КАПРИЗЫ ОБМЕНА. ПОСТАВЩИКИ ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. ЖОРЖ БОРМАН, И.М. ЗИНГЕР, В.В. Пель, КАРЛ ФАБЕРЖЕ
ШОКОЛАДНЫЙ КОРОЛЬ ЖОРЖ БОРМАН
![]() |
С детских лет я знала, что улица Чехова, на которой я прожила первые десятилетия своей жизни, знаменита блестящими именами своих жителей и разного рода организаций. Среди них иногда произносилось вкусное и заманчивое выражение «шоколадный король». Много позже при изучении архива жильцов моей любимой улицы я натолкнулась на фамилию «Жорж Борман», заинтересовалась его судьбой и узнала много интересного и поучительного.
ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БОРМАН (1837–1918 г.) — один из самых успешных российских предпринимателей, основатель кондитерской компании и торговой марки «Жорж Борман», купец второй гильдии, почётный потомственный гражданин Санкт-Петербурга.
Он родился в 1837 г. в Петербурге в семье обрусевшего немца, известного фармацевта Николая Бормана. Отец имел небольшую сеть из нескольких весьма крупных лавок. Детство Гриши протекало среди мензурок, таблеток и пациентов. Сын активно помогал отцу вести аптекарский бизнес и был непрочь в своё время сменить его. Но! «В жизни всегда есть место… случайностям». По сложившейся в немецких семьях традиции достигший совершеннолетия Гриша выходил из опеки семьи и должен был научиться обеспечивать себя собственным трудом. Поэтому, поступив в Санкт-Петербургский императорский университет, будущий миллионер нашёл работу продавца в магазине сладостей. Владельцы кондитерского магазина, будучи людьми бездетными и немолодыми, подарили Григорию свою кондитерскую, расположенную на Чернышовом переулке, ныне — улице Ломоносова. Так сын фармацевта стал наследником кондитера.
Григорий установил в магазине ручную машинку, выпекающую плитки шоколада на глазах изумлённой публики и превратившую скромную лавку в мощнейшее заведение. Через четыре года Борман открыл кондитерский магазин на Невском проспекте, д. 22.
Спустя почти сто лет директором этого знаменитого в советском Ленинграде магазина работала наша соседка, проживавшая в такой же, как наша, квартире, этажом ниже. В двух шагах от нас в XIX в., в доме № 7 по улице Чехова, жил студент Григорий Борман. Поразительные историческое совпадения в судьбах людей, с которыми мне приходилось знакомиться, иногда порождают мистические раздумья.
Но вернёмся к нашему герою. Спустя пару лет Борман приобрёл у разорившегося немца кондитера двухэтажный дом на Английском проспекте, д. 16, в котором разместил свою квартиру и производственное помещение с названием «Фабрика шоколада и конфет “Жорж Борман”». Вскоре двухэтажный дом был перестроен в четырёхэтажный с фабричным корпусом во дворе дома, что способствовало стремительному росту производства. В день производилось полторы тонны сладостей: шоколада, пастилы, леденцов, бисквитов.
![]() Фабрика шоколада и конфет «Жорж Борман» |
Продукция поступала в магазин в красивой упаковке, с картинками и портретами людей науки и писателей. Жорж Борман руководствовался при этом двумя целями. Во-первых, заботой о просвещении народа, что в те годы было распространено в среде образованных людей. Во-вторых, он отдавал себе отчёт в том, что основными покупателями его продукции были женщины, обожавшие красивые коробочки, баночки, фантики. Как же было этим не воспользоваться?
![]() Продукция фабрики «Жорж Борман» |
Кстати, «Мишка на севере» красовался на советских конфетах, не забыт он и теперь. Оригинально оформленную продукцию высочайшего качества с клеймом «ЖБ» знала и любила вся Россия.
Жорж Борман любил технические новшества. Одним из них явилось установление на углу Невского проспекта и Надежденской улицы (ныне — улица Маяковского) первого в истории столицы автомата по продаже плиточного шоколада. Жорж Борман имел множество наград, бронзовую и три золотые медали из Парижа и Чикаго. В 1876 г. он был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права размещения государственного герба на своей продукции.
Последовавшее затем расширение производства потребовало наличия оптовых складов готовой продукции, созданных в Апраксином дворе в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Харькове, где в конце XIX в. были открыты фабрика и магазин с логотипом «ЖБ» В 1893 г. Жорж Борман переехал в Харьков, в котором в 1918 г. скончался и был похоронен на лютеранском кладбище.
В 1893 г. дело отца перешло его сыну Григорию Григорьевичу Борману, который официально зарегистрировал бизнес в 1895 г., после чего фирма стала называться товариществом. Молодой Борман расширил ассортимент выпускаемых товаров, сделав акцент на изготовлении недорогих, доступных широкому кругу потребителей кондитерских изделий.
