КАПРИЗЫ ОБМЕНА. ОБМЕН — ЛЮБИМАЯ НАРОДНАЯ ЗАБАВА
Содержание
К читателю
Обмен — любимая народная забава
Формы обмена
РЫНОК
Чрево Парижа
Рынки Лондона
Гранд Базар
Петербургские рынки
ОСВОЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ. НЕГОЦИАНСТВО
Афанасий Никитин
Из варяг в греки
Великий шёлковый путь
«Один пояс — один путь»
ЛАВКИ. КУПЦЫ
ЧЕЛНОК
КОРОБЕЙНИКИ
БАРТЕР
ЯРМАРКА
БИРЖА
Поставщики двора его Императорского Величества (Сан-Гали и Елисеевы)
ЧУГУННОЕ ЧУДО ЗАВОДА САН-ГАЛЛИ
ДИНАСТИЯ БРАТЬЕВ ЕЛИСЕЕВЫХ
Поставщики двора его Императорского Величества
(Жорж Борман, И.М. Зингер, В.В. Пель, Карл Фаберже)
ШОКОЛАДНЫЙ КОРОЛЬ ЖОРЖ БОРМАН
И.М. ЗИНГЕР — ЧЕЛОВЕК, J. M. SINGER — КОМПАНИЯ, «ЗИНГЕРЪ» — ШВЕЙНАЯ МАШИНКА
БЫЛЬ И НЕБЫЛЬ АПТЕКИ ДОКТОРА ПЕЛЯ
КАРЛ ФАБЕРЖЕ — ЮВЕЛИР ИМПЕРАТОРСКОГО ЭРМИТАЖА
* * *
Историко-экономическая лекция-экскурсия
Памяти мужа и сына посвящается
К ЧИТАТЕЛЮ¹
Я думаю, что жизнь любого человека — это история реафлизации его интересов. Интересов много, они разные
и имеют свойство меняться. Условно их можно разделить на две большие группы.
Первая включает в себя житейские, семейные проблемы. Вторая — профессиональные, творческие.
В далёкие школьные годы свои профессиональные интересы я связывала с исторической наукой. Туманный флёр загадочности ушедших эпох манил, интриговал и казался сказочным.
Помню, как меня восхищало величие Александра Македонского и амазонки Эвтивиды, загадки античного Рима и греческого Олимпа, подвиги викингов, Рюрика и Вещего Олега.
Но больше всего будоражило воображение библейское сказание о священной горе Арарат, на которой во время всеобщего потопа остановились Ноев ковчег и восемь человек, которые стали прародителями нового послепотопного человечества. Как же это увлекательно и непостижимо.
В Ленинградском государственном университете, обучением в котором я очень горжусь, в орбиту моих интересов вошла экономическая теория. В результате история и экономика явились спутниками моей творческой жизни. Они и стали объектом этой книги. Она не путеводитель и, тем более, не научное исследование. Написание книги вызвано моим эгоистическим интересом: заполнить творчеством массу свободного времени и не впасть в умственную деменцию, которая, как известно, сопутствует элегантному возрасту.
Начиная книгу и будучи уверенной в Вашей образованности и осведомленности, я лишь руководствуюсь желанием усилить Вашу пытливость, уважаемый читатель, обращённую к истории и экономике.
Прошу простить за самонадеянность.
Благодарю Вас.
Галина Гукасьян.
5 ноября 2023 г.
¹ В работе использовался интернет. Никак теперь без него
Гермес отнюдь не идеал:
Он воровал и награждал,
Увлекал и плутовал,
Озорничал и охранял,
И тем торговцев восхищал.
ОБМЕН — ЛЮБИМАЯ НАРОДНАЯ ЗАБАВА
Купил, не купил,
а наторговался всласть.
Поговорка
![]() |
Люди — существа любопытные. Они любят подслушать, подглядеть, сунуть нос в приоткрытую дверь, заглянуть в замочную скважину, поинтересоваться новыми «игрушками» соседа, успеть их полюбить, захотеть приобрести и предложить соседу обмен.
Народ склонен покупать, продавать, менять. Обмен — это самое простое, обычное, много раз повторяющееся явление. Обменом занимаются все — от мала до велика. Малыши в песочнице обмениваются формочками, девочки — куклами, мальчики — фигурками индейцев, девушки — косметикой, юноши — техническими новинками, женщины и мужчины — супругами, учёные — научными открытиями. Где человек, там обмен. Обмен — ровесник человечества.
