Лариса Павловна

Лариса Павловна — подруга МА, у которой в нулевых я работал водителем. Несколько раз приезжал к ней домой, а однажды даже был у нее на даче, где провел несколько часов. Т.е. человек мне достаточно знаком. Занимаясь сбором воспоминаний, я договорился, что она расскажет о себе. Лариса Павловна рассказала, я записал два рассказа, которые выложил сайте memoclub.ru. Один — об отце, а другой о своем давнем увлечении:

Генерал Павел Михайлович Байдаков и его семья
Эзотерические науки в позднем СССР

20.11.2013. Л.П. — человек увлекающийся, готовый поверить разным доктринам, как это следует из ее рассказов. К таковым (доктринам) относится и коммунизм. Мне кажется, люди обладают разным иммунитетом к внешним групповым влияниям. И если принять, что человек на 100% существо социальное, такие влияния естественны, другого не бывает, и нам остается лишь делать выбор, кому или чему отдать предпочтение. Удивлять должно другое, — утверждение типа: «Я свободен, на меня ничто не способно оказать действие». Такое бывает, когда человек уже сделал выбор, сформировал позицию, и не готов ее менять под действием внешних обстоятельств.

В жизни Л.П. Коммунистическая партия появилась прежде, чем появилась семья и все другое. Она «увлеклась доктриной» искренне полюбила Партию, и день вступления был ярким и чудесным, как должен проходить день свадьбы с любимым человеком. Увлечение было серьезное. Почему именно этой доктриной? — Другие были менее доступны. Диссиденты в то время уже были, но я думаю, что их не следует рассматривать как «образец независимого мышления». — Просто у них другие другие доктрины, другие увлечения, а «увлекающиеся натуры» всегда увлекаются серьезно. Само же увлечение в большой степени случайное.

Можно было бы спросить:
- «А что же Вы, Лариса Павловна, не видели вопиющих безобразий советского общества?».
- Да, видела. Но это искажение Доктрины, это то, с чем следует бороться всеми силами, под знаменем марксизма-ленинизма.
Подобный вопрос можно было бы адресовать и противоположной стороне, «диссидентам»:
- «А что же, вы, господа, не видите пороков Общества потребления, куда вы нас так неистово зовете?»

Я понимаю трагедию Л.П., когда она узнала о том, что Ленин не свят, — напротив, он груб, циничен и жесток. Это было не только низвержение человека, вождя, это было низвержение идеи, поскольку источником, основанием идеи считался этот человек. По большому счету, это несправедливо, неправильно и неправомерно. По той причине, что идея обычно шире воззрений отдельного человека, даже ее творца, заслуга которого в том, что ему первым удалось идею поймать и выразить понятными словами. Ситуация сходна с тем, как нехороший (по жизни) человек может писать прекрасные стихи.

Немного затрудняюсь с оценками, но увлеченность все же представляется качеством положительным, это не каждому дано. У меня вызывает неприязнь человек, вещающий (например) о благородных целях некой (недостойной) кампании, когда ему на это «глубоко наплевать». — Это циник. Конечно, тот, кто делает то же самое «от всей души» — дурак, но из двух зол «по русски» выбираю второе. В житейской практике всегда удобнее иметь дело с дураками, чем с умными циниками.

Не увлекающихся большинство. Среди бывших коммунистов, ниспровергавших в перестройку коммунизм было много именно таковых, безразличных, но были и те, кто переживал трагедию утраты идеала, как это случилось с Ларисой Павловной.

Отправляя меня к своей знакомой (к Тарасовой Нине Борисовне), Л.П. предположила, что одинокой старушке будет приятно, когда увидит, что она кому-то интересна. Каково же было ее удивление, когда старушка позвонила ей. Вопрос был «корыстный» — а какая польза мне от этого будет? Приходили тут ко мне и раньше, расспрашивали про войну, записывали и уходили, я их больше никогда не видела.

От Л.П. узнал, что есть у той старушки дочь, которая приезжает к ней пару раз в год. Нина Борисовна обижается на дочь, которая выбросила все ее бумаги. По мнению Ларисы Павловны, дочь не стала нанимать сиделку (это стоит столько же), а отправила мать в приют, чтобы уже сейчас свободно распоряжаться квартирой. После всей такой информации мне стала понятна «корысть» Нины Борисовны — она живет не так, как могла бы и хотела, и нет никаких возможностей (они не закреплены юридически) влиять на ситуацию. Я понял, почему ей не хватает пенсии (18 тыс) и она упорно добивается «блокадного» статуса, — были бы деньги, была бы независима от дочери, сама выбирала бы, где ей жить. И понял я, что проблема существует, хотя она не сформулирована, только обозначена.

