О природе

Творец и его творение
Прощание с природой или возвращение к ней?
Короновирус, начало
Летнее время на дачном участке


Бабье лето 
Наступило бабье лето и золотая осень — красивое, приятное, но очень короткое время года, — неделя тепла и солнца, а далее долгое погружение в сырые ненастные дни.

Континентальную осень я наблюдал однажды в городе Горький. Она (по нашему) очень ранняя, с ветрами, морозами и снегопадом. В тот год я возвращался на поезде через Москву, которая была такая же неприветливая, и только в Ленинграде меня встретило осеннее тепло, как будто двигался не на север, а совсем в другом направлении. Потом я также удивлялся, когда летел из нашей апрельской весны на юг и в Свердловске попал в снежную метель. В России все не так, как у нас, на западе, там суровый климат.

Говорят, окружающая природа определяет многие свойства человека, черты его характера, пристрастия, язык и внешний вид. Человек — составная часть природы, их взаимовлияния естественны. Я когда-то в это верил, потом стал сомневаться, а сейчас верю в совсем иное — природа не оказывает никакого влияния на свойства человека, поскольку он ей уже давно не принадлежит. Вкруг нас природа рукотворная — цветы на подоконниках и деревья плодоносящие, выведенные древними мичуринцами. Фауна — домашние животные, они не способны одичать и жить на воле — их место только вместе с человеком, среди его материализованных фантазий.

Человека определяет цивилизация, в которой он родился и живет. Определяет всю его «телесность» и мышление. В 90-е, будучи «бомбилой», однажды перевозил человека, недавно покинувшего одну из из бывших советских республик Средней Азии. Он родился и жил там до тридцати лет. Русский по родословной со всех сторон, он выглядел внешне как-то по-восточному и были восточные интонации в его русском языке. Русский в Азии через пару поколений превратится в азиата. Справедливо и обратное, я встречал немало азиатов, которые были такие же русские, как например, евреи. Тем более, что понятие «русский» размытое, это, скорее, «состояние души».

Национальные различия мелкие, они скорее по форме, не по существу. В целом, человек уже нескольких тысячелетий узнаваем, он давно и чувствует и мыслит также, как мы. Меня это поразило, когда читал древних. Конечно, то были переводы, но сами сюжеты нельзя исказить сильно, а они «человеческие» и вполне современные. Мне нравится цитировать древних, а о любви они знали не меньше нас, и излагали тонко. С большим удовольствием читал когда-то лирику «темных и бескультурных» Средних веков, узнавая в их стихах все те же (собственные) движения души и чувств. А Рабиндранат Тагор, — это же инопланетянин, пришедший к нам из другой цивилизации! — Да, он получил английское образование, но родился и жил всю жизнь в Бенгалии, он чувствовал и мыслил по-бенгальски. Писал о своем, а я все понимаю им написанное (по-своему?).

И потому я не верю в изменения будущего человека — ни в деградацию, ни в сверхбыструю эволюцию. Он будет выглядеть по-другому, но «поскребите немного», и обнаружите все тот же Homo Sapiens, что появился несколько десятков тысяч лет назад. У меня сложилось впечатление, что человек в пещере Каменного века не сильно отличается от меня (вернее, — я от него).
07.10.2013.

Осень
Осень — самое яркое время года, когда распускаются все цвета радуги. Они сохраняются при изменении фокуса, они не зависят от расстояния. Летом не так. Издалека летний мир наблюдается как сине-голубой, только крупный план дает увидеть цвета и контуры цветов. Зимой тоже не так, вблизи он белый, а дальний план выявляет черно-белую сущность. И только осень многоцветная как вблизи, так и издалека. Но она скоротечна, это быстрый переход от сине-зеленого к черно-белому. Осень красивая и всегда немного грустная.
18.10.2013.

Насилие
Родственники определили меня как приверженца идеологии «Гринпис». На своем участке я не убираю дикие деревья и не разнимаю дерущихся котов, соображение одно, — по возможности, не вторгаться в жизнь природы, наблюдать ее издалека, поскольку наши представления ограничены. Срублю, однако, дерево, если есть для того причины. — Как часть природы, участвую в ее войнах.

Так я и не понял до конца, насколько допустимо насилие над природой. Кажется, жизнь без него невозможна, да и весь мир (не только живой) без насилия не способен существовать. Первородный грех запустил отсчет времени. Это по Библии, а с точки зрения современной науки, некая причина вызвала Большой взрыв, после чего начинается отсчет времени. Это разовый мгновенный акт. — Наука не спорит с Библией, она лишь говорит на другом языке. И еще помню фразу «Крупное вероломство влечет за собой тысячу мелких подлостей». Первородный грех ежесекундно порождает вторичные греховные деяния. Такова жизнь, такова ее суть. Я не могу исключать или не замечать подобные проявления жизни, будучи ее порождением.

Я люблю тебя, Жизнь!
20.10.2013.

Декабрьская осень
Середина декабря, а в Петербурге все еще осень с робкими попытками природы предстать перед нами в зимних одеждах. Но белые одежды не держатся, спадают, осенняя нагота вновь бесстыдно проступает сквозь рваный покров, только уже не в красках, в темно-серых тонах. Дополняет картину мелкий дождь, который бросает в лицо холодный ветер. Подобные пейзажи создают поэтическое настроение, как у петербуржца А.Блока:

«Куда ни повернись, все ветер,
Как тошно жить на белом свете,
Бормочешь, лужу обходя.

И, встретившись лицом с прохожим,
Ему бы в рожу наплевал,
Когда б желания того же
В его глазах не прочитал.»

Природа, настроение и жизнь не сильно и не всегда согласуются между собой. Но когда совпадают, мы это очень хорошо чувствуем.
14.12.2013. 

Зал ожидания
Выхожу один я на дорогу
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, природа внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…

Мне нравится этот романс на стихи Лермонтова. Испытывал подобные ощущения, когда строил дачный дом в диком еще лесу. А когда зимой возвращался на станцию, было неуютно. Тропинка вела через лес, 5 км шел в темноте и одиночестве при свете Луны и звезд. Зимой кроме дум о высоком была также мысль о том, что водятся здесь дикие звери, — недалеко охотничье хозяйство. С собой брал нож, похожий на кинжал, воображал себя Мцыри, побеждающего зверя, но понимал, что зверь победит меня быстро и легко. Приходил на станцию «Чаща». В деревянном домике станции был зал ожидания, где топилась печка. Бородатые мужики в ватниках в ожидании поезда рассаживались на скамейках по периметру зала, слушали треск горящих поленьев и молчали. Однажды пришли двое, один из них долго, в тишине громко, что-то говорил своему товарищу на тему философскую. Говорил вещи правильные, но достаточно известные среднестатистическому «работнику умственного труда», которые в то время там преобладали. Один из ожидающих не выдержал, прервал длинный монолог, — «мешаешь ты тут своим звоном». Мне кажется, ожидание для всех этих случайных попутчиков было продолжением того состояния, которое возникает при непосредственном единении с природой. Состояние глубоко философское, невыразимое, — какие-либо слова снижают его уровень, что и высказал тот человек. Потом станционный домик сгорел, восстанавливать его не стали
31.12.2013

Иные цивилизации
Источник сарказма по отношению к разумности других живых популяций кроется в человеческом снобизме, которым заражены все эти двуногие существа. Антропоцентризм! Человек — мера всех вещей. Высшее достижение природы! — Все это шовинизм, биологический расизм! Утверждают, что несмотря на существование у «низших организмов» иерархических организаций, их «король» в сравнении с самым простым человеком — ничто. Представляю, какие драмы могут разыгрываться в муравьином обществе при борьбе за власть (у них это есть), где несколько поколений тружеников копали норы и строили большие пирамиды. И вот, мимо пробегает человеческий детеныш и просто так, без всякой причины, по пути, разрушает этот муравейник. В Интернете как-то нашел статью исследователя, который наблюдал в муравьином социуме революцию, когда трутни вдруг переставали работать и всячески вредили своим эксплуататорам.

**
Наблюдая за кошечкой, которая живет у нас, вижу, что она к людям относится как к богам. Покорно принимает все, что от нее требуют, а когда ей что-то надо, просит. Обычно понятно, — что. Бывает, летом просит что-то очень упорно, а что — не понятно. Однажды понял, что ей было надо. Шел дождь, она просила его прекратить. Ведь я же всемогущ! Умная кошка. Интересно, что признаком ума здесь выступают вера и покорность. Можно распространить утверждение и на человеческий род, но осторожно.

Православный Бог покровительствует России. В 41-ом напустил морозы именно тогда, когда было надо, и вот сейчас, подыгрывает олимпиаде. Но в 1917-ом и 91-ом почему-то допустил… У русских вера своеобразная, во всех неприятностях подозреваем лиц, облеченных властью. Они же очень сильные, почти всемогущие.
30.01.2014 

Весна
Какая ранняя весна получилась в этом году! Собственно, зимы-то и не было. Может быть, неделю постояли морозы -10-15, выпало немного снега, потом он быстро растаял. Уже давно за окном +5. От снега нет никаких следов, нет даже воды, — тротуары сухие. Говорят, когда-то здесь жил А.Пушкин. О местном климате есть его такая заметка:

«В тот год осенняя погода
стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в феврале».

