ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

Содержание

ЧЕСТЬ ИМЕЮ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОГРАНИЧНОЕ УЧИЛИЩЕ КГБ ПРИ СМ СССР

КАСПИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. С.М. КИРОВА

КОМАНДИР ШТУРМАНСКОЙ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА

УЧАСТИЕ В ИСПЫТАНИЯХ ТЕРМОЯДЕРНОЙ БОМБЫ В 1961-1962 ГГ.

СЛУЖБА НА АТОМНОМ ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ. ЗАПАДНАЯ ЛИЦА

ТРАГЕДИЯ НА ПЛ К-3

ПОДЛЁДНЫЙ ПЕРЕХОД ПЛ К-42 ИЗ ЗАПАДНОЙ ЛИЦЫ НА КАМЧАТКУ С ЗАХОДОМ НА СП-16

ПЛ К-66 И К-115

ПЛ К-151

ЧП НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ К-66

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671РТМ

ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ В ЗАПАС

 

ЧЕСТЬ ИМЕЮ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

Капитан 1 ранга, И.Г. Галутва

Сентябрь 1957 года… Я стоял на набережной реки Мойки в Ленинграде, недалеко от здания Флотского экипажа и Поцелуева моста («… все мосты разводятся, а Поцелуев, извините, нет…»¹) и думал о том, что, поступив в Высшее военно-морское училище, моя судьба отныне навсегда будет связана с морем и кораблями.

Шел небольшой дождь, капли его падали на лицо и одежду, а мне они казались солеными брызгами от разрушаемых бортом корабля волн морей и океанов, в которых придется бывать.

«Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с тобой»…²

Родился я 6 ноября 1940 года, в Монголии, городе Улан-Баторе, где в то время мой отец, Галутва Григорий Федотович, кадровый военный Погранвойск, выполнял свой интернациональный долг.

Уроженец Черниговщины (род. в с. Костобобры Семеновского района), отец был участником Великой Отечественной войны и боев с басмачами и бандеровцами, награжден многими орденами Советского Союза и орденом «Полярная Звезда» Монголии. (Сейчас этот орден находится в качестве экспоната в Черниговском областном военно-историческом музее). После увольнения в запас в 1958 году в звании полковника поселился на своей малой Родине – в Чернигове.. Умер в 1990 году, на 82-м году жизни.

Моя мама, Галутва Мария Михайловна, родилась в 1914 году в г. Дзержинске Донецкой области. Пройдя весь жизненный путь с отцом, умерла в 1996 году. Похоронена на одном кладбище с отцом в Чернигове…

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

В 1945 году, когда мы жили в Закарпатье, в селе Косино, встал вопрос о моем школьном образовании. Русскоязычной школы там не было, поэтому мама начала обучать меня грамоте по собственной методике, и к шестилетнему возрасту я достаточно хорошо мог читать, писать и считать. После соответствующей проверки я был принят 1 сентября 1948 года на обучение сразу во второй класс школы №2 им. А.С. Пушкина в г. Мукачево. Жить родители определили меня в интернат, где в те годы царила почти военная организация: спальное помещение казарменного типа, распорядок дня. На вечернюю прогулку выводили строем, пели песни военных лет. Таких малолетних бедолаг, оторванных от родительского крова, было в интернате достаточно. Вместе с тем, особых требований воспитатели к нам не предъявляли, была в определенной степени вольница, что сказывалось иногда на нашем поведении.

Потом отца перевели служить в Азербайджан, в горные районы, где школы тоже отсутствовали. Поэтому учиться в третьем классе я был отправлен родителями в г. Ленкорань, и жил по договоренности (на договорных условиях) у незнакомых людей – «в людях», а в четвертом – в Баку, снова в интернате. С системой обучения в интернате я уже был знаком, поэтому подстраиваться под существующие там требования особо не приходилось.. Вольницы было предостаточно, тем более, что среди нас были и ребята, имеющие опыт бродяжничества – «дети войны», – вносившие свой особый колорит в нашу повседневную жизнь. Прогулы,, побег с уроков были обычным явлением. Воспитатели проверкой выполнения нами домашних заданий особо себя не утруждали, поэтому появление неудовлетворительных оценок в табеле никого особо не беспокоило: сам получил, сам и принимай меры к исправлению ситуации. Но это в определенной степени приучало и к самодисциплине, и к самоконтролю..

