Солистка хора Капеллы (10)
Часть 7.4. 1972 г.
17 и 18 января 1972 г. Концерты в Большом зале ленинградской Филармонии.
В первом отделении оркестр исполнил Серенаду для струнного оркестра, сочинение 48 (1880) П.И.Чайковского.
Во втором отделении: Шостакович. «Тринадцатая симфония» для солиста, хора басов и оркестра, си-бемоль минор, соч.113. Стихи Е.Евтушенко
1.Бабий яр.
2.Юмор.
3.В магазине.
4.Карьера.
Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор басов ленинградской академической Капеллы (художественный руководитель Ф.М.Козлов). Солист з.а.РСФСР Евгений Максименко. Дирижер Ю.Темирканов.
24 января 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы «Музыка и поэзия». Вечер, посвященный снятию блокады Ленинграда. В программе: Оратория Геннадия Белова «Ленинградская поэма» для хора, симфонического оркестра и чтеца на стихи Ольги Берггольц. Исполнители: симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор Капеллы. Солистка з.а. РСФСР Тамара Давыдова. Дирижер В.Федотов. Во втором отделении концерта стихи Берггольц читала артистка Театра драмы имени А.С.Пушкина Лидия Петухова.
11 февраля 1972 г. Концерт в зале Капеллы. Бетховен «Девятая симфония» и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Исполнители: Хор академической Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов) и симфонический оркестр ленинградской Консерватории (дирижер Юрий Серебряков). Солист н.а. СССР профессор Павел Серебряков.
13 февраля 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы «Русская и зарубежная хоровая классика». Исполнители: Хор академической Капеллы имени М.И.Глинки (художественный руководитель Ф.Козлов) и камерный оркестр ленинградской Филармонии (художественный руководитель з.а. РСФСР Л.Шиндер). В программе – Глинка, Бортнянский, Вивальди.
17 февраля 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы «Музыка и поэзия». В программе: «Поэма памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова для солиста, хора и симфонического оркестра. Исполнители: Хор ленинградской академической Капеллы и симфонический оркестр ленинградской Филармонии, солисты Николай Громов (тенор) и лауреат Всероссийских конкурсов Эдуард Велецкий (чтец).
19 февраля 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: Хоралы Иоганна Себастьяна Баха. Исполнители: Гарри Гродберг (органист, Москва) и хор ленинградской академической Капеллы.
26 и 27 февраля 1972 г. Абонементный концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. В программе: Бетховен. Четвертый концерт для фортепиано с оркестром и «Девятая симфония». Исполнители: Симфонический оркестр ленинградской Филармонии и хор ленинградской академической Капеллы. Солисты: Вассо Деветци (фортепиано, Франция), лауреаты международных конкурсов Л.Филатова, Н.Охотников О.Глинскайте, В.Кузнецов.
Симфония №. 9 Ре минор, Op. 125 была закончена в 1824 году и впервые опубликована под длинным названием: Симфония с заключительным хором на текст Оды «К Радости» Шиллера для большого оркестра, четырех солистов и четырехголосного хора, сочиненная Людвигом ван Бетховеном и посвящённая с глубочайшим благоговением Его Величеству королю Пруссии Фридриху Вильгельму III.
7-го мая 1824-го года Людвиг ван Бетховен пережил момент величайшего триумфа. В этот день публике, собравшейся в Венском Хофтеатре, была представлена Торжественная Месса (исполнены части Kyrie, Credo и Gloria) и Увертюра Ор.124 «Освящение дома», но главным событием стало премьерное исполнение «Хоральной» симфонии №9. Представление имело большой успех; это был момент победы творческого гения над физической слабостью – в 1824-м году Бетховен почти полностью оглох, и один из солистов оркестра был вынужден развернуть композитора к публике, чтобы тот увидел, как ему рукоплещет зал.
Cимфония Ре-минор изначально задумывалась как два самостоятельных произведения – симфония с хоровым финалом и полностью инструментальная композиция в ре-миноре. Бетховен работал над фрагментами этих произведений в течение десяти лет, и в 1822-м году пришел к решению совместить их в рамках одной симфонии, добавив в финал «Оду к радости» Фридриха фон Шиллера — текст, который волновал композитора на протяжении многих лет. Помимо очевидного масштаба, законченное произведение впечатляло и своей технической сложностью. Ряд пассажей, в частности в сольных партиях рожковых инструментов, было практически невозможно исполнить на бесклапанных медных духовых инструментах того времени. Дэннис Мэтьюс поясняет: «Как и в ряде других произведений позднего периода, в этой симфонии технические характеристики инструментов трепещут перед мощью замысла и эмоционального накала, с которым глухой композитор стремится преодолеть физические пределы и возможности певцов и музыкантов».
