Часть 7. Мимо Маврикия – в Азию через Индийский океан

 

Восход в Индийском океане. Наш путь на северо-восток

Содержание

7.1. Индийским океаном

7.2 День Космонавтики

7.3. Немного об истории русского флота

7.4. Будни и праздники

7.5. Встреча с «Седовым»

 

7.1. Индийским океаном

03.04.2020. После объявления капитаном по громкой связи, что заход на Маврикий отменяется, океанские воды не разверзлись и гром небесный не грянул. В нашем бытии не изменилось ничего. Наоборот – перевели время ещё на час вперёд (конечно, отняли от сна), и, вдобавок к этому, ночью сыграли аврал для уборки парусов – ветер скис. Уже не в первый раз вторая вахта объединяет перевод времени и аврал – скучно, им. Уж, о том, что ветра нет, было ясно ещё до отбоя.

Спросил добро у капитана, и по служебному спутниковому интернету, отправил несколько сообщений в ответ на поздравления, полученные по этому же каналу связи с прошедшим днём рождения. Народ не может знать, что заход отменён, и мои слова благодарности, ожидающие связи в паутине – застряли. Так что, на их знак внимания – подсуетился со своим. К сожалению, на все остальные пожелания, ответить удастся только, где-то от Сингапура или Баб-Эль-Мандебского пролива. Сейчас проходим мимо одного из островов архипелага (название France) и ярко освещённого огнями города на нём. Бросил свои вёдра, принёс телефон, но связи нет. Возможно, получится через день, когда будем проходить мимо острова Реюньон. Николай Кузьмич собирается пройти на ближайшем разрешенном расстоянии (12 миль), чтобы обитатели «острова «Паллада», смогли выйти на связь.

По информации, озвученной по трансляции, в мире большие проблемы с эпидемией коронного вируса. Он достал уже все континенты, всюду есть заболевшие и умершие. Многие страны, в том числе и Россия, закрыли свои границы. В Штатах для изоляции заболевших подогнали какой-то гигантский военный корабль на несколько тысяч человек. Подхватили вирус и премьер Англии, и принц Чарльз, и какой-то личный слуга королевы. Но, в целом, намечается тенденция к снижению этой пандемии. Считается, что начало ей положено из китайского города Ухань, где заболевшая торговка фруктами, заразила человек двадцать, и, пошло – поехало… Сама она, кстати, осталась жива и уже – здорова. По статистическим данным, эта пандемия не превышает, и даже меньше, чем было в период появления птичьего гриппа, и какого-то свиного. Кому-то, в мире, очень выгодно, раздуть ситуацию. И мы, в своём кругосветном плавании, оказались её заложниками.

Погода спокойная, с почти ясным небом. Волна небольшая, ветер около 6 м/с и ход наш под всеми парусами – 6 узлов. Вчера поставили бом-брамселя, но через некоторое время убрали. Выяснили, на грот-мачте этот парус порвался вдоль верхней шкаторины на одном из полотнищ от шва до шва. Понятно – материал сгорел под солнцем. Надо усиливать эти места дополнительными бантами (полоса дакрона вдоль всего паруса). Срезали, достали запасной. Приготовили к подъёму на бом-брам-рей. Тоже, вопрос ещё тот – а, этот парус крепче ли? Все эти верхние, лёгкие паруса битые-перебитые.

В парусной ремонт очередного располосованного паруса. Олег, с Максимом, как-то незаметно, меня вытеснили с командирского места у швейной машины. Сами, вполне успешно, по очереди справляются с рваниной, оставшейся после штормовой атлантической гонки. Я начал разбираться с флагами расцвечивания. Подключились, застрявшие с нами путешественницы из Клуба М. Кожухова. С нами 10 человек из второй группы, которые должны были сойти на Маврикии. Но, теперь им идти с нами до Сингапура. И, то – не факт, может до Владивостока. Конечно, они переживают, что попали в такую ситуацию – у всех свои планы.

На фок-мачте, наконец-то, разобрались со скрипом фока-рея. Опора бейфута на бугель, с какого-то момента, начала издавать характерный скрежет при подвижках рея. Наконец, погода позволила заняться топенантами, изготовленными из нового троса левой свивки. Талрепы на них, уже были выбраны полностью. Трос потянулся во время эксплуатации, и ноки рея уже не придерживались. Заменили талрепы на новые, убрали дополнительные такелажные скобы – всё набили и скрип прекратился.

04.04.2020. Штиль, все паруса болтаются, работает машина. Ход 5,6 узла, курс 48, место: 19°45′S, 056°47′E. Небо в тучках, но звёзды просматриваются. Волны практически нет. Какие-то отголоски океанской зыби.

Вчера прозевал возможность связи по интернету через телефон, когда проходили мимо острова Реюньон. Утром, когда вышел на палубу – по правому борту огни большого города. Побежал в каюту за телефоном, но связи никакой. До обеда работа в парусной. А на телефоне сообщение от мтс, что они рады – вперёд, на связь и интернет – всё почти бесплатно (410 р в день за интернет). Сигнал (антенки) – хороший. Но ничего не вышло. Попытки связаться в обеденный перерыв (остров рядом, курсанты разговаривают) – тоже, не получились. Вроде бы, и ладно. Но, подумал, что надо узнать сколько денег на счете. Было 4 тысячи на момент отхода из Кейптауна. Один день пользовался связью. Как гласит их реклама – взымается плата только за сутки непосредственного пользования. Внутренний голос говорит, что развели на мякине. Надо было, пока связь работала – отключиться от этой забугорной функции. А, то ещё выяснится, что все полтора месяца перехода, я каждый день, якобы, названивал по 410 р. В общем-то, надеюсь, что это мои домыслы, но внутри копошится сомнение.

На грот-мачте срезали бом-брамсель и заменили на запасной. В парусной Олег с Максимом бьются с жестким стакселем бизани – слишком мал вылет швейной машины, чтобы сшивать порывы в середине паруса. Я отрегулировал «надеждинскую» Минерву для подшива флагов расцвечивания. Вроде бы, успешно.

05.04.2020. Под марселями, гротом и фоком – ход 5,7 узла, курс 45, место: 18°04′S, 058°36′E. Южный Крест сместился на корму и всё ниже над горизонтом. Луны, уже которое утро не видно. Где-то, под тем же горизонтом. Прибытие на рейд Сингапура ожидается на 5-е мая. Осталось ровно месяц. Жаль, конечно, что на этом всё и закончится.

Швейная машина, которую отдала мне «Надежда», всё-таки, подводит. На 10% шитья, всё остальное приходится на настройку. Причина в износе челнока. На всех моих машинах челнок одной и той же модификации. И ни одного целого. Тем не менее, настраиваю – какое-то время, работает безукоризненно. Сбой происходит совершенно спонтанно. Сам по себе. Возможно в кинематике есть проблемы из-за того же износа.

Основной машиной является куичевская. На ней нет, по-моему, половины деталей, но она работает практически без сбоев, не обращая внимания на толщину материала. Причем, её челнок, также не имеет половины пластинчатых пружин. Примитивно, как в Зингере – действует только зацеп для нитки на игле и, такой же для нитки со шпульки. Вот это был мастер – Юрий Емельянович Куич! Как настроил её когда-то, так, и по сей день.

Несмотря на небольшой вылет (стандартный), удается под него втиснуть часть паруса, чтобы прошить швы, где-то в середине этого белого жесткого облака. С учётом, что площадь наших парусов от 70-ти до 200-т кв. метров – всё, совсем не просто. Было бы проще на американской швейной машине «Глобал», которая пока снята и привязана к краю правого верстака. У неё те же проблемы, как и на «надеждинской» «Минерве». Поэтому, выручает куичевская, смонтированная на её месте.

Сумел её сохранить, отремонтировать, и модернизировать старинный наш друг, ветеран экипажа яхты «Вега», Виктор Иванович Лактюнкин. Наш – потому что, дружба экипажа яхты продолжается, скоро уже, почти сорок лет. Уже нет с нами выдающегося яхтсмена, ветерана парусного спорта Приморского края, постоянного её капитана, Юрия Германовича Пивоварова, но, экипаж, включая и нас с В.И., дружен и по сей день (Гордеев Семён Ильич, Соцков Николай Николаевич, Худяков Сергей Алексеевич). Хотя, и, пораскидало по свету…

Яхта «Вега» в скором времени займёт своё место на пьедестале в «7-ми футах» в память о всех ветеранах приморского парусного спорта. Всех я хорошо знал, общение было достаточно тесным, начиная от соперничества в многочисленных регатах, совместных дальних походах, занятий на семинарах, встреч на площадках ремонта и подготовки яхт и т.д. И, каждый раз, когда президент Федерации парусного спорта Приморского края Михаил Ильич Ермаков, на итогах прошедшего года называет знакомые имена, которых уже никогда не увидим – в памяти они, как живые: Щёголев Генрих Васильевич, Драгилев Георгий Моисеевич, Любаров Рудольф Гарриевич, Жуков Евгений Иванович, Жуков Геннадий Иванович, Ермаков Илья Михайлович, Куич Юрий Емельянович, Водопьянов Иннокентий Владимирович, Егоров Константин Андреевич, Роговец Владимир Григорьевич, Прядко Виктор Михайлович, Попов Валерий Николаевич, Антонов Владимир Алексеевич и, конечно же, Юрий Германович Пивоваров. Это, только те, с кем я лично, достаточно много общался, чьи лица и какие-то совместные эпизоды в яхтенной деятельности возникают у меня перед глазами. Замечательные яхтсмены, увлечённые, высокообразованные, красивые люди, оставившие свой немалый след в этой жизни… О каждом, можно вспомнить много и много… Ну, надо же! Повеяло такой ностальгией. Всё точно: «…и юность ушедшая всё же бессмертна…» (легендарная песня Александры Пахмутовой, гениальные строчки Николая Добронравова!).

