Крепость Орешек и храм Рождества Иоанна Предтечи в ней — тупиковые музейные объекты? Часть вторая

Наследство Кирпичникова

Основополагающая работа: А.Н. Кирпичников, В.М. Сапков, Крепость Орешек, 1979 г. хорошо известна в узких-широких кругах археологов, музейщиков, экскурсоводов. История крепости Орешек воссоздана в ней в наиболее полном и научно обоснованном виде. Этим привыкли активно пользоваться уже не ссылаясь на автора. Однако глава  « Возрождение памятника», излагающая материал, ради которого работала научная экспедиция ленинградских археологов предана полному забвению в прямом смысле этого слова. И действительно! Кому сейчас интересно читать «наивные» предложения учёного – идеалиста. В материальном эквиваленте они стоят миллионы и миллионы рублей, требуют затрат многолетних усилий квалифицированных  реставраторов. А «где возьмёшь? Ч.В.С.», кто теперь возглавит работы, каковы гарантии окупаемости и кто ответит на другие не менее важные вопросы? Много интересных вопросов можно придумать и задать. Однако, прежде, чем выносить какой либо приговор, давайте всё же ознакомимся с забытыми предложениями профессора Кирпичникова и попытаемся составить о них собственное представление. Читая этот материал, надо помнить, что научной специальностью Кирпичникова была древняя фортификация и древнее оружие. В этом он был признанным всеми специалистом — экспертом высочайшей категории.

 

Привожу ниже главу «Возрождение памятника» из его книги почти полностью:

 

«Почти пятисотлетнее существование Орешка существенно изменило его облик. Войны, особенно агрессия фашистской Германии, нанесли крепости большие разрушения. Многие ее постройки стерты с лица земли. Реставраторам замечательного архитектурного и военно-патриотического памятника предстоит сложная работа. Эта работа началась с выяснения состояния и возможности возвращения к жизни крепостного ансамбля, с определения того, какие сооружения можно восстановить полностью, какие частично, а где предстоит ограничиться только укреплением сохранившихся фрагментов.

При внимательном исследовании разрушения в Орешке оказались не такими уж безнадежными для реставрации. Основной массив крепостных стен и башен устоял. У большинства крепостных построек сохранились нижние этажи, а некоторые лишились только кровли. Уцелели кое-какие детали внутреннего устройства, ценные для реставрации. Частичные разрушения обнажили структуру крепостных сооружений и дали возможность разобраться в изменениях, происходивших с ними в течение многих лет. Хотя многое в облике крепости безвозвратно утрачено или искажено временем, сохранившиеся ее части могут служить основой для воссоздания облика памятника.

В настоящее время комплексный проект восстановления крепости составлен. Проект включает все виды реставрации. Наиболее трудный вопрос — воссоздание утраченного. Проект воссоздания исчезнувших сооружений разрабатывался на основе всеобъемлющего изучения памятника,котором были объединены усилия архитекторов, конструкторов, археологов, гидротехников и других специалистов. Проектировщики решили много задач — получили ясное представление не только о конструкции сооружений, но и об истории их возникновения, а главное — определили, каким переделкам они подверглись. Одним из главных источников для реставраторов были летописные и архивные сведения о строительстве крепости. Это канва, по которой выполнен проектный рисунок будущего музея-заповедника. Большую познавательную ценность представляют сохранившиеся изображения крепости, так как они позволяют судить о ее внешнем виде в различные периоды. Гравюра из книги Олеария, шведские чертежи, рисунки и гравюры петровского времени дают проектировщикам конкретный материал.

На Ореховом острове проведены тщательные исследования полуразрушенных строений. Как ни странно, неожиданные сюрпризы скрывались в крепостных стенах московского периода. Они давно стоят обнаженными, но исследователям не приходила мысль о том, что в их массиве находится ряд наглухо заложенных помещений (очевидно, при перестройке под тюрьму) и деталей. Но вот начались зондажи в старой кладке, и вдруг открылись замурованные лестницы в Наугольной, Погребной и Княжей башнях, вместительные галереи в цитадели, несколько неизвестных бойниц, камер и узких коридоров. По ним осуществлялась скрытая связь во время боя, доставлялись защитникам крепости оружие, ядра. Здесь, у амбразур, стояли когда-то еще несовершенные, но грозные для врага пушки. Найденные в стенах помещения помогли исследователям понять, как действовали защитники в напряженные часы штурма. На гравюре А. Шхонебека, изображающей осаду Нотебурга войсками Петра I, у стен цитадели нарисован широкий ров, наполненный водой. После тщательных поисков в крепостной стене удалось найти под завалами следы проема, соединявшего внутренний канал с Невой. Находка озадачила исследователей своими большими размерами, смысл которых не сразу удалось разгадать. Обмеры показали, что мост через канал находился на той же высоте, что и свод проема. Из-за этого строителям пришлось и вход в цитадель поднять на уровень моста. Кроме того, при расчистке проема в стене обнаружились щель и подставы для петель, не оставляющие сомнений в наличии герсы и ворот. Они закрывали вход в крепость по воде через арку крепостной стены. Размеры арки и высота моста были рассчитаны на проход русской ладьи.

