Часть 2. Нагасаки — Йосу

 

Йосу — «Паллада» вечером

2.1. На Йосу (Южная Корея)

25.04.16. День завершился не совсем понятной новостью: полученный аванс распределен бухгалтерией совсем не так, как подавали с «Паллады» перед рейсом. Кто-то, принимает эти решения, не задумываясь о последствиях. Лично меня, это никак не затрагивает, но за палубу надо биться. Скорее всего, ничего не получится, потому как – всё, как обычно – никому дела нет. А отсюда – некие растущие ноги определенных последствий. До которых, впрочем, тоже никому дела как бы нет. Ну, что же – нет, так нет.

После обеда состоялся ученый совет – традиционный сбор всех, имеющих непосредственное отношение к практике и обучению курсантов. В том числе присутствуют и боцмана мачт. Капитан утверждает при всех различные документы по некоторым итогам. Обсуждаются всякие нюансы. У меня только одна тема – как заставить кадетов в отдельной вахте по порядку в местах общего пользования (санузлах и т.п.) поддерживать в них тот самый порядок. А главное – в коридоре инсинератора. Снова там, рядом с пустыми бочками под мусор горы сваленных упаковок и всякого разного. Вроде бы все прислушались и что-то там пообещали. Это – задача руководителей практики – инструктировать кадетов, как выполнять эти несложные обязанности.

Один из них, видимо, посчитал себя уязвлённым. И в следующем вопросе о методах обучения и требованиях по морской практике, заявил, что матросы в палубной команде сами ничего не знают – как они могут, кого-то научить (речь шла о примитивных морских узлах, необходимых в постоянной практике). Пришлось при всех, весьма резко высказаться по этому поводу. Голословные претензии – ни на чем, не основанные. Всех матросов я сам проверил по подобным делам. Конечно, если он имел ввиду, прошлый год и одного из бывших матросов с руками из одного места – то, в этом персональном случае – он прав.

26.04.16. С утра очень хороший погожий день. Солнце, тепло, слабый ветер. Озадачил народ работами на высоте. Возражений нет и даже наоборот, дополнительно к подготовке ватервейсов к покраске, начали готовить колонну грот-мачты к покраске. Смазали блоки гитовов, накладные блоки шкотов прямых и их шкот-шпан-блоки.

Я занялся пошивом пяти чехлов для швартовных бухт. Полипропилен, из которого они изготовлены, при хранении без этой защиты в буквальном смысле – горит на солнце. Конечно, не пламенем. Материал стекленеет, становится рыхлыми и непрочным. Через два года можно выбрасывать. Так что, после отшвартовки все бухты надо прятать под чехлы.

Когда вышел из парусной на палубу, всё как-то изменилось. Дождь, и всякая слякоть. Зачищенные места не успели загрунтовать – заржавеют. В принципе – обработаем преобразователем.

К вечеру – на якорь становиться! Глубина 40 метров. Отдал пять смычек. Море спокойное. Будем отстаиваться в ожидании швартовки.

Но не тут-то было! Через некоторое время команда – с якоря сниматься. Оказывается, по каким-то местным требованиям – надо становиться на якорь в обозначенной точке, где уже что-то ждут большие сухогрузы. Направились к ним и через час отдали правый якорь с 9-ю смычками каната. Ветер уже усилился и глубина места под 80 метров.

Когда уже в каюте начало изрядно покачивать (на якоре-то!) – подумал, что спать крепко не придется. И не ошибся.

27.04.16. В ноль часов корабельного времени – звонок местного телефона: срочно на палубу – меняем место якорной стоянки. Оделся по-штормовому – ветер и горизонтальный дождь. Второй помощник уже на баке. Начал выбирать правый якорь – идёт очень туго. На пятой смычке – насос гидравлики завывает, но звёздочка не идёт. Приотдал канат на пару метров и стал выбирать. Подходит к той же отметке, что и раньше, и дальше – ни в какую. Такое впечатление, что зацепили что-то и не можем оторвать якорь. Мостик под машиной дал ход. Крутимся вокруг своей якорной цепи (каната), но натяжение настолько сильное, что брашпиль не справляется.

А все хлопоты из-за того, что не так уж далеко от нас огни большого грузовика, тоже стоящего на якоре и шансы, что может снести на него вполне реальные. Якорь ползёт.

Так или иначе, дали ход и с ползущим якорем отошли на более безопасную дистанцию. Отдали второй якорь с левого борта. Когда количество смычек уравнялось – начал травить оба каната одновременно. Отдали в воду девять смычек. От мест отойти!

Пришел в каюту – на мне сухого места нет. Снаружи – понятно, а откуда внутри – вопрос. Вспомнил снова свой канадский непромоканец – вот бы пригодился. Только переоделся – снова звонок – выбираем якоря!

Наверху, вообще, всемирный потоп с ветром. С помощью машины выбрал левый якорь. Правый с ним попеременно. Правый на четырех смычках перестал браться брашпилем. И так и этак – правая звёздочка только дёргается под натяжением каната, но не тащит цепь. Всякими вывертами удалось выбрать метров 7-8. И всё. Обратил внимание, что пульт управления попахивает нагретой изоляцией. Дождь заливает. И к 6-ти утра пульт испортился. Отпускаю кнопку «стоп» – включается первая скорость. Кнопка второй скорости не работает. Жмёшь на первую – подключается вторая скорость. Но главная проблема, что приходится пульт держать с непрерывно нажатой кнопкой «стоп», как в каком-то боевике – герой держит гранату с выдернутой чекой.

Пришел второй механик Юра – совершенно замечательный специалист. Вник в проблемы, полез к насосам гидравлики и доложил, что масло нагрелось выше нормы и в этом одна из причин слабой работы брашпиля. И, снова влез в такелажку в форпике и поджал там какие-то регулировочные клапана. Эффект незначительный. А по поводу пульта – надо вызывать электромеханика и разбираться, что же там закоротило.

Между тем, народу на баке изрядно прибавилось, несмотря на дождевые поливы. Все пытаются вникнуть в проблему и высказать суждение. Но, ничего не меняется. Один я хожу с зажатым в руке пультом, как непонятный боевик – отпустить кнопку нельзя – может и насос выйти из строя. Народ сочувствует, но как-то, издали.

Наконец, появился электромеханик Андрей, с которым мы дружим. Понял суть проблемы и ушел отключать пульт из ЦПУ. Николай Кузьмич посоветовал тянуть цепь кормовым шпилём. Уже было такое в практике «Паллады». Да и на моей памяти – на «Надежде» мы делали нечто подобное.

Прикинул соображения – взять каргу (специальный зацеп за звено якорной цепи), стальной трос, три канифас-блока и готово. Вопрос – есть ли трос подходящей длины (100 метров). И надо будить палубную команду.