Фабрика и товарищество «ЖБ» были гордостью России и достойно представляли промышленность России за рубежом. История фабрики «ЖБ» прервалась в 1917 г. Она была национализирована, а Г.Г. Борман покинул Россию, поселился в Париже и в 1920 г. открыл кондитерский магазин. Умер в 1952 г. и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
![]() Магазин компании «Жорж Борман» в Санкт-Петербурге
|
Но и в советское и постсоветское время фабрика и магазин Жоржа Бормана продолжают радовать покупателей.
В 1922 г. фабрика на Английском проспекте, д. 16/18, получила имя революционерки Конкордии Самойловой. В 1999 г. она вошла в состав Московского концерна «Красный Октябрь». В настоящее время кондитерская фабрика имени К. Самойловой входит в состав холдинга «Объединённые кондитеры». Любопытен и удивителен вывод: за последние 160 лет фабрика пять раз меняла свою структуру, но всякий раз она существовала на базе частной индивидуальной собственности и продолжает работать тоже в рамках частной собственности, правда — акционерной. Всё возвращается на круги своя.
Ещё одним чудесным наследием шоколадного короля является его загородная вилла в посёлке Комарово по адресу: Морская улица, д. 14. Особняк построен в модном стиле модерн и является памятником архитектуры.
После Великой Отечественной войны в нём размещались руководители Ленинграда. В 2014 г. была завершена реконструкция зданий. На территории были построены баня и бассейн. Особняк стал резиденцией губернатора Санкт-Петербурга и окружён высочайшим забором. Меняются времена, меняются люди и их идеология, меняются формы собственности и ценности, а высокие заборы остаются! Заборы несокрушимы, неистребимы и нетленны, они — вечные! Возникает простенький, детский, наивный вопрос: почему честный, хороший рядовой человек, став начальником и ещё не успев совершить ничего плохого, боязливо успевает отгородиться чудовищным забором? А может быть ограждение своей собственности — в природе человека?
ВОПРОС: Что Вы думаете об этом, уважаемый читатель?
И.М. ЗИНГЕР — ЧЕЛОВЕК, J. M. SINGER — КОМПАНИЯ,
«ЗИНГЕРЪ» — ШВЕЙНАЯ МАШИНКА
![]() Логотип компании «Зингер» |
Зингер — ещё одна фамилия, с которой меня связали жизненные нити. Это имя я знала с самого раннего детства: так называли мамину швейную машинку, колёсиком которой я любила крутить. Рискну предположить, что такие машинки имелись во многих семьях с тех пор, как офис Зингера появился в Санкт-Петербурге.
Это имя до сих пор хорошо известно во всём мире. Исаак Зингер был наделён недюжинными способностями. Он был талантливым изобретателем, прозорливым экономистом, успешным промышленником, находчивым дипломатом-авантюристом, одарённым актёром.
Его брачная, гименейная одиссея была не менее захватывающей, чем деловая и изобретательская. В записях его биографов факты и сплетни переплетены с обманом и вымыслом. Таков портрет нашего героя. Попробуем наполнить его фактами.
* * *
ИСААК МЕРРИТ ЗИНГЕР родился в 1811 г. в глухом городишке штата Нью-Йорк в семье бедного еврейского эмигранта из Германии, бочара Адама Файзингеера и был восьмым ребёнком в семье. После его рождения родители разошлись, и Исаак был предоставлен самому себе. В 12 лет он бросил школу и сбежал к старшему брату, где устроился в механическую мастерскую и быстро усвоил азы профессии. Но опять сбежал, на этот раз в бродячую актёрскую труппу и в 20 лет первый раз женился. К этому времени он был энергичным двухметровым гигантом, большим любителем театра и женщин. Женившись, Исаак устроился механиком на завод, где проявил себя как талантливый изобретатель.
Через несколько лет он обосновался в Нью-Йорке, где познакомился с конструктором и производителем швейных машин Орсоном Фелпсом и начал работать в его швейной мастерской. В этой мастерской Исаак Зингер однажды в течение десяти дней усовершенствовал существующую модель швейной машинки и произвёл этим, по утверждению специалистов, техническое чудо. Так была создана знаменитая швейная машинка Singer, прототип которой до сих пор имеется в моём доме.
Талант Зингера проявился не только в изобретательстве, но и в организации производства. Он первым применил конвейер, который в дальнейшем широко использовал Генри Форд. В экономической науке этот метод получил название «фордизм», а надо было бы присвоить ему имя Зингера.
