Под парусами к серым китам (Лето — 2006 год)

 

   (С некоторыми комментариями парусного мастера — по специальности).

13 июля вышли в рейс на Сахалин к заливу Пильтун с научной группой из Москвы для проверки условий обитания серых китов. Отход состоялся по плану,  утром,  сразу после доставки экипажа на рейд.

Днём ранее,  отвез в аэропорт юнгу Диану в компании провожающих: – Натальи (почти штурмана, т.к. сдала госы на красный диплом и готовится к защите диплома по управлению большими парусными судами. А у нас она на штурманской практике и, заодно, работает штатным матросом 1 класса-инструктором).  А также, боцмана грота Тройнича Лёши.  Зодиак (надувная рабочая шлюпка), на котором доставили юнгу к берегу с рейда, а позже, и мой могучий дизельный автомобиль,  оказались затопленными морем слёз. Доплатили за излишек багажа – 9 кг (морпеховская форма, морская первого срока и рабочая, плетеные коврики,  коллекция узлов,  множество  подарков и т.п.) и отправили безутешную юнгу в г.Сургут. Заодно,  привезли главному  боцману Андросову Серёже  много магазинной воды, себе тоже, потому как из наших питьевых танков вытекает что-то,  невразумительное.  В конце дня, чуть раньше,  съехав на зодиаке на берег, по пути  отвез докторшу Ольгу Николаевну с её мужем – в их Горностай, место возле моря –  практически черта города.  С нами она не пойдет – что-то,  там переиграли в их медцентре – терапевтов не хватает.  Взяли какого-то врача со скорой помощи.

На обратном пути из Горностая заехал в бухту  Патрокл.  И, точно – возле разрушенного  дота, почти ушедшего в воду – Любашка (это моя супруга, которой дай волю, она там бы и жила – и день, и ночь).  А с моря,  накатывают приличные волны неизвестного происхождения и народ, не очень-то,  в этом месте стремится в воду. Влез в море, прощупал дно, чтобы не попалось крупных подводных камней,  о которые можно с волной хлопнуться, и долго-долго,  раскачивался в этом прибое.  Глядя на меня, и другой народец полез  ловить,  тот же андреналин.  Погода, вдруг, как здесь бывает, установилась и начинаешь понимать, что радость от жизни, далеко не в Москве.

Утром встретился с Антоновым Владимиром Алексеевичем, бывшим капитаном Надежды, с которым довелось стоять собачью вахту в 2001 году, когда он на пенсии был здесь старшим штурманом, а я совмещал обязанности парусного мастера и боцмана фок-мачты. Ему дали под командование яхту непонятного типа, но весьма вместительную с комплектом очень старых парусов. По моей подсказке он заказал  хорошие парусные нитки и передал их мне для пошива нового грота и стакселя. Для этой цели мы с Аносовым Н.М. – преподавателем бурсы, а ныне,  идущим в рейс старшим шурманом  – специально,  на зодиаке слетали от судна в яхтклуб  ДВВИМУ и выполнили на яхте все нужные замеры.  В МГУ  (нет, не Ломоносова, а  в Морском Государственном Университете им. адмирала Г.И. Невельского – в прошлом ДВВИМУ,  в простонаречьи,  для скорости – бурсы, совсем, как у классика в известной страшилке) –  Владимир Алексеевич пользуется у всех,  громадным уважением,  а уж у ветеранов Надежды – особенно. И все его проблемы мы воспринимаем,  как свои. А главная из них – к сожалению – ампутация ноги несколько лет назад, по болезни. Всем своим миром скидывались на дорогой протез.  И,  когда его друзья добились, чтобы его назначили капитаном этой яхты, то конечно, палубная команда не могла остаться в стороне. Для начала снабдили всякими концами и нужными на яхте мелочами. Затем,  зодиаком перебуксировали яхту к месту стоянки.  И вот – дошла очередь парусов.

Во время движения начал расчерчивать на миллиметровке эскиз будущего грота.  Пытался не повторять тот, что у них есть, а сделать, нечто посовременнее.  Вместо отрицательного серпа по задней шкаторине выбрал положительный, увеличивший на 20% площадь  паруса, и удлинил нижнюю шкаторину, практически, на весь гик. Добавил серпы на переднюю и нижнюю. Всё это необходимо для получения т.н. пуза паруса и еще будет дополнено применением клиновидных закладок. (Не переборщить бы!).  Без наличия плаза, на котором расчерчивается парус при пошиве в натуральную величину – всё это – несколько проблематично.

14-го – готовил с плотником рабочий зодиак под новый 4-х тактный двигатель, который привезли с собой москвичи. Помимо рабочего зодиака – бывшей дежурной надувной шлюпки, на борту имеются два штатных фаворита (тип).  Это, также, надувные шлюпки, используемые только по прямому назначению – в случае тревоги – человек за бортом. Пришлось выпилить кусок из транцевой доски, на которой подвешивается мотор, т.к. нога нового движка оказалась короче нашего Джонсона (марка подвесного мотора).  Но, это всё равно пришлось бы делать, т.к. новая,  30-ти сильная Ямаха, вдруг, впервые(!),  просто подаренная за катание, нашей бедной Надежде, местной компанией Кока-колы – оказалась, тоже, с такой же, укороченной ногой. За день совершил достаточное количество заездов с учеными, донными устройствами, спутниковыми вехами и прочими приборами для калибровки в бухте Милоградовке.  Снимали всё обратно – вечером, когда натянул туман, но обошлось без приключений. (Не то, что было 2 года назад, когда в сильнейший туман базу утащило течением и волнами, и мы с боцманом нашли ее совершенно случайно, где-то в миле от места постановки).

Наша дочечка Маша сегодня должна прилететь во Владивосток. И либо – это на фоне грохнувшегося аэробуса, плюс  её редкое одиночное путешествие, но  лезет в голову, всяко разное – сна нет. Это весьма странно, т.к. целый день разъездов на зодиаке должен бы взять своё. Но ничего не получается. Конечно, ещё и из-за отсутствия кондиционирования – вентиляторы не спасают – судно перегрето.  Ночью и вставал, включал комп и, что-то делал, но толку мало. В конце концов,  в 5 утра вышел на свою зарядку, пробежал 20 кругов, а тут и телевидение, нас  сопровождающее, прицепилось. Пришлось под светом их телекамеры махать свой комплекс, обливаться водой, что-то отвечать на их дежурные вопросы: – для чего это делаете, как самочувствие после воды и т.п. бред.  Матрос-инструктор Наталья, как только свет от телекамеры увидела – сбежала за кормовую надстройку – отдувайся тут один. Теперь,  они должны придти еще и в парусную.  Всем интересно, как парусный шьет паруса на машине. Как будто, только это и делаю без передышки. Говорят, что в Корсакове они сойдут, вот и торопятся наснимать, всяко-разного. Ну да Бог с ними. В личной славе не тщусь – как говаривал Петр Первый.

