Замечательные жители и гости Толстовского дома
Толстовский дом с момента своей постройки сразу же привлёк внимание людей творческих и неординарных.
Мы перечислим далеко не всех замечательных жителей Толстовского дома и их не менее замечательных гостей. Работа по их выявлению ещё только начата и предлагаемый список — всего лишь первоначальный набросок свода замечательных, примечательных, выдающихся и знаменитых Жителей и гостей Толстовского дома.
Августа, преподобномученица (в миру Защук Лидия Васильевна, девичья фамилия Казнакова), канонизирована Русской Православ
ной церковью в 2001 году. Дворянка, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, была Журналисткой в Санкт-Петербурге.
С 1914 по 1917 год жила в Толстовском доме.
В 1917 году переехала из Петрограда в Калужскую область, в город Козельск, в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. После закрытия обители в 1924 году — основала на его месте музей «Оптина Пустынь» и была заведующей этим музеем. Многие бывшие насельники обители также работали в музее. 10 августа 1927 года её арестовали и взяли подписку о невыезде. Приговор — 3 года высылки с лишением права проживания в 7 крупных населенных пунктах страны. Проходила по «Групповому делу иеромонаха Никона (Беляева) и др. Козельск, 1927 год». После объявления приговора и освобождения из тюрьмы уехала в Тулу.
После того как о. Исаакий (Бобриков) поселился в Белёве, к нему приехала жить Лидия Васильевна Защук. В Белеве она приняла схиму с именем Августа. Была энергичной, рассудительной и необычайно преданной старцу Нектарию женщина. С 1934 года была игуменьей подпольного Женского монастыря в городе Белёве.
Следующий арест — 16 декабря 1937 года. Обвинение при аресте — «игуменья подпольного монастыря тихоновской ориентации». Арестована вместе с последним настоятелем Оптиной Пустыни схиархимандритом Исаакием (Бобриковым). Проходила по «Групповому делу епископа Никиты (Прибыткова). Тульская область, 1937 год».
Её допрос длился 15 суток, во время которого ей не давали не только спать, но не разрешали даже садиться. Когда она падала, ее обливали холодной водой. Ей было 70 лет.
Приговор от 30 декабря — высшая мера наказания, расстрел. Расстреляна в день Собора Пресвятой Богородицы в городе Туле 8 января 1938 года. Захоронена вместе с другими мучениками. Место захоронения — братская могила на 162-ом км Симферопольского шоссе.
(О ней смотри также в разделе: « Жители Толстовского дома — жертвы террора»).
Аверченко Аркадий Тимофеевич (1880 — 1925), писатель, журналист, сатирик и театральный критик. С 1908 года Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон») и в том же году — его редактором.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В.Ремизовым (Ре-ми), и др.
Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал
необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. Издавал журнал «Новый Сатирикон» (1913-1918).
Среди писателей, которым помог Аверченко, был и В.В.Князев, позже также живший в Толстовском доме. Об этом написал Аркадий Бухов:
« С людьми близкими Аверченко был чрезвычайно нежен и чуток - той особенной товарищеской нежностью. Если около Аверченки в «Сатириконе.», что называется, «вплотную» работали, предположим, пятнадцать человек — из них наверняка десять человек были вытащены из провинциального небытия или бестолкового мыканья по чуждым для них редакциям.
Пользуясь своими литера литературными связями, Аверченко доводил с ними дело до конца и каждого устраивал не только в «Сатирикон», но и в других редакциях и издательствах: этого Аверченке не забудут многие — вот почему после его смерти будут десятки самых теплых воспоминаний.
Только один человек вместо благодарности плюнул в лицо ему. Это нынешняя знаменитость советская — Василий Князев. Вытащенный Аверченко, что называется, за уши, обласканный им морально, вечно поддерживаемый материально, Князев в момент нашего общего ухода из старого «Сатирикона» в собственный «Новый Сатирикон», побежал с жалобой на Аверченко в участок. В поданном доносе Князев обвинял Арк. Тим. «в краже конторских книг». Позже, когда настал большевизм и Князев был почетным членом редакции «Красной газеты», он писал в ней: — Помните, что Аверченко еще скрывается в Петрограде.
Но даже и тут Аверченко остался Аверченкой. Когда один из нынешних сменовеховцев, а тогда свободный литератор, с возмущением показывал ему эту заметку, Аркадий Тимоф. улыбнулся и заметил:
- Что же: иметь такого врага как Князев — это даже льстит самолюбию порядочного человека.»
(Аркадий Бухов «Что вспоминается»)
Жил в Толстовском доме в 203 квартире до 1918 года. При советской власти произведения Аверченко не публиковались из-за того, что он в 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». Умер и похоронен в Праге.
Алянский Самуил Миронович (1891-1974), владелец и редактор издательства «Алконост», созданного в 1918 году для публикации произведений писателей-символистов, в основном А.А.Блока.
Вот выдержка из книги В.Н.Орлова «Гамаюн. Жизнь Александра Блока»:
«Первое марта 1919 года. Бесцветная прибалтийская весна. В одной из тесных однокомнатных квартир знакомого всем коренным петербуржцам громадного дома графа Толстого на Троицкой улице собрались Александр Блок, Андрей Белый, Алексей Ремизов, Всеволод Мейерхольд, Иванов-Разумник, художники Юрий Анненков, Николай Радлов и Николай Купреянов, еще несколько человек. Случайно среди мужской компании оказалась единственная женщина — прелестная О.А.Глебова- Судейкина, драматическая актриса и танцовщица, в театральном, художественном и литературном мире известная как Олечка Судейкина. (Много лет спустя об этой «подруге поэтов» расскажет толстая французская книга.)
Хозяином квартиры был молодой человек Самуил Миронович Алянский, в просторечии — Алконост.В июне 1918 года он по случайному делу пришел к Блоку и произвел впечатление самое приятное. Блок поддержал дерзкие издательские планы Алянского (у того не было ни гроша за душой и ни крупицы опыта) и для почина передал ему для издания поэму «Соловьиный сад». Через месяц вышла в свет маленькая изящная книжечка, с легкой руки Блока положившая начало издательству «Алконост», названному так по имени вещей русской птицы.
Вокруг издательства и предпринятого им альманаха «Записки мечтателей» объединились бывшие символисты (Белый, Иванов, Ремизов), здесь издавалась Ахматова, здесь вышел первый сборник молодых советских прозаиков, извлеченных из тьмы небытия Горьким, — «Серапионовы братья». (Блок просмотрел рукопись сборника и содержание его одобрил.)
«Алконост» просуществовал шесть лет и оставил заметный след в истории русской литературы — прежде всего потому, что выпустил почти все послереволюционные издания книг Блока, начиная с богато оформленной в альбомном формате, с рисунками Ю.Анненкова, поэмы «Двенадцать.»
Блок вникал во все дела и обстоятельства «Алконоста», принимал близко к сердцу его успехи и затруднения, в сущности был его неофициальным главным редактором. А сам С.М.Алянский в последние годы жизни поэта стал особенно близким ему человеком, пользовался его безграничным доверием и, нужно сказать, оправдывал это доверие в полную меру своих сил и возможностей. Имя Алянского из биографии Александра Блока неустранимо.
… Собрались у Алянского по случаю «юбилея»: «Алконосту» исполнилось девять месяцев. По тем суровым и трудным временам такой срок показался достаточным, — ждать до года было слишком долго. Хозяин с величайшим трудом раздобыл три бутылки спирта и кое-какую еду. Гвоздем застолья был форшмак, изготовленный из воблы и мороженой картошки поваром Лома ученых в недалеком прошлом — шефом знаменитой Виллы Родэ.
Гости поговорили о делах, поизощрялись в юбилейных тостах и при скудости закуски быстро захмелели. Петроград был на осадном положении, после определенного часа хождение по улицам без пропуска воспрещалось. Большинство гостей разошлось вовремя, несколько человек остались до утра. Устроились кто как, Блок задремал сидя у стола.
