Часть 6. Кейптаун – Маврикий

Содержание

6.1. Кейптаун

6.2. Экскурсия на мыс Доброй Надежды

6.3. Курс на Маврикий

6.4. Работа с якорной цепью

6.5. Ремонт парусов, погода и непогода, слухи о коронавирусе и планы на дальнейший рейс

6.6. 29 марта

6.7. На Маврикии стоянки не будет…

6.1. Кейптаун

Кейптаун. Гора Столовая.
На её фоне Скала Льва (выступает справа) с Сигнальной сопкой (возвышенность слева).
Не правда ли, вместе они похожи на лежащего льва перед Столовой горой?

19.03.2020. Утром перешвартовка на грузовой причал для оформления отхода в эмиграционной службе. Под прямым углом к нашему причалу, рядом, ошвартован «Седов». Их переставили с топливного причала, со сходом там, какие-то проблемы. Пока нет буксиров и лоцмана, выскочил на пять минут – поздороваться с Костей Поповым. Когда-то, на «Мире» мы сменили друг друга в должности главного боцмана. Костя – молодец, не раскис из-за своего колена, прошёл через две операции на ногах, восстановился и был принят на «Седов», где и работает плотником.

«Седов» в Кейптауне на фоне горы Столовой,
на которой видна белая полоса тумана, называемая местными – «скатертью»

Из-за очень краткой стоянки и всяких мелких проблем, мы с ним встретиться так и не сумели. Хотя и пытались… Хорошо, что сразу после перешвартовки «Седова», зашёл в гости Игорь Евдокимов – опытнейший парусный мастер «Седова», с которым мы знакомы с мировских времен. (Отпросился на консультацию к нашему стоматологу Борису Нормаевичу). От него узнал, что Костя на борту, но со сходом у них проблемы. Пообщались на разные темы. Позавидовал их снабжению – на «Седове» приобрели новую швейную машину Адлер-366 (такая же, как на «Мире»), хотя и старая подобная в очень неплохом состоянии. И с парусными нитками у них особых проблем нет. «Паллада» в этом плане, в непонятном загоне – хотя, оба судна замыкаются на Росрыболовство.

И Костя, и парусный мастер Игорь – оба вышли ко мне на причал. Костя как был, так и не изменился – со своей гривой, которая очень ему идёт. В суматохе торопливой встречи не сообразил, хотя бы всем троим сфотографироваться. Если повезёт – встретимся на Маврикии.

«Паллада» и «Седов» в Кейптаунском порту (тесно, но поместились)

Через пять минут уже был на борту «Паллады». Снялись со швартовов, грянула Славянка, буксир вытянул на выход из этой гавани – новая швартовка у дальнего причала. Повторилась операция по извозу в эмиграционный офис с паспортами для отметки об убытии. (См. ниже). И, после, невнятного ожидания (видимо, лоцмана или буксира) – снялись на выход. На борту новая группа из Клуба путешествий М. Кожухова – смотрят с любопытством: куда же, мы попали?

20.03.2020. Судя по вчерашнему ярко-алому закату, пока шли вдоль 100-километрового полуострова, начинающегося от Столовой горы и заканчивающегося мысом Доброй Надежды, погода должна быть ясной и солнечной. Хотя к окончанию утренних физкультурных трепыханий, уже наползли какие-то лёгкие облачка.

Траверз мыса Доброй Надежды прошли ночью, так что, ни цвет воды, ни сам мыс с моря, конечно, не видели.

Траверз мыса Игольный –
корма «Паллады» находится в Атлантическом океане, а нос – в Индийском

Остаётся только вспоминать о поездке к нему с помощью доброго местного самаритянина. Капитан Николай Кузьмич, который был здесь не один раз, упоминал на собрании экипажа, что местные жители, сами предлагают свозить на своих машинах на экскурсии в разные интересные места. Безвозмездно, чисто ради общения с соотечественниками. Я всё это пропустил мимо ушей – не очень-то, я верю в подобный альтруизм.

Да, и для «Паллады» после более чем месячного перехода через Атлантику от Огненной Земли до Кейптауна всё с самого начала складывалось со знаком минус. Началось с того, что по штормовой готовности порт в день прибытия закрыли, и нас отправили на якорную стоянку. Южный ветер с порывами до 20-ти м/с, легко потащил наш полуторатонный якорь (грунт: скала, песок) – пришлось выбирать, уходить за пределы порта и до утра следующего дня, то на ходу, то в дрейфе, убивать время. Скрашивало ожидание, то что телефонная связь была доступной (для соображающего в этом деле народа – кадеты, почти все…) и шикарный вид на знаменитую своей известностью Столовую гору. Наши путешественники быстро решали проблемы с билетами – вроде бы, всем удалось.

Ближе к обеду, разрешили зайти в порт (так и звучит в ушах: «В Кейптаунском порту с пробоиной в борту Жанетта поправляла такелаж…»). Сразу пришвартовались к топливному причалу. Но, до приёма топлива дело дошло только к концу дня. А, пока, бродили самые разные слухи, что никуда нас не выпустят (во всём мире, оказывается, пандемия коронного вируса – все друг друга боятся, не дай Бог чихнуть в обществе и т.п.). Появилась симпатичная южноафриканка с маской на лице и измерителем температуры. Каждого проверила, не дотрагиваясь до лба этим электронным карандашом. Только после этой проверки разрешили части отъезжающих путешественников сойти на причал, где их ожидал автобус.

Проводы на топливном причале Кейптауна.
Крайний слева на берегу, космонавт-испытатель 1-го класса Рязанский Сергей Николаевич
(к двум полётам в космос добавил штормовой переход через Атлантический океан)

Вечером началась несколько странная регистрация в эмиграционном управлении. Двумя небольшими автобусами по 13 человек стали возить от причала, довольно далеко, к этому офису. Там весьма быстрая проверка паспортов, штемпель о прибытии – и назад. Но, как полагается, палладовская вахтенная служба внесла в эту в общем-то стройную систему – своё видение. Объявление по трансляции: – первым 13-ти членам экипажа выйти к трапу! Если поимённо не называют, значит по-корабельному нумернику. Т.е вначале комсостав, после палубная команда, мотористы и т.д. Но, конечно, половина первых не вышла по всяким причинам. Набились в автобус, кто был под рукой. Мгновенно вахта утратила контроль – кто уехал, кто не мог и т.п. Несмотря на мои призывы – объявлять по именам и отмечать в судовой роли – апофеоз тупизма. Снова объявление: «Очередным 13-ти членам экипажа…» – Кто такие эти 13 членов – никто не сознаётся. Автобус с пятью калеками стоит у трапа – никто не является. Рёв с мостика: – немедленно, очередным 13-ти… Раз нет никого, поехал на этом автобусе. Когда вернулись, уже вахтенная служба спохватилась и завела какой-то учёт.

Утром перешвартовка к центру города. Втиснулись в небольшую гавань из причалов и пирсов. Всё впритык. Бушприт, только что, не упирается в какой-то дом, и реи – почти воткнулись в портальный кран. Снова, что-то непонятное: будет или нет сход на берег. Вахта волнуется, потому как, было уже объявлено об отходе на следующий день. Всем надо после длительного перехода, что-то приобрести – чисто житейские дела, не до смотрин на заморские красоты. Но вдруг наметились некие шевеления по поводу увольнения, и радостное объявление, что выход будет днём позже.

