Надежда в будущей жизни
Ностальгический роман
Часть первая
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
САМЫЙ ДОЛГИЙ ДЕНЬ
ССОРА
ЗАПАХ РАННЕГО СНЕГА
Часть вторая
НАШИ БУДНИ
АРТЕЛЬ_КАНИТЕЛЬ
ОЙ ВЫ, НОЧИ, МАТРОССКИЕ НОЧИ..
В ЧЕМ ЖЕ Я ВИНОВАТ?
ЭХО В ПОЛЯХ
ТЕМПЕРАТУРА
СИТУАЦИЯ
ДВЕ ТОНИ
РАБ
ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЕЧЕР
ЭХО В ГРУДИ
КУДА ЭТО МЫ?..
ЧТО ОЖИДАЕТ НАС?
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Ливень кончается, и мама посылает меня в магазин. За хлебом, мылом и спичками. В раймаге пусто, просторно, покупателей, кроме меня, никого. Занудно жужжат ленивые толстые мухи. Стою у прилавка, облокотившись о край, и ожидаю, пока, продавщица Зверева Нюрка выложит все известные ей деревенские новости, а почтальонша Морозова Надька, раскрыв от удивления рот, проглотит их, чтобы тут же, не мешкая, разнести по селу.. Пузатая Надькина сумка, набитая почтой, стоит на полу у прилавка. Слышатся «ахи» и «охи», сдавленный смех, таинственный шёпот:
- А она, Алевтина-то, по ночам огородами к Ваньке Дорофееву шастает…
- Врёшь! — ахает Надька и прикрывает ладонями рот.
- Чтоб меня приподняло да шлёпнуло! — обижается Нюрка, сгребая с прилавка хлебные крошки. — С чего бы это стала я врать-то? Да и когда я врала? Она и собаку у Ваньки привадила, чтоб та на неё не кидалась. Сама мяса не жрёт — всё собаке стаскала.
- Ай-яй-яй! — ужасается Надька, однако вся подаётся вперёд, наваливается на выщербленный, с облупленной краской прилавок, щёки румянятся, глаза вперились в Нюрку:, — ничего не забыть, всё запомнить до мелочи, чтобы было что рассказать, удивить, а может, и от себя добавить — и поди потом разберись что к чему, и где она, правда, а где та лапша, которую, как известно, вешают на уши.
Сплетницы меня не стесняются, на обращают внимания, ещё до сих пор считают подростком. Ну и плевать. Этим дурам и невдомёк, что я уже всё понимаю. Стою в независимой позе, отставив ногу в растоптанном кирзаче с загнутым голенищем по моде, в отцовской гимнастёрке, заправленной в затёртые брюки, в кепке, сдвинутой на самый затылок, на лоб нависает белёсая чёлка под «бокс». Вид у меня, должно быть, лихой. Ладно, трепитесь, мы подождём, унижаться не станем. Я не спешу. Здесь, в магазине, мне нравится. Нравится смешанный запах хлеба и шла, махорки, клеёнки, рогожи и гуталина, чего-то ещё — я не знаю, — тот самый, волнующий, особенный запах, знакомый мне с детства, ещё с довоенной поры, когда мой отец работал на базе и приводил меня в склад. Чего только там не было! До потолка громоздились фанерные ящики с леденцами, печеньем и папиросами, высились горы мешков с мукой, солью, сахаром, бочки с повидлом, подсолнечным маслом, и снова — фанерные ящики с вермишелью и макаронами,.. Изобилие, в которое нынче невозможно поверить. Теперь у нас ничего подобного нет и в помине. Правда, в последнее время, к большой нашей радости, стали изредка появляться мыло и сахар. Вижу раскрытый мешок, облепленный мухами, из него выпирают большие куски рафинада. Я, стосковавшись по сладкому за года войны, готов его грызть, не жалея зубов, или, обмакнув кусок в воду, сосать, как телёнок,- медленно, непрерывно, до боли за языком, до надрывного кашля, — наслаждаясь тягучим сахарным соком. Мне стыдно, всё же не маленький, но и избавиться от пристрастия к сладкому пока не могу. Мне доставляет детскую радость сам вид рафинадных кусков с налипшими на боках волокнами мешковины, я даже чувствую сладость во рту. Досадно, что мама так экономна. Что бы ей стоило дать мне денег на сахар? Я представляю, как после ужина» положив на ладонь белоснежный кусок, отец ловко колет его трофейным кинжалом-штыком, привезённым им из Германии для промысловых, охотничьих надобностей, вываливает кусочки на стол, а крошки ссыпает в тарелку, а мама даёт нам всем по кусочку, и мы осторожно вприкуску пьём чай…
Я так размечтался, что не заметил, как в магазин вошла моя одноклассница Валька Шаманова, а с ней — незнакомая чернявая девушка. Сплетницы враз умолкают при Валькиной спутнице. Ведь в нашем селе, где все знают с детства друг друга, всякий новый человек немедленно вызывает всеобщее любопытство, его беззастенчиво обшаривают глазами — особенно, женщины — и замечают каждую мелочь: походку, во что он одет, да что он сказал, да как посмотрел, — чтобы тут же его оценить, ревниво сравнить свою оценку с другими, поспорить о нём, обсудить, пока о человеке не сложится общее мнение, с которым потом уже не поспоришь.
