Командировка в США. Май 2003

 

Письмо шестьдесят восьмое.
О путешествии на север восточного побережья США

Часть I: знакомство с Бостоном (Елена)

В конце мая выдались праздники, и мы решили поехать на север в штат Мэн через Бостон. Небо, надо сказать, было хмуро, и стало ясно, что поход предстоит трудный с риском провала тщательно составленной программы. Нам посоветовали ехать не по известной всем магистрали (95-ая дорога тянется с севера на юг через всю страну, и по ней мы ехали во Флориду), а по параллельной дороге, двухрядке (Merrit Parkway). Дорога, очень красивая (осенью, наверное, просто сказочная), идет через предгорья, и виды открываются, что называется, будьте любезны. До Бостона мы доехали с остановками часов за 5 (можно и быстрее), но проплутали в самом городе, разыскивая место обитания Веры, моей бывшей сослуживицы по Москве.

Плутание по Бостон

Захватив Веру в центре, поехали располагаться на ночлег в их двухэтажной квартире в кондоминиуме (по-нашему кооперативе), расположенном у одного из причалов города. Внизу на первом этаже две небольшие спальни и две ванные, на втором – кухня, столовая, маленькая гостиная с камином и с великолепным видом на воду с болтающимися на приколе яхтами.

Лена со своей бывшей сослуживицей в ее бостонской квартире

Проболтав с дороги до 3 ночи, утром поплыли на городском катере с правого края бухты в центр города, где сели в экскурсионный троллейбусик. Бостон отличается от городов, что мы видели раньше, европейской архитектурой, в нем сохранились целые улицы старинных домов в викторианском стиле.

Остатки викторианской архитектуры

Финансовый центр города похож небоскребами на все остальные финансовые центры, тем более что центр города власти в свое время скупили и разрушили там практически все здания, за исключением старого здания городского совета, ныне единственного здания в США с символикой британской монархии (лев и единорог) на фасаде.

В Бостоне, собственно, и началась история США после знаменитого «бостонского чаепития» в 1773 году, когда местные торговцы выбросили в воду с корабля Ост-индской компании груз с чаем.

«Бостонское чаепитие»

Напомню, что метрополия (Британия) облагала свои американские колонии импортными пошлинами без спросу. Поясню, что колонии не имели представителей в британском парламенте, хотя население сплошь было белым, в основном англосаксонским, а не туземным, как в других колониях. Метрополия с налогами пережала, что не нравилось даже самим британским торговцам, поскольку задолжавшие им американские колонии нищали. Колонисты в ответ бойкотировали британские товары, и налоговый пресс метрополия ослабила. Однако разорявшейся Ост-индской компании Лондон по существу предоставил монополию на поставки чая в Америку, что в свою очередь разоряло американских купцов и посредников.

Переодевшись краснокожими, радикально настроенные патриоты (Америки) захватили «Дартмут» – корабль компании и сбросили чай в море-окиян. Кораблик сей сиротливо стоит в ржавом доке в центре бухты (посетителей на него не пускают, оправдывая предстоящей реставрацией). Против бостонцев британское правительство начало репрессии: закрыло гавань для торговых кораблей до возмещения ущерба за потопленный чай (что грозило голодом), заменило выборность высших должностных лиц колонии Массачусетс их назначением короной. Более того, на все североамериканские колонии был распространен закон о расквартировании войск, который обязывал любого домовладельца впускать на постой солдат, постучавших в дверь. Таким манером правительство надеялось изолировать Массачусетс и навести порядок в остальных колониях, но добилось обратного результата: поднялся народ по всем ранее разобщенным и соперничавшим друг с другом колониям, собрались делегаты в Филадельфии на I Континентальный конгресс и приняли Декларацию прав. И пошло.

В апреле 1775 года состоялась первая битва Войны за независимость под Бостоном при Лексингтоне на западе от города (там мы остановились на обратном пути из штата Мэн), а в мае – битва у Bunkers Hill (Банкерсхилл) на правой стороне бухты. Последняя битва была по последствиям для англичан похожа на Бородинскую для французов, или пиррову. Как сказал командующий англичан генерал Гейдж, «еще одна такая победа и нам некого будет отправить назад на родину сообщить о победе» – холм англичане захватили, но положили слишком много солдат.

Помимо кораблика и холма, вернее, главной достопримечательностью Бостона американцы считают корабль «Конституция» (“Constitution”), пришвартованный, можно сказать, у Веры под окнами.

Корабль «Конституция»

Этот парусник – самый старый корабль в мире, состоящий на военной службе (спустили на воду в 1797 году). После Войны за независимость американцам надо было создавать свой флот, поскольку услугами британского пользоваться уже не могли. Вместо потребных 11 кораблей построили 6, поскольку конгресс, издав гордый билль о создании ВМФ США, отказал в финансировании остальных. Боевые корабли предназначались, прежде всего, для борьбы с пиратами Средиземноморья, а именно с пиратами Марокко, Алжира, Туниса и Триполи, которые облагали суда данью, а в случае неспособности выплатить дань продавали команду и пассажиров в рабство.

