Красная палатка

 

В середине восьмидесятых удалось с помощью матери получить садовый участок в Синявино в кооперативе Кировского завода. От Ленинграда до Синявино -1 всего около пятидесяти километров, поэтому желающих купить там участок было очень много, целый лист ожидания, который двигался безнадёжно медленно. Об этом поведал моей матери председатель кооператива.

Однако в свои восемьдесят с лишним лет мать не привыкла сдаваться. Она решила «тряхнуть стариной» и отправилась в заводоуправление Кировского завода. Мать поступила на Путиловский завод в 1917 году «девочкой при заводоуправлении», так было записано в её трудовой книжке, я сам видел. С кем она разговаривала, осталось тайной, но председатель получил авторитетную рекомендацию изыскать возможность решить положительно просьбу ветерана завода Груздевой Варвары Петровны и оформить бумаги на того, на кого она укажет. Кто-то скажет, не может быть! Сказки! Но это случилось, был найден участок странной многоугольной формы, площадью около шести соток, считавшийся непригодным для разработки и быстренько оформлен на моё имя, причём совершенно безвозмездно. (После обмера и расчёта по тригонометрическим формулам площадь участка составила 7,3 сотки).

На участке росла симпатичная берёзовая рощица, стволов двадцать пять-тридцать. Эта рощица и сейчас мне иногда снится. Вот бы сохранить её, построить домик среди берёзок, обнести лёгким, изящным заборчиком, у дома посадить пару яблонь и кусты красной смородины (она декоративна, плодовита и неприхотлива) и живи, получай удовольствие. Так я сделал бы сейчас, а тогда мы поступили по-другому. После краткого военного совета с соседом (бывший матрос) я оплатил трактор и повал берёз. Приехав в следующее воскресенье, я увидел результаты битвы титанов, бедные берёзы, поверженные и опозоренные, лежали на земле хаотическими кучами. Ветви перекрывали все проходы и подходы, кругом угрожающе торчали крупные и мелкие корни, покрытые ещё влажной почвой.

Тамара была в отчаянии, сосед явно веселился. Деньги получил и уел очкарика-ботаника. Но я не дрогнул. Я имел топор, пилу, лебёдку, руки и опыт освоения участка в полном одиночестве в отдалённом, Богом забытом Пупышеве. В следующее воскресенье на участке появилась та самая красная палатка, о которой я и веду свой неторопливый рассказ.

Палатка, видавшая виды, была взята в аренду на всё лето в профкоме нашего предприятия. Появилось место, где можно было укрыться от солнца, переодеться и т. д. Тамара тут же заказала мне навес для разных хозяйственных нужд. Работа закипела. Быстро подошёл конец июня, навес был сколочен из берёзовых стволов, а палатка заняла своё постоянное место уже до глубокой осени.

Первый июльский день нашего летнего отпуска начался с солнечного тёплого утра. Я совершил очередной трудовой подвиг, обработав и переместив крупную берёзу, и собирался взяться за следующую. Однако, вдруг ощутил резкий порыв прохладного ветра. Зазвенели верёвки, крепящие палатку, хлопком отозвалась её парусина, взлетели в воздух мелкие веточки и опавшие листья, опилки ударили по лицу. Я взглянул в небеса и увидел чёрную тяжёлую тучу, подкравшуюся с запада. Крикнул Тамаре «Спасайся, сейчас будет дождь!» и побежал, чтобы поднять стёкла и запереть машину. Когда первые капли дождя оросили участок, я нырнул в палатку, Тамара была уже там и резко задвинула молнию входного отверстия. Я улёгся рядом с ней на свой надувной матрац. Внезапно тишину разверз мощный удар, впечатление было такое, как если бы рядом стояла САУ-152* и била прямой наводкой по дачным домикам.

* Справка. САУ-152- самоходная артиллерийская установка с пушкой калибра 152 мм. Мощнее уже корабельная артиллерия. САУ решили исход битвы за Зееловские высоты перед Берлином, штурм самого Берлина и Кёнигсберга. Это убийцы ДОТов, ДЗОТов и любых других инженерно-технических сооружений.

