Солистка хора Капеллы (8)

Часть 7.2. 1970 г.

-1970 год знаменателен тем, что страна широко отметила ленинский столетний юбилей. Каков репертуар хора в этот период?

—Капелла подготовила и исполнила ряд новых произведений.

Дирижер Арвид Янсонс. 1951 г.

4 января 1970 г в Большом зале ленинградской филармонии состоялось первое исполнение поэмы В.Салманова «Ода Ленину», созданной к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Об этом сообщает в рубрике «Премьеры сезона» газеты «Вечерний Ленинград» от12 января 1970 г. музыковед доктор искусствоведения А.Н.Сохор. «Ода Ленину» В.Салманова (для солиста, хора и оркестра) на стихи замечательного чилийского поэта П.Неруды (перевод О.Савича). Это произведение, безусловно, относится к числу подлинных творческих удач композитора. В его музыке есть и широкий размах, порождённый могучими «вселенскими» образами стихов, и та искренняя, чистая, свободная от сентиментальности сердечная теплота, которая с самого начала внушает слушателям доверие к автору. Ленин показан здесь великим и в то же время земным человеком, заслуживающим горячую любовь и благодарность всех народов планеты. «Ода» Салманова – настоящее вокальное произведение, где выразительные возможности голосов – и солиста, и хора – использованы полно и разнообразно, а кое в чём и не совсем обычно. Так, во второй части, где речь идёт о революции, хор не только поёт, но и говорит, дружно скандируя части фраз или переходя на сплошной речевой гул, создавая тем самым звуковой образ бурлящей людской массы. Кажется, будто огромная толпа возбуждённо переговаривается, бросает реплики, многократно повторяет отдельные слова. Речевые вставки, возникая в качестве контрастирующих эпизодов в середине пения, накладываются обычно на оркестровое звучание, органично сливаются с ним так, что музыкальное единство произведения не нарушается. …. «Ода Ленину» нашла хороших исполнителей в лице певца Николая Калошина, хора ленинградской академической Капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов) и оркестра ленинградской филармонии под управлением А.Янсонса, по праву разделивших с автором большой успех её концертной премьеры».
10 января 1970 г в Риге открылся Фестиваль музыкального искусства Ленинграда. Об этом пишет в газете «Вечерний Ленинград» от 13 января музыковед профессор Михаил Бялик. «Смотр музыкального искусства Ленинграда в Латвии открылся вечером, а утром его участники отправились в Саласпилс (бывший гитлеровский лагерь смерти). Вечером 11 января в концертном зале республиканской Филармонии прозвучала «Ленинградская поэма» Геннадия Белова. Это вокально-симфоническое произведение написано на стихи Ольги Берггольц, созданные поэтессой в осаждённом Ленинграде и ставшие поэтическим символом мужества и духовного величия города революции. Исполнители: ленинградская Капелла, оркестр ленинградской филармонии под управлением А.Янсонса и артистка театра имени А.С.Пушкина Л.Петухова. Хор Капеллы исполнил также новое произведение Вениамина Баснера «Колыбельная», написанная композитором на текст песни, которую некогда в Симбирске пела маленькому Володе Ульянову его мать Мария Александровна. Среди наиболее значительных номеров программы – концерт для хора без сопровождения «Лебёдушка» В.Салманова».

В последнем репортаже из Риги в «Вечёрке» от 19 января М.Бялик сообщил, что Капелла выступила с сольным концертом по местному телевидению. А завершился фестиваль концертом в Домском соборе, где хор Капеллы и оркестр ленинградской филармонии под управлением Н.Рабиновича исполнили Большую мессу В. Моцарта. На репетиции этого концерта произошёл редкий инцидент. Артисты хора и оркестра разместились на хорах, расположенных на значительной высоте собора. Когда начался концерт и пошла музыка, на невысокое ограждение этой площадки сел Фёдор Михайлович Козлов. Вместо своего вступления хор онемел от ужаса, что художественный руководитель может упасть с такой высоты с печальными последствиями. После нескольких секунд паузы кто-то из хора прошептал: «Слезь!». После немедленного выполнения этой команды появился и голос у хора.

2 апреля 1970 г в Большом зале ленинградской филармонии состоялось торжественное открытие шестой «Музыкальной весны». В первом концерте прозвучали сюита из балета «Овод» композитора А.Чернова и произведения, созданные недавно ленинградскими композиторами – «Ода Ленину» В.Салманова, концерт для скрипки В.Арзуманова. Впервые исполнена Третья симфония Мартынова. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской филармонии (дирижеры А.Янсонс и А.Дмитриев) и хор Ленинградской академической капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов). Солисты Ф.Хиршхорн (скрипач) и Н.Калошин.

