Солистка хора Капеллы (18)

Часть 7.11. 1979 г.

4  января 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы исполнили произведения Моцарта и ленинградского композитора Барыбина. Солист – лауреат международного конкурса Игорь Иголинский. Дирижер В.Чернушенко.

26 января 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Бетховен. «Месса до мажор» и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии имени Д.Д.Шостаковича и хор Капеллы. Солистка – лауреат всесоюзного и международного конкурсов Екатерина Мурина. Дирижер Алексей Степанов.

19 и 20 февраля 1979 г. Концерт в Большом зале Филармонии к 175-летию со дня рождения великого русского композитора М.И.Глинки. В программе: Увертюры к операм «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», Вальс-фантазия, «Камаринская», Арагонская хота», Увертюра  на темы двух русских народных песен, песня Ильиничны из музыки к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский», романсы. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор академической Капеллы. Солисты: Тамара Синявская и народный артист СССР Артур Эйзен (бас). Дирижер – народный артист Казахской ССР и Татарской АССР Фуат Мансуров.

27 февраля 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе:

1 отделение: Рахманинов – «Весна» для баритона, хора и оркестра. Стихи Н.Некрасова.

2 отделение: Свиридов – «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра. Слова Сергея Есенина. 1. Край ты мой заброшенный. 2. Поет зима. 3. В том краю. 4. Молотьба. 5. и 6. Ночь под Ивана Купала. 7. 1919. 8. Крестьянские ребята. 9. Я последний поэт деревни. 10. Небо – как колокол.  Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии имени Д.Д.Шостаковича и хор академической Капеллы. Солисты – Николай Громов (тенор) и Владимир Романчук (баритон). Дирижер Валерий Борисов.

1 марта 1979 г. «Реквием» Верди в Большом зале ленинградской Филармонии. Исполнители: Заслуженный коллектив Грузинской ССР симфонический оркестр Грузии  и  Государственный академический хор Капеллы имени М.И.Глинки. Солисты – народная артистка СССР Медея Амиранашвили (сопрано), заслуженная артистка Грузинской ССР Тамара Гургенидзе (меццо-сопрано), народный артист Грузинской ССР Зураб Соткилава (тенор), Ираклий Шушания (бас).

6 марта 1979 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: «Реквием» Моцарта и концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы,  солисты Капеллы и Анатолий Угорский (фортепиано). Дирижер – Аркадий Штейнлухт.

9 марта 1979 г. В зале Капеллы авторский концерт композитора Альфреда Шнитке. Исполнители: Камерный оркестр музыкального училища Консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (руководитель и дирижер Владимир Маркин) и хор Капеллы. В программе: «Кончерто гроссо» для двух скрипок,  клавесина — рояля и струнного оркестра. «Реквием» из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, хора и инструментов.

18-24 марта 1979 года хор Капеллы гастролировал в Белоруссии. Кроме Минска (18 марта) концерты состоялись в Молодечно (19 марта), Витебске (24-27 марта), Новополоцке (25.03) и Полоцке (26.03).

-Какие экскурсии были организованы в гастролях по Белоруссии?

—Капелла не первый раз в Минске. Здесь есть уникальные места, чтобы удивить даже ленинградцев, перенесших блокаду. Это, прежде всего, Хатынь. 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил деревню. Все жители – старые и малые – были согнаны в сарай и заживо сожжены. Мемориальный комплекс выражает гнев и боль белорусского народа, как напоминание потомкам о жертвах войны. В свое первое посещение этого мемориала гидом выступил старик, который позировал создателям бронзовой скульптуры человека, который держит тело своего замученного сына, вынесенного им из огня.

Скульптура «Непокоренный», 1969. Скульптор С.И. Селиханов.

Справа от скульптуры изображение сарая на том месте, где были сожжены жители деревни. Хатынь 20 марта 1979 года. Кроме Хатыни впечатляют и другие памятники прошедшей войны: Курган Славы в память о подвигах воинов и партизан при освобождении Белоруссии, Музей истории Великой Отечественной войны и др.

12 и 13 апреля 1979 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. В программе: Сюита из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Концерт для скрипки с оркестром Глазунова.  «Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра Рахманинова. Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солисты: Евгения Целовальник, Алексей Масленников, Сергей Яковенко, лауреат международных конкурсов Марк Комиссаров. Дирижер – дипломант III Всесоюзного конкурса дирижеров Эдвард Чивжель.

