КАПРИЗЫ ОБМЕНА. ФОРМЫ ОБМЕНА
Гермес к торговле подбивал,
Но простодушных надувал
ФОРМЫ ОБМЕНА
Где двое — там рынок,
где трое — базар,
где семеро — ярмарка.
Московская поговорка
![]() |
Формы обмена многообразны и неисчерпаемы. Они возникают и исчезают по мере изменений в экономическом, политическом и социальном развитии общества. Подъём экономики способствует расцвету крупных и обеспеченных торговых форм. Спад и катастрофы рождают и множат мелкий обмен в виде бартера, челноков, торговли «вразнос» и т. п.
Это значит, что в обмене существует два уровня или этажа. На нижнем располагаются рынки, лавки, мелкие торговцы. Верхний этаж занимают ярмарки и биржи. Обратимся к ним.
РЫНОК
Обмен начинается с россыпи рынков. Они являются самой распространённой формой обмена первого этажа. Наряду со словом «рынок» широко применяется слово «базар». Его постоянно использовал наш первый купец-путешественник Афанасий Никитин. В словаре Ожегова оба слова определяются как «место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах». Но разница очевидна. «Рынок» — понятие более официальное. Им обозначают постоянное место торговли. За словом «базар» закрепляются значения беспорядка, бардака, шумного места, сезонной торговли по выходным дням и в праздники. «Рынок» — это также экономическая категория, например, «рыночная экономика». Но! Не существует официального понятия «базарная экономика». Разве только шутки ради.
Вернёмся, однако, к рынку. Он возник в незапамятные времена и рассматривается с двух сторон. Во-первых, рынок — это место розничной торговли, в котором совершаются сделки между продавцами и покупателями. Так понимается рынок в узком смысле слова. Во-вторых, рынок — это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Таково широкое понимание рынка. Узкое понимание рынка иногда называют географическим. Географические названия национальных рынков пестрят в анналах мировой истории. Например, «Чрево Парижа», «Рынки Лондона», «Гранд Базар» в Стамбуле и др.
Чрево Парижа
Знаменитый парижский рынок Ле-Аль ведёт свою историю с XI в. Он был воспет Эмилем Золя и с его лёгкой руки назван Чревом Парижа. Рынок просуществовал на одном месте девять веков. Зародившись на окраине Парижа, по мере роста города он оказался в его сердце и стал «Центральным рынком». В 1850-е гг. его облик существенно обновил архитектор Вальтар, по проекту которого были построены превосходные павильоны, придавшие рынку неповторимое величие.
![]() Павильон крытого рынка в Ле-Аль. 1866 г. |
Центральный рынок стал настоящим городом в городе. Его расположение создавало для горожан определённые неудобства в виде многочисленных подвод с продуктами, передвигающихся через весь город к рынку, в лице горожан сомнительных наклонностей и в наличии откровенной антисанитарии. Поэтому XX в. стал переломным в судьбе рынка. Было принято решение о переносе Центрального рынка в пригород Парижа с сохранением его исторического названия. В мае 1969 г. новый рынок принял первых покупателей. Старый рынок «Чрево Парижа» в 1973 г. был снесён. Сегодня на его месте разбит парк с аллеями, детскими площадками и подземным торгово-развлекательным центром. Но «Чрево Парижа» продолжает жить в фантазиях художников, романтике поэтов, мифологии пророков…
Рынки Лондона
Понятие «Чрево Лондона» весьма условно, оно включает в себя десятки рынков, как стационарных, так и уличных, появляющихся в воскресные дни спонтанно на любой улице, учесть которые очень непросто, но можно размежевать их по нескольким критериям. Географически рынки Лондона делятся на северные, южные, западные, восточные, центральные. По основному товарному ассортименту — на овощные, фруктовые, мясные, рыбные, винные, книжные, цветочные, блошиные и т. д. По месту расположения — в закрытых помещениях и на улицах. По времени проведения — на повседневные и воскресные. Лондонские рынки — идеальное место для покупки товаров на любой вкус — от простой еды до изысканных блюд гурманов, от современного искусства до антиквариата, от витражной одежды до современного «писка моды». Из массы рынков Лондона выделяют 12 лучших, из них 8 — уличных. Из лучших самыми известными являются Ковент-Гарден Пьяцца и Блошиный.
Ковент-Гарден — это рынок с богатой историей и великолепной архитектурой, массой специализированных магазинов, ресторанов, кафе, антиквариата и ценных украшений, где можно купить всё что душе угодно.
Он возник на пустыре, и первые упоминания о нём относятся к 1630 г., когда на этом месте расположился овощной и фруктовый базар. Ныне имя «Ковент-Гарден» имеет мировую известность и является предметом гордости горожан и красивой эмблемой города.
Лондонский Блошиный рынок — крупнейший в мире, на нём имеются всевозможные товары домашнего обихода.
![]() Рынок Ковент-Гарден Пьяцца |
![]() Лондонский Блошиный рынок |
Гранд Базар
Однако все «Чревы» Европы уступают Гранд Базару в Стамбуле. Это старейший и крупнейший крытый рынок мира. Его история уходит корнями во времена Византийской империи. За свою историю он претерпел множество реконструкций.
![]() ![]() Гранд Базар |
В настоящее время Гранд Базар занимает площадь 31 тыс. кв. м., имеет около 4 тыс. магазинов, в котором работает 25 тыс. человек, несколько мечетей, кафе, ресторанов и гостиниц.
На базаре продаются самые знаменитые в мире ковры, посуда, антиквариат, кожаные и керамические изделия, одежда и многое другое. Особый товар — золото. Им торгуют с момента основания рынка. Каждый день на Гранд Базар подвозят золотое сырьё, из которого тут же делаются украшения.
ВОПРОС: Уважаемый читатель, не опустошил ли
Гермес Ваш кошелёк на заморских рынках,
если, конечно, Вы там побывали?