Среди ночи Алянского разбудил стук. За дверью стоял некто во всем кожаном и два вооруженных, опоясанных патронными лентами матроса.
- Есть посторонние?
- Да, есть. Мы праздновали день рождения, и тем, кто живет далеко, пришлось остаться. Вон там, у стола, дремлет Александр Блок… Говорите потише, не хочется его будить…
- Какой Блок? Тот самый?..
Комиссар перешел на шепот и поманил Алянского в коридор.
- А еще кто у вас остался? Почему не сообщили в домкомбед? Алянский объяснил. Комиссар сказал, что на этот раз уж так и быть, обошлось, а вообще полагается сообщать, и хорошо, что он сам был с патрулем, иначе всех забрали бы.
Патруль удалился, но комиссар пройдя несколько шагов, обернулся и спросил у Алянского строго, в тоне выговора:
- А Александра Блока, гражданин хороший, неужели не могли уложить где-нибудь?
Это был собственной персоной комендант Петроградского укрепленного района, известный большевик Л.Н.Авров. Имя его можно прочитать на одном из надгробий Марсова поля.
Утром разошлись и последние гости. На столе остался альбом, заведенный Алянским по случаю «юбилея». На первой странице Блок написал: «Дорогой Самуил Миронович. Сегодня весь день я думал об «Алконосте». Вы сами не знали, какое имя дали издательству. Будет «Алконост», и будет он в истории, потому что все, что начато в 1918 году, в истории будет…»
Первая вышедшая книга — поэма А.А.Блока «Соловьиный сад». Всего «Алконостом» было издано около 50 книг, в т.ч. произведения Андрея Белого, Алексея Ремизова, Вячеслава Иванова, Анны Ахматовой, Федора Сологуба и др., почти все произведения Блока. Особенно знаменито первое издание поэмы А.А.Блока «Двенадцать» проиллюстрированное Юрием Анненковым. В 1919 в «Алконосте» вышел первый номер журнала «Записки мечтателей». Всего вышло 6 номеров этого журнала. В 1922 Алянский выпустил сборник «Серапионовы братья», отражающий эстетические взгляды одноименной литературной группы.
«Алконост» был задуман Алянским ради Блока, Блок был душой этого предприятия. В выпуске произведений Блока была главная цель существования издательства. Поэтому после смерти поэта в 1921 году стало очевидным, что и «Алконост» обречен на гибель. Недаром критик Георгий Альмединген писал после смерти Блока: «Когда умер Блок, птица-печаль Алконост пропела скорбную песнь о кончине его». По воле Блока и с согласия его жены право на посмертное издание всех сочинений поэта получил Алянский. Он приступил к выпуску собрания стихотворений Блока. Но из-за этого произошел конфликт между «Алконостом» и Госиздатом, окончившийся в 1923 году закрытием частного издательства. После закрытия в 1923 «Алконоста» Алянский работал в издательствах Наркомпроса, заведовал книжными магазинами издательств «Книга» и «Международная книга». В 1929Алянский возглавлял «Издательство писателей в Ленинграде». Был инициатором выпуска «Художественной серии» с произведениями современных иностранных писателей и серии «Мастера современной литературы», посвященной советским писателям. В 1938-1942 руководил издательством Ленинградского Союза художников, известного выпуском в годы 2-й мировой войны агитплакатов «Боевой карандаш». С 1943 — член редколлегии и художественный редактор журнала «Мурзилка» и издательства «Детгиз», где до конца жизни был консультантом по оформлению детской книги. Жил в Толстовском доме, где у него в гостях бывали А.Ахматова, А.Блок, М.Зощенко, В.Каверин, Ю.Анненков. Похоронен в г. Пушкине на Казанском кладбище.
Андроников Михаил Михайлович (1875-1919), князь, известный авантюрист и аферист. Описан В.С.Пикулем в романе «Нечистая сила». Имел кличку Побирушка. Человек из близкого окруЖения Г.Е.Распутина.
В мемуарах того времени о нём пишут:
« Сегодня, в день своих именин, [генерал] Алексеев получил икону Михаила Архистратига от… князя Михаила Михайловича Андроникова, прозванного в Петрограде «червонным валетом». Это аферист высокой марки, придворный Хлестаков-Ноздрев; он сумел быть необходимым самым разнообразным людям и со всех и за все свои услуги получает хороший гонорар. Одному он помогает находить участников акционерного общества для эксплуатирования концессии, другому проводит устав промышленного товарищества или компании, третьему комиссионерствует по сдаче казенных заказов за границу и… удовлетворяя известную страсть Воейкова, постепенно приобретает популярность в определенном кругу и благоденствует. Еще воспитываясь в Пажеском корпусе, Андроников подавал надежды на дельца большой марки, не кончил курса и поселился в бедном отеле. Представляю себе положение Алексеева — икона ведь не подарок, ее и вернуть нельзя…»
В полицейских документах о нём можно прочитать ещё и другие подробности: «…известно из показаний прислуги Андронникова, что он предоставлял свою квартиру для секретных свиданий Распутина с Хвостовым и Белецким, а также и с епископом Варнавою. В то же время князь Андронников, желая попасть в тон царившему при Дворе религиозному настроению и создать этим же слух о своей религиозности, в своей спальне за особой ширм.ой устроил подобие часовни, поставив большое распятие, аналой, столик с чашей для освящения воды, кропило, ряд икон, подсвечников, полное священническое облачение, терновый венец, хранившийся в ящике аналоя и пр. Достойно примечания, как это мною лично установлено при осмотре его квартиры и при допросе его прислуги, что князь Андронников в той же самой спальне, по другую сторону ширмы на своей двуспальной постели предавался самому гнусному … с молодыми людьми, дарившими его ласками за обещания составить протекцию. Последнее обстоятельство нашло свое подтверждение в ряде писем, отобранных мною при обыске у князя Андронникова, от таких обольщенных им молодых людей, которые жаловались в этих письмах на то, что он их обманул в своих обещаниях».
Доклад товарища прокурора Екатеринославского окружного суда Владимира Руднева [1]
Упоминается в воспоминаниях А.И.Спиридовича. После Октябрьского переворота служил начальником Кронштадтской ЧК. Был расстрелян за взятки и финансовые аферы, хотя официально был обвинён в шпионаже, что не имело никаких доказательств. Жил в Толстовском доме, но был выселен в 1916 году согласно решению суда по иску домовладелицы графини О.А.Толстой, которой не нравились посещения её дома Г.Е.Распутиным и его почитателями.
(Смотри о нём: Приложение 3. А.И.Спиридович «Из воспоминаний о М.М.Андроникове»).
Белослудцев Александр Яковлевич (1961-2004), художник, график-дизайнер, фотограф. Работал в области книжного и журнального дизайна. Занимался художественным оформлением 6-ти томного собрания сочинений Анны Ахматовой (1989). Оформлял книгу — миниатюру «Саша Чёрный. Стихотворения». Несколько лет был арт-директором ряда журналов, в частности «Мир Петербурга» (1996) и «GQ» (2001-2004). Жил в Толстовском доме.
Беньяш Раиса Моисеевна(19141986) — советский театровед и театральный критик. Жила в Толстовском доме в 104 квартире, принадлеЖавшей Д.Ф.Слепян. Автор книг:
- «Н. К. Черкасов» (М., 1952).
- «Георгий Товстоногов» (Л.-М.: Искусство, 1961).
- «Без грима и в гриме» (Л.-М., 1965).
- «Пелагея Стрепетова» (Л., 1967).
- «Павел Мочалов» (Л.: Искусство, 1976).
- «Катерина Семёнова» (Л., 1987).