15 апреля 1979 г. В зале Капеллы лекция — концерт для школьников из произведений

П.И.Чайковского. Лектор – музыковед Т.Г.Розова. Исполнители: Александра Агронская,  Кира Герасимова, Евгений Попов,  Геннадий Беззубенков, Владимир Романчук и  Людмила Богомолова (аккомпаниатор).

20 апреля 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии, хор и солисты Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

-С 1974 года, когда хор возглавил Чернушенко, стали чаще появляться на афишах фамилии своих солистов из хора. Чем это объяснить?

—Прежде всего, тем, что Владислав Александрович не только хоровой, но и симфонический дирижер. Ранее, при исполнении хором крупных произведений с оркестром приглашался симфонический дирижер, который  по своему усмотрению и рекомендовал солистов со стороны. В Капелле сохранялась традиция готовить и своих солистов, которые всегда могли заменить приглашенных, особенно при командировках в удалённые уголки нашей большой страны.  Как видно из представленной хроники, в эти годы сформировался устойчивый квартет  солистов, в который входили кроме меня Жанна Полевцова (меццо -  сопрано), Евгений Попов (тенор) и Геннадий Беззубенков (бас).

27 апреля 1979 г. Концерт в зале Капеллы. «Девятая симфония» Бетховена, ре минор, сочинение 125. Дирижер В.Чернушенко. Солисты А.Агронская, Ж.Полевцова, Е.Попов, Г.Беззубенков. Лектор -  музыковед  А.П.Утешев отметил, что это произведение является завещанием будущим поколениям жить идеалами свободы и всемирного братства. В финале хор поёт текст оды Шиллера «К радости»:

«Радость мира украшенье,
Дочь родная небесам!
Мы вступаем в упоеньи,
О, чудесная, в твой храм».

4 мая 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Русская и советская музыка.

1 отделение: Глинка – Ноктюрн «Разлука»; Вариации на тему русской песни «Среди долины ровныя». Чайковский – «Песня жаворонка». Прокофьев – Семь мимолетностей. Шостакович – Соната № 2 (1 часть). Солист Олег Малов (фортепиано).

2 отделение: Березовский – Концерт для хора. Бортнянский – Херувимская № 7. Архангельский – Концерт для хора.  Рахманинов – Киевский роспев;  Тебе поем. Чесноков -  Концерт для хора. Дирижер В.Чернушенко.

10 мая 1979 г. Органный концерт в зале Капеллы. И.С.Бах – Хоральная месса. Исполнители: хор Капеллы и Ольга Минкина (орган).

4 и 5 июня  концерт в Большом зале Филармонии, а 7 июня – в зале Капеллы впервые в Ленинграде прозвучала «Stabat Mater»  Дворжака для солистов, хора и оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солисты – Татьяна Новикова, Жанна Полевцова,  Константин Плужников  и Георгий Селезнев. Дирижер В.Чернушенко.

-Знаю, что ты неоднократно впоследствии пела сольную партию этого произведения. На каком языке пели и о чём?

—Это известное древнее латинское песнопение, которое  переводится с латыни как «Мать скорбящая стояла» и  исполняется на языке оригинала. Первая часть произведения повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая -  говорит о мольбе грешника даровать ему рай после смерти. В Ленинграде «Stabat Mater»   исполняется впервые, а  за длительную историю хора оно исполнялось в зале Певческой капеллы неоднократно, начиная с 14 января 1851 года, когда  присутствовали  члены царской семьи.

25 июня 1979 г. Концерт в зале Капеллы. А.Леман – «Голоса времён», музыкально-литературное действо для солистов, чтецов, хора и камерного оркестра. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки, хор и солисты Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

28 июня 1979 г. В зале Капеллы  в рамках фестиваля искусств «Белые ночи» симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Реквием» Верди. Солисты: Галина Ковалёва, Людмила Филатова, Константин Плужников и Георгий Селезнев. Дирижер – лауреат всесоюзного конкурса дирижеров Валентин Васильевич Кожин.

-В рекламе этого концерта Кожин представлен как главный дирижер Малого театра оперы и балета. Одно время он работал в Капелле?

