Храмовый ансамбль в Шлиссельбурге. (Случайность или несостоявшееся место скорбной памяти?). Часть первая

Храмовый ансамбль, датированный XVIII-XIX веками, располагается в Шлиссельбурге, на Красной площади. Он состоит из Благовещенского собора, Николаевского храма и Казанской часовни.

Благовещенский собор.

Одновременно с основанием в 1323 году крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором непременно находился храм. Он был уничтожен последующими геополитическими и военными событиями. После освобождения крепости от шведов Петр Великий приказал заложить новый деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в окт. 1702 г., присутствовал сам царь. Однако вскоре в 1725 году обветшавшая церковь, в которой одно время хранились  мощи святого Александра Невского, была разобрана. Почти сразу жители города и работники канала организовали сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Храм был возведён в 1726—1727  г.г..  октября 1728 г. была освящена деревянная Благовещенская церковь, однако в 1756 г. храм сгорел.

В 1763 году на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов, началось строительство нового каменного храма. Средства на постройку пожертвовали: полковник Белов, скончавшийся в 1766 г. и похороненный в новом каменном храме; и дворяне Сибилевы, фамильная усыпальница которых в екатерининские времена также была расположена в новом храме. Этот небольшой храм, выполненный в архитектурных традициях раннего барокко, был торжественно освящен 8 августа 1764 г. В облике Благовещенской церкви чётко выступает её прообраз — собор Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

План Петропавловского собора в Петербурге

 

Приводим мнение авторитетного историка: «…сооружена при Екатерине II…каменная приходская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, с одной главною колокольней, покрытой белым железом. Архитектура церкви смешанная. Колоколов немного…

Вид Благовещенского собора изнутри (1)

Внутренность храма подавлена множеством столпов, поддерживающих своды. Это до крайности стесняет церковь и составляет одно из главных неудобств постройки, потому что столпы, будучи расположены во всю церковь в два ряда, заслоняют собою священнослужение. Иконостас окрашенный, с позолоченною резьбою… Большая часть образов старинной живописи; из них замечательны: Успения Божия Матери в иконостасе и  Димитрия мироточивого в особой киоте. На образе Св. Димитрия сделана драгоценная риза, покрытая золотом… в этой церкви погребено несколько почетных лиц…», пишет автор очерка «Шлиссельбург…» А. Томилин.

План Благовещенского собора в Шлиссельбурге

Снаружи стены Благовещенского собора были окрашены в розовый цвет. Об этом свидетельствует сохранившаяся до наших дней акварель художника Уланова, написанная им в 1776 г. В 1788—95 г.г. церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время  собор был дополнен второй главой, уже над алтарём.

До 1828 г. к храму был приписан крепостной Ионно-Предтеченский храм. В 1864 г., к столетию церкви, ей был придан соборный статус.

В 1877-82 г. г. в соборе под руководством архитектора Г.И. Карпова был проведён ремонт. Были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее через колокольню, с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н.Д. Федюшкина).  В 1881 г. к апсиде были пристроены ризница и пономарская.

В 1900 г. в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление.

Благовещенский собор в Шлиссельбурге.

В 1903 г. была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).

Послевоенная судьба храма.

В 1963 г. были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 197081 г.гхрам был вновь реконструирован (по проекту архитектора А.Н. Милорадовича). В ходе работ был полностью восстановлен основной объём постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были.

В августе 1990 г. собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 г., началась реставрация. Категория государственной охраны памятника: объект культурного наследия федерального значения. Указ Президента 176 от 20.02.1995 г.

В 2014—15 г.г. после образования и подключения к работам благотворительного фонда Благовещение выполнены работы по установке шпиля на колокольне общей высотой 52 м., частично была заменена кровля, начались восстановительные внутренние работы:

  • Заказчик реставрационных работ – Благотворительный Фонд Благовещение.
  • Разработчик проекта реставрации — Спецпроектреставрация АРМ 9.
  • Разработчик проекта реставрации — АРМ «Вега».
  • Исполнитель работ — ООО «Грант»

По данным Комитета по сохранению культурного наследия ЛО внутренние реставрационные  работы в соборе будут завершены в 2022-23 годах. 

В настоящее время пользователем собора  является Русская Православная Церковь Московский Патриархат Тихвинская и Лодейнопольская Епархия. Настоятель — Отец Евгений (Горячев Е.Г.). «С Возрождением Благовещенского собора Шлиссельбург обретет второе рождение.Город с возвращенной историей подарит радость новых открытий не только своим жителям, но и гостям Шлиссельбурга, и всему православному народу».

 Размышления и выводы:

1. Название собора и наиболее почитаемых икон в нём может свидетельствовать о тех событиях, в честь или в память о которых он поставлен:

- Благовещение Пресвятой Богородицы  — событие и посвящённый ему христианский праздник; в честь возвещения архангелом  Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Празднуют Благовещение 25 марта (7-ого апреля) . Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога.

Успение святой Богоматери Марии — празднуют 15 (28) августа, это праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию кончины Богоматери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Великомученик Димитрий Солунский (память 26 октября по ст. стилю). Назначен на место отца властителем и воеводой Фессалонии. Императору Максимиану Галерию вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. По приказу императора стража пронзила Димитрия копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Во второй части этой работы появится возможность  представить в честь и в память каких событий российской истории мог быть создан храмовый комплекс в Шлиссельбурге.