Разумеется, при строительстве на острове первых укреплений новгородцы должны были подумать и об удобной стоянке для боевой флотилии. Где же она размещалась?

Рассматривая старые планы крепости, исследователи обратили внимание на широкую пустую полосу, проходящую поперек острова. Казалось удивительным, что при весьма ограниченной территории она оставалась незастроенной. Но вот на одном чертеже вдоль этой загадочной полосы оказалась надпись: <Ров водяной>. Существование внутри крепостного канала подтвердилось и шведскими чертежами. Но когда и зачем он был прорыт? Всё это приводит к неожиданному и весьма интересному заключению: значит, на территории острова искусственные каналы появились задолго до московского периода, и уже в XIV веке новгородцы производили здесь большие гидротехнические работы. После таких выводов можно было с уверенностью утверждать, что часть этих каналов, безусловно, использовалась как бухта для стоянки ладей.

Небольшая каменная крепость занимала юго-восточный угол острова. Одна стена ее прилегала к отлогому берегу озера. Здесь спокойное течение позволяло без особого маневрирования приставать небольшим судам, шедшим из Ладоги. Вторая, обращенная к левому берегу Невы, поставлена у самой воды; быстрое течение в этой протоке служило ей защитой. Остальные две стены, пролегающие по острову, отделили от него всего лишь четвертую часть территории и, как уже известно, были дополнительно усилены рвом. Примерно в центре этого миниатюрного кремля на более возвышенном месте находился храм, вначале деревянный, рубленый. Конечно, были и княжьи хоромы, и небольшая площадь, и узкие переулки, и избы.

Наиболее полно в экспозиции будущего музея-заповедника будет представлена крепость начала XVI века.

Планировка острова начала XVI века выполнена с убедительной логичностью, характерной для времени расцвета русского градостроения. В ее основу положена многоступенчатая система обороны, рассчитанная на длительную осаду. Композиционные приемы зодчих отличаются самобытностью, простотой и рациональностью решения. Несмотря на разрушения, мощные крепостные стены московского периода до сих пор производят неизгладимое впечатление. Стены и башни крепости начала XVI века были поставлены на берегу у самой воды, а на некоторых участках и просто в воду. Население посада постепенно было вытеснено на близлежащие берега, а остров целиком превратился в крепость. В Орешке для подъема с территории крепости на площадку боевого хода были построены три каменные лестницы, примыкавшие к пряслам у более вероятных мест атаки. Не случайно поэтому, что у стены, обращенной к южной, московской стороне, всхода не сделано. Наибольшей опасностью было разрушение участков стен артиллерией и проникновение врага через проломы. Боевой ход по всей стене, связывавший воедино все пункты обороны, обеспечивал быструю переброску защитников крепости и оружия на более опасное место. Особый интерес представляет каменная аркада, ограждавшая весь боевой ход с внутренней (дворовой) стороны. Она совершенно разрушена, но ее изображение имеется на чертежах 30-х годов XVIII века. Ничего подобного в других русских крепостях Северо-запада Руси не встречалось, и поэтому исследователи отнесли постройку аркады к петровскому времени. Но оказалось, что на одном из шведских чертежей Нотебурга изображена такая же аркада. Значит, возвели ее шведы? Однако ни в их чертежах, ни в переписке нет упоминаний о строительстве аркады. Внимательно изучив кривизну арочных проемов, можно с уверенностью сказать, что они по стилю и приему кладки напоминают аркады галерей псковских и новгородских построек. Это не единственный пример, когда традиционный мотив гражданского строительства удачно использовался в оборонном зодчестве.

