Под парусами яхты «Караана»

Содержание

 

1. Под парусом в Японию. Впервые и с открытым ртом… 1995 г.
Первый поход на яхте «Караана» в Японию.

(Из письма родителям,  по возвращении)

Мы уже вернулись. Как это было:

Длительная подготовка, в которую входило оформление загранпаспортов, получение визы, утверждение состава экипажа; техническая подготовка – замена аккумуляторов, подготовка дизеля, замена помпы, восстановление набивки дейдвуда, подготовка камбуза, печки;  качественная ревизия такелажа и подготовка парусов. Всё далось, сплошь, через тернии. Тут еще конфликт \рабочий\ с новым руководством яхт-клуба, несмотря на статью в газете. Они, как это модно, сдали в аренду весь клуб, те, в свою очередь, в субаренду. В общем, псевдодемократия в полном размере. Поскольку, яхта не клубная, пришлось по-всякому решать вопросы со многими негодяями. Сейчас эту банду разогнали, как и следовало ожидать. Конечно, никакой поддержки от флота мы не получили \нам надо было радиостанцию, средства навигации и карты\, кроме всякой чуши. Все вопросы решили сами и я, наверное, больше всех. Кругом, ведь, друзья. Наконец, спустили на воду и встали в яхт-клубе ДВО РАН \в  Спортивной гавани\. Тамошний начальник — Владимир Григорьевич — сам заслуженный яхтсмен, ходивший и в Австралию,  и в Америку, и в Японию – дал нам место без всякой арендной платы \сейчас всё это стоит больших денег\. Закупили провизию \по 70 банок тушенки, каши с мясом, чай, сахар, хлеб, сухари и, опять-таки по знакомству и относительно не дорого\.

Погрузили спасательный плот. Прошли строгую техническую комиссию по безопасности плавания  и наступил день – 18 июня. Провожать пришли нас все наши родственники и не только нас – всех других, так что толкучки на причале и на яхте было много. Рассовывали всё, что не успели, во всякие шхеры и ящики так, что, естественно, когда было надо – ничего не найти. Выпили шампанского, проводили провожающих – и Любашку,  и Маняшку, запустили дизель и под ним перешли в яхт-клуб Морской академии, куда должны придти власти – таможня и пограничники. Пока их ожидали, думаю, что надо бы народ начать кормить, а то пока власти, то да сё – начнем движение – там волна и кто его знает, как всё будет.  И думаю себе так: Михалыч – капитан, ему по статусу готовить не годиться,  да и некогда. Другой человек Валера – представитель судовладельца, бывший начальник яхт-клуба и руки в плане готовки еды  у него растут не оттуда. Следующий — Женя – человек очень хороший, но со зрением проблемы, всегда ему надо подсказывать, что где лежит под рукой, чуть впереди, слева и т.д. Тоже, думаю, в повара не годится. Затем Вася – полковник медслужбы, мой ровесник, замечательный товарищ. И думаю, что же Васю сразу озадачивать – надо самому. И сварил гречневый суп с картошкой и тушенкой плюс салат, пока были овощи. Тут еще супруга Михалыча – Алла Ефимовна, передала плов и обед состоялся. Что было правильно, т.к. следующий прием пищи экипажем, согласно записи в вахтенном журнале состоялся только лишь к концу третьих суток похода.  Таким образом, между делом, к своим обязанностям старпома и штурмана, незаметно прибавил должность кока, т.к. народ наш незатейливый и воспринял всё, вроде, как само собой разумеющееся. Ну, а Вася стал у меня ассистентом на предмет чистки картошки и других не менее ответственных в этом вопросе дел. Прибыли власти. Мы с Любашкой перед этим,  дома, просчитали, что имеем из валюты и сколько взять. Всего можно провезти 500 долларов в любой валюте. Если больше, то уже надо на всю сумму оправдательные бумаги, типа тех, что дают в банках при обмене. В общем, взял 300 долларов и 14 тысяч иен. А сверх этого 10 тысяч иен \одной бумажкой\  и пришил к штанам в черной бумаге. Чувствую, что она скрипит при ходьбе, вытащил и сунул ее в башмак. Ходил и боялся, что протрется. Но таможня нас всерьез не восприняла и ничего у нас не искала и не смотрела. Заполнили декларации, проштамповали и конец форрмальностям. Угостили таможню обедом. Следом пришли пограничники, пересчитали нас по головам, взяли судовую роль, план перехода, проштамповали наши паспорта – и всё – мы считаемся за границей! У носа яхты выставили часового, схода нет и входа тоже. Мы, не спеша дерябнули за отход, запустили дизель и отошли. Я дал салют белой ракетой  и мы легли на курс на Амурский пролив, откуда по прямой – в порт назначения.