Вернулся электромеханик и стал копаться прямо под дождем с пультом. Я поднял свою команду – народ выскочил на удивление быстро. Достали из аварийной кладовой всё, что нужно (и трос там же нашелся). Очень как-то слаженно всё разместили по палубе, расставили участников и можно приступать. Но, одновременно, пришла мысль, что надо подождать электромеханика с пультом, чтобы тянуть якорь совместными усилиями брашпиля и кормового шпиля.

Над Андреем развернули тент от дождя и ветра, чтобы он мог, в более-менее, нормальных условиях – менять пульт. Надо отдать ему абсолютное должное – довольно тонкую и точную замену массы проводков он выполнил в самое короткое время в совершенно антисанитарных условиях для этой работы.

Далее, уже было дело техники. От карги после пары попыток отказались – слишком мало протаскивать каната – не дает она своими рукоятками пройти сквозь опоры винтового стопора. Прямо в якорном клюзе у палубы цепляли такелажной скобой звено цепи к стальной стропке. И по команде одновременно тянули брашпилем и кормовым шпилем. Всё получилось. Хотя один раз и лопнула стальная стропка – трос взвился вверх. Якорь в клюзе.

Трёх человек из своей команды я не будил – они с утра занялись курсантами. А остальным дал возможность отдохнуть до обеда. Сам я провёл ровно восемь часов за брашпилем и только коснулся подушки, как меня и нет. Но, всего-то, правда, минут на двадцать.

Обрасопились для дрейфа под рангоутом. Фок остался на правом галсе, реи грота на фордевинд, на бизани – правый галс. Ветер за 20 м/сек. Волна, наверное, до пяти метров. Дождь во второй половине дня прекратился, остались крен, ветер и неслабая качка. Кадетов забрали на палубу, иначе залягут как медведи, а самое основное – примут за аксиому, что если штормовая погода, то и делать ничего не надо. Вывести их из этого заблуждения очень непросто. Натянули штормовые леера, раздали наждачную шкурку – вычищайте пятна на палубе.

На бом-брам-рее фок-мачты выдуло ветром, плохо укатанный кусок бом-брамселя. Без лишних наставлений туда отправился матрос Женя (у нас их двое с таким именем – один на фоке, другой – на бизани). К фоковскому иногда имеются претензии, что не очень, как бы, с энтузиазмом относится к работе. Но, я отметил его хорошее старание во время авральной работы по вытягиванию якорной цепи с помощью троса, и было еще несколько моментов ранее, по порученным делам. Так что, к нашей палубной команде, по большому счету – претензий нет. Все со своим характером, но ни разу не подвели в нашей работе. Вот и сейчас, Женя поднялся на самый верхний рей, несмотря на порывы ветра и раскачивание мачты. Вышел на нок рея и перевязал все сезневки.

Снизу кажется, что выдутый пузырь совсем маленький. Но, на самом деле – это рвущееся ветром на волю тело паруса, размером в половину роста и на ветру жесткое, как лист фанеры. Так что, всё там непросто. Молодец Женя! Его обеспечивал на палубе матрос Дима, готовый немедленно подняться на помощь в этой работе. Ну, и, как бы – наглядный пример необходимости – жестко укатывать паруса, независимо от погоды. Жестко – это означает применение обводного сезня вокруг укатанного паруса, с тугим затягиванием. Недаром, сезень называется обводным, а не сезнёвкой, как принято на всех упсах (УПС – учебное парусное судно). Для этой цели еще в прошлом году мы изготовили достаточное количество новых удлинённых. Но на самых верхних реях их пока не поменяли.

В парусной изготовил еще один чехол для швартовов. Осталось еще три. В планах – сшить новые чехлы из водонепрницаемой ткани для дежурных шлюпок. Потому, как дождь – в них полно воды. Обычный чехол, изготовленный еще Дерябиным из дакрона от старых парусов – не держит.

28.04.16. Погода пасмурная, но дождя нет. Палуба всё равно мокрая. Подготовка ватервейсов к покраске. Подшкипер опробовал новую краску для рангоута (получили два барабана). Она оказалась ядовито-желтого цвета. Добавил в неё сурика и через несколько попыток цвет стал более-менее приемлемым. Так что, по сухой погоде надо красить хотя бы колонны. Колонной называют нижнюю часть мачты до стеньги, специально, чтобы было понятно, о чем речь. Именно эта часть всей конструкции и называется мачтой (фок-мачта, грот- и крюйс-мачты). Выше идут стеньги, далее брам- и бом-брам-стеньги. Краски на весь рангоут не хватит.

На изготовление медведок отдельного швартова мы так и не дождались. Судя по темпам удушения финансирования, вряд ли, когда дождемся. Поэтому попробовали изготовить медведки из остатков нового трёхпрядного троса – сколько же получится? Показал, как набиваются нарезанные пряди на основу. Кадеты вцепились в эту работу прямо-таки с удовольствием. Наваляли целый мешок. Пока их применим на топенантах гика. Там я собираюсь заменить контр-бизань на новую и надо избежать трения паруса о стальной трос. Медведки – это набор каболок на веревочной основе вокруг стальных штагов, фордунов и вант в местах, где о них трётся парус. Когда они обёрнуты вокруг троса, то напоминают своим видом медвежьи лапы. Отсюда и название.

По возвращении из рейса надо сразу менять удостоверение личности моряка (УЛМ). Даётся на пять лет. Не знаю, кому из чиновников мы обязаны появлением этого продвинутого документа взамен паспорта моряка. Всё равно его надо носить вместе с загранпаспортом, на котором те же чипы и т.п.

Никто, никогда это УЛМ не проверяет, кроме срока его окончания. Но мороки с его получением, а теперь заменой – больше, чем с любым другим документом. По крайней мере, загранпаспорт можно оформить через госуслуги по интернету, а за этим клочком картона надо было выстоять немереную очередь на оформление и после – на получение. Когда получал – принимали в день по 20 человек всего – это при необходимости обеспечить десятки тысяч.

Конечно, это платная фитюлька – видимо в этом и вся фишка. В Европе, по первости, удивлялись: «А где ваш паспорт моряка?» – Был ведь удобный документ, в котором и все твои должности, прописка по судну и штампы всех стран, где ты был. Говорят, что по поводу этих УЛМ было заключено соглашение между Россией, Францией (этим-то, чего не хватало?) и какой-то занюханной Сьерра-Леоне (возможно и не с ней, но что-то в этом роде). Больше никто в мире этим не пользуется. Вот так и живём – когда надо чиновникам департамента показать свою значимость – вот такую чухню и навязывают. Не исключено, что следующий рейс придётся пропустить – вряд ли, за время перестоя (меньше 3-х недель) удастся получить новый.

29.04.16. Дрейф. Погода тёплая и сухая. Возможно, как это почти постоянно – на один день. Поэтому, надо его использовать по полной, для покраски ватервейсов и всяких дел на мачтах.