Обмен… обмен… обмен… Лавки… толкучки… барахолки… ярмарки… Таким видится обмен неискушённому человеку. А что думают о нём учёные мужи?
ЛЮДВИГ МИЗЕС — американский экономист, философ, историк и социолог, считал, что отношение обмена является фундаментальным экономическим отношением.
УИЛЬЯМ ДЖЕВОНС — английский профессор логики, философии и политической экономии полагал, что «обмен настолько полезен, что это даёт возможность учёным считать теорию обмена главной в экономической науке».
БЭМ-БАВЕРК — австрийский экономист, один из представителей знаменитой австрийской школы, заметил, что одна из задач политической экономии заключается в том, чтобы «исследовать условия обмена материальных благ».
* * *
С древнейших времён люди и любили обмен, и боялись его. Одним он улыбался, другим строил гримасы. Обмен обожествляли.
У славян древнейшим языческим богом торговли и скота был ВЕЛЕС. Он считался богом богатства и хозяином дикой природы. Одновременно он был богом мудрости и духовности. Можно сделать вывод, что язычники отождествляли мудрость и духовность с торговлей и богатством. Или, говоря другими словами, богатство достигается не воровством, а мудростью.
В древнегреческой мифологии покровителем торговли, прибыли и обогащения был сын Зевса — Гермес (у римлян — Меркурий). Боги Олимпа называли его ещё и богом воровства, так как у каждого из них он умудрился что-нибудь украсть. У Аполлона, например, он увёл из стада 15 священных коров, у своего отца Зевса стащил скипетр.
Богиню любви и красоты Афродиту лишил её драгоценного пояса и стал отцом их совместного сына двуполого бога Гермафродита, названного сокращёнными именами родителей и унаследовавшего от них фантастическую божественную красоту. Его двуполого собрата боги Олимпа разделили на 2 половины – мужскую и женскую и отправили в свободное плавание. С тех пор мужчины и женщины по всему миру ищут свои половины.
Гермес — покровитель купцов. Атрибутами Гермеса являются мешочек с деньгами (золотом) — подарок Аполлона — и жезл в змеином обрамлении, которые олицетворяют коварство и лукавство; широкополая шляпа, сандалии и крылья — для полёта с целью пробуждения или усыпления людей, чтобы их обмануть и усыпить бдительность. Сравнение двух богов позволяет сделать вывод, что бог славянских язычников, в отличие от древнегреческого божества, не рассматривает воровство в качестве источника богатства.
ВОПРОС: Уважаемый читатель, не считаете ли Вы,
что допущение богом Гермесом воровства,
как источника обогащения, позволяет на него
закрывать глаза и считать непогрешимым мздоимство,
осуществляемое некоторыми служителями церкви?
* * *
Обмен своими корнями уходит в глубь веков. Первоначально он носил натуральный характер и осуществлялся без посредства денег. Во время такого обмена владельцы товаров обменивались изделиями с различными свойствами, полезностью, назначением и в процессе обмена сами договаривались о соотношении и количественной определённости обмена. Когда же в обмене появляется посредник, обмен становится денежным, экономика — рыночной и возникает необходимость определить цену. На запрос практики откликается теория. Учёные скрещивают свои научные шпаги и предлагают варианты теорий для разрешения проблемы ценообразования.
Впервые вопрос о равенстве в обмене товаров поставил Аристотель — самый гениальный из античных мыслителей.
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 г. до н. э.) в 335 г. до н. э. организовал в Афинах близ храма Аполлона Ликийского философскую школу под названием «ликей» или «перипат». Название «ликей» школа приобрела в честь храма Аполлона Ликийского.
В русском языке «ликей» превратился в «лицей», первым из которых стал Царскосельский лицей, созданный императором Александром I для подготовки государственных служащих. «Перипатом» («прогулкой») школа Аристотеля называлась от его привычки читать лекции на прогулке. Среди учеников Аристотеля был знаменитый Александр Македонский. Аристотелю принадлежит гениальная по своей простоте фраза: «Если товары обмениваются, значит они равны». Но критерия равенства он не нашёл.
Забегая вперёд, заметим, что борьба мнений о критерии равенства в обмене (затраты труда или полезность товара) продолжаются до сих пор.
Большой вклад в обсуждение этой проблемы внесли представители классической школы политической экономии. Начало ей положил англичанин УИЛЬЯМ ПЕТТИ (1623–1687).
