Солистка хора Капеллы (28)
Часть 7.21. 1989 г.
6 января 1989 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: А.Вивальди «Времена года» и Магнификат. Исполнители: Камерный ансамбль «Солисты Ленинграда» и Хор Капеллы. Дирижер В.А.Чернушенко.
10 января 1989 г. Вечер хоровой музыки в зале Капеллы. В программе Бортнянский.
17 января 1989 г. В программе Александр Гречанинов «Страстная седмица». Солисты Галина Долбонос и Александр Лукьяненко. Дирижер В.А.Чернушенко.
20 января 1989 г. В зале Капеллы хоровые произведения Белова и Симфония № 1 Калинникова. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
21 и 22 января 1989 г. В Большом зале Филармонии «Реквием» Моцарта. Дирижер В.Чернушенко.
25 января 1989 г. Концерт в зале Капеллы «Русский хор и его солисты» в музыке XIX- XX веков. Солистка Ирина Архипова. Дирижер В.Чернушенко.
27 января 1989 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе произведения Вениамина Баснера. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
2 февраля 1989 г. Концерт в зале Капеллы. « Большая месса» Моцарта. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и хор Капеллы. Дирижер А.Штейнлухт.
-Это, видимо, одно из последних выступлений Аркадия Матвеевича как хормейстера Капеллы?
—Он ушел из Капеллы немного раньше меня и оставил о себе добрые дела и память. Он талантливый музыкант и хороший дирижер. Об этом свидетельствуют характеристики, приведенные хотя бы в интернете. Я продолжаю принимать его любезные приглашения в театр «Зазеркалье» и на другие площадки, где он выступает с концертами. Его краткие биографические данные из интернета ниже.
Аркадий Штейнлухт родился в 1949 году в Ленинграде. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу (школу-лицей) и консерваторию как дирижер хора и симфонического оркестра, учился у профессоров А.В.Михайлова, Н.С.Рабиновича и А.С.Дмитриева. Работал хормейстером в Капелле, дирижером Пермского театра оперы и балета. С 1989 года руководил камерным оркестром «Санкт-Петербургский Моцартеум». В настоящее время – дирижер Детского музыкального театра «Зазеркалье» (Санкт-Петербург), художественный руководитель оркестра ССМШ Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Владеет обширным оперным и концертным репертуаром. Выступал в театрах Минска, Харькова, Казани, Новосибирска, в концертных залах Одессы, Екатеринбурга, Тбилиси, Риги, Стокгольма, Берлина, Гамбурга, Базеля, Токио, Сеула и других городов. Заслуженный артист России (2010).
7 февраля 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы - «Реквием» Верди. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Дирижер Гиви Азмайпарашвили.
16 февраля 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе – «Всенощное бдение» С.Рахманинова. Дирижер В.А.Чернушенко.
23 февраля 1989 г. Благотворительный концерт русской хоровой музыки в зале Капеллы в Фонд милосердия и здоровья (в честь 60-летия Высокопреосвященнейшего Алексия, Митрополита Ленинградского и Новгородского, будущего Патриарха Московского и всея Руси). Исполнители: Ленинградская Капелла, Смешанный хор ленинградских духовных школ под управлением регента хора Ирины Ивановой, Сводный хор священнослужителей Ленинградской Митрополии и студентов ленинградских духовных Академии и Семинарии под руководством регента хора протодиакона Павла Герасимова.
1 отделение. Часть 1.
«Стихира преображения Господня». Знаменный распев.
Н.Дилецкий «Единородный сыне трисвятое». Греческий распев, гармонизация иеромонаха Ионафана (Елецких).
П.Чесноков. «Благослови душе моя, Господа».
Д.Яичков. «Достойно есть»
Д.Бортнянский. «Славав вышних Богу». Концерт № 6. «Господь Бог предвичный». Рождественская колядка.
М.Глинка. «Патриотическая песня». Переложение К.Никитина.
В.Титов. «Многолетие».
А.Архангельский. «Многолетие».
Часть 2. «О преславного чудесе». Напев Оптиной пустыни.
А.Гречанинов. «Воскликните величие святителю Алексию».
Д.Смоленский. «Великий Прокимен». («Кто Бог велит»).
«Заступница усердная». Древний напев.
Курбатов. «Ныне отпущаеши».
«Земле русская». Киевский напев.
А.Косолапов. «Утверди Боже».
2 отделение:
Два древнерусских гимна.
Шесть Петровских кантов на Полтавскую победу.
Старинный русский кант на слова В.Тредиаковского «Стихи похвальные России».
П. Чесноков. «Совет превечный»; «Разбойника благоразумного»; «Ангел вопияше»; «Не отвержи мене во время старости». «Величит душа моя Господа»; «С нами Бог».
11 марта 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе «Симфония» № 1 Бетховена и «Те Деум» Брукнера для солистов, хора и оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Консерватории и хор Капеллы. Солисты Татьяна Павлова, Жанна Полевцова, Валентин Миронов и Анатолий Галактионов.
15 марта 1989 г коллектив капеллы улетел во Фрунзе, затем в Алма-Ату на очередные гастроли.