Капитан «Паллады» Николай Кузьмич, почти ежедневно, по трансляции доводит обстановку в мире, наши планы, в связи с событиями и т.д. Зачитал письмо от Кристины Свайкиной, участницы рейса от Клуба путешествий М. Кожухова до Кейптауна, где им удалось сойти и вернуться домой. Многочисленные приветы палубной команде, нашим женщинам, и мне лично. Конечно, очень приятно. Наша Тамара Дюн-Диновна (камбуз), услышав привет в свой адрес, растрогалась едва ли не до слёз. Молодец, Кристина! Спасибо от всех!

06.04.2020. Место в океане: 16°14′S, 060°12М. Марселя, грот, фок, контр-бизань. 6,3 узла, курс 27 (уваливаемся – крутой бейдевинд). Ветер не особо сильный, но волну развёл и поддаёт время от времени в борт с брызгами на палубу. Вода, где-то градусов 27-28.

Вечерний аврал по укатке брамселей закончился неким бурчанием матросов фока, вдруг, обидевшихся, что с моего разрешения руководить действиями курсантов, стал подшкипер, как дублёр боцмана мачты. Его в начале месяца перевели с грот-мачты на фок, как будущего её боцмана, потому как действующий по возвращении – увольняется. То ли не поняли, почему вдруг отдаёт команды подшкипер, то ли ещё как – но, начали высказывать непонятные мне претензии. Объяснять ничего не стал – утром разберёмся. Так что, не всё гладко в Датском королевстве, как может показаться из розовощёких записок со счастливыми пузырями… (Ещё не хватало, чтобы, диктовали мне свои условия).

В остальном – возня с рваными парусами, ремонт флагов расцвечивания – время летит очень быстро. В очередной раз пытался в обед позагорать на палубе (надо будет по возвращении начать ходить в бассейн, а то буду всех пугать обгоревшими руками и шеей). Но не очень получилось – тень от парусов то и дело наползала – я от неё. А тут ещё и тучка подоспела. Но, к слову сказать, самый лучший свой загар я получил во Франции в Руане в 50-ти метровом открытом бассейне. Вроде бы шёл мелкий дождь, я не спеша проплывал свою коронную дистанцию 5 км вольным стилем, т.е. никаких, казалось бы, условий для загара. Однако, вечером, обнаружил, что реально сгорел. Как уж это получилось – не знаю.

По чьей-то информации, «Седов» зашёл за топливом на Реюньон. Без схода на берег из-за карантина на острове. Ветер, который для нас очень хорош, и мы под парусами идём вполне приличным ходом, для «Седова» слабоват, и основную долю пути они идут под машиной. На «Палладе» за неделю, по-моему, всего одну ночь использовали дизель, когда ветра совсем уж не стало. Кругосветке «Седова» завидую: у них впереди три океана, Панамский канал – длинное красивое плавание. Что уж, мне такая невезуха! Наконец-то, разродились кругосветным рейсом, и тот оказался спринтерским забегом.

07.04.2020. Оторвались от островов, курс 58, ход 4,6 под машиной (ветер встречный, подняты только нижние косые), место: 14°36′S, 061°38′E. Зыбь с юга – иногда, прилично валит на борт.

Весь день разбирался с флагами. Пришлось из квадратных для носовой ветки делать треугольные – по правилам их несения. Они были вперемешку с вымпелами (из-за бедности), но капитан несколько раз упомянул об уставных положениях. Намёк понятен. Пришлось резаком придать необходимую форму с последующим подвёртыванием и пришиванием края. Помогли наши путешественницы из группы заложников вируса (на мой взгляд повезло – поход до Сингапура, да и там, под вопросом). Подрезали и подшили некоторую часть.

Куичевская машина в это время была занята – Максим с Олегом по очереди боролись с крюйс-стень-стакселем, у которого разошлись швы и несколько порывов, всё от той же, атлантической штормовой гонки. Я пытался настроить «надеждинскую» машину. Проблем нет – выставил положение иглы, зацепа и челнока – работает без замечаний. Пока не перейдёшь на другой материал. Следует непонятный сбой, все выставленные размеры сразу, вдруг, меняются, игла вдребезги и думай, что хочешь. Машина мастера Куича, не замечает изменения толщины материала – прошивает безупречным швом-зигзагом всё подряд. Это, несмотря на челнок с явным отсутствием каких-то деталей.

Составил кинематическую схему движения её челнока в зависимости от положения иглы. Снял размеры положения иглодержателя. Выставил такие же на «надеждинской». Проверил – безупречно. Но, подобное, уже было. Посмотрим, долго ли удержится эта настройка. Меж всех этих настроек, влез под стол первой машины и провёл тросик от педали к рычагу фрикциона через два ролика. Давно надо было так сделать! Куичевская машина заработала гораздо плавнее при изменении оборотов – исчезло трение троса о всякие планки. Век учись…

Раздраконил палубную команду за накопившиеся мелкие замечания по самым разным поводам (прибегание в столовую раньше времени, отсутствие страховок на авралах и т.п.). Фок-мачте досталось отдельно. Впрочем, нельзя перегибать – все работают вполне добросовестно.

Каждый вечер капитан лично объявляет о встречах с интересными людьми, и о разных мероприятиях в учебной аудитории. Но, всё это около 9-ти вечера. С моим вечным недосыпом из-за раннего подъёма, я просто не в состоянии принять участие в такое время. Плюс ночные авралы (как будто, нельзя с парусами разобраться до отбоя), которые в последнее время уж очень участились. Так что, пришлось отказаться от интересных встреч с Юрием Владимировичем Парфёновым – писателем и поэтом, Григорием Кубатьяном – журналистом, объехавшим на мотоцикле всю Африку (был только на первой его лекции) и других путешественников Клуба М. Кожухова.

Григорий пытается взять у меня интервью, как я дошёл до такой жизни – из атомного подводного флота в мир больших парусов. Я ему, что-то отвечаю, но мысль одна – как бы, отмазаться. Одно с другим несопоставимо. То была совершенно другая жизнь. А в эту вела очень тонкая ниточка – из многочисленных, в детстве прочитанных книг, манящих в неизведанный загадочный мир, собственного виндсёрфера, крейсерских яхт и парусного спорта, достаточно высоких достижений. И, повезло – не оборвалась…

08.04.2020. Удачно вышел утром на палубу – только что, пролилась стена дождя. Застал мелкие брызги. Тучи, вперемешку с Луной и мелкими просветами. Ветер слабый, всё так же с востока, косые в два яруса – не работают. Одна машина – ход 4,4 узла, курс 31, по карте – ещё далеко до входа в Малаккский пролив – по диагонали Индийского океана. Жаль, конечно, что уже наметилось окончание рейса – каких-то, полтора месяца. До экватора 12 градусов широты. И всё. Сингапур уже выше на два градуса. Всё когда-нибудь кончается.

Сегодня день рождения у Васиного сына – Жени Коваля (уже подполковника медицинской службы!) Ну, надо же, как время летит… Со школьных лет, Женя, непременный участник всех наших яхтенных походов, множества регат и сам великолепный яхтсмен, блеснувший в детские годы, на чемпионате Японии в классе «Луч». Как и его папа, посвятил себя медицине – военный моряк, хирург. Во врачебных делах не бывает простых специальностей, а уж эта, наверное, в основе всего. Повезло медицине, когда в неё приходят такие, как Женя. С днём рожденья, дорогой! Успехов тебе! Надёжного здоровья и счастья твоей семье!

В парусной весь день стрекотание двух швейных машин. Как-то удачно, настроилась и «надеждинская». Не исключено, что причиной был сбой пластинчатой пружины на челноке. Я на неё обратил внимание при проверке взаимодействия челнока и гребёнки с иглой. Подправил в тоже положение, как и у Куича. Удивительно, но пока – без проблем.

09.04.2020. Погода без изменений: тучки разного калибра – одни дождевые, другие ватные. С утра – морось, ветер встречный. Подняты все косые, кроме мидель-кливера и кливер-топселя. Топсель вчера подняли, но ветер усилился, бом-брам-штаг заходил ходуном, и что-то мне это не понравилось. Пришёл на бак Николай Кузьмич – короткое совещание и убрали.

Карты на мониторе нет. Уже закономерность – как к экватору, карта исчезает. На этом канале Василий Иванович начинает показывать какие-то дремучие фильмы, и всё это поздним вечером. Теперь надо ждать, когда проснётся. То-то же, утром Василий Трофимович под дождём бегает по палубе с прибором определения места – ищет спутники. Ему это надо для набора статистики. Уже давно обозначилась постоянная группа участников его эксперимента, которых он ежедневно обмеряет на предмет работы сердца. Вся палубная команда, как ближайшая к его офису, активно участвует. Участие занимает не более 2-х минут, за которые кардиограф рисует свои пики, а Вася, тут же их расшифровывает. При этом мгновенно ориентируется в малейших изменениях линии на ленте самописца и желающим объясняет, что это и почему.