Он не был «чистым экономистом». Моряк по призванию, врач по образованию, он имел степень доктора физики, был преподавателем музыки и занимал должность профессора анатомии. Его называли отцом, или Колумбом политической экономии, так как он первым заявил, что источником богатства является труд. Ему принадлежит крылатое выражение: «Труд есть отец богатства, а земля — мать его»
* * *
В дальнейшем в экономической науке в определении основы (критерия) обмена сложилось несколько альтернативных подходов.
По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат, которые и определяют стоимость.
По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность товара.
Представители затратной концепции основой обмена считают издержки производства. Обратимся к ним.
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ сформировалась в XVII-XIX вв. Её основы находятся в работах классиков политической экономии. Самым ярким её представителем является шотландский учёный АДАМ СМИТ (1723–1790).
Он имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго. Наряду с Карлом Марксом и Джоном Кейнсом он считается одним из трёх величайших экономистов мира. В 1777 г. Смит выпустил книгу «Исследования о природе и причины богатства народов». Её главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости и доказывании, что в основе обмена лежит стоимость, которая определяется затратами общественно необходимого труда. Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность товара), не сразу сделал выбор в пользу труда.
К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос: почему вода, имеющая бóльшую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости от трудовых затрат.
Трудовую теорию стоимости поддержал и развил КАРЛ МАРКС (1818–1883). Сильным звеном этой теории явился анализ сферы производства, её слабость состояла в почти полном игнорировании сферы потребления, т.е. интересов потребителя. Тем не менее увлечение идеями Смита было так велико, что наряду с Наполеоном его считали самым могущественным властелином душ в Европе.
ВОПРОС: Уважаемый читатель, возможна ли ситуация,
при которой стоимость воды превысит стоимость
бриллиантов, и трудовая теория стоимости
потребует уточнения?
* * *
ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ появилась в недрах неоклассического направления и наиболее ярко выражена в трудах К. Менгера, Л. Вальдаса, У. Джевонса других. Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок товаров потребителем. В противовес авторов трудовой теории стоимости упор в своём анализе они делают не на производство, а на сферы потребления и запросы потребителя. Субъективная оценка товара зависит от двух факторов: от редкости (мало воды в пустыне) и степени насыщения потребителя в благе (для сытого потребителя полезность в еде снижается).
Предельная полезность какого-либо блага означает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага. Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем третьей.
Так обстоит дело с субъективной потребностью отдельного покупателя. А как определить предельную ценность товара для всего общества, т.е. не субъективную, а объективную предельную полезность?
По мнению сторонников этой концепции, объективная предельная полезность совпадает с предельной субъективной полезностью и выливается в рыночную цену продаваемого блага. В нашем примере она совпадает с полезностью третьей тарелки супа.
ВОПРОС: Уважаемый читатель, Уинстон Черчилль (1874-1965)
очень любил армянский пятидесятиградусный коньяк «Двин».
Зная это, Иосиф Сталин (1879-1953) презентовал ему ящик
этого отличного напитка. Какая по счёту бутылка
имела для Черчилля предельную полезность?
(СОВЕТ: не спешите с «простым» ответом)
![]() Уинстон Черчилль (1874–1965)
|
* * *
ЗАТРАТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ представлена в трудах английского экономиста АЛЬФРЕДА МАРШАЛЛА
(1842-1924).
Он соединил трудовую теорию стоимости и концепцию предельной полезности в единую теорию издержек производства. К ним он относил затраты труда (зарплату), затраты природы (уголь, газ, нефть и т. п.), затраты капитала (станки, орудия труда и др.), которые осуществляются в процессе производства и являются элементами трудовой теории стоимости, а также полезность товара, которую он определял конъюнктурой рынка, т.е. соотношением спроса и предложения на товар.
В отличие от авторов двух предыдущих теорий, Маршалл анализировал не стоимость, а рыночную цену, которая формируется за пределами производства. На бытовом уровне их неоправданно отождествляют. Между тем это разные экономические категории. Стоимость — результат затрат труда. Цена — результат влияния на стоимость конъюнктуры рынка. Стоимость и цена могут не совпадать. Если спрос на товар превышает его предложение, то цена становится выше стоимости, а при снижении спроса цена может быть ниже стоимости.
Очерк о цене в этой экскурсии оправдан и закономерен, так как цена господствует в обмене, её повышение или понижение определяет судьбу как продавцов, так и покупателей. Цена — главное «божество» и боль обмена, его главный вопрос.
Далее
Автор: Гукасьян Галина Мнацакановна | слов 1878 | метки: Адам Смит, Альфред Маршалл, Аристотель, Гермес, И. Сталин, Из варяг в греки, Карл Маркс, торговля, Уильям ПеттиДобавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.