Распределились по вахтам – через 4 часа по 4 и по два человека.  Михалыч с Васей, я с Женей \одного в запас, чтобы был свежий\. Прошли траверз островов  Рейнеке – Рикорда, подняли грот  и стаксель, выключили дизель и легли на курс 140 градусов в открытое море. Запустили радионавигационную систему «Лоран-С» и спутниковый навигационный комплекс «Магеллан». Всё это добыли опять-таки у друзей, благодаря упорству Валеры, что было с его стороны исключительно грамотно. Я рассчитывал на определение места по секстану, для скорости дела через Полярную звезду – по широте и через показания лага  — по долготе. Всё это было бы так, но только первую звезду в небе мы увидели впервые утром, уже перед островом Садо, т.е. почти на финише. А так, как села черная шапка из дождя, тумана, мороси и, чего-то непроглядного,  в первую же ночь, так и до той самой звезды. А вся наша электронная навигация давала нам место в море с точностью до метра, корректировала наш курс, показывала сколько мы прошли, сколько осталось. \И это у нас была не самая совершенная техника\. Так что, мне оставалось только отмечать место на карте и в вахтенном журнале. В первую же ночь почувствовали, что холодно. Но страха нет, так как у нас были мощные канадские комбинезоны. \Естественно,  приобретенные за свой счет, но Любашка до сих пор верит, что это спонсор подарил\. В общем, в этом одеянии нормально, но руки стыли на штурвале. На следующую вахту пришлось уже надевать два спортивных костюма и водолазный свитер под комбинезон и никакая буря не страшна. Ну, а эта самая буря разыгралась на утро и не унималась двое суток. Лодка у нас очень устойчивая, но и ее кидало и бросало по-всякому. Никакого порядка в движении волн не было. Только вроде килевая качка на зыби, как вдруг пошли волны поперек этой самой зыби. Периодически пробегали водяные горы. На всех яхтах потом говорили, что досталось всем. Но курс мы держали и каждая вахта воевала и с парусами и с волнами и со своими желудками. \Не все, конечно\. Вне каюты мы были постоянно пристегнуты на страховке \этакая сбруя на себе, пристегнутая к специальному тросу на палубе\. Несколько раз пришлось менять паруса  на меньшие, и — то убирать их – шли только под стакселем – то, снова ставить, чтобы не терять скорости. То, грот порвали! В общем, в эти два дня кушать действительно, было некогда, т.к.  после всех этих авралов валишься кулём куда попало, сил уходит много. На третьи сутки ветер завернул в нашу пользу, т.е. со свирепого северо-восточного на южный и юго-восточный. Растравили паруса – перестало поливать спереди, с воды. А то, что сверху льет, мы уже привыкли. Да и паузы в дожде стали возникать. Народ повеселел и тут я сварил борщ – естественно на основе картошки, капусты и много тушенки. Большая кастрюля была уничтожена в раз. На ужин – гречневая каша с маслом. Компот из варенья и сахара был сварен еще в шторм. И подобная прожорливость 4 раза в день потребовала, каких-то неведомых мною ранее, кулинарных изысканий. Вася только успевал чистить, разбавлять (!) и т.д. При всем при этом, от вахт,  разумеется, никто меня не освобождал. Когда перевалили половину Японского моря – отказал LC-90 \Лоран\. Зациклился на одной отметке и всё. И начал нас уводить в сторону. Этот прибор у нас был постоянно включен, а «Магеллан» мы берегли, т.к. он очень дорогой и, к тому же, переносный, т.е.  не установленный стационарно. В общем, по карте я установил, что,  несмотря на постоянный курс и ветер, практически без дрейфа нас понесло к югу. Включили Магелан и он нам выдал другие показания – точно на линии курса и впереди. Отключили Лоран, пошли по «Магеллану».  Вахты были довольно утомительны, хотя рулёжкой мы занимались с напарником по 2 часа. Дело в том, что, хоть ночью, хоть днем — постоянно висит шапка из тумана и мороси и вести яхту приходится только по компасу. Никакого ориентира на горизонте для глаза, чтобы зацепиться и идти на него – нет. Только на секунду, чем-то отвлечешься – уже с курса вильнула в сторону. А тут еще вместо румпеля штурвал, на котором не чувствуется влияния волны. Поэтому всю свою вахту глаз от компаса оторвать нельзя. И так, до 4-й ночи, пока не показались какие-то огни в направлении Японии. И в небе появились первые просветы. И стало значительно теплее, так что свои комбинезоны мы забросили. По радио несколько раз пытались связаться с коллегами, но нам отвечали наши суда, идущие в этом направлении. Естественно, что и радистом тоже был я, т.к. обе радиостанции были добыты мной. Где-то за 100 миль до Японии переговорили с сухогрузом из Ленинграда \вызывали яхту «Надежда», а ответила «Надежда-Ленинградская». Причем из-за горизонта. Позже они нас догнали. Тоже шли в Ниигату. Уточнили курс – мы у них, они у нас. У них такой мощной аппаратуры не было и шли они по счислению – так что, мы их подправили\. Потом еще разговаривал с  т/х «Нежданова» и «Несмеянов». Все они к яхтсменам относятся со вниманием и спрашивают, не нуждаемся ли в чем. Так что, от сильного одиночества мы не страдали.

Ну, и, наконец, проснулся от колумбовских воплей:  «Земля, земля» — нашего капитана, стоящего на вахте. Открылся остров Садо, через пролив, за которым, был остров Хонсю и устье реки Синано, на которой стоит Ниигата. По этому случаю было вскрыто шампанское, которое в силу тепла и взболтанности, почти всё и вылилось само по себе, что весьма обескуражило нашего самоуверенного мастера \мастер – на морском слэнге – капитан\. Наконец, увидели солнце, волна улеглась \или, скорее всего, мы перестали ее замечать\ и начал приближаться о. Садо – очень крупный, весь в горах.  Естественно, мы воткнулись в бинокли и рассматривали всякие на нем строения и поселения. Периодически попадались буйки с флажками, обозначающие сети. Мы эти места старались обходить, но один раз прошли прямо над ваером. Вода чистая и кажется, что он рядом. Но всё это притоплено, так что яхтам не грозит. И вот, обогнули мыс Хадзики с одноименным маяком, открылся пролив \24 мили шириной\ до Ниигаты. Мы пришли точно в расчетную точку между двумя маяками на о. Садо – Хадзики и Секи, чему наш народ на яхте даже удивился  и все признали в этом мою заслугу.\ Но, что бы делали без спутниковой навигации? Конечно, мимо  Японии  бы, не промахнулись\. В проливе заштилело, был пущен дизель. По пути подобрали на буксир яхту «Мореход» из Находки, у которой были неполадки с дизелем и тащили ее, пока варился \мною, опять-таки\, праздничный обед — всё те же щи с тушенкой\. По готовности обеда, буксируемая яхта была брошена, мы легли в дрейф – отобедали. Те, наши коллеги, были немало потрясены причиной нашей остановки – Япония Японией, а обед  — дело святое – всем экипажем за одним столом.