21 и 22 марта 1989 года - концерты хора Ленинградской капеллы в зале Киргизской государственной филармонии города Фрунзе. В программе русская духовная музыка.
24 марта 1989 года в этом же зале – «Реквием» Моцарта. Исполнители: Дипломант Всесоюзного конкурса Государственный симфонический оркестр телевидения и радио Киргизской ССР и хор Ленинградской капеллы. Солисты: Э.Титоренко, И.Возный, Г.Долбонос, А.Галактионов. Дирижер – народный артист СССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР имени Т.Сатылганова А.Джумахматов.
Из энциклопедии. Город Фрунзе (до 1926 – Пишпек), столица Киргизской ССР. Переименован в честь М.В.Фрунзе, который родился в Пишпеке. Город расположен в Чуйской долине, у подножия Киргизского хребта на высоте от 725 до 800 метров. Основан как крепость в 1825 году, которая в 1862 году была взята русскими войсками.
Город Каракол был заложен в 1869 году, как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, штабс-капитаном бароном Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города. Каракол - по названию реки, на которой он расположен.
Город был, пожалуй, одним из наиболее опрятных городов дореволюционной Киргизии. Он имел строгую прямоугольную планировку, утопал в зелени садов — каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом. Было решено строить город-сад. Несколько иначе, чем в других городах Средней Азии выглядели и сами строения. До 1887 года строились в основном глинобитные дома. Но после сильного землетрясения 1887 года, город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными богатой затейливой резьбой. Это придавало городу облик среднерусской полосы.
Город несколько раз менял свое название: до 1889 года он назывался Каракол, затем был переименован по указу царя в город Пржевальск, в честь известного российского путешественника Н. М. Пржевальского, который на пути в свое 5-е путешествие умер в Караколе от брюшного тифа. По его желанию он был похоронен на берегу Иссык-Куля.
В 1922 году городу было возвращено название Каракол. В1939 году в связи со столетием со дня рождения Н. М. Пржевальского город вновь переименован в Пржевальск. В 1992 году после обретения Кыргызстаном независимости опять переименован в Каракол.
Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в центральную Азию, это были известные учёные и путешественники.
С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья. Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 году в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но они в основном были небольшими.
В советское время Пржевальск был тихим захолустным городком. Видимо, поэтому, недалеко от села Покровка расположился военный полигон по испытанию торпед.
В настоящее время город Каракол является промышленным центром Иссык-Кульской области. Из учебных заведений в городе действует: Иссык-Кульский Государственный Университет им. Касыма Тыныстанова. Имеется краеведческий музей с выставкой, раскрывающей культуру кыргызов, его историю начиная с эпохи бронзового века.
-Когда были предыдущие гастроли по Средней Азии?.
—Если не ошибаюсь, в 1982 году. Подробностей новой поездки память не сохранила. Но свидетельством может служить сохранившаяся театральная программка посещения Театра оперы и балета в Алма-Ате 28 марта 1989 года. В этот свободный вечер артисты хора были приглашены на оперу Шарля Гуно «Фауст». В роскошном зале театра было много свободных мест и нас попросили пересесть в первые ряды. В этот вечер исполнители были не из первого состава, и впечатление от спектакля было скромным. Большее впечатление на музыкантов театра произвел сам факт посещения театра певцов из Капеллы, когда они заняли первые ряды партера. Это объяснялось тем, что накануне хор капеллы выступал на сцене местной филармонии в сопровождении музыкантов этого оркестра. Когда закончился концерт, зрители и музыканты театра провожали посланцев из Ленинграда стоя длительными аплодисментами. Запомнился и комический момент, когда в сцене Вальпургиевой ночи невысокого роста худенький на тонких ногах исполнитель Вакха чуть не уронил пышную Вакханку. Не выдержал на первом ряду сидевший Евгений Бортников и своим басом отреагировал на эту ситуацию: «Брось её, а то уронишь!». Это слышали музыканты оркестра, которые оценили юмор гостя некоторым оживлением.
Местные газеты позволяют реконструировать хотя бы контуры событий, которые имели место в прошлом.
20 марта 1989 года газета «Вечерняя Алма-Ата» сообщила, что 27, 29 и 31 марта в столице республики состоятся концерты Ленинградской капеллы (художественный руководитель и главный дирижер народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии, профессор Владислав Чернушенко) и Заслуженного коллектива республики Государственного симфонического оркестра Казахской ССР (художественный руководитель и главный дирижер оркестра заслуженный деятель искусств Казахской ССР Толепберген Абдрашев). Солисты: народный артист РСФСР Константин Плужников (тенор), народный артист Казахской ССР Шора Умбеталиев (бас), заслуженная артистка РСФСР Жанна Полевцова (меццо-сопрано), Татьяна Павлова (сопрано), Анатолий Галактионов (бас). Дирижер В.Овсянников.
В программе:
27 марта. Русская духовная хоровая музыка.
29 марта. Моцарт. «Реквием». Симфония № 39 ми-бемоль мажор.
31 марта. Верди. «Реквием».