США договорились с Алжиром о мире за выкуп в 1 млн. долл., что не понравилось паше Триполи: он обиделся, что получил меньше, и объявил войну США. «Конститьюшн» участвовала в блокаде Триполи, а затем капитан корабля продиктовал условия мира и бею Туниса. Однако самую большую славу принесло кораблю участие в победе над британским флотом, еще свеженьким после победы при Трафальгаре (1805 год – если помните Нельсона и леди Гамильтон), в войне с англичанами 1812 года. Эта война началась из-за того, что США попали между жерновами торговых блокад, взаимно объявленных Наполеоном и Британией, что на корню губило экспорт-импорт США.

Корабль после терактов 11 сентября 2001 года берегут, как зеницу ока, обыскивают туриста до дури. Запрещают проносить режущие и колющие предметы, предлагая на выбор три варианта: отнести в машину (у туриста-то?, в основном прибывающего группами на троллейбусиках), отдать другу (сначала жди, пока наберется группа в 80 человек, чтобы пройти с первой группой, а потом жди, пока наберется еще 80 человек, чтобы пройти со второй группой, передавая запрещенные предметы по эстафете) или вручить охранникам, чтобы больше уже не получить обратно никогда. Разумеется, Саша, у которого оказался при себе подаренный швейцарский нож, не почтил своим вниманием сию «Аврору». Я же пошла, но экскурсия построена как развлекаловка для детей с рассказом о тяжелом моряцком быте: помыв тела раз в месяц, опреснение солонины в менее соленой морской воде и т.д. (см. Броненосец Потемкин). Схватив брошюрку с послужным списком корабля, вразвалочку сошла на берег.

Далее нас повезли снова в центр. Экскурсовод, он же водитель, осведомился, откуда пассажиры. Одна пара – англичане (стало быть, рассказ о Войне за независимость надо вести корректно), вторая пара – мы. Экскурсовод спросил, правда ли, что в Москве милиционеры зимой сбивают сосульки с крыш, чтобы они не разбивали головы людям? Я ответила, что милиционеры сосульки не сбивают, потому что it’s O.K.

Экскурсовод поведал, что Белл, изобретатель телефона, понимал, что ему расходы на внедрение не потянуть, и хотел продать за 125 тысяч долларов свой патент главе местного отделения Western Union, но тот отказался. Впрочем, по тем временам деньги были весьма немалые, как сейчас, наверное, 125 миллионов.

Сойдя с троллейбусика, пообедали ухой из моллюсков (clam chowder) и отправились в Гарвардский университет на машине, чтобы затем проехаться по городу с крышей над головой, поскольку погода грозила проливным дождем. Гарвард – типичный для США университетский городок из красного кирпича с учебными зданиями и викторианскими домиками а ля «Белоснежка и семь гномов» для профессуры.

Устричная едальня в Бостоне

В ожидании clam chowder

Мы сфотографировались у скульптуры Джона Гарварда, левый башмак которого натерт до блеска жаждущими успехов в учебе студентами (если к ногам Гарибальди студенты кидают монеты, то Гарварду полируют башмак – один).

Гарвард

У памятника Джону Гарварду

Лена-путешественница

Письмо шестьдесят девятое.
О путешествии на север восточного побережья США.
Часть II: как смотреть китов и есть лобстеров

(Елена)

К середине следующего дня мы доехали до места своей следующей стоянки – Bar Harbor, что в штате Мэн, недалеко от канадской границы, до которой отсюда легче доплыть, чем добежать (до Nova Scotia 3 часа на пароме). Природа похожа на нашу с березками (под Нью-Йорком березы не растут), озерами, очень похожа на Селигер и Белое море.

На севере Восточного побережья

Саша принял стратегически правильное решение – поесть омаров в первом же заведении, где их подают в натуральном виде без изысков, чтобы успеть проголодаться к ужину и съесть еще. Ведь ушлые рестораторы потчуют так называемым «омаром на ужин» (lobster dinner), или омаром под кетчупом, с картошкой и салатом, взвинчивая цены вдвое (до 15 долларов за фунт – 450 гр.) и, как правило, подавая лишь хвост омара – кусок-то большой и цельный, возиться не надо, но мясо довольно жесткое.