И, наконец, полностью открылась Ниигата. Погода великолепная. Все мы собрались наверху и по лоции пытаемся определить вход в порт. И определить ничего не можем, т.к. в лоции написано,  что приметных ориентиров входа – нет. Т.е. их полно – трубы, башни, небоскреб, резервуары всякие и т.п., но понять, куда идти – невозможно, т.к. от берега идут в море множество молов и волноломов и в какую дырку нам нырять – неясно. Тогда мы сделали проще – включили «Магеллан» и взяли точку на плане-карте порта – вход и спутник четко показал, куда надо идти. И вот мы идем вдоль 4-х километрового мола по реке Синано и вертим головами направо и налево. Где-то в глубине реки видны современные здания, мосты, всякая реклама и т.д. Справа тянется мол – входной маяк, следом другой маяк. Без конца нас обгоняют рыболовные кавасаки. Пролетело 2-х этажное судно на водных крыльях. Мы подняли под краспицу японский флаг, на корме у нас болтается российский. Японцы машут с того судна руками. И вдруг, в одном из ответвлений реки замечаем мачты. Это стоят наши коллеги, у которых  лодки более скоростные. Ворочаем влево, пересекаем реку, входим в эту протоку \всю в бетоне и граните\ и видим, что яхты стоят носами к берегу, а с кормы отданы якоря. Время еще есть, прыгаю в форпик и подаю малый якорь с якорным концом \естественно – я, т.к. лучше меня  никто не знал, где что лежит и как закреплено\. Считая, что народу на палубе много, с якорем разберутся, достал кинокамеру, чтобы заснять знаменательный момент – первую швартовку в цитадели империализма. Но слышу рёв капитана – нос летит к стенке, а якорь с кормы не готов. Ну, конечно – народ принял наверх якорь, бросили и вертят головами, а капитан на руле считает, что всё на автомате и команду не подает. Якорный конец не распутан и т.д. Реверс дизелем – остановились – болтаемся в мутных водах Синано. Носовой швартов летит на стенку.  Наконец,  якорь брошен кое-как, набиваем все эти веревки и стоп дизель. Мастер не может придти в себя от справедливого негодования \как же – некрасивая швартовка!\ и всё причитает, что было бы, если бы мы шли без дизеля и как все думают, что только он за всех должен думать о якорях, парусах и т.п. Успокаиваем его ласковыми, не совсем печатными словами – дескать, сам виноват, командовать надо громче. Это его доконало окончательно.

А вокруг – настоящая живая Япония. Рядом, на берегу какая-то дорога. По ней едут красивые хрустящие, блестящие, все в никеле – гигантские грузовики. По реке всё так же летают кавасаки. Близко к нам подошел гигантский паром и мгновенно, без всяких буксиров встал к своей стенке. На берегу уже бродят наши приятели с других лодок. И уже, что-то тащат в разных пакетах. Ну, а нам, сход на берег запрещен, т.к. по японскому времени уже 18 часов \по-нашему – 16.00\ и вся служебная деятельность у них категорически прекращается. Т.е. властей \таможни и пограничников\ сегодня не будет  и надо заказывать их на завтра. Включаю рацию, беру микрофон и начинаю бубнить: Ниигата порт контрол, ай эм ёт Караана и т.д. В ответ, что-то японское и скоростной английский. Нам пытается помочь с берега главный судья предстоящей регаты Георгий Моисеевич Драгилев, великолепно владеющий английским, но не разговорным, а яхтенным слэнгом. Передаю ему вторую рацию – переносную -  и он заводит ту же песню и в ответ получает на чистейшем русском, от яхты, которую мы тащили на буксире и которая только что ошвартовалась поодаль, что они уже вызвали власти на завтра для себя и для нас на 10 утра. Михалыч \капитан\ принимает решение перезавести якорь, т.к. волнами от пробегающих мимо судов нас начинает наваливать носом на стенку. Пытаемся запустить дизель, а он не подает признаков жизни. Работал без вопросов во всяких условиях и скис, как по заказу, на финише. Начинаем с Валерой его обследование. Первое – пуск стартера напрямую, помимо  ключа зажигания и многочисленных реле. Стартер рявкнул и дизель пошел! Сразу отлегло – это главное, а уж в остальном разберемся. Через три часа торчания вверх пятой точкой, обнаружили, что обломился \вернее отошел\ провод в специфическом зажиме, под изоляцией, подачи питания на реле стартера. Т.е., всё гениальное всегда просто. А уж к этому времени поменяли и реле и еще массу прибабахов и весьма удивлялись, что дизель не идет. Вот так бывает. Сели, отужинали. Стемнело. Вид на город загораживает какой-то ангар и кроме той самой дороги ничего не видно. А чувствуется  и слышно, что, где-то недалеко, кипит какая-то жизнь, нам еще неведомая. Охранения вокруг нас никакого нет. Валера с Михалычем упали спать. А мы с Васей, особо не сговариваясь, подтянули береговой кончик и вот он, миг, к которому стремились столь тернистым путем – под ногами настоящая японская земля, вернее бетон, т.к. это территория порта. Наверное, космонавты на Луне испытывают нечто подобное. Но внешне, мы никак своих чувств не изобразили и двинули к ближайшему мосту через эту протоку, полагая, что оттуда идти ближе к цивилизации. На  другой  стороне этой протоки стояла яхта «Стерх» — ну очень большая – на ней друзья, к ним мы и зашли. Немного посидели и втроем пошли к центру. \Они уже прошли властей и имели соответствующие отметки в паспорте\. Вначале шли улицей, ведущей к центральной дороге. Первое, что бросилось в глаза – идеальная дорожная разметка. После ужаса владивостокских  дорог – это казалось вершиной цивилизации. О самом дорожном покрытии нечего говорить. Ни одной выбоины и даже трещины на асфальте. Впрочем, асфальт ли это – мы так и не знаем. И кругом – дикая, неземная чистота. От дороги глаза, наконец, поднялись выше. Вдоль – здания типа коттеджей с обязательными мини-садами \типа наших палисадников, но меньше\. И уж, ухожено всё, что там растет – от и до. Все растения характерные японские – приземистые деревья и какие-то кустарники. Кое-где стоят машины. А у многих домов машины торчат своими капотами из-под  жалюзийных штор. Видимо, полностью не вмещаются. Очень хорошее освещение. Через сколько-то времени \минут через 20\ вышли на пересечение с центральной улицей. \Это мы так посчитали, что это центральная улица. На самом деле центр у них считается на левом берегу реки Синано, куда мы, впоследствии, попали только на третий день\. Ну, а эта улица, красиво освещенная, вся в рекламе, в огнях магазинов и каких-то лавок, ведет к городу Бандай-сити – центру правобережной стороны. Идём, головами вертим – всё интересно. Думаю, что же так качает – на грудь почти и не принимали ничего. Позже дошло – реакция на берег после постоянной качки. Тротуары вымощены цветной плиткой со всякими тисненными узорами. Ни одной поколотой. В неоновом свете зрелище исключительное. По таким тротуарам хочется не то, чтобы ходить – но и полежать, даже. И от квартала к кварталу плитка уложена по-разному. Несмотря на позднее время – это около 2-х часов ночи по-ихнему – народ ходит, в т.ч. и в одиночку. Но, в основном, ездит на велосипедах. Тьма велосипедов стоит на улицах. На каждом перекрестке обязательно светофор \до чего же отличаются от наших угробищных – даже в этом\. На зеленый свет обязательно звуковой сигнал для слепых, хотя за всё время ни одного мы так и не увидели. Естественно, по российской привычке, мы шли и на красный свет \машин не видно с боковых улиц\, пока не обратили внимание, что немногие гуляющие японцы и велосипедисты терпеливо ждут на абсолютно пустом перекрестке разрешающего сигнала. Пришлось последовать этому примеру, чтобы нас за дикарей не принимали. Так, в некотором шоке, мы дошли до центра \гипотетического\.  Там, через улицу ведет пешеходный мостик. Поднялись на него. Внизу проезд машин ограничен, ремонт участка дороги. Участок огорожен этакими перилами, перемежающимися с конусными тумбами, на которых вспыхивает желтый маячок. И всё это безобразие окружено горшками с цветами и какими-то растениями. Внутри несколько работяг – все в разного цвета комбинезонах и касках. Вижу – сварка. Смотрю – сваривают арматуру в дорожном полотне. Т.е. потом покроют цементом с тем самым асфальтом поверху. Разве такая дорога развалится? Прошли чуть дальше – слева, что-то просторное за стеклянными дверьми. Вошли – не поняли. Кое-где люди сидят на удобных скамейках, чего-то ждут. Кто-то сообразил – автовокзал. А попробуй догадайся, если всё это крытое и больше похоже на манеж. Дошли до очередной площади – так же вся в неоне, рекламе, светогазетах и Бог знает в чем и повернули назад. На улице тепло. Чем-то,  напоминает летний климат черноморского юга. Часто попадаются автоматы со всякими напитками \но я не видел ни одного с тем самым пивом или спиртным\. В каждом автомате штук 30-40 банок всякого размера. Бросаешь 100 иен или любую монету – сдача выдается тут же – нажимай кнопку напротив того, что понравилось – банка летит в приемник. Естественно, я нажал напротив самой крупной банки – оказался чуть подслащенный чай. Но – ледяной. А в банках помельче – уже, что-то типа сока или напитка, необычайно вкусное и охлажденное. Рядом с автоматом – урна для пустых банок. Эта урна опередила наши ублюдочные мусорницы на 150 лет!