Пока Миша расставлял кадетов на объекты, я озадачился давно вынашиваемой идеей замены контр-бизани (гафельный парус) на новую. Для этой цели необходимо отдать стопор под пяткой гафеля, который не даёт сегарсам слететь вместе с парусом с гафеля. Такие же два стопорных болта внизу на роульсе, что идёт вдоль мачты. Эти удерживают сегарсы от сваливания паруса по мачте вниз, когда есть необходимость сместить пятку гафеля по мачте. Сегарсы – это металлические треугольники вершиной вниз, к которой привязан парус. Основание скользит по Т-образной поверхности роульса своими загнутыми краями. Роульс – это швеллер Т-образного профиля, приваренный к гафелю и мачте своей ножкой, т.е. как бы вверх ногами.

Сразу выяснилось, что бобышки стопора на роульсе гафеля, через которые проходит крепящий их болт – не просто прикипели, а прямо-таки диффундировали в металл роульса и в этот самый болт. Все попытки отдать их не удались. Резать болгаркой на высоте (пятка гафеля под марсовой площадкой) не совсем удобно. Поэтому решил смайнать гафель до палубы, где и проделать эту работу.

Отдали топенант гафеля от мачты и заранее привязали его длинным проводником к мачте (чтобы после не ловить на высоте со всякими ухищрениями). Отдали фал контр-бизани и взяли на руки эренс-бакштаги – снасти от нока гафеля, чтобы он не гулял с борта на борт. Завели на пятку гафеля гафель-гардель – снасть, которой она перемещается вдоль мачты. Отдали талреп, которым пятка держится в верхнем положении гафеля и, потравливая дирик-фал (снасть, которая держит через систему блоков весь гафель), постепенно привели гафель к палубе. Всё это вместе с привязанным парусом. При этом матрос Илья стоял на гафеле и подпрыгивая над пяткой, своим весом заставлял его спускаться по роульсу, т.к. давление на мачту весьма приличное. Вес гафеля – более одной тонны. Конечно, матрос был на страховке.

Уже внизу, внимательно рассмотрели стопор. Подошедший стармех дал команду сварщику и тот в две минуты газорезкой смахнул все эти бобышки, что и требовалось. Палубная команда бизани начала обивку старой краски. А мы с матросом Ваней, взятым с грота для нашего усиления, быстро изготовили новый мантыль из нержавеющего троса вместо старого ржавого и приступили к замене дирик-фала.

Я выбрал веревку потолще (диаметром 24 мм), зная, что эта замена – навсегда. Разгонным сплеснем соединил её со старой. Кадетскими силами протащили по всем блокам… И новая, оказалась короче метров на десять. Подошедший боцман грота посоветовал использовать остаток бухты троса, которая у него осталась после замены шкотов грота. Так и сделали.

Сдёрнули контр-бизань с роульса. Укатали её до завтрашнего дня. После срежем сегарсы и перевяжем их на новый парус. Пока возились со всеми делами – наши матросы Женя, Алексей и Илья покрасили часть мачты, а Миша организовал покраску гафеля и гика. Подошел капитан, увидел лежащий на квартердеке гафель и сказал, что на его памяти такую работу проделывали очень давно. Конечно, гафельный парус используется только для парадов, да в гонках.

Регаты на востоке проводятся достаточно редко и применение контр-бизани, действительно, для «Паллады» не частое явление. К тому же, имеется непонятное предубеждение, что очень сложно разбираться с её снастями и управлять при постановке. Дело доходит до того, что с кадетов, даже расписанным на бизань-мачте, не спрашивают устройства гафельного вооружения. Для них все эти гафель-гардели, дирик-фалы и прочие эренс-бакштаги являются непостижимой абракадаброй. Да, им это – не особенно и интересно. Пост-ельциноидное поколение.

30.04.06. Весь день на мачтах продолжались работы по их прихорашиванию. На палубе бизани (она же – квартердек) развернули новую контр-бизань. Срезали со старой сегарсы (ну, надо же!) Впервые столкнулся с проблемой, что они только на одном рабочем парусе. Перевязали на новый парус.

Перед этим проверил каждый сегарс на ход по роульсу. Оказалось, что толщина перемычки роульса на мачте раза в три толще, чем на гафеле. То-то же, я удивлялся, почему при редких постановках бизани, срывается с крыльев роульса один из сегарсов. И еще до своей проверки решил слегка сжать их зацепы. Что и проделали с подшкипером двумя кувалдами на одном экземпляре. И хорошо, что на этом я остановился, прежде чем продолжить. Мачтовые не влезли бы тогда на место, а вернуть их в исходное – было бы определенной проблемой.

Разобрались, привязали и оказалось, что на новом парусе люверсов на гафеле на один больше, чем на старом. Чем объяснить такое расхождение с чертежом, непонятно. Парус 2000 года изготовления с личной росписью мастера на коже нижнего галсового угла. Возможно, Дерябин так заказывал 15 лет назад.

Так или иначе, а создалась проблема. Запасного сегарса нет. Выбрал в парусной из срезанных оковок с косых парусов подходящую. Прикинул, как из неё сделать нечто похожее. Озадачил стармеха. Тот – сварщика. Подключился умелец – второй механик Юра и минут через десять, почти один в один, сегарс был готов.

Помимо этого, чем-то надо было заменить стопорные бобышки на торце роульса, иначе сегарсы при убирании контр-бизани будут слетать с гафеля. Вроде бы простая вещь, но помню, что и на «Надежде» и на «Мире», как-то пришлось повозиться с этим делом. Там были какие-то сложные фигурные планки и пришлось с ними, что-то придумывать. Здесь решил всё упростить. Пошел к токарю. Тот нашел кусок шестигранника из цветного металла и отрезал на станке два кусочка по три см длиной. Далее я сам высверлил здесь же в них отверстия и удачно в своем хламе нашел подходящий болт с гайкой. Примерил по месту – лучше не придумаешь! (Наверное, будет электропара, поскольку разные металлы, но, авось, продержится достаточное время).

Поднялся боковой ветер, но останавливаться нельзя – надо заканчивать. Разобрали все снасти и подсоединили топенант гафеля к длинному концу, чтобы после подъема не ловить его всякими способами. Кончик этой веревки привязали на марсовой площадке.

На роульс гафеля надели зацепы сегарсов. Фаловый угол подсоединили к новому нержавеющему мантылю фала. К нему же завели нирал. Продели два горденя в свои люверсы на задней шкаторине (хотя, как не примерялись с ними – всё-таки, с одним ошиблись в проводке).

Расставил кадетов на гафель-гардель и дирик-фал. Приподняли гафель. Подкрасили на нём, до этого недоступные места, которыми он опирался на палубе. И как, выяснилось, на дальнейший подъем хилых кадетских сил не хватило. Пришлось вызвать кадетов с других мачт. По мере подъема, один из матросов надевал зацепы мачтовых сегарсов на роульс и дело наладилось.

