Солистка хора Капеллы (5)
Часть 6. В Заполярье
Город Полярный. 1960 г.
– Я помню происшествие дома: совсем ещё крохотная Маша упала со стола, когда ты её заворачивала в пеленки. Ты подняла панику, я прибежал с работы и привёл с собой военного врача нашего дивизиона.
– Да, ты быстро пришел и привёл своего врача, затем вызвали и детского городского врача. Всё кончилось благополучно, никаких повреждений у ребёнка не обнаружили.
В марте мы уехали в Ленинград, но в мае вернулись. Было уже тепло, я заворачивала её в легкие пеленки и носила в конверте. 4 июня, я запомнила это число, потому что это день рождения моей бабушки Марии Георгиевны, мы были приглашены в гости к Максимовым. Я одела белый с широкой юбкой сарафан, ты помнишь его? Машу завернула в одеяльце и в белый конверт, который сохранился дома до сих пор.
– Где жили Максимовы?
– У них был маленький сынишка, и они жили в нижней части нашего городка, у самой дороги, недалеко от Дома офицеров. Это было точно 4 июня. Я предварительно сбегала в Циркульный магазин и купила шерстяное одеяльце, помнишь, чёрно-красное с серой полосой. Сложила его вдвойне, завернула ребёнка, положила в конверт, и вперед.
– На фото у новогодней ёлки ты сидишь вместе с Тамарой Харькиной. Они жили тоже где-то недалеко?
– Да, в двухэтажном доме с балконами ещё ближе к Дому офицеров.
– Это не в деревянном доме на мысу в районе контрольного причала?
– Нет, там, рядом с причалом твоего дивизиона сторожевых катеров, мы жили в комнате Харькиных во время моего отпуска летом 1959 г. Теперь они получили комнату в кирпичном доме с высокими потолками. Они женились раньше нас и раньше получили жильё.
Новый 1960 год в Полярном, справа Тамара Харькина.
– Ты не помнишь, в каком месяце приехала в Полярный?
– Я приехала к самому Новому году. Ты уже где-то достал ёлку, что, видимо, было не просто. Я привезла новые игрушки, куклу мне подарили сокурсники Музыкального училища, где оформила декретный (академический) отпуск.
– Сразу после рождения Маши приехала Шура (мама, Александра Евгеньевна), и вы уехали вместе?
– Да, в конце марта.
– Ты приехала на Перовскую и жила у мамы или у бабушки?
– Конечно, у бабушки, а детская кровать стояла в комнате Кати. Кроватку покупала в мебельном магазине на улице Пестеля, напротив Соляного переулка, там сейчас ресторан. Я пешком пёрла домой эту металлическую кровать одна: стойки на колёсах везла, сетки держала под мышкой. Потом перебрались в детскую комнату к Шуре в смежной квартире, где жили вместе с Галей.
– Вы возвращались самолётом? Я встречал в Мурмашах? Это когда вы отправили самолёт?
– Нет, это было позднее, Маше было уже больше года. Она была очень забавная, ходила в отсек к стюардессам, где её перекормили шоколадом. На ней было длинное сатиновое платье в горошек, выглядела как кукла-барыня на чайник. Качало, правда, в тот раз жутко, летели на Ил-14 почти 5 часов с промежуточной посадкой в Петрозаводске. Ночевали в Мурмашах в гостинице для лётного состава.
– А в предыдущий прилёт я встречал?
– Да, мы вместе добрались до Морского вокзала в Мурманске и после проверки документов пограничниками сели на катер до Полярного.
– Я вспоминаю, что из-за большого отлива деревянные короткие трапы на катер стояли почти вертикально, и пограничники переносили пассажиров на руках.
– Это было летом 1960 года. Осенью мы с Машей опять уехали, у меня продолжались занятия в Музыкальном училище. Зимой 1961 г опять приезжали на каникулы. В этот период неожиданно приехал дед Пожарский Александр Григорьевич, который увёз внучку в Ленинград.
– Ты говорила, что ребёнок путешествовал у него в чемодане?
– Он прилетал на Север в командировку на служебном самолёте с командой гидрографов. Возвращаясь в Ленинград, забрал Машу, которая во время полёта спала у него в чемодане. Ребёнка вручил бабушкам, а я приехала позднее на поезде. Летом семейство Елизаровых снимало дачу (сараюшку) в Ушково под Зеленогорском. С ними жила и дышала лесным воздухом и Маша. Места там чудные, лес, грибы и ягоды начинались прямо под окном. Недалеко находилось и озеро, где купалась молодёжь. Однажды сестра Галя нырнула и вылезла из воды как русалка – без лифчика.
– Это было летом 1961 г, а в конце февраля 1962 г я перебрался из Полярного на новое место службы на противоположном берегу Кольского залива, в более цивилизованный Североморск.
– Перед твоим переводом в Североморск, зимой, наверное, в январе я последний раз приезжала в Полярный. Ты на вокзале в Мурманске меня не встретил.
А у меня, как всегда, было с собой пять мест и ребёнок. С трудом добрались до причала, где мне разрешили позвонить в часть. Ты был, видимо, в море, и нас в Полярном, в губе Кислой, встретил Юра Плахов (механик звена катеров) с командой матросов. Поселились мы на той же старой квартире в финском домике, хотя ты писал, что переехал. Город утопал в снежных сугробах, и мы с трудом их преодолевали по узким тропинкам к дому.
– Значит, ты приезжала в зимние каникулы, когда на флоте проходили учения, и я встретить не мог. В Североморске я первоначально получил вблизи части (кажется, на улице Сивко) маленькую комнатку в двухэтажном деревянном доме без центрального отопления и с удобствами во дворе, куда вскоре перевез свой немногочисленный скарб. Своей мебели не было, пользовались тем, что удавалось получить во временное пользование в КЭЧ. Кроме книг и белья привёз только твою лёгкую ленинградскую этажерку.
– Там я не жила, а приехала в Североморск уже в приличную комнатку на 5 этаже на улице Сафонова 23 кв. 10. От прежнего хозяина там оставалось наследство – люстра, которую мы тоже оставили следующему жильцу.
– Я на улице Сивко тоже не жил. Зимой там жить было нельзя, там валялись мои пожитки. У меня была койка в офицерской комнате в казарме части, где я и ночевал первые полтора года. Ты запамятовала, что в твой первый кратковременный приезд в столицу Северного флота в 1962 году мы жили тоже на Сафонова у одного из офицеров части, который находился в отпуске. Это была нормальная практика для массы безквартирных офицеров. Я даже помню фамилию этого офицера, служившего во втором цехе нашей части – Карташов. На 5 этаж ты приехала в конце 1963 года после увольнения из Капеллы. К этому времени я успел побывать на приёме у командующего флотом адмирала Касатонова В.А., что способствовало получению своего нормального жилья. Повезло, что в это время убыл по переводу офицер нашего цеха Антонов, занимавший эту 12-метровую комнату в трехкомнатной коммуналке сталинского дома со всеми удобствами.
Город Североморск
Ансамбль песни и пляски Северного флота (11.10.1963 – 01.11.1966).
– После окончания Музыкального училища я один сезон работала в ленинградской Капелле.
А летом приезжала в Североморск и прошла процедуру прослушивания в ансамбль песни и пляски Северного флота. Руководство ансамбля отправило бумагу в Москву с просьбой разрешить принять меня — жену офицера – на освободившееся место солистки ансамбля. Разрешение было получено, я рассчиталась с Капеллой в Ленинграде и с октября 1963 г была в штате артистов ансамбля, где проработала три года.
– Где выступал ансамбль?
– В Североморске в Доме офицеров. Чаще в клубах воинских частей Мурманской области. Ежегодно были командировки в различные районы страны. Выступали в Москве в составе сводных праздничных концертов и в Главном штабе ВМФ. Помню, там пела «Четыре таракана и сверчок», «Тарантеллу» Россини, песни Пахмутовой и русские народные. Частыми гостями были в Карелии.
Совершили концертное турне по Волге. Посетили Кострому, Нижний Новгород, Волгоград, города и городки вдоль великой русской реки. Не были только в Астрахани из-за сложностей пограничного режима.
– Концерты ансамбль давал бесплатно?
– В воинских частях, конечно, бесплатно, в крупных городах были и платные концерты.
-Как формировалась программа ансамбля? Могла ли ты предложить спеть что-то по своему вкусу и возможностям голоса?
– Скорее, нет. Художественный совет составлял проект программы, которая утверждалась и затем принималась Политуправлением флота. Учитывались и некоторые замечания и предложения читателей газеты.
5 февраля 1964 года в сообщении В.Бородина «Заметка зрителя» автор отмечает высокий профессионализм некоторых солистов. Упомянуты Э.Кузьма, В.Подовинников, Е.Иванов, квартет в составе Павличенко, Антоненко, Божко и Кардонов. Понравился Молдавский танец в исполнении Шеставина, Бычкова и Сергиенко. По мнению автора, к недостаткам относится отсутствие в программе художественного чтения, мало сатиры и юмора. Ансамбль слабо пропагандирует боевые традиции флота, мало рассказывает о героях-североморцах.