В последующие годы, вплоть до окончания мною седьмого класса, семья жила в Нефтечале и Нахичевани – это тоже Азербайджан, и я мог продолжать своё образование уже под неусыпным наблюдением своих родителей, что было далеко не лишним.

В 1954 году отца перевели служить в Карелию – неописуемо красивый край лесов и озер, где я и продолжил свое школьное образование, окончив в 1957 году десятый класс.

В школьные годы полюбил книги о море и моряках (благо библиотека в части, где служил отец, была замечательная). Мне близки были герои романов Жюля Верна, Стивенсона, Джека Лондона, Станюковича… Мое воображение покорили кругосветные плавания Головнина, Кука, Крузенштерна, Лисянского, Беллинсгаузена, Лазарева. С большим вниманием я рассматривал в книгах маршруты их плаваний, что, может быть, и определило выбор в дальнейшем штурманской специальности. Но мог ли я тогда думать, что через годы моя служба на атомных подводных лодках будет гораздо фантастичнее, чем самые смелые предположения великого фантаста с его капитаном Немо на «Наутилусе»!

ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОГРАНИЧНОЕ УЧИЛИЩЕ КГБ ПРИ  СМ СССР 

В 1957 году поступил в Высшее военно-морское пограничное училище КГБ при СМ СССР в Ленинграде (центральное здание училища находилось на ул. Герцена, 67) на командный факультет. Сразу после зачисления нас отправили «оморячиться» в Финском заливе на учебно-парусном судне, принадлежащем училищу.

Ленинград, на набережной р. Мойки.
Я (первый слева) со своими товарищами, 1958 год

В первые же часы плавания я укачался настолько, что не мог встать, меня выворачивало в полном смысле слова наизнанку. С большим трудом заставил себя выйти на вахту. И, о чудо!, – уже на вторые сутки почувствовал себя настолько хорошо, что появился аппетит. Это была маленькая победа над собой, и я с тех пор практически не подвергался «морской болезни» и всегда с любовью смотрю на парусные суда…

Начались занятия в училище. Теперь надо было познавать науку кораблевождения уже по учебникам. Для успешной учебы и отдыха были созданы все условия. Командование часто организовывало посещение нами театров и музеев. На высоте был спорт, а спортивный зал считался одним из лучших среди учебных заведений Ленинграда. Курсом старше, на инженерном факультете, обучался призер многих союзных и международных соревнований по боксу (а в 1964 году стал олимпийским чемпионом в Токио) Валерий Попенченко, в спортзале часто тренировался прославленный стайер Владимир Куц..

Шефами у нас был вокально-инструментальный ансамбль «Дружба» под руководством Александра Броневицкого с тогда ещё совсем молодой солисткой Эдитой Пьеха.

Санкт-Петербург, здание ГУАП,
ул. Большая Морская, 67 (бывшая ул. Герцена, 67)

Каждый курс обучения в училище заканчивался морской практикой на кораблях флота. В 1959 году участвовал в штурманском походе на крейсере «Фрунзе» вокруг Европы – от Кронштадта до Севастополя. Выполняя в течение практики обязанности рулевого, сдал экзамены и стал специалистом 2 класса. Получил свой первый жетон «За дальний поход». Присвоение классной квалификации давало некоторые льготы: разрешалось добавочное увольнение в город по средам.

В 1960 году в связи с сокращением Вооруженных сил наше училище в Ленинграде расформировывают (сейчас там Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения – СПб ГУАП), а наш курс (42 человека из 82) отправили в Баку, в Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова для учебы на вновь создаваемом там штурманском факультете (руководители факультета – капитаны 1 ранга Усиков и Домнич, командир роты – капитан 2 ранга А.И. Черников)

КАСПИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ
КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. С.М. КИРОВА

В конце обучения был объявлен набор в подплав, и четверо из нашего выпуска, в том числе и я, изъявили желание стать подводниками, поэтому стажировку проходили на дизель-электрических подводных лодках на Северном флоте, в Полярном. Забегая вперед, скажу, что выбор свой тогда мы сделали на удивление осмысленный: трое из нас стали впоследствии командирами атомных подводных лодок (О.А. Ерофеев, в будущем – командующий Северным флотом, В.П. Спасенников, И.Г. Галутва), а один (Г.С. Щербаков) командовал большой дизель-электрической подводной лодкой проекта 641.

Окончив в 1961 году училище, я ожидал назначения на подводные лодки, однако судьба в лице работников Управления кадров Северного флота распорядилась по иному – я был назначен командиром штурманской боевой части корабля радиолокационного дозора в порт Лиинахамари.

