Солистка хора Капеллы (9)
Часть 7.3. 1971 г.
6 января 1971 г. Абонементный концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. Первое отделение. Танеев (1856-1915). «Иоанн Дамаскин», кантата для хора и оркестра (1884). Слова А.Толстого.
- «Иду в неведомый мне путь….»
- «Но вечным сном пока я сплю, моя любовь не умирает….»
- «В тот день, когда труба вострубит….»
Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы. Дирижер – н.а.СССР, лауреат Ленинской премии Геннадий Рождественский.
19 января 1971 г в зале Капеллы состоялся абонементный концерт «Музыка и поэзия». В первом отделении был исполнена «Ленинградская поэма» Геннадия Белова – оратория для чтеца, хора и симфонического оркестра на стихи Ольги Берггольц:
Первое отделение: Осень 1941. Ленинградцы, Февральский день. Штурм Вороньей горы. О, не плачь. А ночь светла. В городе весна. Обращение. Исполнители: хор академической Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов) и симфонический оркестр ленинградской Филармонии. Солистка — заслуженная артистка РСФСР Тамара Давыдова. Дирижер - народный артист РСФСР А.Янсонс. На концерте присутствовали Ольга Берггольц и Геннадий Белов.
Во втором отделении концерта стихи и поэмы блокадной поэтессы прочитала артистка Драматического театра имени А.С.Пушкина Людмила Петухова.
23 января 1971 г. Концерт в зале Капеллы. В программе – старинная хоровая музыка в исполнении хора Капеллы. Художественный руководитель и дирижер Ф.М.Козлов.
27 января 1971 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.
I отделение. Шостакович. Три баллады из Хорового цикла «Верность» на стихи Е.Долматовского. Флярковский. «Песни, вырвавшиеся из ада». Поэма-кантата для хора, солиста, фортепиано, контрабаса и ударных инструментов на стихи африканских поэтов.
II отделение.
Бриттен – Месса ре мажор.
Барбер – Adagio.
Монтеверди – Мадригал.
Моралес – Мотет.
Орландо Лассо – Серенада.
Каччини – Амарилли.
Исполнители: хор академической Капеллы, хор мальчиков и хор юношей Хорового училища. Солисты – Ю. Антонова (сопрано), Анастасия Браудо (орган), лауреат международных конкурсов Г.Селезнев (бас). Дирижер Ф.М.Козлов.
31 января 1971 г (воскресение). Концерт в зале Капеллы Новосибирского симфонического оркестра и ленинградской академической Капеллы. В программе – Большая месса Моцарта.
Первое отделение:Kyrie.Gloria.
Второе отделение: Credo. Sanctus. Agnus dei.
Солисты: Юлия Антонова (сопрано), Искра Шмакова (меццо-сопрано), Николай Гаврилов (тенор), лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов Георгий Селезнев (бас). Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Арнольд Кац.
- Юля Антонова выделялась среди солистов очень красивым сопрано еще до твоего прихода в Капеллу?
- Юля пела в хоре ещё до моего поступления в Капеллу в 1962 году. Она прекрасно исполняла не только мессу Моцарта, но особенно в ее исполнении мне нравились русские народные песни. И не только русские. Запомнилась, например, перуанская песня «Бродячая птичка» в обработке Фёдора Михайловича Козлова.
1 февраля 1971 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии Новосибирского симфонического оркестра и ленинградской академической Капеллы. В программе – Большая месса Моцарта. Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Арнольд Кац. Исполнители и солисты те же.
4 февраля 1971 г. В Большом зале Филармонии концерт симфонического оркестра и академической Капеллы. В программе: В.Н.Салманов. Пятая симфония и оратория-поэма «Двенадцать» на стихи А.Блока. Дирижер народный артист РСФСР А.Янсонс.
8 и 9 февраля 1971 г. В Большом зале Филармонии концерт симфонического оркестра и академической Капеллы. В программе: Малер. Адажио из Десятой симфонии и «Песни странствующего подмастерья». Вагнер. Вступление, антракт и свадебный хор из оперы «Лоэнгрин». Хор прях и хор матросов из оперы «Моряк-скиталец». Марш из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Дирижер — профессор Н.Рабинович. Солистка – заслуженная артистка Латвийской ССР Лайма Андерсон.
