Солистка хора Капеллы (24)

Часть 7.17.  1985 г.

16 января 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы исполнили произведения Генделя. Дирижер В.Чернушенко.

К трёхсотлетию со дня рождения композитора. (Театральный Ленинград. 1985). Георг Фридрих Гендель – выдающийся музыкант, автор многочисленных сочинений, в основном, опер и ораторий, родился 23 февраля 1685 г в немецком городе Галле. Гендель сделался английским национальным композитором после того, как в 1710 г был приглашен в Лондон и проработал в Англии почти полвека…. В своих ораториях на материале библейских сюжетов, своеобразно преломлённых в английской поэзии, в частности, Мильтоном, композитор создал полные эпического величия и драматической силы картины народного быта. Оратории Генделя, проникнутые духом патриотизма, что определило общедоступность его музыки как в отношении его сюжетов, хорошо знакомых широким кругам его слушателей, так и в отношении стиля. Среди обширного творческого наследия композитора выделяется созданный им особый жанр инструментальной музыки, предназначенной для исполнения на открытом воздухе, оркестрово-ансамблевые «Кончерто Гроссо», органные концерты, написанные в празднично блестящем стиле…»

4 февраля 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Месса си минор Баха. Исполнители: Камерный оркестр  Театра оперы и балета имени С.М.Кирова и  хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

6 февраля 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы исполнили Большую мессу Моцарта. Дирижер – народный артист Литовской ССР Йонас Алекса.

11 февраля 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Академический хор Капеллы исполнил Сочинение № 37 Рахманинова «Всенощное бдение». Дирижер В.Чернушенко.

21 и 22 февраля 1985 г в Большом зале Филармонии состоялись концерты, посвященные юбилею Генделя. Академический симфонический оркестр Филармонии, хор Капеллы и солисты оперных театров Ленинграда исполнили «Кончерто Гроссо» № 4, сюиту для оркестра «Фейерверк» и «Те Деум» для солистов, хора и оркестра. Дирижер В.Чернушенко.

25 и 26 февраля 1985 г состоялись концерты в Большом зале Филармонии из произведений ленинградских композиторов, посвященные предстоящему седьмому съезду композиторов СССР.

25 февраля – авторский вечер заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Валерия Гаврилина.

26 февраля были исполнены: Увертюра Рогалёва;  оратория «С тобой и без тебя» Успенского; арии из оперы «Память сердца» Трамбицкого; Первая симфония Окунева. В концерте приняли участие Академический симфонический оркестр Филармонии, хор Академической капеллы имени М.И.Глинки, народная артистка РСФСР Евгения Целовальник, лауреат всесоюзного и международного конкурсов Елена Устинова, заслуженный артист РСФСР Валерий Лебедь. Дирижер В.Чернушенко.

27 февраля 1985 г. Концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Консерватории, хор и солисты Капеллы исполнили «Реквием» Моцарта.

1 марта 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Консерватории и хор Капеллы исполнили «Реквием» Моцарта. Солисты Т.Павлова, Ж.Полевцова, К.Плужников, Г.Селезнев. Дирижер В.Чернушенко.

5 марта 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Симфонический оркестр Консерватории и хор Капеллы исполнили Мессу фа минор Брукнера. Дирижер Алексей Степанов.

9 марта 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. К 300-летию со дня рождения Баха камерный хор Капеллы и камерный оркестр Театра оперы и балета имени С.М.Кирова  исполнили кантаты Баха №№ 21, 57 и 60. Солисты Елена Устинова, Жанна Полевцова, Владимир Напарин, Геннадий Беззубенков, Владимир Романчук. Дирижер Аркадий Штейнлухт.

30 апреля 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили  «Девятую симфонию» Бетховена. Дирижер – народный артист Литовской ССР Ю.Домаркас.

7 мая 1985 г. В Большом концертном зале Филармонии заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Реквием» Кабалевского. Дирижировал народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий профессор Д.Б.Кабалевский.

14 мая 1985 г газета «Смена» рассказала о втором Всероссийском фестивале «Невские хоровые ассамблеи», проходившего в эти дни в городе, посвященного 40-летию Победы (12-18 мая). Его торжественное открытие состоялось 12 мая в Большом зале Ленинградской филармонии, где прозвучали песни Великой Отечественной войны. Кроме Капеллы участниками концерта стали хор старых большевиков, хор ветеранов Великой Отечественной войны, хор любителей пения хорового общества, мужской хор дирижеров, сводный детский хор.