КОМАНДИР ШТУРМАНСКОЙ БОЕВОЙ ЧАСТИ КОРАБЛЯ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА

Служба на этих кораблях оказалась не очень спокойной и не слишком легкой: из дежурства в море, из моря – опять в дежурство, потом снова в море по разным надобностям.

И всё же это была неплохая служба. Крутая морская волна, конечно, трепала наш небольшой корабль здорово, поневоле вспоминались каравеллы Магеллана и Колумба и их мужественные экипажи. Но зато и морской театр изучали в его реальном виде, а не только по картам. Конечно, изматывались здорово, но зато учились морскому делу настоящим образом.

С благодарностью вспоминаю офицеров, способствующих становлению меня как военного моряка: Бориса Константиновича Филиппова – командира 15 бригады кораблей ОВРа, в последующем начальника тыла 1 флотилии атомных подводных лодок Северного флота; Бориса Александровича Кузнецова – командира 51 дивизиона кораблей радиолокационного дозора; офицеров штаба: дивизионного штурмана – исполняющего обязанности начальника штаба Максакова (впоследствии преподавателя Мурманского мореходного училища) и инженер-механика Геллера; своего первого командира корабля Анатолия Дмитриевича Росенкова; Виктора Ивановича Жаркова – помощника командира корабля; офицеров кораблей дивизиона А.С. Алексеенко, Ю.Ф. Панова (впоследствии преподавателя ВВМУРЭ им А.С. Попова), В. Порохова…

УЧАСТИЕ В ИСПЫТАНИЯХ ТЕРМОЯДЕРНОЙ БОМБЫ В 1961-1962 ГГ.

Известие о грядущем походе на Новую Землю и специфике предстоящих задач не было большой неожиданностью для нас. Возможное участие в нем давно обсуждалось в кают-компании, как и результаты ядерных испытаний в 1961 году.

Тогда, 30 октября, была взорвана мощнейшая в истории человечества термоядерная бомба мощностью в 58 мегатонн («Царь-бомба» – «Кузькина мать»): сейсмическая (ударная) волна при этом трижды обогнула Землю, а звуковая докатилась на расстояние до 800 километров, ядерный гриб поднялся на высоту 65 километров, диаметр его «шляпки» составил 95 километров.

Вскоре на корабль прибыла группа представителей одного из московских научно-исследовательских институтов с аппаратурой для измерения параметров ядерных испытаний. Началась целенаправленная подготовка к походу, а в начале июля двинулись к Новой Земле – суровому, многострадальному острову вечной мерзлоты, почва которого в южной его части даже в самый теплый месяц – август – оттаивает всего на 10-15 сантиметров, температура воздуха не поднимается выше 6-7 градусов. Новая Земля – это всегда холод, ветер, неспроста ее называют «Страной ветров».

20 июля 1962 г. вошли в губу Белушья (полуостров Гусиная Земля) и ошвартовались к старому причалу. От причала до поселка 2-3 километра, идти к нему надо было по узкой тропе, кое-где уложенной досками, и только в сапогах, иначе погрязнешь в грязи. В поселке было с десяток деревянных домов, самое большое здание – клуб, в нем тогда располагался штаб испытаний. Жителей в поселке не было – все были эвакуированы на материк, оставалась только небольшая группа военнослужащих и представителей различных НИИ, непосредственно участвующих в подготовке к испытаниям.

В первых числах августа мы заняли назначенный морской район Баренцева моря. Наша задача: несение дозорной службы – своевременное обнаружение воздушных целей, недопущение входа в район учений посторонних кораблей (надо отметить, что засечь каждый ядерный взрыв стремились и США, корабли и самолеты которых непрерывно курсировали вблизи западной границы объявленного запретным для плавания всех судов и полетов самолетов района), регистрация ядерных взрывов и определение их параметров на разных расстояниях от эпицентра установленной на корабле аппаратурой. После каждой серии взрывов возвращались в Белушью и докладывали руководству полученные результаты.

Утром 5 августа был произведен первый взрыв ядерного заряда мощностью 21 мегатонн – третий по мощности за историю испытаний. Для защиты глаз от светового излучения верхней вахте выдали затемненные очки, через стекла которых не проникал свет от вплотную поднесенной горящей электролампы в 400 Вт, но освещение горизонта при взрыве атомной бомбы просматривалось очень хорошо.