Во второй день «Музыкальной весны» в зале Капеллы прозвучали произведения ленинградских композиторов, в том числе камерная кантата «Вьюга» Л.Пригожина по поэме А.Блока «Двенадцать». В концерте приняли участие Симфонический оркестр филармонии (дирижер Ю.Серебряков) и камерный хор Дома культуры пищевой промышленности (руководитель В.Чернушенко). Солисты-певцы Н.Вайнер, Г.Селезнев и Н.Калошин.

4 апреля 1970 г в Большом зале Филармонии была исполнена поэма-кантата «Солнце встало над Россией» А.Пресленёва на стихи А.Прокофьева и А.Чепурова и кантата «Ковровщики» Б.Архимандритова на стихи Б.Брехта. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской филармонии под управлением В.Федотова и Э.Серова и ленинградская капелла, солист В.Юшманов и чтец М.Павлов.

На эти концерты откликнулась доктор искусствоведения Л.Г.Данько в газете «Ленинградская правда» от 7 апреля в статье «Музыка молодых». «…Звучит поэма-кантата А.Пресленёва «Солнце встало над Россией». Небольшое произведение для хора и оркестра на слова А.Прокофьева и А.Чепурова написано по типу народного сказания. Рождение В.И.Ленина образно связано с весенним обновлением природы, ярким солнечным светом, озарившим судьбы людей. По-русски распевные, величавые темы, искренность и эмоциональная взволнованность музыки словно задают тон всему концерту…. Исполняется второе произведение – кантата «Ковровщики» Б.Архимандритова на слова Б.Брехта. Необычно ее образное содержание, основанное на подлинном бытовом эпизоде. Величие ленинских идей простые люди восприняли через собственное благо, дарованное им революцией…. Время действия – двадцать пятый год, место – отдалённое селение. Кантата написана для чтеца, солиста и хора, четырёх труб , ударных инструментов и струнного оркестра. По форме она приближается к театрализованному действию, в котором музыка дополняет и поясняет содержание стихов, выявляя их эмоциональный подтекст. И музыкальный строй кантаты Б.Архимандритова и её неторопливый, обстоятельно-серьёзный тон напоминают образы восточного эпоса, выражающие любовь людей труда к пролетарскому вождю…. «Ковровшики» — новое слово в музыкальной Лениниане, обогатившее её чертами большой человечности и простоты…. (В концерте была исполнена и Первая симфония Б.Тищенко). Молодых композиторов успешно представляли молодые дирижеры В.Федотов и Э.Серов, симфонический оркестр ленинградской филармонии и хор ленинградской академической капеллы».

6 апреля в своём зале Капелла дала сольный концерт с участием мальчиков Хорового училища. Под управлением Ф.Козлова прозвучали произведения ленинградских композиторов. В том числе песня А.Петрова «Он родился весной», посвященная Ильичу. С образом Ленина связано и крупное произведение для детского хора с оркестром – кантата композитора В.Витлина на слова Л.Барбас «Именем Ленина». В нескольких контрастных частях кантаты раскрываются образы счастливого детства. С настоящей серьёзностью и воодушевлением спели юные артисты два фрагмента из хорового цикла В.Салманова на стихи русских поэтов – «Ночь» (слова И.Никитина) и «Родник» (слова И.Бунина). Прозвучали также произведения для ребят композиторов Ю.Корнакова «В детском парке» и В.Кузнецова «Молодые капитаны». Слушатели тепло встретили исполненные хором Капеллы «Балладу о 26» Г.Белова на слова Сергея Есенина и сочинения московских авторов Р.Щедрина , А.Флярковского и др.

9 апреля 1970 г в своём зале хор Капеллы исполнил ораторию В.Салманова «Двенадцать» на стихи А.Блока. Во втором отделении стихи и поэмы А.Блока читал Владимир Ларионов.

28 апреля 1970 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: Бетховен. Седьмая симфония и «Фантазия» для фортепиано, хора и симфонического оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии (дирижер профессор Н.Рабинович) и хор академической Капеллы. Солистка Екатерина Мурина.

5 мая 1970 г. Концерт в зале Капеллы, прозвучали Фрагменты из «Реквиема» Дмитрия Кабалевского для смешанного хора, хора мальчиков и солистов на слова Роберта Рождественского. Во втором отделении поэт Р. Рождественский читал свои стихи и поэмы.

21 мая 1970 г. В зале Капеллы тематический вечер «Музыка и поэзия». Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской филармонии, хор Капеллы, Виталий Громадский (певец-бас из Москвы) и чтец Лев Елисеев.

