Евстафий Евсеевич Целикин 1922-1967

         Подборка материалов,
        для последующих обращений, для памяти

1. Биография

Евстафий Евсеевич Целикин родился 11 января 1922 года в деревне Шатилово Спасского уезда Рязанского округа Московской области (в настоящее время – Шелуховский район Рязанской области).
В 1941 году получил квалификацию лётчика-истребителя в Черниговской военной авиационной школе пилотов. Во время Великой Отечественной войны служил лётчиком-инструктором.
По окончании войны Е.Е. Целикин продолжил военную службу, занимая ответственные командные должности в истребительных авиационных частях.
В 1956 году окончил Военно-воздушную Академию (с 1968 года – Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина), проходил службу в этой же Академии в качестве преподавателя.
В 1956-1960 годах работал преподавателем Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.П. Чкалова.

В 1959 году вышли два Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О подготовке человека к космическим полётам”.
К концу 1959 года было принято решение о создании в Военно-воздушных силах специального Центра для подготовки человека к космическому полёту.
11 января 1960 года Приказом Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации Вершинина Константина Андреевича в Щёлковском районе Московской области была организована специальная войсковая часть № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть стала Центром подготовки космонавтов ВВС, с жилым городком для космонавтов, сотрудников Центра и членов их семей, открытое название “Звёздный городок”.
В штате Центра были предусмотрены: управление, отдел подготовки космонавтов, учебно-тренировочный отдел, отдел материально-технического обеспечения, взвод охраны и клуб.

Приказом Главкома ВВС от 24 февраля 1960 года, начальником Центра подготовки космонавтов был назначен полковник медицинской службы Карпов Евгений Анатольевич, видный специалист в области авиационной медицины. Согласно этому же приказу, подполковник Целикин Евстафий Евсеевич стал начальником 1-го отдела подготовки космонавтов ЦПК.
Вскоре ему было присвоено воинское звание полковник авиации.

Работая в этой должности, Е.Е. Целикин внёс большой вклад в организацию Центра подготовки космонавтов и первых наборов слушателей для подготовки к космическим полётам, в создание и работу комплексных тренажёров космических кораблей “Восток” и “Восход”, в разработку учебно-методических пособий и инструкций для первых пилотов-космонавтов и экипажей космических кораблей.
Е.Е. Целикин являлся членом экзаменационных комиссий, оценивавших уровень знаний и степень готовности космонавтов к космическим полётам.
Того, кто полетит первым в космос, определяла 8 апреля 1961 года в последний момент, на своём заседании в узком составе, по предложению генерала Н.П. Каманина, Государственная комиссия во главе с Председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Рудневым.

Семья: жена Целикина Любовь Васильевна, сыновья Валерий (1945) и Анатолий.

Е.Е. Целикин умер (в некоторых источниках – погиб) 10 ноября 1967 года.
Похоронен на Гребенском кладбище, город Щёлково Московской области.

Награды Е.Е. Целикина:
орден Отечественной войны I степени (20.09.1947),
орден Красной Звезды (30.12.1956),
орден “Знак Почёта” (31.10.1967),
медаль “За боевые заслуги” (15.11.1950),
медаль “За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” (09.05.1945).

2. Инструкция космонавту

15 января 1961 года разработал Инструкцию (на 23 страницах) для космонавта Ю.А. Гагарина.

Инструкция
космонавту по эксплуатации и управлению космическим кораблём “Восток-3А”
1. Подготовка космонавта и оборудования на Земле
1. За 5 часов до старта пройти медицинское обследование в объёме, установленном специальной инструкцией. Одновременно производится наложение датчиков регистрирующей аппаратуры, проверка её работы и запись исходных данных.
2. Проверить скафандр СК-1, для чего:
- произвести внешний осмотр скафандра: нет ли порывов материи, нет ли вмятин на гермошлеме, нет ли царапин на стенке иллюминатора, свободно ли двигается стекло;
- проверить работу замков-молний.
(И так далее)
После разделения спускаемого аппарата с приборным отсеком и загорания сигнализатора “Приготовиться к катапультированию” необходимо:
- вести приём на КВ каналах;
- приготовиться к спуску и катапультированию;
- по указанию с Земли установить связь по “Сигналу”;
- выполнять указания с Земли.
В остальном действовать как и при номинальном спуске.
Заместитель Начальника Центра подготовки космонавтов ВВС по лётной подготовке
Начальник отдела космонавтов
подполковник  п/п  Целикин
25 января 1961 года.

