3. Под парусом в Цугуру (Япония) -1999 г.

 

(Из письма родителям, по возвращении)

С капитаном яхты «Пульсар» Поповым Валерием Николаевичем

Поход в Цуругу был уже делом достаточно проторенным. Но экипаж получился каким-то разношерстным, по всяким интересам, признакам и т.п.  Все люди временные на этой яхте. Подготовки, тоже толком не было. Но каждый, что-то делал по отдельным поручениям. В общем, пришлось самому заниматься многим, начиная от дизеля и, включая ремонт парусов. В результате, опять прорезался имидж незаменимого, и в отсутствие Женьки Сафонова я был назначен старпомом (cам себя я называл: «Старпом – сделай сам!»). Ничего не поделаешь – такой уж контингент подобрался. Но,  в общем-то, жили дружно, хотя периодически, им от меня и доставалось. Должность и ответственность того требовали.

Переход туда получился достаточно тяжелым. На второй день прилично заштормило и закончилась эта бодяга уже на подходе. Вышли мы точно в расчетную точку к мысу Этидзен (все штурманские дела, естественно, были мои). Конечно, спутниковая навигация, которой мы пользуемся уже лет пять — вещь абсолютно революционная в навигации. Постоянно имеешь свое точное место, курс и скорость. Но всё время, внутри, что-то гложет – а вдруг, врёт? Недаром в инструкции записано – никогда не пользуйтесь одним средством определения места. А тут еще система GPS, которой мы пользуемся – американская. У нее может быть режим заведомо ложной информации (чтобы не использовал противник в период каких-либо конфликтов). А тут война в Югославии. Да еще перед выходом, после ввода в прибор необходимых данных – он, почему-то, настроился на спутники только к вечеру (должен не более 10-ти минут). То ли залежался за зиму, то ли действительно, что-то там было выключено. Так что, опасения имели некоторую почву.

Поэтому, конечно, держали курс по компасу с учетом ветра, шторма, дрейфа с постоянными отметками на карте. И с моим периодическим гавканьем на тех, кто плохо держал этот самый курс. К указанному мысу подходили с рассветом, что тоже было не весть, как хорошо. Погода на подходе, миль за 50 улучшилась и я надеялся, что мы подойдем в темное время суток, чтобы определиться по работе маяка, который должен открыться за 20 миль. Но, где-то в 6-м часу утра, начало светать и берег открылся миль с 15-ти, когда уже маяки были выключены. А найти нужный маяк днем, когда нет его вспышек – дело еще то. Во-первых – мысы сливаются с берегами,  во-вторых,  маяков по побережью Японии предостаточно и хотя они описаны в лоции — определить их можно — очень вблизи.

Но спутник не подвел, я убедился, что прибор наш дал точную точку, в него заложенную, на фактическом траверзе маяка Этидзен.  Забегая вперед, надо отметить, что эта уверенность в точности спутниковых данных, весьма пригодилась по возвращении. Родной Уссурийский залив на подходе к маяку Скриплёва встретил нас в  2 часа ночи диким туманом. Не был виден даже нос яхты. Я сильно надеялся, что, несмотря на такой туман и полное отсутствие видимости – мы увидим в тумане отблески зарева от маяка. Взял вначале дистанцию от маяка 1,5 мили. За пару миль до траверза укоротил дистанцию до маяка до полумили. И мы ничего не увидели!

Прошли расчетный траверз Скриплёва, вошли в Босфор Восточный, пришли в точку поворота на выход в Амурский залив. Тут, я раз пять глубоко вздохнул и дал команду ложиться на курс 300 (до этого шли курсом 20). Поворот в кромешной темноте – неведомо куда. Только по карте и по данным спутника. А это уже не открытое море. Пролив и достаточно узкий. Берег слева, берег справа — и расстояние до них — очень даже, незначительное, по морским меркам. И впереди слева — обширная отмель от мыса Новосельцева. Её, также, надо обогнуть. И, когда мы к ней приблизились, тут я перестал изображать из себя Магеллана, вызвал по УКВ диспетчера порт-контроля, представился, что я «Пульсар», наблюдает ли он меня по своей локации, не идем ли мы в стороне от фарватера, нет ли встречных судов. Рекомендации порт-контроля по проводке, полностью совпали с моими действиями. Прошли опасное место и, наконец-то, открылись огни порта. Дальше уже было делом техники любого рулевого.