13 мая в зале Капеллы состоялся концерт «Патриотическая музыка русского средневековья» (первое отделение) и «Музыка петровских ассамблей». Исполнители: хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинка.

Вечером 14 мая прозвучала музыка XVIII-XIX веков во славу побед русского оружия. В зале Капеллы оркестр старинной и современной музыки, хоры Капеллы и студентов Консерватории  исполнили оратории Джузеппе Сарти и Степана Дегтярева («Ленинградская правда» от 17.05.1985). Дирижировал В.Чернушенко.

Итальянский композитор Сарти долгие годы служил в России при дворе Екатерины II.  Им создано много кантат  и ораторий в честь побед русского солдата. Оратория на празднование взятия Очакова, с которой познакомились слушатели Капеллы – монументальное сочинение, прославляющее героев русско-турецкой войны. У Сарти было много учеников, и среди них был бывший крепостной Степан Дегтярев. Наиболее значительное его произведение – оратория «Минин и Пожарский» - было написано в 1811 году, в канун Отечественной войны 1812 г. В 1818 г она прозвучала во время открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве.

В последний вечер фестиваля на заключительном концерте в Большом зале Филармонии Академический симфонический оркестр Филармонии и сводный хор Капеллы, ленинградского радио и телевидения и  любителей пения исполнили вокально-симфонические фрески Андрея Петрова «Петр Первый» и кантату «Москва» П.И.Чайковского.  Дирижеры Владислав Чернушенко и Валерий Успенский.

21 мая 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Сочинение      № 37  С.В.Рахманинова «Всенощное бдение». Дирижер В.Чернушенко.

29 мая 1985 г. Концерт Капеллы во дворце Меншикова.

1 июня 1985 г. Концерт в Большом зале Филармонии был исполнен «Реквием» Кабалевского,  дирижировал автор.

7 июня 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Реквием» Верди. Солисты: Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, народная артистка СССР Ирина Архипова (меццо-сопрано), народная артистка Грузинской ССР Маквала Касрашвили (сопрано), народный артист СССР, лауреат Государственной премии Латвийской ССР Карл Заринь (тенор), лауреат всесоюзного и международного конкурсов Георгий Селезнев (бас). Дирижер В.Чернушенко.

-В этот же период этим составом был исполнен «Реквием» Верди и в Большом зале  Филармонии. Я присутствовал на этом концерте в переполненном зале на Театральной площади. На лестнице на видном месте, у входа в помещение с площади,  была помещена табличка, оповещавшая посетителей, что вместо н.а. Маквалы Касрашвили поёт солистка Капеллы Александра Агронская. Когда ты узнала об этом?

—Узнала об этом на утренней репетиции в этом зале. Дирижер Одиссей Димитриади увидел, что в квартете солистов, выстроившегося на сцене перед хором, нет на месте сопрано. Дирижер обратился к сидящему в первых рядах зала Филармонии Чернушенко с вопросом: — Кто будет репетировать  вместо не прибывшей на репетицию народной артистки? Чернушенко назвал мою фамилию, и я вышла из строя хора. К концу успешно прошедшей репетиции дирижер сказал Чернушенко, что на концерте будет петь она же. Это надо было понимать так, что если даже Маквала успеет приехать к концерту, то петь буду я.


Грузинский и советский дирижер  народный артист СССР Одиссей Ахиллесович Димитриади (1908-2005). Окончил Тифлисскую (по классу композиции в 1930 г) и Ленинградскую консерватории (по классу дирижирования в 1936 г.). С 1937 г работал в Театре оперы и балета Тбилиси,  с 1952 по 1965 – главным дирижером этого театра, совмещая с преподавательской работой в Тбилисской консерватории. С 1965 по 1973 г -  в Большом театре и одновременно  являясь профессором  Московской и Тбилисской консерваторий;  в последней служил до конца жизни.

 

-Помню, что  концерт прошел с большим успехом, публика стоя аплодировала хору и солистам. Знаю, что администрация не очень щедро оценила твою работу, пригласив расписаться в ведомости на получение  пяти  рублей.

