Заметки о науке и технике

О книге физика Д.Дойча «Структура реальности»
Бактериальные модификаторы психики
Биоразнообразие
«Бог и жизнь»
Деконструкция
Регрессия
«Биоэнергетика — магия жизни»
О языках
Профессор. Статьи. Семинары
Возвращение в сферы науки, вращение
История одной публикации
Вычисление информации, содержащейся в тексте
Опыты практической самоорганизации
О книге Джона Кехо «Подсознание может всё!»
Воздействия на подсознание
О работе З.Фрейда «Бессознательное»
Карл Юнг. Аналитическая психология
О времени

Читая Хокинга
Искусственный интеллект


Непознаваемое 
Компьютер может быть собран из разных элементов. Никакая программа, запущенная на этом компьютере, не сможет определить, из каких именно элементов он собран, какова его структура. Самое большое, что доступно из этого программе — функциональные и ресурсные ограничения.

Аналогично, никакая наука не может судить об истоках, основах мироздания. Можно делать предположения, и если они логически непротиворечивы, принять их за истину. Разные внутренне непротиворечивые предположения равны. Что в действительности соответствует «реальности» останется неизвестным.
15.10.2002.

Дробная размерность пространства
Взаимосвязь между размерностью и упорядоченностью порождает новые представления. В частности, частичной упорядоченности соответствует неполная (дробная) размерность. Размерность получается параметром относительным, один и тот же массив может быть упорядочен разными способами. Т.е. размерность может оказаться субъективным параметром.
14.02.2003.

Маркс
К Марксу отношусь и всегда относился хорошо, даже в периоды антикоммунистических настроений. У него был опыт системного анализа, Маркс показал объективность развития, т.е. его независимость от личных пожеланий. Одно из моих последних исследований (по части самоорганизации) — убедительно, на чисто математических примерах показало, что Маркс был прав. Практическая часть марксизма получилась неудачной, но практикой занимался не он, его продолжатели. Из марксизма необязательно выводится сталинизм, как ницшеанство не следует считать предтечей фашизма.
11.10.2013.

Взаимосвязанность 
Был у меня не очень проработанный проект — построить пространство понятий, исследовать его свойства и способы перемещения в этом пространстве. Суть примерно такова. У каждого понятия есть множество понятий близких, не сильно отличающихся от исходного. У каждого другого — тоже свой ареал и т.д. Понятия в двух шагах от исходного уже отличаются заметно, в трех — еще больше и т.д. В итоге связываются все понятия в некий ком, из одной точки которого в другую можно переместиться разными способами. Самое трудное — создать массив со связями, для чего хотел написать программу и привлечь имеющиеся тексты, в первую очередь, литературные. Что из этого получилось бы, не очень понятно, но ощущение такое, что было бы нечто интересное для психологии, для исследования литературного творчества, для программного конструирования «осмысленных» текстов и т.д.
14.10.2013

Единичное и общее 
«Технология — это закон». Тема законов (разных) мне была всегда интересна, и когда-то я понял, что закон существует исключительно для повторяющихся ситуаций. Именно так выявляются законы эмпирические (наблюдения фиксируют повторяемость), запись строгой формальной зависимости обозначает причину повторяемости. Беда с аномальными явлениями, с НЛО и прочими фантазиями (как и с чудесами) в том, что в них нет повторяемости, и наука отходит в сторону, — это не ее стезя. Наука не занимается единичным, — только тем, что повторяется. При отсутствии копий, наука молчит, ничего не может сказать, говорят другие. Закон существует лишь там, где торжествует массовое.

Соответственно, искусство, как торжество индивидуального, всегда находится в оппозиции к массовому и к его законам. Это могут быть отклонения от нормы или ее полное отрицание, но даже в этом случае, творец всегда остается в том же измерении, это не инобытие. В искусстве отрицание происходит с полным понимание того, что отрицается. Надо пройти долгий путь восприятия существующего и только потом его можно отвергнуть. В этом смысле, к аутодафе Л.Н.Толстого следует присмотреться внимательнее (у нас об этом не любят говорить).

Интернет молчит, но я помню, на лекции по философии в рассказе о взглядах Толстого был сюжет о том, что в конце своей жизни он подготовил большой список книг, которые необходимо уничтожить, чтобы сохранить русскую нравственность. Это было лет за 10-15 до «Великой октябрьской», м.б. он что-то чувствовал?

Мы отрицаем массовое, желаем замкнуться, воспеваем индивидуальность. Но вся эта пестуемая индивидуальность — не более чем мелкие флуктуации единообразного массового, которые, однако, оказались достаточны для возникновения искусств разных направлений, посвященных (более всего) исследованию индивидуального. В этом смысле, культура — главный антипод науки. Не религия, как считалось при социализме.