16 февраля 1971 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: Людвиг ван Бетховен. Месса до-мажор, музыка к драме «Эгмонт». Исполнители: симфонический оркестр Ленинградской консерватории (дирижер профессор Н.Рабинович) и академическая Капелла имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов). Солисты: Юлия Антонова, Искра Шмакова, Станислав Бронин, лауреат международного конкурса Георгий Селезнев, лауреат всероссийских конкурсов Валерий Токарев (чтец), Анастасия Браудо (орган).
26 февраля 1971 г. В зале Капеллы абонементный концерт цикла «Музыка и поэзия». «Поэма памяти Сергея Есенина» лауреата Ленинской премии композитора Г.Свиридова. Исполнители: заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Ленинградской филармонии (дирижер заслуженный деятель искусств РСФСР и Карельской АССР А. Дмитриев) и академическая Капелла (художественный руководитель Ф.Козлов). Во втором отделении концерта народный артист РСФСР Лев Колесов читает стихи и поэмы С.Есенина.
26 марта 1971 г. В зале Капеллы абонементный концерт цикла «Музыка и поэзия» под девизом «Навстречу XXIV съезду КПСС». Первое исполнение нового хорового цикла Д.Шостаковича «Верность». Это восемь баллад для мужского хора на стихи Евгения Долматовского. Их тема – безграничная любовь советских людей к В.И.Ленину. Дирижер Ф. Козлов.
28 марта 1971 г. Повторение предыдущего концерта в Большом зале ленинградской Филармонии.
4 апреля 1971 г. Концерт в Большом зале Филармонии. В программе: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Г.Свиридов «Патетическая оратория». Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии и ленинградская академическая Капелла. Дирижер народный артист СССР Константин Симеонов. Солисты Е.Гороховская и Г.Селезнёв.
-Девятого апреля 1971 г завершил работу XXIV съезд КПСС пением гимна:
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем –
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем».
Приходилось ли петь этот гимн хору Капеллы?
-На концертах, конечно, нет, но на больших торжествах пели.
9 мая 1971 г. Концерт в зале Капеллы в честь Дня Победы. В первом отделении «Реквием» Д.Кабалевского на стихи Р.Рождественского, дирижер Ф.Козлов. Во втором отделении стихи Рождественского читает заслуженный артист Дагестанской АССР Лев Елисеев.
-Видимо, об этом концерте вспоминает композитор Сергей Слонимский в автобиографической книге «Бурлески, Элегии, Дифирамбы» (2000 г)?
- В книге он рассказывает о поддержке его произведений со стороны Д.Б.Кабалевского. «Кабалевский и Хренников присудили «Виринее» первую премию на оперном конкурсе. Позже Кабалевский поддержал некоторые мои детские пьесы. Вообще мы крепко подружились. Д.Б. был уже стар, болен и не очень влиятелен, когда отменили исполнение его Реквиема в Ленинграде. Бывшие его льстецы куда-то подевались. Я поднял на ноги филармонию и капеллу. Реквием был возобновлен и исполнен…»
18 мая 1971 г. В зале Капеллы «Реквием» Моцарта. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии и академическая Капелла.
26 мая 1971 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Перголези и Бортнянский. Исполнители: хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища. Художественный руководитель и главный дирижер Ф.Козлов.
17 июня 1971 г. в зале Капеллы впервые после долголетнего перерыва прозвучала оратория Иосифа Гайдна «Сотворение мира» для солистов, хора и оркестра. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии (дирижер Р.Матсов) и хор ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов).
В июне Капелла организует цикл хоровых выступлений в парках Зеленогорска, Петродворца и Гатчины. В программе произведения советских композиторов, русская и зарубежная классика.
7 октября 1971 г. Гастроли Капеллы в Минске («Вечерний Минск», 5 октября 1971 г). Выступление в концертном зале минской филармонии. В программе: Большая месса до-минор В.Моцарта. Исполнители: Хор Ленинградской Капеллы. Художественный руководитель и главный дирижер Ф.Козлов. Государственный симфонический оркестр БССР. Дирижер – профессор Н.Рабинович (Ленинград).