Петербургские рынки
По сравнению с европейскими и восточными столицами Петербург не является древним городом. Он молод, красив и степенен. Но рынки и его не обошли стороной. Из двенадцати популярных рынков Петербурга четыре вызывают мой особый интерес: самый первый, очень дорогой, наиболее дешёвый и постоянно закрывающаяся и возобновляющаяся «Апрашка».
Сытный рынок
Самым старым в истории города является Сытный рынок (Сытнинская улица, 5. Он существует уже более 300 лет и является ровесником Петербурга. В старину и ныне на рынке регулярно проводятся ярмарки и городские праздники с обильной продажей продуктов питания. Большой популярностью у горожан пользуется знаменитая петербургская рыбка — корюшка, которая по праву считается символом Сытного рынка. В разные времена рынок имел различные имена. Со времени своего появления рынок назывался Обжорным. Он возник на пустыре (ныне — Сытнинскя площадь) напротив кронверка Петропавловской крепости. Тогда это была окраина на болотистой местности и называлась Козьим болотом, на котором торговали лошадьми (ныне — Конный переулок).
![]() Сытный рынок |
Название «Обжорный рынок» связано с тем, что он был местом торговли горячей едой в харчевнях, на лотках и вразнос. Существовало и питейное заведение (куда без него!) с названием «Австрия».
Другое название рынка — «Ситный». Оно связано с постоянной продажей муки, которую просеивали через сито. Ещё одно название «Сытный» связано с первым губернатором Петербурга Меньшиковым, который, наслаждаясь пирожками с зайчатиной, восклицал: «Как сытно!»
Любопытно заметить, что этот рынок был площадкой для оглашения царских указов и даже местом для публичной казни. Одной из последних была казнь В.Я. Мировича за попытку освободить из Шлиссельбургской крепости и возвести на трон Иоанна Антоновича. На границе XVIII-XIX вв. по причине переноса центра города на левый берег Невы Сытный рынок потерял свою роль и престиж и являл собой печальное зрелище. После строительства Троицкого моста, связавшего оба берега Невы, роль рынка вновь возродилась. После Октябрьской революции рынок был закрыт. Он возобновил свою работу и был украшен парадным входом в 1936 г.
Сейчас его площадь 2585 кв.м., 524 торговых места, гостиница на 1000 мест, филиалы в Зеленогорске и Сестрорецке.
Кузнечный рынок
В самом центре города в стильном красивом здании рядом с музеем Ф. М. Достоевского на Кузнечном переулке, д. 3, расположился Кузнечный рынок, который по отзывам покупателей является самым дорогим, с «космическими» ценами. Раньше это место принадлежало Владимирской церкви и было занято дворовыми складами и сараями. Позднее здесь возник Владимирский овощной базар.
Первые воспоминания о нём появились в 1739 г., когда район заселяли служащие придворного ведомства. Будучи лакеями Дворца, они тем не менее считали себя избранными и с презрением относились к остальному люду, поэтому рынок считался важным, престижным и очень дорогим.
За время своего существования рынок пережил череду собственников в лице Владимирской церкви, купцов, коммерсантов. В советское время, в 1928 г., по решению суда рынок перешёл Ленинградскому городскому отделу коммунального хозяйства. В 20-х гг. прошлого века в стиле советского ампира было построено замечательное здание рынка, которое является памятником архитектуры и должно было свидетельствовать о расцвете советской торговли. Интересно отметить, что вместо бога торговли Гермеса здание рынка украшают фигуры колхозника и рабочего, созданные скульптором Разумовским, а фронтон представлен уникальными часами со знаками зодиака.
![]() Кузнечный рынок |
Ныне рынок специализируется на продаже фермерских продуктов, качественных, сертифицированных, но не дешёвых, чем успешно пользуется армия перекупщиков.
Сенной рынок
Ещё один рынок Петербурга — Сенной — расположен на Московском пр., д. 4. Считается, что приезжавшие на рынок станичники торговали в рядах скотом, соломой, сеном — отсюда и его название «Сенной». До 30-х гг. XVIII в. на этом месте находился дремучий грибной лес с тощими деревьями, змеями и непроходимыми дебрями, что очень пугало и огорчало горожан. В 1737 г. лес вырубили и по приказу императрицы Анны Иоанновны «обустроили новое торговое место». Этим местом стал рынок. По мере освоения расположенной рядом дороги на Москву количество купцов, прибывавших на рынок, росло, что способствовало расширению и расцвету рынка. Он обрастал сомнительным окружением, к которому, с одной стороны, относились нищие, убогие, больные, с другой — мошенники, преступники, воры. Поэтому обстановка на рынке отличалась драками, преступлениями, пропажей людей, воровством.
![]() Сенной рынок |
На Сенной площади наказывали поркой воров и мошенников, устраивали показательные «торговые казни», что послужило основанием называть Сенной рынок «Чревом Петербурга».
Рынок самобытен и уникален: он сохранил отпечаток всех столетий своего существования. На нём можно почувствовать былую жизнь и сегодняшний пульс города. На рынке мало сохранилось советского колорита, но остались хаос и необустроенность 90-х гг. В настоящее время Сенной рынок — продовольственный, где торгуют фруктами, овощами, свежим мясом фермерских хозяйств Ленинградской области и Средней Азии. Продаются и готовые блюда для быстрого питания.
Это единственный рынок в городе, где можно купить овощи и фрукты по приемлемым ценам, хотя на уличной части рынка возможен обман: «насыпать могут, что угодно», но руководство рынка гарантирует контроль и низкие цены.
Апраксин двор
Думаю, что каждому взрослому жителю Петербурга известен высокорейтинговый рынок с громким официальным именем «Апраксин двор» и народным неофициальным — «Апрашка».