Обогащенные первыми впечатлениями – вернулись к стоянке. Немного не доходя, наш приятель показал нам туалет на какой-то лужайке, несколько в стороне от наших яхт. Почти как у нас, но из бревен, почему-то. Перед открытыми дверьми – стенка, как щит, на которой нарисованы две фигуры, каждая перед своей дверкой. Внутри – всё освещено, никакой грязи, окурков и чего-либо. То, что для мужчин — настолько продумано, что диву даешься. Ну а Вася, по недогляду, зашел в другую половину, спугнув направляющуюся туда японку, почему-то гулявшую в это время. Но, это скорее она от нас шарахнулась, т.к. мы со Смирновым направились к фонтанчику, что был рядом. Вася сказал, что там тоже хорошо, но не сказал чем. На этом мы и разошлись по своим лодкам. И никакие впечатления не помешали хорошему сну.

Утро. Про свой ночной поход особо не распространяемся. Но сами довольны. Мало ли,   что.   Что-нибудь не так по линии таможни – возьмут за ноздрю на буксир и отправят восвояси. А так, хоть побывали на японческой земле своими ногами. Начинается японский рабочий день. Подваливает катер с каким-то японским служивым и посредством смеси англо-японо-русской жестикуляции  уясняем, что нам и яхте из Находки надлежит сняться с якоря и следовать к управлению порта. Внутри холоднуло.  Думаю – всё, кранты, прощай Япония. Видать следили и усекли наше нарушение границы. Объясняем, как можем, что мы  не знаем, где это самое управление и нам надо показать. Поняли, что он нас будет сопровождать. Ну, думаю, вообще – амбец! Чтоб не сбежали. И с тоски полез на камбуз варить борщ. А то попрут в море и опять на лонже качайся. \Это я, по совету бывалого яхтсмена, сделал такой пояс поперёк камбуза, закрепил в двух точках, чтобы на качке он помогал держать равновесие\. Вася, как ближайший соратник в кулинарном деле, весьма одобрил.

Запустили дизель. Пошли.  За нами «Мореход» \яхта из Находки\. Пересекли реку. Смотрим назад – на Мореходе подняли парус, т.е. опять, что-то у них с дизелем. А ветра почти нет. Но волн от проходящих кавасак достаточно. Японский катер заметался туда-сюда, что-то верещит и даже пытается, что-то нарисовать на картонке. Кое-как сообразили, что не он, а мы должны взять ту яхту на буксир и тащить. Вернулись. Взяли. Потащили. Катер подрулил прямо к стенке берега. А на ней стоит толпа всяких клерков в белых рубашках, галстуках и синих пиджаках. Поняли, что надо швартоваться. Наконец, привязались носом к стенке,  с постановкой на якорь кормой. По реке всё так же снуёт всякая мелочь и своими мощными моторами разводят мелкую, но сильную волну, которая отбивается от стенки и не сильно, но раскачивает яхту. А иногда и сильно. У меня же жарится всякая поджарка, лук и т.п. А в кастрюле картошка и капуста. Стоят соответствующие запахи. Набилась полная яхта японцев. Одни \таможня\ начали выворачивать наши сумки, лезть во всякие рундучки и т.п. Другие сели за стол, разложили ворох бумаг и начали взаимно всё это заполнять – всё на том же японо-английско-русском диалекте. И вдруг, смотрю, из-за поворота реки показался строй мачт, ползут к нам наши коллеги. Отлегло. Т.е. нас первых пригласили на основную стоянку, как еще не оформленных портовыми властями. Смотрю, японец добрался до наших спиртовых запасов. У нас три ящика технического спирта для печки. Мы туда же засунули и нормальный спирт. Открыл пробку – нюхает. Жестом – дескать, что это? Я ему – ит из гранд саке, бат ноу дриньк! И по горлу себя щелкаю, и по-русски добавляю – коньки отбросишь! И показываю на печку. Закивал японец головой – ез, ез, ол райт! В общем, наблюдаю всю картину дальше и вижу,  что вся их таможенная возня скорее для вида и проформы. \Мужики с других лодок рассказывали, что досмотр был очень жесткий, лезли во все мелочи, вплоть до чехлов фотоаппаратов. На предмет наркотиков и оружия. Кругом россияне уже прославились!\. Михалыч сидит и борется с кучей бумаг. На помощь ему появился, вроде бы, как переводчик, но по-моему запутал это дело еще больше. И вдруг, все японцы полезли из каюты наверх в кокпит. И переводчик вслед за ними. И говорит – как вы только это всё переносите, т.е. качку и  атмосферу внутри. А что – атмосфера как атмосфера. Конечно, не как у лесковского Левши в избушке, где они блоху ковали, но немного есть, т.к. морской водой у нас, кое-что подмочено и не сушено и дает специфический аромат, которого мы уже не замечаем. А тут подкачивает, да еще борщ варится. Тут-то их русским духом и побило! Поставили нам штемпеля в паспорта и  — граница открыта! \А с «Морехода» мужик вылез на берег до их разрешения, так они мурыжили эту лодку до позднего вечера, но оставили\.