26 мая 1970 г. В зале Капеллы концерт русской хоровой музыки. В программе – Глинка, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

1 июня 1970 г. «Реквием» Верди в зале Капеллы исполнили симфонический оркестр ленинградской Филармонии (дирижёр Юрий Ефимов) и хор ленинградской академической Капеллы. Солисты: Людмила Филатова, Игорь Новолошников, Евгения Целовальник, Валентин Кузнецов.

10 июня 1970 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: Д.С.Бортнянский (концерт-монография).

I отделение:
Увертюра к опере «Сын-соперник».
Ария Дон Карлоса.
Ария Дон Педро.
Романс из оперы «Сокол».
Ариетта девушки, продающей цветы.
Ария Элеоноры.
Ария Альбертины.
Увертюра и хор из оперы «Сокол».
Колыбельная из оперы «Сын-соперник».
Певец во стане русских воинов – песня с хором.

II отделение:
Концерт для хора № 27 «Гласом моим….».
Ляргетто для деревянных, духовых и волторны.
Гатчинский марш.
Симфония си бемоль мажор.

Исполнители: оркестр старинной и современной музыки (дирижер лауреат государственной премии Г.И.Благодатов) и хор Капеллы (художественный руководитель и главный дирижер Ф.Козлов). Солисты: заслуженная артистка РСФСР Кира Изотова (сопрано), Анатолий Манухов (тенор), Андрей Большеянов (кларнет).

Кира Владимировна Изотова.

23 июня 1970 г газета Ленинградская правда опубликовала отклик доктора филологических наук А.А.Гозенпуда на последние выступления ленинградской Капеллы в своём зале. «Русская музыка XVIII века известна неизмеримо меньше, чем литература и изобразительное искусство той же эпохи, хотя не уступает им в художественном отношении…. К сожалению, многие прекрасные сочинения русских композиторов XVIII в появляются на концертной эстраде чрезвычайно редко. Значительная их часть до сих пор не издана и, по существу, неизвестна широкой аудитории. Между тем они сохранили до наших дней свою эстетическую ценность, не говоря об исторической…. Доказательство – состоявшийся в зале Капеллы концерт из произведений Д.С.Бортнянского (1751-1825), впервые столь широко представивший творчество этого великого композитора…. Музыка Бортнянского покоряет поэтической одухотворённостью, прозрачной ясностью, задушевным мелодизмом. Композитора принято относить к представителям классицизма, но как много в его творчестве сентименталистских и романтических настроений…. При естественной родственности Моцарту и Гайдну, Бортнянский – композитор глубоко национальный: в его мелодике чувствуется непосредственное воздействие русской и в особенности украинской песни. Мудрый и простодушный, он постигал мир в гармоническом единстве и целостности. Отсюда оптимизм его музыки, в которой настроения печали лишь оттеняют радость, веру в победу света и добра. Несомненная и большая удача концерта в том, что все исполнители – оркестр старинной и современной музыки ленинградской областной филармонии (дирижер Г.Благодатов), ленинградская академическая Капелла (главный дирижер Ф. Козлов) и солисты тонко передали особенности стиля композитора…. Оркестр превосходно аккомпанировал солистам и хору. Высокую музыкальность, тонкое чувство стиля и понимание творчества Бортнянского проявили К.Изотова и А.Манухов (арии из опер)…. С большим подъемом была исполнена А.Мануховым и хором песня «Певец во стане русских воинов» на текст Жуковского. Высокой похвалы заслуживает выступление Капеллы. Очаровательная «Колыбельная» из оперы «Сын-соперник», требующая тончайшей нюансировки, прозвучала с редкой выразительностью. Но, конечно, подлинной кульминацией было проникновенное исполнение Концерта № 27 «Гласом моим ко Господу воззвах», являющегося одной из вершин русского хорового искусства. Совершенство исполнения этого концерта показало, какими творческими возможностями обладает замечательный коллектив и его руководитель Ф.М.Козлов….»

29 сентября 1970 г выезд хора Капеллы на гастроли по городам Сибири через Москву.

2 октября в 18.00 прибыли в Томск.

3 и 4 октября состоялись утренние репетиции и вечером концерты – Реквием Моцарта.

5 октября утром репетиция и сольный концерт на телевидении. Экскурсия в Краеведческий музей и Ботанический сад Томска.

7октября – репетиция и сольный концерт в Новосибирске.

8 октября — концерт в Академгородке Новосибирска.

9 октября — репетиция и культпоход в кинотеатр на кинофильм «Чайковский».

10 октября — репетиция и концерт на ТВ. Культпоход в театр «Красный факел» на спектакль «В ночь лунного затмения».

Новосибирск. Театр «Красный факел».

11 октября — концерт: Большая месса до-минор Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Новосибирской филармонии и хор капеллы. Солисты: Ю.Антонова (сопрано), И.Шмакова (меццо-сопрано), С.Бронин (тенор), лауреат Всесоюзного и международного конкурсов Г.Селезнев. Дирижер Арнольд Кац.