Радиосвязь с берегом была нарушена приблизительно на час.

Всего в августе было произведено 6 взрывов. Наибольшее количество – 8 было выполнено в сентябре. В октябре же, в связи с резкими изменениями погоды и неблагоприятными направлениями ветра – 4.

В начале ноябре закончилась наша почти четырехмесячная новоземельская эпопея с ядерными испытаниями (20.07.1962 – 6.11.1962), с базированием на б. Белушья (в/ч 77510).

Прощай, Новая Земля! Надолго останутся в памяти твои мрачные берега, карликовые березы, морозы, ветра, штормовое море и необыкновенной красоты северное сияние!

5 августа 1963 года в Москве был подписан международный Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Подробнее о первых годах службы на малых кораблях в Баренцевом море, об участии в испытаниях ядерной бомбы, о суровой и прекрасной северной природе читайте в статье «Райский уголок» на сайте memoclub.ru

СЛУЖБА НА АТОМНОМ ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ. ЗАПАДНАЯ ЛИЦА

В начале 1963 года я получил назначение в Западную Лицу, командиром электронавигационной группы 184 экипажа крейсерской подводной лодки проекта 627А 3-й дивизии (командир экипажа капитан 2 ранга Юрий Иванович Дружинин, замечательный подводник с замечательными человеческими качествами) – первого в стране соединения атомных подводных лодок.

Началась моя жизнь и служба на атомном подводном флоте. Много пришлось поработать, чтобы освоить новую для меня технику, но помогли мои новые товарищи, помог и накопленный к тому времени свой собственный опыт.

Подводная лодка проекта 627А

Подводная лодка проекта 627А имела водоизмещение 3101 т, длину 107,4 м, ширину 7,9 м. Предельная глубина погружения составляла 300 м, могла развивать скорость под водой до 30 узлов, была вооружена 8-ю носовыми торпедными аппаратами.

Те годы были годами начала становления атомного флота. Безусловно, эти корабли имели недостатки, как и всё, что создаётся впервые.

Самые большие неприятности доставляла течь парогенераторов, связанная с низкой технологией и неудачным выбором металла для их изготовления – появлялись микротрещины, через которые просачивалась радиоактивная вода, что, в свою очередь, приводило к повышению уровня радиации в отсеках. Редкий выход в море обходился тогда без объявления сигнала «Радиационная опасность».

В полном разгаре была «холодная» война. Вместе с кораблями её участниками стали экипажи, люди, посвятившие себя служению Флоту. Они стали первыми, кто завоёвывал морской авторитет стране, зачастую ценой своего здоровья, а порой и своей жизни.

Экипаж у нас был молодежный: командиры групп, начальник химической службы – лейтенанты, командиры дивизионов БЧ-5 – старшие лейтенанты, командиры боевых частей, помощник командира – капитан-лейтенанты, старший помощник командира, замполит, командир БЧ-5 – капитаны 3 ранга.

Мои сослуживцы оказали мне большое доверие, избрав секретарем комсомольской организации экипажа.

У поселка было свое имя – Заозерный (позже – город Североморск-7), но им мало кто пользовался, больше называли Западной Лицей. К моему прибытию в поселке было всего несколько домов, улицы названий не имели.

Связь с внешним миром обеспечивал теплоход «Кировобад» (на местном жаргоне – «Санта Мария»), выполняющий два раза в неделю рейсы в Североморск и обратно.

Вместе с тем посёлок жил своей неповторимой жизнью, где все были на виду и друг о друге всё знали. И, несмотря на «сухой закон», обществом всеобщей трезвости мы не были.

Отработав полный Курс задач боевой подготовки на подводных лодках дивизии К-5, К-8 К-14 наш экипаж стал перволинейным, способным выполнить любые поставленные задачи.

В марте 1964 года я был прикомандирован на К-181 (командир – капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев) в качестве вахтенного штурмана для участия в боевой службе в Северной Атлантике – первой боевой службе атомных подводных лодок Северного флота. До сих пор вспоминаю многих членов экипажа, с некоторыми из которых наши дороги пересекались в ходе дальнейшей службы. С уважением и признательностью вспоминаю старшего помощника командира капитана 2 ранга В.Д. Борисенко, командира штурманской боевой части капитан-лейтенанта В.М. Храмцова, командира ЭНГ лейтенанта Д.С. Каспер-Юста, командира БЧ-4 – начальника РТС старшего лейтенанта И. Соколова, командира 1 дивизиона БЧ-5 В.М. Хнычкина

«Тот цену Солнца не поймёт
И прелесть голубого неба,
Кто в глубине свинцовых вод
В отсеках герметичных не был!»³

В начале 1965 года я был назначен командиром штурманской боевой части подводной лодки К-42 проекта 627А (командир – капитан 2 ранга И.И. Панов).