Так или иначе, в плане работы своих сердечных мышц, мы под чётким контролем. Заодно, известна и частота главного мотора. У меня от 43-х до 65-ти в зависимости от всяких рычаний и ускорений на палубе. Наверное, влияет и недосып, хотя бы, из-за того же перевода времени. Сегодня снова часы поставили на час вперёд по 5-му часовому поясу. Опять, час сна улетел безвозвратно.

В парусной – всё то же. Олег с Максимом уловили алгоритм ремонта рваных участков парусов, и, похоже, что чем замысловатее порыв, тем им более интересно. Сейчас заняты мидель-кливером, на котором, нет живого места. Не пустили его на тряпки, только потому, что на замену – больше нет. Я не вмешиваюсь – хватает своих дел. Одно из них – обшить для парусного клуба г. Козьмодемьянска несколько посылок со старыми верёвками и неиспользованными нержавеющими тросами, которые заготовил их руководитель. Я его понимаю в этом плане – достать всё это на месте достаточно сложно и дорого. Перед сподвижничеством Андрея в его работе с будущими моряками можно только снять шляпу.

10.04.2020. Тучки, к вечеру прошедшего дня, развеяло почти все. (Казалось, что вчерашняя хмарь с моросью – навсегда). Утром – звёздное небо и Луна в режиме прожектора. Бортовая качка – ведро с водой опрокинулось. Ветра, впрочем, нет, но с юга волна лагом.

Курс в Андоманское море и Малаккский пролив через Индийский океан.
До Сингапура 2800 миль. 10.01.2020

Все дела вчерашнего дня из-за мороси и дождя – в парусной. Медленно, но верно, Олег с Максимом собирают мозаику из остатков мидель-кливера. Как только закончим, будем его привязывать на место. Тот, что стоит сейчас, расползается при каждом подъёме. Обе машины работают без замечаний. Но, всё равно интересно, что «надеждинская» не желает прошивать флаги – слишком, для неё тонкий материал. Поменял иглу и гребёнку с планкой – бесполезно. Но куичевской – всё равно: флаги или усиления на углах. Швы без замечаний.

11.04.2020. Ветра нет, работает машина. Бесконечная болтанка на крупной зыби. Высота этих водяных гор около 4-х метров, а длина у подошвы, наверное, не менее ста. Вот этой амплитудой нас и раскачивает с определенной периодичностью. Все уже давно привыкли к качке, никакого влияния от неё нет. Но, конечно, мешает работать и на реях, и в парусной. В некоторые моменты ухватиться не за что, до столкновения с любым препятствием. Наше место в океане: 09°29′S, 068°43′E, курс 62.

Срезали два косых паруса. Вместо грот-бом-брам-стакселя тут же подняли запасной. И на бушприте срезали мидель-кливер. Вместо него выдали запасной, но не тот, что ещё в ремонте, а отложенный на всякий случай, ещё в начале рейса. Я про него и забыл – схема размещения парусов на стеллажах уже вся исчеркана исправлениями. Но, удачно, нашёлся. Привязать за день, однако, не успели – затупила фоковская команда. Я, надеясь на некий автоматизм, даже не упомянул, что парус надо приготовить, свернуть особым образом, увязать и т.д. Но, народец посчитал, что и так подвяжут. Пролетели – технологию замены никто не отменял.

По информации в Сингапуре началась вторая волна коронавируса. Объявлен карантин до 4-го мая – как раз, до нашего прихода. И там ещё неизвестно, что будет. Но, я и раньше про стоянку в нём думал со скептицизмом на фоне развивающихся событий. А, теперь уж, и подавно.

12.04.2020. Тучи, морось, ветер от встречного до крутого бейдевинда. Накат волн чуть слабее – качка не такая валкая, как вчера. Вода градусов 30. Курс 63, ход 4,3, место: 08°34′S, 070°23′E. Где-то рядом, атолл Диего-Гарсиа. Когда-то, здесь в автономном походе выполняла боевую задачу моя первая АПЛ К-42. Самое досадное, что произошло это не слабое событие почти сразу, как только меня перевели на К-115 на Камчатку. На ней тоже скучать не довелось, но всё-таки девятимесячный поход дорогого стоит. Командиром БЧ-5 был Толя Марченко, мой бывший коллега по пульту ГЭУ, старпомом Саша Рыжук, позднее, ставший её командиром, командовал ПЛА Травин, с которым я пересекался на 120-м экипаже.

7.2. День Космонавтики

Сегодня День Космонавтики. Мои поздравления Сергею Николаевичу Рязанскому – «нашему» настоящему заслуженному космонавту! Его участию в трансатлантическом переходе и суровой штормовой гонке трёх больших парусных судов – посвящена почти вся пятая часть этого дневника. И воспоминания об этом легендарном человеке – самые тёплые.

В парусной, с инструктором-космонавтом-испытателем 1 класса,
Героем России, Сергеем Николаевичем Рязанским

Вчера заменили два косых паруса на бушприте на отремонтированные запасные. Привязали кливер, который начинал ремонтировать ещё Миша Мокрушин, будучи здесь парусным мастером. Был полностью оторван шкотовый угол и дел по его восстановлению хватило. Заканчивал ремонт уже я. Вид паруса с массой заплаток во всю длину шкаторин, конечно, впечатляет – что на чём держится, сразу и не поймёшь. Но, подняли, и парус встал, как вкопанный. Всё-таки, штатные паруса сложно заменить другими, хотя и похожими.

Примерно также смотрится и запасной мидель-кливер. Весь в боевых шрамах. Но, тот, что ещё на столе-плазе в парусной – будет выглядеть ещё более устрашающе. Он уже почти собран, как мозаика – остались мелкие детали и усиления с обратной стороны.

13.04.2020. На палубе слякоть и встречный ветер. Моросит и капает с мачт. Прошёлся и решил, что нечего тут делать, тем более что вечером два аврала подряд и последний, когда уже сон накатил. Мостик живет своей, какой-то отрешённой от народа жизнью. Сыграли аврал по уборке косых, а через два часа следующий по брасопке, которая, в общем-то, ни на что не влияла. Рулевые зевнули курс – мостик: – ой, ё-ёй! Ветер отошел – давайте брасопиться. И всех надо дёрнуть, показать, какие мы тут, заморяченные в хлам. На курс легли – ветер прежний, как и был – в лоб. И не меняется уже третьи сутки.

«Паллада» в 14-ти милях от атолла Диего-Гарсиа
– крупнейший остров-атолл архипелага Чагос в Индийском океане.
Согласно позиции Великобритании, входит в состав Британии,
согласно административному делению Маврикия – в его Внешние острова

Передал капитану Николаю Кузьмичу поздравление космонавту Сергею Рязанскому на открытке с «Палладой», чтобы отправили служебным интернетом. Получилось – как бы, от экипажа и от себя (Н.К. в таких случаях меня добавляет в соавторы). По случаю выходного дня и праздника, на палубе после обеда устроили некое развлечение для курсантов и застрявших у нас (не иначе, как до Владивостока!) практикантов Клуба М. Кожухова. Мероприятие красиво назвали тропическим карнавалом. Получилась эдакая смесь из КВН с элементами самодеятельности. Соревновались команды всех учебных заведений (Рыбвтуз, Камчатка, Калининград, Керчь и т.д.), включая и практикантов. Некоторые номера получились действительно смешными. Удачно, попали в погодную паузу без дождя и мороси на это время.

Группа практикантов Клуба путешествий М. Кожухова,
выступает со своим номером на тропическом карнавале «Паллады».
Крайний справа с гитарой – писатель, поэт и музыкант Юрий Владимирович Парфёнов.
Рядом с ним Григорий Кубатьян – путешественник, журналист и руководитель этой группы.
Загорелая шея с военной стрижкой – благодарный зритель Василий Трофимович

На вечерний чай выдали всем очень вкусные пирожные (я, косвенно, приложил к этому руки – починил шеф-повару какой-то пакет для взбивания крема и сшил новый). Надо отметить, что шеф-повар Галина Анатольевна практически каждый день готовит к чаю что-нибудь вкусное – коржики, печенье, булочки на любой вкус, пироги и т.д. Это, не считая изобретательности по приготовлению обычных блюд – ведь, всегда на обед и ужин накрывают что-то на первое и на второе, и постоянно – разное. При нашем выборе продуктов (никаком!), безусловно, это требует большого мастерства. А учесть, что поваров всего два человека вместо пяти (шеф и её помощник Дима) – работы у них хватает на весь день. Достаётся и Тамаре Дюн-Диновне – их несменяемой помощнице по руководству курсантами, назначенными в наряд на камбуз. Вот так – практически три человека, ежедневно обеспечивают питанием почти двести других. Практиканты, имеющие опыт хождения на других парусниках – невольно отмечают вкус и качество, по сравнению с теми. А если учесть, что почти всё время, качка не прекращается и очень часто её амплитуда представляет реальную опасность при работе с гигантскими сковородами, котлами и т.п. – то, и слов нет! Так что, ещё тот вопрос, где проще в качку – на мачтах ли, или возле кипящих котлов.