Есть в этом, однако, тоже истина. Бог — явление противоречивое. С одной стороны, (в монотеизме) это единичная сущность, которая, (с другой) вбирает в себя все сущее. Как уникальное, Бог вне науки, как всеобщее — предмет науки (например, в теологии).

«Массовая культура» сродни религии, в ней вижу противоречие того же рода — «массовое индивидуальное» (внедрение индивидуального в массы). И поклонение эстрадным (и всяким прочим) кумирам чем-то похоже на религиозное поклонение.

Возвращаюсь к технологиям. В том, что сказано, получается, что объекты технологий повторяемые. Это так, но повторяемость выступает как возможность. Запись процесса «материализации» может выполняться и для единичного, для воспроизведения в другом пространстве или времени.

Экономика — наука о массовом производстве и потреблении, где действуют некие экономические законы. Законы не очень известные, предмет сложный, того же порядка сложности, как (например) человеческий организм. По моим представлениям, врачевание основано в первую очередь на опыте наблюдений, под которые подводится более-менее правдоподобные теории. Они не такие строгие, как в математике или физике, но способны давать рекомендации о том, какие глотать пилюли, чтобы болезнь отступила. Врачевание — искусство, формальных методов для него недостаточно. Экономист — тоже занимается искусством, формальные методы не очень надежны. Экономические шедевры можно ожидать там, где «художник» удачно отошел на свой страх и риск от прописных истин.
15.01.2014

Эзотерическое 
В телепатию и прочее «теле-» не верю. Мне нужны факты или авторитетное мнение. Собственно, это для всех так, просто у каждого свои авторитеты. Борьба мнений — это заочная битва авторитетов. С нетрадиционными науками у меня знакомство давнее. Вскоре после армии (1970) в магазине мне попалась на глаза книга с неизвестным словом «Парапсихология». Купил, с большим интересом прочитал. Некий западный автор работал с известными в то время деятелями этой области, проводил строгие беспристрастные научные эксперименты и сделал вывод о том, что существующие феноменальные эффекты не выходят за пределы статистических ожиданий, т.е. никаких чудес нет. Тот автор меня убедил, стал авторитетом, и вопрос о реальности паранормальных явлений для меня перестал существовать. Я живу в рациональной Вселенной, не допускающей иррациональное.

Думал я на тему, возможны ли чудеса? — И понял, — да, возможны. Можно построить соответствующую логическую конструкцию. Но если допустить такую возможность, надо отказаться от всего знания, оно становится зыбким, обманчивым. Если признать возможность чуда (т.е. беспричинного события, произвольного нарушения логики), то надо признать не только чудо ожидаемое в будущем, но и проявления их в прошлом. А это значит, что картина мира, которая сложилась в результате сборки событий в единую логическую конструкцию с причинно-следственными связями, на самом деле ложная. Мы наблюдаем следствия беспричинных событий и чтобы на разрушалась логика, находим для них причины. Следовательно, чудеса признавать не надо. Тут, однако, заявляет о себе Теория вероятностей, которая работает исключительно с беспричинным, а потом еще уважаемый Эйнштейн заявил о том, что он живет в вероятностной вселенной, что Бог постоянно «играет в кости». Беспричинного много, и каждое такое событие следует объявить чудом. — Нет, в моем рациональном мозгу это никак не укладывается, готов допустить только одно беспричинное событие, самое первое — «большой взрыв», все остальное — следствия.
19.02.2014

Вечное возвращение 
Идея вечного возвращения наполняется сейчас физическим смыслом. Недавно узнал, что в 2010-ом присудили Нобелевскую премию за теорию, заглянувшую за пределы времени, до Большого взрыва, случившегося 13.5 млрд лет назад. И вывод был — все повторяется. Неизвестно, во всех ли деталях, или совсем по-новому, но повторяется. Интересно, что все, даже очень странные фантазии в конце концов находят свое подтверждение. По этой причине мой сын утверждает, что не верит в науку, поскольку исследователи всегда находят именно то, что ищут. Наука для него — не слепок природы, но копия сознания, сборник фантазий. Поскольку я занимался наукой, могу подтвердить, — да, находил то, в чем был заранее уверен. Неудачи на этом пути не смущали, — надо искать дальше, трудности временные. Я уже решил, что в следующей жизни стану ученым-физиком. А внук мечтает стать программистом. Пока не отговариваю, надеюсь, что это пройдет, поскольку не вижу в таком занятии большой науки, это практика, хотя и полезная.
30.06.2014

Фантазия о будущем 
Вчера послушал разговор Повзнера с А.Дугиным. Интересных он выбирает собеседников! И непременно с противоположными собственным взглядами. Не думаю, что есть в этом определенная цель, — просто ему интересны дискуссии, а для этого нужен оппонент. Но получается как пропаганда чуждых ему самому взглядов. Будь я крайним демократом, запретил бы его передачи, поскольку в них можно найти понимание и, соответственно, оправдание кого угодно, — Ленина, Сталина, Гитлера. Но мне импонирует столь широкий взгляд, он соответствует моему нынешнему «идеологическому» состоянию.