![]() Апраксин двор |
Сегодня мало кто помнит, что Апраксин — это фамилия графа Фёдора Апраксина — «верного слуги» императрицы Елизаветы Петровны, а рынок с этим именем знают все. Он основан в середине XVIII в. на очень удачных для торговли землях. Вторая часть участка была пожалована Елизаветой купцу Ивану Щукину. Спустя сто лет указом императора Николая I оба участка были объединены в одну торговую зону и стали застраиваться павильонами по проекту архитектора И. Корсини. Но пожар 1862 г. уничтожил более 6 тысяч лавочек и других строений. Пожар стал толчком для дальнейшего развития рынка, в котором активное участие приняли потомок графа Фёдора Апраксина Антон Апраксин и архитектор Кракау, построивший каменные корпуса вместо деревянных. К концу XIX в. Апраксин двор стал одним из крупнейших центров оптовой торговли в Европе. На нём можно было купить практически всё — от кур с поросятами до золота с оружием.
После Октябрьской революции рынок был предоставлен сам себе, вследствие чего начался расцвет стихийной торговли продовольственными товарами, едой и т.п. Рынок стал заполняться мелкими лавочками, ларьками и просто развалом. В советское время на рынке шла незаконная торговля зарубежными товарами, которые фарцовщики закупали у финских туристов и моряков дальнего плавания.
С 2007 г. власти пытаются провести реорганизацию и навести на рынке порядок. Но Апрашка не сдаётся. Сюда не приходят за брендовыми товарами. Однако на рынке можно купить всё, что необходимо для ведения домашнего хозяйства: отыскать деталь взамен потерянной, недорого приобрести модную майку, сезонные тапочки или сочную, вкусную дыньку. Рынок нужен горожанам. Он перенёс пять пожаров и как птица Феникс возрождался после каждого из них. Апрашка непобедима.
Означает ли это, что надо законсервировать знаменитый рынок? Конечно – нет! Его нужно и можно оснастить современными и красивыми техническими достижениями для демонстрации разного рода торговых событий, происходивших в Санкт-Петербурге. Можно было бы создать «Музей торговой истории Санкт-Петербурга», где усилиями научных, правовых и торговых специалистов были бы реконструированы и представлены зрителям фигуры почетных организаторов рыночного обмена, известных купцов и даже сцены борьбы с торговым криминалом по примеру всемирно известного «Музея восковых фигур мадам Тюссо».
ВОПРОС: Уважаемый читатель,
какой из описанных рынков
Вы считаете самым петербургским?
ОСВОЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ. НЕГОЦИАНСТВО
В этом разделе нашей экскурсии продолжается рассказ о рынках, но появляется новелла о стремлении русских купцов расширить рынки сбыта своей продукции за пределы страны, т.е. стать негоциантами.
Негоциант — это купец, коммерсант, ведущий крупные торговые операции, главным образом международные. Слово «негоциант» стало популярным после выхода в свет в 1870 г. книги французского писателя Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Круг деятельности негоциантов и в жизни, и в искусстве широк и многообразен. Известно, что негоцианты не брезговали связью с пиратами, скупая у них награбленное добро. Частенько негоцианты устраивали неформальные встречи с правительствами посещаемых ими стран, подкупали их, на выгодных для себя условиях принимали торгово-финансовые решения. Было бы неправильно окрасить их деятельность чёрной или белой краской, так как она многокрасочна: в ней уживается и романтика, и преступления, и жажда наживы, что явилось прекрасной почвой для творчества художников, музыкантов, писателей. Вспомним хотя бы «Песню Индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко»:
Не счесть алмазов каменных в пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом
Далёкой Индии чудес…
Стремление русских купцов стать негоциантами усиливалось географическим положением России, находящейся в замкнутой сухопутной территории без выхода к морю. Суть этой проблемы содержится в двух теориях: «Цивилизация суши» и «Цивилизация моря». Страны, замкнутые территорией суши, имеют ограниченный круг торговых, финансовых, научных и прочих связей, что сужает возможности их поступательного развития, чего не скажешь
о странах, имеющих выход к морям и океанам: они мобильны, инициативны и предприимчивы. Возможность выхода к морю позволяет им активизировать товарно-финансовые сделки и обмен научно-технической информацией.
Географические условия и исторические события сделали Россию ядром «Цивилизации суши», а центр «Цивилизации моря» закрепился в зоне англосаксонского влияния. Распад СССР стал бедой для «Цивилизации суши». Некоторые страны, вышедшие из-под опеки Москвы, пытаются пристроиться в стане англосаксонской цивилизации. Современная Россия наследует традиции своих предков и прилагает колоссальные усилия для закрепления своего присутствия на Северных, Южных, Восточных и Западных морях.
* * *
Негоцианство — явление многозначное, включающее в себя не только мечты о море, но и умение адептов Гермеса предвидеть, считать, рисковать.
Дотошные статистики доказали, что лишь 5 % населения земли обладают даром успешных коммерсантов, в то время как стремятся к этому многие.
В современном мире слово «негоцианты» используется в названии финансовых, винных и иных компаний. Ярлык «негоциант» — с одной стороны, дань средневековой романтики, с другой — это маркетинговый рекламный ход. Негоциантом в банковском деле является банк, профессионально занимающийся «учётом векселей». Но значительно больший интерес и любопытство вызывает винный негоциант, судьбой и историей которого заполнен интернет. Воспользуемся некоторыми из них.
В мире насчитывается около 1500-2000 винных компаний с ярлыком «негоцианты». Винный негоциант — это посредник между винным производителем и оптовым покупателем продукции.
Негоциантами могут быть компании или отдельные лица, которые не занимаются непосредственно производством вина, а скупают его у именитых или не очень известных компаний, разливают, выдерживают, смешивая по своему усмотрению, и продают. В современном мире это называется маркетингом.
Благодаря тому, что негоцианты продают большое количество вина, оно может оказаться более дешёвым, чем у производителя. Ради увеличения прибыли используется ещё один маркетинговый ход, который называется фьючерсом. Суть покупки фьючерса состоит в том, что покупается «будущее» вино. Виноград ещё созревает, а негоциант уже заплатил за вино из этого винограда, естественно заплатил меньше, чем за готовый продукт.