Февраль еще не ушел, так что еще можно надеяться на повторение пушкинского сюжета. Но с каждым днем надежды тают, как, бывает, тает снег весной. Может быть, лучше когда надежды нет?
- Возможно, но надо вспомнить ощущение радости, когда выпадает первый снег. Радость странная, ничем не обоснованная. Просто красиво после безобразий поздней осени, — и все. Вывод — надежда должна осуществиться, и только так можно с удовлетворением провожать и сбрасывать ставшие скучными затянувшиеся повторения.

Весной я родился и всегда мой взор был обращен в будущее. Никогда не жил в «настоящем времени». Вот и сейчас, занимаюсь вроде бы прошлым (собираю воспоминания) но это все для него, для будущего, чтобы оставить в нем следы былого. А еще вижу в этом стремление противопоставить фантазиям факты. Зачем, — не очень понимаю, но хочется.

Весна — это заявка на то, что все впереди. Ее картины эстетически бледные. Преобладает грязь, что копилась зимой под снегом. Самое некрасивое время года! Не сравнить с осенью, блистающую красками. Но весна — это символ будущего, его неприглядное начало.
25.02.2014 

Японская поэзия 
Стихи.
Роняет росинка – ток-ток-
Источник, как в прежние годы…
Смыть бы мирскую грязь.

Перевод.
Едва ли удастся смыть накопившееся, это мечта и желание. Идут годы, но остается мечта и желание, и остается все та же мирская грязь. Но если есть мечта, она когда-нибудь осуществится. Вера питает мечту.

Стихи.
По ветру прилетев,
Трепещет на сосульке
Кленовый красный лист.

Перевод.
Об осени, цикличности и о конечности.
Осенний красный лист, как символ уходящего цветущего мира, прилетев издалека, встречается с природным образованием, зимним во всей своей сущности, возвещающий конец, но уже не лета, — зимы.
23.04.2014. 

Разумность
Живое поражает своей изобретательностью и сложностью. Иногда мне кажется, что одного Дарвина для объяснения столь разумной сложности мало, я начинаю верить во всеобщую разумность материи и порождаемых ею структур как в самостоятельные источники разумного. «Чистый материализм» признает в качестве такого источника лишь сложную структуру, каковой является человек. Но даже при такой аксиоматике нельзя забывать, что живая природа — еще более сложна и все ее части взаимосвязаны. Так мы приходим к понятию Гея — это нечто вроде Соляриса на Земле.

Если структуры определенной сложности порождают разум, то возникает вопрос — это озарение, вспышка, или разум проявляется постепенно, по мере усложнения. Менее сложная структура — меньше разума. Но тогда надо признать разумными «братьев наших меньших». Впрочем, наука склоняется к возникновению разума как «озарению», т.е. резкому переходу в новое состояние. Не помню подробности из «традиционных» наук, но у Фрейда это именно так.
10.05.2014

Времена года
Люблю весну. Собственно, первое, что я увидел, когда 64 года назад открыл глаза, была весна. Не помню, конечно, тот день, но знаю, что было так. Когда-то нравилась зима, — ждал, когда можно будет встать на лыжи. Однажды (в 71-ом) это получилось только в феврале. И лето тоже любил, любил плавать. Осенью любил ходить за грибами и ягодами. Ходил много и далеко, грибы давали для этого повод. Мне нравились все времена года, но только весну я любил просто так, «ни за что», в смысле «рациональном» она ни с чем не была связана.

Сейчас не плаваю, не бегаю, не брожу, грибы не собираю. Более всего нравится лето, и нравится весна, которая это лето предвещает. Мой год теперь начинается весной и кончается осенью, а зима совсем выпадает из цикла.
_________
Откопал в своем архиве стихотворения о временах года. Они относятся к разному возрасту, начиная с совсем юного.

Снег идет, все белым покрывая
Снег идет, и я сквозь снег иду.
Снег идет, но этот снег растает
Этот, самый первый снег в году.
(01.11.1961)
_________
Осень поздняя. Хмуро, дождливо,
Я куда-то иду без дела.
Мне невесело, мне тоскливо,
Осень, ты уже мне надоела.

Я иду, наступая в лужи,
Я смотрю лишь себе под ноги.
Что на свете быть может хуже
Этой осени, этой дороги!

Я прохожих не замечаю,
Обхожу их каким-то чудом,
Мысли где-то мои блуждают
Далеко-далеко отсюда.

Но проклятая непогода
Постоянно меня возвращает
Из безоблачного небосвода
И в осеннюю грязь бросает…
(14.10.1972)
_________

Лето ушло в никуда
Кратким и странным сном.
Кубик холодного льда
В кубке с красным вином.

Холод теснит тепло
В лицах, во взглядах, в словах,
Что же произошло
С летом, ушедшим едва?…
(06.09.2003)
_________

Осень. О других временах года ничего нет. Но это значит, что только она будоражила мое воображение. Не зима, не весна и не лето, — только осень клонила к творению стихов.

По календарю моей жизни наступила осень. И, хотя я себе в этом не признаюсь, это мое время! Именно осень всегда имела на меня влияние.

Лет 20 назад по радио случайно услышал строчки какого-то стихотворения, они мне понравились и запомнились:
…Но август близится, расстанемся на время, а там уже настанут холода…
Строчки были созвучны «осеннему настроению», но ощутив в них привкус фатализма, возразил:

…И пусть вдали маячат холода,
Весна еще придет, еще не вечер.
Так, после расставанья, иногда,
Судьба нам снова дарит радость встречи.
(06.04.1994)

Цикличность сродни бесконечности. Даже будучи неопределенной, она лучше, чем «Happy end». — Как было сказано поэтом: «Итоги всегда плачевны, даже если они хороши».
18.05.2013 

Цветы
Если слегка приподняться над землей, то можно видеть, что земля покрыта цветами. Примерно с такой позиции посмотрел на наш мир Э.Багрицкий:

И пред ним, зеленый снизу,
голубой и синий сверху,
Мир встает огромной птицей…

Предназначение цветка — быть красивым, привлекать всеобщее внимание, чтобы заметила пчелка или заметил мужчина, сорвал его для своей возлюбленной. Цветок не возражает, он продолжает жить, радуется и радует, понимая, что жизнь конечна, а приносить радость и способствовать продолжению жизни — именно в этом цель и смысл его существования.

Цветы бывают дикие и бывают домашние. Домашние избранные, избалованные, их поливают и кормят, ограждают от дурных влияний. А те, что называют дикими, живут в полях и лесах, принимая на себя удары ветра, зноя, засухи, испытывая посягательства на свою жизнь со стороны диких животных. Они тоже бывают прекрасны, просто их жизнь сложилась по-другому.

Есть еще один тип цветов, сорняки. Сорняком может оказаться любой, и домашний цветок, и «дикий». Это условное понятие, сорняками люди называют цветы, которые вырастают там, где их не хотят видеть, где по их мнению должно быть что-то другое. Они опасаются, что неожиданный цветок примет на себя все соки и жизненные силы земли. С сорняками борются, безжалостно уничтожают, но иногда (или лучше сказать — никогда) до конце не побеждают. То ли сила этих цветков велика, то ли сама земля всегда готова их и поддержать. Я стараюсь сохранить «дикую природу», она мне мила, в ней больше таинства, чем в искусственных насаждениях.

Надо не забыть еще об одной категории цветов — колючих, ядовитых и вредных. Многие из них и не скрывают свои колючки, чтобы издалека было видно, — подходить опасно, будет больно, а иные прячут в колючках яд. Они тоже красивы, как и положено быть цветам, привлекают к себе внимание красотой и благоуханием, а когда ничего не подозревающий странник вдруг сорвет такой цветок, выпускают свой яд, поражающий иногда саму жизнь. Но это редкость.

Цветок всегда тянется к солнцу, без него он бледнеет и чахнет. Не всегда, как у подсолнуха это очевидно, но все тянутся к солнцу, даже когда его закрывают тяжелые тучи, готовые обрушиться дождем, грозой и молнией на тонкие стебельки.

Мы ищем иные существа на других планетах, а они живут здесь, совсем рядом. Растения и цветы имеют с нами общую основу, но по своей природе совсем другие. У них другие органы жизнедеятельности, совсем не похожие на наши. Можно долго обсуждать, обладают ли цветы разумом, но в целом они ведут себя вполне разумно. Они живут там, где им комфортно, не пытаются вторгаться в другие сферы, но если будет необходимость, освоят и новые пространства с другими условиями. Мы не представляем, как они дышат, питаются, думают, — они не такие, как мы, установить с ними контакт непросто. Лишь немногие садовники понимают и чувствуют боль, желания и радости цветка. Установлено, что цветы любят музыку, с ней они лучше цветут, растут и хорошеют, отдавая людям свои прекрасные плоды. Мы еще долго будем осваивать незнакомый нам мир, полный красок и неожиданностей.