Но для палубной команды (и, почти всей машинной) – ожидаемая ложка дёгтя: прибыл представитель Регистра для проверки нашего всего. Оказывается, есть такие люди в Регистре, которые обитают за рубежом и занимаются проверками судов в секторе своей деятельности. Нам, особо, опасаться нечего. Был перед выходом ремонт на класс – хорошо ли, плохо ли, но в документации всё проведено. Какие-то проблемы и слабые места устранили своими силами (им, собственно, и был посвящен весь переход с самого начала). Предъявили спуск шлюпок – без замечаний. И много всякой мелочевки. Некоторые замечания, тут же устраняли (батарейки в спасательных комплектах с закончившимся сроком, шлюпочный огнетушитель, оказавшийся без давления и т.д. и т.п.). Так или иначе – почти день ушёл на это дело. Уже в город сквозанули и курсанты, и часть экипажа. Остался вахтенный боцман бизани со своей мачтой. Им не позавидуешь – сдача мусора, приём продуктов, сопровождение разного народа – открытый трап и т.д.

Чтобы не попасть в нечаянные соратники, мы с боцманом фока, который здесь был однажды, и боцманом грота – быстренько исчезли. На трапе удачно купил сим-карту местного производства за 10 долларов на 3 Гб с выходом в интернет. Никакой транспортной безопасности при входе на причал. Полноватая тётушка в униформе, в основном следит за тенью от солнца, перемещается со своей скамеечкой, и не реагирует ни на каких прохожих. Ворота отодвинуты – вход свободный. Доступ на судно также, но здесь уже заинструктированная до икоты вахта у трапа. Подошёл цветной человек, достал пригоршню сим-карт без всяких упаковок: – надо – бери… Тут же, такого же вида – меняла. Курс у него, конечно, занижен против официального. Чтобы, не терять времени и иметь мелочь на всякий случай – поменял у него 20 долларов. Получил 300 рандов (местные рубли).

Оказалось, что мы стоим прямо в центре туристической зоны, стоило только выйти за калитку. Сразу тьма киосков с сувенирами, огромные торговые центры с эскалаторами, кондиционерами и т.п., гостиницы – одна другой круче, колесо обозрения, всевозможные развлекательные заведения и т.д. Зашли в ближайший супермаркет: сразу – обменный пункт. Строго по паспортам. Наш недоверчивый боцман грота (не стал связываться с менялой на невыгодный курс) встал к окошечку, подал паспорт и зелёную валюту на обмен. Ждали мы его около сорока минут. С такой неспешностью совершала все действия африканская бабушка. У соседнего окошка ещё дольше стояла цветная дама с гигантскими треугольниками из чего-то блестящего, подвешенного к ушам. По ним мы и отслеживали – кто вперёд. Победил наш, с небольшим опережением. Подошедшим для той же цели курсантам, мы молча посочувствовали.

Прогулка по городу не показалась мне интересной. Чем-то, высокие современные здания, прилепленные одно к другому, напоминали Рио. Зелени очень мало, редкие скверы представляли просто площадки со скамейками. Всё, какое-то монотонное, хотя и с урбанистическими выбросами. И я вернулся в центр, где было куда как интереснее. Хотя бы потому, что тут и там темнокожие люди образовывали некий хор полукругом и пели свои песни с приплясываниями и прихлопываниями. Чисто – хижина дяди Тома… Но эти, правда, были повеселее. Туристы бросали им денежки в сомбреро в центре этого представления.

Здесь же, несколько музеев, весьма больших, с историей континента, природы и т.п. Возле буквально каждого музея очень правдоподобно слепленные из разного подручного материала (шестерёнки, гайки, сковородки, обломки автомобилей и т.п.) стояли фигуры животных – слоны, бегемоты, носороги, жирафы, антилопы и т.д. Весь африканский зоопарк в таком вот виде.
Увидел электрика Геннадия Михайловича – тот посетовал, что поменял валюту по более выгодному курсу, чем у того менялы. Но, оказывается, берут налог на сделку, и получил он изрядно меньше. Ну что же, от финансовых рисков даже Уолл-стрит не застрахован.

Нечто подобное я видел только в Магадане
(привет Лена, Татьяна и Марина с Юрой!).
Там на въезде а порт так же искусно сваяли гигантского мамонта из всяких запчастей
Фото слева: И слонёнок, и царь зверей, и гепард, и антилопа, и попа бегемота…

Семья жирафов со страусом и
истинный хозяин южной Африки из племени зулусов

Не уступают живописным представителям животного мира Африки
и высеченные из камня представители чёрной расы

Лев Бонифаций и дон Кихот с Росинантом (и откуда в Африке о них знают?)
Правый снимок: «Три чёрных орхидеи».
Посмотрите сколько грации в этих трёх женских фигурах рядом с игроком в поло,
который держит молоток-клюшку для мяча
(а сначала мне показалось, что это Дон-Кихот, и он держит копьё)

На углу набережной в воде развлекаются морские котики.
Их всюду множество, что привлекает в эти края белых акул.
Но здесь в порту они чувствуют себя в безопасности

По возвращении домой, занялся интернетом – почта, ответы, отправка частей нашего рейса 4-2 и 5. А 5-я часть оказалась весомой (25 Мгб) из-за фотографий, хотя я все сжимал, и не дошла до нескольких адресов. Так или иначе, пыхтения хватило. А тут ещё – славный праздник – День моряка-подводника! Масса поздравлений и, конечно, надо ответить и поздравить самому, а голова уже не варит. Так что, прошу прощенья у своих друзей, кому нечаянно не ответил или не поздравил. Всех помню, всем – самого доброго здоровья!

Заключительный день не был так нагружен корабельными делами, но встречали генерального консула нашей страны в Кейптауне. Конечно, надо было организовать приборку и, всяко-разное по встрече, зависящее от палубной команды. До обеда день пролетел в хлопотах, и опять же, в интернете. Вообще-то я по сей день не знаю, у кого время раньше или позже. Был уверен, что мы живём в будущем на сутки, из-за линии перемены дат. Но, оказывается, всё наоборот – отстаём от Владивостока часов на десять. Звоню Маше, думаю, что там какой-нибудь обед, а они уже спят без задних ног.

Нарисовался, пропавший в суете дел, Василий Трофимович. Поздравили друг друга с днём подводника. (Вася – корабельный врач на дизельной подводной лодке проекта 641 на Севере).

Поступило предложение поехать на мыс Доброй Надежды. Есть два места в мерседесе. Это то, о чём рассказывал Николай Кузьмич. Сам он весь в делах – ему не до поездок, но нам с Васей забронировал места. Водитель живёт здесь давно, с семьёй. Никакого вознаграждения, сам вызвался показать наиболее интересные места.

6.2. Экскурсия на мыс Доброй Надежды

Капский полуостров.
Вот он – Cape of Good Hope – мыс Доброй Надежды!

Надо отметить, что нам, конечно, сильно повезло. Водитель – Александр, средних лет. Когда-то работал врачом-нейрохирургом. Но, в один прекрасный момент понял, что выжить на эту зарплату нереально и решительно ушёл из профессии. По его словам, кем он только не работал. И даже директором известных на то время музыкальных групп с их лидерами (Любэ с Николаем Расторгуевым, Александр Серов, Здравствуй песня и ещё какие-то). Объездил с ними всю страну в самых жестких порой условиях. Каким боком его занесло в ЮАР, я уже толком не помню, но, так или иначе, он здесь обосновался, привёз семью, которая живёт уже пять лет и не думает отсюда уезжать.

