Солистка хора Капеллы (14)

Часть 7.8. 1976 год.

21 января 1976 г. Концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, когда под управлением известного французского дирижёра Шарля Брюка впервые в нашей стране было исполнено одно из выдающихся сочинений современной музыки – опера итальянского композитора Даллапикколы «Узник». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы.

В книге  А.Ершова  «Старейший русский хор» (1978 г) отмечено: «Серьезным испытанием на профессиональную зрелость коллектива стал концерт 21  января 1976 года  в Большом зале Ленинградской филармонии, когда под управлением известного французского дирижера  Шарла Брюка впервые в нашей стране было исполнено одно из выдающихся  сочинений  современной музыки – опера итальянского композитора  Даллапикколы «Узник». Сложное по интонационному строю и гармонической структуре, это произведение предъявляла к исполнителям самые высокие  профессиональные требования. Капелла с честью справилась с этой работой»

Луиджи Даллапиккола (Dallapiccola, 1904 - 1975)

В газете «Вечерний Ленинград» 2 февраля 1976 напечатана рецензия доктора филологических наук профессора А.Гозенпуда на последние концерты Капеллы совместно с симфоническим оркестром Филармонии. «…В Филармонии уже прозвучали «Иван Грозный» С.Прокофьева, «Поэтория» Р.Щедрина, «По прочтении псалма» С.Танеева; величайшее творение И.Баха «Страсти по Матфею». Зрители познакомились с оперой итальянского композитора  Л.Даллапиккола «Узник». Несомненно, после «Воццека» на Западе не появилось произведение такой глубины и мощи. «Узник»- одноактная драма, вернее последний акт трагедии. Хотя композитор строит музыку на додекафонной основе, он не порывает связей с классической традицией (Верди, Пуччини) и искусством великих контрапунктистов. Сочетание четырех- и  пятиголосного хоров как бы воссоздаёт манеру венецианских мастеров XVI – XVII в. Однако Л.Даллапиккола менее всего стремится к стилизации. Раздвигая рамки «камерной» оперы, он хотел придать теме страданий и мук «Узника» общечеловеческий обобщающий смысл, характерный для «страстей» и реквиема. Центральной идеей «Узника» является пламенный призыв к свободе, страстная ненависть к палачу народов – фашизму. Хоровая партия имеет не меньшее значение, чем оркестровая. Нельзя не отметить заслуги художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко, понявшего своеобразие хорового письма Даллапикола. Во втором отделении концерта в Филармонии (21.01.1976) были исполнены произведения К.Дебюсси и М.Равеля. Особенно богато новыми тонкими оттенками «Утро» Равеля с дивно расцветающей темой любви,  и полная дикой, необузданной силы и буйства жизни – вакханалия. Успех дирижера (Ш.Брюк) и оркестра в исполнении финала сюиты Равеля («Дафнис и Хлоя») разделила и хоровая капелла».

16 февраля 1976 г. В  преддверие  съезда партии в зале Капеллы прошёл цикл концертов. Первое исполнение кантаты Н.Шахматова «Волжский сказ о Ленине» и оратории Л.Пригожина «Слово о полку Игореве».

27 февраля 1976 г (пятница). В зале Капеллы «Виринея» С.Слонимского. Солисты А.Агронская, Т.Изотова, Т.Барыбина, Г.Марченкова, Ю.Бумагина, Б.Марешкин, Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко.

Во втором отделении сочинение Г.Свиридова «Патетическая оратория» для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра на слова В.Маяковского. Солисты Г.Селезнёв и М.Грозная. Дирижер В.Чернушенко.

Снимок из зрительного зала Капеллы. Вид на сцену с хором.

1976 г. Весенние гастроли в городах Украины.

20 мая 1976 г. Донецкая областная филармония. « Девятая симфония» Бетховена. (Второе отделение).  Солисты А.Агронская, М.Грозная, Е.Попов, Г. Беззубенков. Дирижёр Павел Кравченко.

Донецк. Концертный зал филармонии.

Из энциклопедии. Освоение земель в районе Донецка было начато казаками Войска Донского и Войска Запорожского в XVII веке. В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом начинается строительство металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Юзовка делилась на две части — заводская и «Новый свет». Центральная часть города развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции.  В 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда, мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод. В 1916 году построены два коксохимических завода, а в 1917 — первый в Российской империи азотный завод — ныне Донецкий завод химреактивов. С быстрым развитием производственных сил, образованием крупных промышленных предприятий стремительно росло население Юзовки. В 1917 году посёлок Юзовка получил статус города.

До 1923 года город носил название Юзовка в честь основателя города — бизнесмена Джона Юза. 22 апреля 1924 года решением ВУЦИК городу Юзовка присвоено название Сталин. В конце 1920-х — начале 1930-х годов, без официальных постановлений, город стали именовать Сталино. В 1961 году  Сталинской области было возвращено её название 1932—1938 гг., данное  ей по реке Северский Донец, а её центру г. Сталино  было дано название Донецк, несмотря на то, что сам город не находится даже в бассейне реки,  и что с 1955 уже  существовал другой город Донецк, собственно на р. Донец,  расположенный в Ростовской области РФ

-Я был в этом городе по служебным делам в конце 1950-х и ощущал запах угля. Силуэтами города были шахты, а  символом города – шахтер.

Шахтер – символ Донецка.

Терриконы Донецка.

Терриконы – сады.

—Через 20 лет город неузнаваемо изменился, превратившись в город-сад.

Донецк — очень зелёный город, здесь большое количество красивых парков, скверов, бульваров. Круглый год открыт ботанический сад.

Донецк. Парк имени Щербакова.

Донецк. Музыкально-драматический театр.

Одним из символов города являются розы, которые переполняют городские проспекты, парки, розарии. В 70-х годах XX века Донецк получил прозвище «город миллиона роз». В начале 21 -го столетия Донецк вернул себе статус города, в котором на каждого жителя приходится по розе. Донецкий парк имени Щербакова считается лучшим парком Украины.

Далее,  в рамках фестиваля «Киевская весна» хор капеллы выступил в Киеве,  в частности,  в Сиреневом саду (см. снимок ниже) и 28 мая по второй программе телевидения. («Правда Украины» от 27 и 28.05.1976)

Схема центра Киева. 17. Софийский собор. 18.Киево-Печерский заповедник.

Из энциклопедии. Согласно летописному преданию, в конце IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, варяги Аскольд и Дир. В 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию. С этого момента Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у Киева существовало второе название — Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в неславянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления». У восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей Киев назывался Манкерман.

Результаты некоторых археологических раскопок интерпретированы таким образом, что якобы уже в VI—VII вв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция,  подкреплённая празднованием в1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. В Древнерусском государстве владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере,  до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом Руси и служил постоянным объектом борьбы между сильными русскими князьями. Серьёзный  удар  городу нанесли разгром войском  владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году и смоленского князя Рюрика Ростиславовича в1203 году.  В 1240  году  Киев  был  разграблен и  разрушен  монголо-татарами. В дальнейшем,   Киевское  княжество продолжило своё существование  под  монголо-татарским  игом.  Им  продолжали  править  Рюриковичи, однако, княжение они получали по ярлыку.

Новый  период  в истории Киева начался с  победой  литовцев в битве на реке Ирпень, произошедшей в 20-х годах XIV века. В ней великий  князь  литовский  Гедимин  наголову разбил  войско  великого  князя  киевского Станислава Ивановича, в итоге  Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских.  В 1331 году Рюриковичи осуществили последнюю попытку овладеть киевским престолом — новым князем при помощи ордынцев стал Фёдор-Глеб Иванович, однако после победы войск литовского князя Ольгерда в битве на Синих Водах в 1362 году Рюриковичи окончательно теряют киевский престол.

