Солистка хора Капеллы (2)

Часть 2. Школьные годы.

— Осенью 1943 года ты пошла в школу. В какую?
— В среднюю школу № 202 на улице Желябова (Большая конюшенная), дом 9 и окончила только первый класс.

Осенью 1944 года из эвакуации вернулись в Ленинград музыкальные коллективы Филармонии (из Новосибирска) и Капеллы, которая первоначально находилась в Кирове, затем в Москве.

Аля пошла в первый класс.

Дедушка, бабушка и Катя (слева) вернулись из эвакуации, забрали с собой и котенка (на руке у Марии Георгиевны).

И Капелла объявила набор мальчиков и девочек в Хоровое училище, которое было учреждено (официально с 1945 г) на базе Хоровой школы, существовавшей до войны. При поступлении прослушивались вместе с младшей сестрой, но Галю не приняли, хотя ныне считаю, что это не справедливо.

— Чья была инициатива, и кто вас привёл в Капеллу?

— Привела бабушка, наверное, по просьбе мамы.

Палладий Андреевич Богданов, народный артист республики.

Палладий Андреевич Богданов, народный артист республики.

 

Руководитель училища Богданов при приеме попросил что-либо спеть. Я затянула упомянутую выше песню о юном барабанщике. Палладий Андреевич остановил после двух куплетов и спросил: — Много еще? Я ответила, что песня короткая, и допела до конца. В Капелле окончила второй, третий и четвёртый классы. Во второй класс были приняты и вместе со мной учились ещё три девочки и семь мальчиков. Вот их имена, которые впоследствии стали известными музыкантами. Богданова Наташа, Орехова Женя, Фёдорова Кира, Брагин Юра, Брайнин Юра, братья Васильевы, Витас и Владимир, Дмитриев Саша, Зайцев Миша и Чернушенко Слава.

Все мальчики окончили Хоровое училище при Капелле в 1953 году как дирижеры-хоровики.  Для продолжения обучения все поступили в Ленинградскую консерваторию и все вошли в первый состав организованного в 1955 году первого в СССР вокально-инструментального ансамбля «Дружба» под руководством А.Броневицкого.

Первый послевоенный набор мальчиков и девочек в Хоровое училище при Капелле.

Первый послевоенный набор мальчиков и девочек в Хоровое училище при Капелле.

В центре (в костюме с галстуком) руководитель училища Палладий Андреевич Богданов. В правой части снимка в четвёртом ряду снизу видна часть головы с белым бантом – это Александра. Уже 9 мая 1945 г в праздничном  радиоконцерте звучал возрождённый детский  хор Капеллы.

Знаю, что Васильев Витас стал симфоническим дирижером, Васильев Владимир – дирижером Челябинского театра оперы и балета, его женой была певица Гаген, которая училась вместе со мной в Музыкальном училище в классе Горской. Дмитриев стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии, Зайцев – преподавателем Института культуры.

От обучения девочек в Капелле вскоре (в 1947 г) отказались. Все они впоследствии также получили музыкальное образование и работали по специальности. Богданова пела в хоре Малого оперного театра, Орехова играла на флейте в оркестре консерватории, Фёдорова вышла замуж за певца Сергея Герасимова и вместе с ним пела в хоре Капеллы.

— Что запомнилось об учёбе в Капелле вместе с Володей Атлантовым?

Владимир Атлантов в роли Ленского (Опера «Евгений Онегин»).

— Об этом подробнее рассказано в книге Ирины Коткиной «Атлантов в большом театре» (2002). В частности, Володя, который поступил в Капеллу годом позже меня, вспоминает: «С шести лет я жил и учился в этакой музыкальной бурсе. Меня обучали на дирижёра хора. Досталось! В детстве мне досталось! Впрочем, не одному мне, но и всем, кто в Капелле учился. У нас было больше чем по шесть уроков в день. Часов до трёх – общеобразовательные предметы и музыкальные, а потом начинались индивидуальные занятия на скрипке и фортепьяно…. Но я признателен Капелле. Она давала очень хорошую музыкальную подготовку. Оттуда вышло много дирижеров. И педагоги были замечательные…».

— Ты подтверждаешь это?

— Конечно, только Володя учился там 10 лет, а я всего три года в начальных классах. Володя жил в интернате, а  я после уроков и занятий шла домой. Так же как и он училась я ни шатко, ни валко, на уроках математики читала «Айвенго» Вальтера Скотта. Не   была ни среди первых, ни среди последних. Как и все после войны с немцами, не любила учить немецкий язык, который неплохо преподавала Титова, сын и дочь которой учились также в Капелле.

— Ваш детский хор где то выступал?

— Да, конечно. В 1946 и 1947 году после выхода из тюремных застенок в Ленинград приехал лидер индийского национального движения Мохандас Кармчанд Ганди. Детский хор Капеллы выступал перед индийской делегацией во дворце Пионеров на Невском. На концерт шли по Невскому проспекту организованной колонной. Мы с Наташей Богдановой пели соло – романс В.Я.Шебалина на слова Гёте в переводе М.Ю.Лермонтова «Горные вершины».

«Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой;
Не пылит дорога, не дрожат листы….
Подожди немного, отдохнёшь и ты».

Репетиция в школе. Аля (слева) и Наташа Богданова.

После концерта, который прошел с большим успехом, получили с Наташей от гостя по коробке шоколадных конфет, которыми поделились с остальными участниками хора.

— Как складывались взаимоотношения с одноклассниками?

В платье для школьного выпускного вечера. Ленинград 1953 г.

— Наверное, нормально. После занятий играли в пятнашки во дворе Капеллы, много бегали, хулиганили, но больше запомнились драки. Однажды один из мальчишек разбил мне нос, пошла кровь. Мне пришлось запрокинуть голову кверху, и девятиклассник Федя Козлов принёс меня домой на руках. Защищали меня и другие мальчишки, в том числе и бутуз Володя Атлантов. Другой раз, когда обидчик убежал и успел вскочить в уходивший трамвай, мальчишки намеревались догнать его на следующем трамвае, но это был «американец» с автоматически закрывающимися дверьми.

— Какие оперы ты слушала в школьные годы с участием В.Л.Легкова?

— Я ходила в Кировский театр практически на все оперы, в которых он участвовал, и выучила их наизусть. Особенно хорош Валентин Львович был в образе Жоржа Жермона в опере Дж. Верди «Травиата». Помню и остальные, сыгранные им партии, перечислю в алфавитном порядке:

Алеко в опере С.В.Рахманинова «Алеко».
Альфонсо в опере Моцарта «Так поступают все».
Валентин в опере Ш.Гуно «Фауст».
Герцог в опере С.В.Рахманинова «Скупой рыцарь».
Грязной, опричник, в опере Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста».
Елецкий в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама».
Лионель, бургундский рыцарь, в опере П.И.Чайковского «Орлеанская дева».
Граф ди Луна в опере Дж.Верди «Трубадур».
Гетман Мазепа в одноимённой опере П.И.Чайковского.
Художник Марсель в опере Дж.Пуччини «Богема».
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеев, в опере Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

В.Л. Легков (1894-1954) в роли Онегина.Онегин из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Ренато, секретарь губернатора Бостона, в опере Дж.Верди «Бал-маскарад».
Риголетто, придворный шут, в опере Дж. Верди «Риголетто».
Герцог Бургундский Роберт в опере П.И. Чайковского «Иоланта».
Граф де Сен-Бри в опере Дж. Мейербера «Гугеноты».
Граф Томский в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Фигаро, слуга графа Альмавива, в опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
Тореадор Эскамильо в опере Ж. Бизе «Кармен».

Легков окончил Петербургскую консерваторию в 1916 году и был приглашён для разового участия в спектаклях Мариинского театра, а в 1937 г вошел в состав его постоянный труппы. Он  пел в спектаклях не только Кировского театра, но и в Малом оперном, и в театре музыкальной комедии. (Входил в состав  первой труппы театра, открытого в 1929 г опереттой «Холопка»). В его репертуаре были оперетты «Баядера» и «Принцесса цирка» Имре Кальмана, «Ева» Ф. Легара, «Птички певчие» Ж.Оффенбаха. Песню Периколы из этой оперетты нередко транслировали по радио:

«Какой обед нам подавали,
Каким вином нас угощали.
Уж я пила, пила, пила,
И до того теперь пьяна!»

Пел и в оперетте «Сердце поэта» Стрельникова на слова Беранже.  Широко известен рефрен  из этой оперетты:

«Прощай вино в начале мая,
А в октябре прощай любовь».

С началом блокады Ленинграда Кировский театр был эвакуирован в Пермь. Легков остался в блокадном городе и вошел в состав труппы, работавшей в филиале театра в помещении Народного дома (кинотеатр «Великан») на Петроградской стороне, где пел в «Евгении Онегине», «Пиковой даме» и «Травиате». Затем с ноября 1942 г был включен в состав Ленинградского городского (Блокадного) театра, который сформировался под руководством известного дирижёра К.И. Элиасберга, и начал работать в помещении Театра Комедии на Невском проспекте. Неоднократно выступал и по радио, в частности, пел в радиопостановке комической оперы Р.Планкета «Корневильские колокола» вместе с Евгением Михайловым и Галиной Скопой-Родионовой. В Большом зале Филармонии пел сольную партию баритона в кантате П.И.Чайковского «Москва». Там же 1 и 5 июля 1942 г шла опера Ж.Бизе «Кармен», партию Эскамильо исполнил Легков в компании с М.А.Елизаровой (Фраскита) и А.П.Атлантова (Цунига). 2 июня 1943 г в передаче по радио в рубрике творческие самоотчёты кратко рассказал о своём творческом пути. «Свой путь профессионального певца-актёра я начал в грозные дни революции 1917 года в оперных спектаклях Петербургской консерватории и в театре музыкальной драмы…  Живя в Лигово, я днём копал окопы, а вечером пешком добирался до города, чтобы спеть в спектакле – Онегина, Елецкого, Фигаро». (А.Крюков.  Музыка в эфире военного Ленинграда. Л. 2005). Любители статистики подсчитали, что в его репертуаре более ста партий в операх и опереттах, большое число романсов и песен русских, западных и советских композиторов. За годы войны он выступил более 800 раз в городе и на Ленинградском фронте.