—Пусть передадут в фонд мира.

14 июня 1985 г. В зале Капеллы авторский вечер заслуженного деятеля искусств РСФСР,  лауреата Государственной премии РСФСР композитора Сергея Слонимского. В концерте  Академическим симфоническим оркестром Филармонии и хором Капеллы были исполнены: вокально-симфонический цикл «Песни вольницы» на слова русских народных песен, «Песня о Ленинграде» для солиста, хора и симфонического оркестра (стихи А.Чепурова) и ораториальная сюита «Виринея» (слова С.Ценина). Дирижер В.Чернушенко.

17 июня 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: «Страсти по Иоанну» И.-С.Баха. Исполнители: Камерный оркестр Театра оперы и балета имени С.М.Кирова и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.

24 июня 1985 г. Концерт в Большом зале Филармонии в рамках фестиваля «Белые ночи». Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили сочинения Калинникова, Бортнянского, Давыдова, Фомина, Верстовского. Дирижер В.Чернушенко.

14 и 15 сентября 1985 г. Творческий вечер народного артиста СССР композитора Бориса Александровича Арапова (80-летний юбилей). Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили произведения юбиляра: Концерт для скрипки, фортепиано, хора и оркестра; Шестая симфония для солистов, хора и большого симфонического оркестра на стихи Бориса Пастернака и по мотивам романа Чингиза  Айтматова «И дольше века длится день». Дирижер В.Чернушенко.

23 сентября 1985 г Капелла открыла новый концертный сезон, о котором рассказал В.Чернушенко. В программу вошли две премьеры ленинградских композиторов. Это «Светлый покой» Драницына на стихи Рубцова и «Величальная» Королева на стихи Тарковского, а также сочинения, посвященные 40-летию Великой Победы:

Щедрин. Четыре хора на стихи Твардовского: «Как дорог друг»; «Прошла война»; «Я убит подо Ржевом»; «К вам, павшие».

Сорокин, стихи Азарова «Помолчим».

Соловьев-Седой, стихи Фатьянова: « Соловьи»; «Наш город»; «На солнечной поляночке».

 Королев. Песня и Романс на стихи Бунина, а также Величальная на стихи Тарковского.

В первом отделении концерта была исполнена хоровая русская музыка от средневековья до кантов петровского времени:

«Русские страсти» - фрагменты рукописи XVI  века (расшифровка А.Кручининой).

«Древнерусские гимны»: Достойно есть; Благослови душе моя; Святый  Боже (расшифровка В.Бражникова).

«Канты на Полтавскую победу»: Орле российский; Изми мя Боже; Днесь два гордыни; Плач Мазепы; Радуйся, Петре (расшифровка В.Протопопова); Виват.

Кант на кончину Петра Первого.

Кант «Стихи похвальные России» на слова В.Тредиаковского.

Многолетие.

24-29 сентября 1985 г гастроли Капеллы в Москве. Дали три концерта в Большом зале Консерватории («Вечерняя Москва» от 25 и 27 сентября 1985 г.)

26 сентября 1985 г. «Реквием» Верди. Исполнители: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения и хор Капеллы. Солисты: Гизелла Ципола (сопрано, Киевский театр оперы и балета), Ирина Архипова (меццо-сопрано, ГАБТ), Вадим Коршунов (тенор), Глеб Никольский (бас). Дирижер народный артист СССР Владимир Федосеев.

28 сентября 1985 г. Абонементный концерт русской хоровой музыки XVI – XVIII вв. Дирижер В.А.Чернушенко.

29 сентября 1985 г. Концерт хора Капеллы. В программе: Глинка, Чайковский, Рахманинов, Архангельский, Щедрин, Соловьев-Седой, Сорокин, Драницын, Королёв. Дирижер В.А.Чернушенко.

Концерт хора Капеллы в зале московской Консерватории. Александра на снимке слева шестая в верхнем ряду.

В конце сентября 1985 г  хор Капеллы вылетел на Урал.

1 октября в Перми состоялся совместно с симфоническим оркестром Молдавской ССР концерт в Доме культуры и техники имени Я.М.Свердлова  (местная газета «Звезда» от 1.10. 1985 г.). На следующий день хор Капеллы выступил на сцене Дома культуры имени Ф.Э.Дзержинского.

