Неоконченная операция «Искра». Часть вторая

Тема этой части двуединая. Это битва за Синявинские высоты с целью расширения и обеспечения безопасности шлиссельбургского коридора.  И это строительство и эксплуатация временной железной дороги и двух временных мостов через Неву, построенных непосредственно у города Шлиссельбурга.                                                                   

Тот, кто не знает о теснейшей связи этих громадных для блокадного Ленинграда событий,  не сможет понять значимости прорыва блокады для жизни Ленинграда с января 1943 года по март 1944 года.                                                                                                       

Изложенный ниже материал в сильно сжатом виде базируется на данных, опубликованных в книге: В. Мосунова. «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» 2019 г. 282 стр. изд. 5-ый Рим.»

Битва за шлиссельбургский коридор.(третье Ладожское сражение)                                                                 

18-19 января. 67-ая армия осуществляла вывод частей для отдыха и пополнения. Были выведены с передовой 136-я сд ( получила гвардейское звание и стала 63-ей гвардейской сд) и  86-я сд.  138-й мсбр (комбриг Бесперстов М.Д.), 123-я сд, 152-я и 220-я тбр готовились к наступлению. 142-я мсбр (комбриг Кощиенко Н.А.),13-я сд находились в резерве армии.

Беспестов М.Д. командир 138-ой морской стрелковой бригады

Кащенко Н.А. командир 142-ой морской стрелковой бригады

2-я Ударная армия непрерывно вела бои. Потрёпанные 128-я и 372-я сд были пополнены бойцами 11-ой и 12-ой лсбр. 327-я сд получила гвардейское звание и стала 64-й гвардейской сд. 147-я и 379-я сд были ещё боеспособными, 239-я сд вела бои, других сил у 2-й Ударной армии для развития успеха не было. За неудачные действия был снят командир 191-й сд (Потапов П.А.), вместо него был назначен полковник Н.И. Бураковский. Танков было недостаточно. 16-я тбр еще не участвовала в боях, 98-я тбр потеряла в боях за Рабочий поселок № 5 почти все танки. Основная часть армейской артиллерии в этот период вела перегруппировку. Советское командование снова рассчитывало на относительно быстрый успех (к 26 января).

20-21 янв. Войска 67-ой армии большого успеха не имели, а потери их за день составили 1329 убитыми и 3336 ранеными. Некоторого успеха добились только на стыке полицейской дивизии СС и 96-й пехотной дивизии (нем.). Прорыв 138-й сбр получился в направлении Рабочего поселка № 6.

Угрюмов Н.С. (1902-1982 г. ) Герой Советского Союза, ген.-майор, командир 102-ой стрелковой бригады.

102-я сбр (комбриг  Угрюмов Н.С.)  и 220-я тбр у посёлка No1 попали под массированный удар немецкой корпусной артиллерии. С 14 по 20 янв. 102-я сбр, которая блокировала Рабочий посёлок No1 и 8-ую ГРЭС (ныне Кировск), потеряла почти 6000 человек, т. е. практически весь личный состав. Наступление 2-й Ударной армии на Синявино началось на Рабочий поселок № 6, который имел важное значение. Овладев поселком, можно было вырваться с заболоченной территории торфяников, выйти на важные дороги, отрезать противника, засевшего на Синявинских высотах, и нанести удар в обход 8-й ГРЭС, обеспечив окружение этой группировки противника совместно с частями Ленфронта. 20 января силами 147-ой сд и 16-ой тбр у Рабочего поселка № 6 оборона немцев была прорвана на участке полицейской дивизии СС. Танки бригады ворвались в поселок, но удержать его не смогли, т. к. два полка 147-ой сд  отступили. Потери 147-й стрелковой дивизии в ходе боев составили до 4000 человек. Бой дорого обошелся 16-й тбр, она потеряла 13 машин. Восточнее высота с отметкой (43,3), где располагалось частично село Синявино, переходила от 256-й сд к врагу несколько раз.  «Болотный» плацдарм наших войск восточнее Рабочего поселка № 7 увеличился усилиями 11-ой сд , наступавшей в направлении пос.Синявино.  21янв. 13-я сд 67-ой армии  перерезала железную дорогу, а наступавшая справа от нее 123-я сд  подошла к   насыпи. Для усиления группировки Ленфронт решил перебросить в шлиссельбургский коридор 11-ю и 55-ю сбр из резерва  и с других участков снять 90-ю, 142-ю и 224-ю сд. Из показаний пленных и перебежчиков немцам стало известно о готовящейся танковой атаке. Мощный огонь артиллерии (противник сосредоточил только против участка у Синявинских высот три артиллерийских полка и реактивные установки) сорвал готовившиеся нашими войсками атаки еще на исходных позициях. Общий расход боеприпасов всей артиллерии XXVI корпуса (нем.) составил 1300 тонн. Итогом дня для 67-ой армии оказались потери более 2300 человек и невыполненная боевая задача. Наступление 2-й Ударной армии выдохлось.. Урон понесла 11-я сд, её 163-й сп  «потерял весь личный состав» (так в ЖБД) и была выведена в резерв. Место 11-ой сд заняла 379-я сд (Симонов).