«Вечерняя Алма-Ата» 25 марта 1989 года опубликовала заметку музыковеда Д.Бейсалиевой «Гордость русского искусства». После вводной исторической части о хоре капеллы, автор пишет: «Программы четырех предстоящих концертов Ленинградской капеллы в Алма-Ате составляют лишь небольшую часть её огромного репертуара, но великолепно представляют творческое лицо прославленного коллектива. Это «Реквием» Моцарта, «Реквием» Верди, русская духовная музыка – произведения Бортнянского, Кюи, Архангельского, Чайковского, Рахманинова, Чеснокова.
В этом же номере газеты помещено сообщение: Первого апреля по многочисленным просьбам слушателей состоится еще один концерт Ленинградской капеллы и местного симфонического оркестра. В программе: музыка Моцарта – Симфония № 39 ми-бемоль мажор и «Реквием».
8 апреля 1989 г. Вечер хоровой музыки в Большом зале ленинградской Филармонии в рамках фестиваля «25-я Ленинградская музыкальная весна». В программе Бортнянский, Фалик, Королев, Д.Толстой. Дирижер В.Чернушенко.
Лариса Казанская в газете «Вечерний Ленинград» от 17 апреля 1989 г отмечает, что «В фестивальных концертах прозвучало немало мелодически ярких, гармонически свежих, темброво красочных сочинений. Академическая капелла исполнила Концерт для хора Ю.Фалика (стихи М.Цветаевой), Два хора А.Королева (стихи И.Бунина), Пять хоров Д.Толстого (стихи Ахматовой)…»
11 апреля 1989 г. Концерт в зале Капеллы. «Литургия» Чайковского и другие хоровые произведения.
14 апреля 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Хоровая музыка П.И.Чайковского. Дирижер В.Чернушенко.
18 апреля 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Прозвучали произведения Гайдна в исполнении Ленинградского камерного оркестра и хора Капеллы. Дирижер Р.Мартынов.
16 мая 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Сочинения П.И.Чайковского исполнили симфонический оркестр Консерватории и хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
19 мая 1989 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: кантаты Сарти, Бортнянского и Чайковского. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Дирижер В.Чернушенко.
8 июня 1989 г. Абонементный концерт в Большом зале Филармонии. В программе: Произведения Белова, Глинки, Мусоргского, Бородина. Исполнители: Академический симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солист з.а. РСФСР Георгий Заставников. Дирижер В.Чернушенко.
12 июня 1989 г. Концерт в зале Капеллы. Хоровые произведения П.И.Чайковского. Дирижер В.Чернушенко.
24 июня 1989 г. Участие Капеллы в фестивале искусств «Белые ночи». Хор Капеллы в Большом зале Филармонии исполнил произведения Чеснокова.
29 июня 1989 г. В своем зале хор Капеллы исполнил «Свадебку» Стравинского и духовные концерты для хора Римского-Корсакова. Дирижер В.Чернушенко.
27 сентября 1989 г. Поездка в Югославию для участия в международном музыкальном фестивале «Бемуз».
10 ноября 1989 г в зале Капеллы состоялся концерт Финской музыки при участии хора Капеллы и симфонического оркестра Филармонии.
17 декабря 1989 г. Концерт Капеллы в зале Областной филармонии Новгорода. В программе сочинения Бетховена. Дирижер В.А.Чернушенко.
Солистка хора Капеллы.
Часть 7.22. 1990 г.
2 марта 1990 г. начались гастроли Капеллы по Западной Украине. Улетели самолётом во Львов. 9 марта концерт в Ивано-Франковске, последний концерт в Одессе.
3 марта Капелла пела «Всенощную» С. Рахманинова в концертном зале имени С.Ф.Людкевича Львовской Филармонии.
-Был только один концерт?
—Нет. Несколько хоровых концертов дали и в других населённых пунктах Львовской области. Были на экскурсии по городу, где очень много зелени, памятников, красивых старинных зданий и костёлов
Львов напоминает музей под открытым небом.
.
-Пришлось ли прогуляться по главному проспекту города, который, как и во многих городах Советского Союза, носил имя Ленина.
—Безусловно. Тем более, что этот широкий проспект с живописной аллеей каштанов и кленов заканчивается величественным зданием Львовского государственного академического театра оперы и балета имени Ивана Франко, куда наша инициативная группа не могла не сходить.
Львовский театр оперы и балета – архитектурная жемчужина Львова в классических традициях с использованием форм и деталей архитектуры ренессанса и барокко. Построен в 1900 г по проекту Зигмунда Горголевского. Особо изысканы формы фасада. Главный вход акцентирован тремя порталами с большой лоджией над ними, обогащенной спаренными колоннами ионического и коринфского ордеров. Скульптурное оформление многократно повторяет в своих деталях и композициях персонифицированные аллегории, подчеркивая жизненную основу театрального искусства. В нишах две фигуры: с мечом в руке – воплощение Трагедии (скульптор А.Попель), с маской – Комедии (скульптор Т.Баронч). Над главным карнизом фасада размещены десять фигур в полный рост, которые изображают Аполлона и девять муз (скульптор А.Попель). В тимпане фронтона – сложная, высокохудожественная композиция, раскрывающая идею жизни, выраженную в контрастных проявлениях радости и страдания. В центре её – мыслитель, сидящий на сфинксе (символ жизненной мудрости). Завершается фронтон скульптурами «Слава» (в центре), «Гений музыки» и «Гений Трагедии» (по бокам) работы П.Вийтовича. Интересен занавес театра, представляющий художественную ценность, — картина «Парнас» с изображением Богов Олимпа, выпускника Петербургской академии художеств Г.Семирадского.
