Музыкальные картинки

Советское
У Черного моря
Школьный вальс
Музыкальные истории
Ленинградская застольная
Раймонда Дьен
Музыкальный эксперимент
Борьба идеологий на эстраде


Only you 
«Only you» — в 60-е прекрасно исполняла Эдита Пьеха. Потом, уже лет через десять, услышал оригинал на английском и увидел, что Эдита Станиславовна воспроизвела очень точную копию, мотивы, переходы, высота, глубина (что там еще есть?) — все «один к одному», без импровизаций. И, тем не менее, ее вариант более душевный,  а оригинал мне показался легким даже слегка легкомысленным. Не исключаю, что это следствие перевода, а исполнение приложилось к словам. Получился «Гимн Любви», можно добавить, «Женской любви». (30.09.2013)

Жизнь пробивается сквозь время. 
Строчки из песни 90-х:

У тебя ли в глазах светят искорки звездного цвета?
Может быть, ты родилась из пены вечерней зари?
Когда ты говоришь, в темноте добавляется света,
Говори, говори, говори, говори, говори!

Слова вне времени и пространства. Иногда удивляюсь, встречая следы тех времен, когда при бурном политическом бурлении, казалось бы, культура замерла, рассыпалась, ушла в гротеск. И думаю о том, что в те смутные времена, вероятно, тоже жили люди со своими проблемами, похожими на наши, а внешние события для них оставались лишь фоном…
- Нет, конечно, это не я так думаю, это слова далекого потомка, для которого крушение Советского союза будет таким же далеким, как для нас Наполеоновские войны. А кто-то через 30 лет с ностальгией будет вспоминать 90-е, смотреть перестроечные фильмы и восклицать: Какое интересное было время! Уже сейчас мне попадаются хорошие фильмы тех времен, впоследствии их будет больше. А еще будут писатели и поэты. Культура проявляется не сразу, о нынешних шедеврах мы уже ничего не узнаем.

Мой сын, хоть и индивидуалист, развивался в своем поколении, повторял увлечения, свойственные возрасту. В 14 лет, и далее, «стандартная» молодежь «по уши» погружается в эстрадную музыку. Так было со мной, с сыном, с внуком. Когда эту фазу проходил мой сын, чтобы не терять с ним контакт, мне тоже пришлось немножко погрузиться. Собственно, другое было и невозможно, наушники еще не были распространены. Так я услышал и запомнил молодежные «хиты» конца 80-ых, откуда пришла песня.
14.11.2013

Кульминация притяжения 
Песня «Руки» Слова Лебедева-Кумача, исполняет Клавдия Шульженко.
Нет, ни глаза твои я вспомню в час разлуки,
Ни голос твой услышу в тишине,
Я вспомню ласковые, трепетные руки,
И о тебе они напомнят мне.
Руки, вы словно две большие птицы…

Как эротично звучит целомудренный по-советски Лебедев-Кумач! Я раньше этого не замечал. Сейчас увидел по-другому. И это «не натяжка», поэт с самого начала подчеркивает, что не визуальный или иной (не непосредственный) контакт его волнует белее всего, — нет, именно физическое касание («ласковые, трепетные руки»). — Верно, касание — кульминация притяжения, оно самое эмоциональное.

Слова и музыка
Музыка и слова почему-то плохо дружат. Неоднократно испытывал разочарование, читая перевод понравившейся песни, обычно слова слабее музыки. Значит, хорошо, когда поют на незнакомом языке. Такая же ситуация была, в частности, когда мне в гостях в качестве фона поставили запись группы «Ленинград». Все было хорошо, пока я не стал различать слова. Вывод — слова не нужны?