Батлук А.В. (1901-1983 г.) ген. майор, командир 142-ой морской стрелковой бригады.

23-24 янв. Новое наступление 67-й армии началось в 11 час.00 мин..Вскоре остатки 13-й сд пришлось выводить в резерв.  138-я и 142-я стрелковые бригады вели ожесточенный бой южнее высоты (22,4). Обе бригады смогли удержать с трудом отвоеванный участок. Каких-либо других серьезных событий на Ленфронте не произошло. Потери частей 67-й армии составили почти 900 человек убитыми и ранеными. 2-ая ударная армия наступательных действий не предпринимала. 379-я сд отступила на север, и эта фактически свежая дивизия потеряла весь свой состав всего за один день наступательного боя. С т. н. «Зольной горки», с гряды Келколовских высот и из района пос. Синявино враг просматривал наши боевые порядки почти на всю глубину     24-ого января 67-ая армия наступления практически не вела, зато сама подверглась ударам противника. 2-ая ударная армия пыталась наступать. В районе посёлка Синявино в бой была введена 53-я сбр, но она успеха не имела и задачу не выполнила. В ночь с 23 на 24 января продолжался бой за высоту 43,3. В течение ночи немцы два раза отбивали часть высоты. Части левого фланга 2-й Ударной армии вновь попытались овладеть рощей «Круглая». 379-ая сд вновь атаковала противника. Однако 24 января она отступила на край болота, с которого начала свое наступление. Части дивизии оказались в огневом мешке. Потери ее  достигли 1700 человек убитыми и ранеными.

25-26 января. 67-я армия производила перегруппировку и готовилась наступать центром и левым флангом с целью выйти на р. Мойку. Для окружения 1-го и 2-го Рабочих городков выделили пополненную 102-ю сбр и сводный полк 123-й сд. 26  января 67-ая армия снова перешла в наступление. Наступление 2-й Ударной армии у пос. Синявино продолжалось.  Прорыв бойцов 53-й сбр  в районе Рабочего поселка № 6 немцам удалось остановить и она застряли перед  поселком № 6. В ходе боя был ранен комбриг З.Г. Пайкин. Мл. лейтенант, танкист В.Е. Мансуров и его ведомые южнее Рабочего поселка № 6 вырвались вперед, развернулись и ворвались в пос. Синявино. Советские танки сожгли  «Тигр», но проломить немецкую оборону так, чтобы вся 98-я тбр  вошла в прорыв, не удалось. 18-ая и 256-ая сд танкистам ничем помочь не смогли. На левом фланге 2-й Ударной армии дела тоже не пошли, причиной было то, что у 61-й пд (нем.) находилось в этот момент 16 пехотных батальонов, два саперных батальона, 11 батарей 10,5-см гаубиц, 3 батареи 15-см гаубиц. События 26 января в описании боевых действий 67- ой армии представлены очень скупо и лаконично. Боевое крещение  получила 224-я сд (комдив Герасименко С.И.). Из отчетных материалов дивизии известно, что ее численность была более 9000 человек. Дивизия развернулась в районе Рабочего поселка № 3. Потери к исходу дня составили до 750 человек. Пока 67-я армия истекала кровью на торфяниках, 2-ая ударная армия пытался выдернуть Синявинскую занозу. В течение ночи  98-ой тбр удалось продвинуться на 300 м южнее шоссе  восточнее совхоза «Торфяник». Весь день 26 января шел бой. Но пехоте так и не удалось значительно продвинуться вперед. Удерживавший высоту 43,3 540-й штрафной батальон (нем.) отбил восемь наших атак. Оптимистичные прогнозы и расчеты на взятие Мги уже к 26 января оказались химерой. Немцы прочно удерживали все занимаемые позиции. Таким образом, план наступления, разработанный командующим Волховского фронта К.А. Мерецковым и одобренный Ставкой, полностью провалился.

положение на фронте 26 января 1943 года

27-28 янв. 2-я Ударная армия готовилась к наступлению. 53-я сбр передала свой участок 239-й сд. Ее уцелевшие бойцы стали теперь солдатами 18-й сд, уже второй раз за время боев полностью потерявшей личный состав.Шел подвоз боеприпасов, ремонтировались танки.

Черепанов А.И. (1896-1984 г.) ген. лейтенант, командующий 67-ой армии.

 В командование 67-й армией вступил генерал-лейтенант А.И. Черепанов.