Примечание.Программа ансамбля, к счастью, не была секретной и обсуждалась на страницах флотской газеты. Заметки капитана 2 ранга Г.Эйдлина о новой программе, подготовленной к 46-й годовщине Советской армии и Военно-морского флота, опубликованы 21 марта 1964 г в газете «На страже Заполярья».
«Концерт открывает хор. В сопровождении оркестра торжественно и величаво звучит «Кантата о партии» композитора Добрукшеса на слова поэта Кежуна (солист Евгений Иванов). Очень хорошо принимается слушателями «Песня о подводниках» (солисты А.Пауков и В.Чернобыль), тепло и задушевно рассказывающая о почётной службе моряков, об их верности Родине. Музыку песни написал хормейстер ансамбля Виктор Гостинский на слова флотского поэта офицера Марка Рейтмана. Бодро и задорно исполняет хор «Флотскую ракетную» А.Долуханяна (слова североморца Владимира Матвеева). Виктор Подовинников исполнил песню композитора Ю.Чичикова на слова В.Матвеева «Улица Комсомольская», которая получила первую премию в конкурсе Центрального телевидения «Мой любимый город». Весело, с оттенком игривости исполняет хор песню композитора А.Новикова на слова В.Гурьяна «Весёлый запевала» (солисты В.Гергелев и В.Подовинников). И совсем по иному – задумчиво, местами грустно, а там, где это нужно, мужественно – звучит старинная матросская песня «Плещут холодные волны» (солисты Э.Кузьма и Г.Божко)….
На сцене Дома офицеров в Североморске
Большой успех выпал на долю Александры Агронской. Певица обладает приятным по тембру и сильным по звучанию сопрано. Свежо и вдохновенно исполняет она «Дорожную» И. Дунаевского и «За морями синими» З. Компанейца. Она исполнила и широко известную русскую песню «Над полями, да над чистыми». Её голос звучит стройно, красиво, ровно, льётся широко и свободно, передавая раздолье русских полей»…. На снимке в этой статье танцоры ансамбля исполняют украинскую пляску «Ползунец» по композиции Павла Вирского. Отмечены наиболее интересные танцоры – В.Бычков, Н.Сергиенко, А.Шеставин.
Весной 1964 года ансамбль выехал в длительную гастрольную поездку на Украину, показав эту программу жителям Луганска, Донецка, Запорожья, Мелитополя, Никополя, Краснодона и др. Краткие отчеты о выступлениях ансамбля в этих городах высылались в Североморск и печатались в газете «На страже Заполярья». Некоторые из них представлены ниже.
10 мая 1964 года газета «Луганская правда» опубликовала заметку В.Шистко «Гости с Севера». «Приехавший с гастролями на Украину коллектив Ансамбля песни и пляски Северного флота Первого мая выступил перед тысячами луганцев на Советской площади. Матросская удаль и юмор, неиссякаемый оптимизм и, главное, высокое исполнительское мастерство хора, танцевальной группы, оркестра покорили зрителей.
Ансамблю песни и пляски Северного флота в будущем году исполнится четверть века. Во время Великой Отечественной войны ансамбль выступал на передовой, на боевых кораблях, в бригадах торпедных катеров и подводных лодок, в частях Карельского фронта. Во время дружественных визитов кораблей Северного флота в страны Скандинавии флотский ансамбль представлял советское искусство за рубежом. Многие песни, исполняемые ансамблем, рассказывают о быте матросов, о суровой арктической природе. Элементы фольклора северных народов умело использованы в «Северных играх», где принимает участие весь коллектив ансамбля. Умелое сочетание выступлений хора, танцевальной группы, солистов оркестра, вокальных ансамблей разнообразит программу концерта. Гости с Севера оказались наредкость внимательными к своим зрителям. Уважая национальные традиции украинцев, ансамбль исполняет украинские песни и показывает танцевальную сюиту по мотивам «Сорочинской ярмарки». Приятное впечатление оставляют солисты хора: Иванов, Подовинников, Пауков, Кузьма, вокальный квартет в составе Павлюченко, Антоненко, Божко и Кардонова, а также солисты балета Шеставин, Шумилов, Бычков, Коновалова и Сергиенко. Необходимо отметить мастерство художественного руководителя ансамбля Б.Победимского и хормейстера В.Гостинского. Моряки увозят из Луганска сувенир – шахтерскую лампу в память о концертах в горняцких центрах : Кадиевке, Красном Луче, Краснодоне, Ровеньках, Брянке.
13 мая 1964 г газета «На страже Заполярья» опубликовала первый репортаж артиста ансамбля А. Бирюкова «Песни флота слушает Украина» о гастролях в Луганске от 4 мая.
«Мы в Луганске. В городе орденоносном, городе революционных традиций, славном рабочем городе. Он встречает нас добрым весенним солнцем (температура +20-22), улыбками, радостью… Первомайский полдень. Центральная городская площадь имени В.И. Ленина.
Тысячи жителей пришли на встречу с ансамблем песни и пляски Северного флота.
О великой партии коммунистов, о родном Северном флоте, о могучей технике и нелегких походных буднях – обо всем этом мы должны рассказать луганчанам. И мы волнуемся, очень волнуемся… Концерт начинается. Зрители тепло и радушно принимают каждый номер. Особенно – флотские песни, а матросские пляски – это надо видеть! Гром аплодисментов разносится над площадью вслед уходящим со сцены танцорам и певцам. И все благодаря им, моим товарищам – Иванову, Подовинникову, Паукову, Кузьме, Алексееву, Шестакову, Бычкову Сергиенко и др. …Впервые по просьбе зрителей повторяем вокально-танцевальную композицию «Соленая вода». … Гастроли продолжаются, впереди Донецк.
17 мая 1964 года. Следующий репортаж под названием «Ансамбль продолжает гастроли» посылает из города Донецка артист ансамбля матрос А. Шевцов.
«Готовя программу концерта, много труда в каждый номер вложили художественный руководитель ансамбля майор Б.Победимский, хормейстер В.Гостинский, балетмейстер М.Лагутин. В концертную программу вошли такие вокальные произведения как «Заполярные вечера» (музыка Б.Толочкова, на слова североморца В.Матвеева), «Беломорская лирическая» (музыка И.Мельника, на слова В.Дунаева), «Уходит подводная лодка» (музыка Б.Карахана), вокально-танцевальная композиция «Соленая вода» (постановка М.Лагутина) и др.
И вот мы на Украине. Зрители тепло встречают каждый номер программы. Особенно успехом пользуются солисты Е.Иванов, А.Пауков, Э.Кузьма, В.Подовинников, вокальный квартет, танцевальная группа. Семь дней коллектив ансамбля находился в городе Луганске. За это время дано 10 концертов в городе и области. Интересной и трогательной была встреча в городе Краснодоне с родными молодогвардейцев. От артистов ансамбля, а также от имени всех моряков Северного флота майор Победимский вручил нашим друзьям флотские тельняшку и бескозырку с надписью на ленте: «Северный флот». Затем все участники были приглашены на концерт. Сейчас ансамбль выступает в городе Донецке и области. Впереди Запорожье, Симферополь, Севастополь, Феодосия Днепропетровск и Киев»
20 мая 1964 г. ода газета «На страже Заполярья» публикует репортаж А.Бирюкова из Горловки. «С успехом продолжает творческую поездку по гостеприимной украинской земле Ансамбль песни и пляски Северного флота. Мы в городе Горловке. Светлый и просторный театр шахты «Кочегарка» переполнен – каждый из шахтеров хочет убедиться в мастерстве флотских ребят. И «ребята» не хотят уронить себя в глазах горловчан. Три часа длится этот концертный марафон. Падает занавес, и «Кочегарка» скандирует: «Молодцы! Молодцы!» «Кочегарка» — прославленная старейшая шахта Донбасса. Заложил её в 1867 году инженер Горлов. Отсюда и название поселка, затем и города…»
29 мая 1964 года. Репортаж артиста ансамбля А.Бирюкова из Запорожья от 23 мая. «Наше творческое путешествие по солнечной украинской земле приближается к побережью Черного моря. Запорожье – красивый город, раскинувшийся на берегах широкой реки, берега которой соединяет плотина Днепрогэса. На левом берегу – заводы Днепровского комплекса, среди которых выделяется металлургический гигант «Запорожсталь». Немало в городе и других крупных предприятий: автомобильный завод «Коммунар», заводы трансформаторный, электроаппаратуры и др. Запорожье – город металлургов… Трудно простыми словами говорить о той теплоте, с которой украинцы принимали выступления артистов флотского ансамбля. Семнадцать лет я танцую на сцене, но до сих пор мне ещё ни разу не приходилось танцевать на «бис» четыре раза. Впереди Крым, встреча с товарищами по оружию – черноморцами…»
Заключительный большой концерт ансамбля состоялся в Севастополе. Местная газета «Слава Севастополя» сообщала: «28 мая 1964 года в Доме офицеров состоится концерт ансамбля песни и пляски Северного флота. Художественный руководитель и главный дирижер Б.М.Победимский, хормейстер В.В.Гостинский, балетмейстер И.Д.Лагутин». В этой же газете 3 июня напечатана рецензия Е.Дроздовского на выступление артистов ансамбля в Севастополе под заголовком: «Браво, североморцы».
