О религии

Религия, вера, сомнения 
Чувственное и духовное, католицизм и православие
Вопросы к теологии. Диалог.
Преломление традиции в ритуалах и метафорах
Об отрицании триединства 
Фантазии науки и религии 


Библейские сюжеты
Малое способно вершить несоизмеримо большое. Иисус накормил пятью хлебами всех собравшихся, а их было тысячи. Все получилось просто — взял хлеб, отломил половину и передал дальше. Принявший тоже отломил, и тоже передал, в итоге все приняли свой кусочек. Собственно, и чуда здесь нет, за исключением того, что все насытились. Но это может быть психологический эффект.

Хочу отметить еще один эпизод, который в свое время на меня произвел впечатление, показав мне, что такое вера.

Искушение Христа. Он уже ощущает себя Богом. Поднимается на высокую башню, смотрит вниз и думает: если я есть Бог, то могу шагнуть в пропасть, и ничего не случится, — некие силы подхватят меня, не дадут разбиться. Долго он стоял так над пропастью, решаясь сделать этот шаг. И вдруг приходит мысль о том, что если шагнет, — разобьется, поскольку это будет означать, что слаба его вера в собственную силу, поскольку требует подтверждения опытом. И значит, не быть ему Богом, он — человек. Медленно спускается вниз тем же путем, как пришел.

Здесь чудо в том, что ничего не случилось. Более того, никакого чуда ни при каких обстоятельствах и не ожидалось. Это значит, никому не дозволено без причины искушать судьбу, даже Богочеловеку. По аналогии, вера не нуждается ни в каких доказательствах, — физических или интеллектуальных.
Я вне веры.

Православный атеизм
Мой материализм не абсолютен, я легко готов признать инобытие. По моим представлениям «материальность» относительна. Я считаю возможной «компьютерную реальность», для которой наша материя не будет осязаемой. Меня занимают эти вопросы. Всю жизнь, начиная лет с пяти, думал о том, — кто я, где, зачем и почему? Искал, пытался найти ответы в книгах, — ответа нет.

Недели две назад мне попалась книга некого американца, пытающегося убедить читателя в необходимости веры рассказом о том, как он сам пришел к ней от начального атеизма. В аннотации сказано, что книга очень популярна, разошлась по всему миру большим тиражом. Начал читать, бросил, — неинтересно, неубедительно, а кое-где — то ли примитивно, то ли написано в расчете «на простую аудиторию». Но экранов 20 прочитал — хороший результат для подобного чтива, обычно достаточно несколько строк. Конечно, я избалован П.Флоренским, С.Н.Булгаковым и Л.Н.Толстым, они много и убедительно рассказали о православии. Никакого экуменизма не будет, православие с католицизмом разошлись слишком далеко. Я неверующий с православной душой. Это понимаю, когда читаю католические тексты — обычно не соглашаюсь и отторгаю, в то время как принимаю православные. Католицизм мне не кажется серьезным и глубоким.

Иная жизнь
Не верю в «иную жизнь». Соображения такие. Не разобравшись до конца, что именно есть во мне, что следует сохранить, предполагаю, что мое существо образуется из совокупности того, что хранится в моей памяти и сигналов, поступающих в настоящее время от органов чувств. Определенно, после смерти сигналы от органов чувств не тревожат, остается только память. Представляю себя точно таким же, как есть, но ничего не чувствующим, не видящим, не слышащим, только думающим. В принципе, возражать не буду, но только прошу отключить всякие эмоции, среди которых желания, иначе будет больно, — хочу, но не могу. Впрочем, и в жизни такого предостаточно. Может быть, это не жизнь? Да и вообще, здесь нет никакой метафизики, данные из памяти можно перемещать, копировать на разные носители и хранить вечно.

Но думаю, что не о том идет речь. Предполагается, что содержимое моей памяти — все, до последнего байта будет скопировано на другой носитель, представляющий точную копию моей «телесной оболочки», и я мгновенно улетаю в «дальние края». Не думаю, что моему двойнику там будет уютно, — в таком варианте он унаследует все мои желания и привычки. Я окажусь в незнакомой среде, к которой надо привыкать, и не уверен, что она мне понравится. В другом городе не могу жить спокойно более двух недель. Мне предлагают вечно тосковать в раю? — Спасибо, но через пару лет такой жизни близнец, похожий на меня, бросится в бездну.