Девятая симфония стала воплощением двойственности музыки девятнадцатого века и фундаментального конфликта между классицизмом и романтизмом, традицией и новаторством. Так, радикально отличающийся стиль произведений Брамса и Листа в равной мере имеет одной из своих основ музыку Симфонии Ре-минор. В ней можно увидеть и стремление к расширению гармонии и ритмического рисунка произведений в стиле классицизма, и, в то же время, восхищение несовершенством, неуловимостью момента и глубокие личностные переживания, характерные для романтизма и противоречащие самому духу классической школы. Если же рассматривать симфонию не целостно, а по частям, то впервые в первых трех актах очевидна мощная основа, унаследованная от музыки восемнадцатого века, тогда как в четвертой отчетливо видна поэтическая восторженность, уводящая композицию в русло музыкального романтизма.
Девятая, последняя завершённая симфония признана вершиной творческого гения Бетховена и одним из основополагающих произведений современного симфонического репертуара.
Музыка Финала 9-й симфонии в аранжировке Герберта фон Караяна в 1972 была принята в качестве неофициального гимна Европейского союза.
«Ода к радости» Ф.Шиллера в переводе И.Миримского.
Радость, пламя неземное, /Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья / Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья, /Люди – братья меж собой.
Хор.
Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, /- Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге /Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге,/ — Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли /Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле, /Пусть покинет наш союз!
Хор.
Всё, что в мире обитает,/ Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвездный край,/ Где Неведомый витает.
Мать-природа всё живое/ Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою/ Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,/ Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму, /Сладострастие червю.
Хор.
Ниц простерлись вы в смиренье? /Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его; /В небесах Его селенья.
Радость двигает колёса /Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса, /Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом/ Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам /Недоступной высоте.
Хор
Как светила по орбите, /Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой, /Смело, с радостью идите!
С ней мудрец читает сферы,/ Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры/ Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна /Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой /У разверзшихся могил.
Хор
Выше огненных созвездий,/ Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, /- Там награда и возмездье!
Не нужны богам рыданья! /Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья /Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы! /Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы, / И печаль не тяготит.
Хор
В пламя, книга долговая! /Мир и радость – путь из тьмы.
Братья, как судили мы, /Судит Бог в надзвёздном крае.
Радость льётся по бокалам, /Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам, /Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, — пусть, играя,/ Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая! /Духу света этот тост!
Хор
Вознесём Ему хваленья /С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост! /Ввысь, в надзвездные селенья!
Стойкость в муке нестерпимой,/ Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой – /Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана/ (Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана, /Слава праведным делам!
Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь, /И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём/ Звёздным Судиёй клянитесь!
Бетховен. Художник Фердинанд Вальдмюллер.1823 г.
Бетховен.
Бетховен.
25 февраля 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы «Великие музыканты и художники». В программе Иоганн Себастьян Бах. Исполнители – Анастасия Браудо (орган) и хор академической Капеллы. Музыка и хор звучат на фоне демонстрации диапозитивов с картинами росписи потолка Сикстинской капеллы, выполненной великим итальянским мастером Микеланджело.
9 марта 1972 г. В Большом концертном зале «Октябрьский» премьера – оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный». Исполнители: Симфонический оркестр Филармонии, дирижер Ю.Темирканов, и хор Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов).
12 марта 1972 г. В своем зале хор Капеллы (художественный руководитель Ф.Козлов) и камерный оркестр ленинградской Филармонии исполнили «Реквием» Моцарта.
23 марта 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: «Иоанн Дамаскин» С.Танеева. Исполнители: Хор академической Капеллы и симфонический оркестр ленинградской Филармонии. Дирижер – н.а. РСФСР Эдуард Грикуров.
8 мая 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. В программе: «Реквием» Д.Кабалевского. Исполнители: Хор академической Капеллы и хор мальчиков Хорового училища (художественный руководитель и дирижер Ф.Козлов).
11 мая 1972 г. Абонементный концерт в зале Капеллы. «Русская и зарубежная музыкальная классика» Дж. Верди «Реквием». Исполнители: Хор академической Капеллы и симфонический оркестр ленинградской Филармонии.
«Реквием» — одно из наиболее выдающихся творений Верди, и единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра. Традиционный для реквиема (похоронной мессы) латинский духовный текст послужил композитору лишь поводом к созданию мелодий, выражающих чисто «земные» чувства: скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования. Месса написана для четырёх солистов, образующих квартет (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), смешанного хора и большого симфонического оркестра. Произведение состоит из семи традиционных для реквиема самостоятельных разделов.