В беседе увидел интересную мысль: «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Как это согласуется с некоторыми моими выводами! По этому поводу предлагаю такую сказку.

Мое устойчивое мнение таково, что социум в разных формах проявляет враждебность относительно человека природного. Человек породил социум, и пока еще сам является его важным элементом. В свою очередь, социум изменил человека, наделив его разумом. Именно с этой, и только с этой (разумной) составляющей человека социум готов взаимодействовать. Она является носителем социальных действий, которые все более удаляются не только от природы, но и вообще от материи, уходя в область имматериального. Реальное место человека в системе общество-человек-природа показал социализм, который признавал и поддерживал человеческое социальное, совершенно пренебрегая природным. Он не скрывал свою цель — полное и окончательное покорение природы в масштабах не только Земли, но в перспективе — Вселенной. Буржуазная, в частности, американская парадигма другая — все для удовлетворения потребностей человека. Они, в первую очередь, природные. Но когда таковые удовлетворены, потребности смещаются все в ту же сферу, имматериальную.

Индивидуальность — необходимый, но, возможно, преходящий этап развития. «Первичный бульон», который представлял собой жизнь на начальный этапах ее становления сменился самостоятельными замкнутыми организмами, развитие которых привело, в конце концов, к возникновению человека. Но жизнь идет дальше. Нам трудно предсказать, или даже представить, какие формы будет принимать социум. Сейчас это совокупность разумных составляющих. Возможно, природная часть человека со всеми своими проблемами когда-нибудь перестанет быть необходимой. Разумная часть оторвется от природной, и будет существовать в какой-нибудь компьютерной среде, которая будет поддерживать ее существование так, как его сейчас поддерживает биологический организм. А человек природный, потерявший большую часть своего былого разумного, вернется в пещеру, из которой когда-то вышел. Разумное, не связанное с материей, получит, наконец, вечность и будет пребывать в компьютерном раю. Собственно, в коротком библейском рассказе о жизни Адама в Эдеме нет указаний на какие-либо материальные взаимодействия. Осталось только яблоко, как символ материального среди божественного, контактировать с которым было категорически запрещено. Оно было дано как открытая точка для соприкосновения с материей, сдерживать случайные или осмысленные стремления к которой должны были внутренние силы Алама.

Будущего компьютерного человека уже не соблазнит ничто материальное, он это видел, знает, и будет помнить всю его ничтожность.
11.07.2014

Номер в последовательности 
Казалось бы, ничего не значащая сущность — номер по порядку. С этим я столкнулся дважды. Первый раз, когда 15 лет назад увлекся компрессией данных. Тогда понял, что последовательность расположения имеет статус пространственного измерения (длина, высота, время…), и перейти в иное измерение можно переносом систематизации на другую (существующую) ось координат. Некоторое подтверждение тому дает тот факт, что два добросовестных наблюдателя одного и того же могут видеть разное. Второй раз, уже занимаясь мат. лингвистикой, я зацепился за такую сущность, как «Константа Ципфа», которая входит в странную зависимость, имеющую отношение к смыслу текстов, а есть ощущение, что и к смыслу как таковому вообще.
13.07.2014.

Андронный колайдер 
Законы квантовой физики высвечивает (или диктует?) Андронный колайдор. Мы с сыном одно время дискутировали на эту тему, он считает, что «диктует». По его мнению, наука это не отражение внешнего мира, но только отражение наших фантазий о нем. Все эти технические средства, якобы открывающие новые законы, созданы так, чтобы непременно подтвердили уже придуманное, и они подтверждают. Хорошо сконструированный прибор непременно подтвердит придуманную теорию. Единственное условие для такого успеха, — не должно быть взаимных противоречий между теорией, создающей прибор и «проверяемой» теорией. Уважая науку, я с ним спорил, пока не завершались силы, но мы так и расходились, оставаясь при своем мнении. Конечно, с его стороны это была игра. Он любит доводить до абсурда даже совершенно невинные тезисы. По прошествии времени, мне кажется, я понимаю механизм возникновения подобных представлений. От бытового уровня понимания того, что «правды нет», что у каждого «своя правда», — «с какой стороны посмотреть», нетрудно распространить такое представление и на выводы науки, религии и всяких прочих направлений человеческой деятельности. Наука становится субъективной. Сейчас господствует европейская наука, основы которой заложены Платоном и Аристотелем. К сожалению, другие независимые направления, например китайское или индийское сейчас приглушены материальным торжеством европейских выводов, и мы даже не можем представить, в какие сферы они могли бы нас вывести. Ощущение того, что они действительно могут куда-то вывести, дают вспышки увлечений (например) индуизмом. Сохранившиеся до сих пор разные религии позволяют говорить о том, что последнее слово о главном направлении развития цивилизации еще не сказано… (04.08.2014)

Трансляция тактильных ощущений
А.Вознесенский:

За что нас только бабы балуют,
И губы, падая, дают,
И выбегают за шлагбаумы,
И от вагонов отстают?…

Через сто лет не надо будет никуда выбегать, ни за околицу, ни за шлагбаумы, — дистанционное общение и непосредственный контакт не будут различаться. — Это я про гипотезу о трансляции тактильных ощущений. Но если будет возможна трансляция, будет возможна и подмена, т.е. реальность и фантазия совсем перестанут различаться. Настанет мир управляемой шизофрении. Шизофрения, конечно, это уже медицинская крайность, надо сказать иначе — человек будет жить в мире грез. Человечество еще только будет так жить, а некоторым его представителям давно знакомо такое состояние. В этом будущем мире повысится роль литераторов, которые будут писать красивые сказки, придумывать сюжеты наслаждения, а читатели их будут непосредственно переживать, выбрав себе героя по вкусу. Некоторые книги уже станет неприлично читать прилюдно, — только в уединении, или хотя бы за ширмой.

Отчего же я так уверен, что мир грез прекрасен? А вдруг его заполонят страшные чудовища, фильмы ужасов займут все пространство жизни? По улицам будут бродить маньяки, ищущие жертв реальных или виртуальных, им все равно, а настоящие полицейские останутся только в детективных романах.
01.09.2014

Самоорганизация и управление 
Года три-четыре назад я исследовал самоорганизацию числовых массивов, элементы которых могут иметь любые интерпретации — из физического мира или социального. Результат, который мне хотелось увидеть, и в котором была интуитивная уверенность, не получился. (Т.е. получился, но я нашел для него другое объяснение). Потому не стал публиковать серьезно, ограничился Интернетом. Тем не менее, некоторые (возможно, банальные) истины мне все же удалось доказать (показать). Они таковы.

1. В системе, состоящей из элементов, между которыми существуют силы взаимного притяжения (или отталкивания) неизбежно происходит процесс самоорганизации, — возникают группы разной величины. Процесс формирования подчиняется определенным математическим (!) законам, суть которых мы еще очень плохо представляем (я увидел в исследовании только качественный результат). Развитие образовавшихся групп тоже подчиняется законам, не зависящим от «семантики», т.е. от того, как интерпретируются массивы — как молодежные группы или как элементы физического мира.

2. Конфигурация групп и процесс их развития (правильнее, — их история) зависит от нескольких констант, принадлежащих конкретной системе. Я не могу дать им четкую интерпретацию, но если они задаются извне, то это может быть (возможно единственным) способом влияния на процессы самоорганизации.

В этом я абсолютно уверен, все остальное — фантазии. Исследованием занимался год, потом эпизодически возвращался, когда приходили новые идеи. Тема огромная и очень важная. Она могла бы объяснить многое из социальных процессов, включая политику, да и вообще историю. В некотором смысле, это «математический марксизм».

Я не занимался самоуправлением, (только самоорганизацией, она не требует управления) Возможно, оно тоже подчиняется объективным законам, но не исключаю, что управление — это фикция, самообман, самоорганизация происходит без управления. Вероятнее всего, ею можно как-то управлять, но не всегда это получается.

На эту тему был послевоенный фильм, примерно 1949-го года (американский или английский, не помню). Сюжет: Корабль с беженцами возвращается после войны в Европу, терпит крушение. Была организована эвакуация. Дети, взрослые и подростки оказались в разных шлюпках, и получилось так, что несколько десятков подростков оказались на необитаемом острове, ни одного взрослого не было с ними. Вскоре выяснилось, что требуется управление, и по этому поводу началось размежевание между подростками. В итоге у них сама собой образовалась жесткая диктатура.
24.09.2014.

Уровни генетики 
В прошлую встречу Сергей (сын) мне долго и подробно рассказывал о химии, которая происходит при биопроцессах в организме. Я слушал и удивлялся их непостижимой сложности, согласованности, и вдруг понял, что генетика сейчас пребывает только в самом начале своего пути, поскольку во взаимодействиях атомов и молекул клетки, которая составляет основу живых существ от червяка до человека, увидел нечто знакомое. Я занимался в некотором смысле сотворением компьютеров, поэтому прекрасно представляю все процессы происходящие внутри этого создания. Рассматривать эти процессы можно очень по-разному:
1. С точки зрения работы пользователя, производящего некоторые интерактивные действия с компьютером.
2. Работа программ, написанных на каком-то языке.
3. Работа операционной системы, обеспечивающей исполнение языков программирования.
4. Процессы перемещения информации между блоками внутри компьютера.
5. Электрические процессы, происходящие в элементах компьютерной схемы.

Я расположил эту иерархию порождающих друг друга процессов в порядке убывания, от самого высокого уровня, связанного с человеком, ко все более низкому, отображающему происходящие в компьютере материальные процессы. И чем ниже уровень, тем он сложнее и хаотичнее, в нем невозможно проследить и понять взаимосвязи и вообще, что происходит и с какой целью. Так вот, когда я слушал рассказы Сергея о сложнейших химических процессах при исполнении биологических реакций, я увидел, что описание идет на самом низком уровне. В нем немного смысла, точнее, его там нет, он выше. Этой химией управляют процессы, имеющие смысл, который можно обнаружить только на самом верхнем уровне иерархии, поняв язык, который ими управляет, задачи, цели и (возможно) интерфейс с тем, кто ставит и исполняет задачи. Генетика ставит себе задачу примерно такую, как если бы мы с помощью вольтметров, амперметров, осциллографов наблюдали процессы, происходящие в микросхемах компьютера, и по той информации попытались восстановить язык, на котором записана программа, понять принцип ее работы и ее цель. Ввиду огромного объема имеющейся информации, это чрезвычайно трудно. Потому что надо как-то догадаться, восстановить язык, на котором записаны программы генетические и все другие программы, обеспечивающие рост и развитие живого существа, я уже не говорю о мыслительных процессах в мозгу человека, которые, опираясь на биопроцессы, уходят от них также далеко, как ушла биология, оторвавшись от «чистой химии», там свои программы. Здесь я опять вижу аналогии между биологией, мышлением и религией. Изучение строения компьютера может стать одним из важных разделов теологии.
19.10.2014.

Семантический анализатор 
На семинаре по лингвистике был доклад о семантическом анализаторе, это кажется экзотичным, я плохо представляю даже постановку задачи семантического анализа. Это должен быть какой-то массив образов, которым программа будет сопоставлять слова. Непонятно, в каком виде задаются образы, — в виде текста описания или картинок. Описание музыкальных образов — это тоже семантический анализ, а заклинания колдуна — это какой-то обратный процесс — переход от образа к материи.

В отличие от анализа, анализатор предполагает способ получения результата, не обязательно с пониманием принципа. Все это очень похоже на мои лингвистические занятия. Я получил результат, для которого вывел эмпирическую формулу. Результат есть, его можно зафиксировать, а почему он такой, непонятно. Это не результат исследования, это случайное открытие. Дальнейшие исследования касались исключительно формализации результата. Вот если бы удалось прийти к эмпирической формуле, последовательно развивая известные законы, т.е. вывести ее аналитически, это дало бы понимание. А так непонятно, явление видим, а объяснить не можем. Надо сказать, что в лингвистике много феноменов такого типа. Тому могут быть две причины: наука молодая, и потому пока описательная. Другая возможная причина в том, что открытые законы еще не сложились в стройную картину, встроенную в общую картину мира. И пока этого не произошло, остается возможность, что они и не могут быть встроены «в общую картину», она (лингвистика) «не от мира сего», принадлежит сознанию, которое не принадлежит материи, оно с ней лишь взаимодействует. Потому вижу большую важность лингвистических исследований, это проникновение в самые глубины бытия. «Семантический анализатор» — в таком название есть заявка на то, что существует формальный метод связи знака и того, что он обозначает. Не далее, как недели две назад у меня тоже промелькнуло такое фантастическое предположение.
23.10.2014.

Имена 
Имя прочно срастается с носителем, потому не следует его трогать. Впрочем, после дальнейшей рефлексии понял, что производные имени не посягают на его суть. А смысл какой-то в имени есть. Сейчас не вспомнить подробности, но помню, что встречал людей, несоответствующих своим именам, и это не всегда были имена экзотические, типа «Анджела» которую надо было бы назвать как-нибудь попроще, или работавшая у нас на рынке негритянка «Мария Ивановна», по паспорту — русская.

«Что в имени твоем?» — была книга с таким названием. Я не верю во всякую мистику, к которой отношу влияние имени на человека, по моему мнению возможные совпадения случайны. Впрочем, «материалистически» допускаю, что имя как-то может влиять на характер, поскольку дается при рождении, сопровождает период становления и развития личности. Какое-нибудь неудачное, неблагозвучное или экзотическое имя может оказывать воздействие со стороны «детского социума», который любит играть именами. (Каких только прозвищ не сочиняют дети из разных имен!). Ира (жена) тоже не очень верит в подобную мистику, но готова читать такие книги. Зная мое негативное отношение, она все же однажды показала мне, что там пишут про Олега (это мое имя) и про некоторых других знакомых. Совпадений оказалось много. Я решил, что это случайность, или следствие расплывчатых определений, какие любят употреблять предсказатели и гадалки — расплывчатое можно трактовать как угодно. Но попробовал примерить на себя написанное про другие имена, — нет, не получилось, я — Олег. – Ну, да бог с ним, казус какой-то, не надо на это обращать внимание.

И вот, только сегодня связал эти эпизоды со вполне лояльной материи наукой. Я занимался мат. лингвистикой. Но «Лингвистика» вообще-то имела к этим занятиям весьма опосредованное отношение, она была лишь повод, появлялась где-то в начале, потом я сразу переходил к цифрам и работал исключительно с ними, улавливая отношения и зависимости в цифровых потоках, и лишь в конце вспоминая, что за ними стоят слова и какие-то смыслы. Некая мистика в процессе занятий все-таки выплывала. Она была в том, что сходные конфигурации массивов чисел соответствовали сходным смыслам, стоявшим за этими массивами. Была в том какая-то противоестественная связь между символом и случайно сопоставленным предметом реальности. Это позволило мне пофантазировать на тему о том, что можно искать формальные аналогии между совершенно не связанными явлениями, например, между музыкой и строением организма. В связи с этим вспоминаю лекцию о семантическом анализаторе, которую я, к сожалению, недавно пропустил. По сути, я занимался чем-то похожим, отождествляя массивы чисел с некими смыслами и оказалось, что они не могут быть произвольные…
22.12.2014.

Социальная лингвистика 
Слово «Людовед». Наверно, оно подходит к занятиям, связанным с познанием человека. Оно перекликается с людоедом, а для познания (как и поедания) требуется разобрать объект на мелкие кусочки-детали, и медленно пережевывать информацию, которую надо заглотить. Информация бывает разного вкуса, бывает неприятная и бывает наоборот, недаром тексты и картинки определенного содержания называют «клубничкой».

Промелькнула «лингвистическая» мысль о том, что у каждого слова есть параметр — объем его значений, — длина текста, который можно написать по поводу данного слова. Качественно не могу «сходу» оценить, что лучше и правильнее, — когда значений много, или когда оно только одно. Впрочем, одно значение претендует на имя собственное, а когда значений очень много, теряется смысл, обозначаемое размывается.

Научная фантазия по этому поводу. Можно определить список наиболее популярных в обществе в данное время слов. «Социальное значение» слова изменяется со временем. Оно зависит от многих факторов, — от случайных, задающих моду, от текущего состояния общества, от культурных событий (популярных книг, кинофильмов, известных людей). Можно провести подобный анализ для разных государств, в разное время, для разных социумов в пределах одного государства и проводить уверенные аналогии, которые выполняются сейчас субъективно, «навешиваются ярлыки», иногда совершенно незаслуженно. Использование предлагаемого параметра могло бы дать «математическую оценку» состояния, предупреждать нежелательные тенденции… Было бы мне меньше годов, я бы попытался основать новую науку «Социальная лингвистика»…
12.02.2015.

Цифровая реальность 
Время циклично, жизнь циклична, каждый день отмечен каким-то давним событием, которое стучится в современность, напоминая о себе. Событие теряется, когда уходит из календаря. Есть учение о мистике цифр, выделяются «13″, «7″, и некоторые другие. А по моим представлениям, в мире вообще нет ничего, кроме чисел. Представление мое давнее, имеет веские основания, его все более подтверждает развитие возможностей компьютерных программ. — Я знаю все об истоках программирования, поскольку работал в этой области, когда программы и компьютеры еще только появились на свет. Долгое время программировал «в кодах», т.е. писал длинные последовательности чисел, в которые превращалась любая задача. Сейчас все понемногу превращается в массив цифр, — изображения, звук, книги, мысли, истории. Один из моих лингвистических проектов (нереализованный из-за высокой трудоемкости) заключался в том, чтобы сопоставлять формальным образом смысловое содержание текстов, изображений и звуков. Мысль может реально звучать и выглядеть, разные мысли должны выглядеть по-разному. Интересно, будут ли походить друг на друга, например, нехорошие понятия? И как выглядят и звучат любовные истории. Было бы здорово, если при предъявлении (например) осенней картинки, вдруг сама собой зазвучала бы соответствующая мелодия из «Времена года» Чайковского.
13.02.2015.