Энергичный обед. И, наконец, мы выходим на берег  \после очередной перестановки якоря\ — на всех правах. Окружающая территория  представляет длинную, широкую причальную стенку. На ней слева какие-то ангары \рыбозаготовительные\, справа гигантские емкости и еще правее здание морвокзала. Никаких заборов, охранников и т.п. Как выяснилось, нам определили место стоянки на территории рыбного порта, примыкающего к цементному заводу.  О том, что справа рядом цементный завод, я только на третьи сутки случайно узнал. Абсолютное уважение к культуре производства и окружающей местности, в чем мы без конца убеждались на каждом шагу. \У нас к рыбзаводу на о. Попова швартуешься – затыкай нос заранее. Представляю, что было бы, если рядом еще и цементный завод стоял\.

И вот, мы , одетые в извлеченную выходную одежду, вышагиваем всё в тот же район центра Бандай-сити. По пути заглядываем в специализированный магазин спорттоваров. Всякое барахло типа клюшек для гольфа, ракетки, туристское снаряжение и т.п. Посмотрели цены и мгновенно оттуда вылетели. Михалыч сказал, что на шорты наших средств еще бы хватило. Поднимаемся на пешеходный мостик \под которым ведутся те самые ремонтные работы на дороге и вовсю цветут цветочки в горшках вокруг ограждения  — ну надо же!\. Один путь с мостика ведет налево, прямо в красивые зеркальные двери, которые сами разъезжаются в стороны при нашем подходе. Ну, раз открылись – то входим. Внутри несколько сверхэлегантных японцев, какие-то тряпки, в общем, то ли ателье, то ли магазин – по сервису для богатых. Мы это не оценили и перешли по мостику к другому входу. Перед  этим другим входом на улице – небольшая барахолка – называется распродажа. Довольно много китайского барахла. Но местные жители, особенно жительницы, оживленно всё это примеряют. Заходим вовнутрь. Тот самый супермаркет, о котором много слышано, по ТВ видено, но своими ногами – впервые. 8 этажей. Каждый с два футбольных поля. С этажа на этаж – эскалаторы, практически бесшумные. Каждый этаж специализирован. Пошли по первому. Это продовольственный. Аналогия с нашими универсамами советского периода. Только очередей нет. Пока мы прошли чуть от начала, я сразу подумал, что хорошо – Любашка этого не увидит никогда – сердце не выдержит. Здесь было всё: жареные ананасы, горы мяса, колбас, икры, арбузы, тьма всего нам неведомого и всё в красивых упаковках. И нескончаемые ряды со всем этим делом. Из состояния обалденелости нас вывел президент Приморской федерации парусного спорта Щеголев Генрих Васильевич, который окликнул нашу компанию из-за столика рядом с этими арабскими эмиратами. Сидит, пьет пиво. Это никакое ни кафе. Стоят столы. По 6 стульев. Столов штук 15. Утомленные покупками японцы присаживаются, достают или покупают за стойками рядом всякую еду – сидят, пьют, едят. Рядом гора разовых стаканчиков и какая-то вода из кранов. Тут же уловитель для использованных.  Конечно, Михалыч с помощью президента тут же набрал пива  \банки по 0,5 литра, называется «Саппоро» — стоит 230 иен, т.е . примерно 3 доллара. Естественно – холодное. Сидим, пьём, обмениваемся впечатлениями. Вася говорит, жаль, что мало времени – вот бы в Токио съездить. Президент наш отвечает, а кто вам не дает – у вас виза на 15 дней – поезжайте – вернетесь позже. Мы тут же полезли за паспортами – смотреть. Точно. Во Владивостоке консульство дало всего 4 дня. А местные дали 15 дней! Всё. Идеей загорелись. Правда, чей-то трезвый голос произнес – а вдруг, у нас к тому времени деньги кончатся — что тут делать? Но мы в состоянии эйфории подвергли скептика обструкции и поехали дальше по этажам.  Ходить здесь не надо, лестниц нет, только эскалаторы в зеркалах. И стены в зеркалах. Он и так громадный, а зеркала еще больше этот эффект увеличивают. В общем, мельком пробежали пару этажей. Шмотки и всякое барахло. На 7-м этаже задержались. Всякое аудио – видео и т.п. Километровые ряды телевизоров на любой вкус – со спичечную коробку – до многопрограммных, т.е., когда полэкрана одна программа, а на второй половине идут сразу около шести. Тьма видеокамер и прочих плейеров. Нам с Михалычем понравился этот спичечный телевизор, цена всего 8 тыс. иен \1 долл = 81 иене\. Давай, думаем, купим. Но, кто-то бросил грамотную мысль – а годится ли он для России? И точно, от продавца добились, что он только для Японии \т.е. система NTC, а у нас PAL-SECAM\.  Тоже, один из примеров, как умные японцы отгородились  от всего мира: своя система ТВ, наряду с самой большой в мире зарплатой и самыми большими ценами. Т.е., не очень-то, иностранцы у них тут разгонятся! Спустились этажом ниже – детские товары, игрушки и т.д. Я и раньше читал, что японские дети самые счастливые в мире, а тут просто убедился. Забегая вперед – в один из дней около 3-х часов пробродил по этому детскому этажу и силой заставил себя уйти. Как раз была суббота и много японцев с детьми, для которых на этом этаже было всё – для совсем маленьких паласы для ползания и всякие там манежи. Для других возрастов — всякие действующие игры. Ожидая родителей – диванчики и пр. Кроме нескольких продавцов на весь этаж никаких больше контролеров. А продавцы только успевают упаковывать и кланяться. Обязательно упакованную вещь положат еще и в пакет, сверху чек и с поклоном подают. И не только взрослым, но и совсем маленьким, кто деньги протягивает. Безусловно – вежливость у них национальная черта.   Потом вспомнили, что нам надо посмотреть магазин в порту, где яхты стояли раньше – мы о нем слышали, но не успели. В общем, пошли немного наобум,  но почти точно. Дорога оказалась длинной и головой мы навертелись  вовсю. Абсолютно всё ухоженное. Всюду зелень типа их карманных деревьев. А если земли нет, то обязательно, что-то зеленое торчит из горшков и очень часто из-под ящиков от радиоаппараратуры.  У каждого дома. И,  как правило – верхний этаж жилой, а нижний какая-либо лавка или какой-то сервис. Вышли на большую дорогу в районе порта – час пик – движение в 4 ряда. Не успели ее перейти, загорелся красный свет. Стоим на островке безопасности, ждем. А поток машин впереди слева перед светофором тоже стоит, хотя им зеленый. Мы стоим и они стоят. Проходит около минуты – стоят. Тогда мы им помахали, давай, мол, мужики!  И первые мимо нас поехали сверхмедленно,  и только, когда наш траверз проехали – полетели со свистом. Вот так! Наконец, добрели до этого магазина. Для русских, т.е. в нем всяко разное на напряжение 220 вольт. \в Японии – 100 в\, всякое ТВ на пал-секам и цены относительно нормальные. Глаза там, конечно, разбегаются, хотя он и небольшой.  Купил Маше эл. пианино со всякими световыми моргалками и музыкой \она и сейчас с ним, чуть ли не спит\, положил глаз на швейную машинку, плейер \что в уши\, поистекал слюнями возле видеокамеры, посмотрел на всякие хлебопечи и прочие прибабахи. Наши мужики, кое-чем отоварились и собрались было шлёпать обратно, но продавец Таня \это они сами себе русские имена дают, чтобы было проще общаться\ открыла дверь микроавтобуса и показала, чтобы мы лезли вовнутрь. Что мы и сделали и через 10-15 минут были на пирсе.