Но ветром начал раздуваться, не прижатый к мачте парус. Тут выяснилось, что один из горденей, никак не могут из-за его длины вытащить из-под паруса, а другой, вообще неправильно заведен. Ниралом поджали к мачте верхнюю шкаторину, но горденя не работали. Пришлось тянуть руками за шкаторину паруса, чтобы его обезветрить.

Наконец, гафель задрался вверх, как положено. Горденя провели, куда следует, и парус прижали к мачте. На марсовой площадке выбрали топенант гафеля. Двое матросов поднялись к стеньге и пристегнули топенант скобой. Пятку гафеля взяли через цепь на талреп. Теперь необходимости в гафель-гардели нет, но я решил её оставить в учебных целях.

Шкотовый угол самопальным гитовом подняли к верхнему галсовому углу и пристегнули весь парус к мачте, заранее укрепленными сезневками.

После этого завели на место топенанты гика, т.е провели их через свои канифас-блоки (канифас-блок имеет откидную крышку щеки, благодаря чему трос заводится на ручей шкива любым своим местом). Еще ранее утром топенанты гика обвязали новыми медведками. На всю длину обоих топенантов их не хватило, но, на большую половину – получилось. Медведки ярко-желтые с черными вкраплениями были изготовлены экспериментально из оставшегося куска трёхпрядного синтетического троса такого цвета.

В целом работа по замене паруса на гафеле и с его снастями закончена. Осталось выполнить некоторые декоративные дела по покраске новых блоков, более точной проводке отдельных снастей и на мачтовом роульсе установить стопорные бобышки. Отверстие в толстой перемычке матросы Илья с Женей кое-как прогрызли китайскими свёрлами новой электродрелью. И осталось провести некоторый разбор действий всех при подъеме гафеля. Отдельные элементы мне не понравились, но останавливать всё действо я не стал в тот момент. Но, кое-кому, придётся высказать на нашей планёрке, что грузоподъемная работа – не терпит самодеятельности.

01.05.16. Пасха и Первомай. Поставили все марселя, фок и грот, подняли стень-стакселя. И конечно, отличный повод поставить новую контр-бизань. Взяли гик на топенант, вывели его на крутой бейдевинд, растравили противоположный трос с новыми медведками. Расставил курсантов на фале, дирик-фале и шкоте контр-бизани. Пошел фал и шкот. Новый парус развернулся во всей своей белоснежной красе. Дирик-фалом приподняли гафель – задняя шкаторина выпрямилась. Немного Миша подобрал её булинем (снасть внутри шкаторины, которой её можно укоротить).

Парус приобрёл идеальную форму. На редкость удачный пошив. Без всякой скромности – в этих гафельных парусах разбираюсь, потому, как приходилось полностью перешивать и перекраивать новые контр-бизани и на «Надежде», и на «Мире». То, не подходили по длине передней шкаторины, то – излишек длины по нижней. То, боут верхнего галсового угла никак не хотел вписываться в угол, образуемый мачтой и гафелем.

Здесь же, без всякой подгонки, всё встало на места, как влитое. Эта бизань изготовлена в 2000 году. По отдельным деталям понятно, что в сэйл-сервисе Тадеуша Войтовича. Есть на кожаной обшивке нижнего галсового угла роспись мастера (к сожалению неразборчивая). Надо будет через Зигмунда Хореня передать Тадеушу, что, пролежавшая на полке 16 лет, контр-бизань оказалась очень хороша.

В дополнение ко всем прочим снастям завёл гитов на шкотовый угол. Причем, тяга через блок в районе верхнего галсового угла. А у нижнего – полукольцо на пятке гика. При убирании, вначале шкотовый угол подтягивается по гику и как только парус обезветривается, в дополнение к двум горденям, которыми притягивается к мачте задняя шкаторина – отдаётся скоба мантыля шкота от оковки, выводится гитов из полукольца и шкотовый угол идёт вверх. Часть паруса при этом, накрывает всё остальное и остаётся сезнёвками прижать весь парус к мачте.

Эффективно и просто, несмотря на длинное описание. Без полукольца на пятке гика не обойтись, потому как, иначе уйдет вверх оковка шкотового угла и её невозможно будет отстегнуть от мантыля. Скоба мантыля перестёгивается к его другому концу, что ходит по стропке под гиком. В результате, нет необходимости укатывать часть паруса на гике (высоко над палубой и не очень-то, там удобно возиться с этим делом).

Мои извинения моим друзьям, кто не в теме. Предназначено описание для узкого круга, например Андросова и Валентина Яроша (гл. боцман и парусный мастер – на «Надежде»). На «Мире» – некому, но на Херсонесе мой здесь предшественник Юра Сидоров – оценит.

Новая контр-бизань

Во второй половине убрали все паруса, в т.ч. и новую-контр бизань. Только в этот момент спохватился, что надо бы её сфотографировать, пока стояла, вся из себя новая, красивая и хрустящая. Теперь уж, как-нибудь. Пришла в голову мысль – напротив нагелей с 15-ю снастями, обслуживающими только контр-бизань, приклеить ламинированные надписи с их названиями. А то, для некоторого и штатного народу, сия тайна – за семью печатями. Судно, всё-таки учебное – пусть все учатся.

Сегодня день рождения моего старинного друга – Пивоварова Юрия Германовича замечательного яхтсмена, у которого я учился всем премудростям этого дела, высококлассного инженера-конструктора, ученого, кандидата технических наук, спортсмена (фигурное катание(!) и просто – обаятельного, общительного человека.

Уж, сколько раз он помогал мне во всяких вопросах делом и советами – не сосчитать. И подумать только: мы с ним, его замечательной семьёй и нашим экипажем по яхте «Вега» дружим уже более 30-ти лет. Дай Бог, тебе, дорогой Юра, самых лучших долгих лет и здоровья! И благоденствия – твоей большой прекрасной семье!

2.2. Швартовка в Йосу

«Паллада» в Йосу

02.05.16. Утром – идеальная погода и сразу команда: «Сниматься с якоря». Приняли лоцмана и направились на швартовку в Йосу. Здесь, также будет фестиваль парусных судов по аналогии с прошлым годом. Но участников – всего двое – «Паллада», и гафельная шхуна «Кореяна». «Надежда» застряла в ремонте и по некоторой информации не успевает на Черноморскую регату. Что уж, говорить о фестивале в Йосу.

Швартовка оказалась непростой. Уже перед самым причалом объявили, что швартуемся левым бортом вместо правого. Пришлось срочно перетаскивать швартовы, уложенные на палубе и приготовленные для левого. Надо было втиснуться в ограниченное пространство между «Кореяной» по носу и плавпирсом по корме.

Довольно долго работали шпилями на корме и на баке, пока не встали на место. Удачно завели длинный новый швартов на дальний битенг (хватило длины, поэтому – удачно). Далее разгорелись некие прения, что делать в первую очередь: поднимать гирлянды с флагами или срочно прихорашивать левый борт. Здесь, ведь, тоже экономия. На противоположный борт к причалу – как можно меньше краски и т.п.