В конце мая 1967 года, когда К-42 находилась в ремонте в Полярном, готовясь к очередному длительному плаванию. Я был откомандирован на К-3 (командир – капитан 2 ранга Ю.Ф. Степанов) – первую в стране атомную подводную лодку, для участия в боевом походе в Средиземное море в качестве вахтенного штурмана.

ТРАГЕДИЯ НА ПЛ К-3

В 01 час 52 мин. 8 сентября 1967 года, в Норвежском море, при возвращении с боевой службы, когда до базы оставалось немногим более 3-х суток хода, в первом отсеке возник пожар. Штурманскую вахту в это время нес я.

Пожар возник в результате разрыва дефектной (заводской дефект) уплотнительной прокладки в гидравлической машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта, выброса в 1-й отсек под большим давлением гидравлики и попадания ее на раскаленную электролампочку. Распыление горящей гидравлики мгновенно привело к объёмному пожару в отсеке.

Принятыми мерами пожар быстро ликвидировать не удалось, и он распространился во второй отсек. В результате отравления продуктами горения в 1-м и 2-м отсеках погибло 38 человек, получили различные степени отравления 22 подводника в центральном посту, один из которых погиб, выгорел 2-й и частично поврежден 1-й отсек. Создалась реальная угроза взрыва торпедного боезапаса и аккумуляторной батареи.

Это была первая крупная авария на атомных подводных лодках Советского Союза с массовой гибелью людей.

Мужественный, героический экипаж К-3 самостоятельно привел подводную лодку в базу.

Похоронили подводников в братской могиле в Западной Лице. Ружейным залпом проводили в последний путь. Поставили памятник. На нем надпись: «Подводникам, погибшим в океане 8.09.1967 г.». В последующем был сооружен мемориал.

Мемориал в Западной Лице,
посвящён подводникам,
погибшим в океане 08.09.1967 года

Подробнее об аварии на К-3 можно прочитать в статьях «Смерть в океане» и «Памяти подводной лодки К-3» на сайте memoclub.ru

После решения всех вопросов, связанных с составлением отчета, я возвратился в Полярный на свою подводную лодку К-42, где друзья-товарищи уже успели выпить за упокой моей души, думая, что я погиб, и за здравие, получив сведения, что оказался жив…

«Предстоит ещё решать
Разные задачи,
Предстоит на свете жить,
Пожелай удачи!»⁴

Вскоре, завершив заводские ходовые испытания, мы прибыли в свою родную базу – Западную Лицу.

ПОДЛЁДНЫЙ ПЕРЕХОД ПЛ К-42 ИЗ ЗАПАДНОЙ ЛИЦЫ НА КАМЧАТКУ С ЗАХОДОМ НА СП-16

Подводная лоодка К-42

Успешно отработав весь Курс боевой подготовки (к тому времени в командование К-42 вступил капитан 2 ранга В.И. Заморев), получили приказание на подготовку к переходу подо льдами Арктики на Камчатку, в состав Тихоокеанского флота. Мы хорошо себе представляли сложность предстоящего похода: над нами будут паковые льды, под нами – морская бездна в 3 – 4 км, проблемой будет возможность быстрого всплытия во льдах в случае крайней необходимости.

Во второй половине августа 1968 года двинулись в путь.

Прощай, Север! На борту атомной подводной лодки мы должны пересечь Северный Ледовитый океан с запада на восток, от берегов Кольского полуострова к берегам Камчатки.

Обнаружив по пути следования дрейфующую научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-16» (а планом перехода предусматривалась возможность посещения станции при её обнаружении), всплыли в полынье вблизи неё, и, вбив ломы в лёд, «ошвартовались» правым бортом к этому «берегу», пообщались с мужественными людьми – полярниками. Сказочная красота паковых льдов очаровывала. Кто-то предложил сыграть в футбол, и уже радостные возгласы и смех раздавались среди вековых льдов!