14.04.2020. Штиль. Небо в лёгкой облачности. Экватор где-то рядом. 06°38′S, 074°10′E. Курс 61, ход 5,4. Если так будет продолжаться и дальше, то интересно, хватит ли топлива или как? В период развития парусного флота корабли дрейфовали месяцами в ожидании ветра.

Погода прошедшего дня была на редкость спокойной – даже, качка утихомирилась. «Пленные» тренизы-практиканты поднимались на мачты, плели шпигованный мат, требующий немалого терпения, читали книжки и загорали. Вот уж, не думали – не гадали, что обогнут Африку и пересекут Индийский океан. (Предполагаю, что ещё не вечер – как бы, не до Владивостока…).

15.04.20. Ветер очень слабый попутного направления. Курс 61, ход 6,3. 05°20′S, 076°14′E. Зыбь утихомирилась, незначительное покачивание. Небо звёздное, но с кучевыми тучками. Значит, снова будет пекло, как вчера. Утром, с рассветом было 40 градусов. Несмотря на призывы – беречь холод, до балбесиков не доходит. Открыли обе двери средней надстройки, улеглись возле комингсов и изображают чистку меди. Причём трое у одного борта, трое – у другого. Наслаждаются жарой и прохладой одновременно. Пришлось цинично высказать матросу, который рядом и не замечает очевидного. Впрочем, наша команда на 90% – те же, курсанты.

В парусной продолжается ремонт мидель-кливера. Олег с Максимом сделали достаточно много, но пришлось их отправить на палубу – боцман мачты остался с одним матросом. Уход за такелажем важнее. Поэтому, сам, ворочаю весьма тяжёлый парус и удивляюсь живучести куичевской швейной машины. Одинаково успешно прошивает и полотнища с заплатками внахлёст, и усиления из строп-ленты. На очереди ещё один располосованный в пух и прах мидель-кливер. И ещё, несколько парусов ожидают своей очереди, а ещё и флаги расцвечивания, которые можно подшить только на этой машине. Не знаю, кому как – мне скучать некогда.

Все палубные работы расписаны на каждый день месяца. В основе годовой план-график, охватывающий весь такелаж и дополнительно к нему уход за трапами, лебёдками, шлюпками и т.п. Боцманам не надо думать, чем занять палубную команду (думать, вообще-то, я им не разрешаю…). Достаточно посмотреть недельный план, который вывешен на доске объявлений. Помимо этого, есть отдельные дни на работы по планам боцманов мачт. Всевозможных мелочей, которые не объять – хватает.

Команда практикантов увлеклась изготовлением шпигованного мата. Устроились в тени вокруг рамы, на которой натянута основа и, почти все, что-то делают. Моя задача – обеспечить материалом.

16.04.2020. Со вчерашнего утра стоят все прямые. Ветер от галфвиндв до бакштага – около 5 м/с. Скорость соответствующая. После чая легли в дрейф – учение по оставлению судна. Выставили охранение – две шлюпки, наблюдение за морем с палубы, трап до воды, штормтрапы – тоже. Кадетов – группами в спасательных жилетах – за борт. Конечно – счастье: и для них, и для застрявших туристов. Вода более 30-ти градусов – народ прибалдел от открытия, что, оказывается, можно в воду окунаться, как в бане, в подогретый бассейн. Счастливых пузырей, восторга и т.п. – не меряно.

Место купания в Индийском океане (почти в середине)

Днём, несмотря на тропическое пекло, на палубе проводили зачистку ржавых мест, замену клетнёвки на пертах и т.п. Подняли для проверки флаги расцвечивания на бушприте. Заменили на этой связке квадратные флаги на треугольные, согласно требованиям (кто это придумал – понятия не имею, но где-то это прописано). Пришлось из старых квадратных делать треугольные, обшивать, крепить и т.д. Добавлять найденные вымпелы, отрезать у тех хвосты, чтобы выдержать общий размер – работа, потрясающая своим тупизмом. Подняли на фале кливер-топселя – убедился, что получилась чушь собачья: одни длиннее, другие шире и т.п. Высота, конечно, чуть скрадывает, но теперь уж, что получилось, то и получилось. На приобретение флагов, именно для этой цели – бурса, скорее ежа родит.

Накрыли чехлами кливер-топсель и бом-брам-стакселя. Всё равно, поднимаем их крайне редко, а солнце в тропиках с ними расправится очень быстро. Надо было это сделать ещё раньше. Укатали ещё один мидель-кливер после ремонта – живого места на нём, конечно, нет. Но, на замену вполне годится, тем более что привязанный на бушприте, этому, ничем не уступает: такой битый-перебитый. На очереди – последний из них. Тоже предстоит собрать как мозаику.

17.04.2020. Звёздное небо. Южный Крест около 15-ти градусов над горизонтом. Скорпион всё так же, почти в зените, но уже по корме от грота. 03°33′S, 079°33°E, курс 47. Паруса на гитовых и горденях. Пытались нести все, где-то с обеда вчерашнего дня, но к вечеру стало понятно, что еле ползём. Аврал, конечно, почти перед отбоем.

Днём солнце палит – бестолковый народец не отдает себе отчёта, ходят, не укрываясь. Путешественники простыли от кондиционера. В парусной, не хватает холодного воздуха. За бортом 30 градусов, а помещение полностью ниже ватерлинии почти на метр. При работе за машиной спасает мелкий вентилятор. Возня с флагами – подняли на корме для проверки – часть тут же обтрепалась. На столе лежит последний мидель-кливер с оторванными шкаторинами. Надо, наверное, поменять машины. Попробовать настроить с большим вылетом – очень уж непросто заталкивать парус в проём. В то же время – куичевская Минерва работает без замечаний и шьёт всё подряд.

На крыше гротовской надстройки разобрали запасы стального троса. Заодно, зачистили и покрасили освободившуюся площадку. Механики не могут списать старые теплообменники и ещё какие-то агрегаты – так и возят их на этой крыше. Всё это весьма громоздкое, занимает не хилую площадь и своим весом, однозначно уменьшает нашу метацентрическую высоту. Но куда их деть – никто не знает. И утопить нельзя – не списаны. А, где-то, на берегу хранится бывшее оборудование камбуза – котлы и прочее. Не иначе, как по возвращении привезут всё это обратно. Ведь возим на крыше фоковской надстройки новый упакованный котёл, который оказался не нужен, и деть его некуда – ни в одну дверь не проходит.

18.04.2020. Штиль. Звёзды. Млечный путь. Вечером прямо над головой увидел Орион, но в горизонтальном положении. Обычно видим его как бы вертикально. Но утром его нет – зато Скорпион на месте со своей альфой – Антаресом. Ну, не даром, древние арабы так назвали эту альфу: если она на месте, то Ориона нет и назвается она поэтому, как анти-орион. Южный Крест совсем низко над горизонтом. Опознать, что это он можно только по Центавру – двум его ярким звёздам. Что-то, у меня сомнения, что Крест можно видеть с 30-ти градусов к северу от экватора. Но в букваре, в разделе астрономии (по-моему, «Школы яхтенного капитана»), так трактуется. Когда войдем в Андаманское море и Малаккский пролив, по погоде будем наблюдать его достаточно долго.

Нас посетил скат – гигантская манта (размах плавников более 4-х метров).
У этого ската есть другое название – гигантский морской дьявол

Сейчас 02°18′S, 081°35′E, курс 60, ход около 6-ти узлов под машиной. Без машины пришлось бы долго ждать попутных курсов.

7.3. Немного об истории русского флота

Месяцами в штилевых зонах парусные корабли ожидали погоды. Об этих мучениях пишет историк, мореплаватель, учёный, академик Феодосий Фёдорович Веселаго в своём труде о становлении российского флота со времён Петра Первого. Бесконечная война то с турками, то со шведами, то, вдруг, наоборот – договаривались с врагами против каких-то общих недругов. Подружат немного, и снова воюют.

Флот строился, вооружался, выходил далеко, по тем понятиям (Средиземное море и сейчас-то не так уж, чтобы близко), и успешно воевал – известны великие победы при Чесме, Корфу и т.д. Всё это на фоне ужасного качества постройки: сырое дерево, некачественный такелаж – в шторм, просто разваливались, теряли мачты и прочий рангоут. Пушки взрывались – литьё подводило. Но, побеждали несравненно более сильных врагов – терять было нечего, сближались на пистолетный выстрел, у врагов глаза вылезали из орбит, и сандалили бортовыми залпами в упор. Кормёжка была ужасная – солонина, вода – всё в условиях того же тепла из-за борта в 30 с лишним градусов, не говоря о пекле снаружи. Экипажи от 400 до 800 человек – скученность невообразимая (длина 100-пушечного корабля всего-то 50-60 метров), цинга свирепствует, больных и летальных исходов – десятками и сотнями. Конечно, терять было нечего.

Более-менее, ситуация начала выправляться с первыми кругосветными плаваниями. Первое кругосветное плавание Ивана Крузенштерна с Юрием Лисянским (шлюпы «Надежда» и «Нева») в 1803-1806 гг., и сразу за ними – последовали многие другие. В 1806 году тот же корабль «Нева», под командой капитан-лейтенанта Леонтия Адриановича Гагемейстера, отправился в Ситку и был первым русским судном, посетившим Австралию (в память об этом событии в 1957 году Австралийское военно-историческое общество выпустило памятную медаль, приуроченную к 150-летию первого визита российских моряков в Австралию).