Была такая группа (в 90-ых) «Ногу свело», запомнился даже текст начала песни «Ламаба харе мамбо ру…». Они пели хорошо, эмоционально, увлеченные смыслом, акцентируя отдельные слова, при том, что смысла не было изначально, это подчеркивалось, в этом была их новизна. В таком контексте «творчество» группы «Ленинград» вскрывает еще один пласт. Они идут дальше, в их текстах не просто отсутствует смысл, смысл есть, но он банален до неприличия, это антисмысл, недостойный для публичного изложения. Сообразно подбираются и слова — антислова. Это перенос «живописного модерна» на эстраду. Я не могу принять подобную эстетику, но я и не «серьезный слушатель», давно не варюсь в «этой каше». Предполагаю, что подавляющее большинство слушателей и почитателей «ведутся на провокацию», видят не то, что им пытаются показать. Привлекает именно абсурд примитивизма, сказанный во весь голос, они слышат со сцены то, что сами м.б. не рискнули сказать. Человеку нравится, когда обнаруживает, что есть кто-то хуже его, примитивнее. И все это вписывается в предназначение культуры — поднимать, возвышать, эстетизировать даже самое простое, мелкое и низкое. «Чем труднее предмет подходит для <возвышения>, тем больше сил и поэзии на него должно быть <изведено>.» Здесь отброшена и поэзия, пока остается только музыка.

Высоцкий — антипод «Ленинграда». У него изначален смысл, который облекается в слова, к ним прилагается музыка. Происходит нечто похожее на то, как музыка возвышает текст, но у него обратное, — его текст возвышает музыкальное сопровождение…
23.12.2013

Гармония 
Музыка — воплощение гармонии, ее не человек придумал, он только пытается отобразить по-своему, что видит и слышит вокруг себя. Есть «музыка сфер». Кто-то, посмотрев внимательно законы Кеплера, вдруг увидел гармонию в движении планет. Снежинки тоже кружатся не хаотично и каждая имеет свой узор. Я стал работать с текстами, и вдруг увидел в них цифры, обозначающие смысл сказанного, как будто каждая мысль, даже еще не прозвучавшая, уже имеет свой регистрационный номер, ячейку, где хранится вечно. Мы зрители захватывающего сюжета пьесы, которая называется «Жизнь»…
02.01.2014

Картинки из прошлого
«Ты глядел на меня…» — такую песню задушевно пела Майя Кристалинская. Мне было лет 13 — 14, у меня уже появился свой репертуар, противоположный тому, что любили взрослые, но в нем эта песня (как и другие композитора  Островского) тоже присутствовала. Две картинки прошлого.

«Во дворе до темна крутят ту же пластинку». Проигрыватели с усилителем стали вытеснять патефон в конце 50-ых. В то время все слушали одну и ту же программу (радиотрансляцию), радио было включено постоянно везде, — дома, на работе, в общественных местах. И когда что-то появлялось хорошее на эстраде, оно нравилось всем и сразу. Пластинки запаздывали, и те, кому удавалось раздобыть популярное, делились своей радостью, выставляя динамики в окно и включив полную громкость. Да и вообще, я замечал, что когда нравится что-то музыкальное, хочется передать эту радость окружающим. Вскоре появились транзисторные радиоприемники и магнитофоны, с которыми модники ходили по улицам, тоже выводя звук на полную громкость. Потом традиция «громкой музыки» существовала долго. Но в 70-е и далее это стало раздражать. Единообразия вкусов уже не было и часто случалось, что репертуар, который приходилось слушать вызывал неприятие. Сейчас музыка стала индивидуальной, благодаря хорошим наушникам, но отголоски тех времен у нас иногда слышны на даче. Человек приезжает отдыхать, включает музыку громко, чтобы ему слышно было на всем своем участке. Как это раздражает! Приходится слушать дурные или пошлые слова. Вблизи моего дома два таких любителя музыки. Один крутит невинную «попсу», другой — «тюремный шансон», а хочется тишины. В те далекие времена звучавшая во дворе пластинка не раздражала. Но может быть потому, что я тогда был слишком молод.

Другая картинка — «старики, стучащие в домино». Я не знаю, чем сейчас занимаются старики (себя почему-то не хочется относить к этой категории), но в былые времена они действительно любили «стучать в домино». Недавно проходили с внуком по улице вдоль парка. Когда мы переехали в эти края, здесь был лес, примыкавший к улице. Кто-то сделал самодельный столик с двумя скамейками и мужики-пенсионеры соседних домов собирались там каждый день и допоздна «стучали в домино». Так продолжалось лет 20-30. Менялись поколения стариков, а традиция сохранялась. Проходя, рассказал ему эту историю. Не думаю, что он увидел этот образ. Спросил Диму, играет ли он в домино? — Нет, не играет.

