К переправе
Октябрь сорок третьего. Идут бои на Украине. Преодолевая ожесточенное сопротивление немцев, советские войска форсируют громадную реку Днепр сразу в нескольких местах, несмотря на то, что фашисты рассчитывали охладить наш наступательный порыв, надеясь на естественную преграду и свои заградительные сооружения вдоль реки. К Днепру день и ночь движутся воины всех родов войск. В составе 5-й Гв. танковой армии генерала Ротмистрова и мы, танкисты 29 танкового корпуса.
… В кромешной тьме, чем ближе к реке, тем чаще приходится останавливаться. Левый берег Днепра пологий, в сыпучих песках. Из-за непрерывных дождей во многих местах дорожная глинистая почва, натасканная, сотнями колес машин и орудий, сапогами людей, копытами лошадей смешавшись с песком, образовывала тягучую вязкую массу, которая липла к ногам, тормозила движение транспорта. Автомашины со снарядами, артиллерийские упряжки то и дело застревали в этой мешанине из грязи и песка, ездовые нещадно стегали лошадей то неистово, до хрипоты ругая их, обессиливших и уже не реагирующих на боль, то пытались ласково, жалостливо уговорить: «Ну, милая, ну, родная, давай, давай!». Они помогали лошадям, изо всех сил, то хватаясь за спицы колес, пытаясь хоть как-то сдвинуть их с места, то, забегая вперед, вытягивали головы бедных лошадей уздой до предела, раздирая. В кровь их губы мундштуками.
Некоторым удавалось вырваться из грязевой ловушки, но вскоре они попадали в другую, и движение снова тормозилось. Однако, несмотря на это, громадная масса скопившихся автомашин, артиллерийских орудий, танков, скрежеща и заглушая моторами человеческий гомон и ржание лошадей медленно двигалась к переправе.
Имея преимущество перед остальными родами войск за счет гусеничного хода, обгоняем застрявших на дороге то слева, то справа, но чем ближе к переправе, тем чаще останавливаемся и мы.
В одну из таких остановок механик заглушил двигатель, и я услышал перебранку двух обозленных до предела людей, доносящуюся откуда-то слева. Из резких отрывистых восклицаний, угроз в адрес друг друга понял, что стычка происходит между капитаном-артиллеристом и майором, вероятно, интендантом, крытая машина которого застряла поперек дороги и мешала проехать гаубицам. Майоровский шофер, выжимая из двигателя все его лошадиные силы, пытался сдвинуть машину с места, но капитан, наблюдая их бесплодные попытки, не желая больше ждать, предлагал столкнуть машину майора в песок, освободить дорогу.
Передний расчет артиллеристов дышлом упирался в борт машины, лошади мешали майору сновать вокруг нее, он отчаянно ругался, но не соглашался уступать дорогу, потому что сойти с нее означало надолго, может быть, до рассвета крепко здесь засесть, а это никак не входило в его планы.
Капитан, окончательно выйдя из себя и не обращая внимания на ругань и угрозы майора, стал отдавать распоряжение своим людям столкнуть машину с дороги и неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы кому-то из артиллеристов не пришло в голову: «А вы танкистов попросите, пусть протащат вперед, что им стоит!»
Моя машина находилась от застрявших метрах 8-10-ти; слыша этот разговор, я не успел еще сообразить, что к чему, как у борта появился с ног до головы облепленный грязью майоровский шофер: «Браток, браток, выручи, друг» — взмолился он, явно обращаясь ко мне.— Без вас не выбраться а там ждут! -неопределенно и безнадежно махнул он в сторону переправы.
- Не знаю, вряд ли поможем , — просьба застала меня врасплох, мы сейчас двинемся. Нет, не успеем, уже тверже заключил я , думая о том, что помочь бы надо, но согласится ли механик.
- Успеем, успеем, товарищ командир, — скороговоркой простонал шофер, сообразив, что разговаривает с командиром. Не теряя надежды, он метнулся к люку механика и еще более слезно запричитал:
- Помогите, братки,что вам стоит! Из люка высунулась голова механика:
- А что, товарищ лейтенант, поможем пехоте?
- Только no-быстрому давай — обрадовался я решению Крюкова.
Пока разворачивались, пока подавали танк к машине, брали на буксир, а потом оттащив ее метров на двадцать, освободились и вернулись в строй, я не думал, что своим самовольным поступком, покинув колону, нарушаю правила, действующие во время марша и предусмотренные уставом. Лишь, встав на свое место пришло в голову, что могла быть команда: «Заводи, вперед!» А мы могли замешкаться с майоровской машиной, отстать от своих и вообще в темноте проблуждать..
А до переправы рукой подать.. 0т этих мыслей стало не по себе, сразу припомнился разговор со взводным, с ротным в эшелоне, их назидательные наставления за какую-то мелочь, допущенную мною в разговоре с сержантским составом.
Я даже ругнул себя за проявленную уступчивость, но неприятные мысли вдруг были прерваны характерным рокотом нескольких одновременно заводимых дизелей и раздавшейся в наушниках команды:
-Заводи!
Машина Медведева, стоявшая впереди, выбросив сноп искр, дернулась, стала удаляться.
- Вперед! — командую и я, радуясь, что получилось все гораздо проще, чем только что казалось.
Хорошо, что успели. Вспомнилось размазанное улыбающееся лицо майорского шофера, который специально вскарабкался на танк, чтобы поблагодарить за помощь. Теперь поступок не казался уж таким большим нарушением устава. — Главное, успевать надо во время. А если не выручать друг друга, что тогда будет? Артиллеристам нужно вовремя прибыть и майору тоже, кто знает, что у него за груз?
Приводя мысленно все новые и новые доводы в свою пользу, я так убедил себя что будь разговор со взводным или на более высоком уровне, сумел бы доказать им свою правоту. По крайней мере, мне так казалось.
Автор: Кривов Юрий | слов 810 | метки: Днепр, Украина
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.