В период вхождения в состав Московского царства (с 1667 г.) Киев продолжал играть важную роль одного из культурных и религиозных центров государства.

Выступление хора Капеллы в Сиреневом саду Киева в мае 1976 г.

Хор слева направо. 1ряд: Москвичева (Гоголь), Гончарук, Павлова,  Мызникова, Сергеева, Муратова, Редько, Х, Гордеева, Изотова, Х,  Сибарова, Уманская, Глазырина.

2 ряд: Липатова,  Агронская,  Циплухина,  Богданова,  Х,  Барыбина, Власенко, Дмитриева, Тихонова, Антонова,  Х,  Х,  Катасонова,  Бумагина, Вахтина, Марченкова.

3 ряд: Ершов, Сергеев, Кулик, Таранов, Мануйлов, Х, Тимонин, Виноградов, Бронин, Артамонов, Герасимов, Коняев, Х, Галактионов, Оганесян, Ахтырченко.

4 ряд: Степаненко, Ночевка, Исханов, Гройсман, Крысяков, Громов, Окунев, Легков, Корбуков, Буклагин, Селезнев, Короткевич, Юшманов, Пабузин, Григорьев, Бортников, Стрельников.

На переднем плане дирижер В.А.Чернушенко.

Киев. Сиреневый сад.

Сиреневый сад – один из столичных парков. Парк поражает обилием кустов сирени, особенно во время ее цветения. Здесь приятно погулять с детьми, насладиться красотой природы. Поэтому Сиреневый сад – тихое и уютное место, любимое многими горожанами. Питомник, на базе которого был создан Сиреневый сад, был основан в 1954 году, а сам сад – в 1975 году. Питомник основал русский селекционер Леонид Алексеевич Колесников. Сначала было посажено 32 вида кустов сирени. К Олимпиаде 1980 года был построен фонтан. Площадь парка составляет 7 га.

Киев. Софийский собор. XI век.

Киево-Печерский заповедник. 2 – Троицкая надвратная церковь. 3 – Главная лаврская колокольня. 4 – Церковь Спаса на Берестове. 5- Ближние и дальние пещеры. 6,7,8 – выставки. 1978 г.

Киево-Печерский заповедник. Центральный вход через Троицкую надвратную церковь. 1978 г.

3 июня 1976 г. Выступление Капеллы в Москве. В Большом зале Консерватории прозвучали:

«Петровские канты на Полтавскую победу».
Архангельский «Помышляешь день страшный».
Бах.   «Мотет № 2».
Брукнер.  «Virga ilsse»
Равель.  Три песни.
Щедрин.  Четыре хора на стихи Вознесенского.
Свиридов.  Три хора из музыки к драме А.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»: «Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих».
Новиков.  «Весёлый пир».
Чесноков.  «Дубинушка».
Русские народные песни: «В тёмном лесе», «Уж как пал туман», «На горушке, на горе» и др.

На втором концерте Капеллы в Москве была исполнена оратория Гайдна «Времена года».

После выступления хора Капеллы в Москве в журнале «Советская музыка» (1976 №10, с.68-69) была опубликована рецензия музыкального обозревателя журнала  В.Живова.

«Прошедший филармонический сезон обрадовал обилием хоровых концертов. Событийными стали гастроли в Москве старейшего русского профессионального хорового коллектива – Ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки.

В каком состоянии находится сегодня капелла? Вышла ли она из творческого застоя, о котором свидетельствовали предшествующие ее московские гастроли восемь лет назад? Эти вопросы не могли не волновать всех любителей хорового пения.

Сольная программа ленинградцев в Большом зале консерватории включала сочинения русских композиторов XVI-XVIII веков, один из мотетов Баха, хоры Брукнера и Равеля, ряд произведений советских композиторов и народных песен. Редко бывает, чтобы исполнителям удавались сочинения столь разных стилей. В этом смысле концерт капеллы не составил исключения. В «Петровских кантах на Полтавскую победу» хор порадовал  ярким, сочным,  иногда почти громоподобным fortissimo и мягким, тишайшим pianissimo. Обратили на себя внимание четкая артикуляция, точная расстановка пауз, подчеркивающих смысловое значение текста. Прекрасное впечатление оставил коллектив в хоровом концерте А.Архангельского «Помышляю день страшный». Особо хочется отметить благородство, теплоту звучания, выразительность и естественность фразирования, отсутствие утрировки в подчеркивании кульминационных точек музыкальных построений, с чем нередко приходится сталкиваться, слушая хоровые сочинения этого стиля.

Четыре разнохарактерных хора Р. Щедрина на стихи А. Вознесенского требуют от исполнителей большой гибкости, владения различными приемами хоровой техники. Тем приятней, что коллектив не только успешно справился с техническими задачами, но проявил себя тонким, чутким интерпретатором этих небольших, но содержательных пьес.

Поэт А.Вознесенский (слева) и композитор Р.Щедрин

Три хора Г.Свиридова – «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих» из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, прозвучали как музыка истинно возвышенная и пробуждающая высокие чувства.

Интересно было задумано исполнение сложного полифонического Мотета № 2 Баха, написанного для двойного хора. Стремясь, видимо, к большей гибкости и подвижности хоровых партий, дирижер поручил мотет камерному составу (каждый хор состоял всего из 19 человек). Исполнители расположились на сцене не по партиям, как обычно, а квартетами. Этот принцип, практиковавшийся В.Чернушенко в работе с самодеятельным хором, перенесен им сейчас и в профессиональный коллектив. Несомненно, он много дает для объемности звучания, он стимулирует артистические возможности каждого певца. Вместе с тем при квартетной расстановке стали более заметны огрехи в вокально-интонационной технике хора, ритмической и артикуляционной четкости исполнения. Вообще, как уже говорилось выше, не все номера в программе одинаково убедительны. Так, в трех хоровых песнях М.Равеля –  «Николетта», «Три птицы» и «Рондо» хотелось бы больше изящества, грации, филигранной отточенности штрихов и нюансов, не было цельности в трактовке хора А.Новикова «Веселый пир». Тем не менее,  сольный концерт Ленинградской капеллы оставил хорошее впечатление, показав, что на сегодняшний день коллектив обладает многими прекрасными качествами. Это, прежде всего, естественная, ненапряженная манера пения, мягкий, теплый, благородный звук, чистота интонации, выровненность тембров в партиях.

Названные качества были еще раз продемонстрированы ленинградцами в исполнении оратории Гайдна «Времена года» в Большом зале консерватории 1 и 2 июля с участием Симфонического оркестра Московской филармонии. Жизнерадостный, светский характер музыки, близость ее к народным истокам отличают это произведение от многих других ораторий XVIII — начала XIX  века, в которых господствует религиозная тематика. Значительное место занимают здесь хоры. В отличие от сольных речитативов, арий и каватин, как правило, они развернуты, монументальны, и в некоторых случаях напоминают целые сцены. Например, № 19 из второй части — «Гроза» или № 29 из третьей части – «Хор земледельцев и охотников». Мягко, тепло и поэтично прозвучали первые хоровые номера. Отлично филировали на piano сопрано, благодаря чему, несмотря на высокую тесситуру, в звучании не ощущалось крикливости.  Правда в № 6 хотелось бы более рельефного выявления полифонической ткани в фуге и большей напряженности развития в кульминации. В этом смысле больше удалась фуга № 9, спетая очень динамично, как  бы на одном дыхании. А вот фуга в «Грозе» (№19) получилась несколько вяловатой. Здесь требовалось больше упругой энергии, метрической чёткости.