15 июля – день борьбы с телевидением. Здесь на борту две группы тв – НТВ и REN-TV. Видимо, кто-то на мосту сказал им, что здесь есть бывший подводник и прочая, он же парусный мастер – вот и снимайте его. Чем эти ребята и занялись активно. Вначале одни, в парусной,  изводили меня всякими вопросами, потом другие. Конечно, сильно мешало всё это раскрою грота, а их, более всего, волновало, когда же, я буду шить на машине. Будто  только в этом весь сыр-бор. За день – только нарезал полотнищ, еще раз просмотрел свой чертеж  и увеличил длину вытачек для более плавного пуза паруса. Вырезать их завтра. После ужина достали и в каюте. НТВэшникам,  почему-то,  понравился мой самодеятельный фильм про Надежду с песнями Высоцкого на морскую тематику. Снимали меня со всякими вопросами на фоне экрана компа, на котором шел этот фильм. Впрочем, как мне сказала тетушка-режиссер –  на весь фильм, в т.ч. и с китами, парусами и мной – им отводится всего 22 минуты. Так что,  надеюсь, что в нем я мелькну упоминанием.  В заключение, она мне задала вопрос – что же такое надежда в широком понимании: – и как название судна, и, как по жизни. Видимо, ожидала, какой-то с заумью, ответ,  в духе комсомольских собраний. А я ей ответил, что, когда весь в хлам, облёванный в качку курсант, встает по авральному сигналу, хотя бы, на четвереньки – есть надежда, что он, всё-таки, встанет на ноги. А там, смотришь, и на мачту пойдёт на помощь сотоварищам. Вот и человеком стал. Совсем по – Высоцкому В.С. «…становись, становись человеком. Это значит – на море, скорей,  становись моряком».  Вот в этом – и та надежда, и эта.

Вроде бы запустили кондиционер. Или зашли на север. Стало чуть холоднее и легче спать. Вода около 20 гр.

16 июля – с утра вырезал клиновидные закладки с полотнищ, провозился до обеда. (Клин – это треугольник длиной около 3-х метров и шириной основания всего мм 5-6. Вырезается, как правило, с горизонтальных сторон полотнищ, прилегающих  к мачте. В некоторых случаях, то же самое, но в меньшей степени,  делается и для задней шкаторины. После сшивания двух полотнищ, приготовленных таким образом, пузо паруса смещается ближе к мачте – образуется крыло).  Снял большую машину со стола и настроил зигзаговую. Это оказалось не так просто,  потому как, первый шов пошел с проблемами по нижней строчке. В это время пришли телевизионщики (достали, до – не могу!) – уже, при них, перестроил машину и соединил 4-х метровым швом первые два полотнища. Получилось  хорошо и оператор сказал, что всё было не наиграно, а именно, как нужно. Еще бы! Думал-то я, как раз, не о них, а об этом шве. Сложность заключается и в том, что в машину надо просовывать полотнище, свернутое по длине. Дакрон (синтетический материал в рулонах для пошива парусов) новый, жесткий и пытается постоянно развернуться. Пришлось зажать свернутые края зажимами и всё получилось. Конечно, необходимы два помощника, чтобы придерживали оба конца рулона,  не давая им развертываться. Но с нашим гл.боцманом, видимо, у меня очередной коллапс – не дает помощников (как  у  Высоцкого – хорош  друг – Сэм Брук!).  Да и погода ясная – на палубе достаточно срочных дел. Справлюсь один, только надо зажимы модернизировать. Если бы, не обращать внимания на смятие ткани – вообще, проблем бы, никаких. А так – надо, чтобы полотнища сохраняли свой новый вид, еще много впереди всяких раскроев по шкаторинам.  А вообще-то (сейчас пришло в голову) – надо развернуть весь комплект на столе и пропускать в машину только один лист. Неважно, если задняя шкаторина не будет стыковаться точно – всё равно подрезать её под серп.

На обед была холодная окрошка, на удивление,  качественно приготовленная.  Для такой погоды, весьма кстати. Кондиционер, похоже,  и не думает давать холод. Вся надежда на северные края.

17 июля – первый аврал (с капитаном Костей – допускаю, что и последний – вот,  уж, не думал – не гадал, что паруса – не его стихия).   Аврал для успокоения фотографов  и корреспондентов, т.к.  ветер слабый и не наш. Погода солнечная, так что, им повезло. Налепили парусов полный комплект. Испереживались  операторы в поисках лучшего места для съемки. Капитан дал им 15 минут, после чего аврал продолжился по убиранию парусов. Укатали. Снова пришлось, в добром старом духе,  поменять три рея для показа – как делать. Народ, на удивление понятливый – управились быстро.

Весь день посвящен сшиванию полотнищ  двойным швом. Поскольку этот Мамай (гл.боцман) помощников мне не дает, а кадетов я, категорически,  в парусную не допускаю – пришлось применить ноу-хау. Изготовил 4 полуметровых заколки из реек и ими зажал оба рулона, чтобы не раскатывались. В результате,  без проблем,  меньший из них по объему –  пролезал в машину. Сшил всё ко второму кофе-тайму.  Позвал всех боцманов мачт на раскрой серпов на палубе бизани. Вынесли рулон паруса, длинную рейку, несколько рулеток. Расстелили парус – вид замечательный.  Но вдруг я понял, что парус получился, почему-то в зеркальном отображении. Т.е.,  вместо передней шкаторины, по виду, получилась задняя. А та, которая должна быть задней получилась ровной, словно для лик-паза мачты. Вот те,  на! Что значит – нет плаза,  на котором должен расчерчиваться парус в натуральную величину. Т.е. при переносе с миллиметровки,  размеры уехали влево и материал при сшивании накопился у передней шкаторины, а должен бы – у задней. Но, недаром,  я набавил по 2 см –  худо-бедно, а запас по площади справа, все-таки,  есть. Отмерили от стороны треугольника передней шкаторины хорды серпа по чертежу и рейкой вычертили шкаторину. Под прямым углом отмерили сторону нижней и, также,  вычертили серп. Ну, а заднюю обрисовали по месту, исходя из количества материала на серп. Сейчас думаю – по длине передней – укоротить около 7-8 см и серп задней уйдет круче.  Наверное,  так и сделаю. Судя по определенным складкам – клиновидные закладки сделали свое дело – пузо реально сместилось к мачте на одну треть от неё. То, что нужно. Конечно, окончательно всё будет ясно только на яхте – какие появятся морщины и складки и причины их вызывающие.

18 июля – окончательно подогнал к фаловому углу заднюю шкаторину. Вычертил ее по лекалу, отрезал всё лишнее. Парус приобрел форму, которая будет в эксплуатации. Теперь дело за подшивой (ликовка),  боутами (усиления углов),  лик-тросом  для передней и нижней.  Боуты на галсовый и шкотовый углы сделал по последнему писку яхтенной моды – т.н. ромашку. Распределение нагрузки с паруса при выбивании шкота и фала – наиболее эффективное. Для пришивания, пришлось парус сложить конвертом, чтобы можно было вращать его по столу. В этом, мне уже помогала матрос 1 класса-инструктор и, без пяти минут  штурман, Наталья Белоконская.  Фаловый угол усилил треугольными боутами с тремя сегментами. Это усиление угла паруса внахлёст тремя кусками дакрона. Получилось хорошо. (Сам себя не похвалишь…)

Ночью встали на якорь в Охотском море напротив залива Пильтун на северо-востоке Сахалина, где нагуливают жир серые киты. Единственное место в мире. Поэтому,  здесь постоянно живут гринписовцы, в основном из Штатов, Германии, Франции. И много всякого народу,  посвятившего свою жизнь серым китам. Вот и мы, уже второй раз, привозим сюда ученых (знакомые все лица). А теперь еще и кучу представителей прессы,  помимо названных,  еще и из Известий. Все они ходят в майках с надписью на спине: – Спасём серых китов! (на англ.). Остается пожелать им удачи, но маловероятно. Рядом находится гигантская плавучая нефтедобывающая платформа по имени «Малипак», рядом с которой,  100-тысячные танкеры – как муравьи. Наверняка, шельф медленно, но верно отравляется.  Сдохнут  мелкие рачки, которыми питаются эти киты – и китам крышка.