Сайт выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков им. В. П. Чкалова
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова | bvvaul.ru
Сайт “Космический мемориал”
:: Космический мемориал :: Е.Е. Целикин :: (evg-rumjantsev.ru)

3. Галлай о Целикине

Знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза полковник авиации Галлай Марк Лазаревич (1914-1998) – самый первый инструктор-методист космонавтов, учивший летать в космос Гагарина и других первых кандидатов в космонавты на самом первом тренажёре в Филиале Лётно-исследовательского института в городе Жуковском – так описывает встречу с Евстафием Евсеевичем Целикиным в своей книге воспоминаний.

Первый инструктор-методист, пришедший в ЦПК (руководители которого, естественно, не собирались особенно долго опираться на “варягов”) ещё весной 1960 года, Евстафий Евсеевич Целикин ранее занимал разные командные должности в авиационных учебных заведениях и строевых частях истребительной авиации. Вот уж кто был настоящим – до мозга костей – методистом! Методистом по призванию, а не потому только, что кто-то назначил его на эту должность. Недаром попадавшие ему в руки молодые лётчики входили в строй – это очень тонкое, непростое дело: войти в строй! – так быстро и надёжно.
Много лет спустя Ярослав Голованов скажет о методистах Центра подготовки космонавтов: «Методисты – это космонавты, которые не летают». Сказано справедливо, однако я бы уточнил: не летают, но много летали раньше, пусть не на космических кораблях, а на обыкновенных атмосферных летательных аппаратах, но обязательно летали! Во всяком случае, я исключений из этого правила знаю немного.
К сожалению, знакомство с нашим тренажёром у Целикина несколько задержалось по причинам, так сказать, формального порядка: кому-то что-то не до конца ясно было в его биографии.
Во всяком случае, приступив наконец (к самому завершению занятий на тренажёре первой группы космонавтов) к работе, Евстафий Евсеевич уподобил себя известному персонажу “Золотого телёнка” гражданину Гигиенишвили:
– Я бывший князь, а ныне трудящийся Востока. – И добавил: – А что? Конечно же “Востока”…
Возражать не приходилось. Корабль, который теперь совсем уж скоро должен был уйти в космос с человеком на борту, назывался именно так.
Книга:
С человеком на борту: Повесть. Галлай М.Л., М.: Сов. писатель, 1985.

4. Мои воспоминания

Я, Евгений Никонов, имел честь работать вместе с полковником Целикиным в Центре подготовки космонавтов на комплексных тренажёрах космических кораблей “Восток” и “Восход”.

По окончании Московского Энергетического института Факультет автоматики и вычислительной техники я пришёл на работу 5 апреля 1961 года в Лётно-исследовательский институт, именно в ту лабораторию и в тот отдел, где был создан тренажёр для первой шестёрки космонавтов. Но к тому времени космонавты и специалисты уже отбыли на космодром, и я, к сожалению, опоздал.
Наверстал упущенное и поймал свою удачу я несколько позже.

В это время начинал функционировать Центр подготовки космонавтов в подмосковном Щёлкинском районе, где нашим предприятием срочно, уже в июне 1961 года был смонтирован и отлажен новый экземпляр комплексного тренажёра для второго и последующих полётов космических кораблей “Восток”.
Для моделирования динамики движения корабля в тренажёре использовалась аналоговая вычислительная машина МПТ-9, были задействованы 3 (три) блока интегрирования, если кто понимает.
Я, по полученному заданию, успел сходу разработать, изготовить в опытном производстве и вставить в это уникальное изделие свой, довольно важный, электронный блок имитации расхода и запаса топлива для реактивных двигателей управления ориентацией корабля в пространстве.
Именно на этом изделии командовал, управлял всеми тренировками инструктор-методист Целикин. И он большое внимание уделял оценке обученности космонавтов по их умению рационально и эффективно расходовать топливо при ручном управлении кораблём. А тренировались новые космонавты: Титов, Николаев, Попович и другие.

