Солистка хора Капеллы (11)

Часть 7.5. 1973 г.

14 февраля 1973 г. Концерт в зале Капеллы. Старинная и современная органная музыка. Исполнители: Нина Оксентян (орган) и ленинградский академический хор Капеллы (художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Авенир Васильевич Михайлов).

15 марта 1973 г. Концерт в зале Капеллы. Танеев «Иоанн Дамаскин». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы (художественный руководитель и главный дирижер А.В.Михайлов). Дирижер А.Дмитриев.

20 марта 1973 г. В зале Капеллы «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы. Солисты: Г.Ковалева, Л.Филатова, В.Кузнецов, В.Юшманов. Дирижер Ю.Ефимов.

22 марта 1973 г. Органный концерт в зале Капеллы. Исполнители: Академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов) и з.а. Армянской ССР Вааги Стамболцян (орган).

14 апреля 1973 г. Концерт в зале Капеллы посвящен 300-летию со дня смерти немецкого композитора Генриха Шютца. Исполнители: Ленинградский камерный хор и солисты хора Капеллы. Дирижер Валентин Нестеров.

23 апреля 1973 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. Первое исполнение вокально — симфонических фресок Андрея Петрова «Пётр Первый». Исполнители: Академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Солисты: Любомир Романчак, Валентин Кузнецов, Николай Алексеев. Дирижер Ю.Темирканов.

27 апреля 1973 г. Концерт в зале Капеллы. «Большая месса» Моцарта. Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии и академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Солисты Ю.Антонова, И.Шмакова, С.Бронин, В.Юшманов. Дирижер з.д.и. РСФСР К.Элиасберг.

10 мая 1973 г. Впервые в зале Капеллы исполнена оратория И.С.Баха «Страсти по Иоанну». Исполнители: Академический хор Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов) и камерный оркестр Филармонии. Солисты В.Козырева, Л.Филатова, Н.Охотников, К.Никитин. Дирижер Аркадий Штейнлухт. 14 и 15 мая 1973 г этот концерт в зале Капеллы был повторен.

13 мая 1973 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен: Оркестровая увертюра «Леонора», Симфония №5 и «Фантазия» для фортепиано, хора и симфонического оркестра. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии (солистка Елена Шишко) и хор ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов).

6 июня 1973 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен: Третий концерт для фортепиано с оркестром и «Девятая симфония». Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Консерватории (дирижер Ю.Серебряков) и хор ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Солисты: А.Любимов (фортепиано), Н.Охотников.

8 июня 1973 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Старинная и современная органная музыка Баха и Хиндемита. Исполнители: Нина Оксентян (орган) и хор ленинградской академической Капеллы.

14 июня 1973 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. Бетховен: Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и «Месса до мажор». Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы. Дирижер Н.Рабинович.

18 июня 1973 г. Абонементный органный концерт в зале Капеллы. В программе: Хоральные прелюдии Баха и сонаты и песни, написанные немецким композитором Паулем Хиндемитом (1895-1963) на стихи австрийского поэта Р.М.Рильке. Исполнители: Нина Оксентян (орган) и хор академической Капеллы (художественный руководитель и главный дирижер А.Михайлов).

26 июня 1973 г. Закрытие концертного сезона в зале Капеллы. В программе: Старинная русская музыка XVIII века, произведения русских и советских композиторов, русские народные песни и старинные романсы.

20 сентября 1973 г. Открытие нового концертного сезона 1973/1974 г. В программе: Первое отделение – Глинка, Бортнянский, Танеев, Балакирев, Чайковский, Рахманинов. Во втором отделении – Шостакович, Свиридов, Салманов, русские народные песни.

17 и 18 октября 1973 г. Концерт в зале Капеллы. «Реквием» Моцарта. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор академической Капеллы. Дирижер А.Янсонс.

30 октября 1973 г. Концерт в зале Капеллы. Хор Капеллы и симфонический оркестр Филармонии исполнили «Реквием» Верди. Дирижер В.А.Чернушенко

26 ноября 1973 г. Концерт в Большом зале Филармонии. «Реквием» Верди. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор ленинградской академической Капеллы. Дирижер Ю.Ефимов.

