Блокада Ленинграда. Зима.1941-1942. ВАД 101

«УКАЗАНИЕ Верховного Главнокомандующего № 002204 Военному совету Ленинградского фронта

21 сентября 1941 г. 04 ч 10 мин

Говорят, что немецкие мерзавцы, идя на Ленинград, посылают вперед своих войск делегатов от занятых ими районов — стариков, старух, женщин и детейс просьбой к большевикам сдать Ленинград и установить мир. Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам.  Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожить в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов.

Мой совет: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных или невольных, по зубам. Война неумолима, и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявил слабость и допустил колебания. Если кто-либо в наших рядах допустит колебания, тот будет основным виновником падения Ленинграда.

Бейте вовсю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были, косите врагов, все равно, являются ли они вольными или невольными врагами. Никакой пощады ни немецким мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были.

Просьба довести до сведения командиров и комиссаров дивизий и полков, а также до Военного совета Балтфлота и командиров и комиссаров кораблей.

И. СТАЛИН

ЦАМО РФ. Ф. 148а. On. 3763. Д. 93. Л. 38. Подлинник.»(1)

-7-8 сентября финские войска вышли к реке Свирь близ Лодейного Поля, перерезав Кировскую ж/д и Волго-Балтийский путь. С этого момента свирские пристани утратили своё стратегическое значение, кроме того, исчезла возможность пополнять ладожский флот со стороны Онежского озера. Первые суда из Гостинополья вышли на Ленинград 14 сентября 1941 г. Весь остаток навигации 1941 г. сюда поступали  все наземные грузы для блокированного города, а Осиновец стал единственными приёмным пунктом для них. Загруженные на Волхове речные баржи цепляли к речным пароходам, и вели через шлюзы Волховской ГЭС до Новой Ладоги, где перегружали в озёрные баржи и озёрными буксирами вели ещё 115 км. по озеру к причалам Осиновца. Быстро обнаружилась острая нехватка судов большой вместимости и прочности для плавания в Ладожском озере. Летом 1941 г.  СЗРП понёс большие потери. «Свыше 150 пароходов и теплоходов и 350 барж эвакуировали вглубь страны, 390 барж с буксирами передали армии и флоту, 65 барж остались в Ленинграде, 52 самоходных судна и 146 барж погибли в результате военных действий либо остались на оккупированной территории. В итоге к началу транспортировки грузов в Осиновец на Ладоге и р. Волхов действовало всего: 5 озёрных буксиров,72 речных буксира29 озёрных несамоходных барж и около 100 речных несамоходных барж.» (2)  С целью увеличить численность флотилии, по указанию нач. тыла Красной Армии генерала А.В.Хрулёва в Волховстрое развернулось строительство больших деревянных озёрных барж, к которому привлекли 4 рабочих батальона в 1000 чел. каждый. Работы шли достаточно успешно, однако прорвавшиеся в ноябре в Тихвин немцы перерезали единственную железную дорогу, ведущую к Волховстрою, и подвозить грузы стало невозможно. Хотели строить деревянные баржи и в бухте Морье близ Осиновца, но из-за масштабов подготовительных работ (постройки верфи, стапелей, мастерских) осуществить это не удалось.

«В период с 12 по 18 сентября 1941 г. близ причалов Осиновца затонули 12 барж (грузы с них по возможности поднимали водолазы ЭПРОН КБФ).  К началу октября 1941 г. затонули 27 судов, в числе которых 4 речных и 1 озёрный буксир. Большинство барж погибли близ Осиновца, когда бушевали штормы, доходившие до 8 баллов, и у Новой Ладоги из-за бомбардировок. В озере их погибло меньше — 7, на которых находились 1800 т. продовольствия и 1000 т. боеприпасов (в их числе трагедия 17.09.41 г., когда баржа № 725 затонула с 1000 чел. на борту).»(2) Спустя две недели водных перевозок по Ладоге (к октябрю) в эксплуатации СЗРП осталось 9 озёрных и 13 ветхих речных барж. Чтобы исправить положение, с 16 по 26 октября речники на спешно организованном в Сясьстрое ремонтном пункте подлатали и выпустили в плавание ещё 9 речных барж. В первом же рейсе в Осиновец 4 из них погибли от шторма и бомбардировок.