2.Сравнение планов Петропавловского и Благовещенского соборов показывает их невероятную схожесть. Учитывая, что Петропавловский собор есть место захоронения представителей петровской царствовавшей линии династии Романовых, то будет логичным предположение, что Благовещенский собор в Шлиссельбурге был создан императрицей Екатериной II , как место захоронения представителей ивановской линии династии Романовых. Дальнейшее обсуждение этого вопроса будет продолжено во второй части этой работы.

Никольская церковь.

Первый деревянный храм на месте современной Никольской церкви был построен в 1737—39 гг.

Захоронение князя Д. М. Голицына, скончавшегося в 1737 г. находилось у Никольской церкви, надпись на нём гласила:

«На сем месте погребено тело князя Дмитрия Михайловича Голицына, скончавшагося 1737 года, месяца апреля 10-го дня, на 74 году»

Никольская церковь в Шлиссельбурге.

В 1768 году рядом началось возведение нового каменного одноглавого храма. Он был освящён 5 декабря 1770 г. во имя святителя Николая Чудотворца. Здание церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду и зимой отапливается. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. Церковь проектировалась для удобного и наглядного моления всем приходом, прекрасный обзор и слышимость обеспечены для каждого прихожанина.

Икона защищает невинно оклеветанных и осужденных от несправедливого суда, помогает оступившимся встать на путь истинный. Николай Угодник помогает примириться поссорившимся, исцелиться от недугов и зависимостей болящим, одиноким – обрести семейное счастье, родить и вырастить здоровых детей.

В 1933 г. церковь была закрыта.

В 1990 г. вновь освящена, а в 1995 г. возвращена верующим.

 

Часовня Казанской иконы Божией Матери.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери в Шлиссельбурге.

На территории храмового комплекса можно увидеть с правой стороны от Благовещенского собора расположена  бело-розовую с вишнёвой крышей — часовню Казанской иконы Божией Матери. Она была построена на месте деревянной часовни в 1864 году, по проекту архитектора Г. Ершова.

В 1920 году часовня была закрыта. Во время Великой Отечественной войны часовня сильно пострадала.

В 1989 году вернули верующим. Является памятником культурного наследия федерального значения.

Несколько слов о северной иконе Казанской божьей Матери.

Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 г.. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: Явленная в Казани, Московская и Санкт-Петербургская.

Шлиссельбургская северная икона Казанской Божией Матери находилась в крепости до 1612 года. После захвата крепости шведами в 1612 году, оставалась там, будучи замурованной в стене. Найдена в 1702 году после победы Петра над шведами и оставалась в крепостной часовне. В царствование Александра III вспомнили про неё. Об этом сохранились записи в церковных книгах:

«1883 год. Июня 15 в девять часов утра изволили прибыть в город Шлиссельбург, посетить шлиссельбургскую крепостную часовню, слушать краткое молитвословие и лобызать явленно-чудотворную икону Богоматери Их Императорския Высочества Государь император Александр III и Государыня Императрица Мария Федоровна с Августейшими сыновьями Николаем и Георгием Александровичами, Великим Князем Алексеем Александровичем и Великою Княгинею Мариею Александровною».

«1884 год. Июня 18 дня в десять часов утра изволили посетить крепостной храм и часовню и слушали краткое молитвословие Их Императорские Высочества Великий Князь Владимир Александрович и супруга его Государыня Великая Княгиня Мария Павловна».

Примерно в то же время начинается широкое народное почитание шлиссельбургской иконы Божией Матери. От нее происходят многочисленные чудеса. На крестный ход, который совершался 8 июля, собирается множество народа. В окружении «не одних жителей Шлиссельбурга, но и тысяч пришлаго народа»  икону проносили вокруг города. «И вся эта многотысячная толпа с благоговением стремится, чтобы хотя тень чемстной иконы осенила их во время шествия». В 1890 году  крепостная часовня расширяется «для удобнейшего помещения богомольцев». В этой часовне и поместили шлиссельбургский образ Казанской Божьей Матери. Была икона здесь и тогда, когда привезли в Шлиссельбург каторжника Варфоломея Стояна (Федора Чайкина). Этот злодей 12 июля 1904 года вместе со своими подельниками украл из летнего храма Богородицкого женского монастыря города Казани первообраз чудотворной Казанской Божией Матери, содрал с него драгоценную ризу, а саму святую икону сжег… Шлиссельбургская икона Казанской Божией Матери пережила злодея. Пережила она и пожар, который устроили на острове Орешек в феврале 1917 года освобожденные из тюрьмы заключённые. Тринадцать лет спустя (1930 г.) икону эту видел народоволец Иван Павлович Ювачев (отец Даниила Хармса). Дальше следы её теряются.

Каменная ограда комплекса.

В 1797 году оба храма – Благовещенский и Никольский – опоясала каменная ограда, заменённая в 1840 году на установленное на высокий плитный цоколь каменное ограждение с одними воротами и железной и, частично, чугунной решёткой.

Ограда храмового комплекса в Шлиссельбурге.

При строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.

Из приведённой информации обращают внимание «ударные» сроки выполнения всех работ во все времена на всех храмовых объектах и обеспечение всех работ  достаточным и своевременным финансированием со стороны всех царствующих монархов в течении почти 150 лет.

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 1762


Добавить комментарий