В то же время в этом номере отмечу изумительное pianissimo в конце сцены, превосходный тембровый и динамичный ансамбль. Как показалось, чуть медленно и слишком пунктуально метрично была исполнена фуга из № 21, из-за чего возникло ощущение некоторой статичности. Зато очень яркое впечатление оставил хор в масштабной  «Сцене земледельцев и охотников» (№ 29), порадовавший богатством тембровых красок, яркостью динамических смен, гибкостью вокальной техники. Задорно, напористо прозвучали № 31, а также №№ 38, 40 из последней части оратории, мощно, величественно был спет сложный развернутый двойной хор № 44, завершающий сочинение.

Важно отметить, что сольные партии пели участники капеллы Т.Барыбина (сопрано), Е.Попов (тенор) и О.Акимов (бас), с честью справившиеся с ответственной задачей. Дирижировал «Временами года» художественный руководитель капеллы В.Чернушенко, порадовавший ясным, продуманным интерпретаторским планом, хорошим ансамблем солистов хора и оркестра. Есть все основания думать, что в лице Чернушенко Ленинградская капелла обрела талантливого, перспективного руководителя».

24 июня 1976 г. Завершая сезон 1975/1976 года, Капелла приняла участие в традиционном фестивале искусств «Белые ночи», который был посвящен творчеству Д.Д.Шостаковича. Были исполнены хоровые поэмы композитора на стихи революционных поэтов, а также его обработки народных песен

Иркутск. Областная филармония.

1976 г. Осенние гастроли хора Ленинградской капеллы по Сибири. Иркутская филармония, в зале которой состоялись концерты,  открыла новый концертный сезон.

 

25 сентября 1976 г. Бетховен «Девятая симфония».  Исполнители: Симфонический оркестр Иркутской филармонии и хор Ленинградской капеллы. Солисты: А.Агронская и др.

26 сентября 1976 г Моцарт «Реквием». Исполнители: Симфонический оркестр Иркутской филармонии и хор Ленинградской капеллы.

Солисты: А.Агронская, М.Грозная,  Е.Попов, Г.Беззубенков. Дирижёр Павел Ядых.

Иркутск. Гостиница «Ангара». 1975 г.

-Сохранилась открытка с видом Академгородка в Иркутске, где ты написала о маршруте гастролей в Сибири и своем участии в пении сольных концертов. В этой открытке было написано следующее: «Сегодня  (т.е.25 09) был первый концерт – «Девятая симфония». Отпела. Завтра утром дирижер хочет повторить еще раз «Девятую», а вечером поем «Реквием» Моцарта. Я попросила, чтобы Моцарта вечером спела Юля Антонова, но она заболела,  и сегодня не вышла на сцену.  Завтра (26.09) мне придется петь два разных крупных произведения. Долетела я очень хорошо, кормили два раза. Если бы летели без посадок, то лету только 7 часов, а с посадками – 9. Гостиница хорошая, погода великолепная. Город старинный, мне очень нравится. Мой дальнейший путь: 1-5 октября – Красноярск. 7-10 – Томск. 11-14- Барнаул. 15-20- Новосибирск. 21-27 – Горький. Пишите мне в эти города. Я пойду на главпочтамт  в Томске и во всех других городах…»

 —Я писала  письма на открытках с  городскими  видами и посылала домой в каждом крупном городе.

28 и 29 сентября 1976 г. Моцарт «Реквием». Исполнители те же.

«Переаншлаг! В зале слушателей больше, чем кресел…»  Так начинается заметка  И.Калиниченко в местной иркутской газете «Советская молодежь» 2 октября 1976 года в рубрике « 1 октября – международный день музыки».

Дирижер Павел Ядых.

На сцене симфонический оркестр Иркутской филармонии, открывающий очередной  концертный сезон, и Ленинградская академическая капелла имени М.И.Глинки под руководством Владислава Чернушенко. Впервые в Восточной Сибири исполняется бессмертная «Девятая симфония» гениального Людвига Ван Бетховена. Дирижирует заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный артист Российской федерации, народный артист Северной Осетии, лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова Павел Ядых.
«Девятая симфония» — жемчужина мировой музыкальной классики, вершина творчества Бетховена. К этой симфонии композитор шел всю свою жизнь. Её темы и образы появились ещё в фортепианных сонатах композитора: пламенной Патетической, Аппассионате, написанной по мотивам трагедии Шекспира «В бурю». Но наиболее полно воплотить в музыке дух человека – властелина, человека – героя, Человека -  борца удалась Бетховену – симфонисту. В Третьей, Героической, композитор впервые одухотворил музыку идеями Французской революции, в великой Пятой сразился с судьбой и сформулировал свою идейную творческую программу – от тьмы к свету, через борьбу – к победе. В бессмертной Девятой гений воззвал свободное человечество к Братству, утвердил в музыке светлые идеалы мира, свободы, счастья…  В финале Бетховен впервые  ввел хор и четырех солистов, положив на музыку оду Шиллера «К радости». Бетховен ознакомился с этим произведением в стенах Боннского университета и впервые использовал  его строфу в своей единственной опере «Фиделио»… Впервые «Девятая симфония» была исполнена в Вене 7 мая 1824 года в помещении театра «Картнертор» под управлением дирижера Умлауфа. Бетховен был абсолютно глух. Во время исполнения он стоял спиной к публике, и когда раздался шквал аплодисментов, солистка Каролина Унгер взяла композитора за руку, чтобы он мог увидеть бурю восторга в зале театра…  Далее – небольшое интервью Павла Ядых, который сказал, что изучает Бетховена с детства. «Мне вспомнилась далекая весна. В апреле 1945 года я стоял на венском городском кладбище у могилы Бетховена…  Его музыка – царство духа, царство идеи».

Далее автор статьи кратко излагает историю  Капеллы,  коллектив  которой  21 сентября 1976 года в Ленинграде открыл свой 274 концертный сезон, и просит художественного руководителя капеллы Владислава Чернушенко рассказать о репертуаре хора.

«За два прошедших концертных сезона проделали огромную работу, осуществив ряд новых постановок:  «Симфония псалмов» Стравинского, «Поэтория» Р.Щедрина на стихи А.Вознесенского, концертная пьеса «Узник» современного итальянского композитора Даллапиккола, «Виринея» — ораториальная сюита из оперы ленинградского композитора Сергея Слонимского.  Следуя лучшим традициям капеллы, мы много поем русской и западноевропейской классики. Так, в прошлом году на столичной сцене показали «Времена года» Гайдна.

—Чем вы порадуете нас сегодня?

—В программе концерта «Осенние песни» Фалика – нашего постоянного автора. Это новое произведение. Оно состоит из отдельных миниатюр: тут и воспоминания о войне, стихи Никитина и Бальмонта – элегической  природы и души. Мы привезли цикл Р.Щедрина, три поэмы Дмитрия Шостаковича, три хора Г.Свиридова из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович». В этом произведении удивительно сочетается гармония старой Руси (если не языческие, то знаменные распевы) и современный строй мышления. Поем мы и классику: Рахманинова, Баха, Равеля. Сегодня у нас  31 солист (а в хоре 85 человек), все они прекрасно справляются с этой ответственной ролью. В перспективе в сольных партиях будет  занято более 50 человек.