«Раиса Моисеевна Беньяш была способным и заметным в городе человеком. Ее книга о Мочалове строилась на простой основе: он жил в одно время с Пушкиным, и это помогло ей сделать интересные параллели и свежие выводы. Однажды она сказала Р., что одной из живых моделей Мочалова служил для нее Лебедев. Можно не соглашаться, но прием любопытен: смотри на сегодняшнюю сцену и думай, что это легендарный Мочалов…»
(Владимир Рецептер «Гасгрольный роман»)
Автор неопубликованной книги об И. М. Смоктуновском. Была знакома с А. А. Ахматовой, которая подарила ей свой портрет работы А. Г. Тышлера с надписью: «Милой Раисе Моисеевне Беньяш (Джонни) — На память о трех вещах: С. Тышлере, Ташкенте и обо мне грешной. Ахм.»
Дружила с актрисой Аллой Демидовой, которой она завещала портрет-барельеф Анны Ахматовой. В книге воспоминаний «Бегущая строка памяти» АДемидовой есть целая глава, посвящённая Раисе Моисеевне. О её квартире она писала: «У нее была роскошная квартира с уникальной павловской мебелью красного дерева». В этой квартире бывали многие её друзья, например Г.А.Товстоногов, И.М.Смоктуновский, А.А.Ахматова, Е.А.Лебедев… Дружила с И.А.Колпаковой и её мужем В.Г.Семеновым, которые жили в одной парадной с ней, и которые познакомили её с Г.Д.Кремшевской и её мужем М.С.Георгиевским. Похоронена на Комаровском кладбище в одной могиле с Д.Ф.Слепян, недалеко от могилы А.А.Ахматовой.
Войтенкова Виктория Евгеньевна (р. 1989) — оперная певица, обладающая удивительным по красоте сопрано. Лауреат меЖдународных конкурсов оперных исполнителей.
Как отмечают специалисты из Мариинского театра, она «обладает обширным оперным репертуаром, который включает арии из опер Моцарта, Пуччини, Верди, Римского- Корсакова, романсы русских и зарубежных композиторов».
Начала заниматься вокалом в 9 лет под руководством заслуженной Виктория Евгеньевна Войтенкова артистки России Инессы Просаловской, а её постоянным концертмейстером стала заслуженная артистка России Евгения Энтина. Обучалась вокальному искусству в Санкт-Петербурге, Цюрихе и Берлине. С 13 лет выступает на международных фестивалях и дает сольные концерты в лучших концертных залах Петербурга, Москвы и Европы.
Ещё совсем юной, 15-ти летней певицей с блеском выступила в концертах Бобби Макферрина в Москве и Петербурге в 2004 году.
В 2008 году — безупречное выступление в Константиновском дворце вместе с Василием Герелло. Дирижировал — Фабио Мастран- Желло.
В 2009 года завоевала в Австрии (г. Грац) Первую премию на XV Международном конкурсе оперных исполнителей имени Ферруччо Тагливиани в категории исполнителей до 24 лет, а также была признана лучшим сопрано по итогам конкурса.Ю.Телицын в «ЖЖ» 2 5 мая 2010 года записал: «Виктория Войтенкова — чистое, «упругое» и сильное сопрано. Она очень молода, но чистота и уверенность её голоса уже та, которую певицы приобретают с опытом. Получается, что это врождённая особенность? Спела четыре разные по характеру арии, спела красиво и эмоционально. Голос не дрогнул ни разу».
Ныне проживает в Толстовском доме.
Гагарин Андрей Петрович (р. 1934), князь, потомок Рюрика в 31 поколении, д.т.н., профессор Санкт-Петербургского Политехнического института (одним из основателей которого был его дед). Председатель Петербургского губернского дворянского собрания. Ныне живёт в Толстовском доме.
Гаршин Владимир Георгиевич (1887-1974), профессор, академик Академии Медицинских наук (1945), патологоанатом. Племянник писателя Всеволода Гаршина. Друг А.Ахматовой. Жил в Толстовском доме в квартире 459 во время блокады, будучи главным патологоанатомом Ленинграда.
Георгиевский Михаил Сергеевич (1910- ? ), артист балета (1935-1958) и режиссёр (1958-1976) Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр). Дружил с А.Ахматовой. Жил с женой (Г.Д.Кремшевской) в Толстовском доме.
Груздева-Гротт (Протопопова) Агния Владимировна (1909-1991), балерина, хореограф. Мать двукратного олимпийского
чемпиона по фигурному катанию О.А.Прогопопова и хореограф пары Белоусова- Протопопов. По воспоминаниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым документально) — жила с сыном и мужем, поэтом Серебряного века Д.М.Цензором в Толстовском доме. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища, в одной могиле с мужем Д.М.Цензором.
Дементьев Юрий, музыкант. С 1965 года выступал с музыкальными группами «Юпитер», «Фаворит» и «Весёлые ребята». Жил в Толстовском доме.
Зарицкая Евгения Борисовна, композитор, заслуженный работник культуры России, обладатель Диплома ЮНИСЕФ (Италия), премий Санкт-Петербурга: «Кумир детей 2000 » и «Золотой пеликан» (2007), награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.
Окончила Белорусскую государственную консерваторию по кафедре композиции и музыковедения.
Её песни записывали в студии и исполняли в концертах и по радио Эдита Пьеха («Сонет» на стихи Расула Гамзатова), Лариса Долина («Сонет» и « Звезда» на стихи Роберта Рождественского), Михаил Боярский («Дульсинея» на стихи Михаила Рябинина), Виктор Кривонос — цикл «Земля полна чудес», Светлана Крючкова («Сказка про ленивую мышку») и др.
В 1986 году Евгения Зарицкая создаёт в Толстовском доме существующий и поныне коллектив — детскую шоу-группу «Саманта» и всё своё дальнейшее творчество посвящает ей.
В 1998 году композитор Евгения Зарицкая становится продюсером и художественным руководителем открытого конкурса исполнителей новой детской песни в Санкт-Петербурге «День рождения».
«Саманта» под управлением Евгении Зарицкой в 2011 году в БКЗ «Октябрьский» планирует отметить свой 25 летний юбилей большим концертом «Дети выбирают мир».
Зек Владимир Федорович (1885 — ?), управделами Волховстроя. Проживал вместе с сыном И.В.Зеком в 307 квартире Толстовского дома с 11 апреля 1920 года.
Зек Илья Владимирович (1911-1941), шахматист. Один из победителей турнира сильнейших ленинградских первокатегорников в 1933 году. Жил в Толстовском доме квартире 307. Погиб в первые дни Великой Отечественной войны под Брестом.
Иванов Виктор Васильевич (р. 1956) — кандидат экономических наук, руководитель крупнейшей транспортной организации МПС России, в структуре которой более 10000 человек, 17 000 специализированных вагонов, 7 вагоно-ремонтных депо и более 10 региональных представительств. Активный участник реформирования железнодорожной отрасли.
Крупный собиратель (коллекционер) книг по истории, философии, религии, различным общественным движениям и течениям. Ныне проживает Виктор Васильевич Иванов в Толстовском доме.
Иоффе Аркадий Ильич, первый председатель Правления ТСЖ «Толстовский дом» с момента его регистрации в ноябре 2007 года по июль 2008 года. Ныне входит в Ревизионную комиссию ТСЖ «Толстовский дом». Живёт в Толстовском доме.
Калманович Шабтай Генрихович (1947-2009), предприниматель, спортивный менеджер, генеральный менеджер женской сборной России по баскетболу, владелец женского баскетбольного клуба «Спартак» (Московская область), генеральный директор ОАО «Тишинка» (с 1994 года), владелец Дорогомиловского рынка, организатор российских гастролей звёзд мировой эстрады. Являлся гражданином трёх государств (Литва, Россия и Израиль), говорящим на более чем десяти языках (идиш, литовский, русский, польский, немецкий, английский, иврит, арабский и др.). Был приговорён властями Израиля к 9 годам заключения за шпионаж в пользу СССР; через 5 лет помилован и освобождён.
Жил в Толстовском доме во время пребывания в Санкт-Петербурге. Был убит 2 ноября 2009 года в Москве. Похоронен в Петах-Тикве (Израиль).
Карлов Иван Иванович (р. 1953) — крупный музейный специалист, главный хранитель — заместитель директора Государственного Русского музея, кандидат философских наук, член жюри конкурса «Музейный олимп».