«Также в Новую Ладогу из Свирицы привели три плавучих дока для оперативного судоремонта. В условиях нехватки рабочих рук, инструментов и даже гвоздей ремонтники смогли восстановить в них за осень 1941 года 31 баржу. Причём некоторые из них ЭПРОН КБФ снял с камней в Осиновце и привёл в Новую Ладогу в полузатопленном состоянии. В конце навигации (в ноябре) из более чем полусотни барж в строю осталось лишь 7. Но, не смотря на почти полную гибель грузового гражданского флота Ладоги, потери в поставках грузов Ленинграду составили лишь 10 %. Объёмы грузопассажирских перевозок по маршруту Осиновец – Гостинополье и обратно за период с 12 сентября по 1 декабря 1941 г. выражены в следующей таблице:

 

Резкое сокращение грузооборота в ноябре 1941 г. было вызвано не только немецким прорывом в сторону Тихвина (город был захвачен 8 ноября), но и аномальными морозами.     5 ноября судоходство по Волхову было прекращено, а 10 ноября мороз достиг 17 градусов, и ледостав остановил движение по Ладоге (лишь корабли ЛВФ смогли перевезти ещё 1200 тонн груза).  Трасса Гостинополье — Осиновец в навигацию 1941 г. действовала 52 дня. 

В послевоенной литературе её назовут Большая трасса Дороги Жизни».(2)

На стыке осеннего и зимнего сезонов 1941 года возникла очень неприятная пауза длительностью около двух-трёх недель, когда шторма резко усилились, открытая вода исчезла, а прочный лёд не установился. Снабжение городского и военного аппаратов в это время осуществлялось только авиацией в соответствии с:

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ(м) Государственного Комитета Обороны № 871 сс о выделении авиации для доставки грузов в г. Ленинград

9 ноября 1941 г.

1. Обязать ГУГВФ (т. Картушева), начиная с утра 10 ноября с.г. до 14 ноября включительно (т. с. в течение 5 дней), выделить 24 транспортных «Дугласа» дополнительно к 26 работающим на Ленинградской линии с тем, чтобы ежедневно по доставке продовольствия в Ленинград и вывозу обратно ценных грузов работали 50 «Дугласов», с условием, чтобы каждый самолет делал в день в среднем не менее полутора оборотов.

2. Обязать ВВС (т. Жигарсва):

а) выделить 10 самолетов ТБ-3, начиная с утра 10 ноябряс. г. до 14 ноября включительно ( т. с. в течение 5 дней), для транспортировки продовольствия в Ленинград и ценных грузов из Ленинграда, при условии ежедневного оборота каждого самолета не менее одного оборота в день;

б) организовать прикрытие с воздуха истребительной авиацией, выделив дополнительно к имеющимся истребителям один полк истребителей.

3. Установить на 5 дней план перевозки в Ленинград продовольствия в количестве не менее 200 тонн вдень следующих продуктов:

концентратов — каша пшенная и суп гороховый………………………….135 тонн;

колбаса копченая, свинина копченая…….20 тонн; сухое молоко, яичный порошок…………..10 тонн;

масло сливочное……………………………….. 15тонн; комбижир, сало топленое……………………20 тонн.

4.  Ответственность за подачу в пункты погрузки указанных продуктов возложить на начальника продовольственного управления Главного интендантского управления генерал-майора т. Белоусова…

7. Обязать Военный совет Ленинградского фронта обеспечить быструю разгрузку прибывающих самолетов и быструю погрузку их для отправки обратно.

Председатель Государственного Комитета Обороны                               И.СТАЛИН

Выписки посланы: Микояну, Хрулсву, Картушсву, Жигарсву, Белоусову,  ВС Ленфронта.

РЦХИДНИ. Ф. 644. Оп.1. Д. 14. Л.З.»(1)                                                                                                                                             Далее возникает естественный вопрос, что было предпринято после внезапного наступления во второй половине ноября небывало морозной погоды и установления льда на Ладожском озере? Ответ даёт :

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ Военного совета Ленинградского фронта № 00419

24 ноября 1941 г.

1. Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье, Ссребрянская, Великий Двор, Лахта, Никульское, Шаньгово, Еремина Гора, Новинка, Ямское, Корпино, Новая Ладога, Кобона с общим грузооборотом в оба конца — 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы.

2. Строительство дороги возложить на комиссию Ленинградского Обкома ВКП(б) (т. Воротов) со сроком окончания к 1 декабря 1941 г.

Шилов А.М.- ген.лейт. инт. службы.

3. Начальником фронтовой дороги назначить генерал-майора интендантской службы Шилова с подчинением его начальнику тыла Ленинградского фронта. Помощниками начальника дороги назначить: инженера 1-го ранга Щепенннкова — по железнодорожным перевозкам; инженера 1-го ранга Кузьмина- по дорожно-комендантской службе,  интенданта 1-го ранга Харитонова- по интендантской службе. Штат Управления дороги установить — 35 чел.

4. Начальник дороги отвечает за состояние дороги, за движение транспорта и своевременную подачу грузов, за дорожно-комендантскую службу и за состояние автомобильного парка. Начальнику дороги подчиняются: дорожно-эксплуатационные части; авто батальоны подвоза; перевалочная база (Заборье); питательно-обогревательный пункт; пункты санитарной помощи.

5.  Председателю Исполкома Ленинградского Горсовета депутатов трудящихся т. Попкову:

Попков П.С.(1903-1950 г.г.)

а) к 25 ноября 1941 г. мобилизовать на период работы дорога из народного хозяйства города 500 автомашин разных марок и 100 автоцистерн (исправных) с водительским составом, передав их командиру 17-й отдельной автотранспортной бригады в эксплуатацию на дороге;

б)  к 27 ноября 1941 г. выделить в распоряжение начальника дороги т. Шилова необходимый инвентарь и оборудование из расчета на 10 питательных пунктов с пропускной способностью в 4000 чел. каждый;

в) к 25 ноября 1941 г. выделить в распоряжение командира отдельной автотранспортной бригады единовременно 3000 комплектов резины для автопарка дороги.

6.  Начальнику Авто-бронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дементьеву к 26 ноября 1941 г. выделить из состава армейского транспорта Ленинградского фронта 1000 автомашин и 100 автоцистерн с водительским составом, передав их в распоряжение командира 17-й ОАТБ для работы на дороге.

7.  Заместителю начальника штаба Ленинградского фронта генерал—майору Семашко к 27 ноября сформировать:

а) два дорожно-эксплуатационных полка и из выделенных Исполкомом Ленгорсовста и начальником АБТУ фронта машин — 4 автомобильных батальона, из них 1 батальон для подвоза горючего, 2 — для подвоза продовольствия и 1 батальон для подвоза боеприпасов;

б) управление перевалочной базы.

8.  Начальнику тыла Ленинградского фронта генерал-майору т. Лагунову:

а) к 27 ноября 1941 г. выделить в распоряжение начальника дороги лимит продовольствия для питательных пунктов с Череповецкой базы Лснфронта;

б) к 28 ноября 1941 г. организовать пункты медицинского обслуживания по трассе дороги за счет средств санитарного управления фронта, областного и городского здравотделов.

9.  Дорогу разбить на 4 дорожно-эксплуатационных участка в границах:

Первый участок (Ефимовский район) — Заборье, Лахта;

Второй участок (Капшинский район) — Лахта исключительно, Еремина Гора включительно;

Третий участок (Пашский район) — Еремина Гора исключительно, Шаньгово включительно;

Четвертый участок (Волховскикй район) — Шаньгово исключительно, Кобона включительно.

Обязать председателей Райисполкомов Ефимовского, Капшинского, Пашского и Волховского в пределах границ, через начальника дороги, поддерживать дорогу в проезжем состоянии.

10. Для поддержания дороги в проезжем состоянии обязать комиссию Обкома ВКП(б) (т. Воротов) привлекать местное население в порядке трудгужповинности по требованию и заявкам начальника дороги генерал-майорат. Шилова.

11.  Обязать начальника Октябрьской ж.д. т. Колпакова к 1 декабря 1941 г. подготовить железнодорожный состав для перевозки эвакуированного населения со ст. Финляндская до Осиновца на 7 000 чел. ежедневно.

12.  Начальнику Управления связи Ленинградского фронта генерал-майору т. Ковалеву обеспечить связь управления автомобильной дороги со штабом фронта и линейную связь на протяжении трассы автомобильной дороги.

13. Просить Государственный Комитет Обороны Союза ССР:

а) санкционировать устройство зимней фронтовой автомобильной дороги на трассе ст. Заборье, Серебрянская, Великий Двор, Лахта, Никульское, Шаньгово, Еремина Гора, Новинка, Ямское, Корпино, Новая Ладога, Кобона с общим грузооборотом в оба конца 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы;

б) обязать т. Хрулева из центральной базы НКО для нужд фронта и народного хозяйства ежедневно отгружать с отправкой до ст. Череповец:

муки — 840 т; крупы — 325 т; мяса — 210 т; жиров — 104 т; сахара — 164 т; фуража — 100 т; автобензина — 300 т, в том числе 150 т для нужд дороги; авиабензина — 75 т; керосина — 150 т и боеприпасов — 200 т ….

14. Установить временное местоприбывание управления дороги — Новая Ладога.

Командующий войсками Ленинградского фронта                        генерал-лейтенант ХОЗИН

Члены Военного совета фронта  Секретарь ЦК ВКП(б)   ЖДАНОВ     Дивизионный комиссар КУЗНЕЦОВ

ЦАМО РФ. Ф. 217. On. 33419. Д. 3. Л.  134138.»(1)

2017, Germash19,Схема путей доставки грузов в блокированный Ленинград. Сентябрь-декабрь 1941 года для водного маршрута через Ладожское озеро. Конец ноября-декабрь для автотранспорта.

В этом постановлении впервые населённый пункт Кобона определён, как конечный пункт Ладожского отрезка Дороги Жизни. Фронтовая дорога, построенная в немыслимо сжатые сроки, согласно Постановлению ВС Ленфронта за № 00419 от 24 ноября 1941 г., получившая шифр ВАД 101-102, существовала с начала декабря 1941 года до середины апреля 1942 года. (на приведённой карте, она показана тонкой красной линией)

После того, как были перерезаны все железные и автодороги, ведущие в город, Ленинград лишился и всех проводных линий связи (они шли вдоль дорог), соединяющих его со страной. Для налаживания проводной связи с окружённым городом по дну Шлиссельбургской губы Ладожского озера, начиная с сентября 1941 года, три раза прокладывались кабели. Но каждый раз связь работала лишь несколько дней, пока 29 октября не был проложен морской бронированный подводный кабель, обеспечивший надёжную связь города с Москвой.  Вскоре через Ладогу были проложены; высоковольтный электрический кабель, который позволил поставлять  электроэнергию с Волховской ГЭС  и трубопровод,  снабжавший город топливом. Хроника этих работ также богата потерями и героическим трудом, и заслуживает отдельного исследования.

По ВАД 101-102 активно шла эвакуация жителей города на Большую землю. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни. В первую блокадную зиму ВАД проработала  152 дня. За это время было перевезено 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям. «Из города на Большую землю везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли, в том числе танки КВ, которые в 1941 году изготавливали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, для уменьшения веса с танка снимали башню, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях. Также с ленинградских заводов по Ладоге переправлялись минометы, артиллерийские орудия, вывозили в тыл оборудование и ценности, которые не успели эвакуировать до блокады. Вскоре ВАД 101 стали называть Доргой Жизни. Подходы к Дороге Жизни со стороны Кобоны защищала 1-я сд НКВД, со стороны Осиновца — 20-я сд НКВД, которая в октябре 1941 года сражалась на «Невском пятачке». Были подтянуты подразделения моряков, часть моряков-артиллеристов перевели в сухопутные части для обслуживания артиллерийских и зенитных батарей, установленных вдоль трассы. Саперы заминировали подходы со стороны Шлиссельбурга. Дорогу жизни прикрывала авиация Ленинградского фронта. На ВАД-101 работал сводный отряд ленинградского областного управления милиции. Опергруппы располагались на линии, на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах. За первую зиму работы ледовой трассы милиция выявила 589 бесцельных простоев машин. Борясь с хищениями на Дороге Жизни, к концу марта 1942 года милиция изъяла 33,4 тонны продуктов, в том числе 23 тонны муки. К уголовной ответственности были привлечены 586 военнослужащих и 232 гражданских лица. Были также факты, когда шоферов привлекали за то, что они брали деньги и ценности у эвакуируемых из Ленинграда людей». (СанктПетербургские ведомости, Военно-автомобильная дорога № 101-Дорога жизни, Олег Белов, 22 ноября 2021 г.) За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая не вернулась из рейса — провалились под лед или были разбомблены. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Ледовая часть ВАД101 прекратила действовать 31 марта 1942 года.

Продолжение следует.

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 2495


Добавить комментарий