Но самое интересное – его рассказы о стране, природе, людях, о т.н. апартеиде, который очень критиковали в бывшем СССР. Апартеид – это сегрегация по расовому признаку. Были запрещены смешанные браки, совместное обучение, ограничения при приёме на работу – предпочтение цветным и т.п., (на мой взгляд – обыкновенный фашизм). Население Кейптауна делится на несколько этнических групп: белое, цветное и чёрное. «Цветные» – чуть меньше 50% всего населения. Это потомки рабов, вывезенных из Индонезии, а также от смешанных браков индонезийцев, малайцев, европейцев и местного населения. «Чёрные» – порядка 30%. Это негритянское население, потомки рабов из Мадагаскара, мигранты с запада Африки и других бедных местных стран. Белые – чуть меньше 20% – выходцы из Голландии, Германии и Англии, которая победила в англо-бурской войне. 31 мая 1902 года был подписан мирный договор. А в 1910 году англичанами был создан Южно-Африканский Союз со столицей в Кейптауне. В Союз вошли бывшие бурские республики Трансваль и Оранжевая республика. В 1961 году ЮАС был преобразован в Южно-Африканскую республику (ЮАР) с тем же статусом Кейптауна. В этой войне бурам активно помогала Россия. Память об этом и уважение к русским коренится в ЮАР по настоящее время.

В 1994 году апартеид поменял свой знак – правит чёрное большинство. Для установившейся жизни всех групп населения, развал апартеида был похлеще, чем отмена крепостного права в России. Чёрное население, подзуживаемое местными борцами за власть, очень хотело отобрать земли, фермы и прочее у белого. Ведь у белых – всё растёт, цветёт и пахнет. Отобрало. И сразу всё перестало расти, цвести и пахнуть. Оказывается – надо самим работать. А тут ещё – ВИЧ, СПИД, туберкулёз, взметнувшаяся преступность. И как они (белые) справлялись?

О развитии медицины в стране говорит, хотя бы пример, первой в мире успешной пересадки сердца профессором Кристианом Барнардом в 1967-м году. В связи с разгулом обратной дискриминации (особенно в таких городах как Дурбан, да и Йоханесбург – не исключение) – белое население бежало в США, Австралию и Великобританию. Но в Кейптауне, в силу своего давнего исторического положения, по сравнению с другими городами ЮАР, остались условия для сохранения, хотя бы части, белого населения.

Хотя и был такой этап, когда белокожее население покидало страну, большей частью народ возвращается. Белые живут в хороших районах города или отдельных городках вдоль побережья. Преступность в отношении белых почти нулевая и если, редко что-то случается, то шум по этому поводу длится очень долго. Угонов машин – вообще нет. Конечно, в среде цветных – свои проблемы, которые решаются всякими методами, но на белое население, это никак не распространяется. Вот и пойми, кому верить. Но видно, что наш экскурсовод Александр любит эту страну и своей жизнью в ней доволен. Чувствуется по его рассказам, что человек он состоятельный (один мерс, что стоит!) – в России есть и квартира, и загородный дом.

Конечно, передать все его рассказы невозможно. Дорога длинная – до мыса 130 км. Это длина Капского полуострова, начинающегося со Столовой горы и заканчивающегося мысом Кейп Пойнт. Для начала – провёз нас на сопку Сигнальную. Это часть горы Льва, которая является, как бы предгорьем Столовой Горы и весьма украшает собой весь вид. (Действительно, вся гора Льва вместе с Сигнальной сопкой, похожа на лежащего льва с гривой). Дорога к сопке идёт неким серпантином. одном месте на повороте мы увидели несколько сгоревших автомашин.

В одном месте на повороте мы увидели несколько сгоревших автомашин.
По-видимому, из-за пожара, возникшего на крутом склоне горы,
возле которого припаркованы эти погорельцы. Пламя добралось и до них.
С серпантина был хорошо виден этот обгоревший склон – пламя, скорее всего,
увлекалось потоком поднимающегося воздуха (дельтапланеристы такое любят в горах),
но как оно затронуло машины – не очень понятно.
Очевидно, всё нагрелось до крайней меры

Оказывается, буквально вчера, на крутом склоне горы возник пожар в кустарнике, и пламя добралось до оставленных на обочине машин, пока их владельцы прогуливались выше на смотровой площадке. Так и стоят машинки бок о бок, сгоревшие в прах. Как говорит Александр – причина только в людском факторе – окурки, ветер и т.д. Но, умышленный поджог – маловероятен. (Наверное, я согласен – слишком, удалённое и обрывистое дикое место, чтобы специально сюда забираться с такой целью).

Вид на город и порт, конечно, шикарный.

Небольшая часть Кейптауна на побережье.
Виден остров Роббен, на котором в тюрьме 27 лет провёл Нельсон Мандела –
первый президент ЮАР с 1994 года, после отмены апартеида

Далее, почти весь путь по отличному шоссе шёл вдоль скалы – практически дорога прорублена в камне. Наш водитель Александр специально выбрал такой маршрут, чтобы показать её. Движение левостороннее, машина праворульная – поэтому ехали, прижимаясь к скале. Временами – под бетонными перекрытиями.

Вот такие туннели открытого вида прорублены в скале

Виды на океан и горы очень живописные. Поделился с народом, что полуостров Назимова на острове Русском – вообще-то, круче. Когда-то, довелось пройти пешком до одноимённого мыса на нём – виды на окрестности впечатляют. Но, всё дело в том, что здесь можно ездить круглый год, а в Приморье – месяца три в году (да, ещё клещам не попасться на обед). Водитель говорит, что в окрестностях Кейптауна нет никаких комаров и прочих жужжащих насекомых – возможно от влияния морского воздуха.

Коля и Вася тут были… (по О. Бендеру).
Остановились у гигантского пляжа из белого песка с очертаниями большого мыса напротив.
Я его принял за тот, к которому мы стремимся, но водитель сказал, что ещё не близко.
А по этому пляжу они катаются на лошадях, которых берут напрокат на ферме, что рядом.
Да, уж – красиво жить не запретишь…

Весь наш путь проходил по западному берегу Капского полуострова. Периодически проезжали мимо красивых пляжей, выступающих мысов и т.п. Покрытие дороги – просто фантастическое! Никаких ям и ямок, отличная разметка и по всей длине по средней линии – катафоты. Но, на пересечениях – «лежачие полицейские», не такие брустверы, как во Владике, а вполне нормальные для проезда по ним, без риска остаться без подвески и колёс.

По серпантину поднялись до небольшой смотровой площадки с прекрасным видом на мыс и океан. Мы все вышли размять ноги и осмотреться. Красивый мыс за большим пляжем из белого песка уходил далеко в океан. Я его принял за мыс, к которому мы стремимся, но оказалось, что это, один из многих на побережье.

Следующая остановка на винограднике, которых здесь достаточно много. Вина южной Африки очень хороши (для тех, кто понимает в них толк). Проехали в ресторан, где проводят дегустацию разных сортов с разъяснениями сомелье. Наш гид, переговорил с симпатичной креолкой, объяснил что у нас мало времени, и попросил сделать дегустацию по сокращенной программе. Английским водитель Александр владеет, конечно, в совершенстве. Говорит, что его дочь заняла в местной школе первое место по знанию языка, который для местных, в общем-то, родной. Некоторые говорят на африкаанс, но таких коренных всё меньше.

Девушка-сомелье, наполняла бокалы и, держа бутылку с маркой на ней, рассказывала о происхождении данного вина, чем это вино характерно и т.п. И так, повторилось несколько раз. Александр переводил – и, даже я, что-то понял. Основное то, что всякие вина в магазинах Европы, уж не говоря о России – как правило, делаются из порошка со всякими добавками. Здесь же – всё совершенно естественное и в чистом виде – из бочек. Из названий я запомнил только белое вино Совиньон Бланк и красное Мерлот. По-моему – это сухие вина. Несмотря на окончание туристического сезона, посетителей довольно много, хотя занята только половина большого зала-веранды. На лужайке, что ниже этого помещения – также стоят столики напротив небольшого озерца Т.е., в пик сезона, здесь не протолкнуться. Водитель сам расплатился картой, несмотря на наши увещевания, и поехали дальше.