—Знаю, что после окончания Хорового училища при ленинградской  академической Капелле, он поступил и окончил дирижерско-хоровое отделение ленинградской Консерватории. Еще на четвёртом курсе консерватории он становится хормейстером Капеллы, где работает с хором в течение четырех лет. В 1972 году становится хормейстером Малого театра оперы и балета, затем учится и работает за границей. И в ноябре 1977 г возвращается в театр в качестве главного дирижера.

Арвид Янсонс.

1 июля 1979 г. «Реквием» Верди в Большом зале Филармонии. Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солисты: Галина Ковалёва, Евгения Гороховская, Константин Плужников и Георгий Селезнев. Дирижер Арвид  Янсонс.
-Тебе очень нравилась манера дирижирования Арвида Янсонса.

—Да, и не только произведениями, которые пел хор Капеллы. Его краткую биографию можно узнать из интернета. На его выступлениях в Ленинградской филармонии всегда был аншлаг.

Народный артист СССР (1976), лауреат Сталинской премии (1951), отец Мариса Янсонса. Лишь в начале пятидесятых годов Янсонс приехал в Ленинград. А до тех пор его творческая жизнь была связана с Латвией. Он родился в Лиепае и здесь же начал свое музыкальное образование, обучаясь игре на скрипке. Его и тогда привлекало дирижирование, однако в маленьком городке не было нужных специалистов, и молодой музыкант самостоятельно изучал технику управления оркестром, инструментовку, теорию. К тому времени он смог на практике знакомиться с мастерством гастролирующих дирижеров, играя в оркестре оперного театра под управлением Л. Блеха, Э. Клейбера, Г. Абендрота. А в сезоне 1939—1940 годов молодой музыкант и сам впервые встал за пульт. Однако систематическая дирижерская работа началась лишь в 1944 году, после того как Янсонс совершенствовался в игре на  скрипке в Рижской консерватории.

В 1946 году Янсонс завоевал вторую премию на Всесоюзном смотре дирижеров и начал широкую концертную деятельность. Именно симфоническое дирижирование оказалось его настоящим призванием. В 1952 году он стал дирижером Ленинградской филармонии, а с 1962 года возглавляет ее второй оркестр. Артист постоянно выступает и с заслуженным коллективом республики, а также с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами. Он часто представляет наше искусство за рубежом; особенно полюбили Янсонса слушатели Японии, где он выступал неоднократно.

4 июля 1979 г в Большом зале Филармонии и 5 июля в зале Капеллы «Реквием» Моцарта. Исполнители: Заслуженный коллектив Казахской ССР Государственный симфонический оркестр Казахстана и Государственный академический хор Капеллы. Солисты: Александра Агронская, Жанна Полевцова, Евгений Попов и Геннадий Беззубенков. Дирижер – заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола Тимур Мынбаев.

После открытия театрального сезона 1979/1980 года очередные гастроли хора Ленинградской капеллы начались в Архангельске.

Из буклета. Задолго до рождения Архангельска на мысе Пур-Наволок существовал  Михайло — Архангельский мужской монастырь, основанный новгородцами. В 1583 году царь Иван Грозный повелел своим воеводам Нащекину да Залешанину-Волохову отправится на Двину… «и город делати…наспех». И вырос  «одним годом» вокруг монастыря деревянный город, который изумлял иностранцев отличным качеством рубки стен и башен. Город вначале назвали Новыми Холмогорами. Отсюда, от мыса

Пур-Наволока начинается дельта Северной Двины: дальше она разбивается на рукава и протоки. До Белого моря 40 км. Город-крепость затер вход в реку, первыми поселенцами его стали стрельцы. Архангельск – первый морской торговый порт, первые ворота России в страны Западной Европы… А ровно через сто лет после основания города главной его приметой стал грандиозный  Гостиный двор, который знали все купцы России и Европы…

Архангельск. Памятник Петру I. Открыт в 1914 г. Скульптор М.М.Антокольский.

Молодой царь Петр I плыл в Архангельский Город (так он стал называться с 1613 г), чтобы увидеть своими глазами море. Оно поразило его своим простором и раздольем. Увидел обилие иностранных судов у причалов. Понял, что вся торговля зависит от иностранцев – у России нет своего флота. В первый же свой приезд, в 1693 году, Петр основал Соломбальскую корабельную верфь… Первый корабль, построенный здесь, был спущен на воду в 1694 году. Подпоры у него подрубал сам Петр. Чтобы уберечь город от  нападения неприятеля с моря, Петр приказал построить Новодвинскую крепость.