В литературе существует много рассказов, посвящённых этой теме. Приведу один из них, принадлежащий французской журналистке. «В начале 80-х гг. прошлого века 35-летний юрист из Балтимор Роберт Паркер призвал читателей своего журнала покупать вина Бордо 1982 г. бочками. Чем больше, тем лучше».
Таким образом было положено начало использованию винных фьючерсов.
Афанасий Никитин
Богата русская история отчаянными мужчинами. Давайте отлистаем шесть веков на страничках календаря и приглядимся к изображению Афанасия Никитина — прославленного купца и путешественника.
АФАНАСИЙ НИКИТИН (1433-1475) — первый русский и европейский путешественник, который посетил Индию за 30 лет до португальского мореплавателя Васко да Гама.
Афанасий Никитин родился в Твери, в семье крестьянина Никиты, имя которого стало фамилией Афанасия. Так на Руси было принято. Достаточно сказать, что фамилия русских царей «Романовы» родилась не от фамилии, а от имени «Роман», которую носил боярин Роман Юрьевич Захарьин — отец Анастасии Романовны, жены Ивана Грозного. В 1613 г. на престол был избран её внучатый племянник Михаил Фёдорович, фамилия которого тоже стала не «Захарьин», а «Романов». Так фамилия «Романов» сделалась в России царской.
Вернёмся, однако, к Афанасию Никитину. Он был весьма предприимчивым и мобильным купцом. В поисках рынков сбыта товаров он разъезжал по России и за её пределами. Побывал в Латвии, Литве, Крыму. В 1466-1472 гг. путешествовал по югу. В 1466 г. он отправился с торговыми целями вниз по Волге. Достиг Дербента, доплыл до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию.
В 1469 г. Афанасий Никитин достиг Индии, где прожил три года. На обратном пути посетил Сомали, Персию, Турцию. В 1472 г. прибыл в Кафу (Феодосию). Он стал путешественником поневоле. Вначале своего многолетнего путешествия по дороге в Астрахань один из его кораблей разбился, другой разграбили разбойники. В этих условиях возвращаться домой, где у него были большие долги, с пустыми руками он не мог и не хотел. Поэтому и решил пробраться в Индию, купив предварительно очень дорогого жеребца, которого надеялся выгодно продать и купить нужные для продажи на Руси товары. Однако его расчёт на выгодные торговые сделки и установление экономических связей с азиатскими купцами не состоялся.
Афанасий Никитин оказался первым и в литературном творчестве. Он написал замечательную книгу «Хожденье за три моря», посвящённую рассказам об Индии и торговле. Через несколько столетий Николай Карамзин опубликовал её в своём труде «История государства Российского».
Афанасию Никитину установлено три памятника: по месту рождения в Твери, Индии и Феодосии, как в последнем городе, который посетил знатный путешественник.
Из варяг в греки
Уникальным историческим феноменом многовекового международного негоцианства является сокрытый в недрах раннего Средневековья легендарный путь с красивым, интригующим названием «из варяг в греки», которое порождает как минимум три вопроса: кто такие варяги, кто такие греки и что их связывало. Тайну раскрывает «Повесть временных лет», в которой варягами называются скандинавские племена, платившие дань князьям русских городов, а греками — народы богатейшей средиземноморской империи.
![]() Карта пусти из варяг в греки |
«Повесть» свидетельствует о том, что путь «из варяг в греки» определился к IX в. и связал Русь Северную с Южной, государства Прибалтики и Скандинавии с Византийскими торговыми городами. Из-за отсутствия сухопутных дорог и большого количества враждебных племён, которые рыскали в поисках добычи, это был не сухопутный, а водный купеческий путь по рекам, озёрам и морям. Он имел огромное значение, так как на суше параллельно ему строились города и развивался международный обмен.
Скандинавы вывозили железо, моржовую кость, китовую кожу. Из Прибалтики везли уникальную смолу — янтарь. Из новгородских земель отправляли в заморские страны меховую «рухлядь»: соболей, куниц, бобров, а также лён, мёд, воск, оружие. Южная Русь везла на продажу хлеб, ремесленные и ювелирные изделия.
Этот товарообмен был закреплён законодательно, поэтому имел большое значение для развития не только экономических, но и политических отношений между странами, а купцы-негоцианты находили свою надобность.
Великий шёлковый путь
Сказание о превратности судьбы учеников бога торговли Гермеса было бы неполным без саги о неуёмных усилиях китайских негоциантов, создавших в период Античности Великий шёлковый путь, протянувшийся на 10 000 км., связавший Восточную Азию со Среднеземноморьем и просуществовавший с III в. до н. э. до XVI в. Первоначально этот путь использовался для экспорта в основном шёлка, что послужило основанием для немецкого географа Фердинанда Риттенгофена назвать его шёлковым. Но кроме шёлка по этому пути китайские купцы вывозили фарфор, чай, рис, порох, компас и, главное, бумагу, которая стала основой письменного материала для всей Евразии и Запад ной Европы.
«Один пояс — один путь»
Не прошло и пяти веков после затухания Шёлкового пути, как современные китайские цивилизованные негоцианты к нему вернулись. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин предложил проект по международному строительству нового экономического пояса за счёт объединения сухопутного Шёлкового пути и Морского шёлкового пути XXI в. Этот проект считается важной платформой для международного сотрудничества. По данным за 2023 г. в строительстве «Одного пояса — одного пути» принимают участие 78 % государств — членов ООН и 63 % населения всего мира.
В России в рамках этого проекта запланировано строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань стоимостью в 7 трлн рублей. Кроме сухопутного пути Россия предлагает Китаю развивать Северный морской путь, который станет кратчайшим путём между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он пройдёт по морям Северного морского пути. Идеи воссоздания легендарного торгового пути в новых исторических условиях получили международное одобрение и надежду на мировой экономический прогресс.
Обсуждаемый проект свидетельствует о том, что идеи негоцианства, рождённые в умах «доисторических» людей, вполне разумны и достойны быть реализованными современными коммерсантами.