Рано или поздно подъехали к платному въезду в заповедник, к которому относится мыс Доброй Надежды. Я расплатился карточкой за нас с Васей и водителя, а седовцы – сами за себя. Получил красивый путеводитель, с этой самой схемой, что выше и инструкциями, как себя вести в заповеднике. Шлагбаум открылся, и мы поехали по шикарному шоссе непосредственно к мысу.

Платный въезд в заповедник

Как видно на карте, Капский полуостров завершается двумя основными мысами: непосредственно, Доброй Надежды (Cape of Good Hope) на западе, и Кэйп-Пойнт (Cape Point) – на востоке. Между ними большая береговая излучина. Оба мыса относятся к Национальному парку Столовая Гора, берущему своё начало от самого Кейптауна. Несмотря на то, что мыс Cape Point, выглядит более грандиозно, чем его знаменитый сосед и уходит в океан намного дальше – весь приоритет в этих местах отдан мысу Доброй Надежды. Это и понятно. Мыс находится первым на пути из Европы вокруг Африки, является самой юго-западной точкой африканского континента, и долгое время был ориентиром для португальских мореплавателей.

Погода, по словам нашего гида, весьма редкая для этого времени. Ветер не шелохнётся, океан, совершенно, недвижим, и только от наката иногда взлетают пенные фонтаны. Напротив мыса – стоянка для машин. К нему ведёт тропа и можно взобраться на скалы, что некоторые и делают. Также, сооружена некая загородка, на которой написаны координаты места и название мыса. Конечно, все на этом фоне фотографируются – ну, а мы, чем хуже?

Мы с Василием Трофимовичем рядом с мысом Доброй Надежды.
Надпись на заборе-указателе гласит: «Мыс Доброй Надежды.
Самая юго-западная точка Африканского континента».
Левее видны цифры окончания координат мыса: 34°21′25″S, 18′28′26″E.
Подобных заборчиков два (один чуть в стороне перед пешеходной тропой подъёма на мыс).
Сделано это специально, потому как в туристический пик к ним выстраивается огромная очередь для фотосессии
(на парковке мест не хватает, и машины оставляют за несколько километров на обочине дороги).
Мы оказались здесь довольно поздно (въезд открыт до 20-ти часов),
но очередь с десяток человек, нас ждёт.
Причём, такая же надпись есть и левее цифр, и там тоже сейчас – любители селфи

На горку не полезли – времени мало. Погуляли в окрестностях – ну, мыс, как мыс. Но он знаковый – Доброй Надежды. Так его назвал Васко де Гама в 1561 году, когда понял, что вокруг него дорога из Европы ведёт в ту самую Индию и сулит, действительно, большие надежды. Оно себя оправдало: его экспедиция на 4-х кораблях дошла до Индии, но один корабли сожгли – не хватало экипажа. Обратно вернулись три корабля, и привезённые пряности окупили затраты в 60(!) раз – (информация нашего гида).

А открыл мыс Бартоломео Диаш – известный португальский мореплаватель, где-то в 1491 году. В честь обоих на полуострове стоят белые стелы – по разные стороны от дороги. Подъехать к ним не удалось – слишком поздно уже было, но они хорошо видны. Минут двадцать погуляли под горкой, ниспадающей в океан (т.е., как бы – сам мыс Доброй Надежды, хотя это геологическое образование – весьма неслабых размеров).

Это и есть знаменитый мыс.
Второй баннер попроще – обозначает начало пешеходной тропы на его вершину.
Но, также, его назначение – разгрузить очередь фотографов

Этот небольшой полуостров на дальнем плане, похожий на голову крокодила,
собственно и есть мыс Доброй Надежды, вдающийся в океан.
Хорошо видна его более светлая оконечность,
возле которой, мы с Васей себя и запечатлели

Насмотревшись, поехали к мысу Кейп Пойнт (Cape Point), который по некоторой дуге от мыса Доброй Надежды отстоит к востоку от него (см. карту выше). На этом мысу маяк, считающийся новым, с какого-то времени. Старый, находившийся внизу, не давал хорошего света и был плохо виден с моря, из-за чего здесь на скалах в округе погибло множество кораблей. Сам мыс Кейп-Пойнт представляет горку приличных размеров, постепенно уходящую в море.

Мыс Cape Point.
На вершине, похожей на пирамиду, виден современный маяк

На большой площади перед мысом, парковка, сувенирные лавки, музейные заведения и т.п. Но, уже, всё закрыто из-за позднего времени и окончания туристического сезона.

Вид на мыс Кейп Пойнт со стороны берега в южном направлении.
Вдали наверху башня маяка.
Слева за большим заливом материковая Африка,
где находится самая южная её часть – мыс Игольный

Эта же площадь, как бы, разделяет общий Национальный Парк Столовая гора. На стороне с мысом Кейп-Пойнт носит его название, а на стороне мыса Доброй Надежды – соответственно Национальный парк мыса Доброй Надежды.


В том, что это реальные заповедники, мы убедились в начале обратного пути. Стайка диких страусов не спеша прогуливалась по обочине, а несколько – шли по шоссе по своим делам.

Один, особенно не торопился, и никак его не могла объехать встречная машина. Мы остановились. Вася, сидевший позади меня, просочился в открытую дверь, чтобы сфотографировать голенастого пешехода, и еле от него увернулся. Но, попал вместе со страусом в кадр видео, которое я пытался снять, не выходя из машины. А по пути к местному пляжу, недалеко от знаменитого мыса, нас удивленно рассматривала антилопа со здоровенными прямыми рогами. Рассмотрев шикарный пляж со следами всяких диких животных (зебр, в т.ч.) – поехали ускоренным темпом домой в Кейптаун.

Как и всегда на юге, темнота надвигалась довольно быстро. Наш водитель по просьбе седовцев пообещал подъехать к месту обитания пингвинов. После некоторых метаний по трассе нашёл спуск к морю, и мы увидели небольшую колонию пингвинов, расположившихся прямо под вывеской ресторана «Еда из морепродуктов». Таблички на тропе предупреждали, что кормить пингвинов нельзя, ещё что-то, а также ближе трёх метров к птицам не подходить.

Безусловно, это самые уморительные создания природы. Ростом они не более полуметра, очень смешно стоят, ходят, прыгают с камней в воду и т.д. Помимо нас было несколько человек, которые всё-таки, очень близко к ним подошли со своими фотоаппаратами. Вся колония вдруг попрыгала в воду, переплыла к ступеням здания на берегу метрах в 15-ти от нас. Дружно, в затылок, поднялись по этим 10-12-ти ступеньками, разобрались парами, прошествовали по небольшой галерее и ещё раз поднялись по каменной лестнице к кустам возле ресторана. И впали в задумчивость – что делать дальше. Смотреть – можно бесконечно, но надо возвращаться. Один из пингвинов стоял на пешеходном переходе рядом с выездом на трассу – впечатление, что ожидал, когда ему дадут пройти.

Кейптаун в вечернем освещении представляет собой грандиозное зрелище. Практически весь он расположен вокруг Столовой горы, которую мы полностью объехали со всех сторон. То, что видим с моря или от причала – всего лишь, какая-нибудь двадцатая его часть. Приехали к причалу около 9-ти вечера. Нам с Василием Трофимовичем надо было успеть приобрести какие-нибудь сувениры, представить нашего водителя-экскурсовода Александра капитану, а времени – всего-ничего. Да, ещё седовские очень долго с ним прощались. Буквально на бегу втолкнули нашего водителя в каюту капитана, объяснили, что он хотел спросить, и, не дожидаясь финала – побежали к местным маркетам. Успели буквально секунда в секунду: что-то схватить в продовольственном отделе и, уже в закрывающейся, сувенирной лавке. Времени, выбирать, что-либо у нас не оставалось – бдительные мулатки торопились закрыться. Очень сожалею, что не простились толком с нашим водителем. Все его действия были полны дружелюбия и доброго такого, общения. Благодаря ему мы увидели Кейптаун и южную Африку совершенно в другом свете. Вася успел вручить тому свою визитку – может, когда и созвонимся. Большое спасибо, уважаемый Александр, за Ваше время, бескорыстно потраченное на нас. Общение было, удивительно интересным.