Исаак Зингер был ещё и прекрасным, как теперь говорят, маркетологом. Он ввёл непривычную тогда форму торговли в кредит, выдумал и использовал то, что в настоящее время экономисты называют франчайзингом, т. е. передачу своим агентам права на продажу и ремонт машин. Он стал первым в мире бизнесменом, потратившем более миллиона долларов на рекламу. Она была направлена, с одной стороны, на привлечение внимания потребителей и увеличения их числа, с другой — на борьбу с конкурентами.
В формах рекламы и вытеснения конкурентов Зингер был весьма изобретателен. Он резко увеличил число покупателей, начав производить машины для оптового потребителя, т.е. для фабрик, производящих продукцию в виде одежды и других товаров бытового назначения. Увеличив объём производства, он довёл прибыль до фантастических размеров.
Для рядового покупателя писались брошюры, рассказывающие о достоинствах швейной машины. Брошюры раздавались на улицах, в цирках и даже в церквях. Распространяли их не продавцы, а красивые девушки.
А вот другой пример. Исаак любил лично проводить собеседование с женщинами, желающими поступить к нему на работу. Он отбирал самых красивых и усаживал их за работу в витринах своих офисов, что тоже было в новинку и собирало толпы любопытствующих.
Владение швейной машинкой Зингера было очень престижным и свидетельствовало о хорошем достатке семьи. Компания «Зингер» — первая, применившая так называемую парадоксальную рекламу. Она впервые была применена в Санкт-Петербурге на торговом Доме Зингера. Правда Исаак Зингер к этому времени уже умер. Реклама была размещена вокруг экваториальной линии огромного стеклянного глобуса над крышей последнего этажа, где крупными буквами было написано: «Не покупайте изделий фирмы» … и далее мелким шрифтом следовало: «…не узнав заранее, что они лучшие в мире». В Нью-Йорке Зингер развернулся во всю свою неуёмную мощь. Не щадя
конкурентов, умело обходя закон, используя свой актёрский талант и авантюристские способности, он добивался поставленных целей и фантастических успехов.
Singer Manufacturing Company стала первой транснациональной компанией. В 1861 г. она открыла производство в Шотландии вблизи города Глазго. Шотландская «дочка» стала одной из первых американских международных корпораций с офисами в Париже и Рио-де-Жанейро.
Необузданное непристойное поведение Исаака Зингера с трудом исчисляемым количеством жён и любовниц шокировало пуританскую Америку. От Зингера отвернулись не только рядовые граждане, но и официальные лица, бизнесмены и даже журналисты. Один из его друзей посоветовал Исааку покинуть руководство компанией, оставив себе большой процент от её ежемесячных прибылей.
В 1871 г. Зингер отошёл от дел и уехал в Европу. В Париже он нашёл своё счастье с Изабель Юджин Бойер, женился на ней и увёз её в Америку в надежде на хороший приём. Но нападки не прекратились, и Зингер навсегда покинул родину и с женой уехал в Англию, поселившись в одном из приморских городов, в котором и скончался в 1875 г.
Он и похороны обдумал сам: траурный кортеж из нескольких десятков экипажей должен был быть соответствующим образом оформлен, а на могилу по его указанию возвели роскошное мраморное надгробие. Его завещание состояло из двадцати двух миллионов долларов, которые были распределены между двадцатью четырьмя детьми с указанием их имён, а также между жёнами и любовницами, которые по закону жанра тут же вступили в смертельный бой, в котором победила Изабель Зингер.
Последняя жена Исаака Изабель Зингер вернулась в Париж. По просьбе скульптора Фредерика Огюста Изабель «подарила» своё лицо статуе Свободы, которую Огюст создавал вместе с архитектором Гюставом Эйфелем. Медная статуя богини Свободы была подарена Францией в честь столетней годовщины независимости США в знак дружбы двух стран. В дальнейшем Гюстав Эйфель стал главным архитектором башни, построенной специально к Всемирной выставке 1889 г. по случаю празднования юбилея Великой французской революции. К слову сказать, на этой выставке с большим успехом экспонировалась статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Вернёмся, однако, к Зингеру. Главным его наследием является, бесспорно, созданная им компания, претендовавшая по примеру своего основателя на большие свершения. В 1908 г. для руководства компании на Бродвее был возведён небоскрёб, уступавший в мире лишь Эйфелевой башне. В 1960 г. он был разрушен по разрешению компании.
![]() Эйфелева башня. Париж.
|
![]() Зингер-билдинг. Нью-Йорк.
|
* * *
Машинки Зингера добрались и до России. В 1902 г. в подмосковном Подольске вступил в эксплуатацию завод, выпускавший машины с логотипом «Зингер — Поставщик Двора Его Императорского Величества». К началу Первой Мировой войны завод ежегодно выпускал 600 тыс. машинок. Их продавали в 300-х фирменных магазинах.