Эти два примера говорят о склонности людей в недалеком прошлом к непосредственному общению. Сейчас на смену поощряемого государством коллективизма пришел буржуазный индивидуализм. Мне не нравится коллективизм, но здесь, как и везде нужна мера. Крайний индивидуализм легко переходит в эгоизм и другие неприятные качества. А социализм в свое время «перебрал» с коллективизмом. Это был не предел. При его становлении, например, звучали голоса об обобществлении не только хозяйственных предметов, но и жен.
27.02.2014

Музыка жизни
Союз музыки и слова укрепляют песню. Я не исключаю, что человек сначала начал петь, и лишь потом научился говорить. Собственно, звери по-своему поют, выражая намерения или предупреждения интонациями. Вой по-человечески означает тоску и страдания и нам кажется, что у зверя тоже. А разъяренная зверь шипит. Природные проявления человека следует исполнять под музыку. — Еда под музыку, секс под музыку, рожать — обязательно надо под музыку. Музыка должна соответствовать действию. Как в кино, — разные картины сопровождают соответствующие мотивы. Для озвучивания жизни следует приглашать композиторов, создающих музыку для фильмов — они слышат музыку жизни…
10.05.2014

Шарабан

Вспомнилась старая песня:

Эх, шарабан мой, американка,
Какая жизнь, какая пьянка!
Хотите пейте, посуду бейте,
Мне все равно, мне все равно!

- Очень по-русски звучит.
16.06.2014.

Пение

В возрасте 8-10 лет я занимался вместе с сестрой пением в хоровом кружке. Песни пели советские, «патриотические», мне это занятие нравилось. Раньше вообще пели много, — за каждым застольем. Сейчас тоже поют, но реже. Я пытался понять, чем привлекает такое пение. Наверно, причин много (душа не любит говорить, она поет, когда у нее ничего не болит). Но одна из причин — единение, слияние душ. Это похоже на семейные вечерние карточные игры, но с большим зарядом энергии.

Копирую фрагмент комментария одного моего собеседника на proza.ru: «…Рич Фили, один из руководителей аналитического управления организации — аналога нашего КГБ-ФСБ-ГРУ, тоже решил быть откровенным и во всеуслышание сказал: «Больше всего меня поразило то, что вы, русские, какую бы песню не запели, сразу её подхватываете, поёте хором и таких песен у вас много, а мы, американцы, кроме «Happy Birthday to You» ничего вам хором спеть не смогли…»

Цикличность

То взлет, то посадка,
То снег, то дожди.
Сырая палатка,
И почты не жди.
Идет молчаливо
В распадок рассвет.
Уходишь — «Счастливо!»,
Приходишь — «Привет!»

Есть в этих словах цикличность, повторяемость и спокойное отвлеченное равнодушие, вероятно, как следствие повторяемости. — Лирическая песня о событии трагическом. Кажется, именно такой и должна бы быть наша жизнь, как жизнь равнодушной природы. «Природа знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы». Но мы, дети природы, совсем не такие как наша мать, мы тоже разумные, но еще и эмоциональные, чего у нее нет. Это чисто человеческое чувство наиболее сильно проявляется в женщинах, а также в России. По этому признаку я хоть и немец (логик), но (наверно) немец Поволжья, поскольку ничто эмоциональное мне тоже не чуждо. И потому с удовольствием подхватываю застольную немца (Бетховена), которая звучит вполне по-русски:

Налей полней стаканы.
Кто врёт, что мы, брат, пьяны?
Мы веселы просто, ей-богу!
Ну кто так бессовестно врёт?

Песня, можно, сказать, из моего детства, — отцу она нравилась.
25.06.2014

Романс
Муз. Г.Раймондо обр. А.Островского сл.(перевод с фр.) И. Аркадьев /исп. Изабелла Юрьева/ http://www.piter.fm/artist/%E8%E7%E0%E1%E5%EB%EB%E0_%FE%F0%FC%E5%E2%E0/song_972977

Мне сегодня так больно,
Слезы взор мой туманят,
Эти слезы невольно
Я роняю в тиши.
Сердце вдруг встрепенулось,
Так тревожно забилось,
Все былое проснулось,
Если можешь, прости.

Припев:
Мой нежный друг,
Часто слезы роняю
И с тоской вспоминаю
Дни прошедшей любви.
Я жду тебя как прежде,
Но не будь таким жестоким,
Мой нежный друг,
Если можешь, прости.