В 1963 году в нашей лаборатории развернулись работы по созданию комплексного тренажёра – для космического корабля “Восход” с широким спектром задач, в том числе задач противоракетной обороны.
В состав тренажёра была включена мощная аналоговая вычислительная машина МН-14 и специализированная секция электромеханических интеграторов для моделирования неограниченных диапазонов вращения корабля в пространстве. Я лично, в единственном числе, разработал и реализовал математическую модель движения корабля.
В июле 1964 года в ЦПК было закончено строительство тренажёрного корпуса, и мы в быстром темпе начали монтаж и наладку оборудования.
В отладке тренажёра нам помогали все военные, назначенные для обслуживания тренажёра. Правильность функционирования тренажёра проверяли специалисты ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва. Основной позитивный тон работе коллектива задавал находившийся за пультом инструктора-методиста полковник Целикин. Как настоящий гениальный дирижёр симфонического оркестра.
В исторический день 10 августа 1964 года в помещение тренажёра вошёл наш главный военпред по тренажёрной тематике полковник Васкевич Эрнест Анисимович и спросил у полковника Целикина, как он расценивает состояние дел. Получив положительный отзыв, самолично и решительно Васкевич объявил, что тренажёр принят в эксплуатацию, о чём он собственноручно подписывает акт военной приёмки, со словами «работает – подписываю».
Тренировались космонавты: Комаров, Феоктистов, Леонов, Беляев и другие.
Руководил всеми тренировками Евстафий Евсеевич Целикин.
В октябре 1964 года уже полетел корабль “Восход-1”. Потом “Восход-2”.

В 1965 году, без передышки, начались работы по созданию комплексного тренажёра космического корабля “Союз”.
И всё вроде бы хорошо, работали много, самоотверженно, но как будто на тренажёре чего-то мне не хватало. И однажды дошло до меня – нет, не видно за инструкторским пультом крепкой, надёжной, привычной фигуры Целикина Евстафия Евсеевича, нашего, всех, доброго друга и опытного наставника. Спросил, сказали: болеет, вроде бы вышел в отставку. Да, помнится, полный, грузный такой был. Что делать…
А вскоре и умер. В 45 лет!

 

Автор: Никонов Евгений Константинович | слов 1369 | метки: , , , , , , , ,

комментариев 2

  1. Симонов Андрей Анатольевич
    10/02/2023 15:45:30

    Уважаемый Евгений Константинович! Исправьте, пожалуйста.
    Е.Е.Целикин умер 10 НОЯБРЯ 1967 года.
    31.10.1967 он был награждён орденом «Знак Почёта» за участие в авиационном параде 9 июля 1967 года в Домодедово. Т.е. в июле 1967 года он был ещё жив…
    Евгений Румянцев неверно расшифровал дату его смерти на надгробном памятнике…
    И ещё. Е.Е.Целикин в боях Великой Отечественной войны не участвовал. Он всё это время был лётчиком-инструктором.

  2. Отвечает Никонов Евгений Константинович
    15/02/2023 07:47:50

    Дорогой Андрей Анатольевич!
    Благодарю за внимание к моим произведениям. Восхищён вашим филигранным мастерством находить мельчайшие погрешности в тексте. Спасибо. Ваше замечание принял, немедленно внёс исправления во все соответствующие материалы. Если будет что-либо ещё, милости прошу. Наслышан много лестного о Вас. Желаю Вам дальнейших творческих успехов на Вашем славном жизненном пути.
    Евгений Никонов.


Добавить комментарий