Солистка хора Капеллы (9)

Часть 7.3.  1971 г.

6 января 1971 г. Абонементный концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. Первое отделение. Танеев (1856-1915). «Иоанн Дамаскин», кантата для хора и оркестра (1884). Слова А.Толстого.

  1. «Иду в неведомый мне путь….»
  2. «Но вечным сном пока я сплю, моя любовь не умирает….»
  3. «В тот день, когда труба вострубит….»

Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы. Дирижер – н.а.СССР, лауреат Ленинской премии Геннадий Рождественский.

19 января 1971 г в зале Капеллы состоялся абонементный концерт «Музыка и поэзия».  В первом отделении был исполнена «Ленинградская поэма» Геннадия Белова – оратория для чтеца, хора и симфонического оркестра на стихи Ольги Берггольц:

Первое отделение: Осень 1941. Ленинградцы, Февральский день. Штурм Вороньей горы. О, не плачь. А ночь светла. В городе весна. Обращение. Исполнители: хор академической Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов) и  симфонический оркестр ленинградской Филармонии. Солистка  — заслуженная артистка РСФСР Тамара Давыдова.  Дирижер -  народный артист РСФСР А.Янсонс. На концерте присутствовали Ольга Берггольц и Геннадий Белов.

Во втором отделении концерта стихи и поэмы блокадной поэтессы прочитала  артистка Драматического театра имени А.С.Пушкина Людмила Петухова.

23 января 1971 г. Концерт в зале Капеллы. В программе – старинная хоровая музыка в исполнении хора Капеллы. Художественный руководитель и дирижер Ф.М.Козлов.

27 января 1971 г. Абонементный концерт в зале Капеллы.

I отделение.  Шостакович. Три баллады из Хорового цикла «Верность» на стихи Е.Долматовского.  Флярковский. «Песни, вырвавшиеся из ада». Поэма-кантата для хора, солиста, фортепиано, контрабаса и ударных инструментов на стихи африканских поэтов.

II отделение.
Бриттен – Месса ре мажор.
Барбер – Adagio.
Монтеверди – Мадригал.
Моралес – Мотет.
Орландо Лассо – Серенада.
Каччини – Амарилли.

Исполнители: хор академической Капеллы, хор мальчиков и хор юношей Хорового училища. Солисты – Ю. Антонова (сопрано), Анастасия Браудо (орган), лауреат международных конкурсов Г.Селезнев (бас). Дирижер Ф.М.Козлов.

Анастасия Браудо.

31 января 1971 г (воскресение). Концерт в зале Капеллы  Новосибирского симфонического оркестра и ленинградской академической Капеллы. В программе – Большая месса Моцарта.

Первое отделение:Kyrie.Gloria.

Второе отделение: Credo. Sanctus. Agnus dei.

Солисты: Юлия Антонова (сопрано), Искра Шмакова (меццо-сопрано), Николай Гаврилов (тенор), лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов Георгий Селезнев (бас). Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Арнольд Кац.
- Юля Антонова выделялась среди  солистов  очень красивым сопрано еще до твоего прихода в Капеллу?

- Юля пела в хоре ещё до моего поступления в Капеллу в 1962 году. Она прекрасно исполняла не только мессу Моцарта, но особенно в ее исполнении мне нравились русские народные песни. И не только русские. Запомнилась, например, перуанская песня «Бродячая птичка» в обработке Фёдора Михайловича Козлова.

1 февраля 1971 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии Новосибирского симфонического оркестра и ленинградской академической Капеллы. В программе – Большая месса Моцарта. Дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Арнольд Кац. Исполнители и солисты те же.

4 февраля 1971 г. В Большом зале Филармонии концерт симфонического оркестра и академической Капеллы. В программе: В.Н.Салманов. Пятая симфония и оратория-поэма «Двенадцать» на стихи А.Блока. Дирижер народный артист РСФСР А.Янсонс.

Дирижер Арнольд Кац.

8 и 9 февраля 1971 г.  В Большом зале Филармонии концерт симфонического оркестра и академической Капеллы.  В программе: Малер. Адажио из Десятой симфонии и «Песни странствующего подмастерья». Вагнер. Вступление, антракт и свадебный хор из оперы «Лоэнгрин». Хор прях и хор матросов из оперы «Моряк-скиталец». Марш из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Дирижер — профессор Н.Рабинович. Солистка – заслуженная артистка Латвийской ССР Лайма Андерсон.