Хочется верить, что поражённый грандиозностью замысла бог Гермес пошлёт ему своё благословление.
ЛАВКИ. КУПЦЫ
Следующий житель первого этажа обмена после рынка — это лавка. В современном мире слово «лавка в значении магазина практически не используется, за исключением тех случаев, когда хотят подчеркнуть недостойное состояние магазина или использовать это слово в качестве рекламного тренда. В большинстве славянских языков «лавка» равнозначна словам «скамья», «низкий буфет» или «сервант». В старину лавкой называли небольшое помещение, в котором на «скамье» торговец (лавочник) раскладывал свой товар.
Считается, что самая древняя средневековая лавка находится в Англии на самой средневековой улице Европы — Шамблес. В средние века это была улочка с мясными лавками. Обычно на заднем дворе располагалась бойня, а на улицу выходила лавка. На середину улицы стекали отходы от скотобойни, что отравляло и угнетало жителей улицы. В настоящее время на улице Шамблес располагаются ювелирные и антикварные магазинчики. В 2015 г. эта улица названа самой живописной британской улицей, на которой сохранились плотные, прижатые друг к другу дома, построенные в IX в., и грохочущая булыжная мостовая.
Лавка, или киоск, в Древнем Риме называлась «таберна» (доска). Она представляла собой семейное предприятие, где продавцом был сам владелец или его раб. Каждая лавка получала лицензию на торговлю лишь определёнными товарами, образ которых изображался на деревянных, терракотовых или мраморных вывесках. Например, рисунок козы означал, что продаются козье молоко, творог и сыр, которые заворачивались в фиговые листья.
В винных лавках продавали как расфасованное вино, так и на разлив. Существовали также травяные и мясные лавки, магазины тканей и ювелирных изделий, в которых можно было купить даже то, что продаётся сейчас. Наибольший интерес вызывала парфюмерная лавка, в которой продавались духи, состоявшие из 10 и более цветочных ароматов. В Древнем Риме появился первый в мире торговый центр под названием «Рынок Трояна».
В Турции самой лавочной в Стамбуле была улица Истикляль. Вырубив на этом месте густой лес, его заселили в конце XV в. мусульманские племена, а в XII столетии появились посольства европейских стран, и она превратилась в торговую артерию с европейскими и азиатскими лавками, магазинами и кафе, до сих пор сохранившими свою уникальность. Очень популярен Цветочный пассаж, которому 140 лет и в котором и ныне находятся самые популярные рестораны, кафе, закусочные, лавки и магазины. Торговля на этой улице — национальная особенность Турции.
В 1607 г. испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель золотого века Испании Лопе де Вега (1562-1635) сказал о Мадриде: «Всё здесь превратилось в лавки». После мимолётного променада по торговым улочкам Древнего Рима, средневековых Лондона и Стамбула мы не можем не заключить, что все народы мира независимо от наций и вероисповеданий исповедуют принципы Гермеса — бога торговли, богатства, счастливого случая, хитрости и смекалки.
Русская история обмена представлена всеми формами торговли: лавками, магазинами, торговыми рядами, гостиными дворами и другими видами, каждый из которых прошёл свой путь. В Древней Руси в VIII–IX вв. торговля велась прямо в центральных местах древнерусских городов, которые назывались «торгами» или «торжищами», а на рубеже XVII–XVIII вв. при Петре I торги стали называться магазинами. Это слово заимствовано из немецкого языка, но первоначально оно произошло от арабского и означало «амбар» или «склад». Магазины отличаются от лавок тем, что имеют складские и вспомогательные помещения.
Весьма распространённой формой торговли стали торговые ряды. Это были те места в городах и посадах, где продавались в розницу самые разнообразные товары. Помещения в рядах имели самые разнообразные названия: амбары, погреба, лавки, прилавки, полки, шалаши, скамьи, сундуки. На скамьях продавалось мясо, в шалашах — разные мелкие мясные припасы для срочного употребления простолюдинами. За участие в рядах целовальники взимали оброк. Торговый Указ 1667 г. запрещал торговлю помимо торговых рядов и лавок.
![]() Уличный торг у стен Кремля в XVIII столетии |
Особенно много рядов и лавок было в Москве близ Вшивого рынка. Неподалёку от Кремля был охотный ряд, где продавались съестные припасы от охоты и живые животные. Существовали ряды птичьи, пряничные, суконные, барабанные, сапожные, шапочные, книжные и многие другие. Эти ряды находились в той части Москвы, которая называлась Царь-городом. В Китай-городе функционировал рыбный ряд.
Не только Москва, но и вся Древняя Русь была заполнена торговыми точками, лавками, рядами, магазинами, в которых главным действующим лицом был торговец — купец, а первым представителем купечества стал крестьянин. Именно он излишнюю часть своего урожая, промысла или охоты вёз в торговые ряды, за участие в которых платил оброк. Постепенно торговля становится профессией, и в XI столетии появляется термин «торговец». Этим же веком датируется первое упоминание о купечестве, которое стало третьим сословием.
В интересах увеличения государственной казны и с целью расширения своей опоры в городах правительство России в 1773 г. создало гильдейское купечество. Было организовано три гильдии. К первой относились купцы, имевшие капитал в 50 тыс. рублей и более; ко второй — более 20 тыс. рублей; к третьей — более 7 тыс. рублей. Закон обеспечивал каждой гильдии определённые права и налагал ряд ограничений. Так, купец третьей гильдии был обязан жить только в скромном деревянном одноэтажном доме и ездить по городу только в одноконной телеге.
Разрешалось подвергать его телесным наказаниям. Одеваться он должен был тоже соответственно. Принадлежность ко второй гильдии освобождала купца от телесных наказаний и давала право ездить по городу в пароконной коляске. Предоставлялись послабления также в жилище, одежде и другие привилегии.