Я пишу тебе снова,
Видишь капли на строчках,
Все вокруг так сурово
Без тебя, без любви.
Твои письма читаю,
Не могу оторваться
И листки их целую,
Умоляю, прости.

О.Ханов
Едва ли кто-то сможет так убедительно произнести слова романса, как это получилось у Изабеллы Юрьевой. Слова, музыка, исполнение — все сливается в единый комок переживания. Надо сказать, что в словах только расскаяние (если можешь, прости!), — нет никаких попыток оправдать ситуацию. Возможно, что само раскаяние жертвенное, хотя это не очень надежная основа для продолжения отношений, — случившееся может повториться. И какая эмоциональная сила! Наверно, именно такая в этом случае и необходима, чтобы достучаться до сердца. И, в тоже время, она естественна, поскольку нет никакой уверенности в том, что удастся вернуть «дни прошедшей любви». Уверенности нет, но еще нет и смирения, потому такой эмоциональный накал. Кстати, я обратил внимание, что эпитафии обычно звучат спокойно, умиротворенно. Они фиксируют смирение.

«И листки их целуя…»
Когда-то целовали листки письма… — Есть в этом смысл. Бумага имела материальный контакт с человеком, на ней могут остаться мельчайшие частицы вещества существа (молекулы), их можно перенести на себя, т.е получается некоторый «телесный контакт», хотя и очень слабый. Теперь письма идут электронной почтой и высвечиваются на мониторе. Монитор не имел телесного контакта, а радиоволны, переносящие информацию, вообще имеют не очень ярко выраженную материальность. Потому монитор, в отличие от письма целовать нет никакого смысла. Т.е. сейчас возможен только прямой телесный контакт, либо чисто виртуальный, плавных переходов нет. Материя понемногу везде отодвигается на второй план. Впрочем, я считаю, что и письмо не надо целовать. Достаточно силы воображения, которую никакой материальный листок не сможет усилить. Ведь только реальный страстный поцелуй вызывает те ощущения, на которые все остальные его формы ссылаются. (01.10.2014)

Грусть
Слова старой песни (исполняет Глеб Романов):

У меня есть сердце
А у сердца песня
А у песни тайна
Тайна это ты

Песня звучит грустно, хотя она о счастье и любви. Примерно в те же времена было сказано так: «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви». Отчего же грусть дополняет любовь и счастье? — Предполагаю, что противоположное грусти, «Веселье», слишком легкомысленно и скоротечно. «Жалок тот, кто не умеет веселиться!» — Но всю жизнь провести в веселье (как на Острове счастья из «Незнайки в Солнечном городе») не кажется верным, у человека другие задачи. «Делу время», потехе час. Я уже писал оду грусти, напишу еще немного. Грусть окрашивает безразличную серьезность, она заполняет паузы между вспышками веселья. Грусть — это воспоминание и размышление, переживание ярких моментов жизни, сон в летнюю ночь, основа веселья, собранность и сосредоточенность. «Мне грустно оттого, что дни уходят, и остается дым воспоминаний, рассеянных, немного грустных». Счастье или несчастье, — все превращается в грустный след. Грусть — естественное состояние человека, ее сопровождают это мысли о том, что пребывает в прошлом (воспоминание) или в будущем (мечта). Непосредственное переживание не располагает к размышлениям, а они необходимы. Хотя бы для того, чтобы понять и увидеть свое счастье. «Счастливые часов не наблюдают», — да они вообще ничего не видят!… Возвращаясь к исполнению песен о счастливых моментах жизни, надо сказать, что песни отражают воспоминания, а они всегда грустные. «Вдыхая розы аромат, тенистый вспоминаю сад и слово нежное «Люблю», что вы сказали мне тогда…». Не будем песню исполнять до конца, конец всегда не просто грустный, он печальный (бывает и трагичным). Грусть означает — жизнь.

Я выглянул в окно. Возле дома, метрах в десяти стоит береза, она еще почти вся зеленая, хотя октябрь уж наступил. Наверно грусть — эмоциональная окраска созерцания, к чему можно отнести все, что отстоит от нас на расстоянии или во времени. И возможно, это удел людей не эмоциональных, как антипод безучастного восприятия.