Армия продолжила наступление. 67-ю армию успели относительно неплохо обеспечить боеприпасами. Артподготовка теперь могла продолжаться 50 минут, а не 10, как раньше. Только за период с 26 по 28 января армия потеряла более 1300 человек убитыми, почти 5000 ранеными, 100 бойцов и командиров пропали без вести. Значительная часть этих потерь приходилась на 224-ю сд. После целого ряда неудач Волховского фронта представитель Ставки маршал К.Е. Ворошилов направил в Ставку доклад;

«ДОКЛАД представителя Ставки ВГК на Ленинградском и Волховском фронтах К. Е. Ворошилова о ходе прорыва Синявинских позиций противника.

27 января 1943 г. 06 ч 10 мин

Действия войск Волховского фронта против синявинских позиций за 25 л 26 января не привели к положительным результатам. Противник, подбрасывая небольшими группами подкрепления, упорно обороняет Спнявино и прилегающие к нему с юго-запада и юго-востока леса, отбивая наши атаки, главным образом, артиллерийским и минометным огнем. Введенные в дело два дня тому назад из района Рабочий поселок № 6 дополнительно стрелковые соединения и танковая бригада не оказали существенного влияния па ход боя. 26 января провел краткое совещание Военных советов Волховского и Ленинградского фронтов е участием тт. Ворожейскиса н Воробьева, а также с привлечением по артиллерийским вопросам командующих артиллерией обоих фронтов и т. Гавриленко.

После обмена мнений констатировали:

1. Синявинскпе высоты составляют ключевую сильно укрепленную и упорно защищаемую позицию оборонительного рубежа противника. Этот рубеж проходит с запада на восток от Городков № 1 и № 2 через Синявино на Гонтовая Липка.

2.  Без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги. Занимаемая нами территория представляет собой наблюдаемую с Спнявинских высот равнину (торфоразработки), насквозь простреливаемую не только артминомётным, но и пулеметным огнем, в силу чего наши войска не имеют подходящего плацдарма для исходного положения.

Исходя из этого на совещании договорились:

1. В течение 27 и 28 января Волховский фронт готовит прорыв спнявинских позиций, подтягивая для этого две свежие стрелковые дивизии, танковые части и привлекает 550—600 стволов артиллерии и минометов. Расход снарядов и мин планируется до 110 тыс. выстрелов.

2. Атаку синявинских позиций начать с утра 29 января.

3. До 29 января войска, действующие в настоящее время против синявинских позиций частыми атаками и огневыми налетами, продолжают свои боевые действия.

4.  Ленфронт продолжает действовать в южном направлении с целью блокирования Городков № 1 и № 2 и одновременно, усилив свой левый фланг, обеспечивает правый фланг Волховского фронта. 29 января в момент артобработки синявинских позиций морская артиллерия Ленфронта будет подавлять артиллерию противника, действующую против Синявино.

5.  Бомбардировочная и штурмовая авиация обоих фронтов 29 января полностью будет действовать против Синявино.

ЕФРЕМОВ  ЦАМО РФ. Ф. 204. Он. 97. Д.  189. Л. 2S8—289. Подлинник.»

Это была уже третья попытка за январь. Теперь основную задачу по захвату пос. Синявино выполняли 256-я, 18-я и 80-я сд. 80-я сд должна была наступать от Рабочего поселка № 6. Левофланговая группа должна была заняться уничтожением противника в районе рощи «Круглой». 18-ая сд получила пополнение в виде личного состава 12-й лсбр. 80-ая сд  участвовала в боях и к 28 января насчитывала только 1940 бойцов в составе трех стрелковых полков, лыжного батальона и других подразделений. У 67-й армии теперь не было даже формального преимущества перед противником. В наступлении должны были участвовать две стрелковые бригады и одна дивизия.

29-30 янв. Наступление 67-й армии началось в 12 часов дня. 55-я сбр промедлила с атакой. Приданные ей танки 61-й тбр застряли в торфянике. Слева наступали 142-я сбр и 224-й сд . Еще до начала нашей артподготовки противник опять обнаружил сосредоточение наших частей для атаки и его артиллерия заранее открыла огонь. 67-ая армия имела минимальное продвижение и высокие потери — более 2500 человек за день. Замена командующего никакого положительного эффекта не дала. 67-ая армия продолжила бесплодное  наступление и 30 января. Тогда была введена 34-я лсбр, ранее уже побывавшая в боях. Наступление войск 2-й Ударной армии 29 января началось с двухчасовой артиллерийской подготовки. 80-ая сд  захватила рощу «Квадратная» у Рабочего поселка № 6. Немецкие позиции в этой роще прикрывали дорогу   Келколово — Синявино, которая теперь оказалась перерезана.

немецкая трофейная карта событий 30-31 янв. 1943 года.

