Солистка хора Капеллы (6)

 Ленинград – С. Петербург.

Часть 7. Ленинградская государственная академическая Капелла имени М.И.Глинки. (01.09.1962 – 12.09.1963;  27.01.1968 – 12.04.1990).

Решетка входа во двор Капеллы со стороны реки Мойки (дом № 20).

 Часть 7.0. 1968 г. Гастрольная мозаика и репертуар хора  Капеллы в обозначенные  годы. (На основе сохранившихся афиш и программ в домашнем архиве, а также статей в некоторых газетах).

-Когда ты поступила в Капеллу?

-В сентябре 1962 г после окончания Музыкального училища  я стала  артисткой хора  Капеллы, с которой уехала в Москву, а затем в Свердловск.  Капелла выступала в Москве во Дворце съездов в каком-то праздничном концерте, хор исполнял ораторию «Иван Грозный» на музыку Прокофьева. Вместе с хором Капеллы пел Молодёжный хор Соколова. Дирижировал известный музыкант А.Л.Стасевич, о чём уже упомянуто выше.

.Впервые в Ленинграде это произведение исполнялось с участием хора Капеллы в Большом зале филармонии 10 марта 1962 года. А 15 марта 1962 г в газете «Вечерний Ленинград» помещена рецензия И.Белецкого, который присутствовал на этом концерте.

«С большим интересом ожидали слушатели первого исполнения в нашем городе оратории «Иван Грозный» С.Прокофьева. Многим была памятна музыка композитора  к двум сериям одноименного фильма С. Эйзенштейна. В ней воплотились лучшие стороны таланта Прокофьева – дар острой характеристики и меткой наблюдательности, скульптурная рельефность музыкальных образов, сочный, яркий национальный колорит и, наконец, прекрасное ощущение природы кинематографа. Эти качества сделали музыку Прокофьева подлинным шедевром. Достаточно ли было в ней «данных» для перевоплощения в самостоятельное художественное целое. Могло ли новое произведение выдержать сопоставление с таким великолепным  образцом ораториального жанра Прокофьева как «Александр Невский?» Тем более, что  композиция оратории создавалась после  смерти композитора. Вот те вопросы и  сомнения, которые невольно возникали перед премьерой. Исполнение оратории показало, что советское искусство обогатилось эпическим, многокрасочным музыкальным полотном. В этом огромная заслуга принадлежит дирижеру А.Стасевичу – автору композиции оратории. С подлинно творческим энтузиазмом подошел он к решению труднейшей задачи – созданию из порой разрозненных фрагментов единого драматургического целого

В.И.Васнецов. Царь Иван Грозный

Объединяющим началом в оратории стала партия чтеца. Напомним, что сам Прокофьев, стремясь сделать более доступным содержание своей музыки, использовал этот прием в оратории «На страже мира». Особенно уместным оказалось введение речевой декламации в «Иване Грозном», так как без неё остался бы непонятным смысл появления ряда музыкальных эпизодов. Партия чтеца играет столь большую роль, что произведение в целом воспринимается как музыкально-драматическая композиция. Текст, принадлежащий перу С.Эйзенштейна, обладает высокими литературными качествами. Музыкальная композиция «Иван Грозный» создана спустя 16 лет после постановки фильма. В неё включена вся музыка, написанная композитором, в том числе и фрагменты, не вошедшие в окончательный вариант картины. Несмотря на обилие разнохарактерных эпизодов, произведение проникнуто внутренним единством стиля. Суровая и одновременно светлая тема увертюры олицетворяет облик молодого царя Ивана. Трагические черты в него вносит музыка мужского хора «Туча чёрная поднимается…», повествующего об измене и интригах бояр. С ней  перекликается мрачно – величавый и мужественный хор «На костях врагов, на пожарище воедино Русь собирается». Раскрывая основную идею произведения, он звучит дважды. Удивительно поэтичны две свадебно-величальные песни, проникнутые светлым лиризмом. Вершин драматической выразительности достигает композитор в сцене, рисующей предсмертные муки Ивана. Скорбная мелодия струнных кажется воплощением взволнованной человеческой речи, в ней слышатся сдавленные рыдания, горькие упреки. К наиболее впечатляющим  страницам партитуры принадлежит также «Песня про бобра». Стихия бесшабашной русской вольницы, буйного удальства, молодечества воплотилась в картинах опричнины. Замечательная  по музыке сурово непреклонная «Клятва опричников», разгульная песня с хором Федора Басманова и огненно-вихревые пляски опричников. По яркости и силе воздействия большая часть музыки «Ивана Грозного»  не уступает лучшим страницам сценических и вокально-симфонических сочинений композитора.