16 февраля 1971 г. Концерт в зале Капеллы. В программе: Людвиг ван Бетховен. Месса до-мажор, музыка к драме «Эгмонт». Исполнители: симфонический оркестр Ленинградской консерватории (дирижер профессор Н.Рабинович)  и академическая Капелла имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов). Солисты: Юлия Антонова, Искра Шмакова, Станислав Бронин, лауреат международного конкурса Георгий Селезнев, лауреат всероссийских конкурсов Валерий Токарев (чтец),  Анастасия Браудо (орган).

26 февраля 1971 г. В зале Капеллы абонементный концерт цикла «Музыка и поэзия». «Поэма памяти Сергея Есенина»  лауреата Ленинской премии композитора Г.Свиридова. Исполнители: заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Ленинградской  филармонии (дирижер заслуженный деятель искусств РСФСР и Карельской АССР А. Дмитриев) и академическая Капелла (художественный руководитель Ф.Козлов). Во втором отделении концерта народный артист РСФСР Лев Колесов читает стихи и поэмы С.Есенина.

26 марта 1971 г.  В зале Капеллы абонементный концерт цикла «Музыка и поэзия» под девизом «Навстречу XXIV съезду КПСС».  Первое исполнение нового хорового цикла Д.Шостаковича «Верность». Это восемь баллад для мужского хора на стихи Евгения Долматовского. Их тема – безграничная любовь советских людей к В.И.Ленину. Дирижер Ф. Козлов.

28 марта 1971 г. Повторение предыдущего концерта в Большом зале ленинградской Филармонии.

4 апреля 1971 г. Концерт в Большом зале Филармонии. В программе: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Г.Свиридов «Патетическая оратория». Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии и ленинградская академическая Капелла. Дирижер народный артист СССР Константин Симеонов. Солисты Е.Гороховская и Г.Селезнёв.

-Девятого  апреля 1971 г завершил работу XXIV  съезд КПСС пением гимна:

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем –
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем».

Приходилось ли петь этот гимн хору Капеллы?

-На концертах, конечно,  нет, но на больших торжествах пели.

9 мая 1971 г. Концерт в зале Капеллы в честь Дня Победы. В первом отделении «Реквием» Д.Кабалевского на стихи Р.Рождественского, дирижер Ф.Козлов. Во втором отделении стихи Рождественского читает заслуженный артист Дагестанской АССР Лев Елисеев.

-Видимо, об этом концерте вспоминает композитор Сергей Слонимский в автобиографической книге «Бурлески, Элегии, Дифирамбы» (2000 г)?

- В книге он рассказывает о поддержке его произведений со стороны Д.Б.Кабалевского. «Кабалевский и Хренников присудили «Виринее» первую премию на оперном конкурсе. Позже Кабалевский поддержал некоторые мои детские пьесы. Вообще мы крепко подружились. Д.Б. был уже стар, болен и не очень влиятелен, когда отменили исполнение его Реквиема в Ленинграде. Бывшие его льстецы куда-то подевались. Я поднял на ноги филармонию и капеллу. Реквием был возобновлен и исполнен…»

18 мая 1971 г. В зале Капеллы «Реквием» Моцарта. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии и академическая Капелла.

26 мая 1971 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Перголези и Бортнянский. Исполнители: хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища. Художественный руководитель и главный дирижер Ф.Козлов.

17 июня 1971 г. в зале Капеллы впервые после долголетнего перерыва прозвучала оратория Иосифа Гайдна «Сотворение мира» для солистов, хора и оркестра. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии (дирижер Р.Матсов) и хор ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов).

В июне Капелла организует цикл хоровых выступлений в парках Зеленогорска, Петродворца и Гатчины. В программе произведения советских композиторов, русская и зарубежная классика.

7 октября 1971 г. Гастроли Капеллы в Минске  («Вечерний Минск»,     5 октября 1971 г). Выступление в концертном зале минской филармонии. В программе:  Большая месса  до-минор В.Моцарта. Исполнители: Хор Ленинградской Капеллы. Художественный руководитель и главный дирижер Ф.Козлов.  Государственный симфонический оркестр БССР. Дирижер – профессор Н.Рабинович (Ленинград).

9 октября 1971 г (суббота). Второй концерт в зале филармонии Минска. В программе Глинка, Рахманинов, Бортнянский, Флярковский, Салманов. Дирижер – Ф.М.Козлов.

Федор Михайлович Козлов (слева) с хором Капеллы.