Из всего этого я вынес немало «поучительной информации». В частности, по нескольким высказываниям Нины Борисовны мне показалось, что она не вполне адекватна, что «старческое угасание интеллекта» ее уже слегка коснулись. Информация от Л.П. развеяла эти представления по всем пунктам, — старушка в здравом уме, в тяжелом положении, и она знает, чего хочет. Вспоминаю притчу, в которой есть такие слова: «Вещи не такие, какими они кажутся». Кабы не информация от Л.П., я бы так и остался при своем прежнем неправильном мнении.

 

01.02.2014. В ноябре записал рассказ Ларисы Павловны об экстрасенсах. Она в это верит и считает, что сама может тоже. В процессе рассказа она вдруг попросила выключить диктофон. Я выключил, она рассказала о магии и об одном ее знакомом маге. Телепаты безобидные, а маг — очень опасный человек, он не только принимает откуда-то информацию, но может и сам вмешаться в управление процессами на земле.  Есть черная магия и белая…

26.03.2015. Лариса Павловна перенесла инсульт, передвигается с трудом. В начале 2014-г попросила меня помочь сопроводить ее до сбербанка и обратно. Я согласился, но просил непременно позвонить мне накануне, поскольку память плохая (разговор был за несколько дней). ЛП не позвонила, а я действительно забыл. Вспомнил уже вечером того дня. Позвонил, извинился, сказал, что я по-прежнему готов ее сопровождать, просил назвать день и час. Она день не назвала, звонил потом еще несколько раз, в итоге договорились, что она мне позвонит. Звонка не было, вопрос закрылся. Потом ее подруга Марина сказала мне, что ЛП обиделась, сейчас просит меня ей позвонить. В планах звонок был, но вот, она сама звонит. Просит помочь добраться до какого-то места. Таких мест названо три (т.е. три разных дня). Что-то мне говорила про оплату дороги, что меня насторожило, не хочет ли она меня «нанять» на какой-нибудь полупостоянной основе. Я, конечно, готов помогать страждущим, но не готов положить на это остаток жизни, тем более на «коммерческой» основе.

Лариса Павловна до инсульта преподавала в ВУЗе (если не ошибаюсь, математика). Защищенная (кандидат наук), примерно 73 года. Из семьи советской номенклатуры, отец — известный генерал Байдаков. Архив ее интересен. Есть сын, но она с ним «в полном разводе», никаких контактов. С МА познакомилась на неких курсах магов и волшебников. У меня очень скептическое отношение к таким занятиям и к тем, кто ими увлекается. Потому говорить серьезно о чем-то с ней не могу, но записал два ее рассказа, один об отце, другой — про магию. В прошлом году по поводу этих рассказов был конфликт с редактором из-за того, что ЛП позитивно высказалась о Берии. Фрагмент был удален. Считаю, что это неверно, — говорит конкретный человек то, что думает, негоже его поправлять.

27.03.2015. Мы встретились с Ларисой Павловной во дворе ее дома на переулке Антоненко и тихо направились к стоматологу. Идет ЛП медленно, но без палочки. Проблема в том, что она боится ходить в одиночку, — месяца три назад шла, упала, едва не разбилась. По дороге рассказала о планах на сегодня. — У нее возникла проблема с зубами, которая досаждает, сейчас мы идем устранять. Потом она хочет съездить к Кировскому заводу, что-то купить в подарок кому-то, потом пообедаем, я доведу ее до дома и мы разойдемся. План мне не понравился, — это надолго, но решил, что потрачу весь этот день на ЛП и сделаю как можно больше из того что нужно.

В поликлинике ее приняли быстро, врач взял протез и сказал, что через час все будет готово. Она обрадовалась, увидев благоприятный конечный результат, а я огорчился — целый час ждать! В течение часа мы разговаривали. Я неоднократно (к слову, конечно) говорил о том, что у меня много всяких дел, на которые времени не хватает, несмотря на то, что не работаю. Она спросила о пенсии, я назвал сумму, сказал, что мои потребности невелики, и мне вполне на все хватает. Сейчас немного беспокоюсь, — не обидел ли я ее такими высказываниями, м.б. они были с большим акцентом? Но я защищался от собственных опасений. Действительно, как я понял, планы у нее были большие. Ее пенсия 21 тыс, на проживание более чем достаточно, даже не освоить всю эту сумму. А для активной жизни, для перемещения по городу, ей нужен помощник. Вероятно, ее подруга МА посоветовала обратиться ко мне. Я не работаю, беден и свободен, а тут какая-никакая работа и какие-то деньги. — Всем хорошо, все довольны. Имя МА не было названо, но оно проскользнуло, и мне показалось, что это так.