6.3. Курс на Маврикий

21.03.2020. Штиль, два ночных аврала, хотя можно было сразу убрать паруса. В итоге, практически бессонная ночь. Попробуй упасть в сон, из которого тебя выдернули. Курс 80, вдоль южного побережья Африки. Место: 35°05′S, 021°59′E. Прошедший день отмечен постановкой парусов и неплохим ходом, пока не стемнело. Вечером в аудитории один из журналистов рассказывал о своих путешествиях по Африке на мотоцикле. Очень интересно, с фотографиями и показом обитателей с неизвестной нам стороны. Я бы, не отважился на такое приключение, но этот товарищ отзывался обо всех встреченных жителях в самой превосходной степени. Мы с Васей закоченели от вентиляции с кондиционером, которая не закрывалась, и, несмотря на интересный рассказ, я сбежал. Надо отметить, что кондиционеры работают реально хорошо. Но включение их, какое-то спонтанное – от чьей воли зависит, не понять. Днём, когда мы все на работе – сквозит холодом из всех решеток. На ночь бы, охладить – не дождёшься. Но все эти наёмники на рейс (от кого зависит) – временные и далёкие от народа.

Утром вода за бортом светилась от движения судна ярким фосфоресцирующим светом. В тех океанах, что позади, такого не наблюдалось. Небо чистое, ветра нет, небольшая зыбь. На резиновой ленте (бинт Мартенса) уже с десяток узлов – пора менять на запасной. Облился Индийским океаном!

Где-то, в обед, прошли траверз мыса Игольный – самую южную точку Африки. Именно меридиан этого мыса разделяет два океана – Атлантический и Индийский. Иногда бытует мнение, что океаны разделены мысом Доброй Надежды, но это не так. Также, говорят, что на траверзе мыса Игольного даже цвет воды различается – от синего в Атлантике к изумрудному в Индийском. Может быть, из космоса это и видно, но с борта судна – никак.

22.03.2020. Небо звёздное. Скорпион прямо над фок-мачтой. Южный Крест на месте по правому борту – близко к зениту, а много ниже его Ложный Южный Крест, который раньше я никак не мог понять, где он толком находится. Просто он был на линии горизонта, где мало что видно. Сейчас он выше. Точная копия правильного созвездия, но без пятой звездульки (еле видимой) и крупнее по размерам. Хорошо просматривается Млечный путь. Есть ещё какие-то яркие звёзды в восточном направлении, но привязать их к чему-то, не получается. Кстати, космонавт Сергей говорил, что в космосе звёзды видны в неизмеримо большом количестве – так, что на их фоне, трудно различить знакомые созвездия.

Вдоль Африки…

Океан спокоен, ветра нет – обдувает только от хода под машиной. Видны на африканском берегу какие-то красные мигающие огни, вытянутые в длинную линию. Идём вдоль африканского берега и не так уж, далеко от него. Предрассветная полоса – на пол горизонта. Вдоль Африки…

Вчерашний день выдался весьма насыщенным. С утра занятия с новыми путешественниками. Сразу видно, что народ неискушенный в морской практике, поэтому и слушали дотошно, записывали, переспрашивали и т.п. Закончились занятия уже с началом обеда. Но, всегда приятно, когда тебя слушают с интересом.

После обеда для них устроили рангоутное учение – поднимались на марсовую площадку, выходили на рей, принимали участие в брасопке и т.д. Как-то, мгновенно, наступило пекло. Натянули тент над штурвалом – уберечь рулевых. Курсантам приготовили тропическую одежду (четверым не хватало – поделилась палубная команда). Палубу поливаем пресной водой. Со звёздочки брашпиля сняли якорную цепь. Механики будут менять текущую манжету. А палубная команда под моим присмотром будет менять одно штатное звено на цепи – на скобы Кентера. Почему-то, якорная смычка на левой цепи, после переворота её в доке – очень короткая. Скоба Кентера соединена с якорной смычкой так, что при затягивании веретена в клюз, её перед брашпилем не видно. Надо было, конечно, ещё в доке это предусмотреть, но, как вспомнишь этот сумасшедший дом… Не до того было.

6.4.  Работа с якорной цепью

23.03.2020. Утром сверкание грозы и грохот грома. Море спокойное, ветер встречный. Курс всё тот же – вдоль южного берега Африки: 72°. Место – 33°47′S, 027°17′E.

Весь прошедший день занимались якорной цепью. Вначале была мысль – только заменить простое звено на скобу Кентера, чтобы при стоянке на обоих канатах эти скобы после винтового стопора смотрелись симметрично. Предварительно разобрал запасную скобу и убедился в хорошем состоянии её составных частей. Распилили болгаркой простое звено, и соединил якорную и первую смычку новой скобой. Забил конический шплинт, и залили свинцом его входное отверстие.

Одновременно, механики меняли на правом гидромоторе брашпиля манжету, уже доставшую своей течью гидравлики. Сдёрнули звёздочку гидравлическим съёмником, заменили манжету на новую, опробовали – всё хорошо. Так как цепь у нас снята со звёздочки, то, я решил воспользоваться случаем и откорректировать марки, обозначающие номера смычек. В доковом ремонте якорные цепи перевернули, т.е. якорь приклепали к бывшему коренному концу. А, якорная смычка стала коренной. При отдаче якоря отсчёт смычек по маркам на контрафорсах стал вестись от обратного. Вроде – просто, а на самом деле легко сбиться, что и было несколько раз.

Нарезали из листа нержавеющей стали полос, сделали из них круглые обечайки и, начиная с первой смычки, установили на соответствующих звеньях. Сварщик заварил их в виде колец. Пользуясь отремонтированным брашпилем, выкатывали цепь из ящика, а палубная команда растаскивала её абгалдырями (специальный крюк – иначе можно остаться без ногтей и прищемленными пальцами). Всё отлично получилось. Половину коренной смычки покрасили в желтый цвет (белой краски нет – спасибо снабженцам!). Это, чтобы видеть и знать о приближении окончания каната (канат – это морской слэнг, обозначающий якорную цепь).

Завтра, если погода позволит, покрасим скобы Кентера, соединяющие смычки якорной цепи. Каждая смычка по 27 метров длиной. На крайних к скобам звеньях – марки на контрафорсах (поперечные распорки звеньев). Когда цепь вылетает из палубного клюза под весом якоря, иногда не удается уловить глазом скобу Кентера, не говоря уж о том, чтобы посчитать марки. В умных учебниках рекомендуется красить сами прилегающие звенья. Хотел бы я посмотреть, кто рассмотрит эту краску под слоем ила и грязи при выбирании каната. Наша покраска скобы, тоже не панацея, но на какое-то время хватит. Осталось зачистить цепной ящик и закатить в него цепь. После примемся за другой борт.

24.03.2020. 32°47′S, 029°49′E, курс 67 от африканского берега по Индийскому океану, ход 7,1 узла – паруса убраны, движение под машиной. Зыбь, небо ясное с отдельными тучками, из которых временами проливается пятиминутный дождь.

Перед закатыванием якорной цепи на своё место, осмотрел с фонарём состояние цепного ящика. Недаром в доке настаивал на замене части его стен и решеток. Всё очень даже в порядке. Это вертикальный пенал из стали размерами метр на полтора и высотой около четырёх. В нём обитает якорная цепь. На пайолах засохшего ила не более одного ведра. Выбрали его и ведра три воды из шпаций. Чехол для всего брашпиля, изготовленный мною ещё лет пять назад и укрывающий заодно палубные клюзы, в которые принимается якорная цепь – вполне себя оправдал. Даже, в тот шторм во время гонки, когда волны прокатывались по баку – в ящик почти не попадало. Брашпилем закатили якорную цепь. Первые пять скоб Кентера покрасили яркой желтой краской (другой нет), а оставшиеся четыре – чёрной краской. По мере спуска брашпилем звеньев цепи в палубный клюз, непрерывно зачищали их от окалины, засохшего ила и т.п.