Наука и библия расходятся по вопросу о том, что было в начале. По библии сначала был создан Адам, и только потом появились женщины, цветы и все другое, необходимое для жизни на Земле. Наука полагает иначе, — вначале была цветущая земля, и только потом на ней появился дикий человек. Но как бы то ни было, основное назначение цветов, — поддержание жизни. Именно они привлекают, это в их теле происходит оплодотворение. Плод развивается, зреет, дает зерна новой жизни. Цветок — символ женщины. «Цветы жизни» — так называют прекрасное поэты. Но поэты смотрят внимательно, все замечают. Так, Шарль Бодлер посвятил один из циклов стихов редкой породе, назвав его «Цветы зла»…

В цветах все имеет символическое значение. Японцы и китайцы в этом знают толк, а в России не очень. В Петербурге основные краски черно-белые со множеством оттенков серого. Это особый жанр, имеющий своих поклонников, как черно-белая фотография. Коричневая копоть жизни не оставляет следов на лепестках розы, если цветок настоящий. Пыль покрывает только искусственные цветы. Тест на жизнь — восстановление свежести.
22.05.2014

Кошечка
Кошка, живущая среди людей, выбирает кого-то одного и дает образцы беззаветной преданности и любви, не хуже чем это бывает у собак. Но собачья привязанность мне не нравится. Во первых потому, что не она выбирает хозяина, и кто бы это ни был, собака будет преданной «по службе». Ее «любовь» сильна, но есть на ней налет формальности, послушность правильная, абсолютная. А кошечка сама выбирает, кого любить, кого ненавидеть. И любит искренне, всем своим кошачьим существом, без пряников и косточек любит. Когда пришел в гости к Л.П., ее свирепый пес готов был меня растерзать. Но после того, как получил от меня угощение, стал лучшим другом. С кошечкой такое не пройдет. Впрочем, допускаю, что у собаки угощение — ключ, тест, ритуал. Но смотрится плохо.
09.09.2014

Эволюция
Поговорили с Сергеем (сыном) по поводу эволюции и воспитания. Он сейчас много читает по поводу биологии, вопросами эволюции увлекся с недавних пор, а воспитание всегда актуально. По поводу воспитания, он читал исследование на тему, — есть ли хотя бы какое-то представление об окружающем мире у новорожденного, или его сознание — «белый лист», и только опыт взаимодействия с окружающей средой начинает формировать представление. У животных оно чаще всего есть, лягушка рождается и сразу «начинает прыгать», умеет ориентироваться в пространстве. С человеком непросто, он рождается сильно недоношенным, и только через некоторое время доходит до «состояния лягушки». Так вот, на основании опытов, исследователи делают вывод, что есть врожденное представление о мире, пространстве, предметах и т.д. Представление верное, адекватное. Но примерно в три месяца оно полностью очищается и формируется новое представление, уже на основании полученного опыта. Я не читал ту книгу, но понимаю, что было бы весьма интересно сопоставить, чем одно представление отличается от другого. Такое обнуление дает нам возможность жить в любом мире, даже в фантастическом «зазеркалье», — мы будем способны понять и принять его, если будем в нем жить от самого рождения.

Меня давно занимает вопрос о том, почему материя стремится к усложнению, а живая природа — к развитию. Это стремление заложено и в дарвинском процессе «естественного отбора». — Почему живое хочет жить? Почему сложное стремится стать более сложным, противодействует разрушению? Мне кажется. есть какой-то общий фундаментальный закон, мне неизвестный, возможно не открытый, суть которого отражена в словах: «сказав «А», надо обязательно сказать «Б».

По поводу эволюции Сергей рассказывал о сложнейшем устройстве живой клетки, которая появилась вскоре (по историческим меркам) после возникновения жизни. Существуют сомнения, что время достаточно для игры случайных мутаций, и есть представление о том, что сложная структура участвует в «самоорганизации», ускоряет процесс собственного развития. На химическом уровне это проявляется в том, что клетка сама вырабатывает некие вещества, которые становятся катализаторами, ускоряющими происходящие в ней химические реакции. Жизнь — это высокая химия.
28.09.2014.

Сокол
Птица сокол — зоркая, быстрая, смотрит с высоты и рвется в бой. «О смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью…» — Я не уверен, что видел сокола наяву, но много знаю о нем, все мои знания — из вложенной в меня культуры. А культура может далеко отходить от реальности, формируя собственные образы. Удивила лисица, когда ее однажды увидел в лесу, представлял ее совсем по-другому, — по шикарным шубам, воротникам из чернобурки и детским сказкам. А увидел маленькую собачонку. Впрочем, давно это было, осталось только впечатление — удивление, а описать не смогу, она стала опять как в сказке. Но когда увидел аиста — довольно редкая у нас птица, — узнал по картинкам их детских книжек, аист оказался похожим на себя.

Вот так — во всем, все наши знания когда-то были собраны, упакованы, преобразованы и представлены. Реальность далека, она существует сама по себе, мы мало что о ней знаем. И если наше представление окажется не очень похожим на нее, мы не будем спешить с заменой, — представление сильнее. Наш национальный сборник предметов, сюжетов, понятий («толковый словарь») отличается от такового других стран, потому понимание не всегда возможно, а полного взаимопонимания не будет никогда. Для этого надо жить одной жизнью, с детства читать одни и те же книги, говорить на одном языке, смотреть одни и те же фильмы. Судя по тому, куда идет процесс, в конце концов, на всей Земле будут жить американцы. Американская культура наступает. Европа повержена, Россия делает вид, что сопротивляется. Сопротивление бесполезно, Голивуд, Макдональдс и чипсы победят.
02.10.2014

Осенняя хроника
«Ах, какие кружат листья, наготу скрывая нашу!»

- Это о земле, именно на нее опускаются листья, это она, — символ наготы, которую прикрывают то снег, то растительность, то опавшие листья. Почему-то предполагается, что низкое расположено на земле, а высокое — в небесах. Я с этим категорически не согласен. У нас в России нет доминант, все перемешано, космос и рай — на земле. Емеля путешествует, оставаясь на печке. Как утверждается, наша культура от Византии, почти от Греции, которая в древние времена так и осталась в оппозиции к латинянам. Располагалась она, как и Россия, — между востоком, который в то время представляла Персия и западом в лице Рима. Но я не об этом, а о том, что в греческой мифологии небесная жизнь не сильно отличалась от земной. Там тоже кипели страсти и рождались дети. Земля и небо были так перемешаны, что не всегда было можно уверенно сказать, где происходит событие. У нас религия другая, в этом смысле очень строгая. А вот наш характер — тот же, — бурный, беспутный, широкий, без внутренних ограничителей, всегда нужны внешние. Оттого и религия и власть у нас строгие.
***
Мне трудно сказать, нравится ли осень. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Не слышал, возможно ли обратное, но по формальной логике должно бы быть. Хотя, конечно, здесь возможна ассиметрия. А я начитался Пушкина («Октябрь уж наступил…», «Унылая пора, очей очарованье!»), отношусь к ней не то что бы с пушкинским пиететом, но вполне по-европейски, толерантно. Наверно потому, что есть две сестры, не похожие одна на другую, — осень ранняя и осень поздняя. Первая красивая, приятная, а вторая ненастная и противная. Задувает ветром, заливает дождем, бросает в грязь, и как весной, бывает, сносит крыши, но в отличие от нее, настоящие. В нашем климате все немного размыто, и осень едва ли не основное время года, Занимает часть лета и часть зимы. Та самая, противная, приходит в ноябре, когда в других краях уже зимние пейзажи.

Характер народа наверно связан с местом обитания. Однако, по старой историографии, мы родом из Киевской Руси, а там, как представляю, теплее чем в России. И весна другая, весною там «цветут каштаны, слышится плеск Днепра». — Нет, мы не киевские, мы из новгородских будем, и вовсе даже не славяне, — скандинавы. Рюриковых не приглашали, они в своем доме царствовали. Вот, шведы на нас сейчас ругаются больше всех, а все оттого, что мы, заблудшие их бедные родственники, отказались от родства, да еще когда-то отбили у них Украину, с которой они сами хотели породниться. И бежал швед из-под Полтавы. Петербург — настоящая столица, это правильнее, чем Киев, а вот причем тут Москва, — вообще непонятно. Это татары нам такую столицу подкинули (исторический факт!). И, как это принято у нас, обидели мы наших татар — благодетелей, написали про них много всяких летописных гадостей.
20.10.2014 

Времена года
Пушкин боготворил осень. Не знаю, как в других языках, но по-русски много пишут о временах года. Наверно, мы живем в таких краях, где это важно, времена настойчиво напоминают о себе, не позволяют расслабиться. Поэты больше пишут про весну и про осень, зима и лето бывают, но мимоходом, сильно не волнуют. Нам интересны начало и конец, переходы, изменения, а вершины, апогеи или глубины, не очень. Любим революции, не принимаем застой. В масштабах суток есть весеннее утро и осенний вечер, в масштабах жизни — весна юности и осень патриарха. В теории сигналов есть большой раздел «переходные процессы», это много более сложная наука, чем о процессах стационарных. Мы живем в климатической зоне, где крайности сильно различаются и переходные процессы занимают важное место. Если национальный характер соответствует климатическим особенностям, то получаем: большие перепады от позитива к негативу, непредсказуемость и нестабильность.
29.10.2014.