Газета «Вечерний Новосибирск» 16 октября 1970 г напечатала заметку Д.Орлова «Открытие симфонического сезона» в концертном зале филармонии. «Вечный солнечный свет в музыке» — так говорят о творчестве гениального австрийского композитора XVIII века Моцарта. Мало кому из композиторов удавалось мыслить звуками с такой яркостью, простотой и обаянием достичь в своих творениях подобного сочетания доступности, «общительности», с жизненной правдивостью и глубиной. Произведения Моцарта отличаются оптимизмом, высоким гуманизмом, в них выражены глубокая вера в торжество светлых идеалов, богатство душевного мира человека…

Несмотря на духовный латинский текст, месса далека от ортодоксальной церковной музыки. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает в ней глубочайший мир человеческих переживаний – горестных и радостных, высокие нравственные идеалы. Многочастная месса (18 номеров) исполнялась в течение двух отделений. Высокая музыкальная культура дирижера А.Каца, солистов хора и оркестра позволили с большим успехом, подлинным артистизмом раскрыть перед слушателями глубокий драматизм и светлый возвышенный тонус Большой мессы Моцарта…»

12 октября – выходной и экскурсия по городу (32 чел.)

13 и 14 октября – репетиция и концерт. Бетховен.

Не могла не откликнуться на этот концерт В.Бородина, опубликовав заметку под названием «Звучит симфония радости» в местной газете «Вечерний Новосибирск» от 18 октября 1970 года. «Новый сезон симфонического оркестра начался с исполнений произведений Бетховена. И не случайно: в декабре празднуется 200-летие со дня рождения великого композитора. (Два дня в концертном зале филармонии будет звучать «Девятая симфония» Бетховена в исполнении симфонического оркестра Новосибирской филармонии и хора Ленинградской капеллы). «Девятая симфония», по словам Р.Роллана – бессмертное свидетельство о великой мечте, всегда таящейся в сердцах людей…». Далее автор отметила, что не всё ровно прозвучало в симфонии, что связано со сжатыми репетиционными сроками и сложностью исполняемого произведения.

-В анонсе и газетной заметке не названы фамилии солистов хора. Ты не помнишь, кто пел это произведение? Не те же, кто пел Моцарта?.

—Нет, тогда партию сопрано в крупных произведениях обычно пела Галя Лобова, обладавшая мощным красивым голосом, меццо, наверное, М.Грозная. Остальных исполнителей квартета не помню.

16 октября 1970 года хор Капеллы приехал в город Омск.

17 октября – репетиция и концерт на радио города Омска

18.10.1970 г – В концертном зале Омской Филармонии была исполнена оратория – поэма В.Салманова «Двенадцать» на стихи А.Блока. Дирижировал Семён Коган. Оратория состоит из шести частей: Ветер, Двенадцать, Старый мир, Вьюга, Смерть Катьки и Вдаль. 3 часть «Старый мир», к примеру, после элегически окрашенного оркестрового вступления рисует в трех строфах выступления хора образы старого мира:

«Не слышно шума городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового-
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрёстке
И в воротник упрятал нос,
А рядом жмётся шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пёс.
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост!»

Музыка основана на мелодии сентиментального городского романса и завершается лирическим «отыгрышем» оркестра.

Омск. Зал филармонии.

19 октября – репетиция и экскурсия по городу.

Из энциклопедии. Город расположен при впадении реки Омь в 2550 км от Москвы. Второй по численности населения в Сибири (1100 тыс. чел.) после Новосибирска. Центральная часть города расположена на правобережье Иртыша, по обеим сторонам Оми.

Река Омь.

Город основан в 1716 году как пограничная крепость для защиты от набегов кочевников и как опорный пункт для дальнейшего освоения русскими степных пространств Сибири. Омск был административным центром Сибирского казачьего войска (1808-1917), Западно-Сибирского (1824-1882) и Степного (1882-1917) генерал-губернаторств. В конце 19 в городе насчитывалось 3300 зданий, в т.ч. 74 каменных, среди них наиболее выделялись церкви, дом генерал-губернатора, сибирский кадетский корпус.

Омск. Сквер имени Дзержинского. 1965 г.

Омск. Дворец культуры нефтяников. 1967 г.

Омск. Никольский казачий собор, 1840, архитектор В.П.Стасов. (Зал органной и камерной музыки).

Омск. Дворец генерал-губернатора (1861, архитектор Ф.Ф.Вагнер). Ныне здесь картинная галерея имени М.А.Врубеля.

Омский кадетский корпус (1826, архитектор А.Д.Захаров). Современный вид.