В планах крепости XVII и XVIII веков, очевидно из соображений секретности, не показаны внутренние лестницы и переходы. После тщательного исследования удалось вскрыть и внести в чертежи всю развитую сеть галерей, камер, боевых печур, продуманно расположенных в толще крепостной стены. Глядя на план, можно убедиться в отлично разработанной системе перекрестного огня. Надежность ограждающей водной системы, устойчивость стен, тщательная разработка деталей — все это говорит о большом опыте и прекрасной осведомленности русских зодчих в обороне крепостей. Но все же один просчет в обороне Орешка был, хотя и не по вине строителей. Быстрое развитие артиллерии, увеличение веса и пробойной силы ядер сделали особенно уязвимой южную стену. Именно Наугольная и несуществующая ныне Подвальная башни с пряслом между ними больше других подвергались разрушению, так как бомбардировка крепости при всех осадах начиналась с островков, расположенных напротив, у левого берега Невы. Изучая чертежи петровского времени, а затем и присланные из Стокгольма, исследователи установили, что эти башни и стена между ними значительно утолщены. Прикладка камнем велась с внешней стороны, это хорошо видно в натуре. Но снова загадка: кто осуществлял прикладку — шведы или русские, понявшие свои просчеты? Облицовка в этом месте многократно подновлялась, так что судить по внешнему виду трудно. Пришлось опять обратиться к архивным и литературным источникам. Шведский хронист Е. Тегель, повествовавший о походе Якова Багге к Орешку в 1555 году, поясняя раздумья о выборе места для обстрела крепости, отметил: <А стена в замке против этого острова (Монашеского, или Никольского, где были поставлены орудия шведов.- Авт.) была толщиной в три сажени, о чем рассказали русские пленные>. И действительно, это единственный участок, где стена после усиления стала толщиной около 6,5 метра (то есть три сажени), а в других осталась такой же, как была, — 4,5 метра. Форма боевых печур при этом изменилась, а бойницы получились раструбом. Из этого можно сделать вывод, что стену утолщали русские. Однако, несмотря на утолщение этого участка чуть ли не в полтора раза, он продолжал оставаться самым опасным, и в 1740 году было принято решение не стену укреплять, а срыть все близлежащие островки. В Центральном государственном историческом архиве хранится <Диспозиция, учиненная для произведения работ при Шлиссельбургской крепости сентября 1 дня 1740 года>. В ней записано: <Острова, имеющиеся против крепости в стороне к Шлиссельбургской слободе, на которых при взятии той крепости российские батареи были, надлежит снести, дабы и при самой низкой воде неприятелю для батарей служить не могли>.

В общей системе обороны каждая башня имела свое назначение. Достаточно взглянуть на план крепости, чтобы понять, что Наугольная башня, обращенная в сторону наиболее вероятного появления врага, являлась ответственным звеном обороны. Как грозный страж, охраняла она крепость, держа под прицелом своих орудий русло и берега реки. Не случайно утолщение стен крепости началось с Наугольной башни: именно она принимала на себя первые удары противника.

Башни Княжая, Головкина и Флажная очень сходны между собой по размерам и внешнему виду, а главное — по расположению бойниц, лестниц с витыми маршами и внутренних переходов. Они все круглые, а их нижние ярусы перекрыты каменными сферическими сводами. Воротная башня (единственная четырехугольная) — одно из интереснейших сооружений московского периода. По внутреннему устройству и планировке ее можно отнести к лучшим образцам средневековой фортификации. Через нее пролегал главный путь в крепость, и потому она подвергалась ударам всех видов оружия, применявшихся во время штурма. Стены ее очень пострадали, бойницы растесаны, облицовка заменена. Только зондированием кладки удалось разобраться в ее структуре и восстановить утраченное. Тайны древних стен открывались не сразу.

На одном из чертежей XVIII века схематично показано какое-то подвальное помещение под проездом. Первые попытки найти к нему спуск не увенчались успехом. Пришлось разобрать часть поздней кирпичной кладки со стороны крепостного двора. После полной расчистки появилась тщательно заделанная арка входного проема, а за ней в толще стены обнаружилась наглухо замурованная камера, куда более 200 лет не ступала нога человека. В расположенной рядом с камерой бойнице сохранились и старая амбразура, и ниша, куда помещалась при открывании ставня, и канал для отвода дыма наружу, и паз для засова. Но самое интересное то, что тут же брали начало две каменные лестницы, одна вела наверх, а вторая — в подвал. Это и был именно тот ход, который исследователи тщетно искали. Подвал оказался единственным в ореховских башнях. Его пол лежит на уровне воды в Неве. Каково назначение этого каменного мешка, пока трудно сказать. Может быть, это место заточения пленных или камера пыток.