«В гостях у севастопольцев побывал ансамбль песни и пляски Северного флота. Этот творческий коллектив, созданный в 1940 году и давший за это время свыше семи тысяч концертов, по праву пользуется успехом. Самыми яркими и незабываемыми страницами творческой биографии североморцев являются годы Великой Отечественной войны. Ансамбль так же, как и другие его флотские и армейские собратья, не считаясь ни с чем, в сложнейших условиях выступал перед защитниками Родины, и своими боевыми, вдохновенными песнями и плясками воодушевлял их на подвиги. 45 артистов и руководителей ансамбля были награждены в годы войны боевыми орденами и медалями.
И вот, прославленный коллектив из далёкого Заполярья впервые приехал в наш город. Зал Дома офицеров переполнен. Начинается концерт. Звучит превосходная «Кантата о партии» композитора Добрукшеса. Затем хор поёт щедро расцвеченную музыкальными оттенками песню Карахана «Уходит подводная лодка», яркую, искромётную песню о ракетчиках и задушевную старинную матросскую песню «Плещут холодные волны». В этом произведении тончайшее, взволнованное пианиссимо хора слушается аудиторией с затаённым дыханием, и когда этот проникновенный музыкальный шепот вырастает в мощное фортиссимо – в зале возникает долгая овация. Сердца взыскательных севастопольцев покорены большим искусством североморцев, которые последующие номера программы исполняют с ещё большим подъёмом и эмоциональным накалом. Удивительно хороши тёплые «Заполярные вечера» композитора Толочкова на слова Матвеева. Восхищает безупречный строй и отличная дикция певцов, исполнивших несколько прелестных русских народных песен и сложнейшее хоровое произведение без сопровождения - «Эхо». Хорошо принимаются залом остроумные, весёлые песни «Как пришел моряк со службы», «Отрастил моряк усы» и кубинский «Малыш». Это результат упорного труда и несомненная заслуга хормейстера В. Гостинского и художественного руководителя Б.Победимского. Бесспорным украшением ансамбля являются вокальный квартет в составе К.Павличенко, В.Антоненко, Г.Божко, А.Карданова и обладающая красивым голосом и хорошей вокальной культурой солистка ансамбля А.Агронская. По праву большим успехом пользовались все хореографические номера программы в постановке М. Лагутина. Хороший вкус, творческая выдумка проявились у Лагутина в плясках нынешней программы. «Северные игры» (хореографическая композиция) глубоко народны, поэтичны, полны грации, веселья и неподдельной красоты. Украинская танцевальная сюита по мотивам «Сорочинской ярмарки» Н.Гоголя воспринимается как маленький балетный спектакль, великолепно актёрски и танцевально воплощенный артистами балетной группы. Высокой оценки достоин небольшой по составу оркестр и ведущий программы В.Каткевич.
Концерт ансамбля песни и пляски Северного флота прошел блестяще и оставил о себе добрую память. До новых и более продолжительных встреч, дорогие североморцы!»
7 июня 1964 г газета «На страже Заполярья» напечатала статью об этом же концерте в Севастополе, который состоялся 28 мая.
А. Маратов. Нам понравились ваши вешние заполярные вечера.
Концерт ансамбля песни и пляски в Севастополе.
Неповторимо красивы подмосковные вечера, на весь мир воспетые в проникновенной песне Соловьева-Седого… Чудесны летние вечера на юге, у берегов Черного моря… А какие же вечера в далеком Заполярья? Там, где подолгу не бывает солнца, где властвуют снега и льды, а долгими ночами над землей, над морем переливается холодное северное сияние? Нам, южанам, трудно представить эти далекие суровые края. Но вот мы вслушиваемся в задушевную мелодию песни, которую великолепно поет солист Анатолий Пауков, и она сразу же завладевает нашим воображением, и мы уже мысленно там, на берегах Баренцева моря, где «свежий сок в березах бродит и «брызжет золотом волна», потому что и на Север, оказывается, «приходит синеглазая весна». А когда хор подхватывает проникновенную песню:
«Море Баренца, море Баренца,
Что не спишь всю ночь до утра.
И тебе, видать, тоже нравятся
Заполярные вечера»…
– Всем, кто сидит в зрительном зале, тоже хочется сказать:
– Очень нравятся, дорогие товарищи североморцы! Нравятся и заполярные вечера, о которых так чудесно поведали вы в своей, рожденной в Североморске, песне, и вся ваша интересная , яркая, содержательная программа, все ваше искусство, с которым вы впервые за многие годы познакомили черноморцев. Концерт, с большим успехом прошедший в Севастопольском Доме офицеров, открылся величественной кантатой о партии. А потом – самые разные по содержанию, темпераменту, характеру исполнения песни: боевая песня морских ракетчиков, мужественная драматическая «Плещут холодные волны», веселая, озорная о запевале – советском пареньке, шуточная «Матрос в переплете», русская народная «На горушке, на горе». И в каждой из них по-особому раскрывались неисчерпаемые творческие возможности хора, руководители которого Б.Победимский и В.Гостинский, добились немалого.
Очень понравились черноморцам вокальный октет, исполнивший две песни «Под волной» и «Девчонки, которые ждут». Квартет, порадовавший слушателей чудесным исполнением шуточных песенок «Четыре моряка», «Четыре капуцина», «Хохэй, вокальное трио. И, конечно же, большое эстетическое наслаждение доставили песни, исполненные хором без музыки сопровождения, особенно – «Эхо». Мы были покорены и выступлениями солистов В.Подовинникова, А.Агронской, А.Алексеева, скрипача З.Миневича. Красочным, незабываемым зрелищем явились хореографические номера. В вокально-танцевальной композиции «Северные игры» артисты ансамбля показали яркое самобытное искусство народов саами и поморов. Мы словно окунулись в народное празднество со всеми его атрибутами. Для нас, черноморцев, это было особенно интересно, свежо, ново. Трудно выделить кого-либо из исполнителей композиции, одинаково хорошо блеснули своим дарованием А.Шеставин, Н.Широкожухов, И.Кузнецов, Д.Потокин, А.Бирюков, В Бычков, И.Шумилов, Н.Сергиенко, Т.Коновалова, М.Дозоров… Много творчества, выдумки показал балетмейстер М.Лагутин. Не менее интересной явилась другая композиция в его же постановке – «Соленая вода». И совсем не случайно финальная матросская пляска этой композиции по просьбе зрителей повторялась трижды. Потому что лихие, огненные матросские пляски, в которых солисты как бы соревнуются в своем неподражаемом мастерстве, можно смотреть без конца. Зрители восторженно аплодировали гостям и преподнесли им букеты ярких крымских цветов. Приходится только сожалеть, что в Севастополе концерт был единственным. Так уж спланировали гастроли украинские организации, что далеко не все желающие смогли посмотреть североморский ансамбль. Остается надеяться, что участники ансамбля, нашедшие среди черноморцев многих друзей и поклонников, еще не раз будут нашими гостями и порадуют зрителей новыми творческими достижениями.
– Не могла не запомниться, например, поездка в Луганск. Во-первых, меня там встречало семейство Молочниковых, которых я пригласила на наш концерт. Глава семейства – одноклассник мужа по Рижскому нахимовскому училищу, сослуживец и сосед по Североморску – был с неразлучной гитарой. А после концерта несколько часов была у них дома в гостях.
И во-вторых, на следующий день была организована поездка коллектива ансамбля в город Краснодон на встречу с матерью Олега Кошевого и другими родственниками молодогвардейцев.
Примечание. Для тех, кто не читал книгу Александра Фадеева «Молодая гвардия», будет не лишним некоторое пояснение.
Более семидесяти лет прошло с тех пор, как мир узнал о жестокой расправе, учиненной фашистскими оккупантами над членами действовавшей в украинском шахтерском городке Краснодон подпольной организации «Молодая гвардия».
В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».
Спустя несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия», посвященный событиям, следствием которых и стала гибель обнаруженных в шахте людей. Впоследствии именно по этому произведению абсолютное большинство граждан сначала Советского Союза, а затем и России составляло представление о деятельности краснодонского подполья во время оккупации. До конца 80-х годов роман Фадеева воспринимался как канонизированная история организации, и какая-либо иная трактовка событий была невозможна по определению.