А живут киты в этом месте,  именно, по этой причине. Кормовое пастбище. Когда 2 года назад,  наши рыбачки на зодиаке, чуть не перевернулись у берега в накате – начерпали воды до краёв этой надувнушки – после этого,  полный зодиак был этих ракообразных – размером около 1 сантиметра.

В 5 утра, по просьбе старпома,  приготовил зодиак для прессы – снимать китов. Но, как  водится в этих краях – туман и, похоже,  ничего у них не получится. Вода уже ок.14-15 гр. Самая та – для обливания. Наталья никак не желает закаляться, пришлось ее просто облить водой из ведра прямо в одежде. Это я еще её новый плейер (с первой-то,  получки!) пожалел – так, плеснул чуть мимо.

19 июля. Чем хорошо в море, помимо обливания забортной водой – не знаешь,  что в мире делается. Конечно,  радио работает, но прислушиваться к нему некогда, хотя и даже ТВ,  что-то,  в черно-белом показывает. Но это всё урывками – информации нет и это,  совсем даже неплохо. В Пильтуне сплошной туман. Днем увезли на берег, которого не видно, всех корреспондентов и часть науки. Но, меньше народу, от этого не стало. Стоять будем здесь до 3 августа. Воды ок.300 тонн. Хватить должно, но при местном отношении  – всё может быть. Одни угрозы старпома по трансляции и его призывы – беречь воду и т.п. – кадетам, как тому самому, мертвому,  припарки. А уж посторонний народ – ученые и пр.- совершенно уверены, что на барже такой же водопровод, как в столице.  Пока не поздно, надо вводить режим нежесткой зкономии – только на гальюны и в систему, утром и вечером, с запасом воды для камбуза и моек. Повара воду, по-моему, вообще не выключают – льется беспрерывно. То же – и в мойках, что при столовых – из крана льется непрерывно. Неизвестно еще,  что творится в машине. Наверняка утечек  у них предостаточно. В общем – баржевизм – неистребим!

Весь день занимался шкаторинами. Но,  к концу дня, только закончил подшиву с лик-тросом для передней. (Подшива – узкая полоса дакрона, которой обшивается шкаторина.  Внутри неё пропускается стальной трос, который и называется лик-тросом.  Процесс подшивания к парусу называется ликовкой).   Много времени  ушло на возню с люверсами. Еще в период подготовки к кругосветке приобрели 200 люверсов латунных в хроме и 50 большего диаметра из нержавейки. Но я тогда, понадеялся на комплекты своих пуансонов и матриц, и пролетел – они, чуть, не подходят – люверсы набиваются, но с трудом и коряво. Вчера попался в коридоре Юрьевич (СЭМ – старший электромеханик  Лубнин Николай Юрьевич – с большой буквы: – Мастер – золотые руки. И мой друг, при всём – при том).  Я ему и пожаловался на это дело. Ну и закрутилось. Он сам на токарном станке проточил новые формы, извели сколько-то, люверсов для пробы. Причем пришлось укорачивать корпуса крупных люверсов  для наших более тонких боутов.  Но, что-то – получилось. После ликовки шкаторин,  буду набивать – увидим окончательно.

Сильно похолодало. Вода оказывается 10 гр. То-то же, Наталью слегка парализовало от моей шутки – а мне, и невдомек. Почувствовал только сегодня утром (20-го), что вода, действительно,  холодноватая – стынут щиколотки и кисти рук. Но это и замечательно – где еще,  летом найдешь – вот  такое.

20 июля – всё тот же туман и зыбь, которая даже на якоре покачивает баржонку.  Боцмана ползают со штангельциркулями по стоячему такелажу – замеряют износ фордунов и вант. Особенно он сильный в местах заземления. При очень легком обивании ржавчины, в этих местах видно невооруженным глазом,  утонение проволок троса. Критерий износа – 6 %, и, похоже,  что всё это хозяйство подлежит замене. Боцмана говорят, что из фордунов (это стальные троса до 26 мм толщиной, удерживающие мачты к бортам и в корму)\ вытекает вода при этой работе – прямо изнутри сочится.  Это – что-то, новое. Если троса проржавели изнутри, такое вполне вероятно. Ведь лопался на фоке шкот марселя в 14 мм – на вид вроде нормальный, а внутри гнилой. Такое возможно и здесь. На бушприте обратил внимание на состояние бакштагов – ржавчина отлетает пластами на открытых местах. (Бакштаги – здесь правильно – ватер-бакштаги – стальные тросы от бушприта к бортам).   Значит под бензелями на них – дело, ещё  хлеще (бензель – марка, которой к бакштагам бушприта крепится подбушпритная сеть). Но утлегарь-бакштаг и бом-утлегарь-бакштаг – на вид получше (всего – по три бакштага с каждого борта и это названия их, на бушприте, в сторону нока).  А,  в общем, похоже, Надежда обречена. Никогда бурса денег на полную замену этого такелажа не даст, тем более, такой трос надо заказывать в Корее. Да и без толку менять только ванты с фордунами. Надо проводить колоссальную замену трубопроводов всяко-разных – ясно, что никто на это не пойдет. А уж про машину с ее потребностями, лучше и не упоминать. Так что, Надька дохаживает свой последний сезон. Да и кому, в нашем странном государстве, дело, до какой-то учебной баржонки. Самолеты дикой стоимости с новейшими подводными лодками гробятся, чуть ли не каждый день – не успеваем флаг на корме приспускать по трауру.  Жаль, конечно, что и моё время уходит с диким свистом. Никакого закаленного здоровья не хватит пережить этот вечный отстой. Ну, а пока, продолжаю парусные дела свои. Вчера в подшивы передней и задней шкаторин вшил на прямострочной  машине лик-трос 14 мм. Сегодня всё это поставил на свои места. Получилось. Обликовал заднюю шкаторину. В процессе ликовки пропустил булинь по ней 2 мм (тонкая веревочка, которой можно подобрать заднюю шкаторину на определенный ветер)  и он же,  будет проводником для более мощного кончика, если потребуется ее зажать.   Мне сдается, что в этом не будет необходимости, но, вот такой булинёк,  всегда кстати. Осталось – люверсы, лат-карманы и фаловая дощечка.

Объявили о режиме экономии воды. У нас, на жилой твиндечной палубе заперли душ и сняли шланг в прачечной. Пришлось утром мыться в прачечной напрямую из трубы. Но мой расход – мизерный, чисто, как в бытность в подводном флоте. И сдается мне, что на этом,  вся экономия воды (только на палубной команде) и закончилась. А там, где она лилась, ничего не изменилось.