Левый борт выглядит не очень. Попытались отмыть щетками с моющей пастой и кёрхером под давлением. От пасты остались белые разводья, как только всё подсохло. Водой кое-как смыли, но лучше стало только чуть. Где смогли дотянуться – подкрасили черной и белой краской. Но получилось не очень аккуратно – то там, то тут подтёки из-за спешки. Спешка – потому, что к вечеру по прогнозу – резкое ухудшение погоды: ветер, дождь на всю ночь и следующие сутки.

Между всех дел завел под марсовой площадкой блок для гитова шкотового угла контр-бизани. Всё-таки, через блок тянуть снасть гораздо легче. А здесь приходится немалую часть паруса со стальной оковкой, боутом (усилением) выбирать выше пятки гафеля, т.е. на высоту 8-9 метров.

Не стал пока заводить палубный блок для гафель-гардели. Напрямую завёл на нагель. Но, вообще-то, следуя кодексу учебного судна, каждая снасть должна быть проведена согласно чертежу. Поэтому гафель-гардель надо проводить через пару блоков, основывая таль. Что и сделаем чуть попозже.

И успел нагрузить плотника небольшой, но важной работой – изготовить и прикрепить к кожуху брашпиля небольшие крючки. На «Палладе», в отличие от «Надежды» и «Мира» пост управления не стационарный, а представляет собой переносной пульт с кнопками на полутораметровом кабеле. С одной стороны удобно: можно отойти в сторону от цепи на звёздочке брашпиля, чтобы не попадать под вылетающую со звеньев цепи грязь. Но, почти постоянно, требуется отойти от брашпиля для всякого наблюдения за канатом, отсчетом смычек и т.п.

Пульт надо куда-то деть. А некуда. С брашпиля он пытается упасть, а если зажать кабель дверкой, то только толстая изоляция не позволила до сих пор перекусить его. Приходится засовывать его вовнутрь на трубопроводы внутри кожуха или просто оставлять висеть на кабеле через дверку. Редкая постановка на якорь обходится без мотания этих дверок и бедному пульту достаётся. То, что пульт затёк во время последних штормовых событий – следствие всего этого. Еще и током щипало от него во время дождя так, что вначале я никак не мог понять – что же это колется? Теперь же, когда старый пульт поменяли электрики на новый, надо было его на что-то вешать, благо ушко для крючка на нём, в отличие от старого, имелось.

Выдал плотнику материал, инструменты и объяснил, что делать. Плотник успел привернуть только один крючок (а надо – четыре). Но – и то хорошо.

03.05.16. Утром в пять вышел посмотреть на погоду: моросящий дождь под порывами ветра. Прилив. Парадный трап высоко. Отправился досматривать сон. (Что, ни разу не удавалось). Только завершил утренние зубочистные и бритвенные дела, как почувствовал весьма резкий рывок всего судна. Не успел подумать, что бы это значило – по трансляции: «Палубной команде – наверх!»

Шхуна «Кореяна» в Йосу

На причале трое вахтенных пытаются удержать на весу нижнюю часть трапа, который уже не достает до стенки около метра. Все наши швартовые канаты работают – ветер прямо в левый борт. Порывы весьма сильные. Надо поджать нос судна к стенке, насколько это возможно. Левый продольный – чуть со слабиной между порывами. Его и взяли на шпиль. Выбирал, насколько позволяла мощность устройства. Наконец, поняли, что дальше не набить – надо брать швартов на стопор.

Матрос Дима завёл цепь стопора и только я плавно начал снимать нагрузку со шпиля, как швартов со стопором улетели в клюз. Вырвало обух на кнехте, к которому крепится цепь стопора. Сердце ухнуло, но пальцы у Димы остались целыми, хотя он и поморщился. Выбрали слабину – закрепили на кнехтах. Подошел капитан Николай Кузьмич. Тоже, как и мы – в оранжевом непромоканце. В паузе между работой шпилём дал команду: «Отдать оба якоря». Сделано.

С крыши носовой надстройки достали еще конец. Завели прижимом через средний носовой клюз, взяли на шпиль – чуть поджались. В корме завели через средний кормовой клюз еще один конец, протянули по палубе до шпиля – выбрали втугую. На квартердеке у пульта управления кормовым шпилём вся картина погодного разгула выглядела, вообще-то, устрашающе. Из-за ветровых завихрений после гигантского здания одинокой многоэтажной гостиницы, что метрах в 50-ти от нашей кормы – на воде возникали и распадались самые настоящие смерчи и вихри. Ветром их срывало и уносило в сторону моря.

Парадный трап давно прижали к борту (не пойму, как сумели закрепить его шкентели – действо без меня, пока усмиряли швартовы на баке).

На причале под проливным дождем трое вахтенных во главе с подшкипером Михаилом Костантиновичем. От дождя им есть, где укрыться – штатные прочные тенты вдоль всей прогулочной дорожки. Но от ветра – никакой защиты – всё продувается. Посоветовал капитану отправить их на «Кореяну». Что и сделали. Всё равно, трап пока установить не удастся – слишком сильный отжимной ветер, несмотря на все наши усилия поджаться к причалу. Да, к тому же, большая вода (прилив) – увеличила парусность борта, поднявшегося над причалом метра на три над своей осадкой. Плюс к этому, реи, обрасопленные вкрутую, как раз, на ветер.

На корме завели еще один прижим через средний транцевый клюз. То, что вымокли – ничего не сказать. Внутри непромоканца – от пота, снаружи непрерывные потоки от дождя. Но, сделано всё возможное – вид с причала, как опутанный Гулливер веревками лилипутов – через каждый клюз по два швартова. И очень пригодился единственный крючок на дверке кожуха брашпиля – пульт управления повесил на него, и крути швартов с остальными.

Аврал! Реи обрасопили на фордевинд. Выставили ноками к ветру. Одну проблему таким образом решили – на какую-то долю уменьшилось давление ветра на рангоут.

Когда-то в 2002 (?) году в такой же ситуации, но прижимным ураганным ветром были опрокинуты на причал в Японии барк «Кайво-Мару» (систер-шип «Ниппон-Мару») и наш владивостокский теплоход «Антонина Нежданова» с массой автомобилей, которые с её палубы раскидало по стенке. Фото есть в интернете. «Кайво» восстановили, а «Нежданову» списали. Так что, настоящий ураган – это всегда опасно. Непреодолимая сила природы. Хорошо еще, что у нас ветер был чисто отжимной и швартовы выдержали. В противном случае, могли бы помять свой борт и, если бы отделались только этим, то, считали бы везением.

Рано или поздно ветер зашел (стал направлением в наш нос) и несколько ослабел. Еще несколько раз подбирали швартовы. Выбрал и отдал по команде Николя Кузьмича левый якорь на панер, когда удалось поджаться к причалу (якорь-цепь – вертикально). Сумели подать трап и наша вахтенная тройка вернулась с гостеприимной «Кореяны» на судно.