Из известных лиц в кадетском корпусе учились: исследователь Центральной Азии Г.Н.Потанин, казахский учёный и путешественник Ч.Ч.Валиханов, генералы Л.Г.Корнилов и Д.М.Карбышев. Омск – родина поэта И.Ф.Анненского, художника М.А.Врубеля, ученого-геолога М.А.Усова, композитора В.Я.Шебалина, поэта Л.Н.Мартынова и др.

20 октября — репетиция и концерт: «Реквием» Моцарта в зале филармонии.

Омск. Концертный зал. Современное фото.

21 октября – репетиция и сольный концерт на ТВ.

22 октября – запись на радио и культпоход в театр Музыкальной комедии на спектакль «Король вальса».

Омск. Театр музыкальной комедии. Фото 1960-х.

Омский драматический театр

Омск. Свято-Успенский кафедральный собор (1898, архитектор Э.Виррих)

Из интернета
Архитектор взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови. Строительство было начато 16 июля 1891 году. Первый камень в основание собора заложил путешествовавший по стране цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II.

9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.

8 сентября 1905 года в Омск прибывает Иоанн Кронштадтский, который служит в Успенском соборе литургию, благословив омичей и отчитав проповедь.

С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открываются детские площадки, на которых с детьми занимаются педагоги.

26 августа 1912 года в Омске широко отмечается Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.

21 февраля 1913 года в соборе служится молебен в честь 300-летия Дома Романовых. После богослужения организуется крестный ход и церковный парад.

10 марта 1917 года состоялся народный праздник (в честь свержения самодержавия), мартовские торжества гражданских свобод на площади у Успенского собора. Начались гонения на православие.

В 1919 году власть в Омске переходит в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавляет крестный ход от Успенского собора к дому Верховного правителя России А. Колчака.

После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передан «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам). Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.

В 1933 году с собора были сняты колокола и переплавлены на нужды индустриализации страны. В 1934 году вся церковная утварь была передана в созданный Музей атеизма и впоследствии утеряна. Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.

17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания. В том же году храм был взорван.

14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора.

Новый Успенский собор был торжественно освящён 15 июля 2007 года. В праздничных мероприятиях, посвящённых открытию собора, приняли участие солисты Большого театра В. Маторин, Т. Ерастова и А. Захаров, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В.Талызина, Д.Певцов, С.Захаров и др. После концерта, в котором приняли участие более 800 артистов со всей России, состоялся грандиозный фейерверк.

Успенский собор считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России.

Омск. Бывший дом купца Батюшкина.

Столетие назад купец, построивший респектабельного вида особняк на берегу Иртыша, и архитектор, его создавший, не предполагали, какой удивительной и сложной окажется в дальнейшем судьба этого дома.

Каменный дом (редкость в купеческой среде) был построен на Береговой улице в 1902 г., на месте бывших огородов жителей Ильинского форштадта (ныне, Иртышская наб., 9). Особняк площадью более 500 кв. метров предназначался для проживания большой и состоятельной купеческой семьи Батюшкиных (они имели в городе и другие дома). Первым владельцем дома был купец Алексей Батюшкин. В 1911-1912 г.г. особняк перешел по наследству к его сыну Капитону Алексеевичу, служившему учителем в Воскресенском мужском приходском училище.

Достоверно не установлено, кто был архитектором особняка на Береговой. Есть предположение, что им мог являться известный гражданский инженер, архитектор И.Г. Хворинов (1835—1914).. Спустя столетие дом продолжает впечатлять импозантность и добротность архитектуры, которую создавал мастер эпохи эклектики, руководствуясь принципом своего времени — «архитектура делается человеком и для человека».

Исконные владельцы особняка недолго прожили в своем доме на Береговой улице. В 1918 г. в нем уже размешались службы Министерства снабжения и продовольствия Российского правительства. А с конца декабря 1918 по ноябрь 1919 г. дому предстояло на время стать резиденцией Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. Стратегически удобным было месторасположение дома, привлекал его представительный внешний вид. В этот период здесь побывали военные и политические деятели белой России, представители иностранных миссий (Дж. Элиот, Дж. Уорд, М. Жаннен и др.).

По рассказам старожилов, вся усадьба была огорожена и тщательно охранялась солдатами. В августе 1919 г. в особняке все же прогремел взрыв — на Колчака было совершено покушение. Он не пострадал, однако были разрушены некоторые подсобные помещения дома. 12 ноября 1919 года Верховный правитель и его министры покинули Омск.

Перипетии Истории оставили след в названии дома — часто его называют Домом Колчака. В настоящее время на северном фасаде здания помещена мемориальная доска в память о пребывании здесь легендарного адмирала.

После занятия Омска отрядами Красной армии в особняке разместили Сибирское управление учебными заведениями. В 1920-е сюда вселился детский дом, а с января 1930 г. на многие годы помещения занял костно-туберкулезный санаторий, созданный при содействии Н.К. Крупской. С 1970 по 1985 г. в особняке размещался строго охраняемый цех картографической фабрики. В 1987 г. была проведена реконструкция особняка Батюшкина. В нем разместился музей Гражданской войны, где значительные события связаны с именем Колчака.

-Судьба адмирала Колчака тебе хорошо известна. Желающих узнать об этом подробнее, рекомендую публикацию доктора исторических наук Юлии Кантор «Допрос и расстрел адмирала» в еженедельнике «24 часа» от 27 февраля 2014 г. В нашей домашней библиотеке есть несколько книг, посвященных его жизни и трагической смерти уже не в Омске. На экраны недавно вышел фильм с участием в главных ролях Хабенского и Боярской. Во время гастролей у вас была экскурсия по городу. Запомнился ли дом бывшего купца?

— Дом запомнила, но в нем находилось предприятие. Вообще говоря, в Омске по сравнению с другими большими городами Сибири смотреть особенно нечего. Впечатляют в первую очередь картины речного простора, бесконечная береговая полоса. Кстати, мы и жили в гостинице на берегу Иртыша. Представленные выше фотографии дают представление о состоянии современного города, в том числе и вид отреставрированного дома купца Батюшкина. Ниже краткие сведения из упомянутой статьи Ю.Кантор.

«Место дома выбрано неслучайно: этот особняк является «свидетелем и участником» фатальных событий отечественной истории — здесь в 1918-1919 гг. располагалась резиденция Верховного правителя России — адмирала Колчака, а затем — Сибирское управление учебных заведений и омская ЧК. Небольшая, но емкая экспозиция рассказывает о Гражданской войне в Сибири объективно — без «заигрывания» со сторонниками красных или апологетами белых. Воссозданы после реставрации интерьеры кабинета Колчака, его приемной и других помещений. Электронные ресурсы и оригиналы документов и новейшие научные и публицистические издания дают возможность ощутить эпоху, а кадры уникальной кинохроники позволяют увидеть Колчака, Жанена и других героев и антигероев этой историко-политической драмы.

18 ноября 1918 года жители Омска увидели расклеенные по всему городу листовки — «Обращение к населению России», сообщавшее о свержении Всероссийского Временного правительства (Директории) и о том, что Верховным правителем с «диктаторскими полномочиями» стал Александр Колчак. «Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях Гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевизмом, установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему свету», — с этой присягой Колчак вошел в политическую историю.

Колчак возглавил правительство, которое функционировало более года на обширной территории России, захватило половину золотого запаса страны и создало реальную угрозу власти большевиков. Верховному правителю России присягнули другие белые силы (хотя далеко не все они эту присягу выполнили — движение осталось раздробленным)

Программа Верховного правителя предусматривала: уничтожение большевизма, «восстановление законности и правопорядка»; воссоздание русской армии; созыв нового Учредительного собрания для решения вопроса о государственном строе России; продолжение Столыпинской аграрной реформы без сохранения помещичьего землевладения, денационализация промышленности, банков и транспорта, сохранение демократического рабочего законодательства, всемерное развитие производительных сил России; сохранение территориальной целостности и суверенитета России. Однако в условиях Гражданской войны эта программа осталась лишь благим пожеланием.

Колчак допустил стратегический просчет, сделав ставку на западную помощь. Союзники были вовсе не заинтересованы в независимости России и тем более в ее единстве и неделимости. Самым трудным для Верховного правителя оказался национальный вопрос: отстаивая идею единой и неделимой России Колчак оттолкнул от себя всех лидеров государств, образовавшихся после распада империи. Западные же союзники поддержали этот «парад суверенитетов».

Объявляя большевиков «врагами народа» (и, кстати, подарив им сам этот термин), которых необходимо уничтожить, Колчак и его сподвижники не осознавали, что Ленин, увы, стал харизматическим вождем движения, увлекшего миллионы людей обещаниями ликвидировать бедность, социальное неравенство и построить новое, справедливое общество.

Свои политические убеждения адмирал формулировал внятно: «Будем называть вещи своими именами, как это ни тяжело для нашего отечества: ведь в основе гуманности, пацифизма, братства рас лежит простейшая животная трусость…». Еще одна оценка: «Что такое демократия? — Это развращенная народная масса, желающая власти. Власть не может принадлежать массам в силу закона глупости числа: каждый практический политический деятель, если он не шарлатан, знает, что решение двух людей всегда хуже одного…» Это сказано в 1919-м.

В Омск к Колчаку, презрев условности устоев, приехала Анна Тимирева. С момента их знакомства, переросшего в роман в письмах, прошло четыре года. У каждого семья, у обоих — сыновья. Она первой призналась ему в любви — с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. «Я сказала ему, что люблю его».

Красные наступали стремительно и неотвратимо. Их Пятая армия под командованием одного из самых успешных полководцев Гражданской войны 26-летнего Михаила Тухачевского с боями приближалась к Омску. «Поручик-командарм» был не только одним из нескольких тысяч царских офицеров, добровольно перешедших на службу к большевикам, — он был в числе ее создателей, летом 1918 года по личному распоряжению Ленина командированный создавать отряды Первой армии Советов. К моменту омского наступления за его спиной был уже несокрушимый успех. «Русская революция дала своих красных маршалов — Ворошилов, Каменев, Егоров, Блюхер, Буденный, Котовский, Гай, но самым талантливым красным полководцем, не знавшим поражений в гражданской войне… оказался Михаил Николаевич Тухачевский.

Михаил Тухачевский, 1920 г. Фото: ЦА ФСБ России

Тухачевский победил белых под Симбирском, спасши Советы в момент смертельной катастрофы, когда в палатах древнего Кремля лежал тяжелораненый Ленин. На Урале он выиграл «советскую Марну» и, отчаянно форсировав Уральский хребет, разбил белые армии адмирала Колчака и чехов на равнинах Сибири», — такую оценку Тухачевскому дал отнюдь не друг — убежденный антибольшевик, эмигрантский историк белого движения Роман Гуль.

23 октября – прибыли в Тюмень.

24 и 25 октября – репетиция и выступление в концертном зале областной филармонии. Об этом сообщила местная газета «Тюменская правда» от 17 октября. В программе произведения русских и советских композиторов. В этой же газете от 23 октября в рубрике «Гости тюменской сцены» помещена заметка заслуженного работника культуры РСФСР А.Проскурякова «Старейшая в стране».

«Значительным событием в музыкальной жизни Тюмени будут концерты Ленинградской капеллы. Этот старейший коллектив страны посетит наш город впервые… Далее, после краткого сообщения об истории хора автор продолжает: …Капелла сегодняшнего дня – это неутомимый пропагандист произведений советских композиторов. Основой её творческой деятельности является хоровое пение без сопровождения. В репертуаре хора – кантатно-ораториальные сочинения Баха, Бетховена, Моцарта, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Кабалевского и др.».

26 октября – экскурсия в Краеведческий музей Тюмени и отъезд.

27 октября – прибытие в Свердловск, репетиция и выступление в Концертном зале филармонии. В программе: Бетховен. Увертюра «Эгмонт» и Первый концерт для фортепиано с оркестром. Во втором отделении: Салманов «Двенадцать» — поэма-оратория на слова А.Блока. Исполнители: Свердловский симфонический оркестр и хор ленинградской капеллы имени М.И.Глинки. (Художественный руководитель и главный дирижер хора Ф.М.Козлов). Дирижер Н.Чунихин. Солист Л.Власенко (фортепьяно).

28 октября – репетиция и концерт в том же зале. В программе Первая и Девятая симфонии Бетховена. Исполнители: Свердловский симфонический оркестр и хор Капеллы. Солисты: Ю.Антонова (сопрано), Е.Гороховская (меццо-сопрано), Е.Попов (тенор) и Г.Селезнев (бас). Дирижер М.Паверман.

29 октября – репетиция, экскурсия по городу (15 чел) и культпоход в Театр оперы и балета на оперу Верди «Травиата».

Свердловск. Театр оперы и балета имени А.В.Луначарского. 1972.

Свердловск. Проспект имени Ленина.1972.

Свердловск. Памятник Я.М.Свердлову. 1970.

30 октября – репетиция и концерт. В программе Салманов «Двенадцать».

31 октября и 1 ноября – репетиция и концерт: Большая месса Моцарта. 2 ноября выехали на поезде в Ленинград.

В местной газете две статьи отметили впечатления о концертах. Э.Абайдуллина в заметке «Глинкой благословенная» после краткой истории хора пишет: «Впервые в нашем городе прозвучит поэма-оратория «Двенадцать» (по А.Блоку) В.Салманова и Большая месса Моцарта. Это очень сложные партитуры и ленинградцы являются пока единственными их исполнителями. Свои поистине безграничные возможности Капелла продемонстрировала в сольном концерте. Хотелось бы отметить революционную песню «Слушай», которая прозвучала как драматическая поэма, композиционно безупречно выстроенная, на редкость богатая по нюансировке. Подлинная виртуозность и техническое совершенство отличали исполнение «Песен, вырвавшихся из ада» А.Флярковского Написанные на слова поэтов Анголы, они, как и поэма-оратория «Двенадцать», требуют не только вокального мастерства, но и большого эмоционального напряжения. После энергичных ритмов первого отделения по-особому светло и умиротворенно прозвучала старинная русская музыка Глинки и Бортнянского.