-Что же вы слушали в этом красивом далеком от нас театре?
—В свободный для хора вечер в театре шел балет «Спартак» народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда композитора Арама Ильича Хачатуряна. Поэтому мы не только слушали музыку прославленного композитора, но и смотрели не в первый раз этот балет, широко шедший на подмостках многих театров страны. По нашему мнению, упитанные балерины не блистали талантом, который мы наблюдали на столичных сценах и на экранах, вышедшего в 1976 году одноименного кинофильма. Но внимательно рассматривали в антрактах замечательный зал и особенно необыкновенный занавес, который опускался в специальном защитном коробе.
18 марта 1990 г в Одесском театре оперы и балета состоялся концерт органно-хоровой музыки. В программе произведения Гречанинова, Бриттена и Бернстайна. Партию органа исполняет Ольга Минкина.
19 марта – вечер хоровой музыки в концертном зале Филармонии. Были исполнены «Литургия Иоанна Златоуста» и фрагменты «Всенощного бдения» П.И.Чайковского.
20 марта – «Реквием» Моцарта в зале Филармонии Одессы. Исполнители – Ленинградская Капелла и симфонический оркестр одесской Филармонии. Дирижер В.А.Чернушенко.
-Кто пел сольные партии в «Реквиеме»?
—Солисты Капеллы, в том числе и я. Собственно для меня это была последняя командировка с Капеллой и последнее сольное выступление, так как 11 апреля 1990 года мне исполнилось 55 лет, дающее право ухода на пенсию по возрасту, чем и воспользовалась.
Перечень репертуара и гастрольных поездок на этом заканчивается. Творческая жизнь хора Капеллы продолжается без участия нашей героини. Ниже несколько коротких заметок, которые ранее не попали в текст этого повествования.
-Одесса ассоциируется не только с концертной деятельностью, но и с отдыхом?
—Да, под Одессой есть облюбованное нашей семьёй местечко со звучным названием - Каролина-Бугаз. Туда давно проложила дорогу ещё мама Шура, которая вместе с мужем ездила туда в бархатный сезон практически ежегодно. Это местечко славится протяжённым песчаным пляжем между Чёрным морем и Днестровским лиманом и ныне застроено многочисленными пансионатами.
-Любопытно и название этого посёлка, начинающегося с красивого имени загадочной женщины, память о которой благодарные потомки сохранили до наших дней. Кое-что о жизни и судьбе этой женщины удалось найти.
— В гастрольных поездках по югу России вначале с ансамблем Северного флота, а затем с Капеллой я неоднократно посещала не только Одессу, но и Ялту. Концерты состоялись не только в самой Ялте, но и в округе, в частности в Ливадии, Алупке, Массандре, Севастополе и других курортных местах. Основную часть хора обычно размещали в гостинице в центре города, а я предпочитала жить в Массандре. В свободные дни посещала с экскурсиями известные курорты и дворцы, где наряду с именами царской семьи и царедворцев нередко упоминалось имя Каролины. Тайну этой загадочной женщины узнала только недавно, прочитав книгу В.В.Шигина «Тайный сыск генерала Витта» (2011 г), повествующую о малоизвестных страницах российской истории в период царствования императоров Александра I и Николая I. Главными действующими лицами в книге стали генерал де Витт, основатель военных поселений на юге России, участник Отечественной войны 1812 года, портрет которого художника Джорджа Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца и его жена. Он же одновременно создатель службы разведки, а его жена – Каролина была его помощницей во всех явных и тайных делах. Граф Витт за заслуги перед страной был награждён рядом земель на Украине, а также в Крыму, где имел поместье в Верхней Ореанде. Часть территории в устье Днестра он подарил своей любимой жене. По словам историка Л.Черейского, Каролина была одной из красивейших женщин своего времени, изящная и разносторонне образованная, тщеславная и ветреная. Она была высокого роста, её прекрасную фигуру с пышными плечами венчала головка, достойная Дианы.
Современники не без оснований называли её одесской Клеопатрой. Круг знакомств Каролины был обширен, она собрала обширную коллекцию автографов знаменитостей XIX века Европы. Ей объяснялись в любви многочисленные поклонники, ей посвящали стихи гениальные поэты Мицкевич и Пушкин. Одно из них, начинающееся словами «Что в имени тебе моём?» Пушкин записал своей рукой в альбом красавицы, видимо, в 1830 году.
«Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом….»
Впоследствии композитор А.А.Алябьев положил это стихотворение на музыку.