Первое же заведение оказалось сельпо – деревенским магазином вкупе с почтой, где продавалось на букву «ф» – все: от прокладок и печенья до иголок и пива. Хозяин, неторопливый добрый детина, выбрал нам самых больших омаров (по 6 долларов за фунт), а к ним наварил еще 3 фунта моллюсков и принес растопленного масла и лимон, а также разрешил пить пиво, хотя и предупредил, что лицензии на распитие спиртных напитков у него нет. Моллюсков и кусочки омара поливают соком лимона, опускают в растопленное масло, а затем – в рот и запивают все это холодным пивом. Двух омаров (по одному на каждого) и 3 фунта моллюсков мы ели больше часа. Они очень сытные (плюс масло), так что наелись до отвала.

Лобстеры без изысков –
топленое масло, лимон и супчик из моллюсков

Затем поехали на разведку в гавань – наша основная задача, помимо омаров, заключалась в том, чтобы посмотреть китов. В гавани выяснили, что киты по причине холодной погоды тусуются пока южнее, а вот посмотреть тюленей и ловлю лобстеров (омаров) можно. Добрались до своего мотеля, опрокинули по рюмочке и спать.

Утром на катере под мелким дождем и при +9 по Цельсию поплыли смотреть ловлю омаров: ловушки похожи по принципу действия на раколовки. Омары заползают за приманкой в клетку в отделение «кухня», из которой переползают в отделение «гостиная». В «гостиной» на случай утраты клетки (если ее невозможно вытащить из воды) есть дверца, крепления которой растворяются через три месяца в соленой воде, чтобы омары могли выползти и не погибли (раньше гибли десятками тысяч).

Лобстероловка

Морской огурец выпускает струю воды

В клетку заползают морские звезды, крабы, морские огурцы. Помните, в Чайна-таун мне предложили отказаться от блюда из морского огурца? Так это по цвету и форме – черный мяч для регби с дырочкой в боку, из которой он пускает струю воды.

Рыбак должен получить лицензию на ловлю омаров. Сейчас все распроданы, так что желающие ждут в порядке общей очереди. У каждого рыбака клетки отмечены поплавками с индивидуальной расцветкой, чтобы потом никто не оправдывался, что «он не знал» или ошибся. Рыбак держит клеток стоимостью по 30-50 долларов до 800 штук. Обязан проверять клетки раз в 2-3 дня. В сезон (летом) каждый вылавливает в день по 500-1000 фунтов лобстеров, сдавая перекупщикам или прямо в рестораны по 3-4 доллара за фунт (в Нью-Йоркских ресторанах цена за фунт поднимается выше 20 дол.) уже с надетыми на клешни резинками, чтобы не попортили шкурки друг друга и не поломали самое вкусное – свои клешни. Сейчас в начале сезона самые дешевые маленькие омары (чуть больше фунта) в придорожных заведениях стоят по 6-7 долларов за фунт. Крупные стоят дороже.

Ловитесь, лобстеры, большие и маленькие (но не очень)

Тюлени на лежбище тоже были хороши, но описывать сложно: см. фото.

Тюлени на переднем плане сливаются с камнями

С катера прямиком отправились искать заведение с омарами без dinner. В придорожной харчевне с простыми деревянными столами и лавками их варили на улице в чанах, установленных в печках, что топят дровами (см.фото).

Так устроены печки-котлы в которых варят омаров,
прикрывают деревянными крышками

Подавали лобстеров вместе с теми же моллюсками и с супчиком из омаров на молоке (lobster bisque – рецепт сложный, суп выдерживают ночь, есть и другие тонкости, вроде добавления шерри или брэнди). Хозяйка рекомендовала посетителям приносить с собой и распивать спиртные напитки, т.к. лицензии у нее тоже не было. Саша сгонял за пивом, и мы получили исключительное удовольствие от супчика, но омары, нам-знатокам, показались не такими нежными, как в первый раз.

Лобстеры крупноваты — граждане, берите весом не более 1-1,5 фунта

После обеда мы поехали в заповедник Парк Акадия (Acadia Park) на гору Кадиллак (Cadillak). Уши закладывало, но нам не повезло с видами: шел дождь и валил густыми клубами туман.

На горе Кадиллак

Доехав до вершины, зашли в сувенирную лавку, в которой и ознакомились с рецептом омарового супчика, который сейчас воспроизвести не берусь (надо справиться в Интернете). Поскольку на следующий день нам предстоял отъезд, а хотелось поделиться желудочными впечатлениями с друзьями в Нью-Йорке, то поехали искать пенопластовую коробку, в которую туристы укладывают на лед омаров и везут домой. Отыскав коробку, мы, гордые собой, начали искать место для ужина, но в этом захолустье все заведения закрываются в 8 вечера (тем более сезон по существу еще не открылся из-за поганой погоды). Проехав миль 30, пристроились в китайском ресторане (китайцы, в отличие от американцев, вечером работали).

