Подводный флот первого поколения

АПЛ К-42 - первая из моих

 

 Содержание

Часть 1.   Причастность
Часть 2.   Про историю с карабином
Часть 3.   Наводнение в реакторном отсеке
Часть 4.   Случай в торпедном отсеке
Часть 5.   Сизифов труд…
Часть 6.   Опасный эксперимент
Часть 7.   Срочное погружение
Часть 8.   Почти — старик Хоттабыч…
Часть 9.   Учись морскому делу…
Часть 10. От печали — до радости…(только — наоборот)
Часть 11. В дурном сне не приснится…
Часть 12. На зубовном скрежете…( с отступлениями)
Часть 13. Смотри в оба…
Часть 14. И, снова, о друзьях — подводниках…

 

Предисловие

Мне довелось пройти на первом поколении ПЛА (атомной подводной лодки) от инженер-лейтенанта  (такого воинского звания уже давно нет и в помине) – командира группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части  (КГДУ   Д-1    БЧ-5) – до капитана второго ранга – командира, этой самой БЧ-5.  И, в принципе,   своими глазами видеть расцвет атомного флота и его упадок. Всё было непросто. Первое поколение ПЛА, безусловно, после дизельных подводных лодок – кузница, всех прочих. Это – первые наши атомные подводные лодки, разного предназначения – и торпедные и ракетные,  проектирование которых, началось еще при жизни Сталина  и за его подписью. На мой взгляд, только в этом железе, можно было реально прочувствовать себя подводником. Всё по минимуму – комфорт, автоматика и прочее. Совершенно,  не умаляю героической эксплуатации второго поколения, чего стоят, бесконечные боевые службы, моих друзей на 667-м проекте – одноклассников: Володи Шадрунова, рекордсмена по их количеству Миши Борисочкина (более 20-ти!), Олега Лейкина,  Володи Евсикова,  Валеры Колесника (участника, к тому же, экспериментальных автономных походов по 100 суток и более, а позднее, и двух кругосветных переходов на атомных надводных кораблях), Бори Исаева и многих других. Перечислять пришлось бы, не только весь наш замечательный класс, но и обе роты и всех друзей, выпусками и ранее,  и после нас. Самому, в ходе службы,  довелось выходить в море на многих ПЛА и второго, и третьего поколения,  и ощутить их работу, не понаслышке. Но, всё-таки, первое поколение атомовозов с их грохотом, гулом, жарой, вечным заеданием захлопок вентиляции при погружении, постоянной борьбой за живучесть ГЭУ – явилось абсолютной  школой подводника.

Более  13-ти лет отдано атомному подводному флоту, непосредственно, после  ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (также, которого больше нет, а есть, что-то невнятное – ВМИИ – очередная придурь реформаторов).  Но и после перехода в Техническое управление ТОФ,  еще, более 14-ти лет, был связан и с первым поколением,  и с самым  современным  подводным и надводным флотом. Выходил в море по своим вопросам – практически, на всём, что принималось и осваивалось Тихоокеанским флотом.  Наверное, удавалось отстаивать интересы флота в своей должности защитника кораблей. Непросто, всё это было, в разгул 90-х. Во всяком случае, несмотря на сложности, которыми, в то время, сопровождалось представление к званию капитана 1 ранга – оно было мне присвоено, хотя  путь до приказа  Министра обороны  был, достаточно долгий.  (Через утверждение  Военным советом  флота,  ограниченного числа  кандидатов. Выходцам из механиков, кем я и являлся,  доступ был надежно перекрыт. Но, по ходатайству моих шефов из Москвы \кап.1 ранга Коношенков А.Ф. – нач. службы защиты ВМФ и кап.1 ранга Калиганов С.И. – его зам и тоже будущий начальник этой службы\  – начальник ГТУ ВМФ  вице-адмирал Топилин В.С.,  прямо в самолете главкома, обратился к Командующему флотом адмиралу Хватову  Геннадию Александровичу  и вопрос был решен, пока они летели). Это, уже позже, у меня только глаза на лоб лезли, когда с назначением на должность, сразу же вручались погоны. Особенно, когда они  давались некоторым людям, попавшим на эти должности,  просто, по стечению обстоятельств. До сих пор, меня удивляет пара алкоголиков, без проблем, получивших  это дело. Мне же, почему-то, почти все очередные звания давались с определенным скрипом, несмотря на множество моих, каких-то заслуг  и отсутствие пролетов по всевозможным поводам, хорошо перечисленным, Покровским,  в своей первой книге «Расстрелять». Весьма усердствовал в этом командир ПЛА К-115  кап.1 ранга Елаков Ю.Г. Да Бог им судья!

Может показаться, что в этих непутевых заметках, многовато технических терминов и, иногда, эти повествования напоминают некоторые эксплуатационные инструкции. Но, думаю, для моих друзей это не будет скучным, а кому неинтересно, надеюсь – это дело и не попадет.

Наверное, много упоминаний о своей личной деятельности. Да, собственно, в основном, о своей подводной работе. Но,  это уже, потому, что был непосредственным участником этих событий, а не от кого-то  – услышанное…

Далее

В начало

Автор: Абрамов Николай Александрович | слов 704


Добавить комментарий