Удары грома и ослепительные вспышки следовали одни за другими, вода текла по парусине палатки сплошным потоком. Я посмотрел на Тамару, её лицо было совсем рядом. Меня поразили широко распахнутые, полные первобытного ужаса  глаза. В полутьме палатки её лицо приобрело почти библейские черты, ужас, пережитый когда-то древним народом и записанный в генной памяти, проступил наружу. Острое желание помочь ей, вывести из шока, бросило меня к ней. Как только я коснулся её губ, мы превратились в одно целое и улетели в другой мир, где было тихо и хорошо. Наверное такое состояние называется нирвана («блаженное состояние, понимаемое как  освобождение от жизненных забот и стремлений»). Очнулись мы почти одновременно от трубного звука голоса нашей соседки, которая настойчиво взывала к Тамаре: «Тамара, вас не залило, не завалило, вы живы ?…». Тамара отодвинула молнию и явила лицо из палатки. Дальше началась светская беседа двух хозяек. Я, отдыхая, радовался их степенному разговору и удивлялся, как женщины умеют переключаться и отвлекать внимание от того, что они хотят скрыть и одновременно отдалить момент окончания, ибо мы представляли ещё, как говорят художники, единую форму. Вскоре солнце ударило в палатку, всё начало быстро просыхать, соседи вышли из домов и каждый считал своим долгом выразить нам сочувствие, а у нас настроение было прекрасное, душа пела, руки сами тянулись к работе.

Этот чудесный летний эпизод пришёлся нам весьма кстати. Дело в том, что нам было немало лет, мне 46, а Тамаре-40, уже начали проявляться первые признаки так называемого кризиса средних лет (КСЛ). Коротко суть КСЛ раскрывается двумя крылатыми фразами: «Седина в бороду, Бес — в ребро», для мужчин и «В 45-ть баба ягодка опять», для женщин. Это объективный психофизиологический процесс, который проходят все семейные пары после успешного завершения всех фрейдовских циклов. Во многих случаях разваливаются кажущиеся сверхпрочными брачные союзы длительностью 20-35 лет. Уже взрослые дети и внуки страшно удивляются происходящим событиям, т. к. уверены, что «старики» давно перегорели и им осталось тихо доживать век в своём уголке, мягко, по-доброму улыбаясь всему, что творится вокруг.

Однако примеров иного развития событий много, неунывающий артист Краско, достающий морскую фуражку из рундучка и стряхивая нафталин, идущий в атаку на 25-30-тилетних женщин, оптимист-юморист  Петросян, имея перед глазами пример Грачевского Б.Ю., поёт соловьём перед микрофоном о своём счастье позднего отцовства, рублёвая миллиардерша Е. Степаненко, делящая нажитое непосильным трудом имущество с Петросяном и берущая пример с дивы «российской» поп-тусовки А. Пугачёвой и так далее… Названы примеры судеб людей, мелькающих на телевидении, а сколько людей не публичных в таком же положении!                                   Так что с КСЛ шутки плохи.                                                                                           Красная палатка и освоение участка в Синявино было мощным средством, влившим новое вино в мехи старые наши, ибо в Евангелие от Луки писано:

«И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.»

Мудро сказано.

В течении многих лет я приезжаю в Синявино и, хотя участок давно в чужих руках, хожу вдоль забора, вспоминаю красную палатку, берёзовую рощу, которую погубил. Прижимаюсь лбом к холодным столбам ограды и шепчу « Роща, роща, прости меня, нас грешников и дураков, «преобразователей» Природы!»

Примечание.КСЛ настолько серьёзное и распространённое явление, что стоит ещё покопаться в его истоках и симптоматике. Главные его свойства- внезапность наступления и катастрофичность последствий для всех участников.  Что лежит в самой основе синдрома? Его сердцевину составляет старый мудрый тезис: «Лучшее есть враг хорошего». Этот тезис известен широчайшим образом, мы очень часто им пользуемся по разным поводам. А вот вдумывался ли произносящий его в смысл того, что он произносит? Хорошее, оно и есть хорошее, здесь всё понятно. Что такое «лучшее»?  Каждый скажет, это тоже хорошее, но чуть лучшего (на чей-то взгляд) качества. Так ли это? Да, так. Если говорят «Плохое- враг хорошего», кто станет с этим спорить? Это истина. Когда говорят «Лучшее враг хорошего» всё не так уж очевидно.  Жизнь устроена так, что мы всегда стоим перед перебором и выбором вариантов при решении любого вопроса, разрешении любой жизненной ситуации и всегда стараемся выбрать лучшее из имеющегося в наличии. Именно лучший вариант получает всё. Это объективно определяет антагонизм отношений «лучшего» и «хорошего».

Что же делать?

Можно дать только один реальный совет, как избежать этого антагонизма. Своевременная правильная оценка ситуации и максимальное разделение «лучшего» и «хорошего» в пространстве и времени может быть эффективной. Меры принимаются незамедлительно и невзирая на лица, регалии, связи и прочее.

2021

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 1300


Добавить комментарий