На территории Каролины-Бугаз располагалось небольшое садоводство, один из домиков которого принадлежал семейству одесситов Луговцевых, где нас всегда любезно принимали. По сохранившимся нескольким открыткам с видами Одессы, которые использовались при переписке по почте, можно уточнить, что я была там с мужем в отпуске, в частности, с 24 июля по 14 августа 1984 г.
-В журнале «Наше наследие» (№ 6 за 1991 г.) напечатана статья «Здесь жил великий композитор – Римский Корсаков». Была ли Капелла в усадьбе Любенск, которую купил композитор в 1907 г?
—Да, была, и не только в Любенске, который находится в Лужском районе Ленинградской области на берегу озера Песно. Чаще была с концертами хора и сольными выступлениями на юбилеях композитора в Тихвине на его родине. Пела арию Снегурочки из одноимённой оперы и Марфу из оперы «Царская невеста», а также романсы Римского-Корсакова, аккомпанировала Людмила Богомолова. Композитор больше любил деревенские места вблизи Луги, проводил там летние месяцы, писал на природе музыку. В частности, в 1898 году там сочинял оперу «Царская невеста» по драме Л.А.Мея, а в 1899 г – «Сказку о царе Салтане» на сюжет А.С.Пушкина в честь 100-летия со дня рождения поэта. Дом и другие постройки в Любенске деревянные. Господский дом, ныне музей композитора, около которого пела Капелла, бревенчатый с обшивкой и высоким каменным цоколем. На экскурсии было рассказано, что дом построен в середине XIX в, когда уже давно отошла эпоха «деревянного классицизма», и торжественные портики с колоннами уступили место балконам-террасам с крышей.
Из когда-то чудесного парка к подъезду дома вела небольшая берёзовая аллея. Летом 1907 г композитор сочинял свою пятнадцатую оперу «Золотой петушок» по сказке А.С.Пушкина. Она стала последней, летом следующего года в Любенске Римский-Корсаков скончался. После революции на этих землях был создан колхоз, значительная часть векового парка вырублена. Часть вещей из гостиной любенского дома в 1920-х годах вывезена в Лужский краеведческий музей. Там же находится и рояль композитора. Во время Великой Отечественной войны там размещались немецкие части, после ухода которых от усадьбы и деревни осталось пепелище. В 1967 г на территории усадеб Любенск и Вечаша, где композитор работал и отдыхал до покупки своей дачи, основан музей-заповедник.
В начале моей работы в Капелле Фёдор Михайлович Козлов поставил сценическую оперу Римского-Корсакова «Свитизянка» (официально называется – кантата для сопрано, тенора и смешенного хора, слова А.Мицкевича), где я пела главную партию, а моим партнером был Трушин, который маленького роста. Такие ситуации на сценах случаются не редко. Я вспомнила, что в Малом оперном театре Маргариту в опере «Фауст» пела высокая Богданова, а Фауста – невысокого роста тенор Довенман. Я не только часто слушала «Фауста», но и сама пела Маргариту с партнёром маленького роста Зайцевым (Фауст) в Доме культуры, которую ставил известный дирижёр Дониях. Я пела в тапочках, так как надо было не только петь, но и танцевать с зеркалом. Причём опера шла без купюр с Вальпургиевой ночью (идёт 1 ч 20 м.). В некоторых театрах эта опера идёт без балетной части, что значительно обедняет это произведение Ш.Гуно.
-Последнее время стало модным ставить оперы на исторические темы на открытых площадках старинных замков, у храмов и т.д. Так, Мариинский театр поёт в Выборге, Большой театр поставил оперу Римского-Корсакова «Псковитянка» в Кремле Пскова. Пела ли Капелла у стен Псковского Кремля?
—Да, пели на ступеньках храма, причем помню, что ступеньки были очень неудобные — узкие и высокие – подниматься и спускаться было трудно и опасно.
-Недавно в журнале «Наше наследие» (№2 за 1989 г) прочитал статью к 150-летию со дня рождения композитора М.П.Мусоргского. Отмечала ли Капелла этот юбилей?
—Да, Капелла ездила в Великие Луки и пела на родине композитора его произведения, в частности, «Молитву» на слова М.Ю.Лермонтова. Помню, что с нами ездил и солист Мариинского театра Борис Штоколов.
-В нашем домашнем архиве нет ни одной программки с твоим именем о сольном пении кантаты «Кармина Бурана». Ты же пела?