Первый раздел «Requiem aeternam» («Покой вечный», квартет солистов и хор) является прологом. В нём выражена мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима. На фоне траурной мелодии струнных инструментов, хор вполголоса произносит мольбы о вечном покое. Средний эпизод хора – энергичное фугато.
“Kyrie” – второй раздел пролога начинается широкой и свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются остальные участники квартета и, наконец, весь хор.
Второй раздел «Dies Irae» («День гнева») — наиболее красочная часть Реквиема, занимающая центральное место всего произведения.
В тексте «Dies Irae» говорится о дне гибели мира, о суровой расплате за все совершенные человечеством преступления. Раздел состоит из семи подразделов, состоящих из сцен страданий человека и его борьбы с грозными враждебными силами.
Первый эпизод «Dies Irae» открывается четырьмя мощными ударами всего оркестра. Далее разворачивается гигантская звуковая картина, символизирующая мужественную борьбу человечества с разбушевавшейся стихией. К концу эпизода напряжение борьбы падает, и музыка постепенно замирает.
В наступившей тишине раздается сигнал двух труб. Им отвечают остальные трубы, возвещающие час мировой катастрофы. Это – «фанфары страшного суда», к которым присоединяются и другие духовые инструменты. В момент, когда вступает весь оркестр, звучит возглас хора «Tuba mirum» («Труба дивная»). Напряжение звучания всего оркестра внезапно обрывается и следует заключение второго эпизода – приглушенное соло баса в ритме похоронного марша.
Большим драматическим напряжением характерен третий подраздел «Liber scriptus» («Книга написанная»). Изображен образ страдания не всего человечества, а индивидуума, изливающего свою жалобу, сначала в сдержанной, а затем и все более страстной мелодии. Сольная партия меццо-сопрано несколько раз прерывается мрачными репликами – напоминаниями хора: «Dies Irae», переходящими в конце эпизода в стон.
«Quid sum miser» («Что я, бедный…») – терцет двух женских голосов и тенора, повторяющих нежные жалобы и мольбы. Пение четвертого эпизода сопровождается выразительными мелодиями солирующего фагота.
Пятый эпизод «Rex tremendae» («Царь грозный …») возникает как грозное напоминание о страшных бедствиях. Устрашающие реплики басов хора, поддержанных оркестром, сопоставляются со спокойными светлыми мелодиями квартета солистов.
«Recordare» («Помяни …») – лирический дует сопрано и меццо-сопрано вновь переносит слушателей из мира грозных фантастических образов, навеянных текстом средневекового гимна, в мир живых человеческих переживаний. Трогательные мольбы и жалобы, светлая печаль напоминает оперные дуэты композитора.
«Ingemisco» («Воздыхаю…») – небольшая лирическая ария тенора – олицетворяет мужество, внутреннее достоинство и силу духа, не покидающие человека даже в минуты тяжелых испытаний.
Предпоследний эпизод – «Confutatis» («Отвергнув…») – возвращает к мысли о столкновении человека с мрачной стихией. Вначале звучит ария баса, переходящего от решительных, грозных возгласов и сдержанного повествования к нежной певучей мелодии, а затем вновь вступает хор с восклицаниями: «Dies Irae». И почти без изменений повторяется музыка начала второго эпизода.
Заключительный эпизод второй части Реквиема – знаменитая «Lacrimosa dies illa» («Плачевный день этот…») – скорбная красивая мелодия переходит от одного голоса квартета солистов к другому, постепенно вовлекая все голоса солистов и хора.
Третий раздел «Domine» («Господи…») написан для квартета солистов и оркестра, где господствует настроение умиротворённого светлого покоя. Оно выражено в основной мелодии, которая звучит вначале у виолончелей, а затем у солистов, а в среднем эпизоде — «Hostias» («Жертвы…»), поет тенор. Дважды проходящий более энергичный эпизод «Allegro mosso» не нарушает впечатления безмятежного спокойствия.
В четвёртом разделе «Sanctus» («Свят…») композитор воспевает пафос созидания, прославляет творческую силу разума. Эта часть написана в полифоническом стиле, в форме двойной восьмиголосной фуги для двух хоров и оркестра. Тема первой фуги, имеющая наиболее важное значение, носит характер праздничной фанфары. Вторая часть хора построена на постепенном нарастании звучности двух хоров, сначала чередующихся в своеобразной перекличке, а затем в едином звучании.
Пятый раздел «Agnus Dei» («Агнец божий…») – это песенного склада напев, излагаемый сначала дуэтом женских голосов без сопровождения. К ним – все так же в унисон и октаву без гармонизации – присоединяются хор и оркестр.