В 1807 году 16-пушечный военный шлюп «Диана» под командой капитана 2 ранга В.М. Головнина, был отправлен для гидрографических исследований в водах Тихого океана, прилегающих к русским владениям в Азии и Америке, и также для доставления казённых грузов в Петропавловск.

Трехгодичное плавание (с 1815 по 1818 год) вокруг света Отто Евстафьевича Коцебу на бриге «Рюрик», в котором, успешно исполнил много важных гидрографических работ и сделал немало замечательных открытий.

Кругосветный поход Василия Михайловича Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817-1819 гг.).  В ходе плавания был доставлен груз в Петропавловск и Ново-Архангельск (русский город на Аляске, основанный в 1799 году, после продажи в 1867 году русских владений в Америке США, город стал называться – Ситка).

В 1819 году были отправлены две экспедиции под начальством капитан-лейтенанта Михаила Николаевича Васильева, состоявшие из шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный»; первым командовал сам Михаил Николаевич, а вторым лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв. Целью экспедиции было исследование Северного Морского пути от Берингова пролива в Атлантический океан;

В 1819 году в Южный Ледовитый океан были отправлены также два шлюпа – «Восток» и «Мирный»; первым командовал начальник экспедиции капитан 2 ранга Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен, а вторым лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Целью экспедиции было – доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.

В 1823-1826 гг. Капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу вновь отправился в плавание на шлюпе «Предприятие» для доставления казенного груза на Камчатку. Во время экспедиции были выполнены научные изыскания, сделаны географические открытия.

Кстати, ещё в 1787 г. Екатерина II назначила начальником экспедиции первого русского кругосветного плавания капитана 1 ранга Григория Ивановича Муловского. Но экспедиция была отложена из-за начавшейся в 1787 году русско-турецкой войны. В 1788 году началась война со Швецией. Муловский был назначен командиром корабля «Мстислав», который входил в эскадру адмирала В.Я. Чичагова. 15 июля 1789 года в Эландском сражении Г.И. Муловский геройски погиб. На корабле, которым он командовал, служил мичманом Иван Фёдорович Крузенштерн, который и стал первым нашим плавателем вокруг света.

Кругосветные плавания ставили не только научные достижения и цели, но и экономические, и политические. Демонстрация флага по всему миру – во все времена значила много больше, чем какие-то частные походы. Немало способствовал этому Павел Первый, хотя и кроют его, почём попало.

В своём академическом труде «История Русского флота» Феодосий Фёдорович Веселаго пишет: « …Одним из отраднейших и полезнейших для флота событий были кругосветные плавания на наших судах, проложившие путь русскому флагу в отдаленные океаны. Первая мысль о необходимости морского сообщения с нашими колониями в Америке возникла во второй половине XVIII века и была близка к осуществлению экспедицией капитана Муловского. Неожиданная война со шведами остановила отправление экспедиции…».

И далее, там же:

«Кругосветные плавания были светлым животворным лучом, осветившим наш флот. Принося непосредственно огромную пользу, они сопровождались множеством разнообразных последствий, благотворное влияние которых сохраняется и до настоящего времени. Продолжительные плавания в разных климатах и долгие переходы при самых разнообразных обстоятельствах представляли для офицеров и матросов лучшую морскую практическую школу.

Посещение различных стран, сношение с разными народами, от высокоцивилизованных до диких людоедов, расширяло умственный горизонт плавателей, а различные, едва знакомые большинству по учебным книжкам, явления природы, как пассаты, муссоны, океанские течения и т.п., настоятельно потребовали серьезного изучения, потому что близкое знакомство с ними необходимо было для скорейшего, удобного и безопасного плавания.

Наконец, борьба с могучими стихиями, водой и воздухом, когда они угрожают в виде штормов, ураганов, тайфунов, плавающих ледяных громад, требовала умения управляться с кораблем, энергии и твердости духа не менее чем самое жаркое морское сражение. Такая суровая, разнообразная школа, не говоря о нижних чинах, воспитала немногочисленные, но замечательнейшие по своим достоинствам кадры превосходных, образованных офицеров, славных боевых капитанов, даже отличных администраторов. Благодаря тому, что в кругосветные плавания обыкновенно назначались командирами судов офицеры, уже бывшие в подобных путешествиях, все практически полезное, выработанное в каждом из этих плаваний, преемственно передавалось и совершенствовалось в последующих.

Кругосветные плавания первой четверти XIX века дали нашему флоту Крузенштерна, Лисянского, Головнина, Беллингсгаузена, Васильева, Рикорда, Литке, Врангеля, Лазарева, Путятина, Нахимова и много других моряков, прославившихся впоследствии своей благотворной деятельностью в разных морских служебных сферах… ».

Краткая справка об авторе этой ремарки о значении кругосветных плаваний в становлении и развитии морского флота в России, как свидетельство о человеке и специалисте, знающим, что он говорит:

Веселаго Феодосий Фёдорович – историограф Морского министерства, родился в 1817 году. Десяти лет он был принят в Морской кадетский корпус, а в 1837 году, по окончании курса, был прикомандирован к Морскому корпусу, произведен в лейтенанты, в том же году начал преподавать астрономию и навигацию в гардемаринских классах.

С 1838 г. Феодосий Фёдорович начал читать в офицерских классах (ныне академия) аналитическую геометрию, а в 1846 г. назначен заведующим этими классами. Ходил с гардемаринами по Финскому заливу и Балтийскому морю и сделал пять морских кампаний.

С 22 июня 1881 года Веселаго был назначен директором гидрографического департамента Морского министерства и председателем учёного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений, а в 1892 году – генералом Корпуса флотских штурманов.

В 1881 г. Феодосия Фёдоровича назначили директором гидрографического департамента и председателем учёного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений, присвоили звание генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов.

В 1877 г. Веселаго Феодосий Федорович удостоился звания почётного члена Николаевской морской академии, в 1879 г. члена-корреспондента Императорской Академии наук, а в 1884 г. – почётного члена той же академии; в 1885 г. назначен членом Адмиралтейств-совета, а в 1886 г. почётным членом Морского учебного комитета. В 1895 г. Веселаго Ф.Ф. произведён в полные генералы.

Помимо чисто научных работ по математике, навигации, динамике и гидростатике, судостроению и т.д., Веселаго Ф.Ф. работал над историей русского флота. Им полностью исследована история русского флота за 200 лет с 1656 по 1856 годы. Отдельной книжкой издана в 1869 г. биография – «Адмирал Иван Федорович Крузенштерна»

Безусловно, вышеприведённое высказывание такого выдающегося морского специалиста о значении кругосветных плаваний, является таким же точным, как и научные дисциплины, которые он развивал и преподавал.

Наша страна, имеющая 6 (!) больших парусных судов (больше, чем в любой стране мира) – замерла в оцепенении, несмотря на такую геройскою историю и 21-й век. Разве, это много: за десятки лет – всего несколько кругосветных плаваний. Паруснику «Мир», так ни разу в своей истории не дали возможности совершить кругосветный поход. Даже Польша пропустила все свои баркентины («Погория», «Искра» и т.д.) через мыс Горн. А у нас фрегату «Паллада» за 30 своих лет, вот только что, впервые, наконец-то, удостоилась совершить такое плавание. Да все наши парусники, должны как курьерские поезда – один за другим, не вылезать из кругосветок. Но, от кого это зависит, и по сей день считают, что Павла Первого правильно удавили.

7.4. Будни и праздники

Вчерашний день прошёл в борьбе с настройкой большой машины. (Всё-таки, решил заменить безотказную куичевскую Минерву из-за короткого её вылета). Много времени ушло на попытку заменить шкив на больший диаметр. Пришлось применить съёмник, взятый у электриков. Но, шкив поддался только вместе с подшипником, который снять не удалось, несмотря на ряд попыток. Всё – в исходное. Только времени потеряли много. Далее замена челнока с других машин, всякая возня, ничего не получается и т.п. Но, в самом конце дня всё-таки что-то настроилось, когда уже было желание заменить отвёртку на кувалду.

19.04.2020. Штиль. Звёзды. Качки почти нет – редкий случай. Чувствуется какое-то дыхание Океана, но не более того. Сегодня Пасха, о которой мы ничего толком не знали ни в детстве, ни в более зрелом возрасте. Но несмотря на «воинствующий атеизм», всегда этот праздник носил нечто светлое и доброе. Когда-то в поезде прочитал книгу мудрого человека, священника Александра Меня и от него узнал, что Пасха – это праздник, названный Моисеем в день выхода из пустыни, в которой он 40 лет водил свою паству, чтобы сменилось поколение, помнящее рабство. А у нас сменилось поколение и не одно, нацеленное на отрицание. Так что, Христос тут, в общем-то, думаю не причём. Возможно, некое совпадение в привязке к тому времени мифа о воскрешении и путешествии Моисея… Впрочем, теологические рассуждения – совершенно, не моё.

Радуга в день Пасхи

Так или иначе, Христос воскресе! Воистину воскресе! Всех моих друзей, кому это дорого – с Праздником Пасхи! Безусловно, надо верить во что-то хорошее, что из нас выкорчёвывали на протяжении ста лет. (Конечно, добились своего. Александр Мень был зверски убит упырём, выращенным системой отрицания Бога и его заповедей).