Купцы первой гильдии могли иметь поместье, загородные дачи, каменные дома. Им разрешалась езда по городу в карете, заряжённой четверкой лошадей. Одеваться они могли как дворяне.
В торговой жизни и словесном обиходе кроме слова «купец» существовал на Руси термин «гость», которым характеризовался купец, торгующий с другими народами и странами. Одно из первых упоминаний о «гостях» содержится в «Повести временных лет», когда князь Олег во время похода в Киев в 882 г. назвался местным князем «гостем». Для гостей в городе строились гостиные дворы, особенно богат которыми был и остаётся Санкт-Петербург. Первый гостиный двор был построен на Троицкой площади на Петербургском острове в 1705 г. Во втором, созданном знаменитым архитектором Д. Карнеги на Васильевском острове, располагался и использовался для складов экспортных товаров Новобиржевой гостиный двор. В советское время это здание было передано Ленинградскому государственному университету. В нём располагалось несколько факультетов, в одном из которых училась я и пять лет посещала это историческое здание.
Самым пышным и представительным в Петербурге был и остаётся Большой гостиный двор, расположенный на Невском проспекте, д. 35, построенный в стиле раннего классицизма Вален Деламотом в XIX в. и реконструированный через столетие Александром Бенуа.
![]() Большой гостиный двор |
Большой гостиный двор славится своими магазинами, кафе, концертами в актовом зале и выставками моды европейских кутюрье.
ЧЕЛНОК
Имя следующего участника нижнего этажа обмена — челнок (от слова «чёлн», «лодка»). Это торговец товарами широкого потребления мелким оптом и в розницу. Челночный бизнес — это особый вид международной торговли, получивший развитие в 90-х гг. XX в. в России и странах СНГ. Суть его сводится к доставке потребительских товаров физическим лицам. Он был вызван дефицитом товаров после распада СССР и низким уровнем жизни населения. В челночный бизнес было вовлечено 10 млн человек, значительную часть из которых составляли люди умственного труда.
Лишившиеся работы сотрудники уничтоженных НИИ, кандидаты наук и профессора стали называться БИЧ, что означало «бывший интеллигентный человек». БИЧ с громадной, наполненной «шмотками» сумкой стал символом России 90-х гг.
В 1996 г. на долю челночного бизнеса приходилось 70 % ввозимых в Россию недорогих одежды, обуви, дешёвой бижутерии, половины ввозимой в Россию кожи, до 39 % аудио- и видеотехники. Челнокам разрешался ввоз товаров на сумму 5000 долларов. Товары ввозились в основном из Китая, Турции и Польши. Челноки продавали товар на открытых рынках, не регистрировались в качестве предпринимателей, и платить налоги им не приходилось. Единственным платежом был сбор за торговое место. Челночная торговля постепенно из нелегальной формы экономической деятельности превращалась в легализацию. Она сыграла заметную роль в удовлетворении потребностей населения и смягчила острую проблему занятости населения в период трансформации экономической системы России.
ВОПРОС: Уважаемый читатель, считаете ли Вы, что переход к рынку
обязательно предполагает слом профессиональной структуры общества,
обеднение населения, появление челночного бизнеса, разгром научных центров
с их богатством — высокообразованой элитой общества?
КОРОБЕЙНИКИ
Ещё одним участником нижнего этажа обмена является торговец вразнос или вразвоз. Их существование хорошо знакомо каждому из нас. Из моей памяти выплывают картинки далёкого детства. Вот одна из них: звонок в дверь нашей квартиры. На пороге стоит эстонка с объёмным бидоном молока, мама не удивлена: она покупает молоко у приезжей женщины один раз в неделю. На профессиональном языке эта женщина «торговец вразнос».
Вспоминаются и другие эпизоды, связанные с неоднократным приходом к нам в квартиру старьёвщика, который забирал наши старые вещи и тут же предлагал купить другие. Замечу в скобках, что по свидетельству знавших его людей квартира этого торговца вразнос ломилась от антикварной мебели, картин достойных художников, ковров и хрусталя, которые в советское время считались признаком богатства. А вот ещё одна картина из прошлого. Иногда во дворе нашего дома появлялся «мастер на все руки» дядя Вася и громко кричал: «Выбегай народ! Продаю новые ножи, вилки и точу старые!» Дядя Вася тоже торговец вразнос. А вот пример из нынешней жизни: каждую субботу в три часа пополудни в нашем дворе появляется машина с молочными продукта- ми. Это уже пример торговли вразвоз.
![]() ![]() ![]() Памятники коробейнику в городах России
|
Памятники коробейнику в городах России (Екатеринбург, Лихославль Тверской области, Ростов-на-Дону)
Оба вида торговли — вразнос и вразвоз — имеют богатую историю. В старину на Руси представителей этой торговли называли коробейниками от слова «короб» («котомка из коры»), в котором размещался лёгкий мелкий парфюмерно-мануфактурный товар для продажи в деревнях. Эта профессия возникла в XVIII–XIX вв., когда деревня начала потреблять городские товары. В конце XIX в. она была признана оптимальной и составляла значительную часть торговли любого города, особенно Москвы и Петербурга. Даже появилась форма одежды: разносчики в «серых халатах» продавали дешёвые товары, а в «синих» — товары подороже. В работе устанавливались графики торговли: или весь сезон с сентября до начала лета, либо по «сменам» (по месяцам). Жильё снимали вскладчину в пригороде.
Оба вида торговли продолжали существовать в советское и постсоветское время. В 90-х гг. прошлого века в период тотального дефицита коробейники стали привычными гостями в офисах, квартирах, поездах, парках и просто на улицах.
Как же определить каждый из двух видов торговли?
Что в них общего и чем они отличаются?
Торговля вразнос и вразвоз предполагает ситуацию, когда продавец сам ищет места скопления покупателей, осуществляет продажу вне магазина, киоска, торгового места на рынке. Торговец вразнос использует лотки, корзины или ручные тележки. Торговля вразвоз предполагает использование транспортных средств, имеющих специальное оборудование.