Когда закончится «сеанс страданий»? — По Афанасию Фету — никогда («Но очередь наша, и кончится ряд испытаний не нами»). Для меня грусть есть жизнь, потому я отношусь к ней с почтением.

Вдруг пришла такая мысль, что эмоциональные проявления бывают отражением внутренней тоски или грусти. Эмоциональное мне нравится, хотя и избирательно, хотя и со стороны. И еще одна мысль (м.б. банальная). Внутреннее неоднозначно. Но не в том смысле, что перемешано, когда можно случайно (или неслучайно) извлекать одно за другим противоположное, но в том, что содержимое многослойное, и пробив один слой, например, сдержанный, можно неожиданно наткнуться на высокую эмоциональность.
02.10.2014


Стихи Заболоцкого
Хорошо помню лирическую песню со словами «зацелована, околдована», но не помнил, о чем она? Вспоминаются отдельные слова, немного грустные. Но песни о любви всегда немного грустные. Потому что они пишутся, когда любовь перемещается в прошлое, пусть даже если этим прошлым было вчера. В апогей любви музы молчат, они вежливо стоят в сторонке…

Оказалось, это поэт Заболоцкий, который мне всегда нравился, хотя не могу сказать, что помню его стихи. Прочитал, и увидел, что это хорошо. Некоторые песни лучше слушать, чем читать, здесь это не так.

Н.Заболоцкий. Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
02.11.2014

Звуки музыки

Всегда удивляла сила звука, когда попадал на эстрадные концерты, Ира сейчас более всего жалуется на децибелы. Странно как-то это. Значит, кому-то нравится музыкальный гром, коль скоро эта традиция не меняется десятки лет. — И сразу отвечаю на вопрос, — да, наравится, поскольку неоднократно слышал несущиеся из автомобилей душераздирающие звуки. Жить в постоянном громком ритме — странно. Впрочем, наш Дима уже несколько лет живет так. Наушники — один из самых необходимых для жизни предметов, он в них целый день. Бывало такое, что и засыпал, не снимая, спал под музыку. Наушники дома и на улице, всегда. — Это же не нормально! Но вспоминаю, что с моим Сергеем было то же самое, обязательно что-то должно было звучать вокруг, лет до 25-ти. И со мной тоже самое, — приходил со школы и включал магнитофон, он крутился целый день, не переставая. Провел на кухню провода, чтобы музыка была не только в комнате, но и на кухне, где проводил много времени. После армии все прекратилось. Сейчас нравится классика, записал ее достаточно много, иногда даже прослушиваю. Но попытался как-то включить, занимаясь неким делом как фон, как это было в молодости. — Не понравилось, отвлекает. Удивляет, что наблюдаю такую острую потребность в ритмах у молодежи, она же не могла сформироваться недавно, она была всегда. И каким-то способом удовлетворялась, когда не было ни магнитофонов, ни наушников, ни ритмической музыки. Возможно, было что-то другое, что приняло сейчас такие формы (у последних трех поколений, начиная с моего). Что говорит история о молодежных культурах 19-го века? Кроме классики записал много старой эстрады 40-70-ых годов, тоже слушаю с удовольствием, но редко. Нужен досуг и настроение.
18.11.2014

Холодное счастье

Песня Ларисы Мондрус:

Сколько песен,
Сколько света,
Сколько красок!…
Ну зачем там много мне одной?
Моё сердце распахнулось настежь,
Счастью звонкому кричу я: «Здравствуй»
И лечу в простор я голубой…

Хорошие слова — удивление и восхищение от простых вещей, переходящее в восторг. Удивление оттого, что и вчера был все тот же свет, то же море и лето, те же песни, но еще не было счастья. Это как знакомые слова, которые, бывает, вдруг наполняются смыслом, ранее не заметного. Хорошие слова у песни, и исполнение получилось верное, без надрыва, спокойное, почти не эмоциональное, что вселяет надежду на то, что такое счастье останется надолго. Эмоции — вспышки, они гаснут. Сказочный Кай, пребывая в красивом ледяном царстве, наверно, тоже мог бы говорить подобные слова спокойным тихим голосом…

Вероятно, сильно повлиял на меня в детстве фильм «Снежная королева», задавая тон последующей жизни. Есть в нем парадоксальное, что, вероятно и тронуло душу ребенка 5-6-ти лет. Сейчас, спустя 60 лет, могу предположить, почему. — Блеск ледяной красоты там, где ее не должно быть, — в царстве Снежной королевы. Персонаж безусловно отрицательный, ему бы быть в черных тонах и выглядеть ужасно. — А здесь все не так, — светло, торжественно, спокойно, холодно и красиво. Проступают слова Э.Асадова: «Счастье бывает разного роста…». — Надо добавить, что не только роста, но и формы, наполнения, содержания, причин и проявлений.