С огромным творческим подъемом, воодушевлением и увлеченностью провел концерт А.Стасевич. Его темпераментная, ярко эмоциональная дирижерская манера захватила слушателей и в немалой степени способствовала большому успеху произведения. С тонким чувством стиля музыки исполнили свои партии Е.Вербицкая и  Л.Яковлев. Сложные задачи стояли перед чтецом. Необходимость сохранить огромное  драматическое напряжение, богатейшая гамма психологических переживаний героя, наконец, трудности перевоплощения – все это требовало большого внутреннего самообладания и воли, подлинной творческой свободы. Артист А.Эстрин в целом удачно провел роль чтеца. Заслуживает положительной оценки работа коллектива Академической капеллы имени М.И.Глинки под руководством А.Анисимова».

-Чем ещё запомнился этот дебют в старейшем хоре?

—На концерте хора в городе Пушкине вместе с Маргаритой Грозной запевали «Горные вершины» на стихи М.Ю.Лермонтова.

Новый концертный сезон 1962/1963 года Академическая капелла открыла 4 октября 1962 года. Об этом сообщает газета «Вечерний Ленинград» 3 октября 1962 г. в заметке «Хоры, кантаты, оратории».

Анисимов Александр Иванович.

-После первого концерта, которым Академическая капелла откроет завтра новый сезон, мы выезжаем на гастроли в Рыбинск и Ярославль, — сказал в беседе с корреспондентом «Вечернего Ленинграда» художественный руководитель старейшего в нашей стране хорового коллектива заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Иванович Анисимов.
-В обоих волжских городах будет дано пять концертов совместно с симфоническим оркестром Ярославской филармонии. Гастрольный репертуар включает  «Реквием» Моцарта и «Девятую» симфонию Бетховена, а также программы из произведений русской классики, советских композиторов и песен народов нашей страны и зарубежных. Концерты в Ленинграде начнутся  в последних числах октября.  Прежде всего – об абонементных концертах. В них входит русская и зарубежная классическая и современная музыка, дневные воскресные концерты-лекции для учащейся молодежи. Новым по содержанию будет абонемент № 3 – хоровая культура Ленинграда. Семь концертов ознакомят  слушателей  с  лучшими  хоровыми  коллективами  художественной самодеятельности…  Композитор  М.Коваль  написал  для  капеллы хоровой концерт, состоящий более чем из 20 произведений на слова поэта Б.Дубравина. В предстоящем сезоне прозвучат также новые хоры ленинградцев В.Салманова и молодого композитора Г.Белова, который создал цикл – семь хоров на стихи из поэмы лауреата  Ленинской премии  А.Твардовского «За далью даль». Из числа давно не исполнявшихся на концертной эстраде произведений капелла возобновит ряд хоров А.Алябьева, А.Гречанинова, С.Танеева, а также Джованни Палестрины, Орландо Лассо и др. В числе новых работ будет и «Свадебка» И.Стравинского. Впервые в Советском Союзе будут исполнены четыре светские кантаты Баха, и Краткая месса  (Месса бревис) старейшего венгерского композитора Золтана  Кодай. С нетерпением ожидаем мы завершения Ю.Шапориным  работы над кантатой «Доколе коршуну кружить» на стихи А.Блока, К.Симонова и М.Исаковского».

Первым гастрольным городом был Рыбинск.

Схема района города Ярославль.

Рыбинск расположен на обоих берегах Волги.

Рыбинск является районным центром Ярославской области, расположенным на берегах Волги у входа в Рыбинское водохранилище (в 82 км к северо-западу от Ярославля).
Из энциклопедии. Поселение на месте современного города упоминается в летописи как Усть-Шексна (1071 г.), с 1504 г – Рыбная слобода. Это поселение поставляло волжскую рыбу к великокняжескому, затем к царскому столу. В 17 веке появился торговый посад. После открытия Вышневолоцкой (1709), а позднее Мариинской (1808) и Тихвинской (1811) водных систем, связавших Верхневолжье с Санкт-Петербургом, слобода стала быстро развиваться как торговый центр и место перегрузки судов.