Ноябрь
Стихи на ноябрьской странице календаря:

«Я буду пролетать в бесплотном паренье,
Но ты угадаешь меня
По легкой душе, по беззвучному пенью,
По звездному следу огня.»

Пытаюсь связать ноябрь и стихи. Получается примерно так. Ноябрь проходит быстро, незаметно, «пролетает в бесплотном паренье». Его не ждут как май, апрель, январь или сентябрь, нет в нем ничего привлекательного, кроме праздника Великого октября, который пришел с названием предыдущего месяца. — Такое легкое касание получилось месяца с поэзией.
01.11.2014.

Человек и природа
Среднестатистический человек не способен бороться со злом. Мы не так воспитаны, вся человеческая культура ориентирована на светлую жизнь, в которой, впрочем, тоже достаточно нюансов, подрывающих комфортное душевное состояние. А борьба со злом требует «грязных» (по нашему ранжиру) методов. Помню, в детстве меня поразил рассказ «Мышонок Пик», в котором мальчик охотился за вредной мышкой, а его сестренка пыталась ее спасти. Мышка — явный враг, ее надо уничтожить (советское: «Если враг не сдается, его уничтожают»). Потом я стал обращать внимание на то, кого и по какому поводу мы готовы убивать. Удивился, обнаружив, что убиваем для комфорта, уюта, а иногда просто так. И понял, что такова природа, это обратная сторона движения вперед, которое без жестокости не получается. Сама природа уничтожает целые виды, выступает в роли палача, убивая в назначенный срок каждое живое существо, без этого невозможно существование. Библейский миф говорит о том, что принимая жизнь, мы принимаем ее жесткие проявления. Без рациональной жестокости не обойтись. Другое дело, что у человека часто понятие отрывается от породившей его основы, живет самостоятельной жизнью, становится целью или неоправданным средством.

Убивать приходится каждый день, на взаимном поглощении существами друг друга основана сама жизнь. Природа относится к тому со свойственным ей безразличием. Человек — существо особое, он не всегда делает то, что хорошо для природы. Природа сопротивляется, вредит, наказывает, но думаю, сопротивление бесполезно, в конце концов, человек вырастет и обретет власть над природой. Такую задачу уже ставил перед собой социализм, но власть понималась в грубой форме, — принуждение. А должно бы быть первенство авторитета. Сейчас маятник качнулся в другую сторону, человек уже готов предоставить природе возможность в своих границах вести себя по-своему. Естественное объявляется единственно верным. Я с этим соглашусь, необходимо сдерживать разрушительные человеческие амбиции. Мы оставим природе природное, но я верю, что человек в конце концов окончательно перейдет в «виртуальную реальность», сейчас он понемногу осваивается там.

Природа не может быть абсолютным примером, в ней действует приоритет рационального. Все иное бескомпромиссно уничтожается. В человеческие и общественные отношения постепенно все более вмешиваются соображения морального свойства, которые имеют мало общего с рациональностью, а зачастую ей противоречат. Экономические мотивы — один из признаков рациональности. Потому объявить экономическую целесообразность абсолютной и безусловной — уподобиться природе, у которой приоритеты именно такого рода. И если принять исключительно принцип рациональности во главе социальных отношений, мы оправдаем все, — Сталина, Гитлера, войны, концлагеря. И в то же время, противоположное, — иррациональность приведет к полному распаду, — к тому, что вопросы отпадут сами собой из-за исчезновения связанных с ними объектов. Как и во всем, здесь тоже должна быть определенная дистанция от крайних состояний, пусть даже идеальных. Социализм, согласно собственным идеалам, пытался полностью отказаться от экономики, как проводника аморальной рациональности. «Власть денег» объявлялась злом…
01.12.2014.

Зима
Снег, несмотря на весь свой холод, почему-то вызывает преимущественно лирическое настроение. Осенью первый снег — как пробивающаяся зеленая трава или первый цветок весной. На эту тему много стихов. Вспомнил из школьной программы «…И, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок», по этим словам извлек в Интернете все стихотворение. Это оказался Никитин. Прочитал с удовольствием, увидев знакомое:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
26.12.2014.

О совмещении в природе несовместимого.
Природа — альфа и омега, начало и конец. Мы ученики природы, которая являет собой образец совершенства, где нет ничего лишнего, бессмысленного, где все подогнано и взаимосвязано. Потому надо искать смысл такого совмещения. Я вижу его далеко-далеко, глубоко, — там, где Гегель, Маркс и другие их старшие товарищи говорили о единстве и борьбе противоположного как об источнике развития и усложнения. Живая природа, начитавшись умных книжек, поставила этот принцип в основу своего существования, — привлекает и манит то, что вообще-то должно бы отталкивать. Ничего не стоило природе разнести эти органы не связанных функций, но она этого умышленно не сделала, внедрив таким образом этот принцип единства противоположностей во все живое, во всю нашу жизнь. В ней нет и не может быть безупречно чистого, как и безусловно грязного, как бы мы ни хотели с этим не согласиться. Потому неизбежны вкрапления низкого в самые высокие помыслы и деяния, и можно найти благие намерения у ведущих в ад.
04.01.2015

Зимнее
В моем детстве девочки катались на «снегурочках», а мальчики — на беговых коньках. Легкий мороз, музыка, и девочки в недостижимом далеке, — такие воспоминания о зиме. Сейчас я в окружении домашних цветов, а за окном зима, снежная. Падает снег, радует снег. Но не всегда это так, — весной те же самые картинки вызывают другие эмоции: «Взбесилась ведьма злая, и, снега захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя…». Как отличить одно от другого, когда они ничем не различаются? — Ответ один, — надо приходить только тогда, когда тебя ждут.
05.01.2015.

Весеннее 
Весенняя капелька, — маленькая, мимолетная, из таких состоит океан. Приятная и веселая, как предвестник грядущего лета. Яркая, сверкающая, преломляющая солнце. Проблеск весны во враждебном окружении, замерзающий оппозиционер. Буревестник, предвестник революции…

Две капли на плоскости, сближаясь, сливаются, подтверждая: 1+1=1. Весенняя капель, барабанную дробь, — аккомпанемент весны. Капелька, сползая по стеклу, оставляет долгий след. Капли яда, целебные капли…

- Я так и не понял, хороший ли это символ, но весеннее — все хорошее.

Пейзаж за окном серый. Была песенка со словами: «По-ленинградскому синий, вечер спустился опять». Хорошая песня, но реальный цвет в ней заменен на поэтический.

В этом году в Петербурге не было зимы. Почти нет снега, он растаял неделю назад. Нет сосулек, нет солнца. Пасмурно, тепло, по-лондонски туманно, некрасиво. Но погода здесь существует сама по себе, с жизнью и настроением не перекликается. За окном — обычный пейзаж, достойный кисти Достоевского.
27.02.2015.

Весеннее 
Весна сродни революции. Совсем недавно была масленица, мы славили зиму, а вот теперь смотрим на нее с презрением, бросаем в ее сторону комья весенней грязи, приветствуем восходящую новую деву, которая скоро займет место Снегурочки. Революция — болезнь, обострение. Я, как подданный Снежной королевы буду долго возражать, но потом все же вольюсь в хор голосов, славящих весну, кода мое Снежное королевство совсем растает. Это будет уже поздняя весна, дающая всходы новой жизни. Хочу быть верным королевству, но где-то в глубине души остаются следы воспоминаний о теплом лете, и тянет туда, в запретное, которое всегда приятно. Это как у Есенина, который распевал своим дамам «песни под метель о лете». Но Есенин — гуляка бесшабашный, а милый мне мальчик Кай серьезный и правильный.

Такое получилось логическое неприятие весны. Но оно не соответствует ощущениям, я жду весну с удовольствием, а зиму не жду, она сама приходит и устанавливает свои порядки. Ее надо пережить, и мы присягаем ей на верность. Присяга, даже вынужденная, сковывает. Есть такое понятие «слово офицера». Сильно потрепанное, но еще сохранившееся. Офицер, в отличие от солдата, дает присягу сознательно, выбирая для себя путь воина…

Однако, я хочу написать оду весны и все не получается, наверно, для Северо-запада еще рано. У нас март обычно морозный, да и в апреле -10 не редкость. Сейчас не так, но это аномалия, и нет доверия к погоде, нет ощущения, что наступила весна.

А.Блок о весне:
Весна, но солнце светит глупо,
До Пасхи — целых семь недель,
А с крыш холодная капель
Уже за воротник мой тупо
Сползает, спину холодя…
Куда ни повернись, всё ветер…
«Как тошно жить на белом свете» -
Бормочешь, лужу обходя…

Блок — поэт Петербурга…

Потратил я время на оппозицию весне, т.е. на дело весьма сомнительное. — Я люблю весну и радуюсь ее первым признакам, которые начинаю ловить уже в январе.
12.03.2015.