Шестой раздел «Lux aeterna» («Свет вечный»…») написан для трёх солистов (меццо-сопрано, тенора и баса) с оркестром и представляет собой небольшую интермедию, подготавливающую грандиозный финал мессы. Здесь три эпизода: краткое вступление, построенное на скупых напевных интонациях меццо-сопрано, мужественная и несколько суровая ария баса, к которому присоединяются другие солисты. И наконец, изложение и развитие певучей, просветленной мелодии меццо-сопрано, озаряющей музыку подобно лучу восходящего солнца.
Финал «Реквиема» «Libera me» («Освободи меня…») является грандиозным по своим масштабам эпилогом Реквиема. В последний раз здесь сталкиваются образы грозной и беспощадной стихии, страдающего человека и всепобеждающей творческой силы разума. «Libera me» начинается речитативом солистки (сопрано), в манере бесстрастного церковного псалма, однако живое чувство прорывается сквозь внешнюю монотонность. Первый из этих образов предстает в хоровой картине «Dies Irae», вновь проходящей в этом разделе (после речитативного вступления). Второй из образов возникает в среднем эпизоде – лирическим соло сопрано Requiem aeternam, поддержанном хором без сопровождения. Это как бы последнее прости горячо любимому человеку. Солирующее сопрано ведет основную мелодию. Торжество мужества и созидательной силы передано в монументальной патетической фуге «Libera me». Реквием заканчивается последним мощным подъемом звучности всего оркестра и хора – и просветленным успокоением.
6 июня 1972 г. Концерт в Большом зале ленинградской Филармонии. Иозеф Гайдн «Сотворение мира», оратория для солистов, хора и оркестра. Исполнители: Хор академической Капеллы и симфонический оркестр ленинградской Филармонии. Дирижер – н.а. Эстонской ССР Роман Матсов. Солисты – з.а. РСФСР Кира Изотова, н.а. СССР Тийт Куузик и Евгений Попов.
-Ты как-то рассказывала, что тебя в исполнители «Реквиема» Верди ввел именно Матсов? Ты вошла в репертуар Капеллы, когда там был утвердившийся состав солистов, и этот состав пополнить было не просто.
—В тот период солистами на это сложное произведение Верди старались приглашать известных оперных певцов. Однако на репетиции Матсову что-то не понравился кто-то из приглашенных, и он, по подсказке Евгении Гороховской, (меццо- сопрано, тогда она пела в Капелле) предложил попробовать Агронскую. Ф.М. Козлов сначала ответил, что она не входит в состав кандидатов на эту партию и не репетировала это произведение. Но это было не совсем так. Я учила эту партию с концертмейстером Богомоловой. Матсов настоял на возможности попробовать именно меня. Так я и стала постоянным членом квартета в «Реквиеме» Верди в дополнение к пению «Реквиема» Моцарта и Девятой симфонии Бетховена.
- В сентябре 1972 года неожиданно произошла смена власти в Капелле. Вместо Ф.М.Козлова художественным руководителем хора был назначен известный ленинградский хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР Авенир Васильевич Михайлов, руководивший хором до ноября 1974 г.
—За два года его работы с нами репертуар хора пополнился значительным количеством новых произведений. Перечень конкретных новинок в репертуаре помещен в книге Анатолия Ивановича Ершова «Старейший русский хор» (1978 г). Более развернутую профессиональную характеристику Авениру Васильевичу дал безымянный составитель программки концерта памяти дирижеру, прошедшего 15 февраля 2005 года в Большом зале Филармонии. Там А.В.Михайлов назван музыкантом из плеяды выдающихся русских хоровых дирижеров.
«Это был человек поистине уникального дарования. Перевернув представление о хоровом исполнительстве, которому была отведена второстепенная роль в ряду других, он возвёл его в ранг высокого искусства, на которое обратили внимание представители других видов музыкального исполнительства. Восхищались, поражались, стали с ним считаться… Творчество А.В.Михайлова было связано со многими музыкальными коллективами… Вершиной его творческой деятельности стала работа с хором студентов Ленинградской консерватории в 60-80-е годы. Это было явление незаурядное, заставившее всех, кто его слышал, по достоинству оценить возможности хорового исполнительства. Осуществленные хором премьеры произведений Д.Шостаковича, В.Салманова, С.Слонимского, Ю.Фалика оставили глубокий след в памяти и душе исполнителей и слушателей. Преподавательская деятельность А.В.Михайлова в дирижерском классе и кафедре хорового дирижирования, которую он возглавлял в 1962-1983 годах, царил дух творческого поиска. Народная песня была для Авенира Васильевича храмом, в котором он исповедовался на протяжении всей своей жизни. Из нее черпалось вдохновение, через нее воплощались боль и печаль, свет и задор, думы и мечты большого музыканта. А.В.Михайлов создал свыше 200 обработок народных песен…»
Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )
Автор: Агронский М.Д. | слов 2597Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.