Интересно проследить, как последовательно была организована оборона крепости. Защита Воротной башни продумана наилучшим образом. Подступы к входной арке простреливались с крепостной стены и из бойниц Наугольной башни, а у входа стояла деревянная изгородь — палисад. У ворот путь врагам преграждал соединявшийся с Невой ров с перекинутым через него подъемным мостом. В западной стене Воротной башни сохранилась глубокая ниша, куда мост откидывался при подъеме, заслоняя собой внешние ворота. Подъемный механизм был прост, но при восстановлении потребует расчета движения рычагов и ворота и точной установки осей вращения, блоков, цепей и синхронности в работе всех элементов. В наше время секреты древней механики забыты, и действие подъемного моста придется проверять на модели. Изнутри въездная арка наглухо закрывалась воротами, обитыми  железом. За ними через узкую щель каменного свода опускалась со второго яруса герса — кованая или обитая железом решетка. В случае, если враг прорывался в башню, закрывались вторые ворота, расположенные в тыльной ее стене, а с боевой площадки крепостной стены опускалась еще одна решетка. Все было тщательно продумано и проверено практикой.

Пограничное положение крепости требовало от ее защитников особой бдительности. Тщательно были разработаны конструкции запоров, замков. Въезды в крепость охранялись караулом. В гарнизоне имелась специальная стража — воротники. В случае прорыва неприятеля на территорию крепости защитники закрывались в башнях, а при необходимости все силы сосредоточивались в небольшой цитадели — надежно защищенной крепости в крепости. Цитадель окружена глубоким внутренним каналом и высокими стенами, усиленными четырьмя башнями.

У стен цитадели серия препятствий для проникшего в крепость врага повторялась. Широкий ров и подъемный мост находились под обстрелом соседних башен. В откосах прохода сохранились кованые подставы, на которых крепились створы ворот, а в своде — вертикальные пазы для опускной решетки. Обнаружена железная, покрытая ржавчиной проушина, в которой вращалась ось подъемного рычага, скоба запора ворот и другие детали. По ним можно воссоздать все защитные устройства. Мощный рубеж сопротивления, цитадель — отнюдь не замок, характерный для западных систем укреплений, где имелись залы, трапезные, часовни и покои для начальников.

Цитадель Орешка — образец рациональной крепостной постройки, созданной русскими мастерами. Она хорошо сохранилась и займет важнейшее место в экспозиции будущего музея. В цитадели реставраторов также ожидали загадки: не могли найти лестницу Королевской башни, оставалось непонятным назначение верхнего арочного проема южной стены и заложенного входа у ее подножия. Последнее представляло особый интерес для реставраторов.

Нелегко вырубать прочно скрепленный известковым раствором камень кладок, произведенных сотни лет назад. Продолжили исследование в другом конце стены. Сначала показалась лестница вниз, затем свод и, неожиданно для всех, печура с бойницей, направленной в сторону Ладожского озера. Несколько позже следы такого же свода нашли и под западной стеной. Стало ясно — обе внутренние стены цитадели опирались на своды подвальной галереи, проложенной вдоль их основания. Это была крупная находка. Подобные галереи неизвестны в других крепостях. Какую же важную цель преследовали строители, поступаясь самым ценным — прочностью укреплений? Именно здесь, в цитадели, на последнем рубеже обороны были необходимы широкие вместительные галереи для хранения продуктов питания, снаряжения, а может быть, и пороха с расчетом на длительную осаду. В случае необходимости тут же могли укрыться и раненые.

На самой высокой башне цитадели — Колокольной, — наиболее отдаленной от внешних стен крепости, находились сторожевая вышка, набатный колокол, а затем появились и башенные часы, одни из первых на Руси. Отсюда воеводы следили за ходом боя и передвижением врага, а дозорные вели непрерывное наблюдение за водными просторами Ладоги, Невы и за ее берегами. С небольшого замкнутого двора цитадели к Ладожскому озеру вел запасной выход, защищенный воротами и герсой. Возможно, на берегу за воротами были открытые позиции для пушек или причалы для судов. На случай осады во дворе находился колодец с питьевой водой и прямой всход на крепостную стену. Двух башен цитадели — Колокольной и Мельничной — теперь уже нет. Устоявшие в сражениях, они были разобраны в XIX веке при перестройке крепости под тюрьму. Можно себе представить радость реставраторов, когда после снятия насыпного грунта их глазам открылось уцелевшее основание Мельничной башни. Теперь есть возможность по следам сбитой кладки и чертежам восстановить полностью это своеобразное сооружение с бойницами, обращенными внутрь крепостного двора. Сохранились и нижние ряды кладки замечательной Колокольной башни. Она будет воссоздана как главная доминанта всего острова.