Девушка останавливается в стороне от прилавка и, заложив руки за спину, оглядывает полки с одеколоном «Кармен», с гребёнками, мылом. На ней облегающий, свитер, приталенный пиджачок — таких наши женщины никогда не носили, — прямая серая юбка и хромовые сапожки, а стройные ноги обтянуты городскими чулками — тонкими, гладкими, телесного цвета, — которые Нюрке и Надьке могут только присниться. Вызывающе надломленные брови вразлёт, в тени от ресниц -большие глаза, неуловимо печальные, лицо худощавое, бледное, тонкие пальцы, тугая коса, губы неяркие, мягкие, по-детски слегка приоткрытые. Она мне кого-то мучительно напоминает — кого-то знакомого, близкого и дорогого. Кого?..
- И вдруг вспоминаю!
Во время войны в нашем доме жила эвакуированная из Ленинграда студентка-медичка. Её звали Лида. Лидия Викторовна, Она уберегла мою жизнь, когда я мог умереть от тяжёлой болезни, туберкулёза. Такое не забывается. Я с нею дружил, мы вместе катались на лыжах, кидались снежками, играли. Я её очень любил и мне даже в голову не приходило, что она мне не ровня — ведь не девчонка… Потом, уже после войны она заболела той же болезнью, от которой спасала меня, но сама от неё спастись не смогла. Я плакал, когда мы узнали о том, что она умерла на южном курорте, и. до сих пор меня гложет чувство вины перед нею: мне кажется, этот туберкулёз ей от меня передался.
Вглядываюсь в Валькину спутницу — и нахожу в ней всё большее сходство с Лидией Викторовной. В груди возникает озноб, как будто внезапно глотнул морозного воздуха. Это похоже на чудо. Словно бы Лида воскресла, снова приехала в наше село, помолодев и став моей сверстницей, чтобы ничто нас больше не разделяло, даже разница в возрасте. На фоне окна мне виден её чёткий профиль с тонким приподнятым носом, как будто припухшей нижней губой, с упавшей на грудь тёмной косой, на конце перетянутой бантом. Рядом с Валькой Шамановой, грузной не по годам, с могучими бёдрами, распирающими выцветшее старое платьишко, из которого она уже выросла, эта девушка — стройная, ладная, лёгкая — кажется мне невероятным явлением из какого-то неизвестного мира. Да и только ли мне? Вижу, как замерли Надька и Нюрка…
Валька насмешливым взглядом уставилась на меня.
- Чо покупаешь? — с обычной своей бесцеремонностью спрашивает она.
- А ничего! — отвечаю ей с вызовом, грубовато.
Мне почему-то неловко признаться в присутствии незнакомки, что нужно купить-то всего-навсего спичек и мыла. Поэтому и добавляю: — Много узнаешь — скоро состаришься.
Валька презрительно фыркает и отворачивается.
А незнакомая девушка с любопытством оглядывает меня, Я перед нею — такой аккуратной, опрятной — мне вдруг впервые становится неуютно в заплатанной отцовской одежде, слишком просторной, висящей на мне, а своей у меня уже нет — её носит Митька, мой младший братан. За любопытством в глазах незнакомки проскальзывает то ли усмешка, то ли сочувствие.