Композитор Вадим Николаевич Салманов.

3 декабря 1973 г. Авторский вечер композитора Георгия Свиридова. Первое исполнение «Весенней кантаты» на слова Н.А.Некрасова. Исполнены также Маленький триптих для оркестра, кантата «Снег идет» на слова Б.Пастернака, романсы и песни. Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор ленинградской академической Капеллы. Дирижер А.Дмитриев. Романсы и песни исполнил солист Большого театра Евгений Нестеренко, партию фортепиано – автор.

4 декабря 1973 г. Повторение в зале Капеллы программы концерта от 3 декабря.

18 декабря 1973 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе Иоганн Себастьян Бах. Исполнители: Оркестр старинной и современной музыки и хор ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель А.Михайлов). Солисты – лауреаты международных конкурсов А.Любимов (фортепиано), К.Плужников, Н.Вайнер.

23 декабря 1973 г. В Большом концертном зале ленинградской Филармонии состоялся концерт, посвященный творчеству известного ленинградского композитора Вадима Николаевича Салманова.

В программе: Оратория-поэма на стихи А.Блока «Двенадцать» для хора и симфонического оркестра (1961) и другие произведения. Исполнители: Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Филармонии и хор ленинградской академической Капеллы (Художественный руководитель А.Михайлов), а также ленинградский камерный оркестр. Дирижер Арвид Янсонс. Солист Б.Гутников (скрипка).

Арвид Кришевич Янсонс.

 

Оратория-поэма на стихи А.Блока «Двенадцать» .

В 1957 году Салманов являлся членом правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. По рангу ему полагалось откликнуться на событие, которому был посвящен весь этот юбилейный год — год сорокалетия Октябрьской революции. Этот юбилей отмечали все: рабочие — трудовыми вахтами, колхозники — обещаниями небывалых урожаев, писатели — романами, художники — монументальными полотнами, запечатлевавшими тот или иной момент 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Салманову пришло чрезвычайно удачное решение. Он с юности любил поэзию Блока (1880—1921). Первыми, еще довоенными его сочинениями были романсы «Мы встречались с тобой», «Перстень-страданье» и «Улица». В течение 1945—46 годов появились еще четыре романса на стихи любимого поэта — «Медленно в двери церковные», «Медлительной чредой», «Песнь Офелии» и «Ночью вьюга снежная». Блок постоянно был с ним. В мыслях, в ощущении любимого города. Воплотить поэму «Двенадцать», написанную в 1918 году и передававшую ощущение Блока от вихря революции, его надежды, его восприятие происходивших событий стало достойным замыслом — не конъюнктурным, идущим от души.

Композитор внимательно перечитал поэму, сам занялся компоновкой текста. Поэма почти вся вошла в создаваемую ораторию. Салманов сделал несколько купюр и отдельные перестановки в тексте: убрал почти всю седьмую главу, восьмую и большую часть десятой, из которой использовано только начальное четверостишие:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Образ Христа, у Блока появляющийся в самом конце поэмы, у Салманова появляется раньше, а завершением поэмы становится шествие «двенадцати» вдаль. Стилистика поэмы, ее необычная форма, интонационный строй требовали нетрадиционных решений, но Салманов блестяще справился со своим замыслом. Оратория-поэма «Двенадцать» стала крупным явлением в советской музыке середины века. Ее премьера состоялась 17 ноября 1957 года в Ленинграде, в зале академической капеллы имени М. И. Глинки и вызвала восторженные отзывы критики.

«Двенадцать» состоит из шести частей — «Ветер», «Двенадцать», «Старый мир», «Вьюга», «Смерть Катьки», «Вдаль», в которых противопоставлены две группы образов. В четных частях — образы старого мира, в нечетных — новые, нарождающиеся. Вслед за Блоком, поэму которого отличает разнохарактерность лексики (с суровой, лаконичной авторской речью смешаны стихи в духе подлинной народной песни, блатные интонации, прямая речь героев из разных слоев общества, строки, стилизованные под лубок), Салманов также использует самые разнообразные ритмоинтонации — революционный марш и частушку, причитания, солдатскую песню, народнопесенные и романсные интонации, переплавляя весь этот разнородный материал, создавая из него яркие картины.