Одним из российских агентов компании «Зингер» был дед поэта Иосифа Бродского, ведущий бизнес из Риги и продавший машинки в Прибалтике и Польше. В 1918 г. подольская фабрика была национализирована, а машина получила название «Подольск».
Свой заметный след оставил «Зингер» в Петербурге. В 1901-1904 гг. в самом престижном месте города на главной его улице — Невском проспекте — архитектором Павлом Сьюзором в стиле модерн был построен Дом Зингера. От этого места, как, впрочем, и от других точек Санкт-Петербурга, через толщу веков к нам проникает тонкий загадочный аромат минувших событий. Факты свидетельствуют о том, что в 1730-1740-х гг. на этом месте находился комедиантский театр, который сгорел в 1749 г. С 1770-х гг. во вновь построенном здании жил протоиерей Русской церкви, духовник Екатерины II Иван Иванович Панфилов. С 1840 г. здесь располагались нотные книжные лавки, одно из первых в Петербурге фотоателье, банкирский дом, редакция газеты «Биржевые новости».
В начале XX в. этот участок земли купила компания Зингера у госпожи Жуковской, заверив простодушную женщину, в том, что за это её жизнь будет богатой и счастливой. Возведённый дом поражал великолепием фасада и железобетонным оснащением, выполненным на заводе Сан-Галли.
![]() Дом книги (дом компании «Зингер») |
Фасад украшен аллегорическими фигурами валькирий, держащих римского бога торговли Меркурия и элементы швейной машинки.
Стеклянный глобус опирается на крылья орла как части герба США, что свидетельствует о том, что компания «Зингер» рождена в Америке.
После завершения строительства в 1904 г. Штаб-квартира компании «Зингер» заняла весь мансардный этаж, а в главном колонном зале открыли магазин фирмы «Зингер». Помимо собственно офиса, в нём расположились и другие арендаторы — банковская контора Захария Петровича Жданова, с 1910 года — Русско-Английский банк, филиал Общества взаимного страхования жизни «Нью-Йорк», Северное торговое товарищество, акционерное общество «А.Г. Гергард и Хей». Историки архитектуры называют дом компании Зингер первым деловым центром Петербурга. В 1917-1918 гг. в доме располагалось дипломатическое представительство США.
После революции здание штаб-квартиры национализировали. В 1922 году компания «Зингер» ушла из России. Дом Зингера отдали под учреждения и конторы. 19 декабря 1919 года в одном из помещений был открыт магазин «Дом книги» при государственном издательстве «Петрогосиздат». В 1920-х с купола дома пропала фигура орлана.
Свой рассказ об Исааке Зингере я начала с воспоминания о том, как я, будучи маленькой девочкой, пыталась шить платья для кукол на его швейной машинке, что стало моей первой «встречей» с этим именем.
![]() Дом книги (дом компании «Зингер») |
Через несколько десятилетий я вновь встретилась с ним в Доме Зингера, где продаются мои книги. Иногда наблюдала,
как покупатели, в основном студенческого возраста, снимали с полок, листали и покупали мои книги. Не скрою: это радует.
Люблю ещё одно место в Доме Зингера: кафе на втором этаже, из окон которого открывается очень родной вид на Невский проспект и Казанский Собор. Любила посидеть там с сыном и с бывшими однокурсниками, иногда приезжавшими в Ленинград — Петербург.
* * *
Закономерен вопрос жива ли фирма Зингера? Начиная с 60-х гг. прошлого века на мировом рынке активизировалась борьба между производителями швейных машин. В 2000-х гг. компания «Зингер» полностью обанкротилась.
Но, будучи одной из самых успешных в мире, она обрастала слухами и мифами. В одном из них говорилось, что компания «Зингер» в 1998 г. объявила поиск швейных машинок с серийным номером, начинающимся с цифры 1. Владельцу обещали приз в 1 млн долларов. Результат поисков неизвестен. Наверное, ищут…
ВОПРОС: Уважаемый читатель,
как Вы относитесь к реноме Исаака Зингера?
Оно Вас шокирует или восхищает?
Сможет ли сегодня фактически полуграмотный человек,
каким был Зингер, достичь подобных успехов?
БЫЛЬ И НЕБЫЛЬ
АПТЕКИ ДОКТОРА ПЕЛЯ
![]() Девиз Аптеки Пеля: «Молись и трудись» |
Моё любопытство к товариществу «Аптека профессора доктора Пеля и сыновья» появилось в ответ на профессиональный интерес моего сына Алексея, этнографа по образованию, к увлекательной, полезной, интригующей и мистической истории фирмы. В отличие от знатных увешанных наградами компаний дореволюционной России Аптека доктора Пеля овеяна ореолом недосказанности. Она выглядит загадкой, которую хочется разгадать.