Слева направо. Первый ряд (сверху): Х, Х,  Попов Евгений Николаевич,  Гаврилов  Николай, Бузылев  Георгий,  Корбуков Виктор Васильевич,  Ананьев, Х, Легков Евгений Евгеньевич,  Окунев Юрий Васильевич,  Буклагин Владимир Дмитриевич, Х.

2 ряд: Х,  Ершов Анатолий Иванович,  Х,  Трушин Владимир,  Дорожкин Степан, Восковский Григорий,  Бронин Станислав Александрович,  Мануйлов Иван Ефимович,  Громов Николай Николаевич, Х,  Павлов Георгий,  Дмитревский Дмитрий Дмитриевич,  Коняев.

3 ряд: Х, Дмитревская Екатерина, Агронская Александра Александровна, Лобова Галина, Дмитриева Валентина Павловна, Х, Х, Корабельникова Таисия, Х.

4 ряд: Гоголь Светлана Федоровна, Мизина Валентина, Селезнева Инна Анатольевна, Оленева Нина Андреевна, Барыбина Тамара Петровна, Антонова Юлия Васильевна, Тихонова Валентина Ивановна, Изотова Таисия Васильевна, Х, Мастюкова Галина.

За роялем: Богомолова Людмила Сергеевна – концертмейстер, Чернушенко Владислав Александрович – дирижер-хормейстер.

В одну из поездок в Белоруссию была организована  экскурсия в город Брест, где осмотрели мемориал «Брестская крепость».

Историческая справка
Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения о взятии Брест-Литовска, захваченного в бумагах разгромленной 45-й пехотной дивизии  в феврале 1942 года  под Орлом.

По материалам «Боевого донесения о взятии Брест-Литовска» в газете «Красная звезда» от 21 июня 1942 года была напечатана статья полковника М.Толченова «Год тому назад в Бресте».  В 1948 году в «Огоньке» появилась статья писателя Михаила Златогорова «Брестская крепость»; в 1951 году художник Пётр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления  памяти  героев  крепости  во  многом  принадлежит  писателю  и историку  Сергею Сергеевичу Смирнову, а также поддержавшему его инициативу Константину Михайловичу Симонову.    В  1955  году  опубликована героическая  драма  Сергея Смирнова  «Крепость над Бугом», в 1956 году выходят документальная  повесть  Сергея  Смирнова «Брестская крепость», а на экраны мира художественный фильм по сценарию Константина Симонова «Бессмертный гарнизон». С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

- В нашей домашней библиотеке есть экземпляр этой прочитанной в своё время книги С.С.Смирнова, изданной  Воениздатом в 1959 году под названием «Герои Брестской крепости», в которую вошли изданные  двумя годами  раньше его же очерки «Брестская крепость»  и «В поисках героев Брестской крепости». На странице 153 в разделе «Герои известные и неизвестные» автор не рискнул поставить прямой вопрос: — Почему наш народ лишь 15 лет спустя узнал о подвиге защитников крепости, которые более месяца сдерживали натиск врага? Ты,  безусловно,  тоже внимательно читала эту трагическую быль. И задавала ли себе такой вопрос после посещения этого мемориала?

— Нет, но автор, видимо,  и сам не знал ответа, поэтому поставил его              по-другому: — Почему наш народ, лишь 15 лет спустя узнавший о том, как сражался гарнизон, так высоко оценил подвиг защитников Бреста? И ответил на него блестяще, приравняв к подвигу крейсера «Варяг», дерзко принявшему бой с целой японской эскадрой!

Часть стены крепости до реставрации.

Защитникам крепости – монумент «Мужество»

-Да, ныне и тому и другому есть памятники, но курьёзы продолжаются. На днях средства массовой информации сообщили, что скульптура «Мужество» (по опросу компании  CNN) признана самым уродливым памятником. Ответ невеждам в знании истории минувшей войны последовал незамедлительно в виде отповеди на целой полосе в «Российской газете» (Неделя) от 13 февраля 2014 г. Вышеназванной компании пришлось извиняться.

«Жажда». Вылазка ночью к речке за водой.

В большой гастрольной поездке осенью 1971 года кроме Минска хор Капеллы дал концерты в Таллинне и в городах Украины – Полтаве, Запорожье, Днепропетровске, Одессе и Харькове.

18 октября 1971 года состоялся сольный  концерт хора Ленинградской капеллы в театральном зале Дома научно-технической пропаганды Днепропетровска.