С 1975 года работает в Русском музее. В 1986-1989 годах — заместитель главного редактора издательства «Аврора». С 1989 года — главный хранитель- заместитель директора Русского музея. Реализует программу развития музея как крупнейшего центра хранения и реставрации памятников отечественной культуры (в музейном собрании в настоящее время более 400 тысяч экспонатов).
Осуществляет реставрационные, фондовые и экспозиционные работы в связи с освоением и музеефикацией зданий Мраморного дворца, Михайловского замка, Строгановского дворца, комплекса «Летний сад — Летний дворец и Домик Петра I».
Председатель реставрационного совета Русского музея. Организатор и участник различных всероссийских и международных научных конференций, автор ряда публикаций по актуальным проблемам современного музееведения и культурологи. Занимается преподавательской деятельностью.
Член правления Творческого союза музейных работников Санкт- Петербурга и Ленинградской области, член Международного совета музеев (ICOM).
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Награждён медалями Ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Удостоен официальной благодарности Председателя Правительства РФ.
Проживает в Толстовском доме с женой и дочерью.
Кехман Владимир Абрамович (р.1968), генеральный директор Михайловского театра, российский бизнесмен, меценат, председатель совета директоров компании JFC.
С начала 1990-х годов — руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала компании ОЛБИ-Джаз, затем JFC.
В 1994 году поддержал создание JFC Jazz Клуба, в том же году при его участии был организован концерт Хосе Каррераса в Санкт-Петербургской Филармонии. На Михайловской улице был установлен телеэкран, и сотни петербуржцев смогли бесплатно увидеть живое выступление известного тенора.
Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге, был награжден несколькими орденами Русской Православной Церкви.
В 2007 году Владимир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра.
Пожертвовал 500 миллионов рублей на реставрацию здания театра, пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художественными руководителями соответственно балетной и оперной трупп. Ныне живёт в Толстовском доме. В гостях у него в разное время было огромное количество знаменитостей, в том числе жил Хосе Каррерас.
Кизилов Дмитрий Иванович (р. 1953), д.т.н., профессор, капитан 1 ранга, академик Российской академии естественных наук. Служил на атомном полигоне на Новой Земле. Участник испытаний новых видов атомного оружия. Ныне живёт в Толстовском доме.
Киселев Владимир Владимирович, продюсер группы «Земляне». Ныне живёт в Толстовском доме.
Князев Василий Васильевич (1887-1937), поэт-революционер. Сочинитель рифмованных фельетонов, большевистских агиток и безбожных куплетов. Огромной популярностью после Октябрьского переворота пользовалась его песня «Марш коммунаров», где в припеве повторялось: «Никогда, никогда никогда никогда коммунары не будут рабами…», хотя текст припева он практически скопировал со своего перевода английского гимна, выполненного ранее: «Никогда, никогда, никогда, никогда англичане не будут рабами.». В своих произведениях глумился над царской Россией и пел дифирамбы кровожадным большевикам. Репрессирован властью, которую воспевал. Умер на тюремном этапе под Магаданом. До ареста жил в Толстовском доме в квартире 301.
Колесов Лев Константинович (1910-1974), актер, заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1968). Играл в Краснодарском театре революционной сатиры (1928) , в московских театрах «Синяя блуза» (1929-1931) и Реалистическом — (19311933), в Ленинградском ТЮЗе (1933-1935), Новом ТЮЗе (19351940), с 1940 — в Ленинградском театре Комедии. Искусству Колесова была свойственны тонкость психологического рисунка, острота формы, пластическая завершенность. Актер часто обращалсяся к сатирическому гротеску. Занималсяся режиссурой, поставил спектакли: «Пигмалион» Б.Шоу (совместно с Н. П. Акимовым, 1943), «Ложь на длинных ногах» Де Филиппе (совместно с Акимовым, 1956). Колесов выступал и как чтец, в его репертуаре — Есенин, Маяковский, Пушкин («Борис Годунов»), «Пер Гюнт» Ибсена.
Жил в Толстовском доме в 9 подъезде. В гостях у него бывали многие замечательные артисты, в том числе С.Юрский, с которым они вместе играли в фильме-спектакле «Кюхля». Похоронен на Серафимовском кладбище.
Колпакова Ирина Александровна (р. 1935), балерина, народная артистка СССР (1965), Герой социалистического труда (1983), профессор кафедры классического танца Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Последняя балерина, воспитанная легендарной А.Я.Ва- гановой. В течение многих лет была примой-балериной Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1990-х годах в течение нескольких сезонов работала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке.
Указом Президента РФ в 1996 году за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства ей была установлена Президентская пенсия.
Снималась в телеэкранизациях балетов: «Шопениана» (1958), «Хореографические миниатюры» (1961) в телефильмах-концертах: «Волшебство» (1969), «Танцует Ирина Колпакова» (1976), «Души моей царицы» (1981), «Сильфида» (1984), «В мире вдохновения» (1989), в кинофильме-балете «Барышня и хулиган» (1970), в телебалете «Дом у дороги» (1984). Жена В.Г.Семенова. Ныне живёт в Толстовском доме.
Коль Александр Леопольдович (? — ?), потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, управляющий Толстовского дома с момента его основания и как минимум до середины 20-х. Доверенное лицо графа М.П.Толстого и графини О.А.Толстой.
Жил в Толстовском доме в квартире 307. Умер во время блокады.
Коль Николай Александрович (1891-1938), окончил Морской Корпус в 1912 г. Служил на линкоре «Андрей Первозванный», линкоре «Полтава», подводных лодках «Кугуар», «Тигр», «Единорог». Лейтенант. В 1918 — 1920 г.г. командир ПЛ «Тур», начальник 2-го дивизиона ПЛ БФ, начальник отдела штаба БФ, командир крейсера «Богатырь».
2 7 ноября 1918 года в 10.00 подводная лодка «Тур» под командованием командира военмора Николая Александровича Коля и военкома военмора Яна Наполеоновича Гаевского вышла в первый в истории советского подводного флота боевой поход к берегам противника. Ей была поставлена задача: обследовать юЖную часть Финского залива до Ревеля с целью выявления мест дислокации английских кораблей. Николай Александрович в сложных осенне-зимних условиях прошел по Финскому заливу юЖным фарватером и в подводном положении проник в Ревельскую бухту, где, с рассвета 28 ноября с 8.00 до 11 часов, находясь под перископом, обошел бухту, но ничего существенного из морских сил Юденича и англичан не обнаружил. В 16.00 29 ноября он вернулся в Кронштадт
В ознаменование первого боевого похода советской подводной лодки «Тур», день 28 ноября был объявлен годовым праздником дивизии подводных лодок и ежегодно отмечался как День подводника.
В последующие годы 28 ноября широко отмечался как праздник советских подводников. Однако позднее, когда наиболее активные участники Гражданской войны были оклеветаны и репрессированы, эта дата перестала упоминаться на страницах печати.В марте-апреле 1921 г. находился под следствием в ВЧК. Помощник командующего Морскими силами Каспийского моря по строевой части (1922-1923), слушатель Военно-морской академии, откуда был отчислен решением партийной комиссии ВМА (1923-1924). Преподаватель ВМУ им. Фрунзе (1924-1930), арестован ОГПУ 28 сентября 1930 г. по делу «Весна». Освобожден в январе 1932 г., восстановлен в кадрах ВМС. Преподаватель и старший преподаватель военно-морской тактики ВМУ им. Фрунзе. Капитан 2-го ранга.Арестован 23 октября 1937 г. Приговорен к расстрелу. (Смотри также раздел «Жители Толстовского дома — Жертвы террора»).Жил в Толстовском доме в квартире 307.
Крайчик Борис Захарович(1928- ?), инЖенер, участник литобъединений. Опубликовал детскую повесть «Что случилось в Эрмитаже». Дружил с И.С.Коном и С.Д.Довлатовым. Жил в Толстовском доме.