Жители Васильевского острова гордятся таким уникальным соседством. К их числу относится и мой сын, считавший Васильевский остров своей малой родиной, так как там, в клинике Отто, он родился, в Университете учился, в Кунсткамере работал и жил как на улице Репина — самой узкой (5,6 метра), самой старейшей (1720 г. основания), самой печальной зимой 1941 г. и очень уютной в наши дни.
Всё, что происходило на Острове, попадало в поле зрения сына. Поэтому после ремонта Аптеки Пеля в 2010 г. он пригласил меня её посетить. Мы с сыном отправились на седьмую линию к дому 16-18, несколько часов провели в аптеке и были очарованы увиденным.
![]() Здание аптеки Пеля |
* * *
Аптека доктора Пеля — одна из самых старых и знаменитых в стране. Любопытна история дома, в котором размещена аптека. Она окутана тайнами и мистикой и уходит своими корнями в Петровскую эпоху. Зданию более 300 лет. С 1710 г. в этом месте находился целый аптекарский квартал, где «все, кому не лень» занимались алхимией так же, как в Европе, в частности на «Златой улочке» в Праге. Поэтому появление в этом здании аптечной лавки было необходимо и естественно. Лавка постоянно меняла владельцев, пока в 1850 г. не перешла в собственность ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ПЕЛЯ (настоящее имя — ВИЛЬГЕЛЬМ ХРИСТОФОР ЭРЕНФРИД ПЕЛЬ). Сын придворного сапожника.
В. Пель родился в Санкт-Петербурге в 1820 г. В 1829-1837 гг. учился в Петербурге, был в числе первых выпускников в медико-хирургической академии Петербурга. Затем учился в Гессене и Дерптонском университете. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Купив аптеку, Вильгельм ввёл производство лекарств на качественно новый уровень. Для этой цели он открыл лабораторию. Дружил, проводил опыты и постоянно советовался с Дмитрием Менделеевым. Наличие лаборатории требовало создания вытяжной трубы, которая, в свою очередь, привела к необходимости перестроить здание, создать во дворе башню, чтобы облагородить ею трубу. Башня и труба явились благодатной почвой для домыслов и мифов.
Справедливости ради надо признать, что пищу для тайн даёт сам Петербург, в котором есть места, полные тайн и необъяснимых явлений. Таинственность заключена в самом облике города: загадочные сфинксы, каменные львы, крылатые грифоны и валькирии, античные боги и чарующие белые ночи… В область мифологии было погружено как само здание аптеки, так и деятельность доктора Вильгельма Пеля. Молва утверждала, что он занимается алхимией, переносит своих клиентов в параллельные миры, общается с грифонами, которые живут в башне и охраняют его золото. Соседи жаловались, что по ночам грифоны летают и мешают спать. Вытяжную трубу стали называть башней грифонов. На фоне этих и других небылиц аптека Пеля успешно развивалась и с 1871 г. стала поставлять свои препараты в Императорский Двор.
* * *
После смерти Вильгельма (Василия) Пеля бизнес унаследовал его сын Александр, при котором аптека достигла максимального уровня. Александр родился в Санкт-Петербурге в 1850 г., умер в Берлине в 1908 г. и был высокообразованным человеком: среднее образование получил в медицинском училище Петербурга, затем учился в императорской медико-хирургической
академии, изучал химию в Юрьевском университете и философию в Гессене, имел диплом провизора, магистра фармации доктора философии и химии, профессора органотерапии. Освоив и применив на практике метод лечения вытяжками из тканей органов, Александр Пель назвал лабораторию при аптеке «органотерапевтическим институтом Пеля и сыновей».
Ему и его братьям удалось создать целый комплекс, включающий в себя лаборатории, фармацевтические фабрики и библиотеки, товарные склады, конторы сбыта, на которых трудились более 200 человек. На фасаде дома они выложили девиз «Oza et laboza», что означает: «Молись и трудись».
![]() Аптека Пеля,
|
На своём счету Александр имел массу достижений, более 20 книг по гигиене, судебной физиологии и фармацевтической химии. Среди новейших препаратов Пеля особую известность приобрёл препарат «Спермин Пеля», который обещал вернуть молодость и физическую силу. Препарат экспортировался за границу, где он получал награды на международных выставках. «Спермин Пеля» мог бы стать русским прототипом Виагры, но лекарство не прижилось, и его рецепт был утерян.