Рыбинск. Памятник бурлаку.

Рыбинск. Пассажирский лайнер у причала. На берегу - здание Новой биржи (1911 г., архитектор А.И.Иванов) в неорусском стиле. На заднем плане Спасо-Преображенский собор (1838-1851, архитектор А.И.Мельников) в стиле позднего классицизма и многоярусная колокольня, декорированная колоннами ионического ордера и увенчанная шпилем.

Рыбинск. В 1971 г в здании Новой биржи размещалась больница имени Пирогова.

Рыбинск. Пристань.1971.

Основной движущей силой речного флота того времени были бурлаки. В середине XIX века, когда население Рыбинска насчитывало около 7 тысяч человек, во время навигации в город приходило более 130 тысяч бурлаков. Их тяжелый труд заключался в том, чтобы по берегу с низовья Волги доставить судно до Рыбинска. Где уже крючники перегрузили бы товар на более мелководное судно. В 1977 году был установлен единственный в мире памятник бурлаку.

В 1871 г открылась железная дорога, связавшая Рыбинск  с  Прибалтикой и Петербургом. Поток хлебных грузов через Рыбинск  в конце 19 века  достигал 100 млн. пудов в год. Со второй половины 19 века интенсивно развивается и промышленность.

При советской власти, в годы первых пятилеток, когда решались задачи индустриализации промышленности, в городе началось строительство новых заводов. Здесь начинается меняться облик промышленного производства. Мукомольное производство уступает общему машиностроению и судостроению.

Рыбинск. Речной вокзал (1971 г). Бывшее здание Хлебной биржи, построенное в 1806 – 1811 гг, с мощным 8-колонным портиком.

Рыбинск. Здание железнодорожного вокзала (1904-1905), архитектор С.И.Минаш. Фото 1971 г.

Рыбинск. Мост через Волгу. 1971.

Рыбинск. Монумент «Волга». Скульпторы С.Шапошников и В.Малашкина. Архитектор Н.Донских. Фото 1971 г.

Рыбинск. Дворец культуры моторостроителей. 1971 г.

Рыбинск. Дворец культуры завода полиграфических машин.1971.

В начале 1930 годов в Рыбинске осваивается серийное производство авиационных двигателей, печатных машин для полиграфический промышленности, различной техники для строительства дорог, современного оборудования для спичечных фабрик, очковой оптики. Именно с этого момента Рыбинск стал крупным промышленным центром.

—Эта гастрольная поездка уже стерлась из памяти. Через год (в сентябре 1963 г)  я уволилась из Капеллы и уехала к мужу в Североморск. Но сам город  часто вспоминаю  совсем по другому поводу. В самом начале войны  (1941 г) моя мама Шура оставила на какое-то время нас с сестрой (мне 6 лет, Гале-4) в городской квартире практически одних и уехала в Рыбинск навестить мужа, который находился в заключении.

Фёдор Михайлович Козлов. Художественный руководитель и главный дирижер Капеллы с августа 1967 г по сентябрь 1972 г.

Через пять лет (в январе 1968 г)   я вновь вернулась в коллектив Капеллы, с которым впоследствии несколько раз посещала этот город.  В 1968 году художественным руководителем  Капеллы стал (с августа 1967 г) воспитанник Хорового училища при Капелле, с 1952 года работавший хормейстером и дирижёром хора, Федор Михайлович
Козлов.

-Под  его руководством проходило моё становление не только как голос в  общем многоголосном хоре. Ему я обязана  началом  моей сольной карьеры в таком известном профессиональном коллективе как Капелла. ( Официально я переведена солисткой хора на основании приказа Начальника Главного управления культуры от 8 июля 1971 года). С Фёдором Михайловичем я была знакома давно, еще со школьных времён, о чем упомянуто в начале этого очерка. Буквально с первых месяцев вхождения в коллектив с устоявшимися традициями и стабильным составом солистов я получила задание выучить ряд крупных произведений.  Хор -  это особый вид искусства, где надо уметь быстро встроиться в его обширный репертуар. Первыми выученными и исполненными сольными  произведениями в гармонии с хором стали «Реквием» Моцарта и «Девятая Симфония» Бетховена, а позднее  почти все сольные партии крупных форм.  Ф.М.Козлов отличался высокой музыкальной культурой школы Палладия Андреевича Богданова и внёс  заметный вклад в  авторитет Капеллы. Об этом пишут  его ученики. Ниже небольшая статья в интернете (2007 г)  о Фёдоре Михайловиче Козлове (20.5.1927-9.12.2003), который много лет руководил  хором мальчиков Хорового училища при Капелле. Автор статьи ученик Ф.М. Козлова Вадим Пчёлкин.