1-7 февраля. 67-ая армия 98-я тбр (точнее, то, что от нее осталось) была выведена из боя. 1 февраля войска 2-й Ударной армии вновь перешли в наступление. Хотя считается, что операция «Искра» закончилась 31 января, в действительности 2-я Ударная и 67-я армии продолжали свое наступление в течение всего февраля.На подступах к Синявинским высотам находились части 80-й и 364-й сд. Снова понесшую большие потери 18-ю сд вывели из боя. На приведённой ниже немецкой карте отмечено расположение войск противника и направления ударов частей Волховского и Ленинградского фронтов в районе шлиссельбургского коридора на 7-ое февраля 1943 года. Там же отмечена построенная шлиссельбургская железнодорожная ветка Дороги Победы.

Командованию Волховского  и Ленинградского фронтов наконец  стало ясно, что ситуация в борьбе за Синявинские высоты зашла в тупик.

Дивизии 2-й Ударной армии понесли слишком большие потери. Уже была отправлена в тыл 18-я сд. В трех стрелковых полках 80-й сд на 4 февраля было 155 активных штыков. Но 6 и 7 февраля велась подготовка к очередному наступлению. Для нового наступления в состав 2-й Ударной армии была переброшена 73-я мсбр (численностью 4000 человек). комбриг Лященко Н.Г. Бригада была пополнена остатками частей 80-й сд. …. Здесь мы остановимся в формировании мартиролога наших потерь. Ясно, что третье Ладожское сражение было проиграно. Этот день оказался чрезвычайно важным по другой причине. Началось движение поездов по только что построенной временной железнодорожной ветке Ленинград— ст. Петрокрепость— Шлиссельбург — Поляны.

паровозная бригада первого эшелона, прошедшего по Дороге Победы.

Именно 7 февраля ленинградцы встретили первый поезд с «Большой земли». Построенная дорога находилась в 8–10 км от линии фронта, и немецкая артиллерия сразу же начала вести по ней и поездам прицельный огонь, благодаря чему участок железной дороги в шлиссельбургском коридоре  получил название «Коридор смерти».

 Как и кто осуществил этот фантастический по сложности и дерзости проект будет предметом моего дальнейшего рассказа, базирующегося на хорошо иллюстрированной и информативной статье А. Мартьянова «Как строили в 43-ем» Фонтанка.ру 02 02 2017 г.

 

 Дорога Победы.                                                                                                                

В 1942 году была запущена на полную мощность и уже год отработала Дорога Жизни, проложенная большими усилиями, жертвами и затратами по воде и льду Ладожского озера. Главным результатом её работы, по моему мнению, является эвакуация из города более 300 тысяч мирных жителей, а также обеспечение хотя бы минимального уровня снабжения населения и промышленности. Другими словами, Дорога Жизни не позволила городу умереть голодной смертью, как это запланировали фашистские изуверы. Однако общий тоннаж перевозимых грузов оставлял желать лучшего – один железнодорожный эшелон мог заменить тысячу рейсов по Ладожскому льду грузовиков ГАЗ-АА – полуторок или барж речного флота. Требовалась железная дорога между Ленинградом и тыловыми областями СССР. Задача стала теоретически выполнимой после прорыва блокады 18 января 1943 года. Был пробит Шлиссельбургско-Ладожский коридор шириной всего 8 – 12 километров, в этом узком коридоре было принято решение протянуть железнодорожную ветку, не ожидая разгрома Синявинской группировки противника. Это однозначно свидетельствует, что Ставка и руководство города во главе с А. Ждановым очень трезво оценивали обстановку на фронтах и прекрасно понимали, что пока не будет отодвинута от Москвы группировка армий «Центр» обстановка под Ленинградом не изменится. А до этого было ещё весьма далеко. Так оно и оказалось. Все попытки армий выбить противника с Синявинских высот в период с 18 января по 27 февраля 1943 года успеха не принесли (см. выше описание событий). Синявинские высоты господствовали над коридором и позволяли немцам стрелять прицельно– фактически строительство железной дороги должно было вестись на виду у неприятеля. И тем не менее выбора не было, надо было рисковать. Рискнули. Этот проект даже для тех тяжелейших времён выглядел фантастикой – как с инженерной точки зрения, так и по срокам реализации. До противника считаные километры, один из отрезков железной дороги проходил всего в трех километрах от немецких окопов, что обеспечивало постоянный минометный и артиллерийский обстрел. По трассе были три водные преграды: реки Назия и Черная, и  главная – река Нева. Только что являвшаяся полем боя местность кишела огромным количеством неразорвавшихся мин и снарядов. При прокладке трассы саперами было обезврежено более двух тысяч боеприпасов и это в морозы до -40 градусов. С технической точки зрения наиболее сложным участком была переправа через Неву, ею занялись ленинградские метростроевцы.