-О ваших планах на будущее.

-Мы готовимся к двум знаменательным событиям. В 1977 – 60 лет Октября, в 1978 – нам 275 лет. Мы хотим подарить нашим слушателям новые интересные работы советских композиторов. Это оратория С.Слонимского «Голос из хора» на стихи раннего Блока, оратория Флярковского «На Гражданской войне» (стихи разных поэтов) и оригинальное сочинение Ю.Фалика «Танго для хора» на стихи  А.Блока «Незнакомка».

-Где были на экскурсии?

Иркутск. У экскурсионного автобуса. Галаховская (справа), Бакова и Агронская (слева).

—Ездили к озеру Байкал, до которого 66 км. Там  посетили музей и обедали. Самостоятельно осматривали город, который хранит память о декабристах, первооткрывателях Сибири и Гражданской войне.

Байкал в декабре. 1974.

Иркутская ГЭС. 1975.

Иркутск, 1976 г. На снимке: Оленева Нина (слева) и Агронская Александра.

Там же. Татьяна Галаховская (слева), Александра Агронская и Вера Бакова.

Иркутск. Дом декабриста С.П.Трубецкого.

Иркутск. Дом декабриста С.Г.Волконского

За оградой у стены Знаменского монастыря похоронена жена  С.П.Трубецкого  Екатерина Ивановна Лаваль, умершая в 1854 г.

.  К северу от города в селе  Урик  двухъярусная Спасская церковь.  В ограде церкви — могила  декабриста Н.М.Муравьева.

В Иркутске трагически закончилась жизнь адмирала Колчака.

12 ноября 1919 года Верховный правитель и его министры покинули Омск, переместились в Иркутск, ставший - весьма ненадолго - очередной «столицей Белой России». Два дня спустя Пятая армия красных заняла Омск. Тухачевский, склонный к внешним эффектам, въехал в город на белом коне. Улица, по которой красноармейцы шли по замершему городу, с тех пор и доныне называется «Красный путь». (Командарма, ставшего впоследствии маршалом, как «врага народа» расстреляют в 1937-м.)

В декабре 1919 года так называемая демократическая оппозиция (включающая в себя практически весь спектр политических сил, противостоявших как Колчаку, так и большевикам) создала в Иркутске Политический центр. В его задачу входило свержение колчаковского режима и переговоры с большевиками о прекращении Гражданской войны и создании в Восточной Сибири «буферного» демократического государства. Политцентр подготовил восстание в Иркутске, продолжавшееся с 24 декабря 1919 года по 5 января 1920 года. 19 января между большевистским Сибревкомом и Политцентром было достигнуто соглашение о создании «буферного» государства. Одним из условий соглашения была передача бывшего Верховного правителя вместе со штабом представителям Советской власти. Тогда же Чехословацкий Национальный Комитет Сибири (орган руководства чехословацкими формированиями - бывшими военнопленными австро-венгерской империи, оставшимися здесь с Первой мировой) выпустил меморандум, обращенный ко всем союзным правительствам, в котором заявил, Чехословацкое войско прекращает оказывать ему поддержку. Чехословаки «выходили из игры», намереваясь отправиться домой.

Положение Колчака стало безвыходным: он фактически был заложником. 5 января 1920 года представители Антанты выдали письменную инструкцию командующему союзными войсками генералу Морису Жанену провезти Колчака под охраной чешских войск на Дальний Восток, в то место, куда он сам укажет.

Колчак ехал в вагоне, прицепленном к поезду 8-го Чехословацкого полка. На вагоне были подняты английский, французский, американский, японский и чешский флаги, символизировавшие, что адмирал находится под защитой этих государств. 15 января состав прибыл на станцию Иннокентьевскую. Стояли долго: Жанен общался с руководством Политцентра, которое соглашалось пропустить чехословацкий поезд, полный «экспроприированного» имущества и оружия, и идущие за ним груженые «военными трофеями» эшелоны в обмен на Колчака. Переговоры закончились тем, что в вагон вошел помощник чешского коменданта поезда и объявил, что Верховный правитель «передается иркутским властям». Казалось, Колчак не был даже удивлен, кивнув: «Значит, союзники меня предают». Адмирала доставили в вокзальную комендатуру, где «предложили» сдать оружие. Передача Верховного правителя эсеро-меньшевистскому Политцентру означала арест.

Еще 7 января 1920 года Политцентр учредил Чрезвычайную следственную комиссию (ЧСК) для сбора обвинительных данных против арестованных членов колчаковского правительства. А после передачи чехословаками Колчака и его премьер-министра Виктора Пепеляева Политцентру, он поручил ЧСК, в которую входили меньшевики и эсеры, в недельный срок провести судебное расследование. Допросы проводились с чрезвычайной, неожиданной для красных корректностью: следствие вели дипломированные еще в царское время юристы. Но к концу января тон допросов ужесточился. Не зная истинной причины перемены, адмирал связывал ее с переходом председательских функций от меньшевика Попова к большевику Чудновскому. Однако более жесткими допросы стали не только в связи с приходом нового председателя ЧСК: в Иркутске и вокруг него изменилась военно-политическая ситуация. Смена председателя комиссии явилась лишь следствием. К Иркутску подходило несколько красных партизанских отрядов общей численностью 6 тысяч штыков и 800 сабель. Они должны были умножить революционные силы иркутян во главе созданного 19 января Военно-революционного комитета. 21 января коалиционный Политцентр перестал существовать. Пятая армия Тухачевского вошла в город, и 25 января Иркутск  стал советским. (Имя Пятой армии с тех пор носит одна из центральных улиц города.)

Колчака не судили, не существовало и приговора ему: долгое, буксовавшее следствие было оборвано запиской в реввоенсовет 5-й армии: «Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснением, что местные власти до нашего прихода поступили так под влиянием… опасности белогвардейских заговоров в Иркутске. Ленин».

6 февраля 1920 года - во исполнение телеграммы Ленина - было принято постановление Иркутского Военно-революционного комитета о расстреле Колчака и Пепеляева.

Вот и весь приговор. По сути,  повторился сценарий расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году: тогда тоже следствие, суд и приговор заменила секретная расстрельная телеграмма Ильича. (См. «РГ» за 17.07.2013). Большевистская «законность» снова торжествовала.

Когда за адмиралом пришли и объявили, что он будет расстрелян, он спросил, кажется, вовсе не удивившись: «Вот так? Без суда?» Перед расстрелом молиться отказался, стоял спокойно, скрестив руки на груди. Пытался успокоить потерявшего самообладание своего премьер-министра Виктора Пепеляева. Попросил передать благословение законной жене, Софье Федоровне, и сыну Ростиславу, за два года до того эмигрировавших во Францию. Об Анне Тимиревой, добровольно пошедшей под арест, чтобы до конца не расставаться с ним, - ни слова. За несколько часов до расстрела Колчак написал Анне Васильевне записку, так до нее и не дошедшую. Тела Колчака и Пепеляева после расстрела погрузили на сани, увезли на реку Ушаковку и сбросили в прорубь. Официальное сообщение о расстреле Колчака срочной телеграммой было передано в Москву. («Российская газета» 2013 №259)

После Иркутска хор капеллы приехал в КрасноярскПервым гербом и печатью города была личная печать Ивана IV Грозного.