Фантастическое 
У Бога много имен, много лиц, воплощений. Есть признаки божества уникальные, не поддающиеся воспроизведению, а иногда и толкованию, а есть и вполне реальные, копируя которые, уподобляемся Ему. Так, например, передачей мысли на расстояние сейчас никого не удивишь. Когда-то это называлось телепатией, чудом, хотя уже существовали аналоги в виде бумажных писем в конвертах. Но человеку хотелось большего, чтобы мысль перемещалась мгновенно. Пришло время, и стало так. Сейчас воспроизведены уже многие, раньше казавшиеся фантастическими, сюжеты. Например, я подхожу к двери обычного универмага, а она, как будто чувствует мое присутствие, открывается, даже без просьбы «Сим-Сим, открой!». Давние чудеса перешли теперь в область реального воплощения. Фантастические божества-чудесники превратились тоже в обычных людей. Граница между богом и человеком становится все менее совсем незаметной.
26.02.2015.

Коппинг-поведение 
Пытался понять, в чем суть «социального поведения» (ничто социальное мне не чуждо), но не уверен, что понял. Как понял, это переход от стрессовой оценки (эмоциональной) к разумной (адекватной), причем утверждается, что если «ситуация не поддается контролю», следует перейти к конформизму. Это понятно, «осознанный конформизм» за собой тоже наблюдаю. Беспокоит «неосознанный конформизм», который тоже есть, и, более того, мне кажется, что это преобладающий тип «социального поведения». «Протестные формы», когда они не укладываются в рамки адекватности, противоречат понятию «копинг-»…

Вопрос «из зала» — существуют ли критерии адекватности? Или адекватность тут вообще ни при чем, под «совпадающее» подразумевается любое осознанное поведение (конформистское или оппозиционное) вне зависимости от его «реальной полезности»? — Пока записывал вопрос, понял и ответ на него. — Действительно, социальным следует признать любое осознанное поведение вне зависимости от ситуации, поскольку оценить «адекватность» принципиально невозможно, т.к. понятие многостороннее и субъективное.

Обратил внимание на то, что здесь мы опять встречаемся с коллизией «материи и духа». Из признания приоритета «материального», вытекает неизбежность конформизма, поскольку иное выбивает из общего потока, который неизбежно будет пытаться втянуть тебя обратно, что приведет к проблемам «материального свойства». Причины «материального сопротивления» могут быть только духовные. Даже если это «материальная неудовлетворенность», стремление к ее будущему удовлетворению, по формальным признакам ее тоже следует признать «духовной».

Дух соотносит текущее состояние с неким идеалом и стремится прийти к их согласованию, пытаясь на ситуацию повлиять. Согласование располагается в будущем, — как возможность, как цель. При этом надо понимать, что полного соответствия никогда не будет, и всегда надо допускать зазор между реальным и идеальным, иначе человек станет вечным оппонентом. К такому типу я бы отнес А.Макаревича и В.Новодворскую. Мне кажется, слишком малый допустимый зазор между идеальным и реальным, лишает поведение признаков «разумности», оно становится «неосознанным» и, соответственно, «стрессовым», «эмоциональным». Не надо забывать, что мы живем в реальном мире, далеком от идеала (и что «Политика — искусство возможного»).

Как было отмечено, конформизм бывает осознанный и бессознательный, к первому можно применить определение «коппинг-поведение». То же самое, однако, можно применить и к оппозиционности, которая может быть осознанная, а может и бессознательная, групповая («все пошли, и я пошел»). К подверженным бессознательному сейчас применяют грубое слово «быдло». Хочу заметить, что его легко применить как к конформистской, так и к оппозиционной стороне, хотя вторая группа обычно малочисленная (это тоже не всегда, в перестройку, а также на Майдане было наоборот).

Едва ли можно разделить источники формирования позиции на внутренние, вытекающие из собственного образа мышления и на заимствованные извне, хотя именно этот признак отделяет копинг-поведение от «стадного инстинкта». В другом варианте, мы встречали подобное у Маркса: «свобода есть осознанная необходимость». Для критиков это звучало смешно, но это смех — от полного непонимания. Учитывая сказанное, считаю, что основным содержанием обсуждаемой науки должно быть выявление критериев, или разработка тестов на «осознанность мнения». Не исключаю выявление «собственного мнения» как исключительно заимствование из внешних источников. Это основной вопрос, касающийся установления природы человека — вопрос о его воле, вытекающей из его индивидуального сознания. Я склоняюсь (в большой мере интуитивно, хотя и не совсем) к тому, что индивидуальный человеческий разум не существует. Если целью такой науки будет поиски объективных критериев индивидуальности, то (по моему мнению), ее целью станет осознанная самоликвидация…

Я понимаю, что далеко отошел от понятия «копинг-поведение» но мне кажется, это не столько наука, как искусство, — чувствовать ситуацию, и не думаю, что можно найти для того какие-то правила, алгоритмы. Впрочем, все неслучайное рано или поздно может быть формализовано.
05.03.2015.

Передача тактильных ощущений 
Призываю лучшие умы человечества заняться передачей тактильных ощущений. Когда такое произойдет, расстояния перестанут существовать, как и миры фантазий, — все сольется в единую реальность, в которой понятие «материя» станет условностью из лексикона историков и ретроградов.
06.04.2015

Фантазия 
Искусство — передача мыслей и эмоций на расстояние, от автора к читателям, зрителям, слушателям. Когда научатся передавать тактильные ощущения, возникнет новый вид искусства, построенное на монтажной компоновке этих ощущений. А еще, можно будет «по телефону» побить недруга. Но главное, — реальная близость будет ощущаться на расстоянии. «Основной инстинкт» добьется того, что задача будет решена. Наверно, тактильные ощущения — самое трудное для понимания, передачи и воспроизведения, иначе давно бы эта тема была освоена. А самое простое — это мысль. Ее научились передавать давно, — словами, рисунками, текстом. А еще научились передавать ее одним жестом, взглядом, действием или бездействием, т.е. самыми разными способами.

Номенклатура 
Лет 35 назад я оказался в группе с интересными людьми, молодыми. В основном, это были дети советской номенклатуры. Мы всегда плохо относились к представителям этого сословия и ко всему, что с ними связано, и вот, я случайно оказался среди них, мог посмотреть, что это такое вблизи. Был приятно удивлен. Эти люди были выше меня не в смысле доходов, апломба или положения, — в этом я не ощущал никаких различий. Они были выше меня по развитию. Их интеллектуальный потенциал, образованность, эрудиция превышали то, что к тому времени накопилось у меня, хотя по возрасту мы не различались. Понимаю, что наши начальные условия были разные, но они очень правильно воспользовались условиями. Большинство из них готовили диссертации, иные уже выходили на защиту. В порядке «тренировки» делали доклады с обсуждением, на которых я иногда присутствовал. И там, при обсуждении серьезных тем, было принято обращаться «на Вы», на что иногда даже обращалось внимание. Завершались доклады, и все снова переходили на обычный язык, иногда даже с «матерком». Такая была игра, близкая к реальности.
16.04.2015

Открытие
Открыты волны гравитации. Мня волнует и всегда волновала квантовая физика. Хотя знаю, что каждое новое открытие все более требует отказаться от привычных представлений об окружающем мире. Он другой, совсем не такой, как нам кажется. Но мы к нему привыкли, в нем живем и вовсе не хотим покидать его ради каких-то непонятных теорий. Пусть наука приспособляется к нашей жизни. Собственно, изначально она и призвана была объяснить тот мир, в котором мы живем. И в итоге выяснила, что все вокруг фантазии, они лишь в малой степени соответствует действительности. Реальность чужда человеческому восприятию. Между реальностью и ее ощущением нужен посредник, в качестве которого выступает психика. Психологи и психиаторы важнее физиков, они лучше и надежнее говорят об окружающем мире. Квантовые физики — их потенциальные пациенты.

Между физикой и жизнью растет и укрепляется непреодолимая стена, разрыв, — такой же, какой всегда существовал между религией и мирским существованием Значит, это наша жизнь «не от мира сего», а не Бог и все, что с ним связано. Получается триада — Бог, реальность и человек. Это три самостоятельные сущности, не сильно связанные между собой. Потому физики всегда будут дискутировать с Богом на расстоянии, как и человек. Только избранные смогут приблизиться к нечеловеческой истине, чтобы ее познать и почувствовать. Но это потребует отрешения от земного. Я вижу в науке прообраз новой религии. И смутно ощущаю, что это не все, — есть еще миры, которые мы пока не осознаем, но которые уже понемногу заявляют о себе.
12.02.2016.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 5136


Добавить комментарий