Оригинальная бронзовая скульптура Петра 1 выполнена в натуральный рост (2 метра 4 сантиметра) выдающимся русским скульптором Антокольским М.М. в 1872 году. Пётр 1 изображён в мундире офицера преображенского полка, на голове — форменная треуголка. Его вид олицетворяет по замыслу автора возвышение и могущество России. Правой рукой Петр  опирается  на трость, в левой — сжимает подзорную трубу.

Архангельск. Областной драматический театр. 1975.

Архангельский  же  памятник изготовлен по прототипу оригинального и сооружён по инициативе губернатора Ивана Васильевича Сосновского. Скульптура была отлита по модели М. М. Антокольского племянником покойного скульптора в Париже в 1909 году. Постамент из серого гранита изготовили монахи Соловецкого монастыря в каменоломнях Кондострова в Онежской губе Белого моря. Архитектор постамента младший гражданский инженер Архангельска Сергей А. Пец. В Архангельске работы по установке памятника шли с 1911 по 1913 год. На гранях пятиметрового постамента из серого гранита высечены четыре даты — 1693,  1694, 1702 и 1911. Три первые означают годы посещения Петром 1 Архангельска, последняя — год принятия решения о установлении памятника на месте нынешних Братских могил — Обелиска «Жертвам интервенции 1918 — 1920 г.г.» ( в створе нынешней улицы Карла-Либкнехта и Набережной Северной Двины). Но открыт он был позднее 27 июня 1914 года.  Памятник Петру Первому сооружён в Архангельске в честь его заслуг в развитии и возвеличивании города. В 1693 году по приказу Петра была основана Соломбальская военного ведомства кораблестроительная верфь и положено начало созданию государственного торгового и военно-морского флотов. Летом 1694 года Пётр Первый учредил в Архангельске монопольную государственную торговлю («царские торги») наиболее важными экспортными товарами, просуществовавшую до 1719 года. Для защиты Архангельского порта он приказал построить «в пятнадцати вёрстах ниже Соломбалы» каменную Новодвинскую крепость (её строительство было закончено в 1705 году). В 1702 году Пётр 1 сделал Архангельск административным центром края (вместо Холмогор), а в 1708 году — губернским городом.

Архангельск. Объединенный морской и речной вокзал. 1979.

С высоты Пур-мыса, где ныне расположено здание областного театра драмы,далеко просматриваются двинские просторы, внизу – Воскресенский ковш, Красная пристань. Многие века уходили отсюда на Север, в арктические моря отважные поморы на промысел морского зверя, лов рыбы… Город по праву называют воротами в Арктику. Архангельск снаряжал и провожал в далекий путь экспедиции В.А.Русанова, А.М.Сибирякова. Г.Я.Седова. В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия.

План города Архангельска, протянувшегося вдоль Северной Двины. Упоминаемые в тексте Малые Карелы и Новодвинск находятся на разных берегах реки справа в нижней части карты.

Почти на 40 км протянулся Архангельск по обоим берегам Северной Двины, расположился на островах её дельты.

7 октября 1979 года состоялся сольный концерт  хора Ленинградской  капеллы в зале Архангельского музыкального училища. В программе: произведения русских и советских композиторов, народные песни.

Об этом сообщает заметка преподавателя музыкального училища В.Максимкова  «Встреча, которую ждали» в местной  газете «Правда Севера» 7 октября 1979 г.  Для участия в Фестивале  музыки ленинградских композиторов «в Архангельск приезжает Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Наши любители музыки и хорового пения давно ждут этот коллектив – старейший профессиональный хор страны. Будучи единственной в России профессиональной творческой организацией,  капелла стала зачинателем многих важных явлений в русской музыкальной культуре. Так, в 1736 г с её участием состоялись первые в нашей стране  оперные спектакли. А с 1802 г капелла уже регулярно выступала в концертах Петербургского филармонического общества, где впервые в России исполнила «Времена года» Гайдна, «Реквием» Моцарта, «Торжественную мессу» Бетховена…  Слушатели Архангельска познакомятся с  творчеством капеллы в авторских концертах композиторов А.Петрова, С.Слонимского,  В.Чистякова».

8  октября 1979 г состоялся концерт хора капеллы в городе Северодвинске.

- Северодвинск – город  не только судостроителей, но и моряков, и у тебя там были встречи с друзьями из Североморска.