Между тем, ни для кого не секрет, что у романа, прославившего его героев — юных подпольщиков, была достаточно сложная судьба. Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Однако спустя некоторое время Александр Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. Писатель пожелания учел, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». При этом Фадеев не раз повторял: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел».
И вот уже более полутора десятков лет между теми, кто продолжает придерживаться традиционной версии, и теми, кто не оставляет попыток отделить факты от художественного вымысла автора романа «Молодая гвардия», ведется достаточно оживленная заочная дискуссия, конца которой пока не видно. Причем большинство копий ломается вокруг нескольких ключевых моментов: реальности событий, описанных Фадеевым, имен настоящих организаторов и руководителей подполья, а также истинных виновников гибели большинства членов организации. Однако и по сей день, несмотря на изобилие задокументированных свидетельств очевидцев и приговоров суда, доподлинно неизвестно, кто был виновником разгрома краснодонского подполья.
Всего за принадлежность к подполью в Краснодоне и его окрестностях было арестовано более 70 человек. Большинство из них погибли, в том числе и Олег Кошевой, с матерью которого встретился коллектив ансамбля.
Музей «Молодой Гвардии» в таком обновленном виде открыт 6 мая 1970 года Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом СССР Борисом Волыновым. А на месте казни краснодонских подпольщиков воздвигнут мемориал «Непокорённые».
Первоначально был основан 1 мая 1944 года как филиал Ворошиловградского краведческого музея. Первый директор музея, расположенного в доме Елены Николаевны Кошевой (матери Олега Кошевого), — молодогвардеец Анатолий Лопухов. Первый экскурсовод музея — бывшая подпольщица из «Молодой гвардии» Ольга Иванцова.
В 1951 году музей переносится в здание клуба инженерно-технических работников, а в 1953 году — в здание бывшей школы имени 18-го Международного юношеского дня.
– В твоей Трудовой книжке появилась запись: Благодарность от Командующего Северным флотом (Приказ КСФ № 149 от 25.07.1964) за успешное выполнение задания Командования и Политуправления СФ в гастрольной поездке по Украине.
– Полагаю, что такая запись появилась у всех артистов ансамбля – участников этого концертного турне.
Отзывы на аналогичные программы печатала флотская газета «На страже Заполярья» и в последующие годы. Особенно большой очерк с фотографиями опубликован 21 мая 1965 года. Программа подготовлена в канун праздника Победы и в преддверии 25 годовщины создания ансамбля, который будет отмечаться в ноябре месяце. В этом номере газеты три снимка. На первом подпись: Солистка ансамбля Александра Агронская исполняет песню А.Пахмутовой «Если отец герой». На втором – Песня Л.Печникова «Матрос рядовой» в исполнении хора, оркестра и солистов ансамбля Б.Гергелева и В.Подовинникова. Дирижер – художественный руководитель ансамбля майор Б.Победимский. На третьем снимке – Фрагмент из русской пляски в исполнении танцевальной группы ансамбля.
Корреспондент статьи капитан-лейтенант Л.Терещенко не оставил без внимания и выступление Александры.
«Из сольных номеров необходимо отметить песни «Если отец герой» А.Пахмутовой и «На кургане» А. Петрова (слова Ю.Друниной), исполненные солисткой Александрой Агронской.
«Пахнет летом, пахнет мятой,
И над Волгой расстилается туман.
В час вечерний, в час заката
Приходи мой дорогой на курган…»
Певица, обладающая красивым голосом, умело использует свои возможности. И в то же время ничем не оправдано, на мой взгляд, включение в концерт песенки Пепиты из оперетты «Вольный ветер» И. Дунаевского. Этот номер как-то выпадает и из общей направленности программы и настолько «запет», что уже не вызывает интереса».
Вокально-танцевальная композиция «25 лет с Краснознамённым Северным флотом» включала 26 номеров.
Матросская пляска «Полубак», постановка М.Д.Лагутина.
Песня «Прощайте, скалистые горы». Музыка Е.Жарковского, слова Н.Букина, солисты А.М.Пауков и В.В.Чернобыль.
Героическая сюита «Советскому флоту – слава». Постановка Г.Давыдова, солисты В.П.Бычков, А.П.Шеставин, Н.В.Сергиенко, М.Дозоров.
Старинная матросская песня «Плещут холодные волны». Солисты В.Антоненко и К.Павличенко.
«Возвращение», музыка Серенина, солист В.Подовинников.
«Солёная вода», постановка М.Д.Лагутина.
«Заполярные вечера», музыка Б.Толочкова, солист А.Пауков.
«Русская пляска», постановка Г.Давыдова.
«Бухенвальдский набат», музыка В.Мурадели, солист Е.Иванов.
«Хотят ли русские войны», музыка Э.Колмановского, солист В.Чернобыль.
«Ползунец», постановка народного артиста СССР П.Вирского.
Песня «Родина», музыка С.Туликова, слова Ю.Полухина, солист Е.Иванов.
«Камушка» — хор (бурлацкая песня) из оперы В.Мурадели «Октябрь». В роли В.И.Ленина заслуженный артист РСФСР С.Аханов, солист В.Подовинников.
«Уходит подводная лодка», музыка Б.Карахана, слова А.Ситковского, солист В.Чернобыль.
Строевая песня «Матрос – рядовой», музыка Л.Печникова, солисты П.Шаповал и В.Подовинников.
«Раз – два». Музыка Серого, солисты В.Антоненко, П.Шаповал, А.Алексеев, В.Чернобыль, В.Подовинников.
«Солдатская пляска», постановка Г.Давыдова. Солисты Н.Сергиенко, А.Шеставин, А.Михайленко, А.Бирюков, В.Бычков.
«Калина во ржи», музыка композитора А.И.Билаша, слова В.Федорова (Песня Арины из кинофильма «Сумка, полная сердец»). Солистка Александра Агронская.
«Стоит пригорюнясь калина во ржи.
Калина, где юность, где цвет твой, скажи?
Свистели, хлестали шальные пески.
Калина, скажи, где твои лепестки?
Припев.
Спят крутые белые отроги.
Не грусти, калина, у дороги.
Не грусти!….
Под белою кручей поют соловьи.
Что ж ты не везуча, калина, в любви?
Весеннею ночью и ей не до сна,
Весеннею ночью калина одна.
Припев.
Нежданный, незваный ударил мороз.
И сердце калины сжималось до слёз.
Мороз не остудит в том сердце тепла.
А сердце вам, люди, она отдала.
Припев.
«Рассвет», музыка Р.Леонкавалло, солист А.Пауков.
«Очи волошкови», «О том, как сватался Джон».
«Пожар» — шуточная вологодская песня. Исполняет вокальный квартет в составе К.Павличенко. А.Антоненко Ю.Кондрашин, А.Кардонов.
«Туркменский танец», постановка В.Бычкова. Солисты Н.Сергиенко, А.Шеставин, В.Бычков, Ш.Алишев.
«Пироги» — украинская народная песня, солист В.Подовинников.
«Гай – да, тройка» — старинный русский романс, солист Е.Иванов.
«Нет, сеньор» — мексиканская народная песня, солист А.Цимбал.
«Северные игры», постановка М.Лагутина. Солисты Н.Сергиенко, Т.Коновалова, А.Шеставин, В.Бычков, Н.Широкожухов, И.Кузнецов, Д.Потокин.
В июне 1965 года артисты ансамбля показали эту программу жителям Карелии. Десант с артистами первоначально высадился в Петрозаводске.
Первый концерт состоялся в субботу 12 июня (в 19.30) в зале Финского драматического театра. Второй концерт прошел на следующий день в воскресение 13 июня 1965 г в 18 часов на сцене Зелёного театра Парка культуры и отдыха. (Цена билетов для взрослых 60 коп, для детей - 20 коп.) Это подтверждает анонс концерта в местной газете «Ленинская правда» от12 июня. В этой же газете от 16 июня помещена статья солиста ансамбля А.Бирюкова.
«В 1940 году в канун праздника Великого Октября состоялся первый концерт матросского ансамбля песни и пляски Северного флота. В суровые годы войны на кораблях и в частях, в землянках огнедышащего полуострова Рыбачий можно было услышать в исполнении артистов ансамбля многие любимые песни нашего народа. С нами тогда сотрудничал композитор Е.Жарковский. На слова североморца Н.Букина он написал песню «Прощайте, скалистые горы», ставшую очень популярной. На протяжении всей войны моряки-артисты активно обслуживали концертами воинов Карельского фронта. Случалось, попадали и под обстрел, когда получали ранения артисты ансамбля, однажды геройски погиб поэт-песенник Родионов. Немало наших певцов и танцоров были награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы ансамбль совершенствовал своё мастерство, неоднократно выступал в Москве на смотрах-конкурсах, часто выезжал на гастроли. Мы побывали на Урале и Украине, у рабочих Ленинграда и жителей городов Волги, у моряков и воинов Крайнего Севера, у наших соседей – трудящихся Карелии.