-Таким образом, спустя 10 лет состоялись вновь  гастроли Капеллы на Урале. Как встретили коллектив на этот раз?

—Первая остановка была в Перми, затем Киров, Устинов, Свердловск, Магнитогорск и Челябинск.

Пермь. Комсомольский проспект. 1970 г.

7 и 8 октября 1985 года состоялись концерты хора Ленинградской капеллы в Ижевске. Этими концертами, посвященными 27 съезду КПСС, Удмуртская государственная филармония открыла 49 концертный сезон.

История Ижевска берет начало с 15 сентября 1757 года, когда  граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы Петровны на постройку в Прикамье трёх железоделательных заводов, в том числе и Ижевского.

В 1760 году для графа Шувалова на землях казанского мурзы Тевкелева был построен железоделательный Ижевский завод и при нём — одноимённый заводской посёлок. Наиболее выгодное место для плотины избрал инженер Алексей Москвин, руководивший строительством завода. К 1763 году плотина была возведена, был создан Ижевский пруд. После смерти Шувалова, в счёт погашения семейного долга, 15 ноября 1763 года Екатерина II подписала указ о взятии Ижевского завода в казну.

В 1774 году Емельян Пугачёв «с ордой головорезов и шалых людей» захватил город и казнил всё заводское начальство (42 человека), завод был разграблен и частично сожжён.

20 февраля 1807 года император Александр I подписал указ об основании нового оружейного завода на Урале и 10 июня 1807 года под началом А. Ф. Дерябина на месте железоделательного завода был заложен оружейный завод. 9 октября 1865 года завод был передан в аренду «Товариществу промышленников». К 1870 году в аренде участвовали  Л. Э. Нобель и П. А. Бильдерлинг. 1 июля 1884 года завод из аренды вернулся в казну.

Ижевск. Главный корпус оружейного завода.

Ижевск. Памятник Дерябину.

Автор памятника А.Ф.Дерябину — Иван Никанорович Ситников — театральный художник-самоучка, живописец, график, скульптор. Памятник представляет собой бюст А.Ф.Дерябина в мундире Александровских времён с орденом Анны и лентой через плечо. Бронзовый  бюст имеет портретное сходство с Дерябиным. Бюст основателю завода был размещен на плотине Ижевского пруда напротив Главного корпуса, по одной оси с его центральной башней. С обеих сторон постамента, на котором установлен бюст, размещены вензеля императоров Александра I и Николая II.
На бронзовой доске, помещенной на тыльной стороне пьедестала, указано, что монумент «сооружен в память столетия Ижевского оружейного завода 10 июня 1807 года — 10 июня 1907 года».

В связи с приближением войск Колчака, 9 апреля 1919 года началась эвакуация части служащих и рабочих, а также основного оборудования оружейного завода.13 апреля в Ижевск вошли части белых. Но уже 8 июня 1919 года состоялся последний штурм города несколькими дивизиями Красной армии.

10 июня 1921 года из города Глазов в Ижевск была переведена столица Вотской автономной области. 28 декабря 1934 года Ижевск приобрел статус столицы УАССР.

Приобретение столичного статуса, а также размещение в городе крупных промышленных предприятий обусловили его бурное развитие. Всего за 60 лет население советского Ижевска увеличилось в 10 раз и составляет более 600 тысяч жителей. Территория города начала активно застраиваться и расширяться, поглощая соседние населённые пункты. Так, только за период с 1940 по 1988 год в черту столицы Удмуртии вошло 17 деревень и посёлков до Воткинской ж/д линии. В результате бурного развития к концу 1935 года Ижевск  становится крупным промышленным центром Урала.

Осенью 1941 года в Ижевск эвакуируются несколько оборонных предприятий. В июне 1942 года организован Ижевский механический завод. Город-завод за годы Великой Отечественной войны произвёл 12 500 000 единиц стрелкового оружия.

В 1948 году на мотозаводе начинается выпуск автомата Калашникова «АК». Первый российский мотоцикл был собран в Ижевске в 1929 году, а летом 2009 года ижевские мотоциклисты отметили 80-летие мотоцикла «Иж». 12 декабря 1966 года с конвейера сошёл первый ижевский автомобиль.