Ну, а что касается пребывания в Японии – это как всегда замечательно. Всё та же чистота, возведенная в абсолют, фантастическая вежливость, совершенно особый образ жизни, которого у нас «россиян – понимаешь» — никогда не будет. Суть этого образа – элементарна: абсолютное уважение к результатам труда и труду любых их представителей.

Проявляется во всем. И в первую очередь – обеспечение удобства своим жителям во всех житейских вопросах. Начиная от информации по расположению туалетов (например: WC  152 метра и стрелка в ту сторону) и их количества  на душу населения. И, включая картину, которую мы видели  ежедневно: подъезжает автомобиль к стоянке (рядом с нами возле выставки или на пляже) — к нему бросаются не менее 4-х человек в униформе и что-то, галдят по своему. Поначалу мы думали, что водитель, в чем-то провинился. Оказывается, ему наперебой растолковывают, где лучше припарковаться. И для этого, специально назначены эти люди в местах массового посещения, чего-то.

Или в кинотеатре трехмерного изображения, куда нас нечаянно занесло – волонтеров по обслуживанию больше, чем посетителей. Кинотеатр при этом – бесплатный. Чуть ли, не каждого, провожают до входа в зал. Инвалидов в колясках, по отдельному пандусу, везут на места для них. Этим трехмерным фильмом я, как бывший киномеханик, был просто потрясен. Показывали подводный мир – абсолютно реальное ощущение, что ты в центре этого мира. К примеру – плывет на тебя акула и, реально, плывет куда-то за спину. Поворачиваешь голову за ней и видишь, что она позади тебя продолжает уплывать. Колоссальное зрелище!

Встречали нас очень, я бы сказал, тепло. Поначалу, правда, до обеда (мы пришли вечером) продержали на якоре, пока не собрались все яхты. Но мы знали, что власти будут в 14 часов еще до отхода. За это время к яхтам периодически подвозили упаковки с пивом и всякими бутербродами в японском духе. Выдали расписание нашего пребывания на каждый день по часам.

Подошли к стенке порта. Мгновенно прошли оформление (в отличие от нашей псевдодемократии, где этот кошмар с выкобениванием каждого дворника длится нескончаемо). Тут же выдали на каждый день талоны в баню (если, уж можно, угодить яхтсменам открытого моря, то только вот таким, вот, жестом!) Недаром, возглавлял принимающую сторону мистер Осахара, трехкратный участник чемпионатов мира под эгидой компании Кен Вуд.

Наш капитан, тоже в 94-м году участвовал на «Пульсаре» в такой регате. А эти гонки проводятся раз в 4 года на Гавайях. Вот уж они наговорились. Т.е. человек понимает, что ценится в яхтенном мире. Кстати, на первом банкете по двум большим телеэкранам показывали в записи фрагменты гонок на Гавайях 94-го года. И вдруг, крупным планом показали наш «Пульсар» на ходу, с эффектным креном. По залу, сразу, на всех языках пронеслось – «Пульсар-Пульсар!» А наш экипаж именно в это время вызвали на сцену для представления другим участникам. (Очередь так совпала!) Вот уж нам аплодировали! Была, прямо-таки, овация. Так что, и мы словили лавры, хотя, кроме капитана – Валеры Попова – никто в этом деле не участвовал.

Конечно, банные билеты мы использовали ежедневно (стоимость их, кстати, 330 иен, т.е.  практически 3 доллара или 80 рублей по-нашему. Не слабо!). В первый выход в город, как всегда, уходились в хлам. Еще и духота, и влажность приличная. А тут, как назло, деньги поменять не можем. У них банки до 3-х часов работают. Позже нам показали меняльную лавку, а в первый день – полный отпад.  Ходим, автоматов с охлажденным питьем – немеряно, а не подступишься.