И та и другая торговля имеет ряд запретов, к которым относятся:
— лекарственные препараты и предметы медицинского назначения;
— товары, содержащие драгоценные камни и ювелирные изделия;
— программное обеспечение, кассеты и диски;
— табачные и сложные изделия;
— алкоголь.
ВОПРОС: Уважаемый читатель,
к Вам стучался коробейник?
БАРТЕР
На следующей ступеньке нижнего этажа обмена дремлет редкий гость торговли — бартер. Он просыпается и встаёт во весь рост в особых экономических ситуациях жизни страны и предприятий.
Бартер (анг. barter — товарообмен) — это обмен одного товара на другой без посредства денег. Экономику, основанную на натуральном товарообмене, называют бартерной. К такому типу приближалось хозяйство России в 90-х гг. прошлого века, когда страна переживала переход от социализма к капитализму. Денежно-кредитная система социализма была разрушена, а капитализма ещё не создана. Цены были отпущены, началась неограниченная инфляция: появился классический бартер. В классическом виде бартер подразумевает равноценный обмен между предприятием и работниками и между разными юридическими лицами. Обмен (меновые отношения) между физическими лицами бартерной сделкой не называется. В кризисные годы возросли бартерные отношения как между предприятиями и работниками, так и между предприятиями и другими организациями.
Причина состояла в том, что компаниям приходилось поддерживать производственный цикл при отсутствии денег. Появилась практика расплачиваться с работниками продукцией компании, если её производство давало такую возможность. Типичными становились случаи, когда крупные радиостанции или телеканалы предлагали размещение рекламы ресторанам, а взамен получали возможность проводить у них корпоративы и банкеты. Бартер помогает начинающим компаниям заявить о себе и сэкономить деньги на своём продвижении. Для таких дел привлекаются блогеры, которые бесплатно получают товары компании, а взамен делают у себя обзор компании. Обе стороны от такого сотрудничества выигрывают.
К плюсам бартера относится то, что для его применения нет необходимости использовать денежные средства. Вместе с тем существуют и минусы. Сложность сделки объясняется тем, что без денег трудно определить количественную определённость обмена. Кроме того, непросто найти участников сделки и определить размер налога.
Бартер завершает нашу экскурсию по первому этажу обмена. Поднимемся на следующий этаж, где господствуют биржи и ярмарки.
ЯРМАРКА
![]() А.М. Васнецов. Новгородский торг |
О преимуществах ярмарки перед более мелкими формами обмена ярко рассказал А.Ф. Паустовский в произведении «Фараон»: «Для удовлетворения местных потребностей достаточно нескольких лавок и двух базарных дней в неделю; назначение ярмарок должно быть более важно: они должны оживлять край, потому что дают возможность местным обывателям сбывать свои произведения и пускать в движение капиталы».
А французский географ Андре Алликс называл ярмарку «странствующим городом, который необходим для осуществления торговых нужд».
![]() Ярмарка у Макарьевского монастыря |
Слово ярмарка произошло от немецкого janr (год) и mark (рынок), т.е. ежегодный рынок. Первые ярмарки появились во времена Средневековья на территории Западной Европы в Сен-Дени неподалёку от Парижа.
В России первая крупная ярмарка родилась вблизи Нижнего Новгорода во второй половине XIV в. Официально эта ярмарка была утверждена дедом Петра I царём Михаилом Фёдоровичем в 1641 г. Ярмарка располагалась у стен Макарьевского монастыря в 90 км. от Нижнего Новгорода.
У Макарьевского монастыря были торги в день памяти преподобного Макария. После пожара в 1817 г. ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. По распоряжению императора Александра I строительство новой ярмарки было доверено отличному инженеру, мостостроителю, испанскому архитектору Августину Августиновичу Бетанкуру (1758-1824). На территории ярмарки чертёжником и архитектором из мастерской Бетанкура Огюстом Монфераном (1786–1858) были построены Гостиный двор и Собор, напоминавший построенный им же Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге.
![]() Августин Августинович Бетанкур
|
![]() Огюст Монферан
|
На ярмарке можно было купить домашний скот, птицу, лакомства, найти сапожника, портного, брадобрея, гончара, бондаря, посмотреть кукольный театр, покататься на каруселях, завести знакомства. Ярмарка была не только местом покупок: сюда приезжали развлекаться и общаться, скоморохи, зазывалы нахваливали товары и веселили народ шутками. Играла музыка, работали цирки, проводились игры.
В начале XX в. в России насчитывалось около 18 тыс. ярмарок. Они существенно отличаются от рынка, который постоянен. Ярмарка — это периодически организованный рынок, который функционирует в определённом месте и в установленное время. По мере роста городов и развития ремесленного производства ярмарки становились крупными центрами не только розничной, но и оптовой торговли. В результате совершенствования капиталистической торговли роль ярмарок постепенно снижалась, изменились и их функции. В современной России ярмарки превратились в регулярные коммерческие выставки, указывающие, где и как покупать предлагаемую продукцию. Торговля проводится по образцам, заключаются торговые сделки, значительная часть которых международные. Проведение ярмарок сочетается с организацией научно-технических конференций и симпозиумов.
БИРЖА
Наше путешествие по этажам обмена заканчивается там, где бурлит биржа. Из всех форм обмена биржа наиболее широко и размашисто распахивает свои двери для всех желающих рискнуть ради обогащения и принять участие в биржевых схватках. С надеждой на счастливый случай включаются люди в любимую народную забаву и этим делают биржу весьма популярной.
Самое простое и доступное определение биржи выглядит следующим образом: «биржа — это рынок оптовой торговли стандартными товарами». Более объёмное её понимание предполагает перечень её видов и функций каждого из них. Так, купля-продажа ценных бумаг осуществляется на фондовой бирже, валюты — на валютной бирже, продукции — на товарной бирже, наём рабочих — на бирже труда. На бирже формируются цены (курс цен) на основе фактического соотношения спроса и предложения.