![]() Аптека Пеля |
После смерти Александра Васильевича Пеля дело отца продолжили сыновья: Альфред, Рихард и Арист-Александр. Аптека продолжала работать и в советское время, но несколько раз меняла название. В 1918 г. она стала «Андреевской» по имени расположенного рядом Андреевского собора, затем «97-я коммунальная». В 1930-х гг. её звали «Аптекой Лейтенанта Шмидта» (по имени моста). Сегодня она называется «Аптекой доктора Пеля» и является великолепным музеем, посвящённым аптекарскому делу, медицине и научной деятельности династии Пелей. Можно считать, что бог Гермес сменил свои гримасы на улыбку.
* * *
С фамилией Пелей и их легендарным детищем меня связала любовь моего сына к кирпичам. Поселившись на улице Репина, он решил перестроить печь в камин. Будучи специалистом по этнографии и увлекаясь историей города, Алёша задумал сложить камин из старинных кирпичей разрушенных особняков, на которых были выбиты фамилии и гербы их владельцев. С этой целью сын и его друзья облазили бесчисленное количество открытых и закрытых строительных зон. Побывал сын и в округе аптеки Пеля и вдруг — удача! Обнаружен кирпич с загадочными (мистическими) цифрами, которые специально выбивались на кирпичах для строительства «Башни грифонов». Этот кирпич, как и многие другие украшавшие в своё время отличные здания Петербурга, красуется ныне на неповторимом строении моего сына Алексея Валериевича Фёдорова. В память о сыне я заказала и установила на камине мемориальную доску с его авторством и именем. Не знаю, имеется ли в городе хотя бы ещё одно подобное сооружение.
Я горжусь творением своего сына. На мой взгляд, этот камин уникален.
ВОПРОС: А как считаете Вы, уважаемый читатель?
КАРЛ ФАБЕРЖЕ —
ЮВЕЛИР ИМПЕРАТОРСКОГО ЭРМИТАЖА
![]() Логотип фирмы Фаберже |
Экскурсия о Поставщиках Двора Его Императорского Величества продолжается рассказом о всемирно известной ювелирной фирме Карла Фаберже. Ранее отмечалось моё решение выбрать из массы достойных фирм лишь те компании, которые каким-нибудь, пусть даже мимолётным, эпизодом коснулись кого-либо из членов моей семьи. Фирма Карла Фаберже — одна из них.
* * *
КАРЛ ФАБЕРЖЕ родился в Санкт-Петербурге в 1846 г. Его отец Густав Фаберже — сын французских протестантов (гугенотов), уехавших сначала в Эстонию, затем в Петербург. В 1842 г. открыл в Санкт-Петербурге ювелирную мастерскую, которая заботой и талантом его сына Карла получила мировую известность и славу.
В юности Карл путешествовал по Европе, учился в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.
Вернувшись в Россию в возрасте 24 лет в 1870 г. возглавил фирму отца. Сначала это была небольшая мастерская, но с 1872 г. она стала расширяться и приобретать художественную направленность в создании ювелирных изделий. Этому способствовало прекрасное образование Карла, которого справедливо называли учёным ювелиром, умевшим восстанавливать ювелирные произведения разных эпох, даже из собраний Императорского Эрмитажа.
Среди ювелирных изделий фирмы Фаберже особую славу приобрели пасхальные яйца, которые впервые были созданы в 1885 г. по заказу императора Александра III для его жены — императрицы Марии Фёдоровны.
![]() .
|
![]() Первое яйцо императорской серии,
|
Император Николай II продолжил начинание отца, и пасхальные яйца стали традицией императорской семьи и её символом.
![]() .
|
![]() ![]() Яйцо «Бутон розы»,
|
В 1885 г. Фаберже был удостоен звания Поставщика Двора Его Императорского Величества с правом ставить герб империи на своих изделиях. Он стал также поставщиком своих творений для многих европейских монархов. Фирма Фаберже имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне. Основное же ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге в собственном доме Карла Фаберже на Большой Морской улице, д. 24. Там же размещались фешенебельная квартира самого Карла, ювелирные мастерские и библиотека. Ныне на первом этаже этого дома расположен шикарный ювелирный магазин «Яхонт».
![]() Фирма Фаберже на Большой Морской улице, 24,
|
В фирме работали лучшие петербургские ювелиры — создатели знаменитых пасхальных яиц. С фирмой сотрудничали известные русские художники: Валентин Серов, Александр Бенуа и др. За весь период её существования с 1842 по 1918 г. было произведено примерно 300 000 ювелирных изделий. Все они были созданы на высочайшем уровне, приобретались коронованными особами и прославили как фирму, так и русское ювелирное искусство.
В 1918 г. после Октябрьской революции Карл Фаберже покинул Россию и в 1920 г. умер в Швейцарии в Лозанне. Покинули Россию и некоторые его сыновья. Евгений и Александр основали в Париже фирму «Фаберже и К», но былого величия достичь не удалось. И с этой фирмой бог Гермес играл в подъёмы и падения.