27 декабря 1984 года по инициативе партийных властей город был переименован в Устинов в память о бывшем министре обороны СССР Дмитрии Устинове. Позднее, 19 июня 1987 года, после многочисленных протестов горожан Ижевску было возвращено его прежнее название, а имя Устинова присвоено одному из районов города.

7 октября 1985 года состоялся первый концерт хора Ленинградской капеллы в Доме культуры «Металлург» города Ижевска.

Ижевск. Дом культуры «Металлург».

В программе – хоровые произведения:

Г.Свиридов. «Наша Родина – Россия», «Повстречался сын с отцом», «Слева поле, справа поле» на стихи А.Прокофьева, «Как песня родилась» на стихи С.Орлова.

В.Соловьев-Седой. «Наш город», «Соловьи», «На солнечной поляночке».

Н.Драницын. «Светлый покой».

А.Королев. «Песня» и «Романс». Солисты – С.Рокозица, Г.Долбонос и В.Тимонин.

Во втором отделении:

Д.Бортнянский. «Херувимская № 7»

П.Чесноков. Концерт для хора и баса-октависта «Не отвергни мене». Солист Ю.Емашев.

Русские народные песни:

«В темном лесе», «Двенадцать разбойников», «Пойду ль я, выйду ль я».

Старинный русский романс «Калитка». Солистка Г.Долбонос.

В статье «Старейший русский хор» (Газета «Удмуртская правда» от 12 октября 1985 года) В.Крылов особо отметил редкий по тембру голос солиста Ю.Емашева, а также исполненные на «бис» русские народные песни «Вечерний звон», «Были у тещеньки семеро зятьев» и песню Е.Копысовой «Удмуртии моей».

11 октября 1985 г. Впервые в Свердловске  в концертном зале филармонии состоялся концерт Английской музыки. В программе:

Р.Воан-Уильямс (1872) – Соната для альта, хора и камерного оркестра «Flo scampi».

Г.Пёрсел (1659-1695) – «Дидона и Эней» — опера в концертном исполнении.

Исполнители: Симфонический оркестр Свердловской филармонии и хор ленинградской государственной академической капеллы имени М.И.Глинки. Солисты: Лауреат международного конкурса Алексей Людевиг, з.а.РСФСР Жанна Полевцова, Ольга Волкова, Галина Долбонос, Людмила Керекеша, Нина Кузнецова, Татьяна Павлова, Валентин Миронов, Владимир Романчук. Дирижер В.Чернушенко

Екатеринбург. Концертный зал филармонии.

12 и 13 октября в этом же зале Свердловска состоялись сольные концерты хора Ленинградской капеллы. (Газета «Вечерний Свердловск», 10 октября 1985 г.)

Свердловск. Привокзальная площадь с памятником воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Памятник воинам и труженикам тыла.

Во время Великой Отечественной войны  в городе  производили танки, самолеты, артиллерийские установки и другую военную продукцию.

Открытие памятника воинам танкового корпуса состоялось 22 февраля 1962 года на Привокзальной площади. Старый рабочий, олицетворяющий Урал, благословляет молодого воина-танкиста на борьбу с фашизмом. Фигуры рабочего и воина установлены на танке-постаменте из полированного уральского гранита. Общая высота памятника 14 м. Старый рабочий протягивает руку в большой рукавице, поэтому в народе памятник зовется «варежкой» и люди, которые договариваются встретиться на вокзале, делают это «под варежкой».

-Каждое посещение Свердловска напоминает о трагедии  — расстреле царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

—О Доме, где произошло убийство, рассказано  ранее  в нашем тексте (октябрь 1975 г). Ниже, некоторые подробности – Загадки расстрела, -  опубликованные в газете «Петербургский  дневник» 21 июня 2011 г.

«В таинственном полумраке Петропавловского собора белеют очертания мраморных гробниц, под которыми покоятся останки членов императорской фамилии Романовых. Некоторые установлены недавно – под ними лежат останки Николая  II и членов  его семьи, найденные под Екатеринбургом. Однако двух могил в соборе не хватает – царевича Алексея и его сестры Марии. Их обгоревшие косточки были найдены позднее, но не захоронены  до сих пор… Уже более 90 лет прошло, а злодейски убитые невинные дети царя все никак не могут найти успокоения… О том, как убивали царскую семью, написаны уже целые горы книг. Сняты фильмы, где все показано со всеми подробностями. Однако что же произошло потом, до сих пор с точностью не установлено. Трупы отвезли в лес, где возле Ганиной Ямы разрубили на  куски, облили кислотой, сожгли на кострах, после чего закопали. Первым скорбные останки обнаружил журналист Гелий Рябов еще в 1979 году. Но потом (у власти был Брежнев) испугался и их снова закопал. Окончательно останки были извлечены только после краха СССР в 1991 году.