- Нет, скажут мне, все будет не так. Моя душа вселиться в молодого мужчину, стремящегося к любви, и принимающего ее в «райских кущах». От меня сегодняшнего останется только ощущения того, что это и есть я, тот самый, который жил на Земле и пытался кому-то сказать, что «Жизнь прекрасна!». Не имея доказательств тождественности, мне придется в это поверить или стать атеистом, утверждая, что нет, я — другой, не такой как вы думаете…

Стихи советского поэта М.Дудина:

И вновь возникну я, уже другой, нетленный,
уже в иной, обетованной мгле.
И смертно затоскую по Земле,
- Так, как сейчас тоскую по Вселенной.

Православие
Не будучи верующим, хочу заступиться за нашу религию. Не согласен, что ее цель сломать. Напротив, в отличие от католицизма, в ней нет мессианства. Ей глубоко безразлично, идет ли человек в церковь, или проходит мимо. Она никого не завлекает и не удерживает. Православной инквизиции не было, нет, и не может быть по сути вероучения. Более того, подойти к Богу непросто, надо принести многое в жертву, и (действительно!) что-то сломать в себе. Но это для тех, кто выбрал такой путь.

У нас соседка по даче верующая, работает в монастыре (естественно, бесплатно). Рассказывала, что там требуется полное смирение. Она все делает, выполняет хорошо и тщательно, но слышит постоянные упреки от настоятельниц. И говорит, что такова там традиция, — упреки должны быть, и их надо принимать смиренно. Не можешь, — монастырь не для тебя.

Недавно в Петербург привозили некую святыню, люди приходили прикоснуться, занимали очередь и стояли в ней сутками. По телевизору показывали эту очередь и возмущенных верующих, для которых плохо организовали этот процесс стояния и ожидания. Валентина комментировала так. Человек пришел, чтобы прикоснуться к благодати. И чтобы быть к ней действительно причастным, надо совершить подвиг, который в данном случае состоит в стоянии в этой долгой очереди. Здесь не должно быть хорошо, приятно и комфортно. Это некая (очень слабая) имитация крестных страданий Иисуса Христа. Потому — не надо роптать!

Наши расхождения с Западом более глубокие, чем это кажется. Читал однажды список различий православия и католицизма и был поражен. Наши трактовки (по моему мнению) хорошо вписываются в систему христианского вероучения, а католические представляются как искажения или недоработки. Я лицо не заинтересованное, к православной церкви (именно к православной) относился плохо. Не исключаю, что тот список повлиял на мое последующее отношение, я стал более терпимым.

Церковь и государство
Церковь основана на догматах, которые неизменны. Странная получается ситуация — я, неверующий, защищаю церковь (такое случается уже второй раз, первым был спор с неким человеком о догмате Троицы). То же самое происходит со мной и по другому поводу — моя невестка всегда ностальгировала по советской власти, я был ее оппонент. Последний раз, однако, мы поменялись местами. Я выступал как «адвокат дьявола». Меня это удивляет и даже немного беспокоит — происходит ли инверсия взглядов, деградация личности, или это более глубокое понимание, приближение к вершинам, откуда «добру и злу» внимаю равнодушно? Что бы это ни было, но абсолют утерян.

Церковь, как социальный институт, в государстве Россия не может быть сколь-нибудь близка к идеалу. И я не столько о церкви говорю, как о православной религии, которую сохраняет и культивирует церковь. Меня интересуют вопросы теоретические, поскольку именно они определяют направления движения. По поводу церкви — совершенно согласен, ее следовало бы отодвинуть подальше от государства, она и без того оказывает влияние на умы, приближение лишь искажает ее, в целом благотворное, действие. Мне было неприятно объявление государственным праздником Рождество. Симметрично, надо бы тогда и Рамазан включить в реестр, и еврейские праздники. Как было сказано, должно быть Богу — богово, кесарю — кесарево, и не надо их смешивать и путать. Пусть власть — от Бога, но это самостоятельная сущность…