Зубков И.Г. Начальник Ленметростроя

«Проект Ленинградского метро был создан в 1938 году, до войны велась активная подготовка к строительству, а первую линию планировали открыть к декабрю 1942 года. Помешала война – однако Метрострой, преобразованный в Управление военно-восстановительных работ № 2 (УВВР № 2), продолжал работу в городе, занимаясь ремонтом железнодорожных путей и иными инженерными задачами. Персонал был в основном женский, большинство мужчин ушли на фронт. Руководил строительством трассы Иван Георгиевич Зубков, до войны начальник Метростроя или, по тогдашней номенклатуре, «Строительства № 5 НКПС». (А. Мартьянов)

Военный опыт у Зубкова был достаточный: осенью 1941 года он спроектировал понтонную переправу на Невский пятачок, зимой 1942 года вместе со своими метростроевцами прокладывал узкоколейку по льду Ладожского озера. 12-13 января 1943 года он руководил технической стороной переправы танков Т-34 и КВ на левый берег Невы. Теперь ему предстояло соорудить два моста через Неву: низководный, временный – и капитальный, для движения, как поездов, так и автотранспорта. Он немедленно поднял гидрографические архивы и выбрал место, где глубина реки составляла не более шести с половиной метров, а ширина 1050 метров. Временный низководный мост построили всего за 11 дней – решение было максимально простым и эффективным: полукруглая эстакада с вмороженными в лед опорами, обращенная выпуклой стороной к Ладоге ради большей устойчивости к напору течения.

низководный временный мост

Всего на строительство железной дороги Поляны – Шлиссельбург – Петрокрепость Ставкой было выделено 20 дней, справились за 17 – трасса была готова 5 февраля 1943 года. Были быстро преодолены трудности со строительным материалом для низководного моста (требовалось не менее 4000 кубометров качественных пиломатериалов), но в блокадном Ленинграде их не было. Огромное количество древесины (включая материал от разобранных деревянных зданий) за две блокадные зимы было использовано в качестве топлива для жилых домов, госпиталей и учреждений. Ст. лейтенанту П. И. Мажаре, командиру саперной роты, подчиненной Зубкову, пришла мысль – проинспектировать склады «Ленэкспорта» в Ленинградском порту. И случилось чудо, на складах порта отыскался первоклассный кругляк в количестве, достаточном для возведения сразу двух мостов. Зубков согласовал «реквизицию» со Ждановым и в тот же день начал переправку стройматериалов на Финляндский вокзал, а оттуда к Петрокрепости и Шлиссельбургу.  Параллельно с низководным мостом, по которому 7 февраля 1943 года в Ленинград пришел первый поезд с Большой земли, строился и капитальный мост на комбинированных опорах, свайно-ряжевых – свайных башнях, засыпанные камнем.

стационарный железнодорожно-автомобильный мост у Шлиссельбурга

Вновь выручила необычная находка: во время отступления 1941 года с мостов в западных регионах СССР военными железнодорожниками снимались пролетные строения и по возможности эвакуировались, в том числе в Ленинград. Хранившиеся в окрестностях Балтийского и Варшавского вокзалов металлические пролеты длиной от 19 до 23 метров, спешно перебросили к истоку Невы, что позволило существенно сэкономить на времени строительства. Потери от артиллерийских обстрелов при строительстве и эксплуатации мостов были значительными. Вот неполные данные: 21 февраля 1943 года убито 13 и ранено 35 человек, 27 февраля убито 8 и ранено 14 человек. 3 марта было убито 3 и ранено 4 человека и т. д. до января 1944 года. Немцы делали все возможное, чтобы уничтожить мосты через Неву, поэтому Зубков решил как можно дольше сохранять временный мост. Он отстоял свою точку зрения: во-первых, низководная переправа была более пригодна к ремонту, она выдержала десятки попаданий и восстанавливалась за считаные часы. Например, достаточно взглянуть на следующее донесение Военному совету и НКПС о постоянном мосте:

«С 10.00 25.03.43 велся особенно интенсивный обстрел. Установлено 69 попаданий. Разрушена опора № 14. Две металлические фермы пролетами в 23 метра упали одним концом в воду. Потери строителей убитыми и ранеными 16 человек. Сгорели три вагона. Начальник штаба строительства Еськов».

Отремонтировали этот мост только к 9 апреля 1943 года, поезда же шли через низководную переправу. Уязвимы были не только мосты, возведенные с колоссальным трудом и большими жертвами среди строителей. Если проходящие по суше пути после артиллерийских попаданий можно было сравнительно быстро восстановить (всего за время работы железной дороги  немцы разрушали ее участки около 1200 раз), то уничтожение подвижного состава было неразрешимой проблемой.