—В этом городе я бывала неоднократно, когда пела в Ансамбле Северного флота в Североморске. В этот новый приезд меня на вокзале встречали Ильины, у которых я прожила несколько дней. Утром глава семьи Альберт меня отвозил на машине на работу в Архангельск, вечером снова встречал и увозил к себе домой. В выходной день вместе ездили на берег Белого моря и в красивые места Заполярья. Вся семья Ильиных и его знакомые были на концертах Капеллы в одном из домов культуры Северодвинска и в Архангельске.  Побывали в местном  краеведческом  музее,  основанном  в 1970 году.

Ракетоносец «Юрий Долгорукий» с ракетным комплексом «Булава» (8000 км). Фото из Российской газеты (неделя) 17 января 2013 г."

Краткая историческая справка

Северодвинск. расположен в 35 км к западу от Архангельска на берегу Белого моря в месте впадения .в него одного из рукавов Северной Двины. Основан  в 1936 по постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Совет Труда и Обороны СССР  о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Осенью 1936 года пароход «Иван Каляев» привез первых строителей завода. Основанный поселок был назван Судостроем. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск», с 1957 года стал Северодвинском.  Широко использовался  труд тысяч заключенных, содержащихся на острове в Ягринском исправительно-трудовом лагере. Здесь с 1940 г находится Беломорская военно-морская база.  В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу. Современный Северодвинск с населением более 250 тыс. человек  является крупным центром военного кораблестроения.   За 30 лет на заводе «Севмаш» было построено и передано ВМФ в эксплуатацию около 130 атомных подводных лодок.

Своеобразным символом Северодвинска стала Въездная стела (1972 год, скульптор и архитектор  Н. С. Яковлев), которая располагается на третьем километре Архангельского шоссе при подъезде к Северодвинску.  Благоустроена  набережная на острове Ягры -  место массовых гуляний жителей города

Близ Северодвинска, в древнем селе Нёнокса— деревянный храмовый ансамбль XVII века, в который входят Троицкая церковь (1724), единственный в России деревянный пятишатровый храм, Никольская церковь (1763) и колокольня (1834).

 

Архангельск. Драматический театр имени М.В.Ломоносова.

Архангельск. Дворец культуры строителей.

9 октября 1979 г газета «Правда Севера» в рубрике «Фестиваль музыки Ленинградских композиторов» сообщила, что 9 октября в помещении Драматического театра имени М.В.Ломоносова Архангельска состоится авторский концерт народного артиста РСФСР, лауреата государственных премий СССР А.Петрова, заслуженного деятеля искусств ЛССР, лауреата государственных премий ЛССР Р.Гриндблата, лауреата премии Ленинского комсомола В.Успенского. Участвуют хор Ленинградской капеллы и симфонический оркестр Ярославской филармонии.

10 октября эта же газета сообщила, что 10 октября в помещении Дома культуры строителей состоится заключительный концерт композиторов и исполнителей из Ленинграда. Участвуют: С.Слонимский, Ю.Фалик, Ю.Корнаков, В.Успенский, С.Пожлаков, А.Морозов, Ленинградская капелла и симфонический оркестр Ярославской филармонии, солисты ленинградских театров и  Ленконцерта.

11 октября коллектив  Ленинградской капеллы посетил с экскурсией   поселок Малые Корелы.

-С чем связан выбор для экскурсии поселка Малые Корелы и что там пели?

—Если не ошибаюсь, там не пели – не было подходящего помещения, а осень уже вступила в свои права с низкими температурами.   Думаю, что выбор связан, прежде всего, с близостью  этой деревеньки. Краткую характеристику этого живописного местечка можно прочесть ниже из буклета, купленного в Архангельске.

Малые Корелы. Зимний пейзаж. 1979.

Малые Корелы. Зимний пейзаж. 1979.

Малые Корелы. Лыжный туризм открыт.

Малые Корелы. Вознесенская церковь (XVII в.) из деревни Кушерека..

Архангельск. Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат имени В.И.Ленина. 1984.

Из буклета. Малые Корелы – небольшая деревня в 24 км от Архангельска. Это самое живописное место в ближних окрестностях большого города. Обрывистый  правый берег Северной Двины,  в которую впадает речка Корелка, заливные луга, холмы и долины, леса и перелески. В этом месте создаётся один из музеев под открытым небом, куда свозятся  из округи  и воссоздаются местные достопримечательности, которые иначе трудно сохранить. Здесь же построена и функционирует туристическая база.