Процесс работы над завершением Колокольной башни стал известен исследователям из лаконичных указов Петра I о построении Санктпетербургской и Шлиссельбургской крепостей: <…с каменной башни Часовая деревянная башня снята, а вместо той надлежит делать вновь по чертежу, и часы по прежнему поставить>. Затем в графе <сделано> поясняется: <Деревянного купола с шпицем плотничною работою половина>, и дальше указание: <Другую половину доделать и на башню поставить с часами>. Мы имеем все основания предполагать, что в такой пограничной крепости московского периода, как Орешек, технические новшества вводились без промедления. И башня, и часы будут восстановлены и, безусловно, вызовут большой интерес у посетителей.

В цитадели есть одна особенность, привлекающая внимание историков. В отличие от западноевропейских замков здесь для воеводы или наместника имелась только небольшая светлица, искусно размещенная в толще стены. От нее-то и получила наименование рядом стоящая башня — Светличная. Светличная башня. Рисунок В. М. Савкова к проекту восстановления.

Сделанная для князя светлица служила командным пунктом при обороне крепости. Здесь разрабатывались военные планы и тактика защитников в жаркие дни осады. Затем это единственное жилое помещение в крепостной ограде стало тюрьмой. На маленьком оконце, выходящем во двор цитадели, появилась кованая решетка, а в каменном полу — люк, то ли для подачи пищи, то ли для других надобностей. Трудно найти более подходящее место для изоляции. Узник не ведал даже, где он находится.

Светличная башня — опорный узел в месте стыка двух крепостных стен — выполняла несколько функций. Здесь в полную силу проявилась виртуозность мастерства русских строителей. В небольшом объеме башенных стен кроме бойниц был размещен ряд скрытых помещений и переходов. Вначале трудно было разобраться в этом полуразрушенном лабиринте, тем более, что часть проемов и галерей оказалась заделанной. Ситуация стала проясняться лишь после того, как осторожно расчистили штукатурку и сделали зондажи кладки. Позади заложенных камнем проходов найдена старая, не тронутая временем лестница с узким винтообразным маршем, ведущая с нижнего яруса башни на второй и выше. Неподалеку были обнаружены помещение для механизма опускания герсы, камера управления подъемом цитадельного моста и несколько неизвестных до этого бойниц, сохранившихся в первоначальном виде. Однако не имелось прохода из башни на боевую площадку крепостной стены большого двора. Очевидно, Светличная башня должна была служить препятствием для врагов, если бы они взобрались на внешнюю стену и пытались проникнуть в цитадель верхним путем.

Появление каналов на острове, безусловно, связано с тактикой активной обороны. Каналы острова, снабженные подъемными мостами, выходившие в протоки Невы за стенами крепости, представляли собой одно из интереснейших явлений в русском оборонном зодчестве.

Орешек — ранний памятник морской фортификации. В свое время он играл ту роль, которая позже перешла к Кронштадту. Между тем значение крепости как крупной военно-морской базы для целой флотилии, способной совершать далекие рейсы к берегам Балтийского моря, было до сих пор неизвестно, и поэтому каналам, изображенным на планах, не придавалось значения. Их считали обычными обводняющими рвами. Восстановление внутренней гавани у стен цитадели, мостов и водных ворот даст возможность воспроизвести картину жизни крепости в эпоху ее военного и торгового могущества. Судоходные каналы, имевшиеся на острове еще в ранний период формирования Орешка, являются вместе с тем блистательным образцом развития отечественной гидротехники.