Ветер
Ветер бывает «шаловливый и настойчивый», хотя определения антагонистичные. Шаловливый — легкий и забавный, настойчивый — сильный и серьезный. Перемена ветра, перемена тактики. Порывы на фоне легкого дуновения. Легкий ласково и нежно проникает сквозь одежду, а сильный ее срывает, бессовестно треплет юбку. И стоит обнаженная ветром, улыбается, как Мэрилин Монро.

Жизнь — везде, она разлита во всем пространстве, — на море и на суше. Я сам не всегда различаю, — когда плыву, а когда летаю, — везде бурные потоки волн, порывы ветра и яркое солнце, — все переполнено, все перемешано, как на кубистических полотнах, выдающих не жизнь, а ее преломление в сознании. Первые «кубисты» (могу ошибаться в названиях) были типа Кустодиева, к ним не придраться по части пропорций, но это уже не реальность, это ее ощущение. Реальность ускользает (у Пикассо в большой степени), ощущение выступает на передний план. Оно сильнее материи, смывает ее последние следы. Воспоминание о жизни бывает ярче ее неспешного течения. Ожидание сильнее самого события, оно сродни воспоминанию. Мимолетное может существовать только в будущем или в прошлом…
03.04.2015.

Красивое материальное
Очень странно, что красота — понятие субъективное. Про красоту меня убедил Иван Ефремов, в ее объективном характере. Красоту женщины должен определять инстинкт, который не имеет никакого отношения к социальным, временным и прочим проявлениям. Но мода высвечивает то одно, то другое, проводя через пьедестал все имеющиеся типы. Интересно, что у моды есть своя история, она не выдергивает типы хаотично, в ней есть преемственность и внутренняя логика. Я когда-то читал чрезвычайно интересную книгу с характерным названием «О лирике». В ней подробно говорилось о трансформациях поэтических пристрастий на примере развития русского стиха. Сейчас уже не помню никакие подробности, осталось только ощущение того, что одно вытекает из другого, последовательность изменений закономерна, она не случайная и имеет слабую корреляцию с общественным развитием, да и с развитием культуры в целом. Это отдельная система, развитие которой идет по ее собственным внутренним законам.

И тоже самое относится к изменению восприятия женских форм. Казалось бы, здесь должны быть константы, — мягкость линий, определенные округлости и т.д. Но ничего этого нет! — Никаких констант! Вот и теперь женщина с усами и приятным женским голосом вызывает восторг у западной публики. По логике, следовало бы им отменить конкурсы (женской) красоты, вместо «мисс Вселенная» ежегодно выбирать «Мистера Икс».

Представления о красивом, однако, не могут не влиять на потомство, закрепляя генетически соответствующие признаки. «Стоят девчонки, стоят в сторонке», — на танцплощадках разных времен и народов в сторонке стояли девочки разного типа. В этом я вижу проявление толерантности природы, ее стремление к разнообразию. И это ее заслуга в том, что тело девушки в целом прекрасно. — Природа формировала это тело и одновременно наш неравнодушный взгляд. Впрочем, и для самой природы это жизненная необходимость, — в том, чтобы была гармония между представлением и впечатлением.

На белом песке, как ребенок рисует узоры весна.
Потом их стирает, уходит, их больше не помнит она.
(Р.Тагор) 

Отсутствие памяти у природы дает ей простор фантазии, не скованной прошлыми достижениями. Но это и повышает требования к качеству узора, — изменить и подправить уже ничего не получится. Природа выдает спонтанные шедевры. Похоже, у нее действительно нет памяти, а эстетические системы, развитие наших представлений о гармонии имеет отношение к природе лишь такое, что она задает образцы, множество образцов, которые мы группируем и перебираем согласно текущему состоянию нашего восприятия…
14.04.2015.

Олень
Умчи меня Олень
В свою страну оленью
Где сосны рвутся в небо
Где быль живет и небыль
Умчи меня туда Лесной Олень»
(Песня из советского кинофильма)

Немного знаю про Оленя, но образ приятный. Представляю его быстрым, с высоко поднятой головой, с рогами особенными, фигурными, с изящными линиями, они не подрывают позитивность образа. Вот всякие другие рогатые не очень положительные, начиная от козлов и баранов и кончая чертиком с рогами и копытами. Олень высоко и гордо несет свои красивые рога. Именно гордо, я его так представляю. Коровы и отчасти кони представляются на пастбище низко склонившими голову. А оленей мы не наблюдаем в их интимной обстановке, только несущимися по снежным равнинам с гордо поднятой головой. Олень — далекий, северный, и значит, немного фантастический. «Немного» — потому что существует и в реальности, можно посмотреть в зоопарке.
16.04.2015.

Становление и развитие
Меня всегда интересовали вопросы становления и развития, а они, в свою очередь, затрагивают религиозные темы. Есть несколько онтологических представлений, в том числе, в рамках религии, одно из которых выглядит так: Бог создал мир и удалился. Начальные условия этого мира были настолько хорошо прописаны, что простой последовательностью — сменой одного состояния на другое, логически вытекающее из предыдущего, осуществится предопределенный план, и через 13 миллиардов лет от начала творения должен появиться человек разумный. Известно, что если бы мировые константы имели хотя бы немного другие значения, были бы другие законы физики, и то, что сейчас существует, не могло бы существовать. Т.е. представление таково, что вся история развития Вселенной была заложена в начальных условиях акта творения. А с точки зрения антропоцентризма, вся физика, химия и все прочее подогнано под человека.

Другое представление говорит о том, что Бог постоянно курирует состояние мира и каждого его отдельного элемента, вмешивается по разным причинам в течение событий. Присутствие Бога можно ощущать, и можно даже попытаться самому вмешаться в происходящее соблюдением ритуалов или мольбой. — Бог все увидит, услышит и исполнит, если посчитает нужным.

Все это не более, чем гипотезы, среди которых есть и атеистические. Мне было интересно, как подобные вопросы решаются в рамках одного биологического существа. Я знаю, что есть генетическая программа (геном), в которой записаны все этапы развития организма, включая его ликвидацию, смерть. Мне интересно, как работают эти механизмы, как генетическая программа вмешивается в становление и развитие. Насколько понял, генетика вмешивается не постоянно, а точечно, при этом вмешивается в течение всей жизни. Т.е при достижении организмом определенного состояния, извлекаются очередные фрагменты генома, которые, помимо собственных устремлений организма, диктуют ему, как жить дальше. Значит, существует грубое постоянное постороннее вмешательство в естественный процесс. Так, познавая человека, можно изучать формы взаимодействия замкнутой системы с внешней (потусторонней) силой.

Отчего моральными вопросами занимается религия, — понятно, — такие вопросы «потусторонние», они не вытекают из материальных потребностей, противоречат нормам естественного отбора, нарушают естественные реакции. Социум породил мораль, религия взяла ее под свой контроль…
21.04.2015.

Первомай
Май — апогей весны, желанный месяц, в котором, бывает, проявляются летние дни. Распускаются листья, цветы, мир преображается. Я укорял весну в том, что она обнажает зимнюю грязь. Апрель закрывает этот вопрос на ленинских субботниках, а май покрывает землю травой и цветами. Ставим пластинку «Москва майская», крутим ручку патефона, аккуратно опускаем звукосниматель и слышим жизнеутверждающую песню: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…».

Какое прекрасное было время, если о нем судить по его песням, книгам, кинофильмам. Все написано от души, и потому трогает. Люди верили в счестье, и если его еще нет, то все равно оно где-то рядом. Убогая, порою страшная действительность в этом стремлении преображалась. Мы скажем — обман, а я не уверен, что обман — это всегда плохо. По большому счету, какая разница, отчего человек счастлив, — от внешних стимулов, от интеллектуальных, материальных, или просто от веры в неизбежность счастья. Я не исключаю, что Майдан на Украине вызовет культурный всплеск, поскольку многие верят в идею, хотя (по-нашему) и сомнительного свойства. Иду дальше, незаметно погружаясь в табуированную область — Гитлер тоже породил в своем народе веру. Возможно, это она вызвала всплеск научных достижений (один Вернер фон Браун чего стоит) и не исключаю, что на культурном фронте Германии тоже были определенные достижения, которые мы не можем оценивать спокойно из-за их нацистского содержания. Граница между прекрасным и ужасным — такая хрупкая!
28.04.2015.