Утром позавтракали омаровым супчиком, а потом заехали за льдом, держась в машине на честном слове, поскольку Саша решил поставить рекорд пробега на одной заправке (а ставить рекорды при наличии канистры он считал непорядочным), добившись результата весьма приличного – 456 миль (против обычных городских 270 миль). В сельпо, где мы ели омаров впервые, закупили 7 штук по числу хозяев и гостей, которым мы тут же начали названивать с приглашением к нам на завтра на ужин в Нью-Йорке. Рецепт же мужичка оказался прост: он варит омаров не в соленой воде, а в пресной, считая, что свою соль омары отдадут сами, а подает к ним не простое, а соленое масло, добавляя в него немного сладкого на вкус бульона от моллюсков. В этом заведении омары оказались самыми вкусными, но в любом случае, если доведется, рекомендуем есть омаров в простых харчевнях – определенно вкуснее.

Заложив омаров в коробку со льдом, поехали на юг в сторону Бостона к месту следующей остановки: мысу Кейп Энн (Cape Ann), городу Глостер (Gloucester), где на следующий день предполагали смотреть китов в океане.

Присмотрев катер, ужинали в единственной открытой в 9 вечера таверне, где я заказала себе устриц по-рокфеллеровски: на половинке раковины устрицы запечены с сыром, шпинатом и беконом, а Саша взял традиционные креветки.

Ночевали в Лексингтоне в гостинице “Battle Green Inn”, название которой напоминало о битве Войны за независимость 1775 года. Номера выдержаны в стиле тех лет, но с современными ванными, куда мы и затащили омаров, которые в тепле зашебуршились и щипали пенопластовую коробку, не давая Саше заснуть. Закинув в омаров нового льда, помчались спозаранку в 7.30 в Глостер на катер смотреть китов. Катер долго мотался по океану в поисках китов, часа три – если киты не попались бы, то хозяевам катера пришлось бы возвращать публике деньги или пускать бесплатно с теми же билетами в следующий раз. Как пояснил экскурсовод, мы имели счастье узреть китов четырёх видов, что редко бывает даже в сезон. Узрели мы немного: киты выпускали фонтаны пара, смешанного с каплями воды, из моря показывали только спины, что жаль, так как в сезон они выпрыгивают из воды полностью.

Рыба-кит показала спину

Киты на зиму уплывают в более теплые моря выводить детенышей, где для них практически нет корма (худеют на треть), но тепло детенышам, у которых при рождении нет жира, чтобы защитить от холода. Летом киты поднимаются на север подхарчиться.

На катере продрогли, промокли под дождем, фото получились неважные, да и половина публики страдала морской болезнью, с которой страна с самой передовой технологией не может сладить: хоть бы предупредили при покупке билетов, чтобы туристы ели перед морской прогулкой мало, хоть бы раздали пакетики или продавали таблетки от качки: нет, капитан самолично ходил со шваброй, драил палубу и прочие места. Запах стоял непереносимый. Наши омары сидели все это время в своей коробке в багажнике машины на парковке.

Коробчонка с омарами

На причале мы согрелись, заказав lobster bisque. На горячее Саша заказал рыбу-меч (по вкусу похожа на осетрину), а я – тех же устриц, но вкус их был отнюдь не тем, что «вчера и по 3 рубля».

Далее наш путь лежал домой сквозь жуткий ливень, молоком заливавший стекло, но по дороге мы все же заскочили в пару мест разузнать перспективы двухдневной поездки за омарами, куда-нибудь недалеко от Нью-Йорка (омары водятся к северу от Бостона, куда не доходит теплый Гольфстрим). Свернув с напрочь забитой 95-ой на 15-ую (по которой мы ехали из Нью-Йорка в Бостон), Саша помчался со скоростью 80 миль в час по двухрядке в потоке со всеми остальными (предельная скорость на шоссе – 65 миль в час), но поток шел дружно, ровно, дисциплинированно и мы к 8.30 вечера прибыли домой, где нас никто не ждал, не поверив, что после 5-ти часов в море на катере под холодным дождем, а потом 5-ти часов дороги из Бостона в Нью-Йорк, мы пожелаем собрать народ.

Омары-лобстеры доехали до Нью-Йорка

Хотя, хитрецы-гости, вино и соленое масло все же закупили. Собрав с миру по нитке 3 большие кастрюли, под вопли лиц, экологически чувствительных к страданиям живьем кипящих омаров, уселись за стол, который с 7-ью большими красными омарами получился очень живописным. Таков был итог 1272 миль пробега за 6 дней.

Гости все же собрались

Раки тоже вкусные, не хуже (к тому же «сегодня и по 3 рубля», а не доллара), просто омары большие. Так что не горюйте, кулинарных изысков нам отпал кусочек, а теперь вернемся к нашим баранам (баранина из Австралии или Новой Зеландии, без гормонов и прочей дряни, которой здесь кормят птицу и говядину со свининой).

Еленита Селигер-Мэн

В начало

Далее

Автор: Ананьев Александр | слов 2954


Добавить комментарий