21 июля – извоз ученых на постановку  донных баз со спутниковыми антеннами – вехами. Первая ходка на зодиаке перед обедом на 2 мили курсом 200 градусов (вдоль берега).  Но сплошной туман. Только отошли от Надежды – все ориентиры исчезли. Только компас и наведение по курсу с  Надежды, т.к. нас, им позволяет отслеживать локация,  на установленный у нас  радиолокационный отражатель. И то, пока мы были в мертвой зоне, нас они не видели. На зодиаке 4 человека  вместе со  мной, донное устройство, веха, привязанная к правому борту во всю длину и, выступающая как бушприт. Масса кабелей,  кухтыль,  поплавок с отражателем, цепи для груза под веху, гидрофон в метровой треноге, ручной лот для замера глубины в месте постановки, вёсла, отпорник, бензобак и куча всяких веревок. Идти приходится против волны, которая ок.1,5 метров,  но, относительно пологая. Но, поскольку приходится неотрывно смотреть в компас, отдельные волны достают нас кучей брызг, т.к.  уваливаться иногда не получается. Только отвернешься от компасной картушки, тут же зодиак начинает уходить с курса. Мотор Ямаха – 4-х тактный мощный (30 сил) – приходится постоянно одерживать влияние гребного винта. Левая рука постепенно начинает затекать от напряжения. На шее на ремне рация, сама она в правом кармане куртки.   То и дело,  с судна передают поправки к курсу, приходится отвечать подтверждение – всё это – тоже отвлекает от рулежки по компасному курсу. Так что,  видимо, петляем как зайцы. По пути прошли место с характерным сероводородным запахом. Позднее я выяснил, что в этом месте кит выдохнул свой фонтан.  А т.к. он, существо биологическое, то и запахи, не очень  чищенного рта, ему присущи.  Рано или поздно пришли в точку. Замер глубины, пошел в воду гидрофон, затем донное устройство, кабель и веха с кухтылем и поплавком. Несколько галсов вдоль этого забора – 200 м туда-сюда (для проверки гидрофона) – и пошли домой. По компасу курс 30, а навигатор GPS показывает, что надо правей гораздо. У ученых сомнения в правильности показаний. Но я, в свое время, собаку съел на этом приборе в наших яхтенных походах – повёл зодиак по спутнику,  и вскоре появились контуры Надежды.

После обеда занялся изготовлением  фаловой  дощечки для паруса – получилось вполне прилично (это на фаловом углу паруса, т.е. верхнем, за который он поднимается фалом, делается дополнительное крепление с  двух сторон боута из нержавеющих пластин). Только успел, частично,  посадить ее на заклепки с помощью Натальи, как снова вызвали к зодиаку на вторую постановку. Погода вдруг наладилась. Отличная видимость – наконец-то,  увидели глазами берег косы залива милях в 5-ти от нас – весь песчано-пологий нескончаемый. Далее всё повторилось.  Только на сей раз, надо было везти всё это хозяйство на 4 мили, тем же курсом. В хорошую видимость, хотя ориентиров, по-прежнему,  никаких не видно, полоска берега с зодиака, едва угадывается, всё равно,  рулить несравненно легче, чем в тумане. Даже ориентироваться относительно направления волн. Хотя они стали весьма поболее. Так или иначе, вскоре нашли первую свою постановку – всё на месте, получили сообщение, что станция жива и,  что-то там сообщает (кстати, в Москву и Америку через спутник) и пошли дальше. Пришли в точку, из которой была видна эта плавучая буровая, из-за которой весь этот сыр-бор с серыми китами. Поставили вторую базу и пошли к Надежде.  По волне, я рукоятку газа на этом новом моторе вывел до упора и облегченный зодиак полетел глиссером.  И вот тут,  впереди,  чуть слева ударил фонтан (метрах в 50-ти), показалась китовая спина – вся коричневая, плавно изогнулась, поднялся хвост, такой своей характерной гигантской ластой и очень медленно ушел в воду.  Скорее машинально, я зодиак подвернул в сторону от этого приятеля – настолько завораживающим было это зрелище. Когда кит исчез, первым делом,  ключ от двигателя перевесил на кисть руки (кончик, к которому прикреплен ключ), чтобы,  если вдруг,  киту вздумается вынырнуть под нами, мотор бы заглушился, если мы улетим от этой встречи за борт. Но больше мы кита не видели. Где он в очередной раз вынырнул – только он сам знает. Киты могут под водой находиться больше часу и нырять на глубину более километра (где-то читал).

Подлетели к борту, зодиак подняли вместе с нами, ученые вышли. Я же начал отстегивать отражатель, он мешал поднять лодку на палубу, равновесие нарушилось, зодиак опрокинулся, встал вертикально, вода из него водопадом улькнула вниз, я вцепился в стропы и встал на транец.  Старпом поседел, но ничего страшного не произошло. Кроме набранной воды за борт ничего не ушло, вернули нас в горизонталь и на этом приключения закончились. Как сказал Аносов Н.М. (старший штурман) – обратно мы шли со скоростью 16 узлов.

22 июля. Погода установилась. Поменяли на зодиаке мотор, т.к. у нового ученого мотора надо менять масло. Перед обедом сделал две ходки. Вначале, забрали первую базу. Когда к ней шли – чисто по правилам МППСС разошлись с китом, который метрах в 70-ти подныривал на пересечку с нашим курсом и пеленг на него не менялся. Пришлось увернуть сильно влево. В рацию заверещали – вправо 30! и т.п.  Объяснил им, что расходимся с китом – у него правый галс. (На мосту, никак не могли врубиться).  Чуть позже, впереди, увидел что-то, похожее на консервную банку, удивился, но тут банка широко открыла глаза и нырнула прямо под зодиак. Нерпа! За две ходки, как раз, до обеда забрали обе базы. Киты держатся ближе к берегу. Видны только фонтаны. После обеда снялись с якоря и куда-то пошли севернее,  на  новое место. В парусной занялся люверсами на гроте. Пришлось идти к точиле, чтобы подрезал под толщину боутов. С использованием новых пуансонов, что выточил Юрьевич – в общем получилось. Только сделал заготовку лат-кармана – снова позвали на зодиак, отвозить донное устройство без вехи. На сей раз, прямо в берег – хорошие ориентиры, практически в компас смотреть не надо. Но с китами получилась напряженка.  Один устроился прямо поперек нашего курса, пришлось его огибать. Когда вечером повезли вторую базу – возникли проблемы с наведением нас на место. Вначале, зачем-то вывели к первой постановке, от неё велели повернуть на 90 градусов, после,  еще куда-то – стало понятно, что вахтенный помощник запутался. Все эти маневры происходили в условиях, мягко сказать – экстремальных. Для начала,  рядом совсем, объявился справа кит, шумно дышащий и лениво помахивающий пятиметровой ластой.  Понять его намерения никак не удавалось – то он от нас, то вдруг перед нами (может он не один был?).  Пошли, было, от этого соседа влево, но тут вообще офонарели – два треугольника прямо перед нами,  размером с гаражные ворота. Касатки! Когда, они синхронно показали свои спины,  как-то,  стало непонятно – в чьем же,  сероводородном выхлопе мы плывем – в китовом?  А, может,  в своем? Длина их была не менее 8-ми метров! (Уж на торпеды – то, я насмотрелся в своё время). К счастью, они пересекли наш путь и не обернулись.  А мотор я сбросил на самые малые обороты и мы ползком – в сторону кита, по принципу выбора из двух зол. В данном случае – кит,  как деревенская тёлка – милый и ласковый. А о свирепости касаток известно давно, в т.ч. и из наблюдений известного исследователя Дальнего Востока Арсеньева В.К.  А также,  они, как и нерпы,  известны своим любопытством и поиграть с зодиаком – их хлебом не корми. Вот в таких страстях мы вышли по наведению в точку, поставили базу и обратно вернулись без особых проблем, но смотрели по сторонам бдительно. На судне стали свидетелями скандала по радиосвязи с судном Профессор Богоров (НИС).  Оказывается Надежда стоит на якоре на их изобате и мешает их мониторингу. Измеряют они шумность – тоже о китах заботятся. Только деньги им платят за заботу хозяева этих буровых. Считается, как бы они, контролируют экологию в этой зоне. Попробовали бы, эти богоровцы, дать плохую информацию. Да  и, как известно про семь нянек, я думаю – так будет и с китами. Все о них заботятся, а рядом с нами сейчас (в 2-х милях) устанавливают новую нефтеплатформу.  Да еще будет трубой соединена с первой. И всё это – прямо на китовом пастбище.