— Да. Впервые пела в командировке Капеллы в Свердловск с дирижером А.Л.Стасевичем. Это произведение для хора, солистов и оркестра написано известным немецким композитором Карлом Орфом (1895-1982). Кантата была написана на старинные латинские, немецкие и французские тексты, заимствованные из одноимённого рукописного сборника конца XIII века. (Кармина – означает «стихи, песни»; Бурана – латинское название местности в Баварии, где располагался монастырь, в котором была обнаружена рукопись). Основной пафос «Кармина Бурана» — в прославлении земной жизни людей, несмотря на жестокие подчас превратности Фортуны, постоянно ввергающей род человеческий в многочисленные соблазны и испытания. Композиционно кантата состоит из трёх частей. Первая часть называется «Primo vere» («Раннею весной») где хор славит приход Весны и живительную силу солнечных лучей. Во второй части «In taberna» (В таверне) нарисована картина бесшабашного пьяного веселья: «Пьёт хозяин, пьёт хозяйка, пьют солдаты, пьют монахи, старики и молодые, дураки и мудрецы…». В заключительной части «Cour L`amours» (Двор Любви) царит настроение любви, контрастно показаны любовные страдания и радости. Партия для сопрано в двух номерах третьей части («Если юноша и девушка») и («Любимый мой») не велика по времени, но очень трудна по исполнению. Видимо, по этой причине кантата К.Орфа исполняется не часто. Кантата состоит из 25 эпизодов:
1. О, Фортуна (хор)
2. Я оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой (хор)
3. Приближается весна (хор)
4. Всё согревает солнечный луч (соло баритона)
5. Тает, исчезает снег (хор)
6. Танец
7. Лес зеленеет (хор)
8. Купец, продай мне краску (соло сопрано и хор)
9. Хоровод (хор):
-Посмотри на меня, юноша
-Приди, приди, мой милый
10. Если бы мне принадлежал весь этот край (хор)
11. В великом гневе и смятении (соло баритона)
12. Плач жареного лебедя (соло тенора и мужской хор)
13. Я – аббат (соло баритона и мужской хор)
14. Когда мы в кабаке (мужской хор)
15. Любовь летает повсюду (соло сопрано)
16. И день, и ночь мне ненавистны (соло баритона)
17. Стояла девушка… сияло красотой ее лицо (соло сопрано)
18. Твоя красота заставляет меня вздыхать (соло баритона и хора)
19. Когда парень с девушкой (мужской хор)
20. Приди же, приди (хор)
21. На неверных весах моей души (соло сопрано)
22. Прекрасная пора (соло сопрано и баритона, хор)
23. Любимый мой (соло сопрано)
24. Привет тебе, прекраснейшая (хор)
25. О, Фортуна (хор)
В Капелле мы с тобой и Настей это произведение слушали 29 декабря 1993 г и 26 сентября 2002 года, когда партию сопрано пела Эмилия Титаренко.
-Недавно прочитал в журнале, что Чайковский умер от выпитого в ресторане Лейнера стакана сырой воды, которая оказалась зараженной холерной палочкой. Я был в доме-музее композитора под Москвой. Была ли Капелла там?
—Я неоднократно была в Клину, как с Капеллой, так и самостоятельно. Пела на каком-то юбилее все шесть песен из Детского альбома («Лизочек» и др.), а также не рекомендованную цензурой «Молитву», за исполнение которой получила нагоняй от партийного руководства; аккомпанировала концертмейстер Капеллы Людмила Богомолова.
Чайковский любил этот район Подмосковья. Здесь он обрёл покой после тяжёлого душевного кризиса в 1877-1878 годы и продолжительных путешествий по Европе и России. Во время долгих одиноких прогулок по окрестностям Клина композитор любил обдумывать свои будущие произведения. «Клинский период» был наиболее плодотворным в его творческой жизни. В этот период им были созданы опера «Пиковая дама», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая симфонии, симфония «Манфред». В доме-музее сохранились подлинные вещи композитора. На почётном месте по-прежнему стоит его рояль, к клавишам которого имели возможность прикоснуться только знаменитые музыканты.
-В каких странах была Капелла в эти годы?
— Это были Болгария, Германия, Голландия, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Югославия.
-Как готовились к зарубежным гастролям?
—Подготовка была особенно тщательной по всем линиям – художественной, административной, партийной и КГБ. В зарубежных поездках нас сопровождал представитель КГБ. С нами обычно ездил Николай Борисович, который положил глаз на незамужнюю Татьяну Иванову. Впоследствии навещал её дома в Вырице. Для прогулок по городу формировались группы по четыре человека. Один назначался старшим, который отвечал за поведение группы. Я была старшей при поездке в Финляндию. Мне «повезло»: в мою четвёрку кроме Инны Селезнёвой попали любители спиртного Ахтырченко и Буклагин, но всё прошло благополучно. В Германии я была в четверке Трушина, который всего боялся, даже пройти по соседней улице, не предусмотренной в утверждённом маршруте. На границе зверствовали только наши пограничники: осматривали всё, вплоть до карманов. Зарубежные пограничники ограничивались устными вопросами: наркотики, оружие, водка, на которую был лимит.
- Сколько раз ты была в Финляндии?
—Трижды. Два раза – в Савонлинне, и один раз в северо-восточных районах Финляндии. С 1967 г в небольшом городке Финляндии Савонлинне проводится международный фестиваль оперного искусства, куда приезжают не только любители музыки, но и туристы со всех частей планеты. Спектакли и концерты проходят в атмосфере подлинного средневековья в крепости Олавинлинна на фоне завораживающих пейзажей озёрного края Сайма в пору белых ночей. В спектаклях участвуют очень известные труппы Европы и Америки. В этом замке давала концерт и Капелла. Древний замок расположен в середине одного из многочисленных озёр, куда можно попасть через длинные узкие деревянные мостки, частично заливаемые водой в непогоду. После концерта в подвальном зале замка состоялся традиционный приём и банкет, на котором финские представители не сдерживали себя в соревновании за уничтожение спиртосодержащих напитков, которых было на столах в избытке.