Еще, сколько-то раз за день, подбирали свои концы и, где-то, после полудня, наконец-то, более-менее надежно, прижались к причалу. Всего-то – ничего, а натаскался каната, пока переукладывали швартовы на кнехтах и тут же, к вечеру, напомнила о себе спина – не увлекайся! Только её мне не хватало! Как бы, не сглазить – уже больше года давала о себе знать очень редко и только после таких же, случайных нагрузок. Всегда, в азарте, кажется, что море по колено…

2.3. Парусный фестиваль

Йосу — причал

04.05.16. Хороший солнечный день, хотя и с порывами ветра. С утра возня со всякими прихорашиваниями, потому, как сегодня открытие парусного фестиваля. Но, основное подъём гирлянд и флагов на мачты и через них. В общем-то, действие простое. С бака и кормы подаются к топам мачт гирлянды с лампочками (средневековье, какое-то!). К этому времени с двумя огромными мешками (кисами по-нашему) набитыми флагами на топ грот-мачты поднимаются два человека. Далее, у них действие, требующее синхронности всех участников и на носу и в корме. От топа грот-мачты к фоку и бизани идут т.н. штаг-карнаки – стальные тросы, соединяющие топы. К ним приделано бесконечное кольцо из линя.

На тех мачтах также, уже находятся по два человека. Гротовские подсоединяют флаги к одной стороне этого веревочного конвейера – один в сторону фока, другой в сторону бизани. А в это время фоковские и бизань подсоединяют кончики своих гирлянд к другой стороне бесконечной веревки. По взаимному предупреждению на грот-мачте начинают тянуть эти веревочные кольца: флаги идут в сторону фока и бизани, а гирлянды движутся к гроту. На мачтах кроме грота выставлены на всех площадках курсанты, которые руками отводят провода с лампочками от опасных для их сохранности мест, т.к. одновременно продолжается подъём гирлянд с палубы.

Наконец, флаги разбежались, а гирлянды встретились. На гроте их привязывают к чему-либо и соединяют электрическим разъёмом. И гротовские свободны. А фок и бизань поднимают отдельными фалами флаги расцвечивания к топам своих мачт. Вот такая петрушка на каждом празднестве. С учетом, что еще всё-таки, не лето – народу на мачтах приходится нелегко. На «Надежде» эти мучения закончились с установкой на палубе прожекторов с изменяемой подсветкой. Смотрю на полученную с «Мира» фотографию – в ремонте сделано, то же самое. Мелкая зависть.

Во второй половине дня отправился в сторону ЭКСПО-2012, проведение которой город Йосу в свое время добился после многих лет конкурентной борьбы. Даже мы на «Надежде», году примерно в 2002-м, ходили вместе с местными жителями на нечто, типа демонстрации: «Даёшь в Йосу Экспо-2010!». Но выиграли они этот тендер только через 10 лет.

Йосу - эмблема ЭКСПО-2012

Гостиница у причала

Дорога по морю к ЭКСПО-2012

Дорожка для массажа ступней

По пути встретился капитан, который весьма предпочитает пешие долгие прогулки. Сообщил, что впереди есть какой-то пандус типа серпантина, ведущий на смотровую площадку высокого непонятного сооружения. Он туда поднимался и очень доволен. Так бы я промахнулся мимо – очень уж незаметен отворот на этот подъём.

Парк на острове. Тропа для массажа стоп

Дорожка в парке на острове

Все сооружения построены явно на насыпном грунте, с несколькими красивыми мостами через искусственные заливчики. На дорожках приятная для ходьбы поверхность типа тартана. Через одну из лагун два троса длиной метров по сто. Людей цепляют в подвесках типа наших страховок, но с ножными лямками – за трос и они по нему летят на другой берег. С визгом и воплями радости. Тросы встречно под наклоном.

Билеты на этот аттракцион только на одной стороне. На другой – встречают и попутным тросом отправляют обратно. Несложно, оригинально и удовольствия у людей выше крыши. Тормозная система из нескольких пружин, в которые ударяется подвеска и происходит плавное торможение. Вопят от счастья и взрослые и дети.

По серпантину поднялся на самый верх. Вид, безусловно, красивый во все стороны. Панорама выставки с её павильонами впечатляет. Но с этой (в общем-то, небольшой высоты) мне она показалась очень уж миниатюрной. (Как я сильно в этом ошибся – осознал, только уже там, на месте). Здание, по которому идёт серпантин, закрыто. Но, судя по характерным извивам и наклону – это не что иное, как гора с искусственным снегом.

Летняя-зимняя горка

Павильон для лыжников

Башня неба Sky Tower. Здесь морская вода превращается в пресную.jpg

Наконец, по всяким мосткам, дорожкам и прочим наворотам, подошел к этим павильонам. Сооружения просто очень большие – никакой миниатюрностью и не пахнет. Не совсем всё понятно – что, для чего и можно ли попасть во внутрь. Очутился в каком-то громадном проёме между двумя соседними зданиями. Длина с полкилометра. Ширина метров в полсотни. Оказывается здесь очень мощный вай-фай. Телефон мгновенно подключился к интернету.

Пробежал глазами по почте, посмотрел что в вайбере и воцапе. Присел на скамеечку и начал названивать. Кроме Маши никто не отозвался. Понятно – на западе раннее утро. Сидоров тоже молчит. С Машей – о том, о сём, и конечно в первую очередь о самом главном. Слава Богу, как бы не сглазить – всё, вроде бы хорошо.

 

Телепотолок в павильоне

Наконец, оторвал глаза от телефона и посмотрел вверх…

А наверху, на сверхгигантском экране, которым является вся крыша этого перехода, т.е 500 метров или более – в длину и на всю ширину – подводный «Мир» во всём его многоцветии. Масса цветных рыб, акулы, скаты, киты, всякие морские чудилища и т.п. И всё это движется как живое, гоняется друг за другом и т.п. Сбоку пронеслась тень, совершенно гигантского, метров в сто, синего кита. Оторваться просто невозможно. Показал Маше по вайберу всё это в действии – впрочем, она не очень удивилась. Оно и понятно – одно дело на экранчике телефона и совсем другое, когда зрения не хватает на дальнюю сторону этого поднебесья.

Конечно, я понимаю, что это обычный телеэкран, по типу рекламных, что есть в каждом городе. Но, размах меня впечатлил. Причем, всё это днём, засветка от солнца мешает – а, представляю, как это смотрится в темное время суток. Не ошибся – пришел вечером. Действительно – зрелище фантастическое.