Меж всяких дел, прошли мимо гигантского стада дельфинов – наверное, тысячи. Такого, не было, даже в Гибралтаре. Вода реально кипела от их прыжков. Жаль, не было с собой фотоаппарата, но, м.б., снимки удастся у кого-то, достать. Минут пятнадцать шли с этими ребятами встречными курсами.

25.03.2020. Идеальная погода утром. Почти нет качки, море ровное – ход 9,3 узла под машинами. Не так часто наши дизелёчки на такое способны. Курс 63 на южную оконечность Мадагаскара. Место 31°25′S, 033°16′E. Ветер встречный и не сильный. Днём поднимаем косые в помощь моторам, но надо всё время уваливаться с курса – сколько выигрываем по скорости, столько и проигрываем по расстоянию.

Вода 26 градусов, днём на воздухе весьма жарко. В каютах спасает кондиционер – как бы, не сглазить, работает безукоризненно, хотя и не совсем по понятному расписанию. Иногда вечером приходится свитер натягивать – не включать же печку. Надо надеяться, в экваториальной зоне не подведёт. Написал, вспомнил про Сингапур (он практически на экваторе). Какие-то слухи, что путешественников могут не высадить на Маврикии (всё по причине вируса в мире) и придётся им идти до него. Или, вообще, до Владивостока. Надо же, так раздуть ситуацию… Не может быть, чтобы паника в мире была всерьёз.

Выбрали правую якорь-цепь на палубу. Откорректировали марки, подкрасили скобы Кентера, подчистили окалину и закатили цепь обратно. Цепной ящик в хорошем состоянии.

6.5. Ремонт парусов, погода и непогода, слухи о коронавирусе и планы на дальнейший рейс

26.03.2020. Время перевели ещё на час вперёд. На 4-й часовой пояс. Осталось ещё семь таких переводов. Всё это, конечно хорошо, но каждый раз отнимают у нас по часу ночного времени, при этом последующей компенсации – не предвидится. Днём, почему-то, не переводят. (Как это – от работного времени, да вдруг час отнять… Уж, лучше – ночью…). Но я, да и другие пескоструйные – переносим легко, а нашим пионерам каждая минута сна на вес золота. Да и в палубной команде почти также – утром на завтраке – человека два-три.

Понятное дело: я вырубаюсь на автомате (никак не вспомню, что за фильм пытался посмотреть вечером), зато глаза на том же автомате, распахиваются ровно в полпятого. Даже, если в эту ночь перевели время. Юному народу – и курсантам, и палубной команде – всё, куда как сложнее. Все вечера у них насыщены до предела: штанга, боксёрский мешок, фильмы на компах – отбой им только снится. Я уже вольно-невольно прислушиваюсь к своим коленкам: не случилось бы, как у Кости с «Седова». Поэтому, вечерами у меня нагрузки исключены – предпочитаю свои электронные книжки – жаль, что всё прочитать, пожалуй, не удастся.

Погода к нам благоволит. Почти не качает – даже, как-то, непривычно. Но, ветер или встречный слабый, или его вообще нет. Ночью идём под машинами, днём поднимаем косые – они слегка помогают. Вода 26 градусов – но обливание по утрам – это уже ритуал. Мои приятели по мокрому пятну на палубе судят о стабильности бытия. А вот, если его нет – сразу вопросы: что случилось? Но, такое – крайне редко, и то, если из-за хода или волны толком не зачерпнуть воду.

Курс 67, ход 7,7, место: 30°27′S, 035°46′E. Ходят всякие слухи, что заход на Маврикий будет только за топливом. Там тоже отмечены случаи вируса и по 2-е апреля у них карантин. Мы должны прийти 6-го, но всё под вопросом. В мире, по некой информации из телефонных переговоров творится что-то невообразимое – отменены всякие регаты, круизы, авиасообщение почти прекращено и т.п. В Италии пандемия – сами справиться не могут, им оказывают помощь, в т.ч. и из России. Во Владивостоке отмечены два случая и двадцать под вопросом. «Седов», скорее всего, из Маврикия завернут домой через Суэц. Мы, к счастью, будем идти до конца (точка невозврата пройдена), независимо – будут заходы или нет. В общем, как я и накаркал в своё время: кругосветка – нон-стоп. Это было к тому, что количество запланированных заходов минимально, и, как бы – шутка. Но, правды в ней оказалось, что-то многовато.

Весь прошедший день отдан ремонту кливера. На этом кливере нет живого места – весь он в шрамах от заплат. Причём не просто там с тетрадный листик, а вдоль шкаторин – непрерывная заплатка со швами на все лады. Прибавится ещё одна длиной метров в десять, и ещё всякими кусками. Стремительно сокращается запас двусторонней клеящей ленты, без которой ремонт весьма сложен. Заплаты, дублировки и усиления перед прошиванием на машине должны быть жестко зафиксированы на парусе. Иначе, гребёнка смещает нижнее полотнище относительно верхнего. На таких размерах сразу накапливается излишек верхней части, морщины и т.п. Чёрт бы побрал, всех бурсовских снабженцев вместе, взятых!

В обеденный перерыв впервые позагорал на палубе. Не знаю, зачем мне это надо, но хотя бы чуть – потемнеть. А то, как дачник – руки до локтей чёрные, а остальное…

27.03.2020. Ночью аврал: подняли и поставили косые, нижние марселя, грот и фок. Только приготовили паруса к подъёму, как хлынул ливень, да такой, что мои палубные обливания – жалкие поливания цветочков из плохой лейки. Впечатление, что океан упал сверху и сразу. И тут же выяснилось, что на правой руке нижнего марселя не отдали крайнюю сезнёвку – парус встал наперекосяк. Наверх побежал (именно, что побежал по вантам) лучший матрос-марсовый фока, Миша Миколенко. Что-то, долго копался, хотя знаю, что без ножа он не ходит. Старался сохранить сезнёвку. Но, в таких случаях – парус дороже – надо резать. Отдал, всё-таки – поставили.

Путь на Маврикий

С косым (мидель-кливером) – тоже неожиданная запинка, заело шкот – не даёт фалу идти по штагу. Парус наполовину поднят, его хлобыстает ветром с дождём. Блок мантыля летает от рывков – не дай Бог под него подвернуться. Разобрались – подняли. Это уже чистый прокол фоковской команды. Придётся утром на планёрке устроить массовую взбучку. И по поводу не отданного сезня, тоже. Закончили аврал, мокрые до последней нитки. Два часа ночи – уснуть нереально. Включил какую-то голливудскую чушь (большей ахинеи трудно найти), пока глаза не залипли.

По будильнику не вышел – бесполезно. Скорость 11,4 узла, крен до ватервейса – обливаться невозможно, да и трепыхать перьями – тоже. На ногах не удержаться. Но и сна уже нет. На завтраке со столов полетело всё – после трёх дней непрерывного штиля, буфетчицы не ожидали такого подвоха.

По трансляции капитан озвучил наши планы на окончание рейса. На Маврикий и в Сингапур мы приходим на несколько дней позже окончания там карантина по вирусу. Но проблема посещения остаётся. Будет известно непосредственно на месте. Заход в Бруней, также под вопросом. А Нагасаки – уже однозначно не посещаем, хотя там и всё хорошо. В Японии решается вопрос о переносе сроков Олимпийских игр. Поэтому, вместо 9-го июня возвращаемся домой 3-го. Конечно, досадно, что на финише моей парусной работы – всё таким комом. Впрочем, легче будет расстаться.