Крамер Михаил Яковлевич(1880-1957) , дирижёр и директор Одесского оперного театра, а после — директор Ленинградской филармонии. В 1923 году в Одесском оперном театре М.Крамер дирижировал балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года), положившим начало истории одесского балета. Жил в Толстовском доме в 333 квартире с женой — Титовой Валентиной Михайловной (бабушкой Нины Валентиновны Поздеевой — жены Л.Л.Поздеева). В гостях у М.Я.Крамера часто бывали дирижёры К.И.Элиасберг, Живший рядом, на Фонтанке в доме № 50, и Е.А.Мравин- ский. Хотелось бы напомнить, что К. И. Элиасберг дирижировал первым исполнением Седьмой (Ленинградской) симфонией Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде в 1942 году.Похоронен в одной могиле с женой на Большеохтинском кладбище.
Кремшевская (Георгиевская-Кремшевская) Галина Дмитриевна (1912-1996), балерина, балетный критик и балетовед. Жена М.С.Георгиевского. Дружила с А.Ахматовой. Автор книг о А.Я.Вагановой (у которой училась) (издана в 1981) и о выдающихся балеринах Т.М.Вечесловой (издана в 1951) и Н.М. Дудинской (издана в 1964), которые бывали у неё в гостях в Толстовском доме.
Куприн Александр Иванович (1870-1938), писатель. Некоторые историки утверждают, что он жил в Толстовском доме, но это не доказано документально. Достоверно известно, что он посещал спортивный зал «Санитас» в Толстовском доме, основанный ЛА.Чаплинским.
Купсин Евгений Вениаминович (р. 1950), бизнесмен, меценат. Основатель фармакологической компании НПО «Антивирал» с торговой маркой «Антигриппин-АНВИ». Коммерческий партнёр Александра Розенбаума. Ныне Живёт с Женой (Б.М.Купсиной) в Толстовском доме.
Купсина Бэлла Моисеевна (р. 1955), продюссер Александра Розенбаума. Жена Е.В.Купсина. Ныне живёт в Толстовском доме.
Логовинский Абрам Давыдович (?-?), пианист, дирижёр, преподаватель Ленинградской консерватории. Жил в Толстовском доме со своей женой В.Х.Разумовской. Их сын Владимир учился в одном классе с С.Д.Довлатовым.
Манагадзе Лали Лаврентьевна, модельер, хозяйка Детского Модного Дома “Lalima”, создаёт модели детской одежды.
Очень трогательно и поэтично она рассказывает о нашем доме:
«Первое мое знакомство с Толстовским домом произошло, когда я была юной студенткой Ленинградского вуза в 77 году. Во время прогулки наречном трамвайчике по Фонтанке мое внимание привлек монументальностью и одновременно воздушностью. С этого момента я стала пленницей этого дома, постоянно мечтая поселиться в центре Петербурга и именно здесь в «Ломе моей мечты»! Но мечты юности забываются, поглощаемые ежедневными заботами.
Однако жизнь крайне интересна своей непредсказуемостью и неожиданными поворотами. Я убедилась в том, что наши мечты, вполне материальны и могут трансформироваться в реальность. Главное, это сила эмоционального посыла, с которой мы отправляем эту мечту в собственное будущее. Спустя несколько десятилетий, обстоятельства сложились таким образом, что я поселилась в «Ломе моей мечты»…
Про себя могу сказать, что «Дом моей мечты» дарит мне силы и поощряет творческие идеи, например, при создании новых кол-Мне очень дорог центр Петербурга. Здесь расположен Толсто вский дом, здесь же — на Гороховой я открыла свой Модный дом, единственный в России. Именно исторический старый Петербург помогает мне в творчестве. Даже коллекция этого года получила название «Аворцовый каприз» и была показана в гостинице «Астория», которая, так же как и Толстовский дом построена архитектором Ф.И.Лидвалем и долгие годы олицетворяет истинно интеллигентный Петербург».
Ныне проживает в Толстовском доме.
Маневич Михаил Владиславович (1961-1997), экономист, вице-губернатор Санкт-Петербурга. До своей гибели жил в Толстовском доме.
Михаил Маневич был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. В 1999 году на его могиле установлен памятник — расколотый шар, прошитый пулями. Авторы проекта памятника — архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Михаил Шемякин.
На улице Рубинштейна (д. 2), рядом с местом гибели Маневича, в 2002 была установлена мемориальная доска (скульптор Светлана Серебрякова) — вертикальная доска из малинового кварцита с барельефом Маневича и надписью: «В память выдающемуся экономисту, вице-губернатору Санкт-Петербурга», под барельефом — сломанная линия. В 1998 году имя Маневича присвоено школе № 249, где он учился. В 2009 году здесь был открыт музей имени Михаила Маневича. Скверу в Щербаковом переулке присвоено имя Маневича.
Михайловский (Цыбрий-Михайловский) Валерий Владимирович (р. 1953), артист балета, заслуженный артист РСФСР (1985), руководитель Санкт-Петербургского мужского балета. Жил в Толстовском доме в 1980-х годах.
Носич Лариса Александровна (р. 1959), второй председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с июля 2008 года по 11 февраля 2009 года. С момента регистрации (ноябрь 2007 года) по настоящее время — член правления ТСЖ «Толстовский дом». Ныне живёт в Толстовском доме.
Её отец, неоднократно гостивший у дочери в Толстовском доме, — Носич Александр Андреевич (р.1924), кавалер ордена Александра Невского. Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Свой боевой путь начал 10 июля 1942 года лейтенантом, командиром огневого взвода в 85-м гвардейском миномётном полку («катюш»). В ходе Прибалтийской стратегической наступательной операции в июле 1944 года капитан Носич А.А. исполнял обязанности начальника штаба полка и был награждён орденом Александра Невского за смелые, волевые и решительные действия во время этой боевой операции. В августе — сентябре 1945 года участвовал в боевых действиях на 2-м Дальневосточном фронте против Квантунской армии Японии. С 1996 года он член Клуба кавалеров ордена Александра Невского и неизменный член Президиума этого Клуба. Автор книги: «Очерки о кавалерах ордена Александра Невского».
Паньженская Екатерина Юрьевна (1984 — 2009) — дизайнер и фотограф, создавшая серию фотографий о Толстовском доме, множество фотопортретов художников, артистов и музыкантов (например, Никас Сафронов и МС Вспышкин) и ряд книжных обложек
В 2006 году окончила факультет информационных технологий и медиодизайна Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПБГУКИ). На её художественное становление значительное влияние оказал приёмный отец — Л.Г.Колотило, по заказу которого она начала делать прекрасные книжные обложки ещё будучи студенткой. Одна из книг с её обложкой получила премию Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) и Российской книжной палаты за оформление в 2004 году. Умерла от внезапной остановки сердца. Жила в Толстовском доме в квартире 263 . Похоронена на Волковском Православном кладбище.
Поздеев Леонид Леонидович (р. 1964), к.ф.-м.н., бизнесмен, меценат. Генеральный директор издательско-полиграфического холдинга «Иван Фёдоров». Член Попечительского совета Исаакиевского собора и Государственного Эрмитажа. Ныне живёт с семьёй в Толстовском доме. Его жена — Нина Валентиновна Поздеева (внучка Титовой Валентины Михайловны — жены М.Я.Крамера), член правления ТСЖ «Толстовский дом».
Позднеев Дмитрий Матвеевич (1865 — 1937), выдающийся русский востоковед. Родился в Орле. Брат А. М. Позднеева. Окончил факультет восточных языков Петербургского университета. До 1898 приват-доцент, затем профессор Петербургского университета. Действительный член Русского географического общества. Преподавал историю Китая и экономическую географию стран Востока. В 1900-1903 находился в Китае, составил экономические обозрения торговли китайских портов. В 19051906 годах директор Восточного института во Владивостоке.
Находясь в 1906 — 1910 годах в Японии, создал первый в России японско-русский иероглифический словарь. По возвращении участвовал в организации Практической восточной академии в Петербурге.