Наше место: 01°10′S, 083°24′E, курс 60.

Наши повара расстарались: утром – глаза в столовой разбежались. На каждом месте по два красивых больших кулича, украшенных кремовой шапкой. И здесь же, совершенно гигантские, такие же, как на каждом столе – мне подобных и видеть не доводилось. Конечно, непременная атрибутика в виде крашенных яиц. Кстати, куличи оказались необыкновенно вкусными. Шеф-повар Галина Анатольевна, безусловно – мастер своего дела.

На следующий день праздник Нептуна (пересечение экватора в обратную сторону). У нас около 20-ти человек – не прошедших регистрацию морского владыки. Это юнги, которых приняли на борт в Африке и застрявшие практиканты клуба М. Кожухова. Сшил из остатков старого паруса большой тубус, около 5-ти метров в длину – будущее чистилище. Под купель приспособили запасную шлюпку.

20.04.2020. Практически – штиль. Встречный ветер от хода под мотором. Облаков нет, хотя вчера поздно вечером набежали тучки и пролились, таким активным мелким дождём. Неожиданно, среди звёзд опознал Стрелец. Остриём своего зонтика он упирается точно в середину Млечного Пути. Прямо над головой, рядом с хвостом Скорпиона.

До экватора 12 миль. Ход 5 узлов, курс 57. С учётом курса, экватор пересечём где-то к обеду. Долгота 85 градусов. Время перевели ночью (ну, кто бы сомневался!) ещё на час вперёд, на 7-й часовой пояс.

К обеду подошли вплотную к линии экватора. По трансляции было предложено посмотреть на это разделение двух полушарий. Обязательно, кто-нибудь, да уставится на океан с серьёзным видом – а вдруг в самом деле?

Перед пересечением экватора
в обратном направлении, пока еще S!

Находимся точно на линии экватора,
но уже в Северном полушарии (N!)

Собралась традиционная свита Нептуна. Его помощники вылавливали не прошедших морское крещение, заталкивали их в чистилище, сыпали через дыры, перья с какой-то сажей, намыливали гигантским помазком и стригли, такими же ножницами. Представляли Нептуну – тот требовал песен и плясок, после чего, их поили морской водой, волокли в купель, ставили печать на спине и отпускали, если не было претензий.

А, тех, кто не сумел понравиться Нептуну (или наоборот, очень понравился) – то в чистилище отправляли ещё раз или два. Практикантку Лену, составленную из двух тонких ручек и ножек, как она не старалась петь и рассказывать стихи, раза четыре заносили в чистилище – не хотел Нептун с ней расставаться. – «Да, что же, опять, что ли?» – это возглас Лены, когда черти поволокли её в очередной раз.

Чистилище.
Оставь надежду всяк, сюда входящий…

В Чистилище, по-новой!
Вспоминай стихи, Лена!

В общем, было весело всем, хотя хулиганистые черти распоясались не слабо. Вечером, при отличной погоде, капитан вручил всем новообращенным морякам дальнего плавания, красивые свидетельства об этом событии.

Капитан, Нептун, свита и черти с новыми моряками дальнего плавания

Практиканты Клуба путешествий М. Кожухова
(и не думали, что пересекут экватор!)

После приборки от прошедшей церемонии, спустили две дежурные шлюпки, забортные трапы и было объявлено купание. Курсанты в жилетах под бдительным оком своих наставников прыгали с борта. Экипаж – кто по парадному трапу, а большинство – с планширей ограждения прыгали в воду.

Вода за 30 градусов – особого, какого-то удовольствия, в общем-то, нет…

Вахтенные наблюдатели на носу и корме, внимательно смотрели за акваторией. То же, делали и на шлюпках. Но, никакой живности отмечено не было. Вода за 30 градусов – особого, какого-то удовольствия, в общем-то, нет. Хотелось бы попрохладнее. И обгорели все, несмотря на воду. И я, в том числе. Но плавал в кепке и очках от солнца.

С дипломами о прохождении экватора

21.04.2020. Утром, только что было звёздное небо с чётким Млечным Путём, как внезапно, оно вдруг, опрокинулось. Тропический ливень и шквал. Буйство продолжалось минут 15. Водопад сверху, стаксель на гроте заметался, снасти захлопали, мостик затупил – не разберутся, в какую сторону подвернуть. Но, паруса выдержали – были подняты только три нижних стакселя. Как раз, я накручивал свою резину – пришлось отступить под навес на подветренный борт. Ливень превратился в обычный сильный дождь, под которым, вылил на себя четыре своих ведра, ждущих на палубе. Не было, кстати, ни волны, ни качки во время шквала. Забортная вода по сравнению с холодным дождём показалась, прямо-таки, горячей.

Уже идём в своём северном полушарии, как и все люди, нормально, головой вверх. (Всем же, известно, что земля стоит на трёх слонах, а те, на черепахе, и все, кто попадает на обратную сторону – ходят вверх ногами). Так что, приятно ощутить себя в естественном положении – надоело, понимаешь, что еда изо рта вываливается – попробуйте, есть её, вниз головой. (Исследования и доказательство, приведенных факторов – в известной книге, любимой детьми и взрослыми, замечательного писателя Л. Лагина… Об отличнике Вольке, которого поучает добрый джин).

Наше место: 00°42′N, 086°15′E, три стакселя, мотор, узлов 6,2, курс 61.

Весь день – настройка «надеждинской» машины. Пришлось менять пластинчатые пружины на челноке, возиться с микроскопическими винтиками и т.д. И продолжение ремонта очередного паруса.

22.04.2020. Океан – зеркало. Штиль. В тени – 40 градусов. Поливаем палубу постоянно.

«И небо поделилось с океаном синевой –
Две синевы у горизонта скрещены».
(Высоцкий В.С.)

В парусной большую машину установили на свой стол. Долгая морока с настройкой, но всё получилось. Куичевскую машину перенёс с её столом за входной трап к основанию фок-мачты, проходящей через верхнюю палубу, твиндек и парусную. Поменял челноки в большой и «надеждинской» машинах. Всё, как бы, хорошо, кроме комфорта. За бортом вода более 30 градусов, а парусная находится ниже ватерлинии своим подволоком примерно на метр. Т.е., в помещении очень даже тепло. Поэтому, пока возился, футболки менял одну за другой. Олег с Максимом весьма успешно продолжали ремонт мидель-кливера на большой машине.

Почти каждый день капитан доводит новости, что творится в мире и в стране. Везде и всюду карантин – никаких мероприятий. Отложен даже парад, дети учатся дистанционно (вот уж, кому в радость!), и, прочие страсти, связанные с коронным вирусом. Для нас, конечно, всё абстрактно. «Паллада», наверное, с самым здоровым экипажем в этом плане. Ну, и отправили бы, куда-нибудь, дальше. На Камчатку или в Магадан. Временный народ уже взял билеты к своим пенатам, примерно, на середину июня. Думаю, что с нашей отечественной перестраховкой, по приходу, сразу сядем в карантин, где-нибудь на рейде. Никто не будет вникать и разбираться.

23.04.2020. Штиль, по горизонту всполохи зарниц. Море ровное, как стол – никакой качки, уже и привыкать стали. Место: 03°29′N, 089°54′E, курс 55, скорость 5. Запланирован дрейф для покраски борта и приведения в порядок иллюминаторов снаружи (ржавые подтёки). Будем заходить в Сингапур. Стоянка, конечно на якоре – это и ранее, всегда так было. Сход не ожидается, потому как, карантин у них заканчивается в день прихода. Пока примут решение продолжать или нет – наше время и выйдет. Получили ведомость от шипшандлера – какой-то мизерный набор. Ну, хотя бы, так. Топливо и продукты получим на якоре. Практиканты мечтают улететь – у всех работа и всякие дела. Но, мы им пророчим (в шутку, конечно) Владивосток, во что они не хотят верить. Но, в каждой шутке…

24.04.2020. Штиль. 04°00′N, 92°00′E, курс 68, ход 2 узла. Небо в тучках со звёздными просветами. Ждём отставший «Седов» и сопровождение в пиратских водах Малаккского пролива.

Продолжение ремонта мидель-кливера. Свалил всё это на Максима. Сам возился с размещением куичевской машины за входным трапом. Вроде бы, всё получилось. Но, необходим вентилятор – там место в стороне от слабого выхода кондиционера и моих вентиляторов, собранных из подходящих обломков.

На судне корреспонденты проводят акцию – записать воспоминания о своих родственниках – участниках Отечественной войны. Нельзя в подобных делах изображать из себя занятого или безучастного. Поэтому надел свою форму капитана первого ранга, сел перед телекамерой, и как сумел без подготовки коротко рассказал об участии отца с первых дней войны. Рассказал и о погибших за Родину – старшего брата в семье отца Николая Васильевича Абрамова, служившего во флоте (мне дали имя в честь него – военного моряка) и старшего брата мамы Михаила Фёдоровича Сергеева. Вспомнил и Василия Фёдоровича, и Владимира Фёдоровича Сергеевых – братьев мамы, которые в годы войны были в авиации – один обеспечивал поставки по ленд-лизу самолётов, другой учился в авиашколе. Упомянул, что мы с сыном Владимира Фёдоровича – продолжили традицию отцов: оба офицеры, причём мой двоюродный брат, Юрий Владимирович, с которым мы очень дружны с самого детства, стал генералом.