Саморазвитие
Ночью немного поговорили с Сергеем. Тема была не новая, он опять говорил о «точечном воздействии» кода ДНК на развитие организма. И я сделал вывод о том, что это признак несовершенства творения. Идеальное — то, что не требует вмешательства, развивается само по себе, исходя из собственных внутренних потребностей. И если есть программа развития, то она должна бы формироваться здесь, а не где-то на стороне. Генетическая программа — нечто внешнее по отношению к организму, и она грубо вмешивается, направляя развитие в нужную этому «внешнему источнику» сторону. У организма не достает собственного потенциала, он не свободный, управляется через ДНК. Это не соответствует моим представлениям о том, что лучшая система — та, которая существует и развивается сама по себе, без управления. Господь Бог создал человека «по своему образу и подобию», но получилась копия несовершенная, это даже не макет, бутафория в театральном смысле. И чтобы было хотя бы как-то похожим, дергает наше тело за ниточки генетической программы. Наша цель — освободиться от несовершенного тела, уйти в интеллект, быть может в нем можно будет найти свободу, волю, разум и индивидуальность, которые мы уже сейчас, авансом, приписываем человеку…
17.05.2015.

Живое
Есть у человека какая-то потребность наблюдать развитие живого. И самое простое из этого — растения. Вероятная практическая польза часто не имеет большого значения, просто радость соответствия причин и следствий. Живое притягивает. Человек, вероятно, ощущает тоску по былому единению с природой.

В 11 лет я увлекся ботаникой. Мы переехали в хрущевку, в новом районе дома стояли далеко друг от друга, не так, как в старом Петербурге. В первый год земля возле нашего дома была не возделана (в отличие от других домов). И я, как юных пионер, желая сделать что-нибудь полезное, накопал на соседнем болоте кустиков и посадил их около дома. Потом появились цветы. С одобрения родителей, покупал семена цветов и сажал на своем огороде. Самым интересным растением была елка. Я взял обычную шишку, извлек из нее семечко, посадил. И оно проросло! Каждый день смотрел и отмечал что-нибудь новое. Потом коммунальщики занялись своим делом и возле нашего дома, но надо отдать им должное, мои посадки не тронули. Вероятно, бабуси, занимавшие скамеечку около входа, вступились в защиту зеленых насаждений. Лет до пятнадцати я интересовался своим огородом, — что-нибудь сажал, поливал, выкорчевывал, читал книжки по ботанике, экспериментировал. Потом стал большим, появились другие интересы и занятия. Когда на работе стали раздавать садовые участки, я уже не был в первых рядах желающих, за 20 лет охладел к садоводству. Однако судьба решила вернуть меня на грядку, хотя и долго думала. Теперь я каждое утро я прохожу по своему саду и, как в далеком детстве, наблюдаю изменения, к которым ощущаю себя причастным. Сейчас там преобладают цветы, кусты и деревья, а в голодные 90-е всю свободную землю занимал под картошку, ее хватало до весны.

* * *
Я, вероятно, язычник, поскольку не принял никакую религию. Земледельцы близки к природе, составляют с ней единое целое, оттого они язычники, обожествляют ее проявления. Перун, Даждь-бог, — это все оттуда. Будучи частью природы, природный человек (крестьянин) зависим от других ее частей, пытается установить с ними контакт, что оказалось непросто. Посылает молитвы, совершает рациональные и иррациональные действия, ждет ответ. Ответ неоднозначный, непредсказуемый. Можно много вложить труда («пахать») и не получить ничего. А бывает, достаточно хорошо исполнить ритуал и осенью собрать небывалый урожай. Результат всегда непредсказуемый. Случайное недоступно пониманию, им управляет божество.

Попытался дать определение божественного. Это нечто большое, непонятное, близкое, живущее своей внутренней жизнью, оказывающее влияние на разные стороны нашей жизни. Записав, увидел, что под определение попадает любая сложная система, в частности, любой человек. Человек человеку Бог. Монотеизм означает (предполагает), что все системы связаны, управляются из единого центра. Управляются безусловно, без учета обстоятельств, т.е. иррационально, учитывая или игнорируя мнения и «сигналы с мест», действуя лишь согласно непререкаемой воле главного руководителя. — Тоталитарная система сталинского типа! — Таков наш мир. Товарищ Сталин, вглядевшись в этот мир, осознав его несовершенство, решил все изменить. Изменить саму природу («мы русла рек изменяем»), изменить природу человека. Он решил поспорить с Богом, переключив на себя многие его функции. Изгоняя Бога, изгнал религию. Получился феномен известный, мы знаем имя противника Бога — Дьявол.

Образ жизни связан с образом мышления. Как говорил тов. Ленин, крестьянство всем своим укладом ежеминутно порождает капитализм. Наверно, у меня от рождения была крестьянская душа, поскольку никак не принимал социализм, это сейчас к нему подобрел под напором логики. Впрочем, логика способна давать строгие противоположные результаты, мы даже немного представляем такие механизмы. Есть поговорка: «Закон как дышло, куда повернешь, туда и вышло». Закон основан на логике, значит этот упрек относится и к ней самой в первую очередь относится.
23.05.2015.

Тайны природы
За 30 лет моей садово-ягодной жизни, однажды был малиновый год. Малина была везде, на каждом кустике и веточке, которых неожиданно оказалось много. В лесу, на огороде, в придорожных канавах, — везде можно было собирать ягоды. Природа живет какой-то своей собственной жизнь. Однажды цветок, считавшийся вполне культурным, вдруг стал распространяться как сорняк, появлялся там, где его совсем не ждали, занимал края дороги и уходил в лес. Потом все стало как обычно. Мне это напоминает известные истории о массовом выбрасывании китов на берег. Мы не знаем, что там у природы на уме. Это только кажется, что человек разумный все понимает и знает, что подобные катаклизмы ему не страшны. Но они бывают, в такие времена случаются революции и войны. Мы ищем политические, экономические и прочие причины, а может быть, эта причина природная, подобная той, что бросает китов на берег. По тем же причинам вдруг древняя Греция засверкала огнями культуры, а потом быстро погасла. Т.е. хочу сказать, что есть еще некие, пока неведомые силы, которые управляют нашей историей, а мы их никак не учитываем, поскольку не знаем и даже не догадываемся об их существовании. И потому не можем противодействовать. Возможно, это даже не метафизика. Как материалист, предполагаю, что мы просто еще мало что понимаем в мироустройстве. Вот, вчера умер математик, сказавший новое слово в области дифференциальных уравнений, известных со времен Исаака Ньютона. Не удивлюсь, если кто-то вдруг построит новую теорию, в которой будет доказано, что между фантазиями и реальностью существует интенсивное взаимодействие, в котором любые фантастические образы способны к реализации. Самое важное — придумать, а исполнение непременно будет. Впрочем, в науке и технике это происходит именно так. Наш (человеческий) мир создают фантазеры, мечтатели и сказочники.
25.05.2015.

Погода
Иногда погодные явления выходят на передний план, отодвигая остальное, активно вмешиваясь в течение жизни. Все оттого, что природное окружение нам кажется таким стабильным, что большие отклонения от нормы принимаются с трудом. Вся наша жизнь рассчитана на определенную температуру, давление, влажность и т.д. Мы способны существовать в очень узком диапазоне значений. Природа постаралась, чтобы миллионы лет не менялся климат, а когда изменения неизбежные все же начнутся, мы должны быть готовы замкнуть свой мир, оградить от разрушающих воздействий или изменить формы своего существования. Когда мы все-таки поймем, что такое человеческая душа, то научимся ее сохранять, перемещать, воспроизводить. А пока душа — потемки, есть всякие идеи по этому поводу, но совсем ненаучные и, значит, неубедительные. Я не могу верить, мне надо знать. Или фантазировать. Ученые много фантазируют. Меня всегда удивляет, как в области квантовой физики или космологии подтверждаются самые безумные фантазии. Иногда даже кажется (а Сергей в этом уверен), что подтверждения тоже из области фантазий. Сергей бывает агностиком, по поводу чего мы с ним иногда дискутируем. Мои взгляды правильные, советские, с сильным влиянием Запада и православия. Как сказал бы тов. Жданов: «Сумбур вместо знания».
27.05.2015.

На даче
Мы ничего не придумываем, все происходит случайно, или по воле неведомых сил. Нам кажется случайными события, смысл которых не понятен. И даже если понятно что-то, то все равно остаются вопросы. Мы можем, например, в деталях расписать возникновение грозы, но не сможем сказать, отчего она разразилась именно здесь и сейчас. Мы созерцатели. Иногда пытаемся осуществить свои желания, но если копать глубоко-глубоко, то окажется, что все эти желания вложенные, или они следуют из так называемых «обстоятельств».

Вот, например, зачем мне бассейн? Дело трудоемкое, а купался я в нем за десять лет не более десяти раз. И вот опять начинаю сезон с него. Просто радует глаз. И есть тут выпендреж — ни у кого нет, а у меня есть. А еще масштаб, — тонны, кубометры грунта и воды. Занимаясь бассейном, обнаружил, что надо залатать дыру. Клея нет, отправляюсь в магазин. Туда есть две дороги, направо — по шоссе, или налево, по тропинке через лес. Недавно прошел ливень, в лесу ручей, через который надо перебраться по бревнышкам, да и сыро там после дождя. Однако, дорога много короче, пошел через лес. Повернув налево, сразу увидел большую собаку на перекрестке двух линий. Собака стояла, как бы в раздумье, — куда направиться. Я не люблю собак, и это взаимно. Они всегда на меня злобно лают, бывало, кусали. Обычно стараюсь избегать таких встреч, но иду вперед, надеясь, что собака выберет себе другое направление. Да и вообще, я царь зверей, не буду изменять свои планы из-за какой-то бродячей собаки. Но она стояла, как будто ждала меня. Поравнялся, она не обнаружила агрессивных намерений, но отправилась за мной. Я иду по направлению к лесу. Собака, сильная, слегка неуютно, — «заведет сейчас в лес и загрызет». В конце дороги перекресток, и дальше — лес. Собака оказалась немного впереди, дошла до перекрестка и остановилась, она явно ждала меня. Вошли в лес. Теперь уже мне было неуютно по другой причине, — придется обмануть ее ожидания. Она хочет хозяина, а я не хочу и не могу стать таковым.