Преподавал историю и экономику Японии и Китая в Ленинградском государственном университете, Ленинградском восточном институте и в Военной академии РККА им. Фрунзе в Москве.
«…После революции 1917 г. Д.М.Позднеев продолжил свою педагогическую деятельность в Институте народного хозяйства имени Плеханова в Ленинграде, а с 1923г. стал преподавать историю и экономику стран Востока в Военной Академии имени Фрунзе в Москве, куда ездил каждую неделю, несмотря на транспортные трудности. Лля посадки в вагон велась предварительная подготовка, для чего вся семья отправлялась на вокзал. Молодые внедрялись в очередь и, втиснувшись в вагон, стремительно карабкались на ближайшую верхнюю полку, занимая ее для отца. Несмотря на немолодой возраст, АМ.Позднеев не пропускал лекции в Военной Академии. Он продолжал много писать. В 1925г. была опубликована его большая работа «Япония. Страна, население, история, политика», в которой автор проявил себя глубоким знатоком «земли обильных полей риса». Появление книги было вызвано практической необходимостью — следовало знать могущественного соседа».
Внучка Д.М.Позднеева, Н.Г.Кабанова, вспоминая деда, писала: «Поразительно, как он мог утруждать свой единственный глаз, ежедневно помногу часов вырисовывая тончайшие детали иероглифов и вычитывая их в рукописях и книгах… Трудился он с раннего утра до позднего вечера. Я так и запомнила его за письменным столом с неизменной трубкой во рту, в маленькой бархатной шапочке («лысина мерзнет»), иногда с большой лупой в руках. Казалось, дед совсем не утомлялся. Ему было достаточно прилечь минут на пятнадцать, чтобы почувствовать себя вновь свежим. Перед сном дед любил раскладывать пасьянсы. Знал он их великое множество и меня приохотил к этому занятию». (Там же)
Стены кабинета Д.М.Позднеева «от пола до потолказанимали простые, неостекленные стеллажи. Книг было очень много, и самых разнообразных: художественная литература, труды по истории, экономике, астрономии, географии, атласы, этнографические альбомы, словари, различные энциклопедии, издания на всех европейских и многих восточных языках. Лорогие фолианты в кожаных переплетах с тиснением и золотым обрезом чередовались с растрепанными книЖжками без переплетов, рукописями. Вся левая стена кабинета, у которой стоял письменный стол, — Япония и Китай. Нижние полки на этой стене — книги дедушки, его рукописи. У письменного стола — удобное кресло китайской работы из черного дерева, с резной, в шашечку, широкой спинкой. Слева от стола — низкая этажерка с листами чистой бумаги и копиркой… У противоположного стеллажа, разделенные курительным столиком, стояли два низких кресла полукруглой формы, обтянутые коричневой кожей. В углу у окна пряталась жесткая кушетка, на которой в короткие перерывы от работы отдыхал дед. После ареста библиотеку изъяли».
…Жизнь Д.М.Позднеева оборвалась трагически — профессора расстреляли 30 октября 1937 года. На долгие годы имя Д.М.Позднеева было предано забвению.
Сочинения: Исторический очерк уйгуров. — СПБ, 1899; Материалы по истории Северной Японии и ее отношений к материку Азии и России. Т. 1-2. — Токио — Иокогама, 1909; Япония. Страна, население, история, политика. — М., 1925; Современный Китай. (Борьба за китайский рынок). — Л., 1925.
Жил в Толстовском доме в квартире 660.
Полякин Мирон Борисович (1895 — 1941), российский и советский скрипач, педагог. Учился в музыкальной школе в Киеве у ученицы Фердинанда Лауба Елены Вонсовской, затем с 1909 г. в Санкт- Петербургской консерватории у Леопольда Ауэра. 24 января 1909 года выступил в Петербурге с первым сольным концертом. В 1917 — 1926 гг. гастролировал в разных странах мира, 27 февраля 1922 года дебютировал в Нью-Йорке. Затем вернулся в Советский Союз, был профессором Ленинградской (1928-1936) и Московской (19361941) консерваторий.
В Ленинграде жил в Толстовском доме. Умер в Москве.
Протопопов Олег Алексеевич (р. 1932), фигурист, двукратный Олимпийский чемпион по фигурному катанию. По воспоминаниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым документально) — жил с матерью А.В.Груздевой-Гротт и отчимом Д.М.Цензором в Толстовском доме.
Пурышев Аркадий Константинович (? — после 1915), потомственный почётный гражданин, предприниматель, монархист, видный деятель Русского собрания. Жена и дочь были членами Союза Русских Женщин. Владел банями в Щербаковом переулке и четырёхэтажным домом на углу Чернышёва переулка и Фонтанки. По воспоминаниям его приёмного внука (сына его пасынка) писателя Л.Панте- леева он жил в Толстовском доме.
Разумовская Вера Харитоновна (?-?), пианист, профессор Ленинградской консерватории.
Жила в Толстовском доме с мужем А.Д.Логовинским Их сын Владимир учился в одном классе с С.А.Довлатовым.
Е. Б. Рейн
Рейн Евгений Борисович (р. 1935), поэт, ученик А.Ахматовой. Жил в Толстовском доме в 60-е годы и входил в круг так называемых «ахматовских сирот». В Толстовском доме у него гостили поэты и писатели А. Ахматова, Д. Бобышев, В. Британишский, С. Довлатов, И. Бродский, А. Найман, Г. Горбовский, А. Кушнер… Запечатлел облик Толстовского дома в стихотворении «Прогулка»:
«Фонтанка за спиной и мельтешит проспект,
Как в перископе. Туда успеется,
Покуда же свернем в огромную готическую арку,
Особый двор, заброшенный фонтан,
Восьмиэтажные граниты и лепнины,
На стенах полу-львы — полу-грифоны,
И снова арка, и за ней укромный,
сквозь подворотню выход в переулок.
Вот здесь стоял мой флигель. Он снесен.
И только воздухом былые кубометры
Как будто заштрихованы погуще,
На уровне второго этажа.
И если вслушаться, то долетают гаммы,
Сначала гаммы, а потом слова.
Когда стемнеет, там засветят лампу.
Терпение, и я увижу всех».
В стихотворении Е.Рейна дом показан восьмиэтажным, хотя на самом деле он шестиэтажный. Последняя строчка стихотворения: «Терпение, и я увижу всех», намёк на «ахматовских сирот», собиравшихся в Толстовском доме у Рейна. Ахматовские сироты — четверо поэтов из близкого окружения Анны Ахматовой конца пятидесятых — начала шестидесятых годов, а именно: Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев, Анатолий Найман и Евгений Рейн. Ахматова высоко ценила их творчество. Она была для них, по признаниям Бродского и Наймана, не только литературным, но и нравственным и духовным авторитетом. А.Найман пишет:
«Ахматова <…> учила нас не поэзии, не поэтическому ремеслу, — ему тоже, но походя, и, кому было нужно, тот учился. Это был факультатив. <…> Она просто создавала атмосферу определенного состава воздуха».
В «Диалогах с Иосифом Бродским» [автор Соломон Волков] Иосиф Александрович проводит параллель между их четверкой и четверкой Золотого Века:
«Каждый из нас повторял какую-то роль. Рейн был Пушкиным. Дельвигом, я думаю, скорее всего был Бобышев. Найман, с его едким остроумием, был Вяземским. Я, со своей меланхолией, видимо играл роль Баратынского».Словосочетание «ахматовские сироты» возникло из стихотворения Дмитрия Бобышева «Все четверо», посвящённого памяти Анны Андреевны:
«И, на кладбищенском кресте гвоздима душа прозрела: в череду утрат заходят Ося, Толя, Женя, Лима ахматовскими сиротами в ряд».
Другие названия — «аввакумцы», «волшебный хор», «волшебный купол». Хотя ни одно из них, по утверждению Бродского, не было самоназванием.
Ныне Живёт в Москве.