«Большое видится на расстоянии. Чтобы оценить и измерить объём и глубину личности Фёдора Михайловича, должно пройти время. Мне он навсегда запомнился человеком, наделённым какой-то гипнотической силой воздействия. Только одним своим появлением в Спевочном зале он вызывал необъяснимый трепет — воцарялась тишина, и начиналась репетиция. В детстве я не мог найти объяснения этому явлению, но этот магнетизм притягивал, хотелось этот дар изучить, распознать. Именно поэтому, уже на первом курсе Хорового училища я старался находиться всегда рядом с Учителем, старался найти любой повод, чтобы присутствовать на репетициях с детским хором, чтобы сопровождать хор на выездных концертах по городу. И в этот период времени, который совпал с моими первыми шагами в работе с хором, я открыл для себя потрясающего музыканта, неповторимого, непохожего ни на кого, музыканта, который имеет ясное и убедительное видение музыкального произведения, способного найти очень яркие и тонкие интонации, раскрывающие глубину музыкальной мысли.

В методике обучения нотной грамоте есть такое понятие, как «ладофункциональное воспитание». Его применяют к раскладыванию звукоряда на устои и неустои. Путём долгого и многократного впевания самых различных сочетаний этих звуков у ребёнка воспитывается ощущение лада. Фёдор Михайлович последовательно и терпеливо воспитывал в нас ощущение музыки. Раскладывая произведения на фразы и интонации, он впевал, он, можно сказать, «вбивал» в нас основы исполнительской интонации, добиваясь выпуклого исполнения музыкальной мысли.

Меня всегда привлекал и восхищал склад его музыкального мышления — он был очень ясен, логичен и конкретен. В обыкновенной песне он находил скрытую глубину, выявлял рельеф, который оказывался очень ёмким и точным по замыслу. Он был мастером в работе над песенным репертуаром и ещё большим мастером в работе над духовной музыкой и народными песнями. Я убеждён, что его трактовки каждый воспитанник Капеллы помнит всю жизнь.

В моём архиве сохранились записи «Херувимской» и «Да исправится молитва моя» Дмитрия Бортнянского в исполнении Хора мальчиков и юношей под руководством Фёдора Михайловича. Фрагмент 33 концерта Бортнянского «Вскую прискорбно еси …», заснятый Ленинградской студией документальных фильмов в интерпретации Козлова,— это шедевр.

Особые страницы — это сцена. На сцене Фёдор Михайлович был настоящим актёром. Он умел каждый концерт Хора мальчиков превращать в настоящий праздник. Он создавал, складывал музыку на глазах у слушателя, он умел преподнести каждое произведение, подготовить слушателя к исполнению. Это замечательно зафиксировано в фильме-концерте кинорежиссёра В. Виноградова «Ленинградские соловушки».

В том, что делал Фёдор Михайлович, была Школа, которую он унаследовал от Палладия Андреевича Богданова и бережно хранил все годы своего руководства Хором мальчиков. Это была настоящая Капелльская школа, основу которой составляли не только её собственные традиции хорового исполнительства, но и заложенные в Синодальном училище. Влияние этих традиций можно услышать в ранних записях духовной музыки хора донских казаков Жарова, в записях Н. М. Данилина, в уникальных записях М.Г.Климова. Как жаль, что сегодня эти традиции утеряны и уже нет тех музыкантов, кто сохранял их почти всё столетие. Жизнь, безусловно, подарит новые имена и новые открытия, но они будут уже совсем другими».

Октябрь 1968 г – Концерты  Капеллы на гастролях в городе текстильщиков Иванове во время  проходившего там фестиваля «Мастера искусств Ленинграда – Родине первого Совета», который проходил с 5 по 15 октября 1968 года. Местная газета «Рабочий край» ежедневно печатала небольшие репортажи под рубрикой «Дневник фестиваля». Уже из первых репортажей стало известно, в Иваново приезжают более 300 мастеров культуры, которые выступят на концертных площадках города и области.