Большое творческое удовлетворение артисты ансамбля испытывают, выступая ежегодно в Карелии. В своей концертной программе стараемся отобразить величие нашего народа, рассказать о буднях моряков Краснознамённого Северного флота, воспеть красоту Заполярья. Ансамбль представлял советское искусство и за рубежом нашей Родины. Жители Швеции и Норвегии восторженно аплодировали советским морякам за душевную русскую песню, искрометную матросскую пляску и добродушную улыбку…
Артисты ансамбля благодарны петрозаводчанам за тёплый, радужный приём. Впереди у нас выступления в Кондопоге, Олонце, Сортавале, Сегеже, Кеми, Чупе. Жителей Карелии улыбками приветствуют моряки с берегов Кольского полуострова, на ленточках которых выведено золотом – «Северный флот».
Р.Такала. Карелия («Коммунист Прионежья»,8.06.1965)
«Страна озёр, синеющих на фоне
Величественных царственных лесов.
Стою в волненьи на гранитном склоне
И слышу трепет древних парусов…»
-Когда ансамбль выступал в Архангельске и Северодвинске?
—Там мы выступали почти ежегодно. Одна из поездок хорошо запомнилась тем, что в Архангельске я случайно встретилась с отцом — Александром Григорьевичем Пожарским. Была глубокая осенняя пора, накануне ледостава. Отец, по специальности гидрограф, ждал приемлемой погоды для вылета самолётом в очередную командировку в северные широты Арктики. Выяснилось, что он недоволен своей примитивной городской гостиницей с клопами. С разрешения начальника ансамбля я пригласила его в свою отдельную каюту на одном из теплоходов, зимовавших у набережной Северной Двины в центре города. Из-за начавшегося ледостава ансамбль срочно возвратился из поездки с концертами в воинские части, расположенные на островах региона. 7 ноября 1965 года Ансамбль СФ выступил с заключительной большой праздничной программой в Концертном зале Архангельска. (Это подтверждает афиша в местной газете «Правда Севера» от 5 и 7 ноября 1965 г). На концерт я пригласила отца и своих знакомых северян (семью Ильиных), которые жили в Северодвинске и всегда на машине встречали меня в Архангельске.
Не упускала возможности посетить и местные музеи, покупала книги, открытки и буклеты. Осмотрела в Архангельске Краеведческий музей и Музей изобразительных искусств. В последнем немало картин, принадлежащих кисти выдающихся русских художников. К примеру, «Портрет графа В.А.Мусина-Пушкина». Есть картины А.Г.Венецианова, В.А.Тропинина, И.И.Шишкина, А.П.Боголюбова. М.В.Нестерова, Н.К.Рериха, И.К.Айвазовского и др. Любопытна и большая коллекция произведений художников Севера, рассказывающих о неизведанной стране вечного льда.
В том числе, виды Новой Земли, выполненные ненецким самобытным художником Тыко Вылка, коренным жителем этого огромного заполярного острова. (Примечание. Бессменный «Президент Новой Земли» рисовал картины по памяти после переселения всех жителей острова в Архангельск с началом ядерных испытаний в 1956 г).
Там же размещены картины художника Александра Алексеевича Борисова, которого называли «Певцом Арктики». Им написано множество картин Северной природы и жителей этого края. В том числе портрет Константина Вылка, отца Тыко, который прославился тем, что был удачливым охотником, убившем на своём веку более 100 белых медведей.
Однажды побывали с концертом и на Соловецких островах.
– Что там увидели?
– То, что на фото выше. Много позднее узнали истинную историю этих островов. Ниже вкратце о Соловках пишет Ю.Кантор.
90 лет назад был открыт первый советский концлагерь Соловецкий.
В 1923 г. советское государство приступило к обкатке новой политэкономической модели своего развития: отныне идеологическим противникам (или тем, кого власть считала таковыми) следует не только находиться в строгой изоляции, но и укреплять его экономику. Потому «в тестовом режиме» был создан первый отечественный концлагерь — Соловецкий. Этот концлагерь — а именно так в партийных и чекистских документах до начала 1930-х назывались подобные учреждения — явился прообразом «архипелага ГУЛаг». В течение почти десяти лет Соловецкие лагеря были самыми крупными в СССР и играли роль «полигона», на котором отрабатывались методы каторжного содержания и способы использования принудительного труда большого количества заключенных. Соловки стали именем нарицательным, символом карательной системы: «В 20-е годы Соловков не таили, но даже уши прожужжали ими. Соловками открыто играли, Соловками открыто гордились (имели смелость гордиться!!)», — писал Александр Солженицын. За полтора десятилетия существования Соловецкого лагеря его узниками были академик Дмитрий Лихачев, философ и ученый-иммунолог о. Павел Флоренский, драматург и театровед Лесь Курбас и философ-теолог Юлия Данзас, писатель Борис Ширяев и историк и краевед Николай Анциферов. Список известных имен огромен…
Собственно, идея «модернизации народного хозяйства» за счет рабского труда родилась у большевистского руководства еще раньше, едва только закончилась Гражданская война и были потоплены в крови Кронштадтское восстание и Антоновский крестьянский мятеж. И политическое руководство в лице Совета народных комиссаров, возглавляемого Владимиром Лениным, обратилось за разработкой практической стороны вопроса к ВЧК, которая немедленно поддержала идею.
В мае 1923 г. заместитель председателя ГПУ Иосиф Уншлихт обратился во ВЦИК с проектом об организации Соловецкого лагеря принудительных работ. В новом лагере должны были содержаться «политические и уголовные заключенные, приговоренные дополнительными судебными органами ГПУ, бывшей ВЧК, Особым совещанием при Коллегии ГПУ». Вскоре на основании постановления СНК СССР от 13 октября 1923 г. Северные лагеря ГПУ были трансформированы и модернизированы — наступала пора «эффективного менеджмента»: на их базе организовано Управление Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (СЛОН) ОГПУ. Лагерю было передано
в пользование все имущество Соловецкого монастыря (закрытого в 1920 г.). ВЦИК принял решение о содержании под стражей «политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по внесудебным приговорам ГПУ». Соответственно, изначально сюда направлялись люди, получившие сроки, даже по советским нормам, незаконно — без формальной процедуры «правосудия». Характерно, что документы, регламентирующие существование лагеря, писались «вдогонку» — Соловки с лета 1923 г. уже были густонаселенной зоной, а «Положение о Соловецких лагерях особого назначения ОГПУ» появилось лишь в августе. Вот его первый, основополагающий параграф: «Соловецкие лагеря принудительных работ особого назначения организованы ОГПУ для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и политических, деяния коих принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целостности Союза Советских Социалистических Республик». Первые сто узников были доставлены из Архангельска. Через месяц привезли еще полтораста социалистов и анархистов. К сентябрю число лагерников уже превышало три тысячи человек — 2714 мужчин и 335 женщин, из них более 300 «политических», 2550 «контрреволюционеров» («каэров») и уголовников
и 200 бывших чекистов. Прибывавшие на соловецкие пристани суда с заключенными встречала издевательская агитка: «Здесь пройдя через горн очистительный, / Через бодрый, сознательный труд, / Вы поймете, что путь принудительный / Есть единственный правильный путь».
В последующие годы количество заключенных СЛОНа неуклонно росло. Постепенно отдельные лагеря, отделения, «командировки» и другие объекты лагеря заняли все острова Соловецкого архипелага, а с конца 1920-х гг. — и ряд пунктов на материке. В 1931 г. в состав СЛОНа входило 8 лагерных отделений, 6 из которых находились на материке, включая отдаленный Мурманск.
С момента образования и до последнего дня деятельности СЛОН отличался особенно жестоким режимом. Истязания заключенных были обыденным делом.
В лагере существовала практика наказания тяжким и бессмысленным трудом. За мелкие провинности, а порой и просто для развлечения «надзора» арестантов жестоко избивали, заставляли пригоршнями переносить воду из одной проруби в другую («Черпать досуха!» — командовал при этом конвой), перекатывать с места на место многотонные валуны, зимой на морском берегу полураздетыми громко и до изнеможения «считать чаек» (до 2000 раз), выполнять другие не менее «полезные» трудовые задания.
Провинившихся зимой обливали на улице холодной водой, ставили голыми в «стойку» на снег, опускали в прорубь или в одном белье помещали в карцер — неотапливаемый «каменный мешок» или щелястый дощатый сарай. Летом раздетых узников привязывали на ночь к дереву — ставили «на комара», что в условиях Приполярья означает медленное умерщвление.
Карой за более серьезные проступки — нарушения лагерного режима, членовредительство-«саморубство», «самообморожение», попытку побега — было помещение во внутрилагерную тюрьму — «штрафизолятор». Мужская тюрьма находилась на соловецкой Секирной горе, женская — на Большом Заяцком острове. Режим «Секирки» был таков, что дольше двух-трех месяцев в ней не выдерживал никто.