Оборонный комплекс московского периода составлял цельную, законченную архитектурную композицию. Он будет полностью воссоздан, так как отсутствие в нем какой-либо части — башни или канала — исказит не только единство ансамбля, но и представление о системе обороны. Хотелось бы сохранить лишь пробоину в стене, через которую пытались ворваться в крепость русские солдаты в 1702 году…

Легче, чем древние, поддаются восстановлению сооружения XVIII века. Они более изучены и имеют аналогии среди произведений архитектуры Ленинграда. Из сооружений XVIII века прежде всего обращает на себя внимание здание казарм, единственное оставшееся от петровского времени.

 

Схематический чертеж казарм в разрезе. Реконструкция.

Восстановление сильно разрушенных сводов этого здания — одна из трудных задач строителей. Чтобы обнажить старые полы нижнего этажа, выложенные кирпичом на ребро, надо на 60-80 сантиметров снять культурный слой. Интересно сохранить планировку казарм, состоящих из чередующихся групп помещений, площадь и расположение которых, безусловно, отвечали порядку и численности войсковых подразделений.  Будет восстановлена разрушенная аркада галереи, объединявшая отдельные помещения. Ее протяженность давала возможность выстраивать <во фрунт> весь гарнизон крепости.

К сожалению, уже застроено <парадное место>, где когда-то маршировали петровские полки.

Вдоль казармы, вплотную к ее фундаменту, был проложен проточный канал, изолировавший здание от всего крепостного двора. Канал засыпан в XIX веке. Глубоко в земле лежат хорошо сохранившееся каменное русло канала и остатки перекинутых через него мостиков, у которых когда-то стояли часовые, контролируя вход и выход из казармы. С помощью пробных шурфов направление канала уточнено, и теперь имеются конкретные данные для восстановления интереснейшего сооружения петровского времени. Бесперебойное водоснабжение было непременным условием возведения укрепленных городов. Воссоздание еще одного канала из всего водного комплекса Орешка подчеркнет островной характер крепости и значительно обогатит экспозицию музея.

Бастионы Шлиссельбурга заложены по плану, выполненному с большим знанием фортификационного дела. Всего их было шесть. Они соединялись куртинами в замкнутое вокруг крепости кольцо обороны. Основания бастионов, сделанные сначала из фашин, размывало, и их приходилось вновь и вновь укреплять. В середине XVIII века больверки облицевали камнем, а сверху насыпали земляные брустверы. Но крепостные стены по-прежнему продолжали служить надежной защитой для гарнизона, а башни использовались для размещения огневых сил.

В Шлиссельбургской крепости, где стены бастионов сохранились, представляется исключительный случай воспроизвести и демонстрировать логически оправданную взаимосвязь средневековых башен с линией обороны, созданной в XVIII веке.

 

Выводы.

 

Организация музея на открытом воздухе, где экспонатами будут в основном архитектурные сооружения, построенные в разное время, — сложная задача. Группируя их по тематическому содержанию, необходимо разметить остров на зоны для удобства осмотра и для сохранения последовательности в рассказе об исторических событиях:

Памятники архитектуры создадут общий колорит экспозиции. Они послужат естественным фоном и для предметов материальной культуры, и для мемориального раздела музея.

—В общую композицию вольются археологические находки. Экспозиция раннего, новгородского, периода будет представлена фрагментами первоначальных стен и ворот, венцов изб и извлеченных из почвы многочисленных предметов быта.

—О московском периоде истории крепости поведают крепостные стены и башни, снискавшие Орешку известность неприступной крепости и военно-морской базы.

—Бастионы будут демонстрироваться в прежнем виде. Вновь предстанут перед посетителями острова казармы с галереей и каналом у их стен.

—О штурме крепости войсками Петра I экскурсоводы будут рассказывать у раскрытого основания разрушенной Подвальной башни.

У исторического пролома, через который ворвались в крепость герои штурма 1702 года, грунт будет снят до прежнего уровня.

—Посетители будут иметь возможность осмотреть и памятник-курган, насыпанный в честь русских воинов, погибших при взятии Нотебурга.

—Посетители смогут ознакомиться и с постройками тюремного периода истории крепости. Так называемый Секретный дом, заложенный во дворе цитадели в конце XVIII века, войдет в экспозицию как бывшая тюрьма декабристов.

—Построенный в XIX веке так называемый народовольческий корпус с 40 одиночными камерами представит следующий этап в истории крепости-тюрьмы.

—В начале XX века на месте бывшего Комендантского дома построен вместительный корпус каторжного централа. Предполагается восстановить и это здание.

—Заканчивается реставрация здания Секретного дома в цитадели, подготовлены к восстановлению петровские казармы.