-Была ли на спектакле в замке?
—Однажды были вдвоём с Чернушенко. Остальные воздержались из-за высокой стоимости входных билетов. Слушали оперу Джузеппе Верди «Трубадур». Зрительный зал во внутреннем дворе обладает уникальной акустикой и вмещает более двух тысяч кресел. Постановка и исполнение было вполне приличное. На сцену выводились живые лошади и собаки. Фестиваль длится практически весь июль месяц. В этот период население маленькой Савонлинны (30 тыс.) значительно увеличивается, в том числе и за счёт любителей музыки со всей Финляндии. В этом зале пели только один раз. В остальные дни ездили на автобусах по отличным дорогам в окрестные городки. Пели в основном в помещениях небольших местных католических храмов. Там после вечерней службы, куда съезжаются местные прихожане, ставятся скамейки, продаются билеты и храм превращается в концертный зал. Храмы в этот период были всегда переполнены, многие приезжают на своих машинах, где переодеваются в соответствующую празднику одежду, мужчины выходят в смокингах, женщины – в вечерних платьях. Везде идеальная чистота и порядок. Даже обычные деревянные уличные туалеты обеспечены качественной туалетной бумагой и тубусами с биопорошком против мух и неприятных запахов. В свободные от концертов дни были приглашены на обзорную экскурсию по озёрной Финляндии. Организует местный краеведческий музей, который располагает своим музейным флотом. Плыли по озёрам и протокам на пароме и пароходиках с верхним защитным тентом. Побывали и в Новом Валааме, где Ладожские монахи после русско-финской войны в 1940 г основали монастырь, который посещают многочисленные паломники. Пели в соборе, обедали с ними в трапезной обители. Экскурсию провёл на русском языке настоятель монастыря, который рассказал и историю с иконами, вывезенными с островного Валаама.
Примечание.
Принадлежит к Финской Православной церкви. Основан в 1940 году, когда примерно 190 монахов из Валаамского монастыря были эвакуированы в Восточную Финляндию во время Финской войны. Монастырь также принял монахов, бежавших из Коневецкого монастыря и Печенгского монастыря. В настоящее время это монастырь только для мужчин, принадлежащих к Финской Православной церкви, в братстве около 10 человек. В главном храме монастыря хранится чудотворная Коневская икона Божией Матери. Кроме того, в монастыре находится чудотворная Валаамская икона Богородицы.
-Я посчитал, что ты за свою творческую жизнь побывала с концертами более чем в 110 городах России.
—Не все города и веси попали в это повествование — хронику. Повидала и некоторые ближайшие к России восемь зарубежных стран. Не удивительно, что немного, т.к. в эти годы только ещё начался приоткрываться «железный занавес», открытый после распада СССР в 1991 году. Ныне Капелла получила возможность петь в любых странах мира, но уже без меня.
Ветераны артисты хора нередко приглашаются на юбилейные даты Капеллы.
Вместо заключения.
Певческая Капелла Санкт- Петербурга – старейший профессиональный музыкальный коллектив России, имеющий более чем 500-летнюю историю. В 1479 г указом Ивана III в Москве был создан хор государевых певчих дьяков. Первое торжественное богослужение, в котором он принял участие, проходило во время освящения Успенского собора Московского края. В 1701 г Пётр I переименовал его в придворный хор, и перевёз его на Неву, где певчие приняли участие в торжествах по случаю закладки новой столицы Российской империи, сопровождали государя в его поездках в Германию, Францию, Голландию, Польшу. В 1738 году по указу Анны Иоанновны при Капелле возникла первая специальная музыкальная школа. Благодаря императрице, малолетних певчих придворного хора начали обучать игре на оркестровых инструментах – все учащиеся должны были овладевать двумя музыкальными инструментами. В 1763 г при Екатерине II хор переименовали на иностранный манер в Императорскую придворную певческую капеллу. Такое название она носила вплоть до революции 1917 г. По большому счёту, цари и императоры не просто любили свой хор, но и принимали в его деятельности самое активное участие. Архивные материалы подтверждают, что государи были музыкально образованными людьми – этого требовала церковная служба. Сохранились образцы творчества Ивана Грозного. Есть свидетельства того, что и Пётр I часто вёл службу, даже иногда вставал в хор и пел вместе со всеми. Не случайно же голландцы называли его Питер-Бас.
С середины 1842 г при Капелле стали работать классы, готовящие руководителей церковных хоров. Кроме того, в придворном ведомстве был организован шляхетский рыцарский корпус для того, чтобы подростки — певчие, которые вынуждены покинуть хор из-за начавшейся ломки голоса, могли реализовать себя в других сферах искусства.
В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкального хора – завершилось формирование структуры Придворной Певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искутств (Шляхетский корпус).