Счастье — из другого измерения, оно может не отражать и не учитывать земные реалии, или даже им противоречить. Такой смысл я увидел в темном царстве, в котором царит сдержанная красота и холодные спокойные манеры. — Это образ реального мира цивилизации, исключающей эмоции. «Вежливый и воспитанный» не может быть эмоциональным.

Мне до сих пор нравятся черно-белые картины и картинки. Когда при сканировании программа предлагает выбор — цвет или миллион оттенков серого, я часто выбираю второе. Странно, но оказывается, что я не один такой,. На фотографических сайтах существуют группы любителей черно-белых снимков. Цвет отвлекает. Эмоциональное мешает рассмотреть изображение во всей полноте. И только после хорошего всматривания и понимания объект можно раскрасить. Именно такой смысл я увидел в фильмах Тарковского, снятых в черно-белых тонах и лишь в конце кадры наполняются цветом. Эмоциональность красок может сбить размышление и восприятие форм. Форма — первична, цвет приходит после. Некоторые авангардистские течения, однако, пытаются это оспорить, оставить только цвет. Странно, но это у них получается. Значит, разумное и эмоциональное абсолютно не зависят друг от друга, могут существовать самостоятельно или смешиваться в любых пропорциях…
24.11.2014

Песня
Слова советской песни: «Первый тайм мы уже отыграли…». «Ничто на земле не проходит бесследно», «Мы друзей за ошибки прощали», «Не всегда мы себя узнаем», «Постарайся себя не терять». Последнее (впрочем, как и предыдущее) наполнено глубоким смыслом — только индивидуальное имеет значение, интересно, способно существовать. Иначе — растворяется, ценность приближается к нулю, — безликого много, — океан.
08.01.2015

В городе Сочи

Если придется когда-нибудь
Мне в океане тонуть,
Я на твою фотографию
Не позабуду взглянуть.

Руки, сведенные холодом,
Нежно к тебе протяну.
И, навсегда успокоенный,
Камнем отправлюсь ко дну.

Там глубина необъятная,
Целая миля до дна.
Буду глядеть я, как по небу
Бледная бродит луна.

Буду лежать я на дне морском,
В груде холодных камней.
Вот что такое романтика
В жизни бродячей моей.

Мы пели эту песню в далеком в 1967-ом, когда я работал студентом техникума в сочинских горах. — Очень интересные были полтора месяца, я узнал много нового, впервые был почти совсем самостоятельным, впервые работал, и впервые окунулся с головой в молодежную культуру, услышав много незнакомых ранее мнений, песен, анекдотов. А еще, увидел море, солнце, горы и армянское село, где мы жили.
10.01.2015

Песни
Обычно смысл песен располагается на заднем плане, как нечто необязательное. В этом, Окуджава, Высоцкий, барды, — песенные революционеры. Однако, если вспомнить старину, сказители тоже читали свои былины на распев, начиная с Гомера. Это потом как-то песенный смысл растворился. Вообще все как-то странно с этим жанром, — преобладает в нем то голос, то музыка, то смысл, — а ведь было бы идеально, когда бы нельзя было разглядеть, что же более всего нравится, — все нравится в целом. Человек действительно счастлив только тогда, когда не может объяснить, — почему. И любят тоже «ни за что», не выделяя отдельные качества. Впрочем, бывает, когда привлекает что-то конкретное (Ах, эти черные глаза, меня пленили…), а потом становятся приятными и желанными другие детали. По поводу песен, однако, я не прав, не растворяется в них смысл слов, он преображается, — сам неоднократно удивлялся, когда читал тексты любимых песен, и впервые, при чтении знакомых текстов, погружался в смысл сказанного. Это значит, слова проникают вглубь, минуя сознание.
25.01.2015