Делаю вид, что мне безразлично, какого она останется мнения обо мне, с преувеличенным интересом разглядываю флаконы с одеколоном и даже требую показать. Нюрка, не отвода завороженных глаз от Валькиной спутницы, ставит флакон на прилавок — в другое время и не поставила бы ни за какие коврижки: чего там рассматривать-то? Флакон как флакон. Но я беру его, нюхаю с глубокомысленным видом, не замечая, что на меня уже снова не обращают внимания.
Девушки, ничего не купив, выходят из магазина. И тут же Нюрка, зыркнув глазами им вслед, язвительно замечает:
- Харя городская.
Становится жутко обидно за девушку. Чем она Нюрке не угодила?
- Сама-то ты… курица щипаная! — срывается у меня с языка.
- Но-но, поговори у меня! Заступник нашёлся! Демонстративно направляюсь к выходу из магазина и слышу вдогонку:
- А кто будет деньги платить? Дед Ходат?
- Тьфу, чёрт! Дурацкий флакон. Ведь я не вернул его продавщице. Зачем он мне нужен?
- Видно, втрескался парень — башку потерял. — И Надькин бессовестный смех.
Поспешно сую флакон, на прилавок, выскакиваю за дверь. Уши горят от стыда.
С крыльца магазина мне видно, как девушки переходят омытую ливнем широкую улицу. Сыро, свежо, облака грузной массой столпились на самом краю осветлённого неба, солнце клонится к горным отрогам, что высятся за рекой, отражается в окнах домов пожарным огнём. Девушки под руку мерно шагают по деревянному тротуару и на перекрестке двух улиц, прежде чем скрыться зa углом сельсовета, та, которая с тёмной косой, неожиданно оборачивается. И, встретив её немигающий взгляд, я чувствую грудью упругий толчок. Не думая ни о чём, соскакиваю с крыльца, бегу к перекрёстку — и вновь вижу их, всё так же мерно шагающих в ногу по тротуару. Их то высвечивает низкое солнце, то накрывает тень от заплота. Торчу на углу неизвестно зачем — и вдруг понимаю, что хочется знать, в какие ворота войдёт эта девушка. И я засекаю эти ворота. Дом тот райкомовский, и прежде жила в нём семья секретаря райкома Рудах. Я знаю, что после смерти Рудах к нам прислан недавно другой секретарь райкома, Белов, и наконец-то догадываюсь, что незнакомая девушка — секретарская дочь.
Всё ясно. Ни хлеба, ни мыла, ни спичек я сегодня уже не ;куплю. Нельзя возвращаться туда, где тебя осмеяли. А что же я маме скажу?
Я — домосед. Люблю вечерами, когда все дневные дела уже сделал, пристроиться с книгой у подоконника и в меркнущем свете зари, с трудом различая неясные буквы, с головой погружаться в волшебные сказки или фантастику. Этот поздний, неуловимо тающий свет обволакивает меня и отделяет всё окружающее, смывая очертания привычных предметов, входит внутрь меня самого, буквы в книге медленно расплываются — и начинается дивная жизнь в каменистых пустынях, пещерах, роскошных дворцах, наполненных золотом, драгоценными камнями, восточными пленницами, райскими птицами. Я забываюсь в джунглях моей неуёмной фантазии, брожу в темноте южной ночи с Аладдиновой лампой, вступаю в единоборство с драконом и, победив огнедышащее чудовище, поднимаюсь по мраморным лестницам замка, а навстречу выходит красавица, освобождённая из плена. Я беру её за руку, дыхание моё утихает….
Любовь к сказкам подарила мне бабушка во время войны, когда долгими зимними вечерами она собирала в кружок нас, детей, и рассказывала о разных волшебных делах, и это было куда интереснее окружавшей нас жизни — с голодом, вшами, болезнями, лишаями и непосильным, не детским трудом. И до сих пор меня тянет в тот сказочный мир, где всё необычно, не так как у нас.