1-я часть содержит несколько разноплановых портретов-характеристик, пародийно обрисованных. Основным музыкальным образом является тема вьюги, интонируемая в начале части медными духовыми инструментами. Патетическая декламация сочетается в ней с трубными возгласами, молитвенные интонации с сентиментальной арией.

2-я часть, посвященная образам двенадцати, знакомит слушателей с героями оратории. Она открывается фанфарными мелодиями, обработками старинных песен вольницы, блатными мотивами («В зубах — цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!»). Это центральный музыкальный образ произведения. Процесс их перерождения в действительных героев революции намечается в среднем эпизоде скерцо. «Как пошли наши ребята в Красной гвардии служить». А уже в репризе звучит ставший классическим лозунг: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

В 3-й части («Старый мир») после элегически окрашенного оркестрового вступления использованы фольклорные интонации, в частности, интонации песни «Под вечер осенью ненастной», которым придан иронический характер на грани гротеска (на текст «Не слышно шума городского, над невской башней тишина, и больше нет городового — гуляй, ребята, без вина!»). Завершается часть лирическим «отыгрышем» оркестра.

4-я часть («Вьюга») написана в сдержанном маршеобразном движении: кипение революционных страстей подчинено организующей силе ритма. Музыка возвращает к образам разбушевавшейся стихии, появившимся впервые в начале оратории.

5-я часть — яркая жанровая сценка, в которой смешаны интонации уличных песен и кафешантанных куплетов. «Смерть Катьки» связана с личной драмой одного из «двенадцати» — стремительное скерцо, кульминацией которого является эпизод убийства неверной возлюбленной. Она завершается горестным воплем Петрухи «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил!»

6-я часть «Вдаль» — картина «державного шага» героев, прокладывающих путь сквозь преграды, воздвигаемые старым миром. Финал символизирует неодолимое движение вперед. Ведущую роль приобретают в нем ритмы марша.

Александр Блок.

Поэма Блока, как известно, завершается образом Христа, символически выражающим моральную правоту дела революции. Образ Христа воплощен в возвышенно-хоральных звучаниях. Композитор, в отличие от поэта, добавил в конце поэмы две строчки, смонтированные из предыдущего текста. («так идут державным шагом все двенадцать – вдаль») заключив свое произведение образами «двенадцати» и темой вьюги, олицетворяющей революционную стихию.
Не только композитор Салманов любил поэзию Блока, который положил некоторые его стихи на музыку. Это и не удивляет. В частности, поэма «Двенадцать» всегда входила в список школьной программы по литературе и её изучали миллионы. Видимо, досконально разобралась в творчестве поэта решила известная обозревательница журнала «Новое время» Валерия Новодворская , которая оригинально откликнулась на очередной юбилей поэта в 2010 году заметкой под названием «Лебединая песня России».

«В сверкающем ожерелье русской поэзии Блок был самым большим алмазом… Лебеди поют прекрасно, но только перед смертью, а потом устремляются камнем вниз и разбиваются о землю – чуждую им стихию. Блок спел для России такую песню. «Двенадцать» — это уже удар о камни. Современники не поняли Блока. Время было такое: хотелось искать предателей и кому-то не подавать руки. Вот Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский Блоку и не подали. А ведь «12» — это не комплимент. Это недружеский шарж. И Иисус в «белом венчике из роз» впереди бандитов – это не соглашательство с большевиками, а прощание с Богом, оставившим Россию. Блока расстреливать не пришлось: он умер от отчаяния и инфаркта в августе 1921 года, указав русской интеллигенции её путь. « Когда над рябью рек свинцовой, в сырой и серой высоте, пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…». Не мы первые. Блок дурного не посоветует. Качайтесь, Шура, качайтесь! Россия могла бы 28 ноября отметить 130 – летие со дня рождения Александра Блока, самого чарующего и самого пугающего из своих поэтов».

28 декабря 1973 г в зале Капеллы исполнен «Реквием» Моцарта.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 1705


Добавить комментарий