Внутренний двор Капеллы. Слева вход для зрителей, прямо – вход в Царскую ложу.

«Фестиваль взял старт» — газета от 6 октября сообщила, что «уже вчера наши гости пришли к памятникам В.И.Ленину, М.В.Фрунзе, руководителю стачки 1905 г Ф.А.Афанасьеву.

Они принесли цветы, как знак вечной благодарности делу, которому они посвятили свои жизни. Вчера же коллектив знаменитой капеллы встретился с участниками ивановского хора старых коммунистов. Это была теплая товарищеская встреча…» Корреспондент газеты беседовал с художественным руководителем и главным дирижером капеллы Ф.М.Козловым, который поблагодарил ивановцев за теплый прием.

Иваново. Памятник М.В.Фрунзе. Скульптор Ю.Г.Нерода, архитекторы А.К.Ростковский и А.И.Толстопятов; открыт 20.10.1957 г.

5 и 6 октября хор капеллы выступал в концертном зале театра музыкальной комедии. О своих впечатлениях от концертов рассказывает художественный руководитель ивановского городского хора текстильщиков И.Иванова в газетной заметке  «В лучших традициях» («Рабочий край», 8 октября 1968 г). «Поэмой о всенародной любви» (музыка Чистякова, слова Давыдова), посвященной В.И.Ленину, началось выступление хора капеллы. (Далее краткая история хора)…  Главная задача капеллы – пропаганда лучших хоровых произведений советских авторов. С большим интересом ивановцы  познакомились с новым талантливым и самобытным произведением А.Флярковского «Песни, вырвавшиеся из ада» на стихи поэтов Анголы. В трех частях кантаты капелла продемонстрировала великолепное вокальное мастерство, чистоту интонации, ритмическую четкость и многообразие оттенков. С блеском прозвучал финал. Эту часть хор исполнял в сопровождении фортепиано, контрабасов и ударных инструментов. Тепло была встречена слушателями кантата С.Баневича «Песнь о Гренаде» на стихи М.Светлова. Лирическая напевность сочеталась в ней с ярким драматизмом. По-новому, свежо прозвучала песня комсомольцев 30-х годов «Так вдали за рекой» (Солист И.Мануйлов), мастерски обработанной для хора без сопровождения. Хор показал прекрасное умение легко и мягко аккомпанировать солистам в таких произведениях как «Вечерняя песня» В.Соловьева-Седого, проникновенно исполненной М.Грозной, в песне Варламова «Что мне жить», виртуозно спетой Ю.Антоновой, и др. Большое впечатление оставило исполненное хором «Эхо» Орландо , а также «Тихой мелодии С.Рахманинова. Горячим аплодисментами благодарили слушатели артистов хора, солистов, артистов камерного оркестра Ленинградской консерватории за превосходное исполнение произведения А.Вивальди «Магнификат»… К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина капелла готовит концертные программы «Любимые произведения Ленина» и «Песенное творчество народов СССР».

7 октября 1968 г в 14.30 хор встретился  с  работниками  Камвольного  комбината имени Фролова. ….  Дневник фестиваля в газете за 9 октября рассказывает об этой творческой встрече. Прямо в цехе был сооружен деревянный помост, где в течение часа (вместо запланированных 30 мин.) хор пел классические романсы и русские народные песни.

На других площадках города и области выступали другие творческие коллективы и отдельные исполнители, актеры, композиторы, писатели. В частности, на сцене актового зала медицинского института 11 октября пели Кира Изотова (сопрано) и Георгий Селезнев (бас), аккомпанировал дипломант Международных конкурсов Юрий Лазько (фортепьяно).

Иваново. В.А.Тропинин. Мальчик, сажающий в клетку щегленка.1825 г

В свободное от репетиции и концертов время группа желающих знакомилась с областным краеведческим музеем и его картинной галереей, где экспонируются картины известных русских художников – Рокотова, Боровиковского, Тропинина, Маковского, Левитана, Серова и др.

Иваново. И.И.Левитан. Дорога. 1898 г.

22 и 25 октября 1968 года хор Ленинградской капеллы участвовал в 1 концерте 8 абонемента Большого зала Ленинградской Филармонии. В программе Рахманинов. Дирижер Б.Хайкин.

Хор Капеллы поет на сцене Большого зала Ленинградской филармонии.

Далее >> (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 )

Автор: Агронский М.Д. | слов 2871


Добавить комментарий