23 июля.  Штиль как никогда. До обеда никаких действий. Раскроил латкарманы, пришил, вставил латы. После обеда поехали снимать вчерашние базы. Погода ввела в заблуждение своей похожестью на жаркое лето.  Когда полетели на зодиаке, пошел дождь, типа летнего грибного, и на ветру от движения, было не очень-то комфортно, в одном комбинезоне. Ни одного фонтана, такое впечатление, что киты ушли. Сдали базу, посадил в зодиак Наталью, переживавшую, что китов не увидит, а также, шефа этой научной группы Александра Ивановича.  Ещё,  Юрия Ивановича – специалиста по этим донным устройствам и пошли за дальней станцией, которая почти у берега и до нее около 5-ти миль. Подняли базу и в это время увидели, что южнее,  около мили – несколько фонтанов. Пошли в эту сторону. Кит почти не нырял, а плавно, не показывая хвост, перемещался. Зашел к нему со стороны хвоста и чуть правее,  и пошли ему параллельным курсом. Расстояние до него около 10-ти метров. Иногда он скрывался полностью под водой, но через некоторое время снова показывал свою спину с характерным выдохом. И вдруг, прямо перед нами, метрах в 5-ти появилась широченная гигантская спина. Можно в деталях было рассмотреть и пересчитать каждый позвонок. Мощнейший выдох с таким, почти, рёвом. Мы все слегка опешили.  Благо мотор работал на минимальных оборотах,  т.к. профессор снимал всё происходящее на камеру и кит продолжал плыть впереди нас. Я чуть отвернул правее и тут, рядом с этим китом, вынырнул еще один, и еще один. Целое семейство. И не спеша они продолжали идти вперед  с периодическими короткими подныриваниями. Причем без фонтанов. Как объяснил потом специалист – они не питались, а забавлялись. Так мы и шли, бок о бок,  довольно продолжительное время,  где-то вдоль берега. В это время позади слева послышался еще один мощный выдох. Совершенно, гигантских размеров кит,  двигался прямо в нашу сторону.  До него – около 20-ти метров. Я прибавил газу, пошел на разворот вправо от гипотетического китового курса и, только мы отскочили в сторону,  как кит вынырнул прямо на нашем кильватерном следе – месте,  где мы только что были. На всякий случай,  я предупредил народ, чтобы держались за всякие поручни на зодиаке изо всех сил. Если нас подбросит – удар не должен быть, уж очень сильным, но вылететь можно. Все вцепились.  Юрий Иванович, сидевший на носовой банке – ближе всех к китам – взмолился – хватит искать на ж… приключений,  пока в этом китовом  зоосаде не нашелся,  какой-нибудь Моби Дик.  Дельные слова, но азарт охотников ничему не внемлет. Подвернул зодиак и снова пошли к этой группе. Еще раз, прошлись рядом, и опять один из китов вынырнул на нашем следе метрах в 10-ти от нас.  Достаточно андреналина на сегодня!

Отвернули и пошли к Надежде. И видимо, сегодня, просто какой-то китовый хоровод. Уже недалеко от судна – слева два кита заныривают с фонтанами и справа один. И всё это – прямо на нашем курсе. Прошли между ними, в том самом, характерном сероводородном облаке. Наталья счастлива. Шеф, чего-то там, наснимавший – доволен. Юрий Иванович в легкой прострации от пережитого (по-моему, насмотревшись вблизи, он к китам, как-то, недоверчиво стал относиться).  А я думаю – это же надо – какие ещё организмы живы на Земле. Понять это возможно, только увидев их вот так – непосредственно рядом, в их родной стихии. Да разве можно сравнить стоимость этой буровой со всей ее нефтью с этим всплеском первобытной жизни! Вот так, я вдруг «позеленел».  Я, в общем-то, всегда относился к океану с уважением, но тут, просто проникся.

24 июля. До места постановки очередных баз по ученому прибору – 5 км. Утром сделали первую ходку – поставили одно устройство. Снова встретили 5 китов – один справа по курсу – пришлось затормозить и ждать, куда его понесёт. А слева, вначале два, потом рядом ещё два фонтана, этакое жизнерадостное сопенье (что-то,  от паровозов в детстве, когда они пар стравливали рядом с домом). Вахтенный помощник начал корректировать наш путь к точке – прямо в эту столовую! Осторожно подползли и занялись постановкой метрах в ста от этих ныряльщиков. А эти ребята,  так и резвились неподалеку. На второй ходке после обеда уже китов не попалось и даже по всему горизонту ни одного фонтана.

В паузе между этими делами продолжал заниматься гротом – нашил лат-карманы, вставил латы, прошил насквозь кончики лик-тросов по шкаторинам и, под конец, нашил усиление из ленты для люверсов шкотового и галсового углов.  Прожег через фаловую дощечку  отверстия в дакроне под скобы – готово!  Обнаружил, что кто-то, брал мои резаки для дакрона и сильно их поуродовал.  Наехал на боцмана, но тот клянется, что видел их уже такими. Странно в высшей степени.  Барабашка,  что ли?

После обеда поставили там же, еще одну базу – спутниковую, и еще одну на две мили севернее. По возвращении, взял боцманов, Наталью, которую боцман поставил на обивку ржавчины в районе бизань-палубы  (и по всякому, изъявлял ей свое недовольство, что она была вчера с нами на зодиаке – дескать,  ты не курсант любопытствующий, а матрос, работающий за зарплату,  и всё такое. Пришлось её  защищать от этого прораба) и со всей этой компанией вынесли грот на бак.  Подняли его мастыркой (грузоподъемным ручным устройством для подъема парусов через шахту парусной мастерской), растянули нижнюю шкаторину,  и я сразу увидел, что парус  удался! Всё как влитое – аккуратное пузо без морщин размером, именно,  что нужно.  Латы четко держат заднюю шкаторину – может быть,  не мешало верхнюю лату сделать покороче, но, когда парус будет  в лик-пазе мачты – всё должно быть нормально. Чуть, в одном месте по задней,  нарушена  звольвента, скорее всего на машине не уследил за прилеганием подшивы.  Но, заметно, только опытному глазу, так что – непринципиально. Всё. Теперь за стаксель.

Вечером поехали за первой базой. С нами напросился фотограф и ему повезло,  были 2-3 кита. Когда донную базу подняли на зодиак – минут 15 гнались за китом, что был ближе. Очень близко подойти не удалось.  Я опасался его обогнать, когда тот уходил под воду, но метров с 50-ти фотографу,  что-то удалось заснять, обещал поделиться. Хвост кит показывал активно. Сильно надоедать ему не стали. От Надежды в полосе тумана только верхушки мачт видны. Засёк направление по компасу и вовремя – туман всё закрыл, но вышли мы точно к борту, наведение не понадобилось.