Материализация
Нет у нас, и не может быть кнопки «Отключить желания», поскольку не мы управляем всеми этими процессами, а природа. У нее все кнопки, рычаги, она и нас может отключить, если действия не будут укладываться в ее замыслы. Если пока не отключает, значит, мы еще зачем-то нужны, наша миссия не завершена. Но до бессмертия не дойдем, нас отключат раньше. Я больше верю в переход в имматериальное «информационное» состояние, но все никак не решить, не понять ответ на вопрос: насколько необходима материя как носитель информации? Ведь даже человеческая мысль порождается некими биохимическими процессами в голове. Возможно, все это не более, чем визуализация мысли, которая в материальном мире способна принимать разные формы. — От биохимии к картинкам и чертежам, а затем к технологии изготовления и к готовому объекту. Все это процессы последовательной материализации мысли, и весь вопрос в том, как она зарождается. Или существует вечно и при определенных условиях начинает свою материализацию. Тогда наш мозг выступает как адаптер, снимающий информацию из неведомого мира. Если прием информации «оттуда» еще можно как-то придумать, то по поводу обратного процесса, передачи информации «туда» нет никаких предположений. Не очень понятна и конечная степень материализации — готовый объект, объект, запущенный в эксплуатацию, или тот, который уже просуществовал год, два, или достаточно подробных чертежей, чтобы утверждать: объект готов, материализован! Остальное — дело техники.

Волшебство
Волшебство, если «смотреть в корень» — это случайность и абсурд. В волшебном мире все подчиняется волшебнику. К монотеизму приводит именно факт отсутствия чудес, когда все, большие и малые события согласованы, друг другу не противоречат, чудес нет. Это значит, что здесь действует один волшебник, все подчиняется единой воле. У язычников богов много, их деяния и влияния неизбежно входят в противоречие. Впрочем, есть еще один вариант, — солипсизм, где волшебник, Бог и воспринимающий субъект не различаются, где они в одном лице. Кажется, именно к этому, прозаическому последнему варианту придется отнести собственное отношение к существующему и собственное волшебство. К этому склоняет и представление о том, что каждый воспринимает все по-своему, каждый — творец своего собственного мира. Причем, не только по части восприятия (т.е. «виртуального мира»), но и действительного, той самой объективной реальности, осязаемой. Во всяком случае, всегда есть некоторый выбор, — где жить, как жить. На многочисленных примерах можно отметить, что два мира, материальный и «виртуальный» (духовный) пребывают в состоянии взаимодополнения. Чем больше материи вокруг, тем меньше духа. И наоборот, когда материальный выбор сильно сужается, жизнь порождает мечты и фантазии. Как и везде, здесь тоже нужна мера, — не слишком много материального, но и не слишком мало. Вероятно, в Америке избыток материального, это опасно для существования человека. Покуда нашему африканскому предку хватало дармовых бананов, ему не нужен был высокий интеллект, и только ледниковый период взбодрил его настолько, что мы до сих пор ощущаем его цивилизационное влияние. Возможно, конечно, процесс необратимый, и дармовые бананы теперь уже не загонят нас на дерево и в пещеру. Но полной уверенности в этом нет, и может быть, жесткие потрясения просто необходимы для взбадривания человеческого духа, т.е. для развития цивилизации…

Нисхождение Христа
Какое-то советское у меня сложилось отношение к предпринимательству. Но если посмотреть глубже, оно и аристократическое, дворянское. — В тех кругах звание «купец» было низким, и таким же — то, что с ним связано. Это все та же тема, которая прозвучала в моем замечании о том, что «Бог не мог быть творцом». Творец — это предприниматель, создающий материальные ценности. Бог должен только мыслить, а все остальное — забота других сил, пусть это будет даже сама природа, усвоившая дарвинские методы. Природа саморазвивается, а Бог в сторонке наблюдает и мыслит, даже не передает никому свои мысли, мы должны сами научиться их читать. Нисхождение Христа, христианство, — позор человечества! — Это свидетельство о том, что сами люди ничего не смогли понять, пришлось им все снова объяснить. Бог милостлив, придет еще раз, если опять ничего не поняли… — Такая получается религия, замешанная на советских дрожжах.