Долго и неотрывно смотрю в распахнутое окно на село, врезанное тёмными крышами в остывающий обугленный небосклон, прислушиваюсь к сбивчивым звукам трофейного аккордеона Сашки Завьялова, кривобокого парня, раненного уже на исходе войны, к припевкам девчат. У сельсовета — вечёрка. Впрочем, она не волнует меня, хоть вся молодёжь наша там.
Звякает велосипедный звонок, слышен вежливый свист. Напротив окна останавливается, не слезая с велосипеда и опершись на дорогу ногой, Пашка Зубцов. Следом за ним подъезжает и Витька Лунёнок. Отмахиваюсь: езжайте. Ребятам известно, что вытянуть меня из дому им не удается. Поэтому и не настаивают. Они уже гуляют с девчатами — зачем я им вечером нужен? Остановились лишь потому, что увидели меня у окна. Друзья, всё-таки.
Днём — это дело другое. Днём нас водой не разлить. Мы все — одногодки. Пашка — тот кряжистый, основательный, невозмутимый, уверенный, сильный. Он — сын прокурора Зубцова. Витька, напротив, — застенчивый, щуплый, с девичьими голубыми глазами. У него отца нет: погиб на войне. Витька пишет поэмы — длинные, бесконечные. А потому бесконечные, что ни одну из своих утомительно-длинных поэм он пока не закончил. Когда мы с Пашкой, оставив в траве своих «ишаков», -расхлябанные отцовские довоенные «велики» /так мы по-разному называем наши велосипеды/, — усаживаемся где-нибудь на берегу речушки Тангуйки, у самого устья её, там, где Тангуйка впадает в широкую вольную ию /у которой и расположено наше село/, Витька, сидя верхом на велосипеде и держась за поникшую ветку берёзы, затуманенным взглядом уставившись в глубину шелестящего леса, читает нам свои вирши. Поэмы его — о берёзах, ручьях и о призраке, то, что мерещится Витьке в изгибах стволов, в отражении воды. Например:
Вижу тебя в нежных сумерках лета,
Вижу в закате осеннего дня,
Можешь ронять мою душу поэта?
Можешь принять вот такого — меня?
Мы с Пашкой тихо смеёмся, но Витька не видит нас и не слышит. Он весь где-то там, с возлюбленным призраком. Этого «призрака» мы с Пашкой знаем. Зовут его Валька Шаманова. А смеёмся мы потому, что нам трудно представить Валюху — мясистую, с громовым низким голосом — в виде бесплотного призрака. Пашкина девушка — Зина Меньшова. Маленькая, тихая, робкая. Вместе их никто никогда и не видел. Я знаю, они назначают свиданья, но — где? Это Пашка держит в глубоком секрете.
Лишь у меня до сих пор нет подруги. Ни одна девчонка в селе не нравится мне, ни одна не волнует. Может, виною тому — мои сладкие грёзы о пленнице, упрятанной в замке придурка Кащея? Какая она, эта пленница? Мне не уловить её образ, но вряд ли она похожа на сельских девах. А других я не знаю. Поэтому и сижу вечерами за книгой, в мечтах — и мне хорошо и покойно.
Так это было.
А нынче не нахожу себе места. Такого со мной никогда не случалось. Маме я ничего не сказал, не объяснил, почему вернулся из магазина с пустыми руками. Дождался, когда она выйдет из дому, прокрался тихонечко в кухню, положил непотраченные деньги на стол и, снова выскользнув на крыльцо, украдкой выкатил велосипед за ворота. Кружу по улицам, чутко вслушиваюсь, вглядываюсь в зыбкую лунную мглу. Играет аккордеон вдалеке — вечёрка в разгаре, гулко бухает движок у Дома Культуры — сегодня там крутят кино. Свет от луны — как сквозь плотную марлю, таким он только летом бывает, не то, что зимой, когда лунная ночь сияет, как солнечный день. Пепельный сумрак ночного светила рождает во мне беспокойное чувство, что-то неясное кроется в тусклом рассеянном свете, таинственное… В который уж раз проезжаю мимо дома Беловых — вокруг ни души, тяжёлые ставни на окнах закрыты, сквозь щели сочится свет изнутри. Дома она или нет? А может быть, смотрит кино? Слоняюсь около Дома Культуры, жду с нетерпением окончания фильма.
После сеанса люди выходят из зала на улицу, но в свете лампочки, тускло пульсирующей над выходом, я не вижу её. Возможно, она на вечёрке? Ну нет, такой вероятности я допустить не могу. Там, где отплясывают наши девахи? Но чем же она похожа на них? Да ничем! Она не такая, как все остальные. Разве можно сравнить её, скажем, с Валькой Шамановой? Такое сравнение кажется мне неуместным, кощунственным, оскорбляющим незнакомую девушку. Но ведь сегодня-то днём она была именно с Валькой! Неужто они подружились? А если так, то они, наверное, всё-таки там, на вечёрке: Валька не может без этого сборища. Поворачиваю обратно и вскоре оказываюсь на том «пятачке», где буйно гудит это сельское гульбище.
Чувствую себя неуверенно: впервые заявился не как праздный зевака, а с целью — найти свою девочку. С деланным равнодушием подруливаю к группе курящих парней, держащихся на отшибе, в сторонке от пляски, с велосипедами, как и я. Вижу своих одноклассников: Харитонова Женьку но кличке «Профессор» /за то, что он носит очки/, Мануйлова Витьку — «Заику» /этот и впрямь заикается/, «Красавчика» Петьку Рябых /он и правда красив/, «Буйвола» Пашку Зубцова и «Сочинителя» Витьку Лунёнка.
- Лёд тронулся! — восклицает торжественно Пашка и поднимает в шутовском приветствии руку. — Последний из могикан!
- Иди-ка ты! — обрываю я Пашку и отхожу, расстроенный тем, что он обратил на меня внимание окружающих.
Пашка чувствует, что обидел меня, не отстаёт. Витька тоже плетётся следом и, ободряя, похлопывает меня по спине: дескать, ш-ш-ш-ш не тушуйся. Я злюсь на него, потому что он, как и Пашка, не знает, зачем я пришёл. Да не вечёрка ваша нужна мне, а что-то иное, о чём вы никогда не узнаете!
Но когда мы отходим подальше, я неожиданно для себя объявляю:
- Если б вы знали… какую сегодня я встретил!
Пашка Витька частенько подтрунивают надо мной, называют «Монахом», мне это очень обидно, поэтому и заявляю со сдержанным торжеством, как будто уже назначил свидание:
- Такая вам и не снилась… Ребята заинтригованы:
- А не врёшь?
- Кто? Кто такая?
Смотрю на их нетерпеливые морды и тихо посмеиваюсь. Тихо и затаённо. А сам всё поглядываю по сторонам: не увижу ли её где-нибудь? Потом не выдерживаю и рассказываю о сегодняшней встрече.
Витька первым догадывается:
- Тонька Белова!
А Пашка издаёт разочарованный свист:
- То-оже мне! А я-то уж думал действительно…
Пальцы сами собой сжимаются в кулаки. Как! Они её видели раньше меня и ничего не заметили в ней?
- Ладно, не обижайся. — Витька трогает меня за рукав, указывает на Шамановский дом. — Там она с Валькой сидит. На завалинке.
И тут раздаётся зычный глас «Призрака»:
- Витька! Иди, помоги мне ставню закрыть!
Опередив оторопевшего Витьку, сую ему в руки велосипед, вскакиваю в палисадник Шамановых, дотягиваюсь до скособоченной ставни, и мы с Валькой на пару управляемся с нею.
Потом мы сидим на завалинке. Я — с краю, Валька — в серёдке, за нею т а девушка, но я из-за Вальки не вижу её. Валька что-то легко, беззаботно мурлычет под нос, понимающе, хитровато поглядывает на. меня, потом, догадавшись, встаёт и томно потягивается:
- Ой, пить захотела… Принести вам воды?
- Большое спасибо, но пить нам не хочется.
- Вы, я гляжу, и так воды в рот набрали, — Она снисходительно усмехается. — Поговорили бы хоть…
О чём? Я не знаю. О чём говорить? Слова — шелуха. Зачем говорить, если в нашем молчаньи рождается что-то такое… пугающе нежное.,, чувствую, что я как-то меняюсь, что-то во мне перестраивается, сладостно давит внутри, затрудняя дыхание… Вот я — рядом с нею. Само собой это как-то случилось. Даже не верится. Сам бы, пожалуй, я не осмелился, не смог подойти, потому что не знаю, как это делается. Сжимаю руками доску, на которой сижу, пытаюсь унять в теле дрожь от волнения. Не глядя на девушку, говорю ей как можно спокойней:
- Я знаю, как зовут тебя. Тоня.