Разношерстная наша компания развалилась. Остались мы с капитаном и одной дамой с нашего экипажа (брали 2-х пассажиров). И, как раз, наткнулись на эту самую баню, совсем рядом с нашей стоянкой. Раз их денег нет, то хоть талоны есть. Я пошел на разведку, узнать — берут ли эти талоны. Зашел, а там уже плещутся. Слева женское отделение, справа мужское – всё как у людей. Выхожу и говорю нашей даме: «Значит так – баня чисто японская, общий бассейн, посередине веревочка. Слева от нее женщины, справа мужчины. Всё чинно». – Замахала руками: «Чтобы я, да через веревочку – никогда!» – Я ей спокойно так, говорю: «Ходи немытая, а здесь так традиционно моются». – И тут же привел пример из известного фильма «Сёгун», где красавица Марико нырнула в бочку к шкиперу, от чего, тот, чуть в ней не захлебнулся. Смотрю – засомневалась. В общем, направил я ее в мужское отделение и если бы, не вернувшаяся откуда-то кассирша  (вумен, вумен – плиз лефт!) — веревочный вариант, почти бы удался.

Ну, а баня у японцев весьма суровая. Три небольших бассейна. Один – джакузи, второй – просто горячая вода, и третий – с перцовой начинкой для пропотения. Начинать надо с третьего, затем — во второй, и в джакузи. Но вода во всех очень горячая, так что, влезть в них, было весьма непросто. Тем более, что успели хватануть солнца и обгореть. А душ, чтобы напустить на себя холодную воду – отсутствует. Есть с десяток краников на уровне щиколоток, перед которыми надо сидеть и пользоваться такими детскими шаечками. Т.е. охладиться – весьма проблематично. Зато в предбаннике – костомялка за 100 иен, шикарный ТВ и вентилятор в потолке.

На следующий день были три короткие гонки. Наших 7 яхт и штук 20 японских, в основном мелких. И общий зачет с учетом гоночного балла. Т.е. у них этот самый балл был 5-6, а у нас же 10,3. На такой дистанции они  у нас выигрывали, даже, не стартуя. Тем более, ветер постоянно был очень слабый. Но гостеприимные хозяева это учли и сделали отдельный зачет среди больших лодок и отдельно среди русских. Гонки получились очень азартные, все стремились взять старт, из-за т.н. угла.  Т.е., на наиболее выгодный курс.

Мы в этой мелкоте на общем старте, шли как ледокол. Хотя и старались, в общем-то, отвечать на приведение подветренных лодок. Но в этой сутолоке, они бились о наши борта, как мухи. Мы их не трогали – сами ребята, как залезли в эту кучу малу, так и вылезайте. Много было общих отзывов (фальстарт). Но действительно, всё было, как-то весело, доброжелательно, в отличие от наших стартов, где каждый норовит другого и обозвать по всякому, и всякую коварность подстроить. (Мы – то, и сами, на этом собаку съели). В общем, худо-бедно, среди больших яхт мы стали вторыми (из 15-ти).

Вечером, в честь открытия гонок был банкет (патти) в красивом зале местного дорогого отеля. Длинные столы, уставленные всевозможного вида закусками, много пива и виски. Все экипажи по очереди выходили на подиум, всех представляли – и нас тоже. Ну, и как уже известно, наш экипаж был весьма сердечно принят. Всем русским вручили красивые футболки с надписями, что это регата Японского моря – 99 (стоит каждая 3500 иен). Однако! Своим, они предложили купить в оргкомитете.

Было изготовлено несколько стендов, где вывешены фотографии с фрагментами гонок. На каждую яхту больше десятка фоток (то-то же, на катере крутился фотограф). И можно было  их сразу со стенда забрать. Конечно, разобрали все, потом поделились. В общем, было шумно, весело и, как ни странно, никто из россиян не напился. Потом продолжили братание на яхтах и было выпито еще много. Компай!