25 июля. Рейсы на зодиаке решили делать в 2 часа дня и в 7 вечера. С утра поручил Наталье нарисовать на миллиметровке чертеж стакселя. Разбили его по полотнищам, добавили серпы – по передней – верх отрицательный в первой трети, низ положительный. Но, убавил в 2 раза рекомендации по их величине-стрелке: – мачта недостаточно длинная. Задняя – отрицательный серп, нижняя – положительный. Просчитали ширину клиновидных закладок из расчета 1,5% от длины шкаторин. Длину по полотнищам взял произвольно, соединил исходные точки плавной кривой для пуза, под нечто,  типа гибрида из первого номера стакселя и генуи.  Пусть этот парус будет более эффективным на полных курсах, начиная с галфвинда (ветер в борт под 90 градусов).

В 2 часа поехали за первой базой. На месте ее не оказалось. Крутанулись, осмотрелись, увидели нечто на горизонте. (Я еще раньше засёк эти точки, но мои соседи по зодиаку решили, что это – очень далеко и не может быть). Оказалось точно – спутниковая веха. Пока к ней шли, с борта подтвердили, что идем к изделию – наконец-то,  по локации они ее идентифицировали. В расстоянии, переданном мною на Надежду – тоже не ошибся – 5 кбт. (Почти километр!).  Это, кому-то,  может показаться – подумаешь расстояние 5 кабельтов!  Но в зодиаке, на уровне воды, горизонт, как раз, на этой дистанции. Сделали всё что нужно, вернулись. Видели одного кита, активно размахивающего хвостом,  на расстоянии этих самых 5-6 кбт,  южнее нашей точки. Недалеко от судна двигатель начал работать с перебоями, доползли ползком. Бензин с водой и всякой мутью,  для 4-х тактного мотора недопустим. А боцман вчера слил остатки из бочки, правда через фильтр, которые я видел. Представляли они собой, именно это. По приходу бензин слили, бак вытрясли и залили чистым бензином. Сбросил зодиак на воду и со вторым помощником опробывал  его на ходу вокруг судна. Как часы!

После ужина на рабочем зодиаке ушли искать китов – руководитель московского отделения Общества защиты диких животных Гриша Цидулко  с американцем и еще, какими-то операторами. Григорий – совершенно замечательный молодой человек,  фанатично преданный своему делу. Он уже не раз участвовал в подобных экспедициях и знает, как вести себя на зодиаке в стаде китов – не понаслышке.  Я же приготовил фаворит (одну из штатных надувных дежурных шлюпок), установил на нем компас и отражатель и мы поехали с очередной спутниковой базой. Почему-то,  долго не могли нас  навести на новое место постановки. Шныряли туда-сюда. Поставили. В тумане вернулись по компасу,  иногда подглядывая в навигатор GPS.  А Григория еще нет. И на связь не выходит. Туман. Помним, что с двигателем была заморочка. Матерятся на мостике. А я им говорю – сами виноваты – надо было, обязательно, назначить с ними члена экипажа для связи. Пусть они сами рулят и пр., а связь и элементы навигации должен обеспечивать наш человек. Но убедил, что с мотором всё в порядке.  До темноты эта  экспедиция вернулась. Здесь белые ночи покруче,  чем в Питере. Сегодня дни рождения: – капитана Надежды, одного из наших матросов и незабвенного, ныне покойного Михалыча – капитана нашей яхты «Сапфир» Прядко Виктора Михайловича,  с которым пройдены  тысячи  миль в крутых яхтенных походах и в многочисленных гонках. Вот уж действительно  – жизнь – это миг между прошлым и будущим…

26 июля. С утра с Натальей кроим 5-ти унцевый дакрон (вес парусного материала измеряется в унциях – англ. мера. Но, м.б. и в граммах на кв. метр). на стаксель. Площадь его почти в 2 раза больше, чем грота. Я размечаю – она режет. Дело кропотливое и идет достаточно неспешно. Ошибаться нельзя, т.к. остаток рулона полностью ушел на полотнища, а новый раскрывать я не хочу. Пришлось полотнище ниже центрального шва,  даже, надставлять. Возня эта заняла время до отхода зодиака. Думал, что боцман перехватит и сам пойдет, т.к. днем его срочно вызвали к фавориту, после того, как ушел с гостями зодиак. Я подумал – не случилось ли чего, и тоже вышел на палубу. Точно зодиак возвращается – какие-то проблемы с двигателем, а им идти в залив к маяку – это около 15 км в одну сторону. Что-то Грише – научному руководителю по китам – не понравилось в работе мотора и он вернулся. Спустили фаворит, добавили в него еще бак с топливом  и они пересели из одной лодки в другую. А в зодиаке боцман поднялся на борт.  Конечно,  ему хочется походить с учеными на постановку-выборку  донных баз – со стороны это кажется таким замечательным развлечением. На самом деле,  это довольно напряженная работа, потому как надо точно выходить на точки постановки, которые минимально – на 3-х милях удаления от судна, да и друг от друга. Рука от постоянного подправления курса затекает, т.к рукоятка газа подпружинена и неслабо, т.е. пытается вернуться в исходное состояние. Двигатель за счет вращения винта всё время подворачивает зодиак в сторону и надо постоянно с ним бороться. Одновременно надо держать связь с бортом по рации и смотреть за компасным курсом. Постоянно помнить про китов и посматривать, чтобы ненароком не налететь. Нам сильно повезло с погодой по сравнению с прошлым разом. Тумана в последние дни почти нет и море,  относительно спокойное. Можно брать ориентир по берегу, если виден или по облачку, и идти не сбиваясь с курса. И всё равно,  это не так просто, потому как дистанция перехода в одну сторону  5-6 км, и близко не сравнится с нашими обычными разъездами от судна к берегу на рейде во Владивостоке.

Но вызвали после обеда на зодиак меня и снова мы пошли на точки. Море забурлило, волна против течения резкая и крутая, так,  что мы вымокли еще не начав работать. И деваться некуда – против волны. Шел самым малым ходом.  Обслужили одну точку, перешли в другую – поставили спутниковую базу. Потом,  длинный переход по волне в 5 км (вынужден применять береговой сленг,  т.к. навигационный прибор у них настроен по береговому)  до 3-й точки.  Перед ней близко увидели кита, сбросили ход, т.к. из-за волны было непонятно,  куда он нырнул, но так и не дождались. Проверили состояние вехи и долго-долго,  против волны,  возвращались на судно. Пришли все мокрые.