11 октября Архангельская газета «Правда Севера» напечатала большое интервью с композитором Станиславом Пожлаковым. Ниже статьи помещены фотографии хора капеллы, которым дирижирует Владислав Чернушенко, и поясняющий текст: Позавчера в обеденный перерыв гостями Лесопильного комбината имени В.И.Ленина были артисты Ленинградской капеллы. С большим вниманием северяне слушали произведения русских и советских композиторов в исполнении прославленного коллектива.

12 октября газета «Правда Севера» в «Дневнике искусств» продолжает писать о незабываемых встречах в нынешнем фестивале. Заслуженный работник культуры РСФСР Л.Мартиросова пишет: «В дни фестиваля состоялись интересные творческие  встречи с композиторами (к ранее упомянутым композиторам добавлены Г.Банщиков и Г.Портнов). Особенно хочется сказать о встречах с Сергеем Слонимским, творчество которого интересно, самобытно и, главное, глубоко народно. Его сочинения, его пианистическая манера. Его музыковедческие выступления далеки от академизма, от привычных штампов. Блестящий дар импровизатора… С.Слонимский – автор оперы «Виринея», балета «Икар», вокально-симфонического  цикла «Песни вольницы» на слова русских народных песен…».

-Ты многократно встречалась  с этим современным композитором и можешь что-то добавить к заслугам Слонимского?

— Совсем недавно прочла интересные воспоминания Слонимского под  оригинальным названием «Бурлески, Элегии, Дифирамбы в презренной прозе», вышедшие в издательстве «Композитор»  (СПб. 2000). Его заслуги в музыкальном мире безусловны и отражены в предисловии к этой книге. Вот несколько выдержек из предисловия, написанного А.И.Климовицким. «Сергей Слонимский – один из крупнейших наших композиторов, чье творчество давно осознано как неотъемлемая  и существенная часть  современной художественной культуры. Он автор более ста пятидесяти произведений, отмеченных счастливой судьбой. Их премьеры становились значительным событием музыкальной жизни страны. Пять его опер – «Виринея» (1967), «Мастер и Маргарита» (1972), «Мария Стюарт» (1980), «Гамлет»(1990). «Видения Иоанна Грозного» (1995), при всей их отрадной несхожести, вместе являют музыкальный театр Слонимского. К ним принадлежит и  балет «Икар» как монолитный художественный мир… Велик вклад Слонимского и в современное симфоническое творчество. Каждую из десяти его симфоний отличает одной ей присущий внутренний сюжет…»

 

Архангельск. Вид на город с Северной Двины. 1975.

Архангельск. Набережная Северной Двины с пляжем. 1975.

Архангельская область. Сольвычегодск. Введенский собор. (1693 г.)

Архангельская область. Каргополь. Собор Рождества Христова. (1562).

Архангельская область. Село Ратонаволок. 1975.

Далее автор газетной статьи  в  «Правде Севера» останавливается на творчестве А.Петрова и продолжает: «На концерте были исполнены вокально-симфонические фрески «Петр I» — своеобразные эскизы к одноименной опере. (Из словаря. Фрески, живопись, основанная на применении водяных красок). В исполнении (этого произведения) приняли участие  хор Ленинградской капеллы и Ярославский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер В.Барсов), солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова  Л.Романчак. Сочинение захватило слушателей силой эмоционального воздействия, поразило своей монументальностью. Это и воистину фрески, созданные рукой большого мастера. Времена суровые и героические прошли перед нами: мучительные  сомнения и ликование народа слышали мы в картинах прошлого, величественная фигура  Петра во весь рост встает перед слушателями. Из знаменитых роспевов рождается первый хор «староверского племени»: «Как на нас господь разгневался», в котором чувствуем мы страх народа перед переменами, если Петр царем станет… Зримо встают вторая и третья фрески – «Снятие колоколов» и «Битва со шведами», блестяще исполненные хором капеллы и Л.Романчаком…»

Эта картинка очень напоминает место съемок кинофильма режиссера  Валерия Чикова «Не валяй дурака», в котором снимался известный актер Михаил Евдокимов.  Ниже краткое содержание этого фильма.