На следующий день была длинная гонка (это по их понятиям, по нашим – один смех!). Но, наш Михалыч, посаженный за руль, доблестно её проиграл. Взял отличный старт, хорошо вышли на ветер, первыми обогнули поворотный буй – отрыв от ближайших – с полмили. Тут скис ветер и, опять, в нашу пользу. Нас течение тащило к финишу, а соперников от поворотного буя – назад.

И тут, на нашего Михалыча, нашло какое-то отупение, и как мы на него не давили, чтобы он правил к берегу, где мы получили такой выигрыш, он попер, куда-то в море, где вообще была дикая закись. Но он утверждал, что здесь сейчас дунет. Ничего не дунуло и все, кто был сзади, после поворота пошли в берег и на течении объехали нас навсегда. Это было точным повторением ситуации на Кубке Залива Петра Великого три года назад. Мы тогда, впервые, по результатам 4-х гонок шли на первом месте в самом престижном классе яхт и первое место, общее, было уже у нас в кармане. Надо было только прийти к финишу, не отрываясь далеко от толпы.

Впереди было всё – звания мастеров спорта, чемпионов России и т.д. И точно так же – мы шли на последний знак в лидирующей группе – у Михалыча наступило полное затмение в мозгах. Как я его не уговаривал держаться рядом с соперником – есть такое золотое яхтенное правило – он попер в другую сторону, утверждая, что оттуда дунет. В общем, пока ждали этого дутья – финишировали все, кроме нас. Кое-как, дикий запас очков по сумме всех гонок, позволил нам остаться на призовом третьем месте – но мастеров спорта мы не получили.

Хорошо, хоть за Филиппинский поход, это дело нам присвоили. Уже пришло подтверждение, что это так, но нужно ждать удостоверения и значки. Вот такой он – наш упертый Михалыч. В результате мы заняли общее 13-е место и среди больших – 6-е. Т.е., всюду, в середине. Но для нашего многотонного «Пульсара» это неплохо. К вечеру было награждение победителей, в более скромной обстановке, но опять, с обилием пива в банках. Два первых места – японцы, 3-е место одна наша яхта из Находки. Но, нам тоже вручили приз – настенные часы, как и всем другим россиянам. За участие, наверное.

Потом было свободное время. Ходили по этой Цуруге. Городок, в общем, небольшой. Всё население занято на АЭС и угольной станции. Улицы днем пустые – все на работе. В основном, мы посещали супермаркет, где питались мороженным и в нем 100-иеннный магазин. Т.е. любая вещь стоит 100 иен (1 доллар).  Всякой чепуховины набрал там Маше и Любаше. Во всех других отделах — всё очень дорого. Поэтому, сильно мы там ничего и не рассматривали.

А также, ежедневно ходили на шикарный пляж, где на берегу растет лес из японской сосны (длина иголок более 10-ти см). На этом пляже японский народ состязался в искусстве лепки из песка всяких скульптур и монументов (приурочено к празднованию местного залива Вакасса). Прямо-таки, шедевры! Побывали на матче по бейсболу. Очень, даже, впечатляющая игра. Особенно, когда игрок дубинкой лупит по мячу в миллиметре от носа другого, который должен этот мяч поймать.

В общем, время пролетело быстро. Последняя баня. Последний банкет – уже в холле морвокзала, что рядом со стоянкой. Без особой помпезности, но очень душевно. Много закуски, пива и виски. Песни и пляски. До самой поздней ночи.

Утром заправились водой. Опять нам надавали, каких-то закусок, пива. Собрали наши паспорта и через 10 минут, с отметками властей, вернули назад. Никаких часовых и прочего заполнения бесчисленных бланков, как у нас. (Это же надо! Даже, питьевую яхтенную воду, указываем в своих таможенных декларациях – подлежит пошлине, вроде, как мы ее на продажу в Японию везем).