«Дневное передвижение эшелонов было невозможно, да и первоначальная пропускная способность трассы не покрывала потребностей города – два или три состава за сутки.  Зубков с коллегами из НКПС изобретают «караванную» систему прохода поездов. С наступлением темноты со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга и Ленинграда направляются эшелоны с интервалом в полчаса, что позволяет за 6 – 7 часов пропустить до дюжины составов. Следующей ночью, наоборот, поезда едут в сторону Большой земли. Когда систему обкатали, интервал между поездами был снижен до пяти минут – уникальное логистическое решение, позволявшее в темное время суток пропускать до двадцати и более эшелонов. Через каждый километр составы встречали «живые семафоры», женщины и девушки, сотрудницы НКПС, регулировавшие движение сигнальными фонарями: работа опаснейшая, поскольку обстрелы были явлением постоянным. Заменяли их через каждые несколько часов, подвозя смену на проходящих поездах.» (А. Мартьянов)

Железнодорожная трасса (Дорога Победы) через «коридор смерти» между Полянами и Шлиссельбургом действовала с 5 февраля 1943 года до 10 марта 1944 года, когда поезда пошли через Мгу, освобожденную от нацистов.                                                             

По Дороге Победы было проведено более 6000 составов. В Ленинград доставлено 4,5 миллиона тонн грузов, включая 630 тысяч тонн продовольствия, 425 тысяч тонн угля, 1,4 миллиона тонн дров. По этой железной дороге перевезено колоссальное количество военной техники и личного состава, что позволило подготовить Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию «Январский гром» (14-30 января 1944 года), в итоге которой блокада Ленинграда была ликвидирована.

Что происходило на Ленинградском и Волховском фронтах, пытавшихся решить задачу расширения шлиссельбургского коридора во время строительства Дороги Победы? Это можно понять из донесения К. Ворошилова представленного ниже:

«ДОНЕСЕНИЕ представителя Ставки ВГК   К. Е. Ворошилова Верховному Главнокомандующему о необходимости приостановить наступление войск  Копия: Военному совету Ленинградского фронта.

1 апреля 1943 г. 22 ч 25 мин

1. Командованием Ленинградского и Волховского фронтов посланы на ваше имя донесения с кратким изложением хода операции ударных группировок 55-й и 8-й армий за период 19—30 марта 1943 г. и своими предложениями.

2.  По существу оба фронта предлагают временно приостановить выполнение вашей директивы от 7 марта с.г. и разрешить им выполнение частных задач с целью улучшения тактической обстановки наших войск.

3.  Мое мнение. Ленинградский фронт:…..

….ж) месяца, разумеется, недостаточно, чтобы обучить войска и особенно комсостав хорошо драться в лесу, но этого времени вполне хватит, чтобы дивизии сколотить и провести десяток» разных войсковых учений в лесу, что обязательно даст свои положительные результаты.

Прошу ваших указаний.      ЕФРЕМОВ ЦАМО РФ. Ф. 204. Oil 97. Д. 172. Л. 5658. Подлинник».                                                 

Текст донесения, очень многословный, не приводится мною для экономии места, т. к. не содержит ничего нового. Здесь главные слова «Прошу Ваших указаний», вся остальная писанина, это беспомощные оправдания. Реакцию Сталина можно было легко предсказать:

«ДИРЕКТИВА Ставки ВГК 30094   представителю Ставки [1] Копия: командующим войсками Ленинградского и Волховского фронтов

18 апреля 1943 г. 02 ч 30 мин

Ставка Верховного Главнокомандования возлагает на вас (1) координацию боевых действий Ленинградского и Волховского фронтов и помощь названным фронтам в организации прочной обороны, особенно на участке 2-й ударной армии, обороняющей коридор, и на стыке Ленинградского и Волховского фронтов. Особое внимание обратить на боевую готовность Волховского фронта и [его] взаимодействие с Ленинградским фронтом.

Ставка Верховного Главнокомандования  И. СТАЛИН Г. ЖУКОВ ЦАМО РФ. Ф   148а. Он. 3763. Д.  139. Л.  182. Подлинник   1.        С. К. Тимошенко»

Карьера К. Ворошилова, как представителя Ставки на Ленинградском и Волховском фронтах, на этом была навсегда закончена. Однако дружбы Сталина он не лишился, следует обратить внимание, как в директиве 30094 обозначен вновь назначенный представитель Ставки маршал Тимошенко! Сталин щадил чувства своего дорогого друга и соратника.

Одним из итогов проделанной работы является осознание мною того факта, что 900-дневная блокада Ленинрада была не однородным событием. Здесь можно чётко выделить три почти соизмеримых по времени этапа:

1.Страшный трагический и тёмный  этап с сентября 1941 года по июнь 1942 года. Здесь полное отсутствие материально-технического снабжения многомиллионного города, его полная изоляция от страны. Именно этот период отмечен громадным количеством голодных смертей в квартирах, в подъездах, на улицах, на предприятиях. Разгул отчаяния и преступности, вплоть до каннибализма, работа в городе вражеских агентов, пораженцев и власовцев, с которыми не хватало сил бороться. Самолётами из Москвы могла снабжаться только властная партийная и военная верхушки. Это честно описала в своих воспоминаниях блокадная поэтесса О. Бергольц. Есть масса и других свидетельств современников: А. Ахматова

«Птицы смерти в зените стоят…

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

1941 г.» которые, тем не менее, ещё не раскрыли всей правды об этом страшном периоде жизни города.
С организованными преступными группировками, возникшими тогда, пришлось иметь дело вплоть до 1950-ого года.