Дрейфующая научно-исследовательская
станция «Северный полюс-16» (СП-16)

Подводная лодка К-42
на станции «Северный полюс-16»

Проводить нас в дальнейший путь пришли все полярники. Бросив последний взгляд на полынью, на людей, стоящих на льдине, погрузились на глубину 150 метров и пошли дальше, к Берингову проливу.

5 сентября, пройдя более 4000 миль под водой, из них около 2000 миль подо льдами, ошвартовались у пирса в бухте Крашенинникова (Камчатка).

Это был четвертый трансарктический переход атомной подводной лодки Советского Союза, отличавшийся от предшествующих тем, что маршрут был проложен значительно севернее, и лодка несла на борту штатное ядерное оружие.

По результатам перехода был составлен отчет, оценена возможность управления подводной лодкой при плавании в Арктическом бассейне береговым Командным пунктом, представлена карта глубин океана по всему маршруту.

Подробнее о подлёдном переходе ПЛА К-42 с Кольского полуострова на Камчатку можно на сайте memoclub.ru в очерке «Под Полярной звездой»

ПЛ К-66 И К-115

Обстоятельства сложились так, что вскоре после нашего прихода на Камчатку я был откомандирован на подводную лодку К-115 проекта 627А (командир – капитан 2 ранга М. Капранов) в Приморье, в 26 дивизию, так как на лодке заболел штурман. Сама же лодка срочно готовилась к выходу на боевую службу. Описываемые события пришлись на очередной пик «холодной войны», которая в любой момент в связи с продолжающейся войной во Вьетнаме и заходом авианосно-ударного соединения ВМС США в Японское море могла трансформироваться в «горячую».

Не думал я тогда, что впоследствии судьба свяжет меня с Приморьем и бухтой Павловского на долгие годы.

В начале декабря 1969 года я был назначен на должность старшего помощника командира атомной ракетной (на вооружении имела шесть крылатых ракет П-5Д, размещенных в контейнерах) подводной лодки проекта 659 «К-66» (командир – капитан 2 ранга Б.М. Мальков), минуя должность помощника командира.

В апреле-мае 1970 года К-66 приняла участие в масштабных учениях Военно-морского флота «Океан-70».

Выполнив поставленные задачи, возвратились в базу и стали готовиться к переходу в Приморье для переоборудования под проект 659Т на судостроительном заводе в Большом Камне.

20 мая снялись со швартов. Прощай, Камчатка!..

В 1971 году я был направлен на учебу на Высшие специальные офицерские классы Военно-морского флота в Ленинграде, с окончанием которых в 1972 году получил специальность «Командир подводной лодки с крылатыми ракетами и торпедным вооружением».

На переоборудованных подводных лодках проекта 659Т ракетное вооружение было снято, вырезы в легком корпусе зашиты, антенна управления ракетной стрельбой демонтирована. Параллельно было усилено торпедное вооружение: теперь 1-й, 2-й и 9-й отсеки стали торпедными. Подводная лодка могла развивать скорость под водой до 30 узлов, в надводном положении – до 22 узлов.

Подводная лодка проекта 659Т

Закончив заводские ходовые испытания, К-66 прибыла в бухту Павловского и вошла в состав 26 дивизии. В мае 1974 года я был назначен командиром 156 экипажа крейсерской подводной лодки проекта 659Т, несколько позднее – командиром подводной лодки К-151 (после её прибытия в состав 26 дивизии из завода в Б. Камне).

ПЛ К-151

Сложившаяся обстановка в дивизии предоставила мне уникальную возможность по формированию нового экипажа К-151 из состава старого экипажа К-151 и 156 экипажа. В результате мы подобрали людей, как говорится, на славу.

С чувством глубокой благодарности и признания вспоминаю офицеров Б. Павленко, В. Хаперского, В. Каспера, В. Царева, А. Мартыненко, В. Рыбкина, И. Тупикина, А. Гарбуза, С. Корчагина, А. Недворягина, А. Мрачко, А. Мурзина, В. Тубальцева, Р. Фазалбакова, мичманов-мастеров военного дела В. Забалуева, В. Куйдана, Д.М. Куковякина, Д. Пушкаренко, Б. Шамина, Н. Антипина, А. Моисеева… К сожалению, память человеческая не безгранична – многих не назвал, но они дороги мне не меньше тех, кто упомянут.

В августе 1974 года наше соединение посетили Министр обороны маршал Советского Союза А.А. Гречко, начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота генерал армии А.А. Епишев, Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков и начальник Политического управления ВМФ адмирал В.М. Гришанов.