28.03.2020. Место в океане: 28°04′S, 041°24′E. Косые, нижние марселя, грот, фок в бейдевинд правого галса. Ход 7,8. Крен, небольшая качка, но резкая. Если оступился, то лети уж до конца. Поэтому, придерживаемся за всё подряд и штормовые леера в том числе.

В парусной борьба с кливером. Наконец, порыв по периметру завершился победой. Последний выдранный кусок из усиления шкотового угла, примерно с квадратный метр, кое-как заделали заплаткой неправильной формы. И мозаика рванины замкнулась. Осталось с противоположной стороны заделать порывы декоративными швами (они же, и дополнительное усиление). Запасных кливеров нет вообще. На его месте, на бушприте, привязали второй фор-стень-стаксель, и пока всё это работает нормально. Конечно, по высоте фаловых углов некий провал в полметра, да ничего, переживём. А шитый-перезашитый кливер – на всякий случай. Разве что, для парусных фестивалей, удивлять народ. Совершенно музейный экспонат. Капитан на эту информацию упомянул, что в планах заказ на пошив нового комплекта парусов, и надо будет принимать участие при их изготовлении. Конечно, надо – парусам скоро по 20 лет. Вид у всех страшноватый. Но гнетут меня неслабые сомнения, что мне придётся в этом участвовать. Оставлю свои рекомендации – найдут, кого отправить.

6.6. 29 марта

29.03.2020. Единственная задача на этот день – незаметно его провести. Конечно, трудно с учётом традиционного в обед спича Николая Кузьмича: «…Давно ожидаемая, долгожданная радость, пришла в наш дом…» – всегда этими словами он по трансляции начинает поздравления именинников из штатного экипажа, чем, неизменно, приводит в восторг всех жующих. Эти слова, уже давно стали крылатыми и, безусловно, кому они адресованы – хотя и смущаются от перечисления заслуг на палладовском пути, и самых тёплых пожеланий от заслуженного капитана – конечно, внутри себя гордятся таким вниманием. Лучшего подарка в океане и придумать нельзя.

Я – не исключение. Николай Кузьмич редкой души человек, и всё в его отношении к своему экипажу – естественно и очень уважительно, независимо от должности. Каждого помнит по имени-отчеству, даже если человек работает всего-ничего.

Капитан дальнего плавания,
участник и руководитель пяти кругосветных рейсов
(капитан Джеймс Кук – молча курит в сторонке!),
капитан «Паллады» Николай Кузьмич Зорченко.
(Фото Бородиной Н.А. на «Седове»)

А сколько было сложных ситуаций, когда его спокойный голос по громкой связи или личное присутствие однозначно помогали решить проблему! Например, когда на рейде Нагасаки, тащило «Палладу» три мили на двух якорях налетевшим ураганом, и никак не могли выбрать правый якорь (закоротило дождём со снегом пульт брашпиля), чтобы ходом уйти штормовать. Спокойствие и уверенность капитана в своих распоряжениях – действуют, просто магически. Получается, казалось бы, невозможное. Я, со своим более чем, 50-ти летним опытом службы и работы в море – знаю, о чём пишу.

Всю ночь, под громыхание волн в правый борт, шли под всеми марселями, гротом и фоком с косыми, курсом 70 и ходом в 6,2 узла. Где-то уже на траверзе южный берег Мадагаскара. Вспомнил своего старинного друга по училищу им. Дзержинского и долгой службы на Тихоокеанском флоте Валеру Колесника, который привёз оттуда кокосовый орех, который мы никогда не видели, но много о них читали в разных приключенческих книгах. Хватило на всю семью и гостей (время летит – все были живы!) в древнем городе Курске, где о подобном артефакте, даже и не слыхали никогда. Валера, как редкий специалист по атомным энергетическим установкам, дважды участвовал в перегоне таких кораблей с севера на ТОФ. Останавливались на Мадагаскаре – поэтому и вспомнил. Редкий, потому что на весь флот было всего два таких специалиста – он и Юра Анискин, с которым довелось учиться в ИАЭ им. Курчатова (будущий известный художник-маринист).

Координаты: 26°52′S, 044°03′E. Отметил дату на этом месте своими трепыханиями рук, ног и упражнениями с бинтом Мартенса – по количеству лет. Погода несколько мрачная, звёзд нет, ветер в галфвинд, несильный, но крен ощутимый и вода из вёдер выплёскивается. Температура у неё комнатная, но, зато – океанская.

30.03.2020. Задача – незаметно раствориться во вчерашнем дне оказалась невыполнимой. На утренней планёрке, как бы сразу, на первые попытки пожеланий и т.п. – сразу заявил о жёстокой расправе со всеми, кто будет меня поздравлять с уменьшением срока дожития (есть такой государственный официальный термин). Себе отвожу ещё пятнадцать лет этого времени. Всё просчитано. А там, м.б. ещё года 3-4 добавится. Но, вряд ли. Всякие былые напряги, своё возьмут. Мы все – не страусы с головой в песке, и представлять своё некое будущее надо реально и с оптимизмом. Но палубная команда сделала вид, что не убоялась, и решительно вручила руками подшкипера Сергея, чисто мужской подарок (понятно, я думаю). Вот, те раз! – А, я думал символически отделаться…

Утром на брасопке увидел, что оттяжкой нижней шкаторины грота смахнуло новый конус-вымпел на гротовском ограждении носовой надстройки. Хорошо, что не улетел за борт. Это новая модификация ветроуказателей, более совершенная модель, чем до этого. Направился к грот-мачте, кого-нибудь попинать за это дело (ну, конечно, только сделать вид…). А, навстречу – Николай Кузьмич, с каким-то пакетом в руках. Я – задний ход – думаю, может успею укрыться за надстройкой. «А, мы к вам, Н.А.! – От имени… по поручению… с днём…» и т.д. – Вручил красивую икону святого Николая – покровителя путешествующих от имени Приморской Митрополии Русской Православной Церкви. Я всегда с уважением отношусь ко всему, что касается веры – вспомнил отца Николая из Нагасаки и батюшку Алексея Николаевича из храма во Владивостоке, ходившего с нами на «Палладе» с иконой Порт-Артурской Божьей матери – дай Бог им хорошего здоровья! Николай Кузьмич распорядился собраться фоковской команде у мачты, сам встал рядом. Путешественник Григорий, журналист, нас всех сфотографировал. Также, капитан «Паллады» передал мне, полученное утром по интернету – поздравление от моего старого друга (см. Части 4, 4.1):

Лёвка! Дорогой! Спасибо! Береги себя!

И далее – весь день, в таком же духе. Наш замечательный Маркони – начальник радиостанции Василий Иванович (маркони – так на всех флотах именуют радистов по имени изобретателя радио) принёс несколько распечаток-поздравлений по интернету, которые не могу, не привести в полном объёме. Не потому, что тщеславен. Давно уже живу по заветам Петра Великого: «… В личной славе не тщусь. Слава Отечества превыше всего!…»

Все мои заметки из плаваний, путешествий и т.д. адресованы только одному главному читателю – внуку Сёмочке. Хотелось бы, чтобы за строчками о хороших людях, с которыми случайно пересёкся, мой внук увидел, к каким отношениям надо стремиться, чтобы тебя вспомнили в совершенно непростое время (свирепствует во всём мире коронный вирус). Конечно, это совсем немного по сравнению с почтой в интернете и телефоне. Но, мои друзья, попавшие в эту ситуацию, нашли и время, и возможности отправить эти замечательные строчки. Спасибо всем от всего сердца! Обязательно, как появится связь, отвечу каждому.