9 октября 1971 г (суббота). Второй концерт в зале филармонии Минска. В программе Глинка, Рахманинов, Бортнянский, Флярковский, Салманов. Дирижер – Ф.М.Козлов.
Слева направо. Первый ряд (сверху): Х, Х, Попов Евгений Николаевич, Гаврилов Николай, Бузылев Георгий, Корбуков Виктор Васильевич, Ананьев, Х, Легков Евгений Евгеньевич, Окунев Юрий Васильевич, Буклагин Владимир Дмитриевич, Х.
2 ряд: Х, Ершов Анатолий Иванович, Х, Трушин Владимир, Дорожкин Степан, Восковский Григорий, Бронин Станислав Александрович, Мануйлов Иван Ефимович, Громов Николай Николаевич, Х, Павлов Георгий, Дмитревский Дмитрий Дмитриевич, Коняев.
3 ряд: Х, Дмитревская Екатерина, Агронская Александра Александровна, Лобова Галина, Дмитриева Валентина Павловна, Х, Х, Корабельникова Таисия, Х.
4 ряд: Гоголь Светлана Федоровна, Мизина Валентина, Селезнева Инна Анатольевна, Оленева Нина Андреевна, Барыбина Тамара Петровна, Антонова Юлия Васильевна, Тихонова Валентина Ивановна, Изотова Таисия Васильевна, Х, Мастюкова Галина.
За роялем: Богомолова Людмила Сергеевна – концертмейстер, Чернушенко Владислав Александрович – дирижер-хормейстер.
В одну из поездок в Белоруссию была организована экскурсия в город Брест, где осмотрели мемориал «Брестская крепость».
Историческая справка
Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения о взятии Брест-Литовска, захваченного в бумагах разгромленной 45-й пехотной дивизии в феврале 1942 года под Орлом.
По материалам «Боевого донесения о взятии Брест-Литовска» в газете «Красная звезда» от 21 июня 1942 года была напечатана статья полковника М.Толченова «Год тому назад в Бресте». В 1948 году в «Огоньке» появилась статья писателя Михаила Златогорова «Брестская крепость»; в 1951 году художник Пётр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, а также поддержавшему его инициативу Константину Михайловичу Симонову. В 1955 году опубликована героическая драма Сергея Смирнова «Крепость над Бугом», в 1956 году выходят документальная повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость», а на экраны мира художественный фильм по сценарию Константина Симонова «Бессмертный гарнизон». С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа.
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.
- В нашей домашней библиотеке есть экземпляр этой прочитанной в своё время книги С.С.Смирнова, изданной Воениздатом в 1959 году под названием «Герои Брестской крепости», в которую вошли изданные двумя годами раньше его же очерки «Брестская крепость» и «В поисках героев Брестской крепости». На странице 153 в разделе «Герои известные и неизвестные» автор не рискнул поставить прямой вопрос: — Почему наш народ лишь 15 лет спустя узнал о подвиге защитников крепости, которые более месяца сдерживали натиск врага? Ты, безусловно, тоже внимательно читала эту трагическую быль. И задавала ли себе такой вопрос после посещения этого мемориала?
— Нет, но автор, видимо, и сам не знал ответа, поэтому поставил его по-другому: — Почему наш народ, лишь 15 лет спустя узнавший о том, как сражался гарнизон, так высоко оценил подвиг защитников Бреста? И ответил на него блестяще, приравняв к подвигу крейсера «Варяг», дерзко принявшему бой с целой японской эскадрой!
-Да, ныне и тому и другому есть памятники, но курьёзы продолжаются. На днях средства массовой информации сообщили, что скульптура «Мужество» (по опросу компании CNN) признана самым уродливым памятником. Ответ невеждам в знании истории минувшей войны последовал незамедлительно в виде отповеди на целой полосе в «Российской газете» (Неделя) от 13 февраля 2014 г. Вышеназванной компании пришлось извиняться.
В большой гастрольной поездке осенью 1971 года кроме Минска хор Капеллы дал концерты в Таллинне и в городах Украины – Полтаве, Запорожье, Днепропетровске, Одессе и Харькове.