Самолетова Зоя Петровна (1930-1999), депутат Верховного Совета СССР двух созывов, член Совета Союза, швея, бригадир швейного производственного объединения «Большевичка».
« Много лет прошло с момента моей первой встречи с Зоей Петровной Самолётовой, но запомнилось это время, похоже, навсегда, — писала в 2010 году Ирина Александровна Колпакова. — Наше знакомство состоялось на перроне Московского вокзала, с которого мы отправились на заседание (сессию) Верховного Совета СССР. Уже тогда я почувствовала удивительную простоту и обаяние этой замечательной русской женщины… И сейчас, когда прошло много лет, Зоя Петровна стоит перед моими глазами. Всегда весёлая, приветливая, светлая и до сих пор, удивительно близкая».
О встречах З.П. Самолётовой и И.А. Колпаковой можно прочитать в книге О.А. Носова «Доверие».
В 40-х и в 50-х годах жила в Толстовском доме.
Похоронена на Кузьминском кладбище в городе Пушкине.
Сац (Колесникова) Татьяна Иосифовна (р. 1964), спортсменка, мастер спорта СССР международного класса по художественной гимнастике (1980), тренер сборной Ленинграда (1984-1990). Серебряный призёр чемпионата мира, двукратная чемпионка СССР, пятикратная чемпионка Ленинграда. В 90-х годах жила в Толстовском доме.
Семенов Владилен Григорьевич(р. 1932), артист балета, педагог, народный артист СССР (1983). Был ведущим танцовщиком Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр) с 1950 года, а с 1970 — балетмейстером-репетитором. «Лирический танцовщик с воздушным прыЖком и безупречной отделкой танца, верный традициям ленинградского балета». Мастер поддержки. Снимался в телефильме-концерте «Танцует Ирина Колпакова» (1976).Ныне живёт с Женой И.А. Колпаковой в Толстовском доме.
Слепян Дориана Филипповна (1902-1979), актриса, драматург. Писала литературные произведения под псевдонимом Рубинштейн, видимо по названию улицы. Жила в Толстовском доме в 104 квартире со своей подругой Р.М. Беньяш. Похоронена на Комаровском кладбище в одной могиле с Р.М. Беньяш, недалеко от могилы А.А. Ахматовой.
Соболь Виталий Дмитриевич (1934-1997), Журналист, литератор, историк города.
Особенно известна книга, написанная им в соавторстве с женой : «Никитенко Г Ю., Соболь В. А Дома и люди Васильевского острова. — М.; СПб.: 2007. — 735 с.»
В детстве Жил в Толстовском доме.
Соломонов Михаил (Мордехай) Исаакович (1872 — 1942) — художник, книжный график, иллюстратор книг.
«В искусстве иллюстрации нужно обладать двумя качествами: понимать душу писателя и потому стать рядом с ним, что равносильно конгениальности, и уметь быть декоратором книги, то есть обладать огромным вкусом, проникающим во все детали создания красивой и вечной книги» — писал Михаил Соломонов.
Его рисованные и силуэтные иллюстрации, столь характерные для Серебряного века, присутствуют во многих книгах и журналах. Особенно известен портрет «Балерина» (Анна Павлова). Для многих изданий делает рисунки обложек, заставок, виньеток, буквиц, рекламных вставок и т.д. Им изготовлены экслибрисы для многих библиофилов. Его обложки (из собрания И.И. Лемана) привлекают внимание специалистов на Международной Выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914 ) и на петербургской «Выставке иллюстрированных изданий» (1915). Его акварели оказались одними из самых дорогих на юбилейной выставке Императорского общества акварелистов. Участвует Соломонов и в благотворительных аукционах, регулярно проводимых с начала Первой мировой войны. После 1917 года продолжал работать в различных издательствах.
Жил с ноября 1917 и умер в 1942 году во время блокады в Толстовском доме, в «комнатах Мухина», комната ? 40 (флигель во дворе дома по Фонтанке 52). С 1932 года у него была художественно-графическая учебная мастерская, располагавшаяся в соседней квартире, комната № 32.[2]
Спиридович Александр Иванович (1873-1952), жандармский генерал-майор, начальник императорской дворцовой охраны. В Отдельном корпусе жандармов с 1899 года, прикомандирован к Московскому, а с 1902 — к Киевскому губернскому Жандармскому управлению. В 1903-1905 начальник Киевского охранного отделения.
28 мая 1905 г. был ранен, после чего 26 июня прикомандирован к штату отдельного корпуса жандармов. В начале 1906 г. откомандирован в распоряЖение дворцового коменданта и назначен начальником дворцовой охранной агентуры; полковник. После убийства Столыпина привлечен к расследованию по обвинению в непринятии мер охраны премьер-министра, и его карьера считалась уже законченной, однако он не был отставлен от должности. Во время первой мировой войны сопровождал Николая II во всех поездках. 15 августа 1916 г. назначен ялтинским градоначальником.
Во время Февральской революции был арестован, допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией. Жил в Толстовском доме в 333 квартире. После Октябрьского переворота — в эмиграции. Издал несколько книг мемуаров и исторических исследований о деятельности политических партий в России. Написал биографию Г.Е.Распутина. Умер в Нью-Йорке.
Улыбин Василий Иванович (1916 — 2007), крупный производственный руководитель, Герой Социалистического труда (1975), директор и генеральный директор производственного объединения «Кировский завод» (1972-1976).
Родился в городе Коломне. Работал на заводах в городах Коломне, Москве, Туле, Кирове и Ленинграде. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями (в том числе золотой медалью ВДНХ СССР). После ухода по состоянию здоровья с поста генерального директора «Кировского завода» ещё многие годы оставался консультантом при дирекции этого объединения.
Жил в Толстовском доме в квартире 655.
Хиль Эдуард Анатольевич(р.1934), певец, народный артист РСФСР (1974). В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий).Первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова.
Эдуард Хиль исполнял такие популярные песни, как: «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «У леса на опушке.», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Как, скажи, тебя зовут?», «На безымянной высоте», «Серёжка ольховая» …
Никогда не изменявший академическому стилю пения, отличается завидным сценическим долголетием. По мнению многих музыкальных критиков, Эдуард Хиль стал одним из символов Ленинграда. Ныне живёт с женой Зоей Александровной в Толстовском доме. Свой первый музыкальный клип снимал во дворе Толстовского дома.
Хиль Дмитрий Эдуардович (р. 1963) — композитор, музыкант и продюсер, сын Э.А. Хиля Окончил хоровую капеллу Ленинградской консерватории. С 1997 года участвует с отцом в совместном проекте с рок- группой «Препинаки». Ныне живёт в Толстовском доме.
Цензор Дмитрий Михайлович (1877 — 1947) — русский поэт «Серебряного века». С 1890-х годов начал публиковать свои стихи в различных изданиях. Произведения испытали большое влияние С. Над- сона и символистов. В 1908 г. он одновременно закончил филологический факультет Петербургского университета и Академию худоЖеств. И ещё слова Блока:
«Дмитрий Цензор — создание петербургской богемы… <…> он чист душой и, главное, что временами он поет, как птица, хотя и хуже птицы; видно, что ему не поется, что он не заставляет себя петь»
Он был участником многочисленных литературных объединений Петербурга начала XX века, в 1908 году стал членом Кружка «Вечера Случевского», посещал собрания на «Башне» у Вячеслава Иванова, с февраля 1913 года входил в «Цех поэтов» Н. Гумилёва, издавал журнал «Златоцвет». Особо активно участвовал в деятельности петербургского литературного Кружка, куда входили знаменитые поэты — Н. Гумилёв, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб и др. Сохранилась фотография участников встречи от 26 января 1913 года, а также фотографии Дмитрия Цензора из семейного архива Олега Протопопова. Поначалу эти поэтические встречи проходили на дому у поэта Константина Константиновича Случевского (1837-1904) по пятницам и потому получили название «Пятницы Случевского». После смерти Случевского (2 5 сентября 1904 года) участники «пятниц» решили периодически встречаться на квартирах постоянных участников Кружка, назвав его, в память ушедшего поэта «Вечера Случевского».