«Церкви и тюрьмы сровняем с землей», — пели в советское время. Первую часть этого обещания большевики, увы, выполнили со всей беспощадностью. Со второй ситуация была обратная: проблема «перенаселенности» мест заключения по мере борьбы с «врагами народа» становилась все актуальнее — тюрем не хватало. Между тем содержание одного тюремного сидельца обходилось казне в среднем в 250 рублей в год (на Соловках — в 211 рублей) и становилось бременем для государственного бюджета. СЛОН стал одной из самых крупных народно-хозяйственных единиц. «Соловецкое население» в 1929—1930 гг. составляло 65 000 человек, его «прирост» достиг своего максимума в 1931 г. — 71 000 человек.
«Труд искупает вину», — гласил лозунг Соловков. Имея в своем распоряжении многотысячную даровую «рабсилу», Соловецкие лагеря осуществляли масштабную и разнообразную хозяйственную деятельность: там заготавливали лес, строили дороги, ловили рыбу и морского зверя. На Соловецких островах функционировали кирпичный, механический, лесопильный и кожевенный заводы, электростанция предреволюционной постройки, собственная десятиверстная узкоколейная железная дорога с паровозо-вагонным парком. Рабский труд оставлял соловецким узникам мало шансов на выживание. Работы, особенно на лесозаготовках, почти всегда проводились по принципу заданий — «уроков» (огромных, намеренно трудновыполнимых), а рабочий «день» мог длиться от обычных 12 часов до суток и более. Праздничных и выходных дней арестантам не полагалось.
Стихи из журнала «Соловецкие острова». Вот одно из них, безымянное, с блоковскими аллюзиями:
По вечерам над соловчанами
Весенний воздух мглист и сыр
И правит окриками пьяными
Суровый ротный командир.
И каждый вечер омрачающим
Туманом полон небосклон,
И я опять неубывающим
Остатком срока оглушен.
И каждый вечер в час назначенный,
Иль это только снится мне,
Девичий стан, бушлатом схваченный,
В казенном движется окне.
И, медленно пройдя меж ротами,
Без надзирателя, одна,
Томима общими работами
Она садится у окна,
Сибирь и минусы склоненные
В моем качаются мозгу,
И сроки длинные бездонные,
Цветут на синем берегу.
История Соловецкого концлагеря знает несколько массовых расстрелов за неповиновение или по обвинению в заговорах. В декабре 1923 г. охраной было убито 6 «политиков», в октябре 1929 г. казнено, по разным данным, от 300 до 600 «каэров» и т. д.
Статистика численности заключенных на Соловках: 1923 г. — 3049 человек, 1925 г. — 7727 человек, 1927 г. — 14 810 человек, 1930 г. — 53 123 человека, 1931 г. — 71 880 человек. Затем началось строительство Беломорканала,
и основные контингенты соловецких заключенных переводятся туда. В 1937 г. лагерь был реорганизован в Соловецкую тюрьму особого назначения. Сокращенно СТОН. Тюрьма прекратила свое существование в 1939 г.: данному региону более не нужна была «рабсила» в таких количествах. Территория Соловков была передана Северному флоту.
Смерть Сталина и даже судьбоносный ХХ съезд партии не «рассекретили» до конца Соловецкую — гулаговскую трагедию. Правда о ГУЛаге по-прежнему была достоянием самиздата и тамиздата. О ней говорили вполголоса. Понадобилось крушение всей советской системы, чтобы «Колымские рассказы» Шаламова и «Архипелаг ГУЛаг» Солженицына вошли в программу общеобразовательных школ, на Соловках появился музей ГУЛага (нынче пребывающий
в непростом положении, ибо находится на территории возрожденного монастыря и де-факто зависит от него). Понадобилась энергия ученых, литераторов, общественных деятелей, журналистов, просто неравнодушных людей, имеющих мужество помнить, — чтобы наконец началось рассекречивание документов об эпохе Большого террора, издание книг Памяти. Появились фильмы — документальные и художественные, открывались выставки. В официальном календаре государственных памятных дат возникло 30 октября — День памяти жертв репрессий. Соловецкие камни заняли скорбное место на площадях обеих российских столиц — Лубянской в Москве и Троицкой в Петербурге. Сюда приносят цветы, здесь ставят поминальные свечи.
– Помню, что с ансамблем я побывала и в южном городке Азов в низовьях Дона.
– Расскажи подробнее о встрече и работе с А.Пахмутовой.
– Весной 1965 года стало известно о приезде на Северный флот композитора А.Н.Пахмутовой со своей концертной бригадой. Она попросила выделить в помощь ещё несколько певцов и музыкантов. В Мурманске был устроен смотр-конкурс, который я выиграла. На конкурсе спела четыре песни А. Пахмутовой. Борису Победимскому (начальник ансамбля) сообщили о результатах конкурса, и он отпустил меня, Валерия Летучева (баритон) и Геннадия Елецкого (пианист) в творческую бригаду А.Пахмутовой.
В Мурманске был первый концерт, затем начались ежедневные поездки по местам дислокации частей и соединений флота.
Примечание. В условиях принятой в то время повышенной секретности конкретные места пребывания этой творческой бригады в газете «На страже Заполярья», которая опубликовала несколько заметок корреспондентов на это событие, не назывались. Однако сами заметки позволяют уточнить даты событий и конкретные фамилии участников. Ниже текст некоторых газетных публикаций.
«Вчера (28 05.1965) в конференц-зале редакции газеты «На страже Заполярья», где собрались журналисты, работники типографии и издательства, звучало много песен. Весело, от души пели про девчонок, которые танцуют на палубе парохода, плывущего по Ангаре, пели о том, что «главное, ребята, сердцем не стареть»… Исполняли песни артисты московской эстрады Виктор Кохно, Борис Кузнецов и Лев Полосин. Аккомпанировала на пианино автор песен – Александра Пахмутова, любимый композитор советской молодёжи.
На встречу с ней и её соавторами по многим песням Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в редакцию пришел также коллектив ансамбля песни и пляски СФ…. Александра Пахмутова поделилась впечатлениями от поездки на Северный флот. Она и сопровождавшие её москвичи впервые увидели суровую северную природу, неспокойные просторы Баренцева моря и тех, кто здесь мужественно и стойко несёт почётную и ответственную службу, — моряков СФ.
Гости за неделю, которая была очень напряженной, побывали у катерников, подводников, авиаторов, моряков надводных кораблей, у молодёжи Заполярья, в Тундре, на стройках….
– С первой же встречи на вокзале, — говорит композитор, мы постоянно ощущали на себе радушный приём, тёплое гостеприимство. Большую творческую помощь оказали нам местные певцы и музыканты – участники самодеятельности и солисты ансамбля песни и пляски СФ. Особенно мы благодарны артистам ансамбля Александре Агронской, Валерию Летучеву, Геннадию Елецкому.
А. Пахмутова горячо благодарит командование флотом и всех участников (этой экспедиции за помощь)…. Она отметила, что теперь она и её друзья – в долгу перед североморцами и обязательно вернут этот долг новыми песнями о моряках, которые хочется сделать добротно, с любовью, от всего сердца.
Первой на встрече была исполнена новая песня «Мужеству – жить» на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова. Её экспромтом, без репетиции спели «с листа» представители флотского ансамбля – хормейстер В.Гостинский и солисты ансамбля А.Алексеев и А.Кардонов. Вот её слова:
«Новым эскадрам моря бороздить,
Русскому флагу на реях гореть.
Будет на суше и в море штормить,
Вновь победим мы и горе, и смерть.
Мужеству солнцем приказано жить!»
Затем Борис Кузнецов и Лев Полосин спели «Песню ракетчиков» на слова офицера Б.Яроцкого, «Звезду рыбака», «Старый клён», «Куба – любовь моя».
О том, как создавались некоторые песни, в частности, «Марчук играет на гитаре», рассказал Николай Добронравов. Виктор Кохно исполнил песни «ЛЭП – 500», «Что такое ЛЭП», «Если отец герой». А потом – хозяева и гости пели вместе….»
В газете от 27 мая помещено фото А.Пахмутовой среди матросов подводной лодки, один из которых с аккордеоном. Текст гласит: «Тепло и сердечно принимают североморцы прибывших на флот композитора А.Пахмутову, поэтов С. Гребенникова и Н. Добронравова. Наши гости побывали у катерников, а потом прибыли к подводникам. Моряки восторженно аплодировали авторам любимых песен. А потом, когда со сцены звучала «Песня о тревожной молодости» её дружно подхватили все, кто был в клубе части. Хозяева подарили А.Пахмутовой макет подводной лодки и пригласили москвичей на выход в море. Утром корабль покинул базу. Гости стали свидетелями чёткой и слаженной работы моряков. После погружения наступило время песен – они звучали в отсеке подводной лодки. На глубине произошло посвящение композитора в подводники. Кто-то подал мысль подарить А. Пахмутовой книжку «Боевой номер». Вот некоторые записи из книжки (не лишённые оригинальности).