Процесс формирования товарно-биржевых принципов получил развитие из средневековых ярмарок античных Греции и Рима. Средневековые ярмарки стали предтечей современных бирж. По мере развития торговли и средств связи значение ярмарок сократилось. В городах стали возникать центры торговли определёнными видами товаров. Такие центры получили развитие в Европе и назывались «Бурсов» или «Бирж». На разных языках это слово произносится в разных вариантах, и существуют различные трактовки происхождения самого термина «биржа». Есть среди них и забавные. Вот один из них. В XVI в. в Европе на основе развития мануфактур большое значение приобрели внешняя торговля и покупка векселей, центром которых стала Голландия. В городе Брюгге на площади для гостиниц собирались купцы из разных стран для покупки векселей и обмена информацией. На этой же площади находился дом знатного менялы и маклера Вандер Бурсе. Герб на доме этого менялы состоял из трёх кошельков. Кошелёк по-голландски — «beurs». Купцы собирались у дома Вeurs’е. Отсюда пошло название «биржа». Операции с куплей-продажей ценных бумаг пика своего развития достигли на бирже в Антверпене. По её образцу были созданы биржи в Лионе, Лондоне и других городах.
В период становления бирж на них господствовал беспорядок, о чём свидетельствуют записи различных свидетелей. Хосе де ла Вега — испанский писатель, участник биржи в Амстердаме, не понаслышке знал об играх на бирже. «Секреты» обмена он описал в книге «Путаница путаниц» (1688), а с 2001 г. федерация Европейских фондовых бирж ежегодно вручает премию, названную в его честь за исследовательские работы о состояниях фондового рынка Европы.
В России биржевой характер торговли появился не позднее, чем в Европе. Купеческие собрания на биржевой основе происходили ещё во времена «господина Великого Новгорода». Но первая регулярная биржа появилась по велению Петра I только в 1703 г.
в Санкт-Петербурге. Для этой биржи было сооружено особое здание перед новыми торговыми рядами и установлено время в часах для появления в ней купцов. Это первая в России биржа была создана по примеру биржи в Амстердаме.
Такие же биржи Пётр I собирался создать и в других городах России. Однако в течение всего XVIII в. Петербургская товарно-вексельная биржа оставалась единственной в России и не очень готовой для осуществления биржевых отношений.
В 1808-1809 гг. французский архитектор ЖАН-ФРАНСУА ТОМА ДЕ ТОМОН (1759–1813) построил в Санкт-Петербурге роскошное здание биржи, исполненное в стиле Александровского классицизма, оно является шедевром ансамбля Васильевского острова, украшает Петербург и стало одним из его символов.
![]() Здание Биржи |
С сожалением приходится констатировать, что биржевые операции в этом здании ныне (ноябрь 2023 г.) не осуществляются. Им найден другой адрес. Кроме того, надо признать, что работу биржи в России постоянно лихорадило. В конце XIX — начале XX вв. биржевая торговля не была успешной: мешали война и революция 1917 г. В период НЭП’а с 1921 по 1930-е гг. в России началось возрождение бирж, их число дошло до 96. В советское время биржи были закрыты, их функции переданы Госбанку СССР и другим финансовым учреждениям.
В 1991 г. в связи с переходом России на рельсы рыночной экономики биржи возобновляли свою деятельность. Выплыла из небытия и Петербургская биржа с названием «Акционерное общество СПб. Биржа». Помню, как в 90-е гг. некоторые отчаянные мужчины нашей кафедры нырнули в омут биржевых сделок… Кое-кто успешно выплыл, но большая часть тихонько признала своё поражение, не разобравшись в биржевых функциях, к которым относятся форвардная сделка, фьючерсная, опцион и хеджирование, содержание которых содержится в любом справочнике.
Основными действующими лицами на бирже являются брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».
Брокер — посредник между продавцом и покупателем, действующий от имени и за счёт клиента и получающий вознаграждение в виде комиссии от сделки.
Маклер — это сотрудник биржи. Он является посредником при заключении сделки между покупателем и продавцом и получает за это от них вознаграждение — куртаж.
Дилер — физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. Прибыль дилера складывается из разницы между ценой покупки и ценой перепродажи. В советское время дилер — типичный образец спекулянта.
«Бык» — участник торгов, играющий на повышение цен товаров; скупает товар в данный момент в расчёте продать его по более высокой цене в будущем.
«Медведь» — участник торгов, играющий на понижение цен. Он совершает искусственное превышение предложения ценных бумаг над их спросом, в результате чего цены на них падают.
Доход биржи образуется за счёт процента от стоимости продаж товаров, валюты, ценных бумаг, дохода от продажи брокерских мест и учредительских взносов.
Современные биржи идут в ногу со временем и работают в системе онлайн как с бывалыми игроками, так и с новичками, которые должны:
— заключить договор с брокером (без чего обойтись нельзя по той причине, что биржи работают только с профессиональными участниками рынка);
— открыть и пополнить брокерский счёт;
— создать программу для торгов;
— начать покупать и продавать.
Размер заработка зависит от аналитических способностей и опыта трейдера (брокера), и, конечно, от размера внесённого капитала.
Рассказом о бирже заканчивается наша экскурсия по ступенькам обмена, на каждой из которых бог Гермес с греческого Олимпа кому-то улыбался, а кому-то строил свои страшные гримасы. Вот и любителей рискованной игры на бирже он предупреждает русской мудростью «Не инвестируй в воздушные замки».
Примечание:
Фотографии в тексте можно увеличить, для этого надо навести на фотографию курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши.
Далее
Автор: Гукасьян Галина Мнацакановна | слов 6800 | метки: А.А. Бетанкур, Афанасий Никитин, Бартер, Биржа, Зарубежные рынки, Из варяг в греки, Коробейники, ЛАВКИ. КУПЦЫ, обмен, Огюст Монферан, Петербургские рынки, Рынок, Тома де Томон, Челноки, ярмаркаДобавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.