ЛП до самого последнего времени (до осени) работала в ЛИСИ (строительный институт), преподавала теормех, еще что-то такого типа и некий курс, связанный с кадастрами. Живет в большой квартире у самого Мариинского дворца. Живет со старшим сыном, невесткой и двумя внуками. Сын недавно развелся и второй раз женился, один внук неродной, а второму примерно полгода. У нее было два сына, но младший несколько лет назад умер. Потом она рассказала свою печальную историю, которую здесь не буду воспроизводить. Предполагаю, что она такова в изложении ЛП, а в действительности, все не совсем так, или даже совсем не так, но она живет именно с этим, для нее это абсолютная истина.

По мере рассказа, я внутренне смягчил свою позицию, перестал готовиться к сопротивлению, и стал думать, как завершится сегодняшний день? Через час врач объявил, что что-то там не получается, надо подождать еще час. Мы смиренно ждали. Когда, наконец, все закончилось, состоялась примерка, удачная, и мы вышли из поликлиники, ЛП повернула направо, а к метро надо бы налево. Я спросил, почему, — она ответила, что очень устала. Зашли в продуктовый магазин «Дикси», после этого она предложила посетить столовую. Я говорю, что у нее наверно есть дома обед, а у меня диета. Лариса Павловна не настаивала, настроение всю дорогу было плохое. В парадной передал ей сумку с продуктами, она сказала, что будет обращаться ко мне только в исключительных случаях, когда никаких других вариантов не найдет. Я согласился и, удовлетворенный, отправился домой.

Во время долгой беседы сообщил ей о том, что ищу программиста. Хотел что-то прояснить о серверах, но она сказала, что понимает, о чем речь и поговорит со своим институтским коллегой.
__________

Эпизод с Ларисой Павловной заставил меня задуматься. В этой истории есть сын, с которым у нее не сложились отношения. ЛП стойко переносит лишения беспросветной жизни и даже не ропщет на судьбу, как персонаж, достойный истории книги Иова. Ее рассказ вызвал у меня тяжелые воспоминания своего далекого прошлого, о своей маме, с ней у меня тоже не сложились отношения. Сейчас я хотя и не принимаю, но понимаю ее, и это меня гнетет.

Моя мама была амбициозна, пыталась слепить из меня то, что не получилось у самой. И лепила свой образ методами жесткими, используя весь арсенал наказаний моральных и физических. И возненавидел я тот идеал, к которому меня так грубо тянули и толкали. Не сложились отношения и в зрелом возрасте, всю жизнь мы жили вместе, она пресекала все мои попытки отделиться…

И вот, слушая рассказ Ларисы Павловны о своем сыне, я представляю похожие рассказы о самом себе, которые могла рассказывать моя мама своим коллегам или знакомым. И вдруг я понял, что советы людей, далеких от события, имеют немного смысла, поскольку исходная информация даст именно тот вывод, который уже есть у рассказчика. Если нет нарушения логики, вывод можно только подтвердить. А логика в нас заложена, — то ли от рождения, то ли от контактов с окружающим миром…
__________
Грандиозный проект «Человек моральный» пребывает еще на самой ранней стадии своего становления. Мы вышли из природы и всю свою историю пытаемся сбросить ее оковы, ее наследие, строим свой человеческий мир, в котором действуют другие, человеческие законы.

На скрижалях природы написано крупным шрифтом: «НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН». — Мы возражаем: «Должен, еще как должен!». Социализм утверждал, что гражданин обязан всего себя без остатка отдать государству с поэтическим названием «Родина» («И где бы я не был, и что бы ни делал, пред Родиной в вечном в долгу»), а Родина раздаст все накопленное страждущим согласно установленным нормам, в соответствии с вкладом в «Общее дело». Буржуазный индивидуализм проповедовал иное. «Мы знаем о несовершенстве человеческой натуры, но не будем говорить об этом громко, да и вообще постараемся ничего не замечать, пусть все выглядтт благопристойно». Ложь и лицемерие — один из буржуазных принципов, который называется «гуманность».

У социализма тоже ничего не получалось, и, в конце концов, понемногу стали объявлять существующим то, что хотелось получить. В конце концов, вернулся все тот же принцип — «Ложь и лицемерие». Ныне на Западе новый эксперимент — ввести в поле морали многое из того, что было ранее за ее границами. Иными словами, открыть глаза, и не удивиться, не возмутиться и не ужаснуться. Пока непонятно, как далеко можно перемещать границы былой морали. Одно понятно, — не до природной бесконечности, поскольку человек состоялся как человек моральный, принципы морали выстраданы историей.

23.06.2016. Позвонила МА. Попросила узнать, где работает Павел, ее сын? — У тебя же есть база. У ЛП второй инсульт, она в больнице…
- Информацию не нашел, да и не понял, зачем она нужна, кто и как в такой ситуации может помочь. Спросил, в сознании ли Лариса Павловна?
- Нет, не очень, и потому ей хорошо.

Вскоре Лариса Павловна умерла.

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 2123


Добавить комментарий