Трагедия Карла Фаберже сродни той, которая случилась с Григорием Елисеевым: в 56 лет Карл полюбил молодую певицу кафешантана чешку Амалию Кробел, которую называли второй Матой Хари. Выйдя замуж за грузина, она сменила фамилию, продолжала встречаться с Карлом Фаберже, работать на немецкую и австрийскую разведки и подолгу жить за границей. В 1918 г. Карл помог ей вернуться в Россию, после чего её арестовали и сослали в Сибирь. Боясь ареста, Карл Фаберже, владелец 500 млн долларов, в образе английского служащего уехал в Ригу, затем — в Берлин и, наконец, в Швейцарию. Так прискорбно закончилась жизнь роскошной российской фирмы.
ВОПРОС: Как Вы думаете, уважаемый читатель, что сгубило Карла Фаберже: любовь или революция?
* * *
Фирмы нет, но её изделия не имеют срока давности, они живут и процветают, хотя и подвергаются историческим превратностям судьбы. Интернет пестрит примерами. Одним из них является эпизод, связанный с сумасбродными, волюнтаристским поступком Никиты Хрущёва, решившим украсить свою поездку в 1956 г. в Великобританию подарком, приготовленным для королевы-матери.
Презентом стала брошь «Ландыш», состоявшая из белого золота, бриллиантов, эмали и изъятая из государственного фонда «Сохранения культурного наследия». Ни королева-мать, ни Елизавета II брошь не носили: то ли остерегались подделки, то ли брезгливо относились к конфискату, зная о судьбе фирмы Фаберже. Но эти сомнения не пугают Камиллу — жену Карла III, которой брошь пришлась по вкусу.
Коренной поворот в наследии фирмы Фаберже произошёл задолго до Хрущёва. В 1918 г. фирма, её филиалы и магазины были национализированы. Интерес к её богатству возник лишь в 1925 г. после окончания Гражданской войны. Желая наполнить пустую государственную казну, представители страны продавали жемчужину коллекции — её роскошные пасхальные яйца по оскорбительно низкой цене: по 40 долларов за штуку. Преуспели, как всегда, англичане. Заметим, что в 2021 г. цена одного оригинального яйца Фаберже составляла 24 млн долларов США. Точно не установлено, сколько яиц было изготовлено ювелирным домом Фаберже. Принято считать, что 71, из них императорских — 54. Но дошло до наших дней — 65, из них императорских — 48. Они хранятся в государственных музеях и частных коллекциях в Рос сии, США, Великобритании, Монако.
По мере перехода России на рыночные рельсы в стране стали появляться фирмы, создающие ювелирные яйца, аналогичные классическим. Их рыночная цена — 3600 рублей. В одной из таких компаний работал мой сын — Алексей Валериевич Фёдоров. Унаследованные им от отца живописные способности и любовь к моделированию делали его труд творческим и успешным. Так фамилия Фаберже оставила свой след в его жизни.
* * *
Большой вклад в возвращение в Россию ценностей фирмы Фаберже внёс российский миллиардер Виктор Феликсович Вексельберг. В 2004 г. он за 120 млн долларов купил «на корню», т.е. до аукциона Сотбис (sotheby’s), крупную частную коллекцию, американского медиамагната Малкольма Форбса, состоявшую из 200 предметов искусства, включая 9 пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для российских императоров Александра III и Александра II. Малкольм Форбс умер в 1990 году, и его наследники решили продать коллекцию.
Для их хранения Вексельберг основал в Петербурге частный музей Фаберже, расположенный на набережной реки Фонтанки, д. 21, во дворце Нарышкиных-Шуваловых. По количеству пасхальных яиц этот музей соперничает лишь с Оружейной палатой московского Кремля, в которой, по некоторым данным, хранится 10 яиц.
Дворец Нарышкиных-Шуваловых, как многие особняки Петербурга, менял владельцев и, следовательно, свою историю.
Первое здание на этом месте было построено в конце XVIII в. и принадлежало графу и графине Воронцовым. В 1799 г. дом приобрели Нарышкины и превратили его во Дворец искусств, праздников и концертов, на которых бывали Пушкин, Вяземский, Крылов, Карамзин, Брюсов и даже император Александр I.
О большой популярности дворца свидетельствует проведение в его стенах в 1834 г. грандиозного бала, посвящённого совершеннолетию сына Николая Павловича, будущего императора Александра II, на котором присутствовало 1,5 тыс. человек. В 1844 г. владельцы дворца Нарышкины в честь бракосочетания своей дочери Софьи с П.П. Шуваловым в качестве приданого передали дом Шувалову. Впоследствии наследники Шуваловых обогатили дворец блестящей художественной коллекцией. В период Первой мировой войны, разместив ценности в тайниках, они превратили дворец в госпиталь.