27-е. Приличная волна в 1 – 1,5 метра с пеной. Ветер  около  12-14 м/с. На зодиаке работать проблематично. Весь день посвящен стакселю. Полотнища нарезаны, клиновидные закладки вырезаны. Начали с Натальей их стыковать и сразу полезли карлики.  Пришлось, и перекраивать,  и сшитое распарывать. Вдруг перестал держаться в своем гнезде иглодержатель.  Хорошо, что собака съедена и не одна на этом деле – понятно куда лезть,  и что делать. Но тем не менее позвал Юрьевича – старшего электромеханика, который тут же разобрал весь этот узел, переточил,  какой-то крепеж и всё заработало. Чешской швейной машине «Минерва»  лет 40.  Она  была в свое время выменена на Зингер, что прилагался с судном при постройке, но мало подходил для работы с парусами. Осталась инструкция по этому Зингеру, на котором  всякие бюстгальтеры, наверное,  шить бы и можно, но не двухсоткилограмовые паруса. Сейчас производство этих бывших  чешских машин перекупила немецкая фирма Адлер и выпускает их под своим именем.  В т.ч. и чисто парусные, что я видел в Гданьске у Войтовича (Тадеуш – директор сервисного парусного центра).  Так что,  эта наша древняя машина исключительно мощная, хотя иногда и капризная. Вчера случайно нитку перекрутил на полный оборот, где она тормозится щечками – получился просто идеальный нижний шов. Еще удивился, что это она так туго идет с катушки.  Но такое натяжение способна выдержать только парусная нитка. Недаром катушка стоит 2 тыс. рублей. К концу дня сшили  4 полотнища. Семиметровые швы даже на 5-ти унцевом лёгком дакроне идут не так просто.

28 июля. С утра первый рейс на зодиаке к двум станциям. Все расстояния 5-ти километровые. Неудивительно, потому как Надежда стоит вне района  кормёжной  зоны китов. Видели один фонтан далеко. Следом второй рейс – пошли к южной станции с начальником научной  группы Александром Ивановичем, который снимал на камеру китов в тот самый раз, когда мы крутились в их стаде.(Кстати съёмки обещал, но что-то, не до них).  Вот ему везёт на китов. Где-то рядом на расстоянии 50-70 метров,  они то ныряли, то просто лежали со своими паровозными вздохами – снимай – не хочу. Что тот и делал. Но в момент, когда он убрал камеру, вдруг буквально рядом, один из китов выпрыгнул свечкой из воды, встал на свой хвост, какую-то секунду завис и всей своей многотонной тушей рухнул в воду. Зодиак качнуло изрядно.  Зрелище незабываемое. Жаль,  конечно, что никто не заснял. Был бы кадр века.

После ужина пошли  в очередной рейс и я взял свою видеокамеру. Сделали, что надо со станцией, увидели фонтаны сильно южнее – пошли туда,  заодно для проверки координат станций береговой группы.  Вышли к своей первой станции – здесь, кормежное место китов, и не ошиблись. Удалось заснять несколько хвостов и всяких китовых спин с фонтанами. Но конечно,  не так близко, как в тот самый раз. Нас начала торопить съемочная группа  с судна, пришлось возвращаться, да ещё против мелкой волны. Чуть ли не час шли обратно. По приходу, срочно загрузили станцию и пошли в новую точку. Делать это надо было быстро, так как станция начинала работать через 40 минут и должна была находиться в воде на позиции. Ждать киносъмщиков мы не успевали. Быстро долили в бак бензин, сбросились на воду и полетели. А те,  на фаворите должны нас были догнать, но ничего у них не вышло. Пришли в точку по координатам. Странная точка – совсем недалеко от строящейся платформы. Рядом,  какие-то буксиры, плавает буй непонятного назначения. Отскочили от него метров на 500-600 и поставили свою станцию. Пока возились с этим делом,  рядом объявился морской котик метрах в 50-ти. Я ему посвистел по-мышиному,  так он из воды  приподнялся по самые свои плечи, если можно так сказать. Удалось этот момент заснять. Кстати, на днях один из котов подплывал прямо к борту. Двухметровая детина – необычайно грациозная. На боку у него шестизначный номер крупными цифрами.  Я вначале подумал, что это шрамы от касаток, но нет – точно цифры. И наконец-то понял, почему их так называют – морда у него – чисто кошачья. И близко нет на ней от чего-то водоплавающего, к примеру,  как у нерпы. У борта он так вальяжно растянулся, задрал голову, видимо, когда-то был прикормлен. Но ничего не дождался и нырнул своей дорогой. Антон успел вслед ему щелкнуть фотоаппаратом.  Вышел на связь фаворит со съемочной группой. Не могут нас найти. Мы им дали направление и вскоре увидели.  Встретились. Поменялись лодками. Т.к. им надо к китам с малошумным 4-х тактным двигателем, что установлен на зодиаке. А на фаворите стоит наша новая Ямаха, таких же сил, но шума от нее больше. Переместились из лодки в лодку,  поснимали друг друга и разбежались. Всё это время Наталья, оставшаяся одна в парусной, боролась со стакселем. И победила. Пришила все полотнища на машине. В какой-то свободный момент, я ей подсказал, как перезаряжать нитки и пр. мелочи и дело пошло. Осталось вынести эту заготовку на палубу и разметить под шкаторины.

29-го в полшестого утра пошли на зодиаке за вчерашней вечерней станцией, т.к. у ученых возникло опасение, что ее загубят буксиры и прочая тамошняя активность. Туман. Но к станции вышли точно по спутниковому навигатору.  К Надежде вернулись по показаниям прибора, но на месте, в точке, что он нам показывал – судна не нашли.  Видимость около 30-50-ти метров. Пришлось вызывать мостик на связь и наводиться, что тоже оказалось не просто, так как мы попали в тень локатора.  Отскочили, пока нас не засекли и не вывели на курс. GPS вывела нас точно, но за ночь Надежду развернуло на якорной цепи и этого в тумане хватило, чтобы мы её не нашли на месте. Через некоторое время  вышли за северной станцией, что в 4-х милях от  судна. Зыбь, но волны нет – пролетели быстро. Китов не видно, всё тот же туман. Попалось несколько нерп. По наведению с судна и GPS вышли точно на вешку. Обратно – видимость стала улучшаться  и Надежду увидели с 2-х миль. Пользуясь почти сухой погодой,  вынесли сшитую Натальей заготовку стакселя на палубу бизани. С помощью самодельных лекал прочертили, при участии половины палубной команды, шкаторины. Всё попало, практически, в заданный размер. Ученые начали собираться на двух лодках,  в какой-то затяжной поход. Предложил боцману – тот с охотой согласился. А то, я совсем зодиак узурпировал. Но не очень Андросову  повезло. Пока собирались – погода еще держалась. Что-то у них не настраивалось, выход всё время откладывался, туман, волна и вышли они только после ужина и действительно болтались, где-то, часа четыре.  Обратно, чтобы нашли Надежду, им подавали гудки тифоном.