Дошли до ручья. После сильного дождя он так разлился что бревна-мостики плавали в воде, оставаясь на месте только из-за специально вбитых колышков. С трудом перебрался на другой берег, предполагая, что здесь собака все-таки меня отавит. Но она и не стала пытаться идти по мостику, перешла ручей вброд. Делать нечего, идем дальше. Впереди большая лужа. Я взял пример с собаки и перешел ее тоже вброд, не обращая внимание на галоши, полные воды. Когда вышли из леса, я остановился, чтобы вылить из них воду, а собака ушла по шоссе далеко вперед. Впереди стояла группа людей. Я шел не быстро, решил, что она оставила меня, пошла искать другого хозяина. Но вижу, остановилась, обернулась и пошла ко мне навстречу. Поравнявшись, опять пошла рядом. В магазин собака не стала заходить. Когда я вышел, ее уже не было, она все поняла.

Вот так, собака, вырвавшись из неволи на свободу, вдруг ощутила свою неспособность жить без хозяина, и готова была примкнуть к кому угодно. Живет тут у нас на даче еще одна бесхозная собака по имени Герда, ее все знают. Хозяин лет пять назад умер, наследники отказались от собаки, она осталась одна. Сосед попытался пристрелить ее, чтобы не мучилась, но промахнулся, только выбил один глаз. Второй раз стрелять не стал. Вот уже несколько лет она живет одна, и зимой и летом. Дачники подкармливают, в том числе и зимой, кто приезжает или здесь живет. Вид у нее свирепый, иногда к нам приходит. Когда такое бывает, пытаемся спрятать свою кису, поскольку Герда в этом отношении не невинная. В голодную зиму задрала десятка полтора бездомных котов, которые тоже живут здесь круглый год. Один сердобольный дачник специально приезжал, чтобы их накормить. И вот однажды вместо вместо общения с котами он услышал эту трагико-гастрономическую историю.
30.05.2015.

Природа и мораль
Советское воспитание меня убедило, что искать цель и смысл существования совершенно необходимо, потому что нет цели — нет смысла, можно сразу отправляться в небытие. Если ты только потребитель, то ты лишний, ненужный, вредный…

Здесь мы подходим к сюжету про 37-ой год. Если можно искать смысл в тех деяниях (а без смысла ничего не может происходить), то можно предположить, что была попытка сделать идеальную культуру путем пропалывания сорняков, вредных элементов. Несмотря на духовное образование, советский Иосиф то ли плохо усвоил Библию, то ли решил с ней поспорить, отвергая ее самый первый сюжет об изгнании человека из рая, о неискупленном первородном грехе, т.е. о том, что идеальная чистота в материальном мире ни при каких условиях быть не может. По моим представлениям, тот библейский акт не только был началом человеческого рода, но и всего сущего, — времени, материи, природы. Природа изначально аморальна, ей неведомо такое качество. И только человек по какой-то причине вдруг стал разделять свои действия по признаку морали, и чем дальше, тем больше. Но, как показывает практика, даже при достижении высокого уровня, моральная оболочка может быть легко сброшена. Государство, как я считаю, — природное образование. Оно, как и первочеловек изначально лишено морали. Быть может, когда-нибудь, оно к этому придет, но пока еще пребывает очень далеко. Мы же считаем его делом рук человека и ошибочно наделяем человеческими свойствами…
01.06.2015.

Болото
Слово «болото» употребляется в отрицательном смысле. А меня заворожило болото, когда впервые (мне было лет 40) попал туда. Потом меня тянуло на болото, привлекала его дикая красота, безграничность, безлюдность. Было ощущение, что я оказался на земле в эпоху динозавров. Вероятно, проснулся во мне голос доисторического предка.

Наши болота прекрасны. Никогда бы не подумал, что в Европе есть такие первобытные места со следами исчезнувших древних рек. Если посмотреть на карту, в середине Ленинградской области есть место, где скученность деревень и поселков сильно снижается. Здесь так называемые Мшинские болота, которые, как когда-то целинные земли были переданы советским трудящимся для освоения. Трудящиеся с энтузиазмом и лопатами рванули туда осушать болота. Строили дачные поселки, прокладывали дороги, высаживали сады. И теперь там, где раньше только прыгали лягушки, резвятся дети и пенсионеры…

Так я вижу свой окружающий мир. Теперь болота от меня также далеки, как Северная Африка. Туда можно отправиться, но нет уже прежнего задора и желания. Тридцать лет назад при нынешних возможностях я б земной шар весь обошел. И держал бы список стран, в которые еще не ступала нога человека. Как друг молодости Володя когда-то держал список шашлычных, в которых еще не бывал.
02.06.2015.

Чистота
Мой мир не «чист, как белый снег, который только выпал», — он реальный, с не стертой копотью жизни, с ошибками и заблуждениями…

В этом месте я задумался. Широки, однако, мои эстетические пристрастия. Мне нравится безупречная чистота (красота), в которой нет ни малейшего изъяна, и в то же время, утверждаю, что красоту питают диссонансные вкрапления. Они интересны как поиски нового, они обеспечивают развитие.

Но мой тип, быть может, совсем другой, советский, где чистота проступает сквозь грязные наслоения. Именно последняя — глубинная и настоящая. Такой ее искал Андрей Тарковский. Безупречным восхищаюсь, но понимаю, что это рукотворная иллюзия, в реальном мире такое не существует. Впрочем, бывает божественное, оно иногда проникает в наш мир. Нечасто.
04.06.2015.


Солипсизм 
Обещали нам лето в середине июня, но не случилось, уже не обещают. Ватник не сходит с плеч, бассейн тоскует в сторонке. Мне удалось с ним справиться (были проблемы). Все, что оказалось нужным в той ситуации — подождать. А у меня терпения оказалось немного. Подумал, — а если бы был выбор, что бы я предпочел, — укрощение воды, или жара без бассейна? Уверен, что выбрал бы укрощение, как проявление собственной воли, что можно принять как проявление разума. Укрощение строптивых всегда доставляет удовольствие. Однако, выходит, что здесь я отдаю дань природному чувству, победив проявление природы. Получается, что я тут и вовсе ни причем, это сама природа весело играет в свои игры, побеждая самое себя.

Это уже ближе к солипсизму. Я всегда был большой противник этого воззрения, и письмо сына, где он показал, что его взгляды укладываются в то «буржуазное псевдонаучное направление», вызвало мою соответствующую реакцию. По-советски, я всегда считал солипсизм учением, еще более далеким от жизни и абсурднее, чем религиозные воззрения. И, тем не менее, в «чистоте» реальности всегда сомневался. С удовольствием увидел среди сторонников такого взгляда признанного писателя Владимира Набокова. Но сомнения в реальности — это шаг к тому, что я отрицаю. В итоге случилось так, что я логически обосновал возможность агностицизма, а по поводу реальности мнение такое — я верю в ее существование, но наше представление о ней субъективно. Как представление о Боге, — оно свое у каждой религии, конфессии и даже у отдельного человека. Получается у меня клубок противоречивых представлений, или, как сказали бы профессионалы, — «каша в голове»…

* * *
Между «полным» солипсизмом и «частичным» есть принципиальная разница. Солипсизм, отрицающий всякую реальность ведет к «анархии», он представляет мир как абсолютную фантазию. Моя позиция такова, что мы действительно много фантазируем, но в основе такой фантазии все-таки лежит информация, поступающая от внешнего мира. Его картины могут быть разными, он не похож на наши представления, но все-таки, он существует. Немного смысла есть в предположениях, на что этот мир действительно похож? Это как постановки одной пьесы разными авторами. Они могут сильно различаться, но не до безобразия, в них должно быть что-то общее.