Заодно, созвонился с Лёвкой, который в Нью-Йрке, но уже нацелился на Цейлон, кого-то возить на яхте. Не застал Толю Марченко, своего сослуживца по К-42, бывшим на ней командиром БЧ-5, в т.ч. и во время их беспримерного девятимесячного похода по южным океанам. Такой поход на атомовозе первого поколения многого стоит. Сейчас он проживает в Нижнем Новгороде. У него ушла из жизни жена Лариса. Лев сообщил мне это еще днём ранее. Мои глубокие соболезнования Анатолию Михайловичу. Когда-то, мы все были очень дружны во время нашей боевой юности. Позвонил ему на рабочий телефон, но не застал. Попросил передать от меня слова утешения.

Отозвался на звонок Костя Попов. Очень я был рад услышать его голос. Костя был вынужден из-за проблем с ногой списаться с «Мира» с должности главного боцмана, на которой я его сменил. И как, узнал из нашего разговора, всё-таки, Костя сумел восстановиться после операции и сейчас работает на «Седове». В настоящее время в Светлом (под Калиниградом), откуда недавно вышел «Мир».

Я очень рад за Костю, что он вернулся в море. Он – истинный моряк и прошедшие, почти два года, вне этого дела, были нелёгким испытанием. Поговорил с ним, и так мне захотелось в нашу старую дружную компанию – Костя, стармех Борис Леонидович, вечный второй помощник Наталья, начальник рации Тимофей, боцман грота Юра, навигатор Вячеслав Васильевич, наш парусный гуру Виктор Николаевич, бывший капитан Юрий Александрович. Мне очень повезло, что я семь лет проработал с этими замечательными профессионалами и хорошими друзьями.

05.04.16. В Корее какой-то национальный праздник, потому как у них выходные, несмотря на будничные дни. И на начало празднества приурочено открытие фестиваля, постановка всех парусов у причала, посещение судна, парад курсантов по улицам Йосу и т.п.

Постановка парусов перед обедом. Зрителей не очень много – для них это еще утро. Подняли и поставили всё, кроме верхних стакселей и кливеров. В том числе и контр-бизань. Ветер очень слабый, всё висит складками и моя контр-бизань тоже. Когда вожусь с нею, невольно вспоминаю капитана-наставника «Мира» Антонова Виктора Николаевича. Он точно также, постоянно, что-то усовершенствовал в снастях контр-бизани и во мне нашел соратника и соучастника. Вот и я от него перенял.

При постановке крюйс-брамселя неожиданно лопнул на цепи левого шкота его мантыль. Хорошо, что сейчас, а не где-то в море. В общем-то, для накопившихся на причале зрителей, это явилось этаким шоу. Пока залезли на рей, да поймали болтавшуюся цепь. Обычная цепь небольшого калибра крепится к оковке шкотового угла прямого паруса и проходит через накладной блок на рее, что ниже. В её последнее звено заплетён без коуша мантыль шкота. Огон и лопнул из-за ветхости. Мы пока заменить все стальные мантыли не успели и ноги всего растут еще от предыдущего боцмана бизани. Времени было, более чем. Цепь подвязали к ноку рея и оставили пока так.

Где-то через час после стоянки под всеми парусами – взяли их на горденя и гитовы. Курсантов наверх. Конечно, практики у них мало по укатке парусов. Возились долго с брамселем и бом-брамселем. Пришлось на разборе пройтись по их самолюбию. Конечно, я стараюсь всё обставить в несколько шутливом тоне, но истина звучит. Тем не менее, всегда я их хвалю за проделанную работу и видно, что они ждут именно этого момента. Ну, а тут, я их отдельно похвалил за рваный стальной мантыль – не всем это удается.

Так или иначе, мантыль надо менять. Бизань-мачта сегодня дежурная. Поставил цель – справиться с заменой минут за сорок. Но, пока прокопались с поиском подходящего троса, да завели рабочие концы, да заплели нижний огон с коушем (что не делается – к лучшему: практика для матросов). Постоянно отвлекали на возню с двумя трапами. Отлив более 4-х метров. По одному трапу народ заходит, а по сходне выходит. Трапы по мере отлива садятся на бетон причала, надо подкладывать полеты и т.п.

Самый опасный момент, когда шкотовую цепь начали на веревке спускать с брам-рея. Я сразу не обратил внимания, что в проходе у кормовой надстройки толпится корейский народ. А цепь уже зависла над ними. Пришлось срочно всех буквально выталкивать от опасного места. Когда цепь пришла на палубу, я удивился её калибру. Явно – не шкотовая, а место бы ей на якорь Холла. Придётся заняться и проверить на всех парусах соответствие чертежным данным. И надо бы, конечно сразу взять запасную – не тратить время на спуск и возню с этой.

Второй кончик мантыля матросы Женя с Ильёй провели вверх по мачте, далее под реем в шкотовые ролики и вывели на салинг. Туда же доставили с палубы цепь. Спрашивается – зачем спускали на палубу? Можно было сразу по рею перетащить на салинг. Мой прокол. Поднялся на салинг, начал колоть огон через звено цепи. Илья с Женей под моим присмотром закончили. Миша с курсантом повисли на ноке брам-рея, подтянули веревкой к себе цепь (вес не меньше 16 кг) и пристегнули её к оковке. Работа завершена.

Конечно, не обошлось без испорченного телефона. Несколько раз сказал отвернуть гитовную скобу от оковки. Если не поддается – срезать болгаркой (как ранее и шкотовую). Информация, что всё сделали. И только я губы раскатал, что сейчас по-новому пристегнём гитов и шкот к оковке (через круглую скобу), как выяснилось, что наверху, на рее никто этой команды не принял, и скобу отдать невозможно. Вот так и живём. По следствию закона Мэрфи: даже, если ваше указание настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование – всё равно найдется матрос, который поймет вас неправильно. Бдительность старшего боцмана должна быть как у Штирлица.

06.05.16. Пасмурная погода – с утра морось. Неожиданно, с «Кореяны» притащили четыре чехла, которыми они укрывают свои паруса на гике. И парус с российской яхты «Селена», пришедшей на фестиваль из Находки (класс «Алькор» – достойно уважения из-за древности!). Кто-то из них сообщил, что с интересом читают мои путевые заметки. Спросил: – А, как вы их нашли? Просто искали что-либо о путешествиях на яхте и наткнулись на мои отчеты о яхтенном прошлом.

Весь день ушел на борьбу с этими чехлами. Как обычно, было сказано, что там небольшая дырочка. Знаем! Проходили! (Это как у рыбаков-любителей, только наоборот). Пришлось заново проходить все швы, тьму дыр и дырищ, подшивать крепежные ремни и т.п.

Три с лишним часа ушло только на первый чехол. За это время, я без спешки, пошил бы два таких новых. Понял, что с такими темпами, до находкинского паруса руки и не дойдут. Взялся за него, тем более, действительно, надо было только восстановить им шкотовый угол стакселя. Усилил боут и прилегающие к нему шкаторины. Встык пришил оковку и усилил её мощной строп-лентой. Получилось вполне прилично, хотя м.б., и чуть тяжеловато для такого хлипкого паруса (явно – стаксель номер два). Но, то, что шкотовый угол теперь выдержит всё что угодно – гарантировано.