Мне было поручено выступить перед ними с докладом о состоянии дел на корабле, о том, как решаются задачи боевой готовности и боевой подготовки.

Не могу с уверенностью сказать, какие аргументы принимались в расчет для оказания мне такой чести, но думаю – это признание заслуг экипажа – офицеров, мичманов, старшин и матросов. Это их усилиями подводная лодка по всем показателям прочно удерживала лидирующее положение в дивизии, а приказом командующего флотом была объявлена «Отличной».

Подробнее о визите в 26-ю дивизию атомных подводных лодок Тихоокеанского флота министра обороны маршала Советского Союза Андрея Антоновича Гречко читайте в статье «Подводники»  часть II на сайте memoclub.ru

В апреле-мае К-151 приняла участие в масштабном учении Военно-морского флота «Океан-75», в ходе которого мы успешно решили все поставленные задачи, в том числе по обнаружению и слежению за группировкой боевых кораблей с выдачей данных целеуказания на командный пункт флота и нанесением торпедного удара.

На пирсе, несмотря на поздний час, а было где-то около часа ночи, нас встречал командир дивизии со штабом, играл оркестр.

После доклада о выполнении поставленных задач из рук командира дивизии контр-адмирала А.П. Катышева получил большое блюдо с жареным поросенком на нем. Так встречали во время войны возвращающихся с победой подводников, так было оценено выполнение учебно-боевых задач нашим экипажем!..

Вскоре после этого в Павловск прибыла съемочная группа киностудии Министерства обороны. Мне было поручено «играть роль» командира подводной лодки в учебном секретном фильме «Океан-75».

Так я стал «артистом». Съёмки шли весь день, то в штабе, то на подводной лодке с привлечением части экипажа. Работа, прямо скажем, адская. После окончания съемок, в 2 часа ночи, сели ужинать. Съёмочной группе понравился приготовленный нами напиток «КС» («Корабельный спирт»). Им и закончили…

Фильм, задуманный в учебных целях, смотреть приходилось — впечатления не произвёл.

ЧП НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ К-66

В июне, выполняя задачи боевой подготовки совместно с надводными кораблями, мы получили приказание на всплытие и следование в базу. Ситуация прояснилась с приходом. Мне было приказано сдать дела старшему помощнику, а самому через несколько часов убыть на боевую службу на К-66 (командир – капитан 1 ранга В.К. Яковлев) в качестве второго командира.

Находясь в океане в районе Гавайских островов, на К-66 в 8 отсеке возник большой пожар. Подводная лодка потеряла ход и вынуждена была всплыть в надводное положение. На поверхности океана бушевал шторм. Восемнадцать часов экипаж боролся за живучесть корабля, была применена химическая система тушения объёмных пожаров. Усилиями всего экипажа боеготовность корабля была восстановлена, подводная лодка продолжила выполнение задач боевой службы.

Успешно решив задачи боевой службы, я убыл на учебу в Военно-морскую академию. Грустно было расставаться с экипажем, с людьми, с которыми вместе служил и которым многим обязан.

Многому меня научил командир дивизии контр-адмирал Андрей Павлович Катышев, При всей суровости и строгости подхода к службе, он, вместе с тем, был и душевным человеком, но на первом месте у него всегда стояли интересы службы. С удовлетворением я узнал, что впоследствии ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Офицеры штаба дивизии были высокопрофессиональными специалистами. С благодарностью вспоминаю флагманских специалистов: штурмана Студенецкого, минера Курочкина, РТС Соколова, связиста Морева, химика Игошина, РЭБ Журавлева, начальника ЭМС Бойко, помощника начальника ЭМС по живучести Лазаренко… Курочкин и Морев впоследствии стали начальниками управлений флота.

В то время в дивизии служила замечательная плеяда командиров подводных лодок: В. Яковлев, Е. Мазульников, Е. Асташин, А. Гурьев, Н. Ильин, А. Самохвалов, Ю. Хомяков, А. Губин …

«Тех кораблей теперь давно уж нет.
А люди … Люди постарели тоже».⁵

К великому моему сожалению, некоторых уже нет с нами…

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671РТМ

Подводная лодка проекта 671РТМ

В конце 70-х годов на завод в Большой Камень для достройки и проведения ходовых испытаний начали поступать подводные лодки проекта 671РТМ. Это были уже корабли третьего поколения: малошумные, с прекрасными навигационным и гидроакустическим комплексами, высокой эффективностью ракетного и торпедного оружия, оснащенные боевой информационной управляющей системой (БИУС)…