В последние годы в исполнении Капеллы с особой силой прозвучала новая музыка советских композиторов. Художественный руководитель и главный дирижер Ф.М.Козлов видит в этом одно из основных творческих направлений коллектива. Уже несколько лет в январе (дни снятия блокады) в Ленинградской филармонии Капелла поёт «Ленинградскую поэму» Г.Белова, написанную на блокадные стихи Ольги Берггольц. А в мае (это тоже традиция) «Реквием» Д.Кабалевского звучит в память о павших в минувшей войне. В репертуаре хора «Ода Ленину» В.Салманова, «Ковровщики» В.Архимандритова, «Баллада о 26-ти» Г.Белова и др… Дмитрий Кабалевский написал для хора «Письмо в XXX век» на слова Р.Рождественского. И не в этом ли «первопроходстве» секрет вечной молодости старинной капеллы?» (Газета «Уральский рабочий» от 30 октября 1970 г).

Продолжает тему музыковед Л.Марченко в заметке «Бессмертие Бетховена». «Но особый интерес вызвало исполнение «Девятой симфонии» Бетховена. Это монументальное сочинение венчает собой могучее творчество Бетховена. В нем сконцентрировалась основная мысль художника-гуманиста, к которой он шел всю жизнь, и которая так блестяще была выражена Шиллером в «Оде к радости». Исполнение её в Свердловске – всегда событие. А на этот раз в исполнении симфонии принимал участие один из самых интересных коллективов страны – Ленинградская капелла под руководством Ф.М.Козлова. Симфония предъявляет самые высокие требования к исполнителям. И отрадно было, что и капелла и симфонический оркестр ответили этим требованиям. Под управлением М.Павермана симфония прозвучала очень цельно, как бы на едином дыхании. Запомнилось патетическое, мужественное звучание хорового финала. К сожалению, заключительный шиллеровский текст финала слушателям было трудно уловить из-за нечеткой дикции хора. Не всегда на должной высоте было пение солистов. Но несмотря на эти детали, исполнение «Девятой» симфонии надолго останется в памяти». (Газета «Уральский рабочий», 3 ноября 1970 г).

Таким образом, в конце 1970 года с большим успехом прошли 20 концертов хора Капеллы под руководством Ф.М.Козлова в городах Сибири и Урала – Свердловске, Тюмени, Омске, Томске и Новосибирске.

Подводя итоги уходящего года, художественный руководитель Капеллы справедливо отметил, что юбилейный ленинский год обогатил репертуар коллектива циклом новых работ, посвященных знаменательной дате. Хор побывал с концертами на родине Ильича в Ульяновске и в других городах Поволжья. После возвращения из Сибири хор приступил к подготовке новых работ, которые посвятит предстоящему XXIV съезду КПСС. Одна из них – кантата Д.Кабалевского «Письмо в XXX век» на стихи Роберта Рождественского. Из классического наследия репертуар Капеллы пополнится кантатой «Иоанн Дамаскин» С.Танеева, ораторией И.Гайдна «Сотворение мира» и др. («Театральный Ленинград», №43, 1970 г.)

-В эти и последующие годы ты неоднократно посещала города Поволжья. В эти же годы в отпускное время вместе с дочерью совершила поездку на теплоходе по Волге. Побывала на экскурсиях в музеях практически в каждом городе на берегах Волги. Была ли в музее Левитана в Плесе?

Дом-музей Левитана.

-Да была и, причем, неоднократно. В буклете о музее можно узнать, что дом-музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана один из наиболее популярных музеев на Волге, открылся 25 августа 1972 г. в доме, принадлежавшем до революции купцу Солодовникову в Заречной слободе. В этом доме художник жил и работал летом 1888 — 1889 гг. вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановичем Степановым и Софьей Петровной Кувшинниковой. Путешествуя по Волге в поисках сильных художественных впечатлений, Левитан неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка, который вдохновил художника на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»… За это время Левитаном было написано около двухсот работ, включая 23 картинных полотна и многочисленные рисунки, эскизы, наброски. Кроме картин Левитана в музее находятся произведения А.К.Саврасова, В.Д.Поленова и других художников.

19 декабря 1970 г. В зале Капеллы состоялся вечер русской и зарубежной музыки. В программе Глинка, Бортнянский, Бриттен, Моралес, Орландо Лассо, Монтеверди, Каччини. Исполнители: ленинградский академический хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища.

24 декабря 1970 г в зале Капеллы исполнен «Реквием» Моцарта.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 5193


Добавить комментарий