- А тебя зовут Слава. Вот видишь, я тоже кое-что знаю. Впервые услышал я её голос — слегка глуховатый, глубокий и как будто немного простуженный. Теперь уже можно и взглянуть на неё.
Лицо её смутно угадывается во мгле, голова непокрыта, поблескивают большие глаза, воротник пальто поднят, ей зябко, она греет руки, засунув их в рукава. Интересуюсь:
- Откуда ты знаешь?
- Валя сказала. Тогда ещё, днём. Так что вот.
- Ты как-то так на меня посмотрела…
- Как посмотрела?
- Вот так. — Расширяю глаза.
- Не передразнивай.
- Очень мне надо…
Молчим. Валька не возвращается, и, думаю, уже не вернётся. Ой, хоть бы она не вернулась!
Аккордеона напротив не слышно, играет уже вдалеке, где-то около клуба, а у дома Шамановых пусто и тихо, и тишину нарушает лишь стук редких капель, падающих с листьев черёмухи. Меня удивляет, что капли всё падают, — ведь ливень прошёл ещё днём, — это похоже на медленный сказочный дождь, в бульканье капель мне слышится музыка, всё отдаляется, и остаёмся в волшебном саду только мы: я и Тоня, и этот медленный дождь…
Тоня встаёт:
- Пора по домам. Детское время вышло.
- Я провожу тебя, ладно?
- Зачем?
- Ну, ни зачем. Просто так…
Выходим из палисадника. Велосипеда своего я не вижу- стало быть, Пашка для Зинки своей прихватил, укатили куда-нибудь.
Вокруг ни души, ни огонька — настоящая ночь. Улица слабо освещена неполной луной, перечёркнута тенями от телефонных столбов. Медленно идём по дороге на расстоянии метра — полутора друг от друга. Тоня держится за борта незастёгнутого своего пальтеца, задумчиво смотрит под ноги, поглядывает на меня с затаённой усмешкой. Чего тут смешного? Иду себе — кепка моя на затылке, руки в карманах, пинаю мелкие камушки на ещё не просохшей дороге.
- Ну вот и мой дом.
- Я знаю, что твой.
И снова взгляд — то ли лукавый, то ли насмешливый. Вынужден пояснить:
- Я видел, как ты сегодня вошла сюда с Валькой.
- М-м… — Лёгкий кивок, дрожание губ от сдерживаемой улыбки. Стоим под окном. Светится щель в рассохшемся ставне.
- Твои не спят ещё, — замечаю.
- Папка работает.
Её лицо освещено лунным светом — мутным, неверным, — черты лица слегка смазаны, как на фотографии, снятой не в фокусе, и эта нечёткость делает Тоню таинственной, сковывает и отдаляет меня от неё. Сделав усилие над собой, гляжу ей в глаза с отчаянной смелостью. И вдруг Тонин дом со светящейся щелью, заметно качнувшись, куда-то беззвучно плывёт, растворяется в пепельной мгле, исчезает — и остаются одни только эти глаза, в которых, как в космосе, мерцает по звёздочке. В селе возникает звенящая тишина, как будто вся жизнь замерла в остановившемся времени…
- Ой, уже поздно. — Тоня спохватывается, запахивает полы пальто.
- Постой…
Что-то случилось, мой голос не повинуется мне. Но дом уже снова на месте.
- Нет-нет, я пойду.
- Поговорим немного ещё…
Больше всего мне не хочется расставаться с нею сейчас. Несмело беру её за руку. Рука её лёгкая, сухая, холодная, но обжигает. Осторожно, чтоб не обидеть меня, она высвобождает ладонь.
- В другой раз.
- Подожди. Я хочу тебе что-то сказать…
Тоня стоит вполоборота ко мне, ждёт терпеливо. Поборов нерешительность, робко произношу:
- Давай будем… дружить. — Сказал — и в груди что-то упало и покатилось неудержимо.
- Давай, — И опять улыбается.
Потом, взяв за локти, разворачивает меня в ту сторону улицы, откуда мы с нею пришли:
- До свидания.
- Ты иди первая.
- Тогда не оглядывайся.
Слышу лёгкие шаги за спиной. И не выдерживаю, оглядываюсь. Но вижу лишь глухие ворота. Подкравшись вплотную к ним, слушаю. Кажется, Тоня ещё не ушла, стоит во дворе, за калиткой.
- Ты завтра вечером выйдешь? — шепчу. И слышу в ответ — тоже шёпотом:
- Выйду.
Частый стук каблуков по дорожке и по ступеням крыльца, слабый скрип закрываемой двери. Всё. Тишина. Гаснет свет внутри дома.
Что это было? Несколько слов, взгляд тёмных глаз, сдержанная улыбка, лёгкость ладони — и весь окружающий мир, сохранив свои очертания, изменился, стал необычным, небудничным, совсем не таким, каким я всегда его знал и привык видеть с детства…
Стою на берегу, над обрывом, смотрю на село, изогнутое дугой вдоль изгиба реки, совсем утонувшее в лунном свечении. Дома, сеновалы, амбары соединились в сплошную тёмную массу, не видно сейчас ни дырявых и покоробленных крыш, ни перекошенных дряхлых заплотов — селение кажется прочным, громоздким, растянутым больше, чем днём, словно бы ночь раздвигает пространство. Тускло поблескивает волна под обрывом, на том берегу наклонились к реке оцепеневшие груды берёз, а за берёзами — заливные луга, укрытые зыбким туманом, а там, дальше — горный отрог, поросший тайгой, протянувшийся с юга на север, он ночью почти и не виден, сливается с тьмою небес. Тянет скрипучую песню дергач за рекой, слабо журчит по гальке вода…
Картина, знакомая до мелочей, но вижу её как будто впервые.
Точнее сказать, как во сне. Или — как в сказке, в которой я оказался нежданно-негаданно, и в этом сказочном мире, в райкомовском доме, как в замке, живёт та красавица, с которой встречался по вечерам в своих сладких грёзах. Я наконец-то встретил её наяву — и сразу узнал, угадал её образ, и она, как мне кажется, тоже узнала меня. Недаром, когда предложил ей дружить, она так легко согласилась, как будто ждала моего предложения. «Ты завтра вечером выйдешь?» «Выйду». Так просто.
Звёздные россыпи светят в глаза мерцающим переливчатым блеском, от горизонта до горизонта туманной взлохмаченной полосой распростёрся, теряясь в невообразимой дали, Млечный Путь, сбоку висит половина луны. Всё спит под безмолвием звёздного небосвода, и даже собаки не лают. Да и мне бы пора уже спать — ведь утром выходить на работу. Но какой уж тут сон, если во мне сегодня открылось что-то значительное, волнующее, ещё не осознанное до конца и безграничное, как это звёздное небо! Чувствую, что никогда уже не буду таким, каким был до сих пор. Нынешний день отломил моё детство и отодвинул его в далёкое прошлое. У меня начинается новая жизнь — неожиданная, манящая, увлекающая таинственной неизвестностью…
Вдруг замечаю, как звёзды все разом мигнули и чуть потускнели. Тьма ночи ослабла, поблекла в полнеба, густея на западе, сползает к незримому горизонту, пространство меж звёздами высветлилось, и этот едва уловимый рассеянный свет опускается, обволакивает поверхность земли. Почуяв его, шевельнулась трава, зашелестела листва на кустах, и где-то уже орут петухи, томно мычит спросонья корова, а в МТС на Песочной горе натужно чихает, ворчит, но никак не заводится трактор. В обильной черёмухе оживает весёлая пернатая публика, щебет, чириканье несутся оттуда и заглушают многоголосный крик петухов. Берёзы на том берегу наливаются алым румянцем, я вижу, как и село постепенно становится розовым, и даже туман над рекою, лохматясь, краснеет. Высокое тонкое облако пышет огнём, свет прорывается в небо длинными стрелами, и, прежде чем появляется оплавленный край восходящего солнца, на западе ярким багровым сиянием освещается горный отрог.
Рождается день моей новой жизни. Что она мне обещает, почему так манит и тревожит?
Автор: Соловьев Юрий Васильевич | слов 3904Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.