10 июня 1951 года в зале Кировского театра отмечали 35-летний творческий юбилей заслуженного артиста РСФСР Легкова.   Это событие отметила газета «Ленинградская правда» (9 июня 1951 г) в статье «35 лет на сцене». Первоначально приглашенные на юбилей имели возможность послушать Легкова в опере П.И.Чайковского «Мазепа», где он исполнял главную партию.

Исполнители из программки этого спектакля, которая сохранилась в домашнем архиве.

После спектакля, на котором присутствовало всё наше семейство, юбиляр выслушал много тёплых слов в свой адрес и получил ряд поздравительных адресов. В нашем семейном архиве сохранились фотографии этого события и некоторые из приветственных адресов. С одним из них можно познакомиться ниже:

«Дорогой Валентин Львович! Дирекция, партийная и профсоюзная организации и весь творческий коллектив ордена Ленина академического Малого оперного театра горячо поздравляет Вас со славным юбилеем. За 35 лет (с 1916 до 1951 г) Вашего творческого пути Вы в разных музыкальных жанрах неустанно совершенствовали своё мастерство. И за последние годы создали ряд партий, совершенных по сочетанию вокального и сценического искусства. Онегин, Елецкий, Валентин, Эскамильо,  Жермон и ряд других являются теми сценическими образами, за которые Вас любит и ценит зритель. Вы видный общественник в деле культурного обслуживания армии и флота, особенно активно показали себя в трудные годы войны и блокады. Партия и правительство высоко оценили Ваши заслуги, наградив почётным званием и наградами. Желаем Вам много бодрости, сил и энергии для дальнейших больших творческих усилий». (Ниже следовали многочисленные подписи).

Мне и Гале было поручено выступить с приветствием Валентину Львовичу от нашей семьи.

Текст выступления написал мой дед Евгений Александрович Елизаров с использованием слов и мелодии романса Глинки «Жаворонок». Момент нашего выступления запечатлён на сохранившейся фотокарточке.

На его груди правительственные награды: орден Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Звание «Заслуженный артист РСФСР» присвоено в 1939 г.

Мы с Галей выполняем поручение нашей семьи – поздравляем юбиляра.

На обороте фотографии Валентин Львович написал: «Дорогим Але и Гале Пожарским! Для воспоминания о первом в жизни вашем выступлении на сцене бывшего Мариинского театра и о моём 35-летнем юбилее 10 июня 1951 года. Спасибо за внимание. Учитесь отлично, слушайтесь старших, А ГЛАВНОЕ БАБУШКУ. Ваш признательный и благодарный Валентин Львович Легков».

В этот вечер Валентин Львович получил стихотворное приветствие от одного из своих сослуживцев, которое сохранилось в нашем архиве.

«Голос Гетмана».

«Пусть не Хмельницкого,
— Мазепу — явил на сцене ты у нас!
На смену траурному крепу
Тебя овеет красный газ!
Когда поёт артист на сцене,
Кого бы он не представлял,
Его святое вдохновенье
В нём воплощает идеал…
И все мы чтим тебя, Легков,
За твой божественный талант.
В твоих устах живое слово –
Не золото, а бриллиант!

Кр.Баян. (Л.М.Ф.) 10.06.1951.

Взаимоотношения с Валентином Львовичем у меня были сложные, но без конфликтов, да и жили мы хоть и рядом, но в разных  квартирах. Нередко пели вместе с ним дома его любимые спектакли, в том числе «Евгения Онегина» и «Мазепу».  Он очень ответственно относился к подготовке к очередному спектаклю. Хотя Онегина спел  не один десяток раз, но накануне выступления  на сцене Кировского театра дома часто возвращался к повторению отдельных трудных мест в опере. Например, он часто просил петь с ним дома партию Татьяны в последней их встрече в заключительной части спектакля. Причем сердился и повторял некоторые места, где, по его мнению, я пела что-то не так. Валентин Львович был не только хорошим певцом, но и хорошим актером. Особенно мне нравилось его исполнение очень трудной роли Риголетто в одноименной опере Верди.

Он с мамой иногда ездил на своей машине гулять в Лахту. Частенько у них были застолья, когда приходили  мой отец Пожарский,  певец Атлантов (старший) и др. Всегда было много спиртного, это и способствовало его ранней смерти 2 февраля 1954 г. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Ленинграде. (Некролог опубликован в газете «Ленинградская правда» от 4.02.1954).

Школу я закончила в 1953 году, и так получилось, что в следующем году поступила в Библиотечный техникум.

Выпускники 202 женской школы. Александра во втором ряду (снизу), первая слева. Ленинград. 1953.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 2145


Добавить комментарий