Место расположения БП. «От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей».
Основные боевые функции. «Нам песня жить и служить помогает».
Обязанности в бою. «И снег, и ветер, и в любые беды – людей звать к подвигам, к победам».
– Тебя тоже посвятили в подводники?
– Да, всю концертную бригаду. Встречи с подводниками начались с города Полярного, где нам предоставили каюты плавбазы, которая стала нашей гостиницей. Из Полярного выезжали на побережье и к вечеру сюда возвращались. Передвигались на боевых кораблях, кажется на тральщиках, где также выступали. Побывали в Западной Лице и Ура-губе, в частях на полуострове Рыбачий. Не только просто погружались на дизельной подводной лодке. По очереди подходили к окулярам перископа, вертели его, обозревая горизонт. Большой концерт дали в клубе дивизии ОВРа и
в Доме офицеров города Полярного, где был и банкет.
Об этом можно прочитать в газетной заметке от 28 мая.
«В переполненном зрительном зале клуба состоялась встреча моряков-противолодочников с композитором А.Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Простая и весёлая, всё творчество посвящающая юности, Александра Пахмутова и сама остаётся юной. Она коротко рассказала о своём творческом пути. Потом прозвучали написанные ею песни «Куба – любовь моя», «Звезда рыбака», «Старый клён» и многие другие. Эти произведения исполняли артисты ансамбля песни и пляски СФ, квинтет Мурманского музыкального училища и наши моряки. А «Песню о тревожной молодости» пели всем залом под аккомпанемент композитора. А.Пахмутовой был преподнесён памятный подарок – макет корабля, а С. Гребенникову и Н. Добронравову вручены грамоты. Мы надеемся, что скоро услышим новые песни наших гостей о суровых буднях воинов Заполярья».
-Был ли банкет после окончания вашей творческой командировки?
– Конечно. После возвращения в Североморск, где состоялся большой концерт на сцене Дома офицеров, было и застолье. Пахмутова поблагодарила нас за совместную работу и подарила свою фотографию с автографом.
На следующий день «песенная бригада» отправилась в города «камня плодородия» — Апатиты и Кировск.
– Встречалась ли с Пахмутовой впоследствии?
– Через несколько дней после окончания этой командировки по просьбе А.Пахмутовой ездили с Геной Елецким в Москву для написания отчета. В эту поездку Гена познакомил меня со своими родителями, которые жили в Москве. Гена жил дома, я — в гостинице. Так организовала Пахмутова, чтобы я была ближе к месту её работы. Гена провожал меня на поезд Москва-Мурманск, а он на какое-то время оставался дома. Поезд проходил через Ленинград, где меня встречали родственники. Встречалась с А.Пахмутовой и позднее в Москве на совместных концертах Капеллы и спектаклях с участием Володи Атлантова (по его приглашению). В 1962 году я окончила Музыкальное училище и была принята в Капеллу, с которой уехала в Москву. Капелла выступала во Дворце съездов в каком-то праздничном концерте, хор исполнял ораторию «Иван Грозный» на музыку Прокофьева. Вместе с хором Капеллы пел Молодёжный хор Соколова. Дирижировал известный музыкант А.Л.Стасевич, а Грозного читал актёр московского театра Ленинского Комсомола Александр Эстрин. Партию меццо-сопрано пела Маргарита Грозная. Там же выступала и Александра Пахмутова. Я впервые пела это произведение, всю ночь учила, чтобы не ошибиться. А тут еще Стасевич поставил меня в первый ряд, я дрожала, как осиновый лист. (Стасевич хорошо знал моего деда по совместной работе в Новосибирске в эвакуации).
Примечание. (Музыкальная энциклопедия. М.1981). Стасевич Абрам Львович (1906-1971), дирижер и композитор. В 1942-1944 г – дирижёр оркестра Ленинградской Филармонии (в эвакуации в Новосибирске), затем дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио в Москве. Участвовал в работе над фильмами С.М.Эйзенштейна и С.С.Прокофьева «Александр Невский» и «Иван Грозный». Ему принадлежит композиция оратории «Иван Грозный» для чтеца, хора и солистов на основе музыки С.С.Прокофьева к одноимённому кинофильму (первое исполнение в 1961 г).
Неожиданно со сцены я увидела тебя в центральном проходе.
– Я был во Дворце съездов?
– Ты возвращался через Москву из какого-то санатория, я об этом не знала. Ты дождался меня после концерта, и мы пошли на квартиру Анатолия Александровича Ливанова, где я остановилась. Это была неказистая комната — кладовка во дворе на Пушкинском бульваре. Там он не жил, но хранил мотоцикл, и стояла кровать. Выпили бутылку вина «Чёрные глаза», которую ты привёз с юга. На тебе был серый беретик, к которым у тебя уже тогда была любовь. Но в этот раз этому беретику не повезло. Ты его залил вином из разбившейся второй бутылки, которая находилась в твоём чемоданчике.
Это был не единственный концерт в Москве. Под руководством Анисимова пели в Большом зале Консерватории и других местах. Хормейстером был Фёдор Козлов. После Москвы уехали на Восток. С хором в Свердловск уехал и Стасевич. Там я со страха прилично спела сольную сопрановую партию в кантате «Кармина Бурана» вместо Гали Лобовой.
Однажды я была в Большом театре, слушала оперу «Отелло» с Атлантовым в главной партии. Пахмутова сидела в директорской ложе, я – в артистической ложе, выше этажом. В антракте мы встретились, она выразила одобрение, что моя судьба связана с таким профессиональным коллективом, как Капелла.
– А Елецкого судьбу знаешь?
—Он работал в Москве. Много лет спустя от случайных попутчиков в троллейбусе на Невском услышала, что он умер.
– В Москве ансамбль выступал неоднократно.
– Последний раз я была с ансамблем в Москве в июле 1966 г. Об этом свидетельствует и запись в моей трудовой книжке о получении благодарности от Главкома ВМФ (Приказ ГК ВМФ №257 от 22.08.1966) «За активное участие в концертах для трудящихся Москвы, посвященных Дню Военно-морского флота».
– Осенью 1966 года ты уволилась из ансамбля Северного флота.
– Да, труппа ансамбля довольно часто уезжала в длительные творческие командировки по воинским частям обширной Мурманской области и за её пределами. Никакой возможности устроить ребёнка в детский сад в Североморске не было. В конце 1966 года было необходимо начать серьёзную подготовку ребёнка в школу. Ансамбль в это время уезжал в очередную длительную командировку, и мне пришлось уволиться.
Послесловие.
– У нас есть песни в исполнении Ансамбля песни и пляски СФ, записанные на пластинку в 1980 году. Когда тебе вручили эту пластинку?
– Летом 1982 года гастроли Ансамбля Северного флота и Ленинградской капеллы совпали по месту действия – в Сочи. Я сидела в зале на одном из концертов ансамбля. После одного из номеров концерта Борис Победимский пригласил меня на сцену. Объявил залу, что он представляет бывшую солистку Ансамбля СФ, а ныне солистку Ленинградской Капеллы. Вручил мне цветы и пластинку с песнями ансамбля. На конверте пластинки с общей фотографией коллектива были росписи участников ансамбля и дарственная надпись:
«Уважаемой Александре Александровне Агронской на память от коллектива Ансамбля песни и пляски КСФ. Пусть наши песни всегда напоминают Вам о нашей совместной работе на Краснознамённом Северном флоте.
Начальник – художественный руководитель Ансамбля заслуженный деятель искусств РСФСР подполковник Б.Победимский. Город Сочи 28 июня 1982 г.»
На обороте конверта перечень записанных песен и краткая история ансамбля.
«Ансамбль песни и пляски КСФ создан в 1940 году. Его творческая биография началась во время Великой Отечественной войны. В часы коротких передышек между боями флотские артисты выступали перед североморцами и воинами Карельского фронта, воодушевляя их на ратные подвиги. Они были желанными гостями подводников и морских пехотинцев, катерников и разведчиков, моряков надводных кораблей и авиаторов. По несколько раз в день шли концерты на кораблях, в землянках, нередко под огнём врага. За проявленное в боях мужество и плодотворную творческую работу многие артисты ансамбля награждены орденами и медалями.
Славные традиции ансамбля бережно хранятся и приумножаются в послевоенное время. Коллектив неустанно совершенствует исполнительское мастерство, постоянно пополняется молодыми артистами – профессионалами и наиболее талантливыми участниками матроской и художественной самодеятельности.
За годы своего существования ансамбль песни и пляски дал тысячи концертов для военных моряков КСФ, воинов других флотов и округов. Он выступал во многих городах страны, его тепло встречали в Швеции, Норвегии, Канаде и Франции.
В репертуаре ансамбля песни советских композиторов о Родине, классические произведения, народные песни. Большое место в программе занимают произведения о флоте, о моряках — североморцах, о Заполярье.