Конечно, можно было вспомнить более подробно, скупые рассказы отца, о его военных эпизодах, но упомянул только участие в подготовке Тегеранской конференции – как развешивали простыни по двору посольства от прицелов снайперов и о ранении осколком в первой бомбёжке Москвы.

Не знаю, кого ещё, кроме капитана и его старших помощников, включая Василия Трофимовича, наши корреспонденты привлекли к этим воспоминаниям. Обычно, меня не уговорить выступить, с чем-либо (кроме лекций по специальности), но здесь, мы – последние могикане. Время уходит и поколения тоже.

25.04.2020. Дрейф. Морось. Вокруг судна стая дельфинов. Видимо, палубный свет приманил каких-то рыбок и эти торпеды устроили на них охоту. Случайно с палубы увидел, как трижды подряд дельфин встал на свой хвост – наверное, попалась крупная рыбина, и никак он не мог её ухватить. Другие еле шевелились, но вдруг мгновенно с места – рывок метров на двадцать буквально в течение одной секунды. И снова – ленивое ожидание. В воде взблёскивали бока рыбёшек, на которых охотились эти гончие ребята. Была и дельфиниха с дельфинёнком, который, как приклеенный, держался у её бока. Но, в какой-то момент, тоже, резко ускорился – поймал, не поймал – не видно, но тут же, мигом к маме под бок. Смотреть на эту карусель можно бесконечно.

Вот бы, так!

Вчера весь день было пекло – в тени 40 градусов. С подвесных досок зачищали иллюминаторы снаружи – устраняли подтёки ржавчины. И красили борт чёрной краской. Белой нет уже давно. Неизвестно, развеет ли утреннюю морось на сегодня. Дел с приведением борта в порядок не меряно. Вечером должны продолжить движение к Суматре, не дожидаясь военного обеспечения. Сингапур объявил о продолжении карантина до 1-го июня. Застрявшие тренизы-путешественники в некоторой панике. Несмотря на то, что дома тоже режим – сидеть по домам – у всех работа и переживания за неё. Никак не хотят верить в моё карканье, что им придётся идти во Владивосток. Да и там – ещё не факт, что сразу сойдут. Хотя мы и так в полной изоляции, но наши перестраховщики однозначно, нам устроят какой-нибудь карантин.

26.04.2020. Звёздное небо. Вчера, неожиданно снялись с дрейфа и под машиной резво, куда-то побежали. Вроде бы на рандеву с «Седовым», у которого по слухам, проблемы с машиной. Курс 45 на оконечность Суматры. Ход 7 узлов, место 04°52′N, 092°57′E.

Курс на Малаккский пролив

Информация по трансляции, какая-то, невесёлая. Страна сидит на карантине, по домам. Соблюдение контролируется весьма жестко. Штрафы за хождение без разрешений и т.п. А с собаками, как же? Некие надежды с наступлением лета, что вирус не выдержит солнечного света. Интересно, что с работой. В нашей стране не может такого быть, чтобы всё было беззаботно и безоблачно. Наверняка всюду колоссальные убытки – и всех – в шею!

В дрейфе красили борт, зачищали старую краску и ржавелые места. В парусной заканчивали ремонт мидель-кливера. На палубе две практикантки-путешественницы ремонтировали шкотовый угол фор-стень-стакселя: одна прошивала разошедшиеся швы, другая обшивала кожей сам угол. Получилось, очень даже, аккуратно. Закончить не успели – подняли по авралу парус с тем, на чём остановились.

Практикантки Клуба путешественников М. Кожухова – Лена и Лада за ремонтом фор-стень-стакселя.
Не думали – не гадали, что от Африки до Владивостока придётся зарабатывать на хлеб.
Правильно: главное – не унывать!

Капитан Николай Кузьмич озадачил заданием на изготовление рында-булиня (это самая короткая снасть на любом корабле – хвостик судового колокола). Жаль, что нет Андрея Желудкина – руководителя юнг из города Козьмодемьянска. Он великолепно их изготавливал и меня научил. Придётся задействовать матроса Максима Сметанина (он тоже освоил) и самого себя.

7.5. Встреча с «Седовым»

Встретились! Буксир «Колар», «Седов» и «Паллада»

27.04.2020. Штиль, резина, обливание. Ещё чего доброго привыкну к этому тёплому киселю. А как же быть в своём Японском море? Там в мае вода градусов 12-15.

Дрейф. Вчера с рассветом, рядом обнаружился «Седов». Дождёмся военного сопровождения через пиратский район и далее до Владивостока пойдём вместе. А пока, на шлюпке прибыли гости с их стороны. Видел мельком. По-моему только одни корреспонденты, и говорят, что был Павел Сергеевич Старостин – старпом Седова. Где-то, год или два я его застал на «Палладе» в должности старшего штурмана. Запомнился таким энергичным. После ушёл на «Крузенштерн», а там, уже на «Седов». Однозначно, в будущем, будет хорошим капитаном. (Ещё бы! Школа Николая Кузьмича!).

Погода вчера, несмотря на утреннюю морось, разыгралась. Солнце пекло и всё сопутствующее. Объехали на шлюпке вокруг судна. Определили, где и что надо подкрасить, пока штиль и сухо. С кормы завели подкильный конец, чтобы была возможность подкрасить борт в подзоре и привести в порядок внешний контур иллюминаторов.

Миша Миколенко под бушпритом вышел на цепь (мартин-гик-бакштаги) и, держась за коренные концы штагов – покрасил все цепи и сами штаги. Максим Сметанин занялся изготовлением рында-булиня, и весьма преуспел. Так что, просьбу капитана почти выполнили.

В конце дня на приборке зашёл в аудиторию, где человек пять курсантов должны подметать, протирать, мыть и т.п. Но эта мелкая банда устроилась со своими телефонами на борту, где их меньше видно, только и пускают счастливые пузыри. К тому же открыли иллюминатор, несмотря на призывы беречь холод – замёрзли от бездеятельности. Выговорил боцману фока за бесконтрольность. После этого, продолжили приборку до ужина – Владимир Фёдорович (боцман), когда его подводят – весьма суров.

Укатали отремонтированный мидель-кливер. Развернули на палубе грот-стень-стаксель с оторванными шкаторинами и уложили на столе в парусной. Максим с Олегом вошли во вкус сложного ремонта и всё у них получается.

28.04.2020. Дрейф. Морось. Штиль. Но временами зыбь кладёт нас с борта на борт. Отголоски какого-то шторма. Где-то рядом «Седов» и подошедший вчера днём, буксир сопровождения в пиратских районах. Называется «Колар». Весьма солидных размеров – явно по проекту Нефтегаз. На нём, как говорят, есть вооруженное обеспечение. Растопчет любую пиратскую лоханку и не заметит. Ну, а кому положено, надеюсь – не промахнутся.

Вчера с ответным визитом посетила «Седов» наша делегация. «Седов» несмотря на всякие слухи, идёт во Владивосток. Приходим вместе 3-го июня. Там, у них смена курсантов и части экипажа. Небольшой ремонт и выход на 30-е число. Надеюсь, что и мне повезёт – продолжить их кругосветку, в какой-либо, недостающей должности, в палубной команде. Вопроса, кем быть – для меня нет. Конечно, чужой монастырь, но у меня их было достаточно.

Весь день было неимоверное пекло. Только и гонял курсантов, чтобы были одетыми, хотя бы в футболки. Не понимают своими маленькими мозгами, насколько непредсказуем перегрев для непривычного организма. Подшкипер на это нарвался – всё ходил со своими вёдрами с краской – голый по пояс. Повалился на палубу. Тоже – не думал, не гадал. Отправил отлежаться.

По просьбе практикантов обшил новую волейбольную сетку подшивой с лик-тросом из надёжного линя. Вечером опробовали: гораздо лучше старой – можно от сетки мяч принимать. Конечно, привязанная к мячу нитка, доставляет проблем. Но, азарта – более, чем.

29.04.2020. Вечером снялись с дрейфа. Всю ночь шли, держась друг друга: «Седов» мы и буксир «Колар». На судне приняты меры против возможного нападения пиратов – растянуты пожарные рукава, усилена вахта на мостике и т.д. Не очень уверен, что от этого есть хотя бы какой-то эффект.

Только что, снова легли в дрейф, согласно какому-то плану. В утренней темноте просматривается маяк северной оконечности Суматры. Место: 06°28′N, 095°01′E.

Вчера весь день лил дождь. Все работы на палубе только в непромоканцах. К вечеру развеялось, дождь перестал. Играли в волейбол через новую сетку. Правила весьма ограничены, шнур, к которому привязан мяч, то и дело меняет направление, ветер и меняющийся крен на ходу вносят свой вклад. Я уже давно понял, что все мои телодвижения возле сетки – в далёком прошлом. Сейчас главное – не мешать своей команде, что не очень-то удаётся.

30.04.2020. Штиль. Неужели, когда-то от качки летело всё? Вчера, не дожидаясь «Седова», начали движение в Малаккский пролив. У «Седова» какие-то проблемы с двигателями – по слухам, что-то, с охлаждением. Буксир остался с ним.