Со шкипером шхуны "Кореяна"

И до вечера, без перерывов, собирал эти истлевшие куски чехлов. Рядом сидел их член экипажа – древний мистер Чен, и то ли помогал, то ли сочувствовал. Чена я помню еще с надеждинских времен. За это время он не изменился внешне ни на йоту. Маленький, сухонький – вечно в капитанской кепке с выцветшей ленточкой «Черноморский флот». Очень радушный и вежливый. Ну как такому откажешь? В общем, весь день пропал ни за что. Благо, погода была не очень. Только по трансляции слышал, что на борту какие-то высокие гости, снова парад курсантов и еще, что-то. К вечеру остался последний гигантский чехол – весь как жестяной.

Откуда они его вытащили – непонятно, но он от древности какой-то мумифицированный. И весь в трещинах по сгибам. Сказал Чену, что завтра, просто на всю поверхность, положу заплатку длиной в три метра и на этом всё. Чен по-английски говорит, хотя и с жутким акцентом, так что – общаемся более-менее. Вот так накрылся мой выходной. И, наверняка – завтра полдня. В последний день (воскресенье) наша мачта дежурная и, хотя, рулит всем Миша, но боцманом по палладовским правилам являюсь я. Никуда не денешься.

07.05.16. До обеда воевал с жестяным покрывалом. Отрезал полосу тентовой ткани шириной метр и длиной около трёх. С мучениями пришил поверх этого ужаса. Сгибаешь этот чехол, чтобы кое-как влез в машину, а он лопается в этом месте. Но – победил.

Всё готово к банкету

Капитану «Кореяны» м-ру Чану (одни Чены и Чаны в Корее!) с помощью старшего штурмана объяснил, что легче сшить новые чехлы, чем возиться с этими. Кстати, капитан «Кореяны» долгое время был мэром Йосу, и мы видели, каким уважением он пользуется у своих соотечественников.

Вечером организаторы фестиваля устроили вечер для комсостава, боцманов и яхтсменов. Человек на тридцать. От доставки автобусом отказались из-за пробок. Дошли пешком. Мы все в форме (я в своей) – черный низ – белый верх. Надел кремовую рубашку с погонами и галстук. На входе в ресторан все оставили обувь.

На каждом столе жаровня. Расселись, кто где. За нашим столом было четыре корейца и трое нас – старпом, второй помощник и я. Принесли пиво и соджик (название) – их 20-ти градусную водку. Наши корейцы предложили или в чистом виде этот соджик или т.н. микст – смесь с пивом. Мы согласились на микст. Кореец налил в небольшой стакан на половину моего ногтя соджика и разбавил пивом. После торжественных речей (впрочем, достаточно кратких) – «Комбэй!» – «Поехали». И с любопытством уставились на нас.

Банкет в ресторане.
Выступает Зорченко Н.К. Справа мэр Йосу

Что уж они думали – не знаю. Наверное – оценили мы или нет. Популярно мы им объяснили, что для русских моряков этот комариный писк не очень понятен. Тогда они стали разбавлять – 50 на 50. Где-то в районе 20-го или 30-го тоста – убедились, что количество этих дриньков будет стремиться к бесконечности, а у нас – ни в одном глазу.

Между всех разговоров на жаровнях жарили мясо с белыми грибами. Весь стол уставлен мелкими чашками с их острейшей едой: капустой, папоротником, какой-то травой и т.п. Это дело поднимали щипцами и острыми ножницами резали на мелкие части. Я попробовал кусочек папоротника – очень острый, но не смертельный. Корейцы уставились: жив или как? Прониклись. Мяса с жаровни мы съели много. Стюардесса только и успевала приносить новые тарелки для этой цели. Под такую закуску, действительно, количество соджика могло быть бесконечным.

Случайно зашел разговор о возрасте – кому сколько. Когда я назвал свой, корейцы молча, с потрясенными лицами, встали, поклонились и дружно выпили, как я понял – за моё здоровье. Контраст моих лет по сравнению с присутствующими был разительным.

Вечер прошел очень весело и дружно. Вся чопорность официоза куда-то пропала. Масса тостов, общие песни и отдельные соло в их исполнении. В общем – нормальные люди.

08.05.16. Утром вместо бега застрял в интернете. Почта и всяко разное. Поздравил друзей с Днём Победы. В том числе и Зигмунда Хореня. Он в этот день всегда присылает мне поздравление. Один из многих нормальных людей в том странном государстве. Вся страна в бывших концлагерях, а они памятники советским солдатам сносят, да еще и глумятся. Еще посмотрим, как они будут хлопать глазами, когда немцы вспомнят про свои земли, что тем достались по итогам Победы. Ненавижу националистов в любом виде, сорте и обличье.

2.4. Отход

Во второй половине дня начали готовиться к выходу. Сняли гирлянды и флаги между мачтами. На штаге к бушприту и кормовом фордуне флаги оставили – пока еще продолжается посещение и праздник. Я выбрал отданные якоря – тоже некое шоу для любопытствующего народа. На правом якоре повернулась якорная скоба и легла поперек. Подобное было в недавнем рейсе на левой цепи. Пару раз отдал якорь до грунта – м.б. скоба от удара сама развернется. Нет, ничего не получилось.

Вызвал палубную команду. Шторм-трап за борт, матроса Ваню в страховке – на него. Провели стальной трос в клюз и подали Ване. Тот стропкой обхватил шейму веретена под скобой якоря, соединил с тросом. Трос на шпиль, Ваню от якоря в сторону. Подтянул якорь до слабины цепи. С трудом, но всё-таки руками, Ваня якорную скобу развернул в нужное положение. Вес её около 10 кг, да еще концевые звенья норовят прищемить пальцы. Это уже второй раз ему довелось проделывать такую работу.

Выбрал якорь, а он закозлил, т.е. лапы упёрлись в борт, а должны отвалиться на внешнюю сторону. Тоже такое было и не раз. Смайнал до воды, выдернул – не хотят отлипать от борта. Ну, и ладно. Наберем ход, потоком воды якорь развернет. Так и вышло.

Подошли буксиры, начали нас отводить от причала. В этот момент подняли по паре косых парусов и мою контр-бизань. Народу достаточно много на причале – шоу для них. По публике чувствуется, что они любят и «Палладу» и «Надежду», которые здесь частые гости. Но «Надежда» застряла в ремонте – теперь, уж, на следующий год. Вскоре нас догнала «Кореяна» со своим экипажем и сопровождала очень долго, почти до выхода в открытое море. Взаимное махание руками, троекратное «Ура!», которому обучили корейцев и тем это очень понравилось. Чувствуется, что – от души, а не дань какому-то официозу. Наконец, и мне можно от якорей отойти, все узкости пройдены. Зажал цепи стопорами и пошел на квартердек, настраивать контр-бизань.

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 8116


Добавить комментарий