Дорогая Дашенька! Спасибо Вам за добрые слова,
участие и помощь в нашей работе (и очень трогательный пост-постскриптум).
Мы только что, закончили ремонт кливера,
который Вы с подругами чинили на бушприте в рейсе.
Но в штормовой атлантической гонке с «Крузенштерном» и «Седовым»
он разлетелся в пух и прах.
При восстановлении паруса ваши имена на заплатке бережно сохранили.
Так что, Вы – с «Палладой»! И, конечно, продолжение заметок – за мной

Дорогой Иван Александрович!
Очень рад, что Вы добрались до дому в такое сложное время!
Спасибо огромнейшее! Помню Вашу замечательную лекцию,
и как надо себя держать в нашем быту, жизни и общении. Удачи Вам!

Дорогой Андрей Валерьевич!
Спасибо за такие человеческие, тёплые слова! Очень трогательно.
Для меня общение с Вами и всеми нашими друзьями было исключительно интересным.
Как умел – старался передать всем своё видение и ощущение моря и парусов.
Всем-всем при оказии – самый лучший привет!
Посмотрел на знакомые имена – вспомнил один нюанс –
по просьбе Сергея Николаевича, космонавты позвонили с МКС прямо на «Палладу»(!)
с информацией о нахождении ближайшего к ней айсберга.
На судне вахтенный помощник пригласил космонавта к телефону по громкой связи, примерно так:
«Практикант Рязанский приглашается к телефону, его спрашивает какой-то эмкаэс…»
Однако! Действительно, живём в 21-м веке!
Удачи всем, крепкого здоровья и
пережить волну этого непонятного кошмара, от которого мы пока так далеки.

Большое спасибо, дорогой Андрей!
Успехов и удачи вашему парусному Клубу имени «Паллады».
Скорейшего лета, новых походов, умелого плавания по великой русской реке!

Андрей Желудкин – руководитель детского парусного клуба «Паллада» в городе Козьмодемьянске на реке Волге. Там они сами построили по старинным чертежам большую лодку, названную «Святой Козьма», на которой обучают детей азам морского дела, ходят в совершенно не слабые походы – воспитывают будущих моряков и просто, хороших людей. Поддерживают постоянную долголетнюю связь с «Палладой» и принимают участие во многих её рейсах, в том числе и этом, кругосветном.

Вот такие замечательные поздравления принёс мне почтальон Печкин
(конечно же, наш старший помощник капитана по радиоэлектронике Василий Иванович – он же, начальник радиостанции).
В их числе и полностью распечатанная, вышеприведенная телеграмма с фотографией наших практикантов – участников
(не побоюсь назвать) героической штормовой гонки в Атлантическом океане.
В первом ряду – справа руководитель группы Андрей Валерьевич Подколзин.
Во втором – крайний справа космонавт-инструктор-испытатель 1-го класса Сергей Николаевич Рязанский.
В этом же ряду второй слева – Зюзин Иван Александрович, а первая слева – Кристина Свайкина.
И все – знакомые лица, простите друзья, что не перечисляю. Здоровья всем, и не подвернуться вирусу!

6.7. На Маврикии стоянки не будет…

31.03.2020. Вчера добавили парусов (поставили брамселя), обрасопились на бакштаг и продолжаем движение под парусами. Волна также, почти попутная, небольшая, но качка имеет место. Ход 9,1 узла, курс 53, место: 24°59′S, 048°56′E. Небо в небольших кучевых облаках, звёзды – в наличии. Большая диагональ ромба Южного Креста, едва ли не в параллель горизонту – вот и попробуй по ней сообрази, где же южный полюс. Не меняет положения Скорпион – всё также в зените.

В парусной успешно заканчивается ремонт кливера. Я практически не участвую – заняты Олег с Максимом и примкнувшие к ним путешественницы, всё из того же Клуба Михаила Кожухова. Умело осваивают куичевскую машину и всё получается. Благо, заняты декоративными швами, прикрывающими порывы с обратной стороны паруса, где находятся основные усиления и заплаты. Моё дело – не мешать энтузиазму.

Закончен ремонт кливера,
разорванного штормом вдоль и поперёк.
На переднем плане Максим Сметанин, устраняющий мелкие дефекты

Наконец, океан и погода позволили заняться, давно откладываемыми проблемами. Надо восстановить систему подъёма флагов расцвечивания. Представляет она две бесконечные кольцевые ленты между мачтами. К ним крепятся флаг-фалы и, по мере выбирания ленты с фока или бизани, к ним доставляются и флаги и гирлянда с лампочками. Поначалу, я хотел сделать вообще заумную систему с подвеской кольцевой ленты на штаг-карнаке (это стальной трос между топами двух мачт). Но, ветераны меня убедили, что простота – друг молодёжи. Завели на все мачты блоки и приготовили 12-ти мм шнур, который и будет кольцевой дорогой.

01.04.2020. Всё также, в полный бакштаг под всеми прямыми, кроме бом-брамселей. Но, за ночь увалились на курс меньше 40 – ветер понемногу заходил. Это всё означает, что ветер, который дул почти в корму, постепенно стал дуть в борт. И, чтобы паруса, обрасопленные на бакштаг, продолжали работать, рулевым пришлось подвернуть под ветер, т.е. увалиться. Написал и подумал: – неужели стало понятнее? А то меня часто критикуют за чрезмерность терминов… Но, куда деваться-то?

Местоположение: 22°54′S, 051°19′E. Скорость 6 узлов – для такого слабого ветра вполне приличная. Это уже третьи сутки движемся на периферии циклона, который неслабо нам помогает. Утром, хотя ещё нет пяти часов местного времени (почти московское), уже светло. Т.е., в скором будущем, надо ожидать перевода времени ещё на час вперёд. Николай Кузьмич недавно всем боцманам подарил небольшие настенные карты-календари, на которых отмечены часовые пояса. Так что, теперь можно ориентироваться, когда мостик, скостит у нас очередной час ночью.

Пользуясь погодой, закончили работу на мачтах, по проведению кольцевой дороги для флагов расцвечивания и гирлянд. Для этого заранее растянули кормовым шпилём 12-ти мм плетёный линь (слава снабженцам, которые хотя бы этим нас снабдили! Да и других верёвок, как бы, не сглазить – хватило. Приходилось менять довольно часто. Выдержали сутки под натяжением и провели эту верёвку в виде бесконечного кольца между двумя блоками от грот-мачты к фоку и бизани. Выполнили некоторые усовершенствования по сравнению с тем, что было до ремонта реёв (петля для крепления фала, более надёжный узел, новые блоки с текстолитовыми шкивами, новые точки крепления блоков и т.п.).

Извлекли отремонтированный кливер, выложили на палубе, подстригли нитки, осмотрели со всех сторон. Убедились, что ремонт выполнен вполне качественно. С учётом более ранних ремонтов этого паруса – на нём нет живого места. Весь в длинных заплатах вдоль и поперёк (как его располосовывало ветром, пока не убрали с немалым трудом). Но, зато, теперь есть запасной. (Другой, кстати, тоже ожидает вмешательства – вместо кливера, пока привязан запасной фор-стень-стаксель, который более тяжелый и надо учитывать прочность кливер-леера при сильных ветрах). На отремонтированном кливере, который в ходе эксплуатации, несколько раз чинили на бушприте практиканты «Морской практики» осталась аккуратная заплатка возле галсового угла с именами участниц этого шитья. Мы её не тронули – останется на память об отважных путешественницах.

На этом часть 6 – закончена. Прозвучала информация по громкой связи, что остановки на Маврикии не будет. Идём напрямую по диагонали Индийского океана к Малаккскому проливу, в Сингапур. (Где тоже всё под большим вопросом). В мире пандемия коронного вируса.

Курс «Паллады» на Малаккский пролив

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 9129


Добавить комментарий