День рождения
Три песни про день рождения. Первая, конечно, крокодила Гены. Она добрая, с хорошими пожеланиями, хотя и немного грустная, в ней припев напоминает о краткости счастливых моментов жизни. Т.е. в песенке есть внутреннее противоречие (вероятно, диалектическое) и исполняется она немножко грустно, под русскую гармошку. Крокодил Гена вообще противоречивый персонаж, и очень советский. Противоречие в том, что он из породы хищников, но очень добрый. Советское — в том, что человеческое сильнее природного, — вот во что правильным воспитанием можно превратить отъявленного хищника, — в свою противоположность! И я готов согласиться, есть реальный пример: собака — друг человека, а родом, как говорят зоологи, из волчьего племени. Тут я вспомнил стихи из детской книжки, которую читал еще своему Сергею. Она о зверюшках-игрушках, среди которых был волчонок. Как и все, конечно, добрый. Случилась, однако, неприятность, рассказ о которой запомнил дословно: «Но однажды темной ночью сны ему приснились волчьи… завтра утром, ровно в семь, я козла на завтрак съем». Был переполох, который уладил предводитель игрушек, мальчик. А я подумал, что как волка ни корми, он все равно будет в лес смотреть, и тосковать. И в этом тоже была реальность того времени, — советский человек, вскормленный идеологией, все равно с тоской смотрел в сторону западных хищников…

Продолжаю, однако, про песни, посвященные дню рождения. Наверно я заговорил о советском, вспомнив песню, которая была написана по поводу дна рождения и когда-то непременно звучала в апреле (особенно громко — 22-го апреля). Песня начиналась торжественно и философично: «День за днем идут года, в зорях многих поколений, но никто и никогда не забудет имя …». В то время песня вызывала вызывала резкое неприятие, а сейчас я готов признать, что музыка у нее хорошая, а в песне это главное.

В те времена мне были ближе песни Макаревича, и у него есть песня с названием «День Рождения»:

Сегодня теплый день, и в этот день я
Хочу поздравить Вас !
У Вас сегодня день рожденья !
Так в добрый час !

И стол накрыт давно,
Сегодня к вам придут друзья,
Придут друзья друзей, которым все равно,
К Вам можно или к Вам нельзя.

И будет много выпито вина
За праздничным столом…

Но Макаревич скептик, во всем, и далее не буду цитировать его слова, они разрушают всякие надежды на радостное продолжение. Звучит они очень по-русски из уст человека с еврейской фамилией.

В итоге, я не нашел безупречных русских песен на заданную тему, оттого и придется исполнить радостную американскую, слов которых мы не знаем, кроме самых первых: «Happy Birthday to You». И здесь, пожалуй, я приму американскую сторону, — не надо слов, в них всегда есть нотка грусти, по данному поводу совсем неуместная.
19.04.2015

Музыка
Маленький эпизод вечера у Березницкого. Предполагался по каналу «Культура» концерт джазовой музыки, который Саша мне настойчиво предлагал послушать. Концерт оказался не тот, что он ожидал, мы его не смотрели, но о джазе поговорили. Саша поклонник джаза, имеет хорошую звукотеку, ставит, слушает и наслаждается. Я говорю, что не слышу музыку и, вероятно, не смогу услышать. Это нечто почти природное, — кому-то даются определенные сильные ощущения, а кому-то — нет, или даются другие. Он говорил о том, что это ни с чем несравнимое состояние, в котором можно отключится от всего сущего… В этом месте я вспомнил соседа по даче, рыбака, он говорил примерно такие же слова о рыбной ловле. — Согласен, состояние существует, но пропуск в него дают разные организации. Березницкий продолжает: — Я хочу собрать несколько человек, поставить музыку, всю ночь слушать и разговаривать. Я ему возражаю, что совершенно не впишусь в такую затею по разным причинам, но он меня не слушает. Для него музыка — иллюстрация определенных философских концепций, как бы их эмоциональное изложение. — Ведь ты же любишь Т.Манна! — У него целая книга («Доктор Фаустус») посвящена одному конкретному композитору и его музыкальному произведению. Я читал «Доктора Фаустуса», но безотносительно музыки, т.е. воспринимал его по-своему. Каждый слышит свое, на своем языке, — вне  зависимости от языка оригинала. Достаточно некоторого понимания, поскольку оно всегда будет исключительно индивидуальным. (31.07.2015)


В начало


Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 4076


Добавить комментарий