиля точением».

Новый Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Александрович Малышев для решения поставленных перед промышленностью задач увидел необходимость в опыте и знаниях Сергея Павловича.
4 февраля 1939 года Приказом № 139/к Наркомата Машиностроения приказ № 96/к о снятии с должности был отменен «ввиду отсутствия всяких оснований». Тамбовцев был назначен Начальником Бюро стандартов и нормалей в Центральное бюро Тяжелого машиностроения (ЦКБМ) Наркомата Тяжпрома и восстановлен в партии.

 

 

Вячеслав Александрович Малышев (1902 — 1957)

Малышев был выпускником Великолукского железнодорожного техникума, в 1920-е годы работал помощником машиниста, затем машинистом. В 1930 году он после трёхмесячной подготовки начал учёбу в МВТУ им. Баумана. Партия целенаправленно формировала в эти годы новую техническую интеллигенцию. Вячеслав Александрович поступил в институт в составе третьей партийной тысячи. Закончив обучение в 1934 году, он пошёл работать конструктором на Коломенский заводе им. Куйбышева. За четыре года работы он сменил ряд должностей и сделал блестящую карьеру, став в 1938 г. директором завода.
В феврале 1939 г. Малышева вызвали в Кремль, где сообщили неожиданную весть: Сталин назначает его наркомом тяжёлого машиностроения. В этой должности Малышев принял участие в 18-м Съезде ВКП (б), на котором выступил с докладом о подготовке советской тяжёлой промышленности к возможной войне с Германией.
24 июня 1941 г., спустя два дня после начала Великой Отечественной войны, Малышев выступил на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) с докладом о нуждах советской танковой промышленности в военное время. Было ясно, что советская танковая промышленность в своём нынешнем состоянии не сможет восполнять потери фронта в технике.
11 сентября 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности, призванный исправить сложившуюся ситуацию. Малышев встал во главе нового ведомства. НКТП стал одним из крупнейших промышленных министерств Советского Союза. За время войны на предприятиях танковой промышленности было занято более 200 тысяч человек. С первых дней работы перед наркоматом стояло две основных задачи: наращивание объёмов производства танков и эвакуация промышленности в тыл. На первый взгляд, меры по их решению кажутся взаимоисключающими, однако Малышеву удалось использовать эвакуацию для создания качественно новой производственной базы на Урале. Челябинские заводы, которым только предстояло переориентироваться на производство танков, приняли в свои стены оборудование и опытных рабочих из Ленинграда и Харькова.

Основу наркомата составили заводы, на которых производство танков велось с 1930-х годов:
• Харьковский машиностроительный (бывший паровозостроительный) завод №183, специализировавшийся на средних танках Т-34;
• Харьковский завод №75, производивший дизельные моторы В-2 для «тридцатьчетвёрок»;
• Ленинградский Кировский завод, выпускавший тяжёлые танки КВ;
• Ленинградский завод №174, занимавшийся производством лёгких танков Т-26;
• Московский завод №37, делавший лёгкие танки Т-40;
• Мариупольский завод им. Ильича, производивший танковую броневую сталь;
• Подольский завод им. Орджоникидзе, выпускавший до войны бронеавтомобили и танкетки.

Эвакуация танковых заводов имела ряд негативных последствий: нехватка рабочих, станков, распад довоенных хозяйственных связей, проблема размещения людей в новом месте. К концу зимы 1942 г. эти вопросы были в общих чертах решены, и Наркомат перешёл к решению своей второй задачи: наращивания объёмов выпускаемой продукции. Заводы переводились на конвейерное производство танков, задействовались ранее не использовавшиеся технологии.
В сжатые сроки Советскому Союзу удалось обогнать Германию по количеству произведённых танков и САУ. В 1942 г. было выпущено 24 тысячи танков и самоходных орудий. Почти в четыре раза больше, чем в 1941 г. В том же году Германия выпустила всего около 6,2 тысяч танков.

Далее

В начало

 

Автор: Левкин Андрей Юрьевич | слов 3812 | метки: , , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий