Союз 7К. Моя дорога в Космос

Данный список в виде настенного информационного листка
в помещении лаборатории
использовался сотрудниками лаборатории,
с постоянными уточнениями, изменениями, дополнениями,
в течение более 20 лет  для общей ориентировки,
собственного представления и анализа ситуации
при работах  по созданию и эксплуатации
наших комплексных космических тренажёров.

Ракета-носитель “Союз” Р-7 11А511
28 ноября 1966 года первый пуск

Космические корабли “Союз” разных серий

1967
23 апр Комаров -                    Союз-1      11Ф615 7К-ОК (А) № 4
1968
26 окт Береговой                    Союз-3      11Ф615 7К-ОК (А) № 10
1969
14 янв Шаталов                      Союз-4      11Ф615 7К-ОК (А) № 12
15 янв Волынов                      Союз-5      11Ф615 7К-ОК (П) № 13
11 окт Шонин                         Союз-6      11Ф615 7К-ОК № 14
12 окт Филипченко                Союз-7      11Ф615 7К-ОК (А) № 15
13 окт Волынов                      Союз-8      11Ф615 7К-ОК (П) № 16
1970
1 июн Николаев                      Союз-9      11Ф615 7К-ОК № 17
1971
19 апр запуск Салют-1 ДОС 17К
23 апр Шаталов                      Союз-10      11Ф615А8 7К-Т № 31
6 июн Добровольский -         Союз-11      11Ф615А8 7К-Т № 32 1
1972
-
1973
3 апр запуск Салют-2 Алмаз-1 ОПС-1 11Ф71
27 сен Лазарев автн                   Союз-12      11Ф615А8 7К-Т № 37
18 дек Климук автн                   Союз-13      11Ф615А8 7К-Т № 33
1974
25 июн запуск Салют-3 Алмаз-2 ОПС-2 11Ф71
3 июл Попович                         Союз-14      11Ф615А9 7К-Т № 62 1
26 авг Сарафанов                     Союз-15      11Ф615А9 7К-Т № 63 2
2 дек Филипченко ЭП              Союз-16      11Ф615А12 7К-ТМ № 73 (Союз-ТМ)
26 дек запуск Салют-4 ДОС-4 17К
1975
11 янв Губарев                         Союз-17      11Ф615А8 7К-Т № 38 1
5 апр Лазарев                           Союз-18-1   11Ф615А8 7К-Т № 39
24 мая Климук                         Союз-18      11Ф615А8 7К-Т № 40 2
15 июл Леонов ЭП                  Союз-19      11Ф615А12 7К-ТМ № 75
17 ноя беспилотный                Союз-20      11Ф615А9 7К-Т № 63
1976
22 июн запуск Салют-5 Алмаз-3 ОПС-3 11Ф71
6 июл Волынов                        Союз-21      11Ф615А8 № 41 1
15 сен Быковский автн           Союз-22      11Ф615А12 № 74
14 окт Зудов                             Союз-23      11Ф615А9 № 65
1977
7 фев Горбатко                        Союз-24      11Ф615А9 № 66 2
29 сен запуск Салют-6 ДОС-5 17К
9 окт Ковалёнок                     Союз-25      11Ф615А8 № 42
10 дек Романенко                   Союз-26      11Ф615А8 № 43 1
1978
10 янв Джанибеков               Союз-27      11Ф615А8 № 44 2
2 мар Губарев чех                 Союз-28      11Ф615А8 № 45 3
15 июн Ковалёнок                Союз-29      11Ф615А8 № 46 4
27 июн Климук поляк          Союз-30      11Ф615А9 № 67 5
26 авг Быковский нем          Союз-31      11Ф615А8 № 47 6
1979
25 фев Ляхов                              Союз-32      11Ф615А8 № 48 7
10 апр Рукавишников болг       Союз-33      11Ф615А8 № 49 8
6 июн старт б/п                          Союз-34      11Ф615А8 № 50
16 дек б/п                                    Союз Т-1   11Ф732 № 6Л
1980
9 апр Попов                                Союз-35      11Ф615А8 № 51 9
26 мая Кубасов венг                  Союз-36      11Ф615А8 № 52 10
5 июн Малышев                        Союз Т-2    11Ф732 № 7Л 11
23 июл Горбатко вьет                Союз-37      11Ф615А8 № 53 12
18 сен Романенко куба              Союз-38      11Ф615А8 № 54 13
27 ноя Кизим                             Союз Т-3    11Ф732 № 8 14
1981
12 мар Ковалёнок                       Союз Т-4    11Ф732 № 10 15
22 мар Джанибеков монг           Союз-39      11Ф615А8 № 55 16
14 мая Попов румын                  Союз-40      11Ф615А8 № 56 17
1982
19 апр запуск Салют-7 ДОС-5-2 17К
13 мая Березовой                       Союз Т-5      11Ф732 № 11Л 1
24 июн Джанибеков франц       Союз Т-6      11Ф732 № 9Л 2
(29 июл падение на Землю Салют-6)
19 авг Попов                               Союз Т-7      11Ф732 № 12Л 3
1983
20 апр Титов В. Игла                  Союз Т-8       11Ф732 № 13Л
27 июн Ляхов                              Союз Т-9       11Ф732 № 14Л 4
26 сен Титов В. САС                  Союз Т-10-1  11Ф732 № 16Л
1984
8 фев Кизим                                Союз Т-10     11Ф732 № 15Л 5
3 апр Малышев инди                 Союз Т-11     11Ф732 № 17Л 6
17 июл Джанибеков                   Союз Т-12     11Ф732 № 18Л 7
1985
11 фев авария Салют-7
6 июн Джанибеков ремонт        Союз Т-13     11Ф732 № 19Л 8
17 сен Васютин                          Союз Т-14      11Ф732 № 20Л 9
1986
20 фев запуск Мир
13 мар Кизим Мир, Салют-7     Союз Т-15      11Ф732 № 21Л 10/1
21 мая б/п                                    Союз ТМ-1     11Ф732 № 51
24 июн консервация Салют-7 (7 фев. 1991 г. падение на Землю)
1987
5 фев Романенко Мир                  Союз ТМ-2      11Ф732 № 52 2
22 июл Викторенко сирия           Союз ТМ-3      11Ф732 № 53 3
21 дек Титов В.                             Союз ТМ-4      11Ф732 № 54 4
1988
7 июн Соловьёв                             Союз ТМ-5      11Ф732 № 55 5
29 авг Ляхов афг                            Союз ТМ-6      11Ф732 № 56 6
26 ноя Волков А. фран                  Союз ТМ-7      11Ф732 № 57 7
1989
6 сен Викторенко                           Союз ТМ-8      11Ф732 № 58 8
(ввод текущей информации приостановлен)

Пояснения:
1. В таблице указаны фамилии командиров экипажей кораблей.
2. Последний (самый правый) столбец таблицы с числами отображает
порядковые номера экспедиций на соответствующую орбитальную станцию.
3. Заводской индекс (типа 11Ф615, 11Ф732) служил в качестве
указателя схемной документации космического корабля
(так называемого “изделия”).
4. Серии:
корабль “Союз” обозначение 7К-ОК заводской индекс 11Ф615
корабль “Союз-Т” обозначение 7К-Т заводской индекс 11Ф615А8
корабль “Союз-ТМ” обозначение 7К-ТМ заводской индекс 11Ф615А12
корабль “Союз Т” обозначение 7К-СТ заводской индекс 11Ф732

Принятые сокращения, обозначения:
автн – автономный полёт,
А – активный комплект системы сближения “Игла”,
П – пассивный комплект системы сближения “Игла”,
ОК – орбитальный корабль,
Л – лётный,
Т – транспортный,
ДОС – долговременная орбитальная станция,
ОПС – орбитальная пилотируемая станция,
САС – система аварийного спасения,
ЭП – ЭПАС, Экспериментальный полёт “Аполлон” – “Союз”.

Библиография
1. Карфидов В.Ю. Космонавтика. Краткий справочник в 6-ти томах.
Том 1. Космонавтика СССР / России, 2021.
Карфидов — Том 1. Космонавтика СССР и России.pdf (ssau.ru)

http://spaceresearch.ssau.ru/doc/materials/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20-%20%D0%A2%D0%BE%D0%BC%201.%20%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf

2. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / под ред. Ю.М. Батурина, 2005.
Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди (novosti-kosmonavtiki.ru)

https://novosti-kosmonavtiki.ru/books/45729.html

Приложение 1
Наш соперник в космосе

1. После триумфального полёта Гагарина,  в 1961 году президент
Джон Кеннеди объявил старт космической гонки в Америке.
Директором Центра космических полётов НАСА,
руководителем разработок ракет-носителей серии “Сатурн”  и
космических кораблей серии “Аполлон”
был назначен Вернер фон Браун, бывший нацист.
Тот самый фон Браун, который
в Германии  занимался  ракетами “Фау-2”,
1 мая 1937 года вступил в национал-социалистическую партию,
в мае 1940 года – в ряды СС;
с июня 1943 года фон Браун – штурмбаннфюрер СС,
что соответствовало званию майора в вермахте.
Тот самый, который 2 мая 1945 года с группой немецких
ракетчиков сдался американцам, вместе с документацией.
Об этом старались не говорить.
22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, был застрелен
президент Джон Кеннеди.

2. Астронавты США  участвовали  в Корейской войне
- Джон Гленн (1921-2016) – первый астронавт США,
лётчик-испытатель, лётчик Корпуса морской пехоты
во Второй мировой и Корейской войнах.
- Вирджил Гриссом (1926-1967) – астронавт США,
лётчик-испытатель, лётчик во Второй мировой и
Корейской войнах.

 

Приложение 2
Транспортный корабль 7К-С / 7К-СТ – 11Ф732

Перепечатка из издания “Новости Космонавтики”
(репост + редактирование)

Исторически, транспортный корабль 7К-С (индекс 11Ф732) входил в состав орбитальной исследовательской станции (ОИС) “Союз-ВИ” (индекс 11Ф730), разработка которой началась в ЦКБЭМ в 1967 году. В рамках этого проекта корабль 7К-С задумывался как средство доставки экипажа на станцию ОИС, но также предполагалось разработать модификации корабля для автономных полётов по военным программам:
- 11Ф733 7K-C-I для кратковременных исследований;
- 11Ф734 7K-C-II для длительных полётов.
Техническое задание определяло численность экипажа корабля 7К-С в три человека: командир корабля, бортинженер и специалист-исследователь. Проект и теоретический чертёж корабля 7К-С были утверждены 14 октября 1968 года.
В 1969 году был выпущен комплект конструкторской документации и определена программа экспериментальной отработки кораблей 7К-С, 7K-C-I и 7K-C-II.

Разработка ОИС “Союз-ВИ” была прекращена в феврале 1970 года, поскольку военные предпочли использовать разработанную в ЦКБ машиностроения Челомея орбитальную пилотируемую станцию ОПС “Алмаз”, тем не менее Минобороны согласилось продолжить военно-технические исследования и эксперименты во время автономных полётов корабля 7К-С (варианты 7K-C-I и 7K-C-II).
Когда Минобороны отказалось и от применения базового корабля 7К-С для автономных полётов, было решено создать транспортную модификацию 7К-СТ для доставки экипажей на орбитальные станции ДОС. Модификация сохранила индекс 11Ф732.

На основе орбитального корабля 7К-ОК

Новый корабль разрабатывался на основе орбитального корабля 7К-ОК (индекс 11Ф615), по результатам полётов базовых кораблей и первых модификаций которого к началу 1970-х годов были выявлены крупные недостатки проекта, в ряде случаев приведшие к срыву программы и гибели людей.
В целях улучшения тактико-технических, технологических и эксплуатационных характеристик, в конструкцию исходного корабля вносились принципиальные изменения, которые наращивались в ходе разработки. Это способствовало затягиванию работ (с момента принятия решения о разработке до первого пилотируемого полёта корабля 11Ф732 прошло десять лет), но в конечном счёте привело к созданию надёжного, удобного корабля.
Разработку нового корабля в ЦКБЭМ до 1973 года возглавлял Евгений Васильевич Шабаров, в период 1973-1978 г.г. темой руководили Константин Давыдович Бушуев и Павел Владимирович Цыбин.

Бортовой цифровой вычислительный комплекс

Новый корабль имел многочисленные отличия от 7К-ОК: 80% бортовых систем изделия 7К-С являлись новой разработкой или были модернизированы. В аппаратуре применялась современная элементная база.
Новая система управления движением “Чайка-3” использовала бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) на основе компьютера “Аргон-16” и бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС). Датчики последней стояли непосредственно на корпусе корабля, измеряя угловые скорости и линейные ускорения в связанной системе координат, которая, в свою очередь, моделировалась в БЦВК. Система управления осуществляла расчёт параметров движения и автоматическое управление кораблем в оптимальных режимах с наименьшими расходами топлива, самоконтроль с автоматическим переходом – при необходимости – на резервные программы и средства, выдачу информации экипажу на бортовой дисплей.
Принятые решения обеспечивали повышенную точность, надёжность и гибкость управления в орбитальном полёте и при спуске. Впервые в мировой практике были реализованы алгоритмы управления движением относительно центра масс, основанные на использовании четырёхмерных чисел – кватернионов. Экипаж имел возможность ручного управления движением не только в орбитальном полёте, но и на участке спуска в атмосфере.

СОИ “Нептун”

Специализированное опытно-конструкторское бюро Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова разработало для корабля новую систему отображения информации (СОИ) “Нептун”, пришедшую на смену системе “Сириус”, которая в различных модификациях применялась на кораблях базовой серии “Союз”. Принципиально новым стал пульт космонавтов ПСА-1-Ф732, установленный в спускаемом аппарате. По конструкции он оказался ближе к пульту лунного корабля “Зонд” (7К-Л1). Основными средствами отображения информации являлись командно-сигнальные пульты матричного типа, комбинированный электронный индикатор на основе кинескопа, часы. На пульт поставили навигационный космический индикатор ИНК, который для задач облёта Луны был не нужен. Принципиально новыми были приборы обмена информацией с БЦВК “Аргон-16”.

Двигательная и другие системы

Претерпели изменения и другие системы корабля. Сближающе-корректирующий двигатель и микродвигатели причаливания и ориентации стали работать на единых компонентах топлива и иметь общую систему его хранения и вытеснения, обеспечивающую возможность практически полного использования бортовых запасов топлива. Новая комбинированная установка включала маршевый двигатель 11Д426 тягой 315 кгс (вместо двух – основного тягой 417 кгс и запасного тягой 411 кгс – на 7К-ОК и 7К-Т) и систему двигателей причаливания и ориентации в составе 14 микродвигателей тягой по 14 кгс и 12 – по 2,5 кгс. Камера маршевого двигателя размещалась в карданном подвесе. В процессе полёта специальная измерительная система вела контроль расхода топлива. Число попыток стыковки многократно увеличилось. Тормозной импульс должен был выдаваться после отделения бытового отсека (БО), что сокращало потребный запас топлива для схода с орбиты. Также были усовершенствованы двигатели управления спускаемым аппаратом (СА), работающие на перекиси водорода.
В состав радиокомплекса ввели командную радиолинию “Квант-В” с цифровым каналом и цифровую телеметрическую систему, а также новую телевизионную систему “Клёст-М”.
В системе электроснабжения, кроме аккумуляторов, появились две облегчённые панели солнечных батарей размахом 10,6 м. Их каркасы использовались в качестве антенн КВ-диапазона.
В системе терморегулирования ввели новые гидроагрегаты и радиатор-излучатель. Также были усовершенствованы пиротехнические средства и зарезервированы цепи их управления.
Специалисты значительно усовершенствовали конструкцию корабля, продублировав ответственные, жизненно важные механизмы, герметизирующие устройства, узлы разделения и другие подсистемы. Жёсткость стыка между СА и приборно-агрегатным отсеком (ПАО) увеличилась путём перехода на пять точек связи вместо трёх. В конструкции корабля нашли применение новые высокопрочные материалы. Для уменьшения действующих нагрузок на участке выведения был предусмотрен верхний пояс опор корабля на головном отсеке. С целью облегчения доступа к приборам и системам ПАО на заводе и на технической позиции космодрома конструкция открывалась, “переламывалась”, когда верхняя часть корабля (СА, БО и переходной отсеки) без расстыковки кабелей и трубопроводов между отсеками разворачивалась в стенде вместе с крышкой ПАО на 90°, открывая свободный доступ в отсек.
В конструкцию СА тоже внесли существенные изменения: улучшили силовую схему, установили амортизирующие днища. Чтобы снизить массу аппарата и повысить технологичность сборки, модернизировали теплозащитное покрытие, использовав новые материалы и прессованные оболочки на клею. В системе мягкой посадки СА установили шесть твердотопливных двигателей вместо четырёх. Парашютную систему также изменили: площадь основного парашюта составила 1000 м2, а запасного – 590 м2 вместо 570 м2. За счёт реализации новых решений была существенно улучшена система жизнеобеспечения. Вместо регенераторов стала применяться подача кислорода из шар-баллонов. Она регулировалась с помощью газоанализатора. Для удаления углекислого газа использовались поглотительные патроны разработки завода “Наука”. Было установлено усовершенствованное оборудование автоматического регулирования давления в СА.
Для дальнейшего повышения надёжности были модернизированы комплекс средств посадки и система аварийного спасения (САС) экипажа при выведении. В частности, установлены более мощные двигатели САС, а логика их работы изменена. Усовершенствования позволили производить сброс “башни” САС на 123-й секунде полёта вместо 160-й. В составе САС появился второй дополнительный двигатель увода: при аварии на старте он включался наряду с основным, увеличивая высоту увода корабля, а при высотных авариях играл роль балансировочного груза. Для реализации новой логики САС и повышения надёжности модернизировалась автоматика системы. Эти мероприятия не только компенсировали потери массы на модернизацию САС, но и позволили выявить небольшие резервы, которые пригодились при увеличении экипажа корабля и повышении его автономности.