Енисейский воевода Яков Хрипунов, имея в своём распоряжении «для разных поручений и посылок в дальние земли» дворянина Андрея Дубенского, которого он привез с собою из Москвы в 1623 году, послал его осмотреть землю, занятую казаками и, найдя на ней удобное место, распорядился построить острог для защиты от нападений местных племён. Дубенский нашёл удобное место для постройки острога, составил план и с ним для его просмотра и утверждения отправился в Москву. Представленный план в Москве одобрили и разрешили приступить к постройке острога.

Красноярский острог

По возвращении из Москвы Дубенский, взяв с собой триста казаков, в конце 1627 года отправился из Енисейска для закладки нового острога. 18 августа 1628 года русскими построен был т. н. «малый» острог и назван Кpaсным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, ниже Красноярска, напротив Татышева острова. Этот день считается днём основания Красноярска. С 1631 года Красноярский острог стал центром уезда.

В 1659 году возведён был так называемый «большой» Красноярский острог. Строительство нового острога, почти сразу же ставшего центром сбора ясака, вызвало недовольство местного населения, состоявшего в основном из данников, «кыштымов» енисейских кыргызов, правители которых, в свою очередь, являлись вассалами государства Алтан-ханов (Северо-Западная Монголия). В 1667 и 1679 годах острог дважды осаждался сильным войском кыргызского хана Иренека.

В 1690 году Красноярский острог получил статус города. Служилые люди и их семьи долгое время оставались главными жителями Красноярска. В 1733-1734 годах в Красноярске жил Витус Беринг, готовивший провиант и снаряжение для своей экспедиции.

Постепенный рост Красноярска начался с приходом в город в 1735 году Сибирского тракта (сейчас федеральная трасса М53), связавшего Красноярск с Ачинском и остальной частью Европейской России. Однако ещё в 1772 году население города составляло всего около двух тысяч жителей, и Красноярск оставался небольшим уездным городом.

В середине 1750 годов неподалеку от Красноярска был основан железоделательный завод купца Власьевского.

В 1771-1773 годах Красноярск трижды посетил и, в общей сложности, провёл в нём целый год известный российский учёный академик Петер Симон Паллас, обнаруживший 680-килограммовый обломок метеорита, названный позже Палласово железо или «Красноярском». Здесь Паллас написал две из трёх книг своего труда «Путешествие по Сибири», в который включил подробный естественно-экономический очерк состояния города и уезда. В 1772 году метеорит был отправлен в Петербург.

После сильного пожара 1773 года, оставившего в Красноярске только тридцать домов, из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, составивший для города новую линейную планировку петербургского типа. Это стало началом современного Красноярска.

Александр Радищев, будучи в Красноярске проездом  в 1791 году, возвращаясь из ссылки, писал: «В правой стороне открывается каменный хребёт, которого видны в иных местах острые и голые концы. В левой стороне берега гористые, наконец, к Красноярску безлесисты и красностью своей показывают изобильную железную руду. Енисей течёт меж гор, оставляя в лощинах к нему прилежащих, места изобильные. Красноярск имеет положение, как некоторые города в Альпах. Правый берег вдоль идёт высок и горы неровные. Левый берег высок же, но поверхность его ровна».

В 1833 году близ Красноярска был основан Знаменский стекольный завод. В 1853 году при заводе была построена фаянсовая фабрика, выпускавшая блюда, тарелки, миски, чашки, умывальники, соусницы и другие необходимые в быту предметы.

В 1834 году в городе был основан городской сад, ныне центральный парк..

 

Красноярск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

В 1845 году на Новобазарной площади состоялась закладка крупнейшего в Сибири Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы по проекту известнейшего архитектора Константина Тона.

В 1858 году в городе было отмечено первое землетрясение.

Во времена Российской империи город был одним из мест политической ссылки. Восемь декабристов было сослано в Красноярск после подавления восстания 1825 года. В 1863 году было открыто пароходное движение по Енисею. Тогда же в городе начала работу телеграфная станция.

В 1889 году в Красноярске был открыт городской общественный музей, Антон Чехов в путевых очерках «О Сибири» в 1890 году писал: «Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала до самого Енисея…» «Природа же, которую боготворят инородцы, уважают наши беглые и которая со временем будет служить неисчерпаемым золотым прииском для сибирских поэтов, природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея». «На этом берегу Красноярск — самый лучший и красивый из всех  сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные».

В 1891 году в Красноярске останавливался наследник русского престола, позже император Николай II. В 1892 году в Красноярске заработала первая телефонная станция.

В 1894 году в городе было открыло первое в Сибири техническое железнодорожное училище.

Дальнейший рост города был связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в город в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. После заключения в 1893 году российским правительством торгового договора с Великобританией из Шотландии вышел совместный русско-английский караван под командованием опытного английского капитана Виггинса. Гружёный железнодорожными рельсами караван преодолел Северный Ледовитый океан, Карское море и благополучно достиг устья Енисея. От селения Гольчиха рельсы были переправлены по Енисею до Красноярска. Эта экспедиция первой проложила северный путь из Европы в Сибирь.

В декабре 1905 года в городе существовала Красноярская республика.

В том же году в Красноярске останавливался знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В книге «В страну будущего» позже он вспоминал:

«Итак, мы достигли Красноярска — цели, к которой так долго стремились… Мы посетили городской парк, который слывёт лучшим во всей Сибири… Улицы в городе широкие и прямые, на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окружённой горами…»

В советские годы Красноярск  стал одним из крупнейших городов Сибири и РСФСР.

В 1920-е годы на Лесной площади стоял памятник Всевобучу. В 1926 году на площади Революции был установлен памятник В. И. Ленину, отлитый на ленинградском заводе «Красный выборжец». Авторы памятника: скульптор С. Д. Меркулов, архитектор Л. А. Чернышев. В 1970 году по просьбе исполкома Ленинского района памятник перенесли в Ленинский район. Теперь он находится в небольшом сквере между домами 72а и 74а по проспекту имени газеты «Красноярский рабочий».

Красноярск. Дом офицеров.

Газета «Красноярский рабочий»  от 28 сентября 1976 года сообщила о предстоящих гастролях Капеллы в Доме культуры имени 1 мая (2 октября), городском дворце культуры (4 октября) и в доме офицеров 5 октября.

100 лет прошло с тех пор, как на перекрестке пр. Мира и ул. Перенсона появилось оригинальное в архитектурном исполнении здание. Первоначально в нем располагалось Городское Общественное Собрание, после революции разместился Исполком губернского Совета рабочих, с 1932 года – Дом Красной Армии, позднее переименованный в Дом офицеров. Вплоть до 2010 года деятельность Домов офицеров РФ велась под эгидой Министерства обороны РФ. А с 2010 года Министерством обороны был начат процесс ликвидации непрофильных учреждений и передачи их в подчинение регионам.

Само здание — это памятник архитектуры и объект культурного наследия. Его построили по проекту известного красноярского зодчего Владимира Соколовского. Пышная, богатая и изящная отделка в стиле московского ампира. С 1910 по 1913 здесь располагалось Общественное собрание. А теперь здесь повышают культуру тех, кто так или иначе связан с армией.

Архитектурная история

Здание построено в 1913 г. по проекту  известного архитектора В.А.Соколовского для Городского Общественного Собрания, вплотную к деревянному корпусу Благородного Собрания. В их общем внутреннем дворе был небольшой сад «Эдем» с фонтаном в центре и деревянной оградой, выполненными в формах модерна. Построено оно было в подражание московскому архитектурному стилю, и стало лучшим во всей дореволюционной архитектуре города. Выбор архитектором торжественных форм ампира в начале стремительного двадцатого века был предопределен широко отмечавшимися в то время юбилеями: столетием победы русских войск в войне 1812 года и трехсотлетием царствования Дома Романовых (1913 г.). Главное здание города явилось как бы своеобразным памятником в честь этих празднеств.