Царская семья. Слева направо. Мария, Александра Федоровна, Алексей, Ольга, Татьяна, Николай Александрович, Анастасия.

Однако обнаружили кости только девяти человек, двух не хватало. Вторую могилу, откуда извлекли останки царевича Алексея и его сестры Марии, нашли только в 2007 году, когда остальных членов царской семьи уже захоронили в Петропавловском соборе…

Чтобы установить подлинность, была проведена тщательная экспертиза, сделан анализ ДНК… Казалось, никаких сомнений больше нет… Однако судья Екатеринбургского окружного суда Сергеев обнаружил в подвале во время его осмотра странные надписи на немецком языке… Считается, что это вольный пересказ стихов немецкого поэта Гейне: «В эту самую ночь Валтазар был убит своими слугами». Причем написание имени царя Валтазара  было изменено на «Белсацар», что в переводе означает «белый царь», и это, несомненно, свидетельствовало о том, что речь идет именно о Николае II.

При повторном осмотре комнаты колчаковский следователь Николай Соколов обнаружил также цифры «148467878 р», а также некою каббалистическую надпись… Что это за надписи и кто именно их сделал, в точности неизвестно до сих пор. Ясно, что автором таинственных знаков никак не могли быть малограмотные руководители расстрела, не знавшие немецкого языка…

Большевики предприняли чрезвычайные меры, чтобы замести следы своего чудовищного преступления. Во-первых, уничтожили  и тайно закопали трупы, сначала объявив, что будто убит только царь, а остальные члены семьи живы. Потом провели ложный судебный процесс, согласно которому в убийстве Николая II были якобы изобличены и расстреляны эсеры Яхонтов, Апраксин и Миронов…  Не все ясно и с историей материалов упомянутого следователя Соколова…». Автор этой статьи В.Малышев в заключение говорит о встрече в Петербурге  с графиней Шереметевой-Юсуповой, когда в 1998 году вместе с ней шел за гробом царя. Графиня заметила: «Что касается неясностей и вопросов, то их много не только в деле об убийстве царя, но и во всей  русской истории того времени!»

16 октября –  Капелла выступала в зале музыкального училища имени М.И.Глинки Магнитогорска. Небольшая заметка М.Кирсановой об этом появилась на странице местной газеты «Магнитогорский рабочий» от 13.11.1985 г. «Большим событием в жизни нашего города стали гастроли Ленинградской Капеллы. Залы музыкального училища и горнометаллургического института, где два дня подряд проходили концерты, с трудом могли вместить всех желающих…. 10 лет назад Капелла выступила в Магнитогорске под руководством В.А.Чернушенко …. В программу нынешних концертов были включены лучшие произведения отечественной музыки. «Всенощная» Рахманинова, шесть номеров которой были исполнены (солистка Ж.Полевцова), концерты П.Чеснокова и А.Архангельского (солисты Ю.Емашев и В.Тимонин) буквально потрясли слушателей….  На творческой встрече в концертном зале музыкального училища В.А.Чернушенко говорил о проблемах музыкального образования, о гастролях в стране и за рубежом, о новых творческих планах Капеллы».

Магнитогорский горнометаллургический институт имени Г.И.Носова, в актовом зале которого проходили концерты хора Капеллы в 1978 и 1985 годах. Фото 1975 г.

21 октября 1985 г. Концерт Капеллы в зале Челябинского театра оперы и балета.

1 отделение: Вадим Салманов. Оратория-поэма «Двенадцать» на стихи А.Блока.

2 отделение: Бетховен. Фантазия для фортепиано, хора и симфонического оркестра. Исполнители: Ленинградская Капелла; Народный коллектив, рабочая хоровая капелла «Металлург» (Художественный руководитель В.Стрельцов). Симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки. Дирижер В.А.Чернушенко.

Дом культуры «Металлург» в городе Челябинске.