—Об обороне Шлиссельбурга во время Великой Отечественной войны красноречиво расскажет южная часть острова, которая подвергалась наибольшему разрушению вражеской артиллерией. Там раскинется площадь, где предполагается создать монумент советским воинам-героям.

Впоследствии в экскурсионный маршрут войдет и осмотр Колокольной башни. С высоты ее верхней площадки экскурсанты смогут любоваться широкими просторами Ладоги и живописным видом берегов Невы.

 

Заключение.

Возрождение крепости Орешек — реальное дело большого культурно-исторического значения. Уникальный памятник фортификации, доблестный страж Русской земли, старая крепость Орешек послужит благородному делу патриотического воспитания многих поколений советских людей. Будущая экспозиция расскажет о героике прошлых лет, о развитии и национальных особенностях русской фортификационной техники, об исторической роли крепости в защите границ Русского государства. (К сожалению, не удастся воссоздать палат Петра I, хотя следы их найдены в раскопе). Одной из тем явится борьба народа за свободу в период нарастания революционного движения накануне Великой Октябрьской революции.

Анатолий Николаевич Кирпичников  (25 июня 1929Ленинград — 16 октября 2020Санкт-ПетербургРоссия) — советский и российский археолог. Доктор исторических наук, профессорзаслуженный деятель науки РСФСР (1991). Почётный гражданин Ленинградской области (2013). С 1955 года работал в Институте истории материальной культуры АН СССР (РАН). Автор более 650 научных работ, в том числе 16 монографий. Более трех десятилетий Анатолий Николаевич отдал борьбе за спасение культурного наследия Отечества. О недостаточной координации работ по сбережению и использованию памятников истории и культуры, о гибели памятников, о безнаказанности чиновников, ответственных за их охрану, он писал с начала 1980-х годов, причем от статьи к статье — все более резко.

«Многолетняя недооценка культуры и истории России породила пренебрежение к прошлому… Так называемый остаточный принцип поддержки культуры обернулся усечением исторической памяти» (Кирпичников 1989).

В научных и научно публицистических статьях А. Н. Кирпичников не только констатировал сложившуюся ситуацию, но и формулировал задачи, требующие первоочередного решения:

«Отечественное культурное наследие, которое в течение ХХ столетия подвергалось неоднократным сокрушительным ударам, ныне вновь переживает кризис. В результате  просветительские и, думаю, политические потери. Укоренился остаточный принцип выделения средств на развитие культуры… Работники библиотек, архивов, музеев, учителя, архитекторы-реставраторы придавлены нищетой. Горят, обкрадываются, затопляются ценнейшие собрания книг и документов. В новых условиях приватизации и рыночных отношений ценности России оказались практически беззащитными. Под натиском коммерческой стихии их все труднее сохранять. Все старинное стало объектом неудержимой купли-продажи… С новой силой происходит разворовывание и распродажа по всему миру исторического достояния Отечества» (Кирпичников 1998). «Привычным для Кирпичникова стало хождение из одного чиновничьего кабинета в другой и разъяснение «слугам народа» важности и нужности памятников прошлого для современности, с растолковыванием необходимости охраны, реставрации и музеефикации самих памятников. Привычным стало не только убеждать чиновников в принятии конкретных мер, но и попытки возрождения у власть предержащих исторической памяти».( Кирпичников, Жизнь и труды 2012).

Отчёт-книга профессора Кнрпичникова местами похож на приключенческий роман из времён средневековой Руси, однако нет сомнений, что каждая его строка  научно и материально обоснована. Долгую жизнь он прожил, много сделал и зафиксировал открытий в культуре древней Руси, но большая часть их не реализована,  осталась в записях, зарисовках, чертежах и других единицах хранения его большого архива. Какова судьба этого архива? Изучается ли он, систематизируется? Это неведомо. Очень не хотелось бы, чтобы наработанные большим трудом материалы затерялись, были случайно испорчены или потерпели бы ещё какой либо урон. Автору стало известно, что ореховские археологические находки Кирпичникова недавно, после многолетней обработки, наконец, вошли в экспозицию музея истории Санкт Петербурга. Это хорошая новость, а плохая заключается в том, что шлиссельбургский краеведческий музей снова не получил ничего от питерских коллег.

Однако жизнь шла своим чередом, и возникли новые проблемы, о них в следующей части статьи.

Автор: Груздев Александр Васильевич | слов 4304


Добавить комментарий