Накануне приезда на гастроли местная газета «Днепровская правда» 16 октября 1971 г опубликовала заметку Д.Ткачева «Ленинградская академическая». Кроме изложения истории хора капеллы автор сообщает: «С осени 1967 года художественным руководителем и главным дирижером капеллы является бывший воспитанник хорового училища капеллы и Ленинградской консерватории Ф.М.Козлов. Капелла совершает  частные поездки по Советскому Союзу. За время гастролей с 1934 по 1971 год она побывала в 210 городах страны и  дала свыше  тысячи   концертов.

21 октября в том же зале хор капеллы и симфонический оркестр Днепропетровской филармонии исполнили «Реквием» Моцарта. Дирижер – заслуженный артист РСФСР Гурген Карапетян.

Днепропетровск (бывший  Екатеринослав);  современное имя состоит из названия реки Днепр, на которой стоит город, и фамилии советского партийного и государственного деятеля -  Петровский.  Днепропетровск располагается в восточной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности — в основном, на четырёх холмах, разграниченных балками  с ручьями.  Левобережная часть — низменная, на западе изрезанная вытянутыми озёрами. В черте города в Днепр впадают реки Орель  и Самара.

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности. Население – около 1 млн. человек.

Из энциклопедии. Дом научно-технической пропаганды.

В 1911 году по проекту екатеринославского губернского архитектора Ф. Ф. Булацеля местное купечество построило здание Коммерческого Собрания (клуб и театр) с садом и летней эстрадой на углу Новодворянской улицы, № 23 (теперь улица Дзержинского, № 23) и Крутогорной (теперь улица Рогалёва). Это было место деловых встреч и одновременно очаг развлечений купцов Екатеринослава. Зрительный зал был уменьшенной копией зала Зимнего театра. Коммерческое собрание решено в неорусском стиле, напоминающем постройки XVII века.

Двухэтажное здание имеет два отдельных корпуса, выступающих на красную линию улицы. Фасады украшают колонны, арки-кокошники над окнами и несколько шатров и башен, напоминающих купола церквей. И тогда, и сейчас эта постройка Булацеля смотрится экзотически.

12 (25) октября 1911 года состоялось открытие нового здания Коммерческого Собрания». В 1924 – 1926 годах здесь был Клуб имени т. Дзержинского. В 1927-м здание отдали Союзу строителей, а с 1934-го и в послевоенные годы до 1958-го размещался «Аэроклуб». В 1960 году  начал работать Дом научно-технической пропаганды (Дом техники), принадлежавший Совнархозу, а затем Минчермету УССР.

Несколько фотографий видов города из комплекта открыток, изданных в 1968 году.

Днепропетровск. Площадь Ленина. 1968.

Днепропетровск. Универмаг.1968.

Днепропетровск. Памятник Шевченко. 1968.

Днепропетровск. Обелиск в честь героев Севастопольской обороны 1854-1855 гг.

Днепропетровск. Исторический музей. 1968.

.

Днепропетровск. Дворец студентов. 1968.

 Днепропетровск. Набережная Днепра. 1968.

-Какое первое впечатление о городе?

Днепропетровск. Проспект Карла Маркса. 1968.

—На  втором концерте в составе симфонического оркестр находился скрипач Вениамин Колодный, с которым мы вместе работали в Ансамбле песни и пляски Северного флота. Он познакомил со своей семьей и стал моим гидом по городу. Город оставил не только хорошее впечатление, но увеличил содержание моего и так тяжелого чемодана. Вместе с Веней посетили несколько новых магазинов, где я купила и привезла в Ленинград хрустальную вазу для мамы Шуры, оригинальную куклу из мягкой резины для дочери. Запомнился очень широкий центральный проспект  Карла Маркса с аллеей в середине. Много скверов, зеленых зон и несколько больших парков. В последующие гастроли хора Капеллы в Днепропетровске мы с Вениамином так же встречались на совместных концертах и у него дома. Однажды он встречал нас с Машей в аэропорту, когда нас снова занесло в Днепропетровск  проездом на пути в Бердянск, где отдыхали летом, кажется, в 1977 году.

26 ноября 1971 г. в 16 часов состоялся в зале Капеллы вечер-концерт, посвященный памяти выдающемуся деятелю хорового искусства профессору Михаилу Георгиевичу Климову, руководившему Капеллой с 1922  по 1937 год. Исполнители: академический хор Капеллы и хор мальчиков Хорового училища. Дирижер Ф.Козлов.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 2416

1 комментарий

  1. Макарова Юна Васильевна
    30/03/2016 14:48:29

    Эх… Это бы да в серию ЖЗЛ


Добавить комментарий