Восток-запад
Есть в нынешнем конфликте религиозный мотив, «столкновение цивилизаций». — Западной и Российской. Собственно, конфликт и ответил на вопрос, — отчего же никак не получается интеграция России и Запада? Именно в этом основной вопрос к Украине — как может православная страна продать свою душу католикам! Оттого и высокая поддержка российскими массами едва ли ни любых действий по поводу Украины. У Украины нет выбора, либо исчезнуть в том качестве, в котором она существовала, либо вернуться в Россию. Мы помогаем осуществлению второго варианта, Запад — первого. Ситуация безнадежная, сближение религий, экуменизм, невозможны, как убедительно показала история последнего тысячелетия. Идущее с запада принимается, но обязательно русифицируется.

Меня это всегда удивляло, — как при одинаковых исходных догматов выросли две разные религии, два мировоззрения? То, что они разные, я убедился из сравнения основных отличий православия и католицизма — наш Бог совсем другой! Казалось бы, человек восточный не может стать западным, однако русские эмигранты легко вливаются в западную культуру. Более того, Тургенев, Ленин и прочие русские предпочитали жить там, издалека рассматривая Россию во всех ее проявлениях. Собственно, место жительства не имеет значения, о русском можно писать, глядя внутрь себя. Как Диоген мыслил о мире, пребывая в бочке, как Хоккинг исследует космические дали, почти утратив способность что-либо ощущать. Россия — страна Диогенов и Хоккингов. Видимо, такова наша религия. И если много можно сказать о России, не будучи с ней в контакте, то также много можно сказать о невидимом Боге.

Странно все это. Религиозный элемент имеет определяющее значение, а у нас каким-то образом сосуществуют православие и ислам. Ислам ведь явно дальше от православия, чем католицизм. Объяснить могу тем, что ислам — это другое, а католицизм — пародия на христианство, его неверное исполнение. Из всяких других течений, в историко-религиозном смысле католицизм нам все-таки ближе, поскольку протестантизм — это дальнейшее искажение уже искаженных католиками христианских принципов.

Я был и остаюсь неверующим, но меня всегда интересовали вопросы веры. Я был антикоммунистом, но коммунизм тоже интересовал. Всю жизнь питавшийся западной культурой, в зрелом возрасте я вернулся в Россию.

Эмоциональность веры
Радость, как и несчастье, распространяются кругами, волнами. Можно гасить волну, а можно наоборот, усилить… И снова приходит Христос, подставляя вторую щеку, чтобы погасить, но что-то не помню сюжеты, в которых происходит усиление позитива. Кажется, христианство для других культов должно представляться мрачным. Я мало знаю буддизм и мусульманство, но предполагаю, что в них больше веселого и беззаботного. Как прочитал в одном классическом романе о становлении христианства, оно явилось альтернативой безудержно веселым и распутным нравам Римской империи.

Молитва
Слово создано для человеческого общения, с Богом надо общаться на другом языке. Собственно, так и происходит, читаются не слова, а мысли. Бог (если признать его существование) — фигура вне пространства, и вне времени (которое есть свойство пространства). Потому он легко проникает сквозь наше пространство-время, ему ближе нематериальные мысли, нежели звуковые волны молитв, хотя и молитвы, как утверждается, слышит. Но в первую очередь молитва — это для человека ее произносящего, чтобы самому услышать голос собственной души на своем родном языке.

Чудеса
Неоднократно слышал рассказы о том, что иначе как «чудо» не назовешь. Экстрасенсы сталкиваются с чудесами по своей тематике, люди религиозные — со своей, причем нет ни малейших сомнений в достоверности рассказов. Есть такое мнение, что с каждым после жизни будет то, во что он верит. Складывается впечатление, что и при жизни человек получает и видит именно то, во что верит. Меня, как неверующего, не посещают чудеса.
25.12.2015

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 2382


Добавить комментарий