В 1884 г обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения о высшем музыкальном образовании. В Императорской капелле воспитывались или служили виднейшие музыканты своего времени: итальянские композиторы Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Сарти, Чимароза; русские — Д.С.Ботнянский, А.Ф.Львов, М.И.Глинка, М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков, М.Ф.Полторацкий, А.С.Аренский, С.В.Смоленский, Г.Я.Ломакин, П.А.Богданов и др. В исполнении Капеллы впервые в России прозвучали «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза. В 1824 г Капелла представила слушателям Торжественную мессу Бетховена, и эта мировая премьера явилась единственным прижизненным исполнением бетховенского творения. После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы были выведены симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). В 1921 году на базе Придворного хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хор, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем и в Государственную академическую капеллу. В 1920 году в хор впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при капелле впервые были приняты девочки. В 20 веке Капеллу возглавляли М.Климов, А.Свешников, А.Дмитревский, А.Анисимов, Ф.Козлов и др. С 1974 г Капеллой руководит Владислав Чернушенко, усилиями которого в культурной жизни России был восстановлен громадный пласт русской духовной музыки. В обширном репертуаре Капеллы монументальные вокально-симфонические полотна и хоровые миниатюры, сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов. Вновь зазвучали духовные произведения Рахманинова, Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты XVII – XVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни.
С воссозданием в 1991 году симфонического оркестра возможности представлять на сцене капеллы крупные вокально-симфонические произведения стали безграничными. Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения составляют золотой репертуар капеллы Санкт-Петербурга.
Эту краткую справку уместно закончить словами выпускника хорового училища Капеллы Петра Петровича Левандо. «…Хор этот есть национальное достояние России. Один из светлых ликов Родины, её песня, её слава… Поистине судьба Капеллы удивительна и, несмотря ни на что, прекрасна судьба народа, её создавшего. Сохраненная в годы великих испытаний и бед, она утвердила в мире славу русского певческого искусства. Нынешней Капелле эта слава завещана. В ней – связь времен и преемственность традиций, в преумножении её – наш долг и жизнь наша.
Капелла Санкт-Петербурга – величественный памятник русской культуры. Но не музей, где время остановилось, а родник, утоляющий жажду прекрасного звучанием бессмертных творений человеческого гения». ( Из предисловия к альбому: «Певческая капелла Санкт-Петербурга». 1994).
Из истории зала Капеллы, которому в 1989 г исполнилось 100 лет.
Находившийся на участке от набережной реки Мойки до улицы Большой конюшенной каменный дом был куплен для певчих в 1771 г. В 1810 г архитектор Ф.Руско произвел ремонт зданий и частичную перепланировку. В 1830 г архитектор Л.Шарлемань пристраивает к главному корпусу концертный зал. В конце XIX в по заданию управляющего капеллой М.А.Балакирева была осуществлена реконструкция помещений под руководством и по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В результате концертный зал стал одним из лучших в мире. Уникальность акустики достигнута архитектором благодаря необычной конструкции помещения. Пол и потолок зала сделаны в виде скрипичной деки, которая прекрасно проводит и отражает звуки. 10 марта 1899 г состоялся первый публичный концерт инструментального класса. Фасад вновь перестроенного здания был увековечен именами людей, много сделавших для развития музыкального искусства: Разумовского, Ломакина, Львова, Бортнянского, Глинки, Турчанинова, Потулова.
Примечание. Историческая справка составлена с использованием сведений в интервью нынешнего художественного руководителя Капеллы Владислава Александровича Чернушенко, опубликованного в «Российской газете» 1 апреля 2010 года и буклета, посвященного музыкальному фестивалю Рахманинова (2013 г.). Часть фотографий хроники ленинградского периода заимствована из сайта Капеллы.
Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо.
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов.
Средь нас был юный барабанщик,
В атаках он шел впереди
С веселым другом барабаном,
С огнем большевистским в груди.
Однажды ночью на привале
Он песню веселую пел,
Но, пулей вражеской сраженный,
Пропеть до конца не успел.
С улыбкой юный барабанщик
На землю сырую упал…
И смолк наш юный барабанщик,
Его барабан замолчал…
Промчались годы боевые,
Окончен наш славный поход.
Погиб наш юный барабанщик,
Но песня о нем не умрет.
PS. REQUIEM.
4 июля 2015 года в 5 часов 47 минут утра в результате коварной болезни на 81 году жизни остановилось сердце Александры Александровны Агронской, героини этого краткого повествования о её становлении и творческом пути вместе с хором прославленной Ленинградской капеллы. Трудно выразить словами скорбь в связи с этой утратой. Наша семья лишилась обаятельной и талантливой женщины – любимой жены, матери и бабушки, личные человеческие и профессиональные качества которой получили достойное признание многочисленных друзей, коллег и просто знакомых. Пусть в вашей памяти она навсегда останется артисткой, выходящей на сцену в концертном платье.
(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )
Автор: Агронский М.Д. | слов 6152
1 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
3/09/2020 20:04:52
Как я счастлива была прочитать Ваш рассказ о жизни Александры Александровны! Жалко, что фотографии не открылись…. Это я, ученица североморской музыкальной школы, аккомпанировала ей на сцене Дома офицеров романс Чайковского «Примиренье», Сохранилась даже фотография. Спасибо Вам большое! С уважением, Наталия Цыгикало