На пирсе к этому времени произошли кое-какие изменения. Нашу стоянку обозначили желтой лентой на тумбах со множеством флагов и ихними надписями. Видимо, приветственными, т.к. ни от кого эта лента нас не ограждала, все ходили свободно с любой её стороны — и японцы и мы.  Ну, а с другой стороны пирса поставили 4 туалета, но каких! Без всякого подвода канализации и воды, только провод электрический. Открываешь дверь, загорается неоновый свет и раздается такое жужжание. Внутри унитаз – мечта любой хозяйки. Нажал на педаль – вместо воды зеленоватая жидкость с приятным  ароматом. Куда всё исчезает, мы так и не узнали. Наш президент  \Щеголев Генрих Васильевич – Приморского края по парусному спорту\ взялся за голову – в яхт-клубе ДВВИМУ все эти дела делаются за ржавым контейнером с видом на море. Испугался, что японцы не поймут этакой прелести. Пока мы всё это рассматривали и осваивали, приехала автолавка всё от того же магазина со множеством всё тех же товаров. Принимался любой заказ, если чего-то не было.  Насмотрелись на всё это дело и двинулись на лодку. По дороге пообщались с проходящим японцем, который бывал во Владивостоке, знаком с некоторыми яхтсменами, среди которых оказались общие знакомые и т.д. Мы его угостили обедом. Дал визитку, где написано, что он председатель общества дружбы Япония – Россия, сам рабочий, живет в коттедже, каждый месяц платит аренду 25 тысяч иен и так 30 лет. Получает 2000 долларов в месяц. Жена, сын, дочь. Сын уже живет отдельно, занят каким-то бизнесом. В общем, этот японец к нам прикипел, приходил каждый день и на выходной – всей семьей. Я ему подарил значок с парусом, он в ответ – два аккумулятора. Потом привел, как обещал, своего приятеля, мелкого бизнесмена по продаже автомашин. Наши любители в того вцепились и все последующие дни он их возил на своем автобусе по всяким стоянкам и своим автоделам. Когда уже стемнело окончательно, наш японец уехал домой на своем грузовике. Ну, а мы снова пошли гулять по ночной Ниигате, без всякой усталости. Это так закончился первый день. Отбой был часа в 3-4, подъем в 8. Особых проблем не было. На следующий день пошли в центр искать банк для обмена денег. С некоторыми приключениями нашли. Кругом сервис и абсолютная вежливость. Заполнили анкету: название корабля, фамилию и сколько обменять. Потом всё с теми же поклонами, на подносе, сверху сертификат, тебе всё это отдают. А одному из нас вернули с тысячи – 800 долларов с извинениями, приседаниями и т.п. Тот в лице изменился, спрашивает: — что, дескать – фальшивые? Те говорят, что нет, но банк эти купюры не принимает. Вот те раз! \Но позже их без вопросов приняли в русском магазине\. Снова зашли в супермаркет, но вместо пива взяли мороженое \по моему примеру\ — высокой горкой, в общем, хорошее.\Стоит как и пиво – 230 иен, т.е. примерно 3 доллара\. Между дел выяснили, что билет до Токио стоит 110 долларов в один конец. Поезд идет один час с небольшим и, как-то исподволь, от этой поездки отказались, хотя препятствий никаких не было. К сожалению, наши японцы не сумели сразу нам подсказать, куда и как можно попасть. Поэтому мы и второй день, и третий, прокрутились в одном районе города, принимая его за центр. А фактически, более престижная часть города находится на левом берегу реки – более современная, с небоскребом, торговым центром и т.п., что мы открыли для себя только на 3-ю ночь. Ну, а в этот день снова, не помню как, занесло нас в тот же магазин, где была приобретена швейная машина \40 операций!\ всего за 10 тыс. иен \новая стоит 30 тыс.\. Опять нас привез автобус, которым управляла продавщица.

Ну, а на борту – дым коромыслом! Михалыч пригласил японских яхтсменов, угощает их ихним же саке, нашей водкой и грандсаке \разведенным спиртом\. Все кричат – компай! Сварил им гречневую кашу с маслом, разложил по тарелкам и объяснил, что в отличие от джапан райс, т.е. национального блюда – это рашен националь фуд – гречка, и , кто ест это дело, будет таким же крепким как Михалыч \110 кг\ и похлопал его по животу. И каждый японец , также его хлопнул и всю кашу съели. Тут подошел «наш» японец. И еще один – бизнесмен, но скромный мужик. Наш японец достал фирменный консервный нож \видел, как Вася нечаянно порезал палец, когда неграмотно вскрывал банку\, а мне персонально вручил кухонный нож, но какой! Любашка до сих пор не нарадуется, т.к. это не нож, а произведение искусства. \Видел, как я нарезал салат обычным ножом\. В общем, банзай, компай до поздней ночи. Потом опять пошли гулять по городу. На следующий день приятель нашего «японца» повез наших автолюбителей по автосвалкам и стоянкам. А я пошел в одиночку не спеша по городу, но уже по знакомым местам. Купил Маше два ранца для школы, туфли, тапочки, всяких мелких игрушек. А Любашке так ничего, кроме хозяйственной сумки, не купил, т.к. глаза разбегаются и что-либо конкретное – невозможно. После обеда все встретились, обменялись впечатлениями, новостями и т.д. Снова японцы в гостях, опять компай, ура и банзай! А вот уже вечером, наконец, нас занесло на левую стороны реки. В целом, когда идешь по мосту Бандай – чем-то, вид напоминает Неву с Дворцового моста. В общем, нагулялись до посинения.