Продолжились и традиции ведения альбома, отдельные части которого хранятся ныне в архивах ИРЛИ, РГАЛИ, и в фондах РНБ. Кружок стал главным «долгожителем» среди литературных салонов Петербурга, просуществовав 14 лет — до ноября 1917 года.
Позже Дмитрий Цензор написал про Кружок и обстановку, царившую в нем, в журнале «Златоцвет».
Кирилл Финкельштейн пишет о Д. Цензоре:
«Дм. Цензор стал одним из героев пародийного романа Корнея Чуковского «Нынешний Евгений Онегин» (”И Цензор — дерзостный поэт — /украдкой тянется в буфет), с которым в начале 1900-х годов сотрудничал в газете „Одесские новости», а также участником рассказа М. Зощенко „Случай в провинции», где рассказывается, как после революции ’’однажды осенью поэт-имажинист Николай Иванов, пианистка Маруся Грекова, я, и лирический поэт Амитрий Цензор выехали из Питера в поисках болеелегкого хлеба“. И. С. Эвентов вспоминал, что Дм. Цензор был одним из тех, кто нес на плечах гроб с телом А. Блока в 1921 году».
В советское время Д. Цензор оказался на обочине литературного процесса, время от времени печатался в многотиражках, лишь в 1940 году издал одну книгу избранных стихотворений. Перед войной он стал секретарем партийной организации Ленинградского Союза писателей.
Его пасынок — выдающийся фигурист Олег Протопопов. Именно отчим подарил первые коньки своему пасынку, будущему двукратному чемпиону Олимпийских игр. Олег Протопопов вспоминал: «[отчим] спас нам жизнь, вытащив нас с мамой из блокадного Ленинграда, когда мы были уже на грани смерти».
По воспоминаниям А.И.Смирновой (пока что не подтверждённым документально) — он жил вместе с женой А.В. Груздевой-Гротт и пасынком О.А. Протопоповым в Толстовском доме.
Чаплинский Людвиг Адамович (1881-1917), атлет, обладатель двух мировых рекордов, трёхкратный чемпион России по тяжёлой атлетике. Его чтут как основателя спортивных дисциплин современные российские спортсмены-культуристы, борцы, тяжелоатлеты и боксёры. Кроме этих спортивных дисциплин занимался фехтованием, прыжками и греблей. В 1912 году он создал спортивное общество «Санитас», располагавшееся в Толстовском доме. В спортивном зале «Санитаса» в Толстовском доме тренировались многие атлеты, в том числе и чемпион мира Иван Чуфистов. Этот зал посещали писатели А.И.Куприн и А.Т.Аверченко. В 1916 году добровольцем ушёл на фронт и в январе 1917 погиб в бою.
Щеглов Михаил (Марк) Савельевич (1934-1997), художник театра, член Союза художников СССР. Его профессиональный путь начался в 1960 году в Академии художеств (Институт имени И. Е. Репина), отделение театрально-декоративной живописи. Учился в мастерской маститого М. П. Бобышева — истинного мэтра сценографии.
В 1962 году Михаила Щеглова приняли в Союз художников по рекомендации М.П. Бобышова, С. Б. Вирсаладзе, С. М. Яновича.
М.С. Щеглов создавал художественную и колористическую основу спектаклей в Академическом театре им. А.С. Пушкина, в Большом драматическом театре (ныне им. Г.А. Товстоногова), в Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова. С 1970 года М.С. Щеглов — главный художник Малого театра оперы и балета (ныне им. М. Мусоргского).
В авторском перечне работ М. С. Щеглова более 50 спектаклей на сценах Ленинграда, Москвы, Перми, Ростова-на-Дону и других городов.
М. С. Щеглов отдал немало сил искусству кино и телевидения (на Мосфильме и Ленфильме). Его высшее достижение в этой области — фильм «Интервенция» (1968) , где он был главным художником.
Фильмография:
1996 Возвращение «Броненосца» (Беларусь, Россия)
1989 А был ли Каротин?
1987 Остров погибших кораблей
1986 Последняя дорога
1986 Фуете
1986 Я — вожатый форпоста
1984 Три процента риска
1080 Я — актриса
1974 Одиножды один
1973 Умные вещи
1972 Двенадцать месяцев
1970 Один из нас
1969 Проводы белых ночей
1968 Интервенция
1967 Первороссияне
Жил в Толстовском доме.
Якубов Владимир Михайлович (1868- ?), жандармский полковник, начальник Контрразведывательного отделения при штабе Петроградского военного округа. Особо отличился при пресечении военно-шпионской деятельности барона Унгерна фон Штеренберга и капитана Постникова. Эта операция вошла в учебники контрразведывательной деятельности. Создал знаменитую картотеку сведений регистрационно-статистических сведений по военному шпионажу. Жил в Толстовском доме. Арестован и смещён с должности 28 февраля 1917 года Временным правительством.
Янсонс Марис Арвидович (р. 1943), всемирно известный дирижёр. С 1979 года занимал место музыкального руководителя оркестра Филармонии Осло, за время работы с коллективом (до 2000) значительно поднял его исполнительский уровень, доведя его до мировых стандартов. С этим оркестром Янсонс выступал в Карнеги-холле, на Зальцбургском фестивале, в Токио и на других концертных площадках, а также сделал ряд записей сочинений русских и европейских композиторов, в том числе всех симфоний Чайковского, оркестровых произведений Дворжака, Сибелиуса и других авторов. Среди других коллективов, с которыми работал Янсонс — оркестр Концертгебау, Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио, Чикагский, Кливлендский и Питтсбургский симфонические оркестры. С 1992 работает также в Латвии, являясь руководителем Латвийского национального оркестра, с 1994 сотрудничает с Венским филармоническим оркестром, в 2006 дирижировал Новогодним концертом. С 2004 года и по настоящее время является главным дирижером нидерландского оркестра Концертгебау. Репертуар Янсонса очень широк, однако основу его составляют сочинения композиторов XIX и начала XX века — Берлиоза, Малера, Сибелиуса, Рахманинова. Игру оркестра под его управлением отличает яркость звучания, глубина понимания замысла композитора, точное следование нюансам. Многочисленные диски Янсонса пользуются большой популярностью и неоднократно удостаивались различных наград. Янсонс — лауреат премии «Грэмми» 2005 года за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича, обладатель норвежского Королевского ордена почёта.
Янсонс ведёт активную преподавательскую деятельность, выступает на радио и телевидении, с 1995 работает в Петербургской консерватории, где преподаёт дирижирование и руководит студенческим симфоническим оркестром.
Ныне живёт в Толстовском доме.
[1] Руднев В.М. Правда о русской царской семье и темных силах // Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919-1922 гг.: Сб. материалов / Сост. Л. А. Лыкова. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. — С. 148-165. — (Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв; Вып. 8).
[2] Данные о М.Соломонове предоставлены С. Трессером. См.: А. Блок. (Рецензия) // Сочинения в двух томах. Т. II. М., 1955.
Автор: Колотило Марина Николаевна | слов 8764
1 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
3/06/2018 21:05:44
Уважаемая Марина Николаевна!
Решил сообщить Вам эпизод, связанный с домом Толстого. Я учился до ВОВ в школе № 218 по ул. Рубинштейна дом 13. Во время блокады в 1941 году учился 2 четверти в 4-ом классе. Занятия проходили в бомбоубежище дома Толстого, по-моему, на левой стороне, если входить во двор с улицы Рубинштейна. Очень запомнилось празднование Нового Года в начале января 1942 года. Нас (учеников) водили на Новогоднюю елку, Куда-то на канале Грибоедова. Праздник закончился обедом. Что было на обед — не помню. Но на третье было красное сладкое желе. Прошло 76 лет. Но я хорошо вижу (представляю) его.
И. Цалкин. Нюрнберг.