18 октября 1971 года состоялся сольный концерт хора Ленинградской капеллы в театральном зале Дома научно-технической пропаганды Днепропетровска.
Накануне приезда на гастроли местная газета «Днепровская правда» 16 октября 1971 г опубликовала заметку Д.Ткачева «Ленинградская академическая». Кроме изложения истории хора капеллы автор сообщает: «С осени 1967 года художественным руководителем и главным дирижером капеллы является бывший воспитанник хорового училища капеллы и Ленинградской консерватории Ф.М.Козлов. Капелла совершает частные поездки по Советскому Союзу. За время гастролей с 1934 по 1971 год она побывала в 210 городах страны и дала свыше тысячи концертов.
21 октября в том же зале хор капеллы и симфонический оркестр Днепропетровской филармонии исполнили «Реквием» Моцарта. Дирижер – заслуженный артист РСФСР Гурген Карапетян.
Днепропетровск (бывший Екатеринослав); современное имя состоит из названия реки Днепр, на которой стоит город, и фамилии советского партийного и государственного деятеля - Петровский. Днепропетровск располагается в восточной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности — в основном, на четырёх холмах, разграниченных балками с ручьями. Левобережная часть — низменная, на западе изрезанная вытянутыми озёрами. В черте города в Днепр впадают реки Орель и Самара.
Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности. Население – около 1 млн. человек.
Из энциклопедии. Дом научно-технической пропаганды.
В 1911 году по проекту екатеринославского губернского архитектора Ф. Ф. Булацеля местное купечество построило здание Коммерческого Собрания (клуб и театр) с садом и летней эстрадой на углу Новодворянской улицы, № 23 (теперь улица Дзержинского, № 23) и Крутогорной (теперь улица Рогалёва). Это было место деловых встреч и одновременно очаг развлечений купцов Екатеринослава. Зрительный зал был уменьшенной копией зала Зимнего театра. Коммерческое собрание решено в неорусском стиле, напоминающем постройки XVII века.
Двухэтажное здание имеет два отдельных корпуса, выступающих на красную линию улицы. Фасады украшают колонны, арки-кокошники над окнами и несколько шатров и башен, напоминающих купола церквей. И тогда, и сейчас эта постройка Булацеля смотрится экзотически.
12 (25) октября 1911 года состоялось открытие нового здания Коммерческого Собрания». В 1924 – 1926 годах здесь был Клуб имени т. Дзержинского. В 1927-м здание отдали Союзу строителей, а с 1934-го и в послевоенные годы до 1958-го размещался «Аэроклуб». В 1960 году начал работать Дом научно-технической пропаганды (Дом техники), принадлежавший Совнархозу, а затем Минчермету УССР.
Несколько фотографий видов города из комплекта открыток, изданных в 1968 году.
.
-Какое первое впечатление о городе?
—На втором концерте в составе симфонического оркестр находился скрипач Вениамин Колодный, с которым мы вместе работали в Ансамбле песни и пляски Северного флота. Он познакомил со своей семьей и стал моим гидом по городу. Город оставил не только хорошее впечатление, но увеличил содержание моего и так тяжелого чемодана. Вместе с Веней посетили несколько новых магазинов, где я купила и привезла в Ленинград хрустальную вазу для мамы Шуры, оригинальную куклу из мягкой резины для дочери. Запомнился очень широкий центральный проспект Карла Маркса с аллеей в середине. Много скверов, зеленых зон и несколько больших парков. В последующие гастроли хора Капеллы в Днепропетровске мы с Вениамином так же встречались на совместных концертах и у него дома. Однажды он встречал нас с Машей в аэропорту, когда нас снова занесло в Днепропетровск проездом на пути в Бердянск, где отдыхали летом, кажется, в 1977 году.
26 ноября 1971 г. в 16 часов состоялся в зале Капеллы вечер-концерт, посвященный памяти выдающемуся деятелю хорового искусства профессору Михаилу Георгиевичу Климову, руководившему Капеллой с 1922 по 1937 год. Исполнители: академический хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища. Дирижер Ф.Козлов.
Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )
1 комментарий
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
30/03/2016 14:48:29
Эх… Это бы да в серию ЖЗЛ…