А на утро – завели дизеля и пошли в море для главной цели – международных парусных гонок. Всего было 3 класса. Первый – около 6-ти штук, которые больше 12-ти метров длиной, второй – около 20-ти штук \и мы в т.ч. – 11м 4 см\. И третий – свободный класс – около 20-ти шт. Наших яхт всего было – 14. Погода была все дни хорошая, но в этот день – просто классная. Солнце, ровное море и средний такой ветер. Хорошо взяли старт и в конечном итоге на своем тихоходе заняли 7-е место в своем классе. А первое – поделили наши алкаши  с «Морехода» \того, что мы без конца таскали на буксире\ и «Робот» со своими суперпарусами  из кевлара. Вся гонка около 7-ми часов прошла без надрывов и приключений и в 17 часов вернулись к стоянке. Пришли наши японцы. Бизнесмен привез несколько ящиков пива, кока-колы и еще чего-то. По линии устроителей на каждую лодку привезли по 2 ящика картошки \гигантской – с два моих кулака – нового урожая\, мешок капусты и мешок лука \размером с ту же картошку\, ящик бананов и ящик апельсинов.

К 8-ми вечера все двинулись в здание администрации порта на банкет по поводу состязаний. Длинный зал со столами поперек мест на 400. Вдоль всего зала идут стойки со всякими закусками, блюдами и т.п. При входе каждого встречает целая делегация, вручается 4- цветная ручка и листок бумаги, на котором ты должен написать название яхты и фамилию. Один из них сказал, что листок этот надо хранить в кармане. Если ты вдруг переберешь, то тебя по этому адресу доставят. Но всё оказалось проще. Этот листок расслаивается и липкой стороной приклеивается прямо на одежду \без всяких следов\. Т.е. своеобразная визитка. Сели за столы. Официальная часть. Организаторы регаты. Мэр Ниигаты. \Наши, как придурки – в пиджаках, галстуках – а все японцы, в т.ч. и мэр – очень демократично одеты – в футболках и прочих безрукавках\. Речи и т.п. В это время 4 бармена наполняют высокие красивые кружки пивом и ставят их на длинный прилавок у себя.  Потом последовало приглашение. Кто ближе сидел к этому прилавку,  встали и во сколько пальцев наделось кружек, столько и понесли, каждый к своему столу. И я в том числе. Но уступил очередь одной японке. Кто-то принес тьму плошек со всяко разным: овощи в соусе, жареные цыплята на шампурах \но очень коротких\, кукуруза вареная, салаты и всякие рыбные блюда. И всё это в нескончаемом изобилии. Пивной прилавок опустел и тут же снова наполнился. В общем, столько пива выпили – я за всю жизнь, наверное, столько не употребил. Обстановка – исключительно радушная. Периодически вызывают на подиум то одну команду, то другую – дарят какие-то подарки и призы. Нам тоже кое-что досталось. Лично мне, как и.о. кока, вручили шикарный поднос, который я по приходу, было оставил на яхте, но Любашка проявила характер и теперь он дома. Наши японцы нас окружили и без конца, с каждым – компай! Ну, а «наш» японец – Ацуэ Судзуки нас фотографировал и на следующий день фотографии принес. Он увлекается фотоделом. Видел, как я своим фотоаппаратом  снимал его семью и его самого и говорит – Колья-сан, я тебе завтра подарю фотоаппарат. Я-то понимаю, что мы слегка кривые от пива и говорю – не забивай голову – главное дружба! Но он, всё-равно, подарил мне «Конику» — полный автомат – от передвижения объектива и прочих прибабахов с выдержками, вспышкой и т.п. – до автоперемотки плёнки. В ответ, я ему тогда подарил часы «Амфибию», что в Курске купил – говорю: рашен часы из вэри гуд – 200 метров ватерпруфф. Напившись пива, конечно пели песни. Они очень уважают все наши подмосковные вечера, катюшу и т.п. \Кроме 3-х танкистов\. После этого вечера переместились на яхту всей компанией и слегка усугубили принятием грандсаке. Потом проводили японцев – кого на такси, кого пешком и отбой.