С 1963 года ансамблем руководит участник ВОВ, выпускник Ленинградской государственной консерватории заслуженный деятель искусств РСФСР подполковник Борис Михайлович Победимский».
Дополнение. Летом 1982 года Ансамбль Северного флота был одним из участников большого Фестиваля советской песни в Сочи. Коллектив ансамбля дал десять концертов на различных площадках города, в том числе на сцене лучшего концертного зала «Фестивальный», где и произошла 28 июня вышеупомянутая тёплая встреча.
– На этом твоя встреча с прошлым закончилась?
—Не совсем. На следующий день 29 июня артисты ансамбля почти всем составом были на концерте Капеллы, которая выступала в Адлере. А первого июля они устроили мне и трогательные проводы: колонну автобусов с артистами Капеллы, направляющуюся в аэропорт Адлера, сопровождал автомобильный кортеж с артистами ансамбля С.Ф. В зале аэропорта мне подарили большой букет цветов. Это, конечно, произвело соответствующее впечатление на моих сослуживцев – артистов Капеллы.
Детская музыкальная школа №1 города Североморска. (Улица Северная, 29а)
(04.03.1967 – 31.12.1967)
– Как ты оказалась в Музыкальной школе?
– 29 февраля 1967 г в день рождения дочери Машуни я стояла в очереди за тортом у Хочатурова (директор столовой), где встретила директрису Музыкальной школы Брильц. Гелена Каспаровна постоянно посещала концерты ансамбля в Доме офицеров, слушала меня неоднократно. Близкими друзьями мы не были, но были знакомы. Она поздоровалась и поинтересовалась моими делами. Узнала, что я уволилась из ансамбля Северного флота по уважительной причине и спросила: «Не хотите ли поработать в Музыкальной школе, где командировок не будет?». Я тут же приняла это предложение, только спросила: «Когда?». «Приходите завтра». Так с 4 марта 1967 г я стала преподавателем – иллюстратором музыкальной школы Североморска.
Примечание. Постоянные разъезды ансамбля (значит, отсутствие дома) вынудили Александру покинуть Ансамбль и перейти в местную музыкальную школу. Это позволило больше уделять внимания своему ребёнку, который требовал ежедневного внимания и ухода. Музыкальная школа была единственным учреждением такого рода в городе, и потому блатным учебным заведением с чисто женским коллективом. Попытки мужчин внедриться в него обычно заканчивались неудачей. Знаю о внутренних нравах школы только по рассказам очевидцев, поэтому подробности раскрывать не считаю возможным. Сам же был неоднократным свидетелем, как бурно приветствуют колонну школы и, особенно её директрису Г.К. Брильц, трибуны и зрители на ежегодных парадах-демонстрациях на центральной площади города. Как большой белый лебедь гордо проплывала дородная директриса и за ней – послушная толпа сородичей – учителей и учеников.
– Александра работала педагогом-иллюстратором. Эту должность ввели, кажется, специально для неё. Она, как я понял, не учила петь, а демонстрировала, как надо петь под аккомпанемент учащихся, которых обучали владению музыкальными инструментами. И таким образом, как бы продолжала сольную певческую деятельность.
– Я пела и в ежегодных отчётных и праздничных концертах учеников школы, которые выступали в качестве хормейстеров. 22 мая 1967 года в отчётном концерте исполняла арию из оперы Верди «Травиата», романс Чайковского «Примирение» и русскую народную песню «Степь, да степь кругом» под оркестр учащихся-баянистов.
Пользовались большим успехом лекции-концерты, которые проводила директор школы Г.К. Брильц. Одна из таких лекций была посвящена творчеству композиторов «Могучей кучки». В концерте принимали участие профессиональные музыканты и преподаватели школы. Александра пела романс Ц.А. Кюи «Сожженное письмо» на слова Пушкина, арию Снегурочки из одноимённой оперы, а также арию Марфы из оперы «Царская невеста» и арию царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане», все три произведения Римского-Корсакова, концертмейстер Роза Геннадиева.
4 октября 1967 г. участвовала в Мурманске в концерте, посвященном Второму фестивалю творческой молодёжи Мурманской области. Спела арию Иоланты из одноименной оперы П.И. Чайковского, русскую народную песню «Я в садочке была» (в обработке композитора С.Н. Василенко) и песню А. Броневицкого «Это значит любовь».
Мурманский областной комитет ВЛКСМ наградил Агронскую А.А. значком ОК ВЛКСМ «Лауреат II фестиваля творческой молодёжи 1967 г.».
– В этом же году состоялась передача-концерт на мурманском телевидении. Что там пела?
– Перед началом трансляции диктор телевидения, представляя двух молодых певцов (меня и молодого человека), рассказала о нашем творческом пути. Я исполнила несколько арий из опер, песен и романсов. Сохранилась в домашнем архиве любительская запись части этого концерта с телевизора, к сожалению, низкого качества. Начала своё выступление с «Ave Maria» Шуберта. Затем пела арии из опер Бизе (арию Микаэлы из оперы «Кармен») и Верди, несколько романсов, в том числе «Сон» Грига и «Нимфа» Римского-Корсакова, а также русские народные песни «Отставала Лебёдушка», «Над полями да над чистыми», песню Александра Броневицкого на слова поэта Л. Ошанина «Это значит любовь», а также песни И. Дунаевского «Заздравная» (на слова Лебедева-Кумача) и «Жди меня» (на слова К. Симонова). Три последние песни впоследствии неоднократно пела в шефских и праздничных концертах с участием артистов хора Капеллы.
Иногда участвовала и в концертах художественной самодеятельности воинских частей. Так пела в в/ч 69163 «Вальс о вальсе» Э.С. Колмановского и вместе с Тамарой Петриковой дуэт из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».
5 ноября на концерте после торжественного собрания города Североморска, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, спела песню А .Броневицкого «Это значит любовь». Концерт заканчивался хореографической сюитой «Дружба народов» в исполнении танцевальной группы ансамбля Северного флота.
17 декабря участвовала в сводном концерте музыкальных школ Североморского района и пела русскую народную песню «Над полями да над чистыми» в сопровождении оркестра баянистов музыкальной школы.
Последний аккорд в Североморской школе был поставлен 24 декабря 1967 года. В первом отделении отчётного концерта спела романс Рубинштейна «Ночь» под аккомпанемент ученицы педагога Ф.С.Пастернак Дины Васильевой и арию Микаэлы из оперы Бизе «Кармен». Во втором отделении концерта выступила в роли режиссера постановщика пьесы-сказки «Новогоднее приключение трёх маленьких друзей».
В газете «На страже Заполярья» от 27.12.1967 г. опубликована рецензия капитан-лейтенанта В. Милетьева на последние концерты в Музыкальной школе.
– «Наряду с сольными инструментальными номерами впервые за последние годы силами педагогов и учащихся осуществлена постановка детской оперы (точнее её было бы назвать музыкальной пьесой – сказкой для детей) «Новогодние приключения трёх маленьких друзей». Музыка А. Долуханяна, либретто Л. Аркадьева, С. Рунге, Н. Сац, текст М. Лобовой.
Художественный руководитель постановки А.А.Агронская, постановщик Т.С.Титова, хормейстер Е.С. Победимская, концертмейстер Э.Б.Мощонская, балетмейстер Г.Бирюкова и другие сумели создать интересный, красочный музыкальный спектакль. И пусть не всё в нём было в равной степени хорошо. (Трудно ведь требовать от детей, к тому же впервые выступающих с такой крупной работой, уверенного и точного исполнения ролей), Но он заслуживает одобрения, как первый и в целом удачный опыт обращения юных исполнителей к произведениям крупных форм, как первая проба сил в новом, довольно необычном жанре.
Неплохо справились со своими ролями в этом спектакле Таня Франк (Снежная королева), Лена Пастернак (Фея-затея). Хорошее впечатление произвели отдельные массовые сцены, хоры, особенно в заключительном эпизоде спектакля….»
-Покидая стены этого уникального по местным масштабам учебного заведения, ты получила неформальную характеристику, написанную от руки на бланке Управления культуры Североморского горисполкома.
«Дорогая Шурочка! Совсем немного ты проработала в музыкальной школе, но оставила у всего коллектива самые светлые, самые наилучшие воспоминания. Мы ещё долго будем помнить твой красивый звонкий голос, твою обаятельную улыбку, неудержимую энергию. Нам очень жаль расставаться с тобой, Шурочка. Ты не только хороший товарищ, знающий педагог, но всегда являлась украшением наших концертов. Мы желаем и на новом месте продолжать такую же кипучую деятельность. Желаем тебе много радостей в жизни, большого счастья! Не забывайте нас!»
Эту от души написанные строчки подписали все преподаватели училища. (Ниже текста можно прочесть только чётко написанные фамилии: Калина, Гревцова, Лебеденко, Петрова, Гуревич, Труханова, Мощонская, Чудакова, Пастернак и др.)
Североморск. 23 декабря 1967 г.
Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.