2. Тяжёлый этап блокады с лета 1942 года по февраль 1943 года. Положение города улучшилось в связи с вводом в эксплуатацию Дороги Жизни. Увеличены выдачи продуктов по карточкам, уничтожили бандитов, подстрекателей, гнёзда фашистских агентов, физически и морально почистили город. Появилась работа, с ней рабочие карточки в семьях. Часть жителей была эвакуирована, что уменьшило нагрузку на систему снабжения. Однако жизнь в городе оставалась ещё очень тяжёлой и голодной, т. к. оставалось масса нерешаемых проблем.

3. Заключительный, оптимистический этап с марта 1943 года по март 1944 года. Главными событиями были прорыв блокады Ленинграда и строительство Дороги Победы. Началось близкое к нормальному (по нормам военного времени) материально-техническое снабжение Ленинграда. Появилось топливо, значит заработали предприятия не только военной промышленности, началось восстановление важных разрушенных объектов, пошел трамвай и общественный транспорт. Короче, «жить стало лучше, жить стало веселее». Конечно, влияние не ликвидированной блокады города сохранялось. Сообщение с «Большой землёй» было лимитировано, артиллерийские обстрелы города не только продолжались, но увеличились. Нацисты чувствовали своё скорое поражение и пытались взять реванш. И тогда и в наше время кое-кто утверждает, что вермахт не был преступной организацией, ибо он выполнял приказы. НЕТ, Ленинград блокировали настоящие преступники! К сожалению, они избежали наказания, спокойно дожили свой век, написав массу воспоминаний, как они сотнями жгли советские Т-34-ки, планомерно отступали, уничтожая наших солдат и всё вокруг, получали из рук фюрера рыцарские железные кресты с дубовыми листьями и бриллиантом. Долго после войны в «демилитаризованной» Германии проходили сборища ветеранов различных дивизий и армий, так и не наказанных за свои преступления на территории России.

«ДИРЕКТИВА № 0042/Оп  командующего войсками Ленинградского фронт командующему Краснознаменным Балтийским флотом

22 августа 1943 г.

1. Плановое уничтожение батарей противника в районе Стрсльна, Палколово, Разбсгай, Знаменка, а также уничтожение ж.д. транспортеров на участках Красногвардейск — Александровская, Антропшино, ст. Александровская, ст. Ново—Лисино — Рындслсво, Мга — раз. Горы возложить на Военный совет КБФ.

2. Основная задача. Заставить батареи противника прекратить обстрел города Ленинград и не позднее 20.9.43….

….6. Обратить особое внимание на непрерывность разведки и наблюдения за батареями противника.

7. Не допускать огневых налетов без предварительных надежных контролей корректировщиком (пристрелка) с обязательным контролем самих огневых налетов и фотографированием результата каждого надежного подавления.

8. Обеспечить с помощью корректировщиков наведение на цель штурмовой и бомбардировочной авиации.

Командующий войсками Ленинградского фронта                 генерал-полковник ГОВОРОВ

Член Военного совета фронта                                         генерал-лейтенант А. ЖДАНОВ

Начальник штаба фронта                                                 генерал-лейтенант ГУСЕВ

ЦАМО РФ. Ф. 217. Он 1221. Д. 2187. Л 98. Подлинник

Заключение.

Я заканчиваю своё исследование с чувством некоторого  удовлетворения. Я понял причины стыдливых умалчиваний, соединённых с урапатриотической риторикой сначала советской, а затем и современной пропаганды. Наши пропагандисты привыкли пользоваться терминологией типа: «дивизия генерала П.  мощным ударом отбросила противника с занимаемых им рубежей, на плечах в панике бегущего врага ворвалась в город Н., и к …часу красный флаг был водружён на здании бывшего горсовета. Уничтожено ….вражеских солдат, взято в плен… и т. д.» Применительно к боям второго этапа операции «Искра» такая риторика абсолютно не годится! Считать собственные потери, отдавать должное военному мастерству противника мы не привыкли ни тогда, ни даже сейчас, спустя много лет. Традиции лежат глубоко. Вспомним, как в декабре 1941 года Сталин в разговоре с Ворошиловым и Ждановым советовал им (передаю своими словами): «соберите, мол, две тысячи смелых людей, создайте крепкий кулак, молодецким уларом прорвите укрепления врага и соединитесь с Волховским фронтом. Затем уничтожайте врага и гоните его из станции Мга. Снимайте блокаду Ленинграда!». Вплоть до середины 1943 года он пребывал под этим настроем. Робкие попытки Ворошилова растолковать суть проблемы, стоили ему должности представителя Ставки при Ленинградском и Волховском фронтах. Эта установка, базирующаяся на опыте гражданской войны, очень дорого обошлась нашей армии. Война была уже другая, как правильно сформулировал в своей книге В. Мосунов « немцы воевала техникой, а наше командование, живой силой.» После войны специалисты разобрались с фактами военных действий в разных местах, но риторика пропаганды не изменилась, а была , наоборот, многократно усилена. В этих условиях операция по прорыву блокады Ленинграда 18 января 1943 года надёжно ушла в тень другой операции 28 января 1944 года: по ликвидации блокады Ленинграда. Здесь на законном основании били барабаны, гудели трубы, звенели литавры. Но как быть с десятками (сотнями) тысяч погибших и искалеченных наших солдат, штурмовавших Синявинские высоты?  Войнам, ликвидировавшим блокаду, недавно в Гатчинском районе открыт грандиозный памятник. Это очень хорошо, это правильно. НО разве синявинские дивизии, их солдаты, их генералы не заслужили достойный памятник своему героизму?