30-е июля, воскресенье, День ВМФ. С утра начали собираться на переход, ближе  к эаливу  Пильтун. То место, где мы находимся и обитают киты – это Охотское море. А сам залив – это похожая на речку  длинная узкая полоса воды, отделенная от моря песчаной косой. Там, как положено,  стоит маяк, живет маячная обслуга и, там же, лагерь всякого рода защитников этих китов. Залив соединяется с морем узкой горловиной, мелкой и опасной даже для мотора надувных шлюпок,  т.к. не зная фарватера, под двигателем не пройдешь. Постоянный накат с моря, всегда делает эти походы, туда-сюда, достаточно опасным мероприятием.  Два года назад боцман повез наших рыболовов к берегу и я наблюдал с борта в бинокль, как они чудом не перевернулись. Зодиак поставило на ребро, но по счастью, он вернулся на днище. Но те, кто постоянно там обитает – из защитников китов, знают все проходы и без проблем,  ходят туда-сюда. Наша подготовка к переходу заключалась в установке на место пятки гика (нижнее рангоутное дерево для контр-бизани. Верхнее – это гафель) на бизань-палубе, которую местный боцман выдернул из пальца для ремонта. Прицепили кучу всяких талей и всей палубной командой это дело победили. Пока побеждали – сумел позвонить домой и Шадрунову. Сотовая связь на грани устойчивости и то,  благодаря поселку американских нефтяников, которым здесь принадлежит всё.  В тв – программе «Момент истины»  я слыхал, что им это месторождение подарили навсегда, пока не истощится, в обмен на инфраструктуру, которую те,  должны делать со своих прибылей. Но, что-то не видно, что Сахалин стал Эмиратами. А вот себе они там построили зоны за колючей проволокой, куда местные, ни под каким видом, не допускаются. Этот поселочек в хорошую погоду виден, как оазис в этой тундре. Видимо, он и будет той самой инфраструктурой, которая останется, когда американцы всё вычерпают. А пока, работает  гигантский трубоукладчик на море, недалеко от нас.  Строится еще буровая и на суше, еще одна  работает с наклонной скважиной. Ночью факелы от сжигания попутного газа освещают всё вокруг. Красивое зрелище. Какие уж тут киты…

Пока переходили к Пильтуну,  вместе с Натальей вырезали шкаторины, подшивы,  боуты и т.п. Пришили боут из 8-ми слоев на шкотовый угол. Боцман весь день,  кого-то возил на зодиаке. Вечером,  во флагманской по традиции, отметили день флота. Капитан издал приказ, но, почему-то,  только про меня одного. Надо отследить – если повесят на доску объявлений – быстро его снять, никаких паблисити мне не надо.

31 июля. Снялись на Корсаков. Должны быть там 3 августа. С обеда аврал – подняли косые. В парусной пришивание боутов. Закончилась двусторонняя клеящая лента. Проблема – чем их лепить к парусу. Можно и без нее, но сложнее. В паузе плели гаши для швартовов на 8-ми прядном тросе.  Боцмана грота и бизани против меня, фока и Натальи. Мы сделали 8 пробивок, те – всего три. Но проиграли мы, так как оказалось,  в замке одну прядь неправильно завели, хотя это и непринципиально.  Переделаем.  Аврал после ужина на убирание косых. Народу на фоке немеряно, но укатывать некому. Боцман фока из  штанов выпрыгивает, но толку мало. Надо было перед этим делом объяснить, что делать, а так – не можешь – сам лезь на бушприт. Я попытался встрять, но бесполезно,  плюнул, ушел на мостик.  Кое-как укатали – сверхбезобразно.

Переписал у ученых видео о наших разъездах на зодиаке. Надо же – не взял из дома кабель для цифровой камеры, подумал – зачем он нужен. Пришлось через програмку из ХР заносить себе. Посмотрел у старпома небольшой фильм, как японцы добывают китов. Зрелище не для слабонервных и сверхмерзкое. Это съемки гринпис.  Эскимосов понимаю, которым раз в год разрешается добывать одного кита, но этих технократированных ребят с узкими глазами – отказываюсь. Рыбы, что ли мало.

1 августа. Идем под двигателем, ветер с юга. В лавировку – нет времени. Спешим за водой, которой по приходу дадут 100 тонн, потом уйдем на 4 дня на якорь, будем ждать Букина Олега Алексеевича (главный научный руководитель во всех экспедициях на Надежде – профессор, доктор наук).  На якорь, потому что место у причала, займет какой-то грузовик. Погода мокрая, поэтому боцман нагрузил всех, всяко-разным, внизу. Мы с матросом-инструктором  Натальей отправились разбирать и мыть зодиак. Вытащили весь его каркас, резину подвесили на лебедке. Раскатали шланг для полива палубы,  и я его напором воды весь окатил. Принесли горячей воды из прачечной и протерли всё,  что можно, т.е. обессолили. Нашли в днище протертую дыру в месте, где касаются его головки болтов под рым для стропов. Они хоть и гладкие, а всё равно, от времени,  протерли покрытие насквозь. Но затонуть от этой дырки, мы бы никак не смогли – настолько она мала. После этого пришивали с Натальей боуты на галсовый угол.  Боуты она выкроила от души с циркулем – вот уж точно, ни у кого таких нет. В общем-то,  это легкий выпендреж с моей стороны – можно было упростить всё. Но надо, чтобы хоть этим, выделиться. Закончилась лента  и пришлось весь набор  удерживать с помощью скотча. С фаловым углом было еще сложнее – длинные усиления и пакет из 10-ти накладок, но всё получилось. Завтра – за лик-трос.

2-е. С утра с Натальей распустили свою гашу на новом швартове и переплели по-новой. Получилось хорошо, а так, на прежней гаше,  одна прядь в замке не туда пошла и портила весь вид.  Наталья,  по-моему, вначале не очень хотела переделывать эту работу.  (В принципе,  держалась бы и та гаша – еще бы – 8 пробивок!).  Но, потом увлеклась и пробили все распущенные пряди до самого их конца. Далее по одной,  связали крайние через одну  бензелем  и получилось, конечно же лучше, чем у всех.  Днем закончили с боутами, Наталья выкроила и сама пришила на машине банты (продольные усиления – накладки) под люверсы карабинов на передней шкаторине. Я выбрал нержавеющий трос – 13 метров для лик-троса передней шкаторины.  Заплёл его на самодельный коуш из латуни (коуш – опора для огона).  Какое-то время, думал – по свивке троса или против неё делать огон. Решил, что по свивке получится плотнее (коуш  фалового угла небольшой – только под палец такелажной скобы). Сейчас думаю, что надо бы – против. Хотя,  из-за вида его, этого и не стоит – всё равно закроется подшивой. Вечером – небольшая отвальная с учеными, которых я возил на зодиаке. Земляки,  как-никак. Тоже из Москвы.  В неё они возвращаются из Южного (Южно-Сахалинск).  Завтра в первой половине дня приходим в Корсаков. Всё-таки, говорят, будем стоять на другом причале все 4 дня.

3-е августа.  Вода резко потеплела. Уже,  при утреннем обливании,  нет того куража, что там, напротив  Пильтуна, когда пятки примерзали к палубе. С утра подготовка к швартовке. В тумане появился порт. Подтолкнули буксирами, подал выброску – ничего, метров с 30-ти добросил. Что-то, еще могу. Пока подходили, по интернету принял письма от своих друзей.  Конечно, много поздравлений  с прошедшим днем ВМФ, много фотографий и открыток. Как обычно, некоторые фотки под мегабайт. Как бы, деликатно объяснить, что интернет у меня далеко не быстрый, а через GPRS-модем… Но принял всё. Стали бортом, непонятно как к антенне, но мегафон, обеспечивающий мой интернет – работает, несмотря на слабый сигнал, и сразу подключает к серверу. Народ отпустили в город. Я закопался с учеными – показывал,  как пользоваться видеопрограммой и никуда уже не пошел. В конечном итоге, проводил москвичей, с которыми установились самые дружеские отношения.  Вчера их шеф – Александр Иванович – скачал мне все свои съёмки про китов и всё, что у него было снято. Теперь можно заняться качественным  монтажом. Наталья обшила усилением нижнюю шкаторину стакселя. Завтра ликовка тросом передней.  Всё у нас получится. Начинаю отвечать на письма.

Далее

Назад

В начало

 

 

 

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 8590


Добавить комментарий