Экипаж

По первоначальному техническому заданию Минобороны управлять кораблём 7К-С должны были два космонавта. Однако в 1974 году численность экипажа решили увеличить до трёх человек – командира, бортинженера и специалиста-исследователя, – облачив их в новые аварийно-спасательные скафандры “Сокол-КВ”. Последние вместе с комплексом специальных бортовых средств обеспечивали защиту экипажа в случае разгерметизации обитаемых отсеков. Размещение экипажа из трёх человек и новых систем привело к практически полной внутренней перекомпоновке СА по сравнению с предшественником. Впрочем, комплектация аппарата могла меняться, и при двух космонавтах для исключения дисбаланса СА в свободное кресло устанавливается контейнер с полезным грузом.
Переработка конструкции проходила в основном в 1973-74 годах. В результате внесённых изменений, в частности, была увеличена продолжительность автономного полёта корабля с 3 до 4,2 суток, а полёт в составе орбитальной станции мог теперь длиться 120 суток вместо 60.

Лётно-конструкторские испытания

Решением ВПК от 21 июня 1974 года была создана Государственная комиссия для проведения лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) корабля 7К-С в варианте для автономных экспериментальных полётов. Одновременно в Решении указывалось на «необходимость ускорения работ по кораблю для стыковки с орбитальными станциями». Для проверки общих технических решений и исключения потерь времени – лётно-конструкторские испытания решили начать с полётов базовых (двухместных) кораблей 7К-С, которые в то время находились в производстве. Одновременно началась модернизация РН 11А511У (“Союз-У”) для увеличения массы выводимого полезного груза.

№ 1Л

Собственно ЛКИ базового корабля начались 6 августа 1974 года запуском изделия 11Ф732 № 1Л (“Космос-670”). По итогам трёхсуточного полёта было выдвинуто одно основное замечание, связанное с переходом на режим баллистического спуска при возвращении с орбиты. Причиной был дефект в конструкции элементов зачековки и сброса матов экранно-вакуумной теплоизоляции, устранённый на втором лётном корабле.

№ 2Л

С 29 сентября по 2 октября 1975 года с незначительными замечаниями совершил полёт корабль № 2Л (“Космос-772”).

№ 3Л

Полёт корабля № ЗЛ (“Космос-869”), продолжавшийся с 29 ноября по 17 декабря 1976 года, проходил трудно. После выведения произошла потеря управления кораблём. Это объяснялось малоизвестной особенностью командной радиолинии (КРЛ) “Куб-СВИ”, доставшейся кораблю “в наследство” от военных требований по комплексу “Союз-ВИ” (защита от несанкционированных команд с Земли). Всё же оперативная группа, созданная для поиска выхода из нештатной ситуации, сумела найти решение по восстановлению управления. Программа полёта была выполнена.