Наутро,  Вася предложил мне поехать с ними на автотолкучки,  с целью заезда  после всех этих дел, всё в тот же магазин и приобретения видеокамер. Поскольку он хотел приобрести автобус, но денег всё равно не хватало – Вася решил приобрести просто легковую машину, а на оставшиеся деньги – занять мне и самому на видео. У меня еще оставалось 17 тыс. иен и я, чтобы уж, никуда их не тратить, поехал с ними. И не пожалел. Потому, как наконец-то, мы попали за город, где больше чисто японского духа. Видели и тётушек в кимоно и как они работают на своих полях и всяко разное. Например, поле для гольфа окружено гигантской сетью. Всё те же великолепные дороги, но очень узкие, только в две полосы. Проехали мимо магазина, который торгует минидеревьями очень оригинальной формы. Я вначале подумал, что это оригинальный сад как у большинства их домов – из выставленных на улице всяких горшков и прочих емкостей, и пока проезжали мимо – не сразу сообразил. До сих пор жалею, что не остановил, надо было бы приобрести такое дерево \настоящее дерево с полметра размером\.  Насмотрелись на всякие автобарахолки и автосвалки, где друг на друга навалены такие автомобили, что у наших спецов слюни потекли. Покончив с этими делами \дела простые: выбирается автомобиль, который нравится. Цены от 500 до 2000 долларов в зависимости от года изготовления (89-90,91гг – 1500-2000), к этим средствам добавляется 500-700 долл. за перевозку и это дело отправляется японской стороной с последующим извещением факсом. Заехали в свой магазин, объяснили цель – а видеокамер – только одна, из тех, какие мы хотели. Всё та же продавщица тут же включила на столе передатчик, затем радиотелефон и с кем-то, где-то, начала переговоры. Потом с извинениями и реверансами говорит, что они запросили фирму-изготовитель \Панасоник\ на предмет наличия, а им сказали, что данный тип находится в производстве и будет готов только завтра. После этого «наша» продавщица сказала, чтобы мы не теряли времени и ехали на свой пирс, а она этот вопрос будет решать и привезет всё это к нам на пирс. В конечном итоге, около 5-ти часов вечера приехала на автобусе и привезла три видеокамеры – из них одна дешевле других, которая и досталась мне. Пришлось чуть подзанять, но к настоящему времени уже мы ничего никому не должны. Зато, какая вещь! Как вспомню мучения с этими кинопленками. А здесь снял и тут же просмотрел. /Я уже на обратном пути начал эксплуатацию. И когда дома подключил к ТВ – все мы слегка прибалдели – до того здорово! Так что,  в отпуске все себя заснимем. \Кстати, о порядочности. Она могла бы нам привезти две дорогих камеры, но ведь нашли же. Немного непонятно, но потом.\ Довольные и облегченные от денежного груза пошли вечером \вернее в ночь\ на левый берег реки Синано. Всё те же огни, реклама, красиво и т.п. Много молодежи – видимо, что-то типа выпускного вечера. Довольно много нагруженных. Но, в целом, ведут себя прилично. Подошли к небоскребу. Внутри никого нет, думаем закрыт. Нет, двери сами разъехались, вошли вовнутрь.  Внутри вверх – гигантский купол, как в цирке и висят на тросах всякие стилизованные фигуры парусников, спутников и т.п. В глубине широкая лестница – завивается наверх. По ней мы чуть поднялись и попали к лифтам. Причем, кроме кнопок на стене даже дверь не угадаешь. Нажали кнопку – стена разъехалась – лифт человек на 20. Одна стена прозрачная. Еще нажали кнопку и полетели в космос. Действительно, дух захватывает. Да еще от того, что видишь, как город уходит из под ног. Наверху смотровая площадка, вся застекленная на все стороны. Перед каждой стороной план этой части города. Хорошо видно море, побережье и вся река со своей дельтой. Весь город освещен. В общем, впечатление сильное. Вася сказал – непонятно, что мы победили – вот она – победа! Вот уж, действительно, за державу обидно. И всё это рассчитано на землетрясение в 10 баллов. Здесь же, какой-то бар, но мы его обошли. Зато Женя разменял купюру в тысячу иен на телефонную карточку. Т.е. запустил ее в автомат, тот зажевал ее и выплюнул эту самую карточку. Потом мы пытались позвонить во Владивосток, но из небоскреба не получилось. Надо искать телефон со словом «интер».  Спустились на лифте вниз \опять внутренности подлетели к горлу\ и в 2-х шагах нашли телефон, который нужен. Первые попытки не получились. Остановили каких-то японцев и по татаро-монгольски сумели объяснить, что же нам надо. Один молодой японец выяснил по справочному и ручкой, на своей (!) ладони написал набор цифр, которые надо. Телефоны все у них кнопочные с оригинальным экраном, на котором высвечиваются все данные и кланяющаяся на экране японка со сложенными ладошками. Женя позвонил себе домой. Я – Любашке. Она спрашивает – вы уже пришли? Нет, говорю – звоню прямо из цитадели мирового империализма. И с Машей поговорил. В общем, от них дозвониться к нам куда угодно – нет проблем. Причем, сигнал вызова идет сразу после набора номера. Ну, думаю, хоть мы завтра и уходим, позвоню и в Курск и в Москву.

На следующий день мы еще покатались с нашим японцем. Власти были назначены на 15 часов. Хотел потратить оставшиеся после всяких перерасчетов 2000 иен на мелкие сувениры.  Но, когда мы в первом часу дня подъехали к стоянке – видим, торчат только 2 мачты – наша и этих кривых с «Морехода». И больше никого. Оказывается власти прибыли с утра, быстро всех оформили и народ уже на пути домой. А не было нас и тех. Так, тех ждали еще часа два. Потом поехали искать. А мореходы пришли. Теперь ждали поисковиков.  И только потом поехали за таможней.  Из-за этих дерганий, так  и не истратил последние деньги. Оформили нас быстро – снялись и вперед – на запад! Пока шли под дизелем по реке – нас по берегу сопровождал целый кортеж организаторов на машинах. Опередят, остановятся и ждут – банзай, компай, ура и т.д.! Так что махали руками до последнего маяка.

Обратный путь был без всяких приключений.  Размеренные вахты, хорошая погода. Опробовал свою видеокамеру. Классная вещь. Я очень доволен. Спасибо Васе. Много пришлось идти под дизелем, несмотря на ограниченные запасы топлива \японцы дали на каждую яхту по 40 литров – бензовоз, а нам 80 и еще — у нас было\. Пользовались каждым порывом ветра, чтобы идти под парусами. Но ветра почти не было. Сильнейший туман всю дорогу. Поэтому часто использовали локатор. Пришли в гавань на честном слове, т.к. в мерной трубке топлива уже не было, как и в канистрах. Вася позвонил своему приятелю Жене Коневу – капитану дальнего плавания. Тот привез на своей машине власти. Опять таможня, пограничники, паспорта и т.п. И можно ступить на берег. \А если бы не привез, так и ждали бы до следующего дня без берега\.  Вот и дом – Любашка, Маняшка – все рады!

На следующий день были соревнования с прибывшими японскими яхтами уже у нас. Михалыч не смог пойти, поэтому командование принял я, хорошо взял старт, неплохо мы бежали, но старый стаксель не выдержал и лопнул. Поставили геную первый номер, но т.к. она для полных курсов, круто идти не могли и малость приотстали, но японцев обошли. Вечером был банкет в честь гостей с награждением победителей, но призы все достались опять российской стороне. И тут наши приятели с «Морехода» взяли свой приз за 1-2-е место и отдали его японцам с хорошей такой речью. Глядя на них,  и остальные победители завалили их призами. Момент получился очень даже замечательный! Русская душа нараспашку! Ну, а Михалыч одарил их всех деревянными ложками.

Вот и всё.        Грустно.

Эти две недели я отношу к выдающимся событиям в моей жизни. Может быть, к самым лучшим.

Кто знает, что будет через год.

Большой всем привет, пожелания здоровья!

Целую.        Коля.    30.07.95г.

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 7755


Добавить комментарий