* * *
В советский период дом Нарышкина-Шуваловых был местом обитания самых разнообразных организаций. С сожалением приходится признать, что в первые годы советской власти многие дворцы, особняки и богатые дома Петербурга были либо разграблены, либо перепрофилированы. Дворец Нарышкиных-Шуваловых не стал исключением.
С 1919 по 1925 г. в нём размещался музей дворянского быта, максимально приближённый к жилой обстановке последних Шуваловых. Затем он был превращён в Дом печати, а художественные коллекции переданы российским музеям. В 1929 г. на смену Дому печати пришёл Дом инженерно-технического работника, а в 1940 г. в нём появились проектные организации. В 1941 г. дворец стал штабом местной противовоздушной обороны (МПВО) и во время войны очень пострадал от немецких обстрелов. После серьёзных восстановительных работ в 1963 г. было принято решение об открытии во дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. В этом статусе дворец просуществовал до 2006 г.
В течение нескольких лет мне посчастливилось стать постоянным посетителем роскошных гостиных этого дворца. Ректором института, в котором я тогда работала, мне было поручено заполнять неучебное время обучающихся у нас иностранных студентов культурно-просветительскими мероприятиями. Местом таких вечеров, диспутов, концертов, встреч с учёными, писателями, актёрами кино и театров, с которыми я знакомилась и которых приглашала, стал, конечно же, Дом дружбы. Я научилась со сцены вести концерты и за столом умиротворять горячие споры. Чарующий дух того времени в интерьере будущего Музея Фаберже навсегда поселился в моей душе.
Стены дворца потихоньку старели нуждались в ремонте. Поэтому в 2006 г. правительство Петербурга передало здание в аренду на 49 лет культурно-историческому фонду «Связь времён», принадлежащему Виктору Вексельбергу, получившему в 2017 г. награду «За возрождение традиций благотворительности». С 2006 по 2013 г. во дворце велись сложнейшие реставрационные работы, увенчавшиеся открытием первого частного Музея Фаберже. На предложениях передать коллекцию в Оружейную палату или в Эрмитаж Вексельберг пока отвечает отказом, но широко открывает двери в свой музей всем желающим насладиться красотой изделий этой знаменитой фирмы Карла Фаберже.
![]() Дворец Нарышкиных- Шуваловых |
ВОПРОС: Уважаемый читатель, напрягите, пожалуйста, своё воображение, погрузитесь в мир фантастики, представьте себе, что Вы мультимиллионер, который «обошёл» аукцион Сотбис и купил за 120 млн долларов коллекцию Фаберже. Как Вы поступите:
1. Подáрите ценности фирмы Фаберже народу в лице государства?
2. Последуете примеру Виктора Вексельберга?
3. Перепродадите коллекцию другому магнату?
4. Спрячете ценности от чужих глаз, поместив их в недосягаемые тайники?
Очень сожалею, что никогда не узнаю Ваших решений. Думаю, что превалировать будет вариант № (не скажу, какой. Догадайтесь сами).
Гермес умён, силён, красив,
Но весьма противоречив.
Он купцами восхищался,
Но их печалью наслаждался.
Делал вид, что помогал,
Но в спину стрелы направлял.
Наградил он этим смело
Всех участников обмена.
POST SCRIPTUM
До свидания, дорогие экскурсанты-читатели. Наша письменная историко-экономическая лекция-экскурсия закончена. Мне с вами было уютно. Общение со слушателями, даже если оно было условным, наполняло содержанием мою будничную, прозаическую жизнь. Хочу надеяться, что и вы не очень скучали.
В очередной раз с удовольствием вспоминаю, что мои любимые фантазёры — древние греки утешали себя красивыми мифами-придумками о романтических похождениях сильных и отважных богов с горы Олимп. В их лице они видели героев, которыми можно восхищаться.
Может быть, и нам последовать их заманчивому примеру? И отразить стремительно наступающую «цифровую жизнь» в таких, например, сказаниях:
«Катастрофические шалости недоученных захмелевших роботов»,
или
«Тайные явки на земле небесных пришельцев».
(Да ладно, шучу. Улыбнитесь).
С почтением к вам,
Галина Гукасьян.
30 апреля 2024 г.
Санкт- Петербург.
Примечание:
Фотографии в тексте можно увеличить, для этого надо навести на фотографию курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши.
В начало
Книга Галины Гукасьян «КАПРИЗЫ ОБМЕНА» вышла в издательстве ЦНИТ «АСТЕРИОН», подписано в печать 11.09.2024
Автор: Гукасьян Галина Мнацакановна | слов 5405Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.