Сомнения в истинности формируемых представлений появились еще во времена Ньютона, когда возникло четкое понятие, что доверять органам чувств нельзя. Наука в то время отработала методы верификации знаний, появились теории, выводящие на сущности, вообще недоступные для ощущения и понимания. Но все эти методы не гарантируют абсолютную достоверность. Среди них есть методы «эвристические», типа «бритвы Оккама» (предпочтение отдается теории более компактной). В процессе развития науки многие представления и связанные с ними образы претерпевают большие изменения. Потому знания приблизительны. Как и образ мира, сложившийся в голове конкретного человека. Этот образ индивидуален, в него могут входить сущности, неведомые другим…
18.06.2015

Смыслы 
Вчера узнал, что еще одна жизнь завершилась. Увы, это стало привычным и естественным. А раньше было не так. (Я имею ввиду свои ощущения). Человек всю жизнь учится воспринимать смерть как явление нормальное, неизбежное, в чем-то полезное. Но наш разум не может его принять, придумывает загробную жизнь, солипсизм и прочие нереальные картины, пытаясь успокоить свою тревогу. Откуда она у нас? Я вижу в этом природное, инстинктивное неприятие прерывания процессов. Умом не понять бесконечность, но еще менее в голове укладывается понятие «ничто». «Бездна» — это бесконечность, вывернутая наизнанку. — Опять противоречие. Мир соткан из противоречий, он не должен бы существовать, он абсурден во всем. И мы пытаемся найти в этом абсурде оазисы логики, порядка и смысла. Задача человека — поиски смысла во всех проявлениях жизни, и наконец, сведение всех этих локальных смыслов к единому глобальному, собрать его из множества разлетевшихся осколков…
17.06.2015.

Природа красива 
Нам приятно смотреть на этот мир, природа всегда выглядит прекрасно. Это значит, что мы созданы для гармонического взаимодействия с ней. Мы, «дети галактики» не могли быть созданы по-другому. Наша цель — существование и развитие. Когда же природа начнет думать о самоликвидации, появятся монстры, у которых окружающий мир не будет вызывать ничего, кроме отвращения. Кажется, они уже существуют среди нас, но пока еще в небольшом количестве. В подростковом возрасте человечество пыталось утвердить свою самостоятельность или даже превосходство (Мы не можем ждать милостей от природы…). Сейчас это прошло, есть понимание, что мы с природой — единое целое…

С такими мыслями я отправляюсь от природы в город, в средоточие, казалось бы, антиприродных явлений. Но природа сильна и умна, о чем нередко напоминает. И если стоят города, значит это кому-нибудь нужно. Есть такое представление, что микробы, которые древнее всех, организовали производство человека, чтобы он когда-нибудь их переместил на Марс. Я ощущаю себя могучим микробом, отправляясь в один из центров урбанизации.
19.06.2015.

Природа, анархизм, консерватизм
Меня тянет к природе, все лето живу в ней, солидарен с гринписовскими установками своего сына, но привношу в нее элементы своего порядка, вмешиваюсь в ее жизнь. Вырываю сорняки и поддерживаю культурные растения. В итоге получаю природу не первозданную, но некий «сельский пейзаж» художника, как бы реалиста. Лет 10-15 назад слово-сорняк «как бы» заполонило речь наших граждан. Наверно, оно соответствовало состоянию жизни того времени, подчеркивая ее театральность. «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку…» — Нет это другой театр, в котором зрители и артисты — одно.

Природе нельзя не подчиняться. Мы ее творение, и каждое наше желание было продумано и имеет цель ее, природную, не нашу. А если мы что-то сделаем не так, то будет больно, это она так распорядилась. Торжество нашего разума — в безусловном подчинении природе, — как собаке хозяину, как лошади — ездоку. Только когда мы заменим весь наш природный организм на искусственный, сможем говорить с природой на равных. А сейчас такие разговоры — претензии или смешные фантазии, которые до поры до времени природа терпит.

К сожалению, я не знаю сути анархического учения, потому могу его только предполагать. Вероятно, оно в том, что природное естественное начало должно быть в основе устройства человеческой жизни. Никаких социальных институтов, они сковывают человеческую волю. Свобода — без ограничений! В этом беспорядочном брожении порядок установится сам собой, без вмешательства человека. Он станет естественным, природным, совершенным. Таковы мои представления об анархизме. Если они верные, то на первом этапе, по части разрушения они соответствует революционной коммунистической доктрине («Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим»). Расхождения — в части строительства нового мира, анархисты ничего не собираются строить, предполагая новую самоорганизацию. По моим представлениям, анархисты правы, — в основе социального мироустройства лежит исключительно самоорганизация. Кажущиеся «плановые воздействия» имеют кажущийся эффект, когда эти действия соответствуют направлению саморазвития. Анархисты непоследовательны: они готовы разрушать существующий порядок, т.е. исполнить волевое воздействие на мир, которого они пытаются избежать. Как идеал анархизма я бы назвал консерватизм. Он сейчас в почете, мои анархистские наклонности удовлетворены.
20.08.2015.

Природа
В некотором смысле, цивилизация мало чем отличается от природы. Она ведет борьбу за свое выживание, не обращая внимания на сопровождающие эту борьбу эксцессы этико-морального толка. А вот вчерашний природный сюжет. Шум, треск, и бежит наша киса, держа в зубах что-то большое, едва ли не с половину ее роста. Когда бросила на землю, оказалось, что это куропатка, уже большой птенец. Кошка его еще не загрызла, он, попытался убежать, а потом даже взлететь, но сил не было, рухнул, кошка опять на него набросилась. Я отбил птенца у кошки, птенец уполз в заросли, а кошка обиженно смотрела на меня, — ее была добыча.
22.08.2015.

Осень
А за окном осенние пейзажи, такие красивые и такие обманчивые, холодные. Солнце яркое, но на термометре +7. Осень — женщина в возрасте, придает большое значение нарядам. А юная весна и так красна, ее все любят ни за что. Мне понравились стихи про осень: «Наступила осень, отцвели сады. Мне никто не надо, кроме, ты!», хотя они нарушают и логику и грамматику. Впрочем, с логикой трудно справиться, она найдет что сказать. Начало традиционное, дальше должна быть грусть. Но ее нет, оттого что все эти внешние обстоятельства не имеют большого значения. Про осень вспомнил две песни. Одна из них я уже здесь где-то упоминал: «Осень, прозрачное утро…». А от второй помню только несколько слов и мотив: «Осенний свет, к чему слова. Осенним светом полна голова…» . Голову кружат весна и осень, лето — время практических занятий, а зима — раздумий. Такой получился крестьянский календарь. Голос предков звучит и проявляется в самых неожиданных местах.
04.10.2015.

Полное обновление
«Inge nature renovatur integra» («вся природа обновляется в огне») — мысль верно констатирует факт. Но как пример, достойный подражания, мне не нравится. Это у природы все просто, — выбросил, уничтожил, забыл, сделал заново. — Обновление путем уничтожения. Это рационально, надежно и просто, но человеку трудно с этим смириться. Привязанности и память не дают, он придумывает разные способы сохранить следы уходящего прошлого. Природа склонна к революциям. Россия, как я считаю, консервативна, но все равно постоянно переживает революции. Два примера, как мне кажется, по теме. Отец моего школьного друга Брыкова, отставной офицер, часто ворчал на нас, что мы недостаточно бережно относимся к предметам, которые попадают в наши руки. — Люди делали эту вещь, тратили время и силы, а вы довели ее до того, что пользоваться невозможно. Упор был не на утрату «потребительских свойств» или стоимость, а на затраченные силы при ее изготовлении. Другой пример — рассказ человека, который был причастен к своей истории. По Ленд-лизу, в частности, Америка передала нам какие-то небольшие суда с обязательством потом вернуть. Тот человек рассказывал, как они тщательно готовились к передаче, — все было покрашено, начищено, отремонтировано. Но, как потом он узнал, все пошло под пресс, в металлолом, на переплавку. — Вот оно, торжество «nature renovatur». Америка не так сентиментальна, может оттого у нее все хорошо.
11.10.2015. 

Лошадиная нежность
Жизнь продолжается! Можно говорить, беззаботно постукивая копытцем, совершая виртуозные прыжки. «Лошадка», — какой приятный образ! «Рыжегривая» — можно прочитать как игривая. «По ночной Москве идет девчонка, каблучками цок-цок-цок…» (была такая песенка, кажется, Клячкина, в период моей юности). Как спят лошади? — да так же! — По-Вознесенскому: «И в твоей стране, и в моей стране до рассвета спят не спиной к спине…». «В другой стране» — все как у нас. Да вся живая природа во многом одинакова! У нас не то чтобы с лошадьми, — с червяками не так много разных генов.

Лошадки преданностью похожи на собак, и не должны бы мне по такой причине нравиться. Но есть разница. Лошадь принимает человека сознательно, после битвы с ним признает поражение и подчиняется. — Лошадь надо «объездить», чтобы укротить свободолюбивый природный нрав. Собака подчиняется инстинктивно, сразу, «объездили» ее далеких предков, она уже рождается с инстинктом подчинения.

Лошадка с бантиком — образ приятный, подойдет для девушки, но сравнение женщины с лошадью почему-то звучит обидно. Значит, есть большая разница между беззаботно резвящейся лошадкой и ломовой лошадью. Но цокот копыт, похожий на стук приближающихся каблучков, приятен. Это звуки жизни, которая, как известно, есть движение.

Как много у человека было связано с лошадью! Уходит целая эпоха, останутся только песни, которые мы пока еще чувствуем и понимаем. «Чу, помедленнее, кони, чу, помедленнее…», «Ехали на тройке с бубенцами…»

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 10470


Добавить комментарий