29 октября 1985 г абонементный концерт  в зале Капеллы «Реквием» Верди.  Исполнители: Академический симфонический оркестр ленинградской филармонии и хор Капеллы.

Солисты: Александра Агронская (сопрано), заслуженная артистка республики Жанна Полевцова (меццо сопрано), народный артист РСФСР Константин Плужников (тенор), заслуженный артист республики Геннадий Беззубенков (бас). Дирижер В.Чернушенко.

-Были ли  в зале родственники?

—Слушали в зале мои родственники: мама Шура, Юра, дочь Маша, Лида Анциферова, приехавшая из Севастополя. ( Муж записывал на малогабаритный магнитофон RR-120).

-На афише этого концерта видно, что все солисты вашего квартета стали заслуженными артистами РСФСР, кроме тебя. Ты не заслужила этого?

—No comment.

3 ноября 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.  В программе: хоровые произведения русских и советских композиторов (Щедрин, Сорокин, Соловьев-Седой, Драницын, Королев), русские народные песни. Дирижер Аркадий Штейнлухт.

13 ноября 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы исполнили  произведения Воан-Уильямса и Пёрселла.

-Мне кажется, что редко исполняется музыка английских композиторов, кроме «Дидоны и Энея»  Пёрселла. Что известно о нём?

—С конца 1670-х придворным музыкантом стал ещё молодой Генри Перселл (родился в 1659 г.) Первоначально помощник настройщика и хранитель королевских музыкальных инструментов, переписчик нот и органист, в середине  1680-х Перселл становится одним из крупнейших композиторов Европы. Он создаёт песни, ставшие затем подлинно народными, многоголосные полифонические произведения, отличающиеся изощрённым мастерством. Он автор музыки к многим театральным постановкам. Но вершиной творчества композитора стала опера «Дидона и Эней», написанная в 1689 году и поставленная в одной из частных школ Лондона. После смерти композитора в 1695 году почти два века не было национального композитора такого уровня. Господствующее положение в музыкальной культуре Англии занимали немецкие композиторы, самый известный из них, пожалуй, Гендель. И только в начале XX века представителем английского музыкального возрождения стал Ралф Воан-Уильямс, провозгласивший необходимость создания национальной музыки на основе английского музыкального фольклора. (Театральный Ленинград, 1986, № 15).

15 ноября 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В цикле «Памятные имена и даты из истории Капеллы» академический хор Капеллы  исполнил произведения Бортнянского и Березовского. Дирижер Александр Верещагин.

16 ноября 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Вечер хоровой музыки. Хор исполнил «Русские страсти», Петровские канты, произведения Веделя, Титова, Бортнянского. Дирижер Валерий Борисов.

25 ноября 1985 г.  Абонементный концерт в зале Капеллы. Камерный оркестр Театра оперы и балета имени С.М.Кирова и хор Капеллы исполнили произведения Генделя. Дирижер В.Чернушенко.

30 ноября 1985 г. В зале Капеллы авторский вечер композитора Свиридова, в котором приняла участие Капелла.

4 декабря 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.  «Большая месса» Моцарта. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор Капеллы.  Дирижер Аркадий Штейнлухт.

13 декабря 1985 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили кантату Танеева «Иоанн Дамаскин» и «Картинки с выставки» Мусоргского. Дирижер В.Чернушенко.

14 декабря 1985 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. Заслуженный коллектив республики  Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы исполнили «Симфонию псалмов» Стравинского,  Первый концерт для скрипки с оркестром немецкого композитора Макса Бруха и симфоническую поэму итальянского композитора Отторино Респиги «Пинии Рима». Солист народный артист РСФСР Виктор Третьяков (скрипка). Дирижер – заслуженный артист РСФСР Марис Янсонс.

23 декабря 1985 г.  Абонементный концерт в зале Капеллы в цикле «Памятные имена

и даты из истории Капеллы». Камерный оркестр Театра оперы и балета имени С.М.Кирова и хор Капеллы  исполнили Мессу си минор Баха (к 80-летию первого исполнения Мессы Капеллой). Солисты Жанна Полевцова, Лидия Клименко, Татьяна Муратова, Светлана Хворова, Геннадий Беззубенков, Владимир Романчук и Василий Тимонин.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 3930


Добавить комментарий