В этом ключе имеет смысл разобраться, что мы имеем на сегодняшний день в части памятных объектов прорыва блокады, воздвигнутых государством?

 

1. На Синявинских высотах размещено большое мемориальное воинское кладбище, созданное вначале частными лицами, ветеранами войны. К 70-летию ВОВ оно было капитально благоустроено: появились красивые аллеи, гранитные монументы от городов, областей, республик, комплектовавших дивизии и полки. Поисковые отряды находят всё новые останки бойцов и производится их захоронение.

 

2. На месте Рабочего посёлка No5 установлена небольшая пирамидальная стела с надписью: «На этом месте 18 января 1943 года соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов. Блокада была прорвана.»

 

3. На левой береговой опоре Ладожского моста установлена табличка в память высадки 12 января 1943 года бойцов 136 сд.

 

4. На левом и правом берегах Невы в местах входа и выхода шлиссельбургского моста установлены памятные знаки.

 

5. В посёлке им. Морозова на правом берегу Невы открыт небольшой музей блокадной железной дороги и установлен паровоз тех времён.

 

6. В 2018 году у Ладожского моста на левом берегу Невы открыт большой сложных архитектурных форм  музей «Прорыв блокады Ленинграда», где впервые на Стене Почёта появились фамилии Н.П. Симоняка и ещё одиннадцати Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги при прорыве блокады. Там выставлены подлинные материалы и экспонаты, свидетельства очевидцев. Большая площадка рядом с музеем заполнена образцами военной техники тех лет, поднятыми со дна Невы и отреставрированными под руководством музейщиков.

 

7.. В начале  2017-го (!?) имя И.Г.Зубкова присвоено улице, соединяющей дорогу на Турухтанные острова и Кронштадтскую улицу в Санкт Петербурге.

 

8. Имя Н. П. Симоняка носят улицы в Санкт-Петербурге, Выборге. В Петербурге улица генерала  Симоняка́ проходит от проспекта Ветеранов до проспекта Народного Ополчения.

 

В количественном плане вроде много сделано для обеспечения памяти наших солдат, осуществивших прорыв блокады Ленинграда. НО это только на первый поверхностный взгляд. Все памятные объекты разбросаны на большой территории и между ними нет никакой транспортной связи. Все объекты (кроме музея Прорыв ) малобюджетные. При всей необходимости и полезности этих объектов нет общего впечатления, нет места для  поминовения  погибших и пострадавших участников событий 12-ого-31-ого января 1943 года. Нет понимания того, что каждому погибшему здесь соответствует выживший житель блокадного Ленинграда, т.е. боец погибал за то, чтобы в блокадном Ленинграде выжил другой человек (в частности так обстояло и со мной). Поэтому пепел, останки этих бойцов «стучат в моё сердце» и заставляют меня пытаться напомнить о них, чтобы воздать им заслуженные почести посмертно. Наше поколение (ветеранов ВОВ) носит память о тех событиях в своей душе. Постоянно и всегда. Но чрезвычайно важно новым подрастающим поколениям, выросшим в тиши уютных квартир при игровых компьютерах, заменивших им все школьные базисные знания, напомнить об этих событиях. Память и головы этих геймеров пусты и легко наполняются суррогатами, производимыми опытными манипуляторами, демагогами и провокаторами  (Понасенков, Гозман, Навальный и лругие власовцы). Для просвещения этих неофитов, склонных к нигилизму, важно предметно, профессионально, наглядно, средствами высокого искусства увековечить память о наших погибших и искалеченных солдатах. Здесь не может иметь место грошовая экономия, Человек, входящий в часовню памяти, пантеон, территорию воинского кладбища, должен получать бессрочную прививку от  космополитизма и пофигизма в отношении своей страны — России.

 

В этом причина, цель и смысл моей работы над этим материалом.

Моим читателям: 1. Большое спасибо вам за интерес к данной работе. 2. Рекомендую вам обязательно прочитать все четыре части работы, так как каждая из них открывает определённые нюансы истории обороны Ленинграда.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 5434


Добавить комментарий