Вот и всё. Прощай Япония, теперь, наверное, уж навсегда. (По нашим демократическим законам — я пять лет невыездной. После службы. Шпана всякая, без вопросов эту бумажку получает, а вы, кто отдал Отечеству все годы – сидите на цепи, пока ваши мозги маразмом не покроются. А то, как же, все тайны в них — еще сидят).

Опять 4-х  суточный бросок через Джапан-си (Японское море). Всё те же власти с часовым (заграница ведь!), куча бумаг на приход – вот и наше Отечество! Замусоренное и с жуткими дорогами, но – своё!

Уже давно прибыл я из Японии и приступил к своей работе. Работаю в порту на участке отправки металлолома. Ржавое железо везут со всех районов края, мы его принимаем, взвешиваем и, по мере накопления, грузим (порт грузит)  на пароход в Корею. Я уже давно, между дел, освоил грейфер (это гидравлический автокран с захватами для лома) и практически, занимаюсь только этим. Больше на нем работать никто не умеет. Поэтому, вольно-невольно, создал себе имидж незаменимого.

В конечном итоге, 2-х недельный поход в Цуругу состоялся по этой причине. Просто поставил компанию перед фактом, что ухожу на 2 недели – не нравится – будьте здоровы! Всё было воспринято весьма вежливо. Даже получил полполучки за оставшиеся полмесяца. Зарплата у меня 4,5 тыс. Но получал и 5 и 6 тысяч, когда в критической ситуации восстанавливал и этот ЗИЛ-130, и сам грейферный механизм, после разных поломок. Конечно, иногда доставалось и в снег, и в дождь, и в метель работать и днем, и ночью. Но сейчас это дело упорядочил, появилось свободное время.

По возвращении, перебрал двигатель ЗИЛа (были проблемы с его работой). Этот двигатель приводит в действие гидронасос грейфера через раздатку отбора мощности коробки передач (ну и само собой, для езды). И когда работает грейфер – двигатель, в течение многих часов, работает на больших оборотах и перегревается. Вот это дело я и устранил. На зарплате пока не отразилось.

Сейчас начну ремонтировать второй ЗИЛ, с такой же установкой. Обычно я его использовал на запчасти, но теперь, решил довести до ума. Пока еще неясно, что из этой затеи получится, т.к. там — что по двигателю, что по грейферу, достаточно заморочек.

Вот в таких хлопотах проходят будни. В принципе, пока меня это устраивает, хотя Любашка всегда с ужасом смотрит на моё появление с неотмываемой ржавчиной. Если не будет устраивать, то есть возможность уйти на запасной аэродром. Меня мои друзья приглашают в свою небольшую, но весьма надежную фирму по ремонту авто. Так что, ваш подарок – набор ключей – пришелся, очень даже, кстати. Уже, опробован в деле. Очень  и очень — ничего!

Вот и всё. Постараюсь осенью или в начале зимы навестить вас на небольшое время. Дело во времени на дорогу. На самолет по ВПД можно брать, но за 3 дня и под вопросом. А обратно – вообще, неясно. На поезд гораздо проще, но это 2 недели. Но, чего-нибудь, придумаем. Большой привет от меня т. Лиде в преддверии её наступающего юбилея, заранее не поздравляют, поэтому только привет!, и всем нашим друзьям.

29.8.99. Коля

Примечание для тех, кому эти документальные зарисовки интересны: через два месяца мне была предложена должность старшего боцмана — парусного мастера на парусном фрегате «Надежда» ГМА им. Невельского. Несмотря на  уговоры и всякие щедрые посулы местного металлоломного олигарха, конечно, я без размышлений согласился. Так что, цуруговский  поход, действительно, оказался крайним почти на восемь лет. И только в 2007-м году удалось совершить два интересных  яхтенных похода, об одном из которых, также, есть некоторые воспоминания. Но этому предшествовала неслабая работа на паруснике, с его рейсами, включая и 14-ти месячное кругосветное плавание. О некоторых этих делах, вперемешку с боевой юностью — 13 лет — на первом поколении атомных подводных лодок — в последующих заметках.

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 2930


Добавить комментарий