№ 4Л

Четвёртый испытательный полёт корабля № 4Л (первый в варианте 7К-СТ) также начинался с проблем. “Космос-1001” стартовал 4 апреля 1978 года и находился на орбите до 15 апреля. После выведения отказал один из двух каналов командной радиолинии “Квант-В” в приёме уставочной информации. Второй канал действовал, но из-за отказов на наземных измерительных пунктах произошла временная потеря управления кораблём со стороны ЦУП. Как только заработал Уссурийский НИП, управление восстановилось – и программа полёта была выполнена полностью по всем задачам и операциям.

№ 5Л

В пятом полёте изделия 11Ф732 № 5Л (“Космос-1074”) с 31 января по 1 апреля 1979 года проверялся ресурс бортовых систем и конструкции корабля в автономном полёте. Из-за отказа одного из двух дешифраторов КРЛ посадку корабля произвели после 61 дня полёта вместо 90 дней по плану.

№ 6Л

Шестое и последнее беспилотное ЛКИ было выполнено на изделии № 6Л (16 декабря 1979 года – 26 марта 1980 года). После выхода на орбиту ТАСС впервые объявил о запуске не абстрактного “Космоса”, а модифицированного корабля под названием “Союз Т”. Дело в том, что программой полёта предусматривалась стыковка со станцией “Салют-6” и скрывать появление новой машины было уже невозможно. Беспилотный “Союз Т” состыковался 19 декабря 1979 года со станцией “Салют-6” и осуществил совместный полёт общей длительностью 100 суток.
Программа была выполнена полностью, что позволяло перейти к пилотируемым полётам и эксплуатации корабля в составе орбитальных комплексов.
По распоряжению ВПК от 10 мая 1979 года руководство Государственной комиссией с завершением этапа беспилотной отработки корабля 7К-СТ было передано от Министерства обороны СССР (председатель Госкомиссии Г.С. Титов) Министерству общего машиностроения (председатель Госкомиссии К.А. Керимов). Тем же распоряжением было решено в дальнейшем использовать только транспортную модификацию корабля без его варианта в интересах Минобороны. Взамен тактико-технических требований Минобороны МОМ выпустило новое задание на транспортный корабль 7К-СТ (утверждено в мае 1980 года). Полный комплекс работ, связанных с отработкой средств посадки, включая стендовые, копровые и морские испытания СА и лётные комплексные испытания макетов СА, закончился также весной 1980 года. Было выпущено межведомственное заключение о допуске корабля к пилотируемым полётам. Завершилась поэтапная экспериментальная отработка.
Дорога к первому полёту с экипажем была открыта.

№ 7Л пилотируемый

5 июня 1980 года пилотируемый космический корабль “Союз Т-2” (11Ф732 № 7Л) стартовал с космодрома Байконур и на следующий день состыковался со станцией. Полёт, завершившийся 9 июня, не обошёлся без неприятностей, но в целом был успешным.

Эксплуатация

Всего к станциям “Салют-6” и “Салют-7” было отправлено 14 пилотируемых кораблей.
Эксплуатация данной модификации продолжалась шесть лет: в марте 1986 года экипаж последнего корабля “Союз Т-15” серии “Союз Т” выполнил первую стыковку к станции “Мир”, а затем осуществил перелёты с “Мира” на “Салют-7” и обратно.

Название

С выбором названия корабля была связана самая настоящая интрига. Несмотря на внешнее сходство, разница между исходным 11Ф615 и 11Ф732 была огромной. Традиционно в таких случаях новому изделию даётся и новое имя. Соответственно внутри подразделений, создававших корабль, начались поиски подходящего названия, которое должно было скрыть безликий индекс. Рассматривались различные варианты: одним из самых популярных было “Витязь”. Однако когда после смерти в 1978 году К.Д. Бушуева проект 7К-СТ передали Ю.П. Семёнову и К.П. Феоктистову, то новые руководители, не принимавшие в разработке непосредственного участия, предпочли сохранить старое название знакомого им “Союза”, приложив к нему “довесок” в виде буквы “Т” – “транспортный”.

“Витязь”, ставший “Союзом”, Игорь Афанасьев, “Новости Космонавтики”, № 09, 2010 год.

http://www.astronaut.ru/test/ussr-7k-s-vi.htm

Лунные полеты (astronaut.ru)

 

Автор: Никонов Евгений Константинович | слов 3442 | метки: ,


Добавить комментарий