В Андоманском море на входе в Малаккский пролив

Снова движемся к экватору. Всё здесь, уже, когда-то, пройдено. Днём, пользуясь погодой, сушили всякие чехлы, обвесы, концы и всякий хлам, которого набралось очень много. Но деть его некуда. Это множество верёвок от бывших снастей, множество пакетов с пластиковой тарой и т.п. В парусной ремонт паруса – заняты: практикантка Лада и Олег. Максим плетёт рында-булинь. При этом пытается внести свои какие-то усовершенствования. Кое-что получается, но приходится сдерживать эти намерения из-за излишних нагромождений. Я же вытачивал две стопорные планки хитрой формы, одну из которых, Максим сломал при настройке машины. Его энергию довольно сложно направлять в мирное русло.

01.05.2020. «…Утро красит нежным цветом…» В давние-давние времена, в первомайских демонстрациях, участвовали спортивные школы города Курска. Нам для этого выдавали новую спортивную форму. В ту пору это было совсем не слабо. От ДЮСШ №3 по плаванию мне довелось идти со спортивным флагом школы, который я нёс одной рукой впереди нашей группы через всю площадь. Это был не просто детский флажок, а настоящее знамя на большом древке из алюминия. Мои одноклассники, которые смотрели трансляцию праздника по местному ТВ и видели этот момент, были в восторге. Запомнилось… Увы, эпоха не вернётся. Профукали верные ленинцы.

Сегодня, исполнилось бы 82 года, Юрию Германовичу Пивоварову. Выдающемуся, моему современнику. Остаётся только вспоминать, самым тёплым словом. Горжусь нашей дружбой.

Курс 134, ход 6,7, 04°50′N, 098°32′E. Идём в Андоманском море – впереди по курсу Малаккский пролив. Погода – маловетрие, волны нет, морось.

Вчера в дрейфе ждали «Седов». С него на шлюпке доставили к нам заболевшего курсанта. Причём, получился испорченный телефон – информация была, что с кем-то из помощников приключились какие-то колики или аппендицит. Мы приготовили эвакуационные носилки, чтобы поднять больного из шлюпки. Но, ничего не пригодилось. Курсант сам поднялся по шторм-трапу, и его наши доктора увели в лазарет. Василий Трофимович сделал операцию по ликвидации какого-то ужасного нагноения. Вася – совершенный профессионал в медицинском деле во многих вопросах. Недаром, за плечами десятки лет врачебной практики на дизельной подводной лодке со множеством боевых служб. Счастливого курсанта отправили на «Седов».

На нём, в настоящий момент, нет своего врача. Была женщина – судовой врач, которая в тот сильный шторм в Атлантике, получила травму при качке. Опять-таки, Вася тогда оказывал ей первую помощь в Кейптауне, и были вынуждены её там оставить для хирургического вмешательства в стационаре. Всё обошлось успешно. Но, так или иначе, «Седов» без врача. На дальнейший переход из Владивостока будут кого-то искать. Забирают нашего общего стоматолога Бориса Нормаевича – тот обрадовался, узнав, что я тоже планирую продолжить плавание на «Седове». Но, всё ещё живы слухи, что как бы «Седов» не завернули обратно Суэцким каналом из Сингапура. Да и из Владивостока этот путь короче, чем через два океана. Так что, ещё не вечер.

Снова, не дожидаясь «Седова», дали ход под машиной к проливу. Весь наш путь в экваториальной зоне. На палубе очень тепло, особенно в дрейфе, когда ветра совсем нет. Внутри спасают судовые кондиционеры – вполне комфортно. Народ, конечно, с простудами и соплями – закаляться, вообще-то, надо! Всё те же работы. Снова отличился Макс – во время ремонта паруса включил стовольтовый вентилятор в розетку на 220. Всё в дыму – война и немцы! Не соскучишься.

02.05.2020. Находимся на судовом пути в Малаккском проливе. Движение судов – слева и справа – непрерывное. Постоянно проходят в азиатские ворота гигантские контейнеровозы. Ходовая рубка у них еле выглядывает из этой горы контейнеров. Погода с некоторой облачностью. Ни волны, ни качки – встречный слабый ветер.

В Малаккском проливе

Вчера капитан поздравил экипаж с праздником весны и труда. Не забыл упомянуть вездесущих оленеводов, которые тоже трудятся на вечной мерзлоте в этот день. И интересно рассказал об истории этого праздника, что в моей интерпретации, выглядит примерно так: корни растут от потасовки неких мексиканских пастухов, не поделивших свои занятия с какими-то наёмниками. Обе стороны уже и забыли свою стычку, как тут же нашлись ушлые ребята, пожелавшие взлететь на мутной пене этой волны. (Чисто – повторение пирушки двух немецких тёток: – хорошо сидим! Давай этот день запомним, как международный! И, ведь протолкнули же!). Так и тут – никто, особо о весне и труде, как-то не думал, но повод – вот он! И, скажи же, докатилось до России. И понеслось. И империя рухнула. И управдомы следом. Так что, если, кому-то в лоб закатать – ещё не означает, что булькнуло и заглохло. (Повторюсь, что это моя интерпретация на первомайскую тему. Для нас – это был и повод, и праздник – сам по себе. Но, до сих пор не понимаю, зачем и в честь чего, в этот день был военный парад. Даже мы, в военно-морском училище застали эту тему – четыре месяца в 69-м году готовились к первомайскому параду в Москве, как тот вдруг отменили. Почуяли управдомы, что с этим маем надо быть поосторожнее, но не просекли будущего и развалили великое государство).

Днём, поближе подошёл «Седов». Махание руками и кепками, песни и пляски по трансляции. Повара к чаю приготовили великолепные красивые пирожные – по два на человека. Это уже не в первый раз, и надо отдать должное нашим умельцам на камбузе под командованием шеф-повара Галины Анатольевны: из ничего – делают сказку.

03.05.2020. Малаккский пролив – это ворота: Азия – Европа. Движение судов по нему непрерывное во всех направлениях. В основном – супертанкеры и контейнеровозы. С какой-то стороны это показывает, что кризиса в мире почти нет. Доводилось наблюдать году в 2012-м эту армаду, стоящую на приколе. Был тогда очередной виток мирового кризиса. А сейчас, хоть и вирус, но шевеление на море имеет место.

А наше место в Малаккском проливе 02°02′N, 102°05′E. Курс 129, ход 5 узлов. Рано утром грозовые тучи, гром, молнии сверкают, какая-то морось.

Вчера появилась сотовая связь. Конечно, облепили все борта. Тут ещё, было объявление, что нет связи по спутниковому инмарсату (платные телефонные звонки с судна). Всё из-за слишком большого количества переговоров – не успели оплатить, какие-то счета по этому поводу, что от нас уж никак не зависит. Так что, появившаяся связь весьма кстати для всех.

Но у меня всё не как у людей. МТС почему-то не берёт. Пришлось из модема выломать билайновую карту, вставить в телефон – сигнал появился. Следом обозначился и интернет. Но, вотцап упёрся, чтобы его обновили. Без обновления – никак. Почти час скачивалось это обновление (около 30 мбт). После – никак не соединяет. То ли, время ещё надо, чтобы там что-то устаканилось, то ли, ещё что, но, никто не отзывается.

Тут подошёл Вася с картой МТС и жалобой на тот же вотцап. Познания Василия Трофимовича в сотовой связи ещё на порядок меньше, чем у меня. Объяснил первичные условия для звонка – наличие сигнала. А сигнал – через оператора. А оператор через настройки. Искали-искали значок настройки – не нашли. Вася пошёл к пионерам – там нашли. Поднялся ко мне на надстройку (до берега Малайзии 10 миль, и чем выше телефон, тем как бы лучше). Но и на палубе народ жужжит не переставая. Кроме нас с Васей. Хорошо, что ещё ранее я уловил наличие сигнала на обеих своих сим-картах, т.е. мтс тоже действует. И терпеливо ждали, пока пройдет регистрация в сети. У Васи – первого. Он уже вовсю с Галей разговаривает, а я всё бьюсь через какие-то хрипы. По почте пришло от Маши сообщение – ответил. Получила. И, неожиданно, Любашкин голос. Как-то, само всё включилось. И, хотя с какими-то провалами, но переговорили о всяких делах, Семёне, работе и вирусе. Оказывается, Маша с Мишей и Сёмой уехали в бухту Витязь – подышать. Я думал, что у них там снег с дождём, но Маша прислала фото – зелёная трава, вид вполне весенний. Семён уже совсем взрослый. Ну, лишь бы, всё было хорошо.

Просмотрел почту – очень много поздравлений за всё время, пока пересекали третий океан. Ещё больше пришло по вотцапу (наверное, из-за этого он и не работал) – это и с днём рождения, и Пасхой, и Первомаем. Большое всем спасибо! Обязательно отвечу каждому. А пока, буквально двум-трём друзьям коротко ответил и понял, что сейчас, несмотря на вечернее, почти что время, меня хватит тепловой удар. Весь уже, истёк потом от всех усилий организации связи. И надо всё перенести на завтра. До Сингапура ещё сутки ходу – идём вдоль малазийского берега, думаю, что всё получится.

Завтра, 4-го мая, берём лоцмана в 7 утра. Мне – на брашпиль для отдачи якоря. На якорной стоянке ждём продукты, топливо, шипшандлера с заявленным списком. А далее – отсчитываем уже, только оставшиеся четыре недели. Собственно и всё. Будет ли продолжение? …

Привет, город-остров, государство — Сингапур!

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 10583 | метки: , , , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий