Гражданская война в Испании, 1937-1938 гг. (Уроки истории).Часть вторая

«Я не имею права истребить противника, разрушить города и деревни, промышленность и производство, и именно по этой причине я не слишком тороплюсь. Если бы я все же так поступал, то не был бы патриотом». Ф. Франко.

В первые три месяца 1937 года  к средиземноморскому берегу Испании подошли 26 советских кораблей, имевших на борту 770 специалистов и 5725 тонн груза, в том числе 312 танков. Ведущую роль в боях 1937 года сыграли советские советники и доставленное с ними оружие:

Григорий Иванович Кулик 1890-1950 г.г.

—советник Кулик («генерал Купер», ВОВ начал маршалом, командуя армией под Ленинградом, расстрелян в 1950 г.) удалось из отдельных частей милиции сформировать «народную армию»,

Ян Карлович Берзин 1896-1938 г.г.

 

 

—советник, Ян Берзин («генерал Гришин», руководитель военной разведки, расстрелян с СССР в 1938 году) стал военным комендантом Мадрида,

-

Дмитрий Григорьевич 1897-1941 г.г.

- советник Дмитрий Павлов («Пабло», генерал-полковник танковых войск, расстрелян в июле 1941 года) организовал доставку, развёртывание и применение танков.

— советник Яков Смушкевич («генерал Дуглас», генерал инспектор ВВС РККА, расстрелян в октябре 1941 года) командовал испанскими ВВС,

Яков Владимирович Смушкевич 1902-1941 г.г.

-

 

 

 

 

 

Манфред Штерн 1896-1954 г.г.

- советник Лазарь (Мойше) Штерн («генерал Клебер»,австриец-коминтерновец, «спаситель» Мадрида, советский разведчик, в 1939 году приговорён к 15-летнему заключению) был командиром 11-й интербригады,

 

 

Мате Залка 1896-1937 г.г.

— советник Матэ Залка («генерал Лукач», венгр-коминтерновец, писатель), был командиром 12 интербригады, погиб 1937 года под Уэской.

Среди республиканцев долго шли дебаты о принципах комплектования армии: добровольном или по воинской обязанности.

Франкистская армия сразу комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности и единоначалия. Некоторой независимостью пользовались лишь итальянские экспедиционные силы и немецкий легион «Кондор». Отметим, что 5 ноября 1936 года близ Севильи был сформирован легион «Кондор» под командованием генерала Хуго Шперле, состоявший из 4500 немецких солдат плюс 8 авиационных эскадрилий и 6 зенитных батарей, которым были приданы 2 танковые роты. Шперле всю войну был верным соратником и опорой Франко.

Новый 1937 год войска националистов встретили на своих позициях под Мадридом. Мадрид по-прежнему фигурировал в планах Франко как главная стратегическая цель. В начале января Франко вновь попытался овладеть городом, на этот раз, нанеся удары в центре и с севера. Армиям генералов Молы и Варелы удалось достичь некоторых успехов, позиции националистов несколько улучшились, но главная задача так и не была выполнена.

В феврале итальянский экспедиционный корпус захватил портовый город Малагу, стало очевидно, что республиканские фронты сильно различаются по своим возможностям: все лучшее — техника, интербригады, регулярные армейские части — сконцентрировалось на мадридском направлении.

Новая операция замышлялась Франко с целью отсечения Мадрида от остальной Испании. Националистам предстояло перерезать коммуникации, связывающие столицу с Левантом и Каталонией. Начавшееся 6 февраля 1937 г. наступление франкистов юго-восточнее столицы и последующие многодневные бои получили наименование «сражение на Хараме». Франко добился определенных успехов, однако замкнуть Мадрид в кольцо ему не удалось.

В марте ядром новой ударной группировки, сконцентрированной к юго-востоку от Мадрида после передислокации частей, был итальянский экспедиционный корпус, которому предстояло прорвать фронт республиканцев и ворваться в столицу. Были сконцентрированы значительные силы и средства: около 60 тыс. человек, свыше 200 орудий и около 150 танков. Однако в итальянском исполнении наступление провалилось. После удачного прорыва фронта 8-12 марта новых успехов достичь не удалось. Республиканское командование проявило оперативность и сумело подтянуть к прорыву лучшие части, технику, обеспечить авиационное превосходство в районе сражения. Стабилизация фронта произошла к 21 марта.  Сражение под Гвадалахарой стало крупнейшей и единственной за всю войну серьезной победой республиканского оружия.

Именно в этот период республика, опираясь на военные успехи, предприняла попытки зондажа относительно возможности переговоров о мире, но никаких договоренностей о начале консультаций достичь не удалось.

После Гвадалахары Франко пришел к выводу, что необходимо покончить с Северным фронтом Республики. Основные операции против республиканского анклава на севере происходили с апреля по октябрь 1937 г. Северный фронт проходил по территории Страны Басков, Сантандера и Астурии. В тылу этой позиции находились промышленные центры Бильбао, Сантандер, Хихон.  Большинство населения Северной зоны разделяли республиканские воззрения.

30 марта 1937 г. Северная армия генерала Молы начала наступление на восточном участке фронта с целью захвата города Бильбао. Бои велись с крайним ожесточением, и перелом в сражении наметился лишь к концу апреля. В разгар боев на Северном фронте в Барселоне вспыхнул вооруженный мятеж. В течение недели (с 3 по 8 мая 1937 г.) столица Каталонии стала ареной вооруженных столкновений между несколькими группировками сторонников Республики. Левые «ультра» из Федерации Анархистов Иберии и других подконтрольных анархистам рабочих организаций и троцкисты, выясняли с помощью артиллерии и бронетехники отношения с сепаратистами, присягнувшими правительству Каталонии.

В течение мая Северная армия националистов продолжала продвигаться вперед. 3 июня в авиакатастрофе погиб ее командующий Мола, бывший одной из ключевых фигур, стоявших у истоков националистского движения. Положение Франко в националистической верхушке окончательно стабилизировалось, так как  конкурентов теперь не было.

В первой половине июня наступающие вели бои по преодолению укреплений «стального пояса» на подступах к Бильбао, а 19 июня город был взят наваррскими дивизиями. Приобретение этого промышленно развитого города заметно укрепило военную экономику националистов.

5 июля крупная ударная группировка республиканцев на Центральном фронте в районе Мадрида прорвала фронт близ деревни Брунете. К участию в операции были привлечены два армейских корпуса. Первоначально 5-му корпусу под командованием умелого командира коммуниста X. Модесто удалось добиться существенного успеха: его соединения при поддержке авиации и значительного количества танков сумели продвинуться на несколько десятков километров. Однако Франко удалось избежать военного поражения, используя свои традиционные преимущества: умение быстро реагировать на изменение обстановки и опираться на высокоподвижные, механизированные войска. Генералиссимус приостановил операции на севере, перебросил часть войск на Центральный фронт и обеспечил своим войскам постоянное и эффективное воздушное прикрытие. К 28 июля линия фронта стабилизировалась чуть южнее, чем проходила прежде.

Несколько дней спустя, Северная армия националистов возобновила наступление в Астурии, задуманное республиканцами августовское наступление в Арагоне завершилось без результатов. Попытка овладеть Сарагосой вылилась в захват незначительных территорий. Наступление продлилось один день 24 августа.

Продолжавшееся в течение семи месяцев сражение на севере завершилось победой националистов: им удалось заполучить в свое распоряжение богатый промышленный потенциал, сырьевые и сельскохозяйственные резервы северных провинций. С другой стороны, республика лишилась всего вооружения Северного фронта.

В декабре Главный штаб республики надеялся еще переломить ситуацию на фронтах. В. Рохо имел несколько проектов наступательных операций в Эстремадуре, под Теруэлем и Уэской. 8 декабря 1937 г. был выбран план, предполагавший захват Теруэля. Начиная операцию под Теруэлем, республиканцы рассчитывали заставить Франко отказаться от наступления на мадридском направлении. Республиканское наступление началось 15 декабря силами трех армейских корпусов. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку и трудности, связанные с ведением боевых действий в горах, фронт был прорван наступающими, и Теруэль был окружен. В городе завязались уличные бои, поскольку находившийся там гарнизон сумел создать сеть опорных пунктов сопротивления. Франко в спешном порядке перебросил часть войск на кризисный участок. По его указанию националисты несколько раз пытались прорваться к городу. Однако 7 января 1938 года сопротивление прекратилось и остатки гарнизона националистов сложили оружие.

5 февраля франкисты осуществили удачную операцию к северу от Теруэля. Бои под Сьерра Паломеро и Альфомброй позволили начать операцию по возвращению Теруэля, что и было сделано 22 февраля.

9 марта 1938 г. Франко начал в Арагоне новое наступление против измотанных в зимних сражениях частей Восточной армии республиканцев. В течение марта-апреля войска националистов практически разгромили части Восточной и Маневренной армий и достигли значительного продвижения на всем почти трехсоткилометровом фронте от отрогов Пиренеев до приморского района Леванта. Ситуация складывалась очень благоприятно для Франко: его механизированные части продвигались вперед, сопротивление республиканцев ослабевало.

В этот момент Франко перенес направление главного удара  южнее в сектор Винареса. Цель заключалась в достижении побережья Средиземного моря. Его войска разрезали территорию республики на две изолированные зоны — Восточную и Южно-Центральную. Такое развитие событий, с одной стороны, сделало общее положение республики крайне тяжелым, с другой — отсрочило падение Каталонии. В этом вновь проявился «почерк» каудильо, осторожность и методичность в осуществлении своих планов.

В этот период Франко создал свое первое правительство, призванное заменить существовавшие преждевременные властные структуры. Состав правительства отражал весь спектр националистического движения: монархисты, фалангисты («старые» и «новые»), военные, технократы. Объединяло этих людей общее стремление достичь победы.

После поражения в Арагоне в республике также произошли изменения в руководстве.  Доктор Негрин сформировал свое второе правительство. Сторонники прекращения войны, в том числе военный министр И. Прието, были выведены из правительства, пост военного министра Негрин оставил за собой. 30 апреля новый кабинет обнародовал программный документ, известный как 13 пунктов (или целей) ведения войны. В этом документе декларировалась решимость руководства республики продолжить борьбу.

Решительность формулировок республиканского правительства не беспокоила Франко, он  рассчитывал на сокращение поставок из-за рубежа, связанное с ужесточением итало-немецкой морской блокады, с изменением режима на границе с Францией и на разочарование Сталина в деле республики. Знал Франко и об усталости от войны в республиканской армии и в тылу, вызванной отсутствием военных успехов, трудностями со снабжением населения продовольствием и предметами первой необходимости. Возникли сложности с призывом новых контингентов для возмещения потерь, недостаток сырья для промышленности, усилился раскол в рядах Народного фронта.

Положение во франкистской зоне тоже было отнюдь не легким. Армия испытывала нехватку техники и людских ресурсов. Правда, в тылу ситуация была более стабильна, поскольку националисты не прибегали к рискованным экономическим экспериментам. Однако недостаток самого необходимого ощущался и здесь. Усталость от войны была здесь заметно слабее, ощутимее влияла на людей перспектива скорого и успешного окончания войны.

25 июля 1938 г. южное крыло республиканского Восточного фронта пришло е движение. Два армейских корпуса «красных» форсировали реку Эбро и начали наступление с целью «оттянуть» войска националистов из Леванта. Первоначально эффект внезапности позволил республиканским войскам добиться успеха. Лучшие воинские части, возглавляемые коммунистами, сумели продвинуться к западу и захватить значительный плацдарм на правом берегу Эбро. Однако эта операция планировалась и осуществлялась, исходя лишь из политической необходимости. В ловушке между позициями националистов и течением полноводной реки оказались лучшие части Восточной армии, прикрывавшие цитадель республики — Каталонию. Франко полностью использовал предоставленную ему возможность уничтожить армию Эбро. В течение 103 дней Франко с методичной неторопливостью громил лучшую армию республики.

Испания конца 1938 года.

Франко не сделал попытки окружить и пленить армию Эбро, хотя мог это сделать. По всей вероятности, он учёл, что корпуса были сформированы в Каталонии и личный состав е значительной степени состоял из убежденных сторонников республики. Война явно шла к концу, и чтобы его ускорить, требовалось проявить жесткость и последовательность, граничащую с жестокостью. Армия Эбро была обречена на физическое уничтожение, что и произошло.

Спустя чуть больше месяца после окончаний битвы на Эбро, 29 декабря 1938 года Франко развернул новое мощное наступление в Каталонии, где не нашлось сил, способных сдержать натиск шести армейских корпусов националистов. Предпринятая 25 декабря попытка республиканского наступления успеха не имела — в ходе десятидневных боев декабря 1938-января 1939 г.  республиканские войска были разгромлены.

 

Выводы и обсуждение.

Два года (1937- 1938 г.г.) стороны активно маневрировали, атаковали и контратаковали друг друга. Рассмотрение каждой, даже крупной, операции той или иной стороны не входит в нашу задачу. Каждая такая операция определяется испанской конкретикой того времени и представляет интерес лишь для военных историков. Интересен общий стратегический замысел компании, если он имеется. Искусство стратегического планирования Франко проявилось и расцвело во время этой войны. Франко широко применял возможности авиации, у него были грамотные, можно сказать, талантливые помощники, такие, как генерал Кинделан и генералы Шперле, Рихгофен (начштаба легиона «Кондор»). Франко постоянно требовал и добивался четкого взаимодействия между авиацией и сухопутными войсками. Он создал систему оперативной связи, позволявшую осуществлять четкое взаимодействие между разными родами войск.

Это не было его изобретением, но каудильо принадлежит пальма первенства в деле реализации этого метода. Националисты в Испании впервые опробовали те приемы, которые легли в основу «блицкрига» вермахта. Короче говоря, Франко выбрал для себя немецкую концепцию ведения войны, где упор делался на высокое качество связи, гарантирующее четкое взаимодействие родов войск, совершенство полевой тактики, гибкость оперативного руководства и высокую воинскую дисциплину.

Республиканцы пытались заимствовать советскую военную концепцию,упор в которой делался на использование больших количеств качественно превосходящей противника боевой техники, инициативность командиров любого уровня, находчивость и храбрость личного состава.

Проследим же не только концепцию войны, но и стратегию её. Очевидно, что при всех обстоятельствах Франко никогда не забывал, что война гражданская. В 1936 году, когда он быстро подступил к Мадриду с целью его захвата, он получил урок от граждан города, который усвоил навсегда. Нельзя брать крупный город, если его население категорически против. Франко более двух лет осаждал Мадрид, вынуждая противника к непродуманным операциям по деблокированию, каждый раз добиваясь частного успеха, который повышал его авторитет. Эта тактика была успешно применена немецкими друзьями Франко при осаде Ленинграда. Маршал Кулик, командовавший под Ленинградом 54-ой армией (затем Волховский фронт), полностью проиграл  поле боя немецким стратегам, усвоившим в отличии от него уроки войны в Испании. Нельзя возлагать вину за это только на Кулика, автором советской концепции войны был Сталин, он-то и задолбал всех своих подчинённых. Доказательством этому служат многочисленные его телефонограммы Кулику, Жданову, Ворошилову периода конца 1941- конца 1942 г.г., когда потери наших войск при попытках прорыва сухопутной блокады Ленинграда были ужасающими, а результат нулевой.

Крупным стратегическим успехом Франко бал захват Страны Басков и ликвидация Северного фронта. Объединились две главные франкистские группировки Северная и Юго-западная, что, конечно, резко усилило армейский кулак и позволило уничтожить армию Эбро и начать наступление в Каталонии. Интересно, что армию Эбро Франко уничтожал 103 дня методично засыпая её бомбами и снарядами.

В заключение надо отметить либеральную политику Франко в собственном тылу. Не было лихорадочных внесудебных расправ над гражданами, наоборот, Франко посадил наиболее ретивых деятелей фаланги, вернул владельцам отобранные республиканцами земли и предприятия, поддержал церковь.

Всё перечисленное заложило прочную основу его полной победы, которая была близка. 1939 год, стал годом победы Франко в гражданской войне.

 

Продолжение следует.

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 2230


Добавить комментарий