Американской разведке удается узнать, что в Архангельской глубинке обнаружено месторождение алмазов. В погоне за выгодным контрактом, изобретательные американцы посылают в воды Северной Двины субмарину с диверсантами и… 200-литровыми бочками спирта на борту…
Пошел однажды мужик брёвна из реки тягать — на зиму топливо запасать и выудил одну такую бочку. Загуляла вся деревня… Такой неожиданный праздник устроили сельчанам американские подводники. И встретились за одним столом два великих народа, чтобы узнать друг друга получше…

13-20 октября 1979 года  — Ленинградская капелла находилась на гастролях в Ярославле.  (Газета «Северный рабочий» 16 и 18 октября 1979 г)

Ярославль – один из самых древних волжских городов. Город был основан в начале XI  века князем Ярославом Мудрым. Для нового города, названного его именем, князь выбрал место на правом высоком берегу Волги у впадения в неё реки Которосли. От вражеских набегов город защищали крутые берега рек, склоны оврага и деревянная крепость – Рубленый город. В 1212 году Ярославль стал столицей княжества. Столетием раньше недалеко от городских укреплений был основан Спасский монастырь, за стенами которого в 1612 году разместился штаб народного ополчения во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

Ярославль. В центре города расположена церковь Ильи Пророка – памятник русского зодчества XVII века.

Ярославль. Рядом со строгими крепостными строениями Спасского монастыря в конце XVII столетия поднялся щедро украшенный изразцами храм – церковь Богоявления.

В городе сохранилось немало памятников архитектуры XVII века – времени  наивысшего расцвета Ярославля.

16 октября 1979 года открытие 35 симфонического сезона в городе Ярославле. В программе концерта, состоявшегося  в  концертном зале города, музыка композиторов Ленинграда:

Арапов. Концерт для оркестра.
Окунев. Концерт для фортепиано с оркестром.
Слонимский. Ораториальная сюита из музыки к опере «Виринея».

Исполнители: Ярославский симфонический оркестр. Художественный руководитель и главный дирижер з.д.и. РСФСР  Виктор Барсов. Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Художественный руководитель з.д.и. РСФСР Владислав Чернушенко.

-В эту поездку хора в Ярославль вас сопровождал известный ленинградский композитор Сергей Слонимский. С чем это связано?

—Здесь исполнялась «Виринея»,  и её автор, видимо, хотел лично посмотреть на реакцию местной публики. Вообще говоря, это не единичный случай. В таких поездках композиторы  имели возможность не только быть слушателями, но участвовать в самостоятельных встречах с общественностью и давать концерты.

Н.А.Некрасов. Портрет работы И.Н.Крамского. 1877.

Сергей Михайлович вместе с нами побывал на экскурсии в Карабихе. Небольшая группа хора утром выехала на городском автобусе в бывшее имение Николая Алексеевича Некрасова. Хотя музей в этот день был закрыт на ремонт, но для приехавших артистов из Ленинграда все двери открыли и провели подробную экскурсию по всем помещениям. Когда вышли из господского дома на бескрайные просторы имения, композитор пожелал, чтобы я спела на свежем воздухе что-нибудь из партии  Виринеи. Мне пришлось его огорчить и отказаться от этой затеи. Была середина октября, воздух тут чист, но прохладен для подобного эксперимента. К тому же, мне вечером предстояло петь сольную партию Виринеи  на концерте в Ярославле. И рисковать  голосовыми  связками  у  меня  не было  права.  Слонимский  был  доволен  увиденным,  не обиделся, продолжая шутить,   наслаждаясь  природой. Фотографии и дополнительные сведения о Карабихе взяты из буклета «По некрасовским местам Ярославской области», изданном в 1977 году.

Некрасов любил природу этих мест, здесь ему хорошо работалось – писал  стихи. Усадьбу Карабиха, расположенную в 15 верстах от Ярославля, он купил у Голицыных в 1861 году. Господский дом и другие усадебные постройки размещены на холме, с которого на многие километры открываются широкие дали. Некрасов был не только прекрасным поэтом, но и заядлым охотником, особенно на зайцев, которые водились здесь в изобилии.

Карабиха. Большой господский дом, в котором многие годы (с 1967 по 1917) жил и фактически был хозяином усадьбы младший брат поэта Федор Алексеевич. В этом центральном здании усадьбы размещен литературный отдел музея Некрасова. Здесь многочисленные документы, книги, портреты – вся экспозиция о жизни и творчестве поэта.

Карабиха. Флигель дома, в котором фактически жил и работал Некрасов. Здесь находились его обширная библиотека и рабочий кабинет. Здесь продолжение экспозиции музея, где сохраняется обстановка, созданная при жизни хозяина флигеля.

Карабиха. Гостиная с камином во флигеле. Справа и слева от камина видны турецкие диваны и чучела птиц – охотничьи трофеи поэта.

Карабиха. Флигель. Рабочий кабинет поэта.

Березовая роща, прикрывающая въезд в село Аба кумцево.

Кроме Карабихи Некрасову  принадлежали еще несколько деревень вокруг Ярославля, в частности, села Грешнево и Абакумцево.

18 октября 1979 г — второй концерт Симфонического оркестра и хора Капеллы в концертном зале Ярославля.

В программе: Музыка ленинградских композиторов.
Чистяков. Песнь народной любви.
Гринблат. Концерт для фортепиано с оркестром. Солист Ленконцерта   Виталий Угарский (фортепиано).
Успенский. Музыка для струнных, ударных, фортепиано, голоса и арфы. Солисты: Нина Зазнобина (сопрано), солистка Ленинградского малого театра оперы и балета, з.а. РСФСР  Владимир Огновенко (бас), солист Свердловского театра оперы и балета.
Петров. Вокально-симфоническая фреска «Петр Первый».

-Осталось ли время на экскурсии?

Углич. Судно в шлюзе.

— В музее – заповеднике  Ярославля познакомились с новой экспозицией, посвященной «Слову…», которая разместилась в северо-западном приделе Спаса-Преображенского собора – там, где раньше была монастырская ризница и книгохранительница.  В последней  в  XVI – XVII  веках хранился «Спаса – Ярославский хронограф», где почти 200 лет назад большой любитель и собиратель российских древностей граф Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве». Были не только экскурсии, как на упомянутом заводе, но и пели в некоторых известных местах вокруг Ярославля, в частности, в Карабихе на площадке около музея-усадьбы Н.А.Некрасова, в Угличе (15 октября), в Рыбинске (17 октября),  Ростове Великом (20 октября).

 

Углич. Вид на Кремль. Слева Церковь Димитрия «на крови». Снимок 1982 г.

Директор музея Углича В.Ерохин  15 октября рассказал историю создания музея и перспективу его развития. Угличский музей древностей (так он назывался первоначально) открыт в 1892 году  в отреставрированном дворце удельных князей…. В начале  1930-х музею был передан историко-архитектурный памятник XVII  века  церковь царевича Дмитрия «на крови». В 1948 году музею отошло здание Спасо-Преображенского собора. В 1970 году состоялось открытие картинной галереи. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около 24 тысяч единиц хранения. В фонде хранятся собрания произведений древнерусской живописи, провинциальные портреты   XVIII-XIX веков, тканей, керамики, изделия из дерева и металла.  Нам также передано здание бывшего Богоявленского собора. В настоящее время  музей  находится  в  стадии  реконструкции. (Угличская  газета «Авангард, 15.10.1979)

30 октября 1979 г. «Девятая симфония» Бетховена в зале Капеллы.

I.Allegro ma non troppo, un poco maestoso.
II. Molto vivace.
III. Adagio molto e cantabile.
IV. Finale. Presto. Allegro ma non troppo. Vivace. Adagio cantabile. Allegro. Allegro assai.

Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии, хор  академической Капеллы имени М.И.Глинки. Солисты: Александра Агронская (сопрано); Жанна Полевцова (меццо-сопрано); Евгений Попов (тенор); Геннадий Беззубенков (бас). Дирижер – народный артист Литовской ССР, лауреат Государственной премии Литовской ССР  Юозас Домаркас.

18 ноября 1979 г. «Реквием» Моцарта в зале Саратовской филармонии. Исполнители: Симфонический оркестр Саратовской филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. Солисты: Александра Агронская (сопрано), Жанна Полевцова (меццо-сопрано),  Евгений Попов (тенор) и Геннадий Беззубенков (бас). Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер оркестра Леонид Корчмар.

23 ноября 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен – Месса до мажор и Фантазия для фортепиано с оркестром. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солисты капеллы и В.Хохлов (фортепиано).

29 ноября 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы – «Реквием» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии, хор и солисты Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

14 декабря 1979 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. «Стабат матер» Дворжака. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии, хор и солисты Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

25 и 26 декабря 1979 г. В зале Капеллы концерты старинной и современной хоровой музыки. Дирижер В.Чернушенко.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 4890


Добавить комментарий