Красноярск. Городской дворец культуры.

После революции такое красивое здание, конечно же, сразу привлекло внимание новой власти. И с  января по июнь 1918г. в этом здании разместился Исполком губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

История Городского Дворца культуры начинается с июня 1974 года, когда на левом берегу реки Енисей отделочники бригады Николая Александровича Березина треста «Красноярскжилстрой-1″ завершали новый объект – Дом культуры на Комсомольской площади Красноярска.

Газета «Красноярский рабочий» 11 августа 1974 года на первой полосе как главную новость сообщила: «Торжественно отметил День строителя коллектив треста «Красноярскжилстрой-1″. Ему было предоставлено право провести свой профессиональный праздник в новом Дворце культуры, который он возвел на проспекте Свободный в краевом центре. Строители стали первыми посетителями Дворца. Их работа здесь получила высокую оценку».

Эта же газета 30 сентября опубликовала заметку И.Клеймиц «Гордость русской культуры», в которой есть упоминание о репертуаре. «На гастроли в Красноярск впервые приезжает Ленинградская капелла имени М.И.Глинки – прославленный и крупнейший художественный коллектив нашей страны…  (Краткая история хора) …В концертах прозвучат сочинения  русских и зарубежных классиков, советских композиторов…Слушатели познакомятся с сочинениями Шабалина, Кабалевского, а также  с творчеством  Стравинского, Хиндемита, Шимановского. Будут исполнены произведения, посвященные 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне: «Память о великой битве», «Осажденный Ленинград» и  «Волжский сказ о Ленине». В настоящее время хором капеллы руководит выпускник Ленинградской консерватории молодой музыкант Владислав Чернушенко».

Концертный зал Филармонии в г. Томске.

Красноярск. Фото главной площади города. Тут встречаем Ленина в кепке. Памятник установлен на фоне государственной универсальной научной библиотеки.

В этой же газете от 7 октября  в заметке Н.Шварцбург «Музыкальный октябрь»  несколько фраз посвящено капелле. «Пестра, многоцветна, как осенний лес, гастрольная афиша октября. Песни Равеля, хоры Шостаковича и Свиридова в исполнении Ленинградской капеллы под руководством Владислава Чернушенко. В программе известного коллектива и старинная музыка…»

9 и 10 октября 1976 г. в концертном зале государственной филармонии г. Томска состоялось открытие  XXXI сезона симфонических концертов. Томский симфонический оркестр и ленинградская капелла исполнили «Девятую симфонию» Бетховена. Солисты  А.Агронская, М.Грозная, Е.Попов, Г. Беззубенков. Дирижер -  Борис Бабенко. (Газета «Красное Знамя» от 7.10.1976 г.)   8 октября состоялся сольный концерт хора Капеллы.

Василий Тимонин в окружении прекрасных дам. Слева направо: Оленева, Лобова и Агронская.

В этой же газете от 12 октября была помещена статья В.Сотникова «Концертный сезон открыт»:  «…Все произведения, прозвучавшие в программе сольного концерта капеллы по-своему интересны. Это были редко исполняемые канты Петровской эпохи в честь Полтавской победы, «Ковыль» Сахновского, «Мотет» Баха, хоровые концерты Бортнянского и Архангельского, «9 января» Шостаковича и др.… Хору лучше удалась тихая и средняя звучность, меньше – форте. Здесь хор иногда грешит форсировкой, что влечёт за собой погрешности в строе. Хорош динамический ансамбль между партиями. Хорошо, на наш взгляд, прозвучал хоровой концерт Архангельского, исполненный капеллой прикрытой, строгой звучностью. С эпической широтой и глубиной был спет хор Сахновского «Ковыль». А вот хоровой концерт Бортнянского, на наш взгляд, не вполне удался по форме. Отрадно было услышать одно из интереснейших и сложнейших произведений Д.Шостаковича «Девятое января». Это произведение, требующее от хора и дирижера огромных физических и эмоциональных сил и энергии, редко включается в концертные программы хоровых коллективов…. В начале второго отделения выступал камерный состав хора. Надо отметить расстановку певцов в этом составе по квартетам. Это делает звучание объемным и более красочным. В исполненном «Мотете» Баха хор продемонстрировал хорошую вокальную технику пения в быстрых темпах, владение полифоническим стилем. Интересным было знакомство с хорами Равеля. Особенно удачным было исполнение хора «Три птицы».  Здесь надо отметить и выступление с сольными партиями певцов И.Селезнёвой, Е.Курбатовой, В.Тимонина и Е.Бортникова. В концерте прозвучали четыре хора ленинградского композитора Ю.Фалика под общим названием «Осенние песни». Хочется отметить из них хоры «Поднялась, шумит непогодушка» на слова Никитина, и «Ржавые ёлки» на слова Жигулина.

Томск. Площадь Ленина и Богоявленский собор.

За тридцать лет существования Томского симфонического оркестра «Девятая симфония» Бетховена прозвучала впервые…. Финал в хоре, в оркестре и у солистов стал апофеозом всего произведения».
12 октября 1976 г, вторник. В ходе гастролей по Сибири хор Капеллы прибыл в город Барнаул. В этот вечер (в 20 часов) в клубе меланжевого комбината состоялся  первый концерт хора Капеллы. В программе концерта:

Петровские канты в честь Полтавской победы;
Сахновский. «Ковыль»;
Архангельский. Концерт для хора «Помышляю день страшный»;
Шостакович. Поэма для хора «9 января»;
Фалик «Осенние песни»;
Новиков. «Весенний пир»;
Бах. Мотет № 2;
Равель. Три песни:  «Николетто», «Три птицы» и «Рондо»;
Бортнянский. Концерт для хора № 27;
Свиридов. Три хора из музыки к драме А.Толстого «Царь Федор Иоаннович».

О гастролях хора Капеллы в Барнауле и программе концертов сообщила местная газета «Алтайская правда» от 12 октября 1976 г. Там же информация о погоде. Облачная с прояснением погода,  без существенных осадков. Ветер юго-западный 10-15 м/с, температура  воздуха  1-3 градуса тепла. Уровень воды реки Обь в районе города составил 233 см над нулем графика водного поста, температура воды 5,4 о. В ближайшие двое суток ожидается понижение уровня воды на 10-15 см.

Второй концерт хора Капеллы и симфонического оркестра Алтайской краевой филармонии состоялся 13 октября в зале театра оперетты. Этим концертом был открыт 25  юбилейный сезон местной филармонии. В концерте были исполнены: Девятая симфония Бетховена (Первое исполнение в Барнауле) и Поэма памяти Сергея Есенина композитора Свиридова (Солист Николай Громов). Дирижер Александр Романько. Солисты: Александра Агронская (сопрано), Маргарита Грозная (меццо-сопрано), Евгений Попов (тенор) и Геннадий Беззубенков (бас).

Эта же газета поместила заметку художественного руководителя филармонии Р.Лесникова под названием: «Гордость русской культуры», с подзаголовком: в Барнауле начинает гастроли Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. В этой заметке после подробной информации об истории создания этого коллектива автор пишет: «Ленинградская хоровая капелла явилась одним из  первых художественных коллективов, с искусством которого познакомились слушатели крупнейших городов Западной Европы в 1928 году. Был развеян миф буржуазной пропаганды о «вандализме большевиков». Немецкая газета «Ди вельт ам абенд»  писала:  «Ни один немецкий, ни один чешский хор не поет так прекрасно. Где же сказки о красном терроре, который якобы уничтожил всякое искусство и художественную жизнь?» … В 1937 году художественным руководителем стал выдающийся мастер советского хорового искусства А.Свешников. Репертуар  обогащается произведениями советских авторов и лучшими  творениями мастеров прошлого. С 1941 по  1944 год коллектив Капеллы дает более 450 шефских концерта в воинских частях, госпиталях, фабриках и заводах, работающих для фронта. В 1943 году художественным руководителем становится заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Г.А.Дмитревский. Великий праздник Победы Капелла встречает в Ленинграде. В это время в её исполнении звучат такие монументальные сочинения, как «Времена года» Гайдна; «Самсон» Генделя; месса си минор Баха; «Иоанн Дамаскин» Танеева; «Москва» Чайковского; «Песня о лесах» Шостаковича; «На страже мира» Прокофьева; «Кантата  о  Родине» Арутюняна. В 1954 году отмечается 250-летие старейшего русского хора. В настоящее время Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки – крупнейший и авторитетнейший хоровой коллектив страны, непременный участник традиционных фестивалей «Ленинградская  музыкальная весна» и «Белые ночи». Коллектив хора – желанный  гость во всех уголках Советского Союза, где он выступает с неизменным успехом. Сейчас капеллой руководит молодой и талантливый музыкант В.А.Чернушенко. За дирижерским пультом Чернушенко сдержан, деловит (сказывается влияние манеры Е.Мравинского). Его контакт с оркестром и хором обусловлен хорошими волевыми качествами, отличным слухом. Одним словом, перед нами серьезный, вдумчивый и даровитый музыкант, владеющий всем арсеналом профессиональных навыков, необходимых дирижеру…

Концертный зал филармонии в Новосибирске.

Подводя итого фестиваля, О. Шевчук в заметке «Праздник высокого искусства»  пишет: — …Открытие сезона симфоническим оркестром Алтайской краевой филармонии было связано со значительным и ярким событием в музыкальной жизни города. Исполнялись «Девятая симфония» Бетховена и поэма Свиридова «Памяти С.Есенина». Сложная программа большого концерта явилась серьезным экзаменом для коллектива оркестра, выступающим вместе с капеллой. Встреча с  известнейшим хоровым коллективом, безусловно, способствовало творческому подъему, которым было отмечено выступление оркестра. Дирижер А.Романько успешно провел финал бетховенской симфонии, где воедино сливаются в «Оде радости» голоса оркестра и хора. Поэма Свиридова прозвучала во втором отделении – большое творческое достижение Ленинградской капеллы. Композитор стремился создать образ поэта, чья судьба   неотделима от Родины, от России. Он показывает его в развитии, обращаясь сначала к ранним, а потом и зрелым стихам Есенина. Образ драматичен, философски обобщен, и хор в его воплощении играет не  меньшую роль, чем сольные номера – лирические монологи поэта. Безупречная чистота звучания, широта и мощь,  тонкая нюансировка, использующая богатейшие возможности человеческого голоса, в высшей степени отвечали замыслу композитора.  К истинным шедеврам хорового пения можно отнести картину зимней вьюги «Поёт зима…». Она давно исполняется и как отдельный концертный номер. А в общей музыкальной композиции поэмы наиболее точно передает есенинское чувство природы, редкую песенность его стиха…(Алтайская правда от 19 октября 1976 года).

18 октября 1976 г в большом зале консерватории  Новосибирска состоялось открытие фестиваля «Новосибирская осень», в течение которого Ленинградская капелла дала три концерта, в том числе в филармонии 17.10.1976 (воскресение) пели «Девятую симфонию» Бетховена. Солисты А.Агронская, М.Грозная, Е.Попов, Г.Беззубенков. Дирижер Арнольд Кац.

19 и 20 октября 1976 г. И.Ф.Стравинский «Симфония псалмов» для смешанного хора и оркестра. С.М.Слонимский. Ораториальная сюита из оперы «Виринея». Солисты А.Агронская, Т.Барыбина, Т.Изотова, Г.Марченкова, Ю.Бумагина, Н.Громов, Г.Беззубенков.
Своё впечатление о выступлении Капеллы высказал на странице местной газеты «Вечерний Новосибирск» от 28 октября 1976 г заведующий кафедрой хорового дирижирования  Новосибирской консерватории В.Мартынов. «…Артисты Ленинградской капеллы показали две сольных программы и приняли участие в исполнении одного из шедевров мировой симфонической музыки – «Девятой симфонии» Бетховена. Её исполнение требует максимальной концентрации творческой воли дирижёра, музыкантов и вокалистов. Симфония прозвучала под управлением з.д.и. РСФСР А.Каца…. Программа сольного концерта в большом зале консерватории включала: Петровские канты и духовные концерты Бортнянского и Архангельского.  Мотет Баха и хоры Равеля, произведения советских композиторов Р.Щедрина, Ю.Фалика, Г.Свиридова….  Богатая тембровая палитра Капеллы позволяет ей раскрывать самые различные состояния – от углублённой сосредоточенности, философского размышления («Концерт для хора» Архангельского, три хора Свиридова из музыки к драме А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович») до ликующих гимнов (Петровские канты). Удивителен по красоте сольный запев партии басов в «Молитве» Г.Свиридова, филигранное  звучание хоровой миниатюры Р.Щедрина «Горный родник», эпическая широта и сила в хоре Сахновского «Ковыль». Меньшее впечатление оставило исполнение мотета Баха и хоров Равеля. Музыкальный язык этих сочинений иной, нежели в русской музыке и требует и иных средств выразительности…. Программа третьего концерта состояла из мало известных новосибирцам сочинений – «Симфонии псалмов» И.Стравинского и ораториальной сюиты из оперы «Виринея» Слонимского. Оба сочинения исполнены совместно с симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением В.Чернушенко…. Все программы включали различные ансамбли или сольные партии. Так в «Девятой симфонии» Бетховена – квартет солистов, в концерте Бортнянского – секстет. Чернушенко поручает исполнение сольных партий артистам хора. Не все сольные партии и ансамбли, звучавшие в концерте  сегодня, хороши, не все солисты смогли соединить глубокое понимание эмоциональной сферы сочинения с хорошей вокальной техникой. Тем не менее, эта работа  приносит  результаты, т.к. помогает сохранить певческую форму артистам хора и стимулирует творческие устремления».

Новосибирск. Государственный академический театр оперы и балета.

Речной вокзал Новосибирска с гостиницей, где разместился хор Капеллы.

Кроме того, состоялись концерты артистов хора Капеллы в Академгородке и в Новосибирске-1.

 

Новосибирск. Монумент «Факел революции» в память революционеров – жертв колчаковского террора. Автор В.Сибиряков. Стена – художник А.Чернобровцев.

-На обороте этой открытки было твоё письмо из Новосибирска. «…Это последнее письмо из командировки, осталось меньше двух недель. Я уже в Новосибирске, на картинке гостиница, в которой живу на 10 этаже. Сегодня была на почте и получила от вас письмо. …  Завтра утром еще и позвоню домой.  Сегодня был концерт в Академгородке, завтра в Оперном театре. У меня в Новосибирске ещё одна «Девятая симфония» и две «Виринеи». Затем в Горьком – две «Девятые симфонии» и одна «Виринея». … От концертов уже голова пухнет.  Здесь уже зима, холодно и снежно, но ничего – жить можно. Пишите в Горький, там пойду на почту».

Часть каменного пояса Кремля в Горьком.

22 октября 1976 г. Концерт Капеллы в зале  Горьковской филармонии.  Бетховен «Девятая  симфония». Солисты А.Агронская, М.Грозная, Е.Попов, Г.Беззубенков.
- Какое  впечатление оставил этот город?  Мой интерес к городу Горькому связан не только с именем писателя. Мне там быть не пришлось, но я был в эвакуации в Горьковской области. Впоследствии собирал материал о начальнике Рижского нахимовского училища К.А.Безпальчеве, который в 1944-1945 годы командовал Горьковским военно-морским подготовительным училищем. Совсем недавно в журнале «Новый мир» (2010, № 10) прочел роман В.Демидова  «Сержант Пеппер, живы твои сыновья!»   Приведённая ниже характеристика города в послевоенные годы мне  показалась правдивой.

«….Город Горький образца 1984 года представлял собой закрытую зону с секретностью класса B. На всех союзных документах он значился как Г1. Жителям города было неизвестно, есть ли в советской природе Г2 и Г3. Им и своих забот хватало. В восьмидесятых годах едва ли не все горьковчане понимали, что советские люди живут не в самой прекрасной стране, хлеба и зрелищ хватает далеко не всем. Но в Горьком прелести режима были еще нелепее. С конца сороковых город был обнесен двойным бетонным кольцом, которому жители придумали имя — “китайка”. Сначала “Великая китайка”, а потом просто. Стену выстроили немецкие военнопленные и прочие политзаключенные. Сколько их погибло на этой стройке, неизвестно, однако на Марьиной Роще за еврейским кладбищем находился до странности лысый участок, ни крестов, ни плит, и сейчас там не хоронили. Поговаривали, что под лысиной несколькими слоями и лежат те строители. Но выяснять, так ли это, — себе дороже. Рядовой житель Горького имел дарованное Конституцией право выезда за городские ворота, но лишь один раз в году — в отпускное время. Официально пропуск готовился в течение трех месяцев, но реально на это уходило до полугода. Нужно было выстаивать унизительные очереди в пять различных ведомств. Люди стояли ночами, записывались, перезаписывались,  списки  оглашались в самые разные часы, и если после выкрика фамилии человек не откликался, его безжалостно вычеркивали. — Вычаркиваем?— Вычеркиваем, — вторило эхо. В Горьком жили преимущественно недобрые люди. Уходить из очереди было чревато. Горьковчане старались подмениться друзьями или родней, но соседи по очереди нередко доносили на отсутствующих, и последних из списка изымали. На выезд за пределы города имели право только учащиеся и работающие. У пенсионеров такого права не было. Одиноким тоже ставили различного рода препоны. Мало ли что — уедет и не вернется. Назад его, пожалуй, и не вернешь, никаких рычагов воздействия. Город был поделен на два больших района — верхнюю часть и Автозавод. Границы районов были естественные, их разделяли две великие реки.  В верхней части находились такие достопримечательности, как Кремль и Свердловка  (бывшая Покровка) -  крепость и пешеходная улица. Кремль и Свердловка являлись первейшими оплотами свободомыслия зоны. Стены из древнего красного кирпича напоминали о вольной истории края, а по улице имени земляка-революционера можно было ходить вдоль-поперек и мечтать, что ты идешь по марсианским Бродвею или Рамбле. Впрочем, писатель Розанов, которого перед кучей читал Кух, писал, что в пору его учения (в третьей четверти XIX столетия) гулять по Покровке считалось для демократической части гимназистов презренным занятием; сюда “к вечеру высыпали все и искали встреч, или, скромнее, обменивались взглядами”. Еще в начале восьмидесятых по Свердловке вперевалочку шлендили грязные тупорылые троллейбусы, прозванные рогатыми, и прошлогодняя отмена этих маршрутов была явно даром небесного кита, а не кремлевского руководства. На Автозаводе было несколько иное кино. За широкой, но мелкой Окой находилась Зона внутри зоны. Зона с большой буквы “З”. Горьковский автомобильный завод, сокращенно ГАЗ, выпускал немыслимо секретную бронетехнику с ракетными установками, которую могли лицезреть лишь непосредственные сборщики ее. Прямо в чреве ГАЗа была проложена подземная рельсовая дорога, по которой бронетехника покидала завод, однако никто не знал, где дорога начинается и где за границей города выходит на поверхность. Кроме опять же машинистов и экспедиторов. И конечно, вездесущей охраны. Верхняя часть Горького являлась престижным местом, если, конечно, можно говорить о престиже в подобных обстоятельствах. А Автозавод — его кроме как гетто никто и не называл. Верхнюю часть и Автозавод соединяли три моста — Старый, выстроенный на Стрелке, месте слияния великих рек, Молитовский, еще совсем недавно именуемый Новым, и Мызинский, подходящий к воротам ГАЗа, действительно новый. По мостам ходили автобусы, троллейбусы и трамваи. Пассажиры, направляющиеся из Автозавода в верхнюю часть, преодолевали мосты без остановок, а те, кто ехал в автозаводском направлении, проходили контрольную проверку на специальных мостовых пунктах. Транспорт делал вынужденную остановку, внутрь салона входили эмвэдэшники в синей форме и проверяли у пассажиров пропуска. Пропуск представлял собой заламинированный прямоугольник с фотографией 4 на 5. У автозаводчан на прямоугольниках были черные рамки, у жителей верхней части — белые. Терять пропуска не рекомендовалось. Да это было и не в интересах жителей — за утрату слюдяного клочка бумаги штрафовали. Штраф был соизмерим с полугодовой зарплатой. Потерял — а на что дальше жить? За вторичную утрату пропуска назначалось расследование. Нет, пропуск лучше было вшить под кожу и не терять. По зоне перемещались слухи, что одного злостного теряльщика пропусков посадили на пять лет. Но в газетах об этом не писали. И в новостях по единственному центральному каналу с одним 10-минутным местным включением не говорилось. С 1974 года в Горьком действовал комендантский час. Автозаводские улицы вымирали в 22.00, в верхней части порядки были чуть более  вегетарианские — время комы наступало в 22.30. Тем, кто возвращался со второй смены, давали временный аусвайс с гербовой печатью и водяными знаками. По слухам, подобный документ можно было купить на черном рынке, но даже страшно было подумать, что сделают с тем, кого поймают с фальшивкой…»

—Нет, никакого ущемления нашей свободы мы не ощущали. Мы находились в городе с 19 по 27 октября и выступали не только в филармонии, но и на заводах и в воинских частях. Всюду нас возили на автобусах и пропускная система, если она существовала, нас не тормозила.

Симфонический оркестр на сцене Капеллы. На переднем плане затылки зрителей, находящихся на балконе зала.

10 декабря 1976 г (пятница). В зале Капеллы Бетховен «Девятая симфония». Дирижер Арнольд Кац. Солисты А.Агронская, Е.Гороховская, Г.Селезнев.

Декабрь 1976 г. В зале Капеллы прошли торжества, посвященные 225-летию со дня рождения Дмитрия Бортнянского. Хор Капеллы исполнил духовные концерты композитора.

27 декабря 1976 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: Танеев «Иоанн Дамаскин» и С.Слонимский «Виринея».  Сол исты А.Агронская, Т.Изотова, Т.Барыбина, Г.Марченкова, Ю.Бумагина, Б.Марешкин, Г.Беззубенков. Дирижер В.Чернушенко.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 8351


Добавить комментарий