Допущенный приказом командующего флотом к самостоятельному управлению подводными лодками проекта 671РТМ, я в 1979-1981 годах руководил заводскими ходовыми испытаниями нескольких подводных лодок этой серии.. В 1981 году в качестве старшего на борту участвовал в переходе с Приморья на Камчатку подводной лодки проекта 671РТМ К-324 (командир – капитан 2 ранга В.А. Терехин)…

В 1980 году в структуре флота прошли большие изменения. На базе 26 дивизии в бухте Павловского была создана флотилия атомных подводных лодок с подчинением других дивизий и частей (командующий – вице-адмирал В.Г. Белашев).

А 7 февраля 1981 года произошла крупнейшая авиакатастрофа – погибли все находящиеся на борту самолета люди – руководство Тихоокеанского флота: 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов 1 ранга и полковников. Флот фактически в одночасье был обезглавлен…

Вице-адмирал В.М. Храмцов

Командующим флотилией был назначен контр-адмирал В.М. Храмцов, которого я знал ещё с 1963 года по совместной службе на Северном флоте в 3-й дивизии.

В сентябре 1982 года я был назначен на должность начальника оперативного отдела (и боевой подготовки) – заместителя начальника штаба флотилии и проработал в этой должности почти 10 лет – до конца службы в Военно-морском флоте, пройдя обучение с октября 1982 по апрель 1983 года на Курсах руководящего состава ВМФ при Военно-морской академии.

С благодарностью вспоминаю всех, кто поддерживал и помогал мне: всех офицеров штаба флотилии, штабов дивизий и частей, и, в первую очередь, офицеров оперативного отдела и боевой подготовки: Ю. Хомякова, А. Гелуна, Г. Баранченко, В. Николаева, В. Нефедова, П. Левикина, В. Витченко, Ю. Войтецкого.

В июне 1992 года уволился в запас, отслужив на флоте 35 календарных лет, из них 31 – на офицерских должностях.

«Будет сниться мне ветер солёный,
Твой напев,
Что я знал наизусть.
Я прощаюсь с тобой,
Как влюбленный.
И впервые слезы не стыжусь»⁶

Офицеры штаба флотилии

За годы службы был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст., медалью «За боевые заслуги», многими другими медалями.

Мои морские дороги пролегли через Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны и множество морей. На этих дорогах мне попадались в основном прекрасные, преданные флоту люди. Это они вывели в большое плавание первые атомные подводные лодки нашей тогдашней страны по имени СССР, и уже одним этим достойны восхищения. Это они выводили на океанские просторы атомоходы последующих поколений, и тоже достойны восхищения…

«Не побоюсь вперед взглянуть
И верить жизни не устану.
Благодарю судьбу за путь,
Который вывел к океану»⁷

ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ В ЗАПАС

После увольнения в запас 17 лет, с 1993 по 2010, проработал в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины: инспектором на водных объектах Черниговской области, начальником аварийно-спасательного пункта предприятия, начальником информационно-аналитического отдела областного управления.

Инструктаж сил реагирования

Учение по ликвидации аварии

Являюсь учредителем и председателем Черниговской областной организации ветеранов-подводников.

Можно считать, что уже пройден (или на исходе) определенный мне судьбой жизненный путь. Понятно, что в рамках отдельной статьи не всё напишешь и не о всём расскажешь! В целом, подытоживая, скажу вслед за поэтом:

«Все волнения, все тревоги
В жизни мне довелось испытать.
Даже грозные силы ада
Вряд ли могут меня испугать»⁸

Сноски

¹ В. Драгунский, Л. Давидович «Ленинградские мосты» (муз. М Табачников)
² Г. Козловский «Море» (муз. М Магомаев)
³ М. Гаджиев «Кто не бывал в глубинах вод»
⁴ К. Ваншенкин «Пожелай удачи!» (муз. Э Колмановский)
⁵ Вс. Азаров «Тех кораблей теперь давно уж нет»
⁶ М. Кабаков «Морю»
⁷ М. Алигер «Владивосток»
⁸ Вергилий (в кн. Г. Манн «Молодые годы короля Генриха IV», изд. Москва, 1997, с.86)

Примечание:
Фотографии в тексте можно увеличить, для этого надо навести на фотографию курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши.

Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 4816 | метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий