Нюансы истории

Осень Пражской весны
Революция в Португалии
Раймонда Дьен
Советско-китайские разногласия 
Майдан в голове и в мыслях
Поставить точку
Россия
Конец истории
Турецкая аномалия
Священная Римская империя
Византия, запад, Русь
Европейская цивилизация
Третий Рим
Прибалтика
Становление империи
В.Будько Сланцы
Петров Е.Н. Принаровье, Причудье… Исторические очерки
Петров Е.Н. Исторические очерки. 
Часть 2
Пронин С.А. «Страницы славной истории» 

Ю.Кривов «Роковое утро»
Ю.Кривов «Фронтовые будни»
Ю.Кривов «Из дневника танкиста»
Случайные письма военного времени
1953. Жульнические маневры вокруг вопроса о военнопленных
Война, 10 лет и более спустя…
Ленинградская застольная


Турецкая аномалия
«Согласно заключенному в 1921 году русско-турецкому, Московскому договору, Турция получила армянские города Карс и Ардаган. Согласно его условиям, Россия по своему усмотрению продлевает договор каждые 25 лет. И если теперь Москва откажется его продлить, Турция должна будет вернуть, в том числе Армении, значительные территории. В случае же расторжения подписанного Москвой и Анкарой в 1923 году Карсского договора, согласно которому армянская гора Арарат перешла под юрисдикцию Турции, Армения, наконец, сможет вернуть себе исторически знаковую для страны гору Арарат. Отметим, что Республика Армения до сих пор не признала этот договор».

_______
Интересная юридическая каша в отношениях Армении, Турции и России. Россия — гарант турецкого владения армянским Араратом. А Арарат для армян это как Киев для русских или Косово для сербов.

Почему-то вспоминаю венгров. — Тысячу лет назад они пришли с берега Волги на берег Дуная и совсем не тоскуют об этом, не вспоминают о родных своих волжских степях. (14.01.2016) 

Памятники

Я противник сноса памятников кому-либо. В Петербурге решили вопрос здраво. Ленинских скульптур оставалось непомерно много, проредить было необходимо. Создали комиссию, которая рассмотрела каждый такой объект с точки зрения исторической и художественной ценности, по ее решению было снесено лишь то, что ценности не представляет. Но и это не всегда было доведено до конца. В одном из закутков на Петроградской стоял небольшой бюст Ленина, который облюбовали голуби и подростки. После перестройки бюст снесли, а пьедестал остался. Так и стоит он там одинокий, вот уже двадцать лет.

Факт сноса американских памятников конфедератам тревожит. Сто шестьдесят лет терпели, а теперь стало невмоготу?! — Значит, что-то изменилось и, увы, не в сторону толерантности, как я ее представляю. Социальные болезни заразительные. Из примеров — фашизм, расползавшийся по планете в 30-е и коммунизм, в 50-60-е овладевавший западными и восточными массами. К сожалению, мы, как статисты истории, можем только наблюдать, куда ветер дует. Будем надеяться, что «Ветер с востока довлеет над ветром с запада». — Как говорил товарищ Мао.  (02.09.2017)

Священная Римская империя

При том, что всегда интересовался историей, вдруг обнаружил, что история Европы мне знакома слабо. Кратко, мои представления были таковы. После недолгого расцвета Древней Греции, на передний план выступил Рим, принявший затем форму огромной Римской империи. Затем империя распалась на две части, — восточную и западную. Вскоре западную часть захватили варвары-германцы а восточная, которая нам известна как Византия , просуществовала еще 1000 лет. И вот, в передаче о Тициане услышал о покровительстве художнику Карла 5-го, императора Священной Римской империи, каковой к тому времени (по моим понятиям) не должно бы существовать. Пришлось смотреть в Интернете. С удивлением узнал о европейском государственном образовании с таким названием, просуществовавшем 850 лет, упразднено было в начале 19-го века Наполеоном. Основой Империи была Германия, на определенных этапах в нее входила Испания, Италия, Чехия, часть Франции. Император получал благославление от Папы Римского и предполагалась, что империя — наследница Древнего Рима.

Информация, казалось бы, отвлеченно-историческая, однако она дает новые цвета к известным событиям. — Это мне не была известна европейская история, а в Германии ее хорошо знали, и память о былом могуществе, возможно, лежала в основе Первой и Второй мировых войн за мировое господство. Германия «всего лишь» пыталась вернуть утраченную позицию центра мировой цивилизации, которая вначале был у Греции, затем у Рима, а в Средние века, — у Германии. В качестве наследницы Рима выступает и Россия (как «Третий Рим»), принявшая цивилизационную эстафету от Византии. Получается, что соперничество России и Германии берет свое начало с 395 г. н.э., когда Римская империя распалась на две части, Западную и Восточную. Это значит, что с германизированной Европой мы воевали и воевать будем до конца времен. Вот только непонятно, что тут делают американцы? Оказывается, Евросоюз в каких-то формах существовал всегда.

Узнал также, что территория нынешней Германии никогда не была в составе Древней Римской империи, в отличие от Франции, Италии и других стран. Свободные германцы захватили Рим, что должно для них иметь большое значение. (09.02.2018)

Византия, запад, Русь

Попалась мне статья о Византии. Для нас это государство — источник православия, нашей культуры, цивилизации, т.е. имя окутано ореолом света. История Византии, однако была печальная. Она постепенно сдавала свои позиции, терпела поражения, и лишь каким-то чудом сохранилась до середины 15-го века, когда окончательно пала под натиском османов.

Долгое время между людьми по обе стороны Римской империи (Восточной и Западной) не было принципиальных разногласий, они считали себя единым народом, говорили на одном языке (латинском). Потом Запад пал, но церковные связи оставались прочные. Иногда Византия вступала в военные союзы с европейскими государствами, помогая друг другу противостоять варварам. Русь была солидарна с Византией.

Раздельное существование Рима и Константинополя порождало все больше различий. Одним из этапов расхождения с Римом был переход Византии с латинского языка на греческий. «Точкой невозврата» стало завоевание рыцарями и разграбление в 1204 году Константинополя, с тех пор Византия и Русь с одной стороны и Европа с другой, перестали воспринимать друг друга как друзей, единоверцев и близких родственников.

Здесь просятся параллели с нынешней Украиной, которая хочет уплыть как можно дальше и считает точкой невозврата присоединение Крыма. Есть мнение, что не следует в истории искать аналоги текущих событий. Но у меня на этот счет марксистский взгляд, — исторические процессы объективные, потому сходные предпосылки дают сходные результаты…  (01.06.2019)

Европейская цивилизация

Услышал мнение, что современная европейская цивилизация в историческом плане существует недолго, всего несколько веков и, возможно, ее передовое значение теперь будет угасать, эстафету подхватят другие. Так, в разное время «наверху» были иные культуры, — арабская, индийская, китайская. Можно даже сказать, и советская. Но наступают новые времена, пока мы еще не можем сказать, — какие. Судя по масштабу, не исключено, что их начало возвестила «Арабская весна». Чем-то привлекают к себе деятели ИГИЛ даже образованных европейцев. Уж никак не возможностью заработать увлекают, но исключительно идеями. При таких обстоятельствах, скоро идеи чучхе нам покажутся добрыми и красивыми. Мне опять хочется заметить, что «красота не спасет мир». Сейчас его спасает сила ядерного оружия, угроза всеобщего уничтожения. «Добро должно быть с кулаками» — этот советский постулат сейчас принят всеми мировыми игроками и, в первую очередь, США. У них кулаки самые крепкие, потому их надо считать самыми добрыми. Но мы тоже «добрые»… (30.04.2017) 

Третий Рим

Недавно случайно наткнулся на передачу православного канала «Спас» о русской идее, Третьем Риме, православии и на этой передаче задержался. Вот некоторые моменты, которые запомнились.

В середине 15-го века османы взяли Константинополь, Византия пала, единственной свободной православной столицей на тот момент оставалась Москва. Турки, в отличие от крестоносцев, войдя в Малую Азию лет за 200 до этого, не стали рубить на корню византийское православие. Церковь потеряла главенствующую позицию, но была сохранена, служба шла, новая власть не стала требовать у побежденных менять свою веру.

В этой истории я увидел такие моменты.
1. У России и Турции очень давние близкие отношения. В них сильная враждебность соединялась с терпимостью.
2. После 15-го века Россия стала быстро расширяться, вбирая в себя другие народы с иной верой. Аналогично туркам, русские были терпимы к иным верованиям и укладам. Потому именно порабощенную Византию («с обратным знаком») можно считать прототипом зарождающейся российской империи. В такой ситуации было бы естественным объединение России и Турции. Возможно, русско-турецкие войны именно по такому поводу и велись. Т.е. цели двух сторон были сходные — объединение, различия были в том, что станет во главе, — ислам или православие?

Идею усиления российского ислама с целью преобразования Советского Союза в великое исламское государство я слышал во времена перестройки.

В Риме государь впервые поделился властью с церковью, признав ее приоритет в определенных делах. Далее, государство все более принимало церковные черты. В России все было сходно. Предполагается, что «Святая Русь» несет в себе божественное начало и потому это государство не может исчезнуть с лица земли. «Русский» и «Православный» — изначальные синонимы, с очень давних времен…  (17.12.2017)

Развитие

Как-то мне сын рассказал о том, что видел график развития России по какому-то совокупному параметру, типа «валовой продукт». Интервал большой, от 19-го века и до наших дней. График представлял кривую, которая со временем плавно поднималась вверх. В 1917-ом — революция, резкий скачок вниз, период упадка. Но потом снова подъем, достаточно быстрый, и что самое удивительное, кривая вернулась именно туда, где ее прервали и далее продолжает подниматься с того места (с более высокого, с учетом прошедшего времени) и с той же скоростью, как будто ничего не случилось. Т.е. если соединить кривую до упадка и после, она остается плавной и пришла бы в то же место, если бы никакой революции не было. Аналогичная ситуация с падением после Великой отечественной и после революции 91-92-го года. Германия после войны тоже не была отброшена назад и технически/экономически бурно развивалась, как и при Гитлере. Т.е. ни Гитлер, ни поражение никак не повлияли на ее быстрое развитие. Получается, что причины развития и состояния общества какие-то очень глубокие и нет зависимости от катаклизмов, которые происходят со страной. Индустриализация у нас случилась бы при любых условиях, — при царе, при Сталине, при НЭПе. Известно, что темпы развития советской экономики после войны тоже были необычно большие, восстановление происходило быстро. И быстрый рост в период премьерства Примакова тоже был обусловлен каким-то неизвестным законом. Вывод однозначный, — революции — это забавы политиков и народных масс, они создают временные трудности, но не влияют на ход истории, во всяком случае, в экономическом смысле. (28.12.2017) 

Божественно красивое

Вавилон назван божественным, хотя он был вполне реальным. Вероятно, если человек из дикого племени вдруг окажется в великолепии дворцов, он решит, что попал в рай. Видимо, это по-русски, — восхищаться красотой. У нас и религия получилась такая оттого, что ее обряды красивые. Холодные германцы вошли в Рим без восхищения. Лишь через сотни лет в период ренессанса, стали понимать прекрасное. (19.02.2018)

Подробности

Два телевизионных политсюжета.
Первый касается импортозамещения. Советские приборы и станки собраны из комплектующих, которые выпускали разные предприятия, разбросанные по всему Союзу. После распада, многие оказались на территории бывших союзных республик, в частности, на Украине. В России понемногу предприятия были переориентированы на выпуск новой продукции, а старое, необходимое для поддержания работы имеющегося оборудования, закупалось там. Что теперь делать, — непонятно. Модернизация старого — дорогое удовольствие, проще сделать новое. А восстанавливать или строить заводы для производства старых деталей — имеет совсем мало смысла. Приходится договариваться, иногда на очень плохих условиях. Оттого и растет, несмотря на всякие ограничения, наш торговый оборот с Украиной.

Другой сюжет касается оккупации Прибалтики. Вроде бы все понятно, — пакт «Молотов — Рибентроп», в результате которого Прибалтика отошла к СССР, не следует считать законным и, значит, можно говорить о послевоенной оккупации, — там так и говорят. Но, если отмотать еще лет двадцать назад, то история получается такая. Во время Первой мировой немцы оккупировали Прибалтику, которая ранее была в составе России, посадили там свои прогерманские правительства. После Гражданской войны большевикам удалось собрать страну, но Прибалтика и Финляндия остались за ее пределами, причем в Прибалтике так и остались режимы, навязанные оккупантами. Потому ее вхождение в СССР — восстановление исторической справедливости, окончание последствий немецкой оккупации, и с кем, как не с Германией надо было решать этот вопрос! Пакт Молотова- Рибентропа его и решил.

- Все непросто с историческими фактами. В той же передаче прозвучала байка. Кажется, в Таллине есть музей, посвященный периоду советской оккупации. После просмотра экспозиции, один из экскурсантов спрашивает: «А теперь мы направляемся в «Музей сопротивления?». (28.08.2018)

Закат и возрождение

Не исключаю, что цивилизация идет к закату. Об этом говорят уже сто лет. Возможно, учение Л.Гумилева о пассионарности можно приложить не только к отдельному государству, но и к сообществу государств, к цивилизации. Греко-Римская цивилизация пала от ударов извне. Но она была к тому готова, ее разрывали внутренние проблемы. Вероятно, то же случится и с нынешней западной цивилизацией, возникшей в эпоху ренессанса. Но потом все непременно вернется, уже на новой основе, вобрав в себя былые достижения. Я в это верю. Спад, как мне кажется, неизбежен, возможно, мы его сейчас и наблюдаем. Хорошо, если он не будет глубоким. Примеры возрождения после спада можно видеть в России после революций 1917 и 1991 годов. То же было неоднократно в истории Китая (например, после Культурной революции), в Германии (после первой и второй мировой), в Японии. — Цивилизации возвращаются, пытаясь сохранить или возродить свои былые достижения. Уверен, что даже если бы победил ИГИЛ, через какое-то время ученые этого государства, даже если бы оно не сильно изменило свою идеологию, занялись бы восстановлением многократно разрушенной Пальмиры.

- Мой оптимизм превышает все разумные пределы. (24.07.2019)

Португалия

Около десяти лет назад на сайте proza.ru я выложил свои воспоминания о реакции советского инженерного сословия на португальскую революцию 1974 года (она случилась в день моего 25-летия). Почему-то это самый читаемый текст из того, что я там опубликовал. В нем есть фрагмент из Википедии со словами одного из лидеров той революции:

«Заморские территории необходимы для нашего существования как свободной и независимой нации. Без африканских территорий Португалия станет лишь островком безгласным в огромной Европе и лишится средств, необходимых для самоутверждения среди других наций, — в конце концов, её существование в политическом плане станет чисто формальным и независимость будет полностью подорвана» — Антониу ди Спинола, книга «Португалия и будущее» (1973)

Слова оказались пророческими. Но именно революция, лидеры которой понимали, к чему она ведет, положила конец долгой войне за независимость Анголы, Мозамбика и других «заморских территорий». Отдаю должное португальским лидерам, — они не только не препятствовали «исторической необходимости», но и способствовали ее осуществлению. Нечто подобное можно сказать и о Южно-африканской республике, в которой режим апартеида пытался защитить белое меньшинство. В конце концов, власть перешла к черным. Сразу все стало много хуже, но «так было надо». Если бы тот режим сохранился, не исключаю, что сейчас Южная Африка по уровню экономики была бы соизмерима с развитыми странами Европы.

Вывод получается такой, что у истории свои причуды. И цели ее не столь понятны, как утверждают экономисты, начиная с Карла Маркса. Когда-то Рейган произнес фразу, которую я воспринимаю как афоризм: «Есть цели, поважнее, чем мир». Перефразируя, можно сказать, что у государства есть цели, поважнее, чем процветание ее граждан. Таковы реалии. Так было в Китае, разорвавшем жизненно необходимые связи с СССР, а теперь — с Украиной, разорвавшей с Россией. И поскольку во всех этих примерах много иррационального, они должны бы привлекать внимание метафизиков… (16.09.2019)

Становление Империи

Мне нравятся мнения Карена Шахназарова, которого вижу по ТВ в разных передачах, однажды даже на православном канале «Спас». Вчера услышал такое его мнение. Империи возникают из ничего. Римская — из небольшого города в несколько тысяч жителей, то же было с Российской. С американской (США) получилось из двух поселений, разнесенных на большое расстояние. Но возникает какая-то внутренняя сила (по-Гумелеву — «пассионарность»), которая консолидирует народ и ведет сообщество к неуклонной экспансии. Причины непонятны. Т.е. можно предположить некую «объективную необходимость» такого развития.

Мысль мне показалась интересной, она перекликается с моим четким представлением о том, что не властитель и не народ являются причиной развития государства в определенном направлении, его путь вытекает из внутренних причин, а власть и народ — не более чем инструменты такого развития. Вероятно, то же можно сказать и о зарождении империй, — есть необходимость, и она осуществляется любыми путями, несмотря ни на что. Это не матафизика, просто мы пока не можем проследить причины, источники и законы такого развития, только наблюдаем и смутно констатируем факт их существования, не для всех очевидный. Об этом — моя неопубликованная статья «Конец истории».

Если же действительно есть «объективная необходимость» возникновения империи, то такая причина вытекает уже не из государства — «зародыша империи», и из более общего образования, в котором оно существует. Т.е. империи нужны едва ли не самой природе (в религиозных представлениях — Богу). (19.08.2019)

Статья «Конец истории»

Цель публикации: Обозначить возможное существование всеобщего закона развития систем, который, в зависимости от параметров, порождает разные сценарии. Это должно бы быть интересно историкам, поскольку предположение перекликается с эмпирическим выводом Маркса о существовании такого закона.

Работа была проделана большая, но есть тут такой момент. Математическая лингвистика совершенно не обращает внимание на достижения традиционных языковедов, за что они ее не любят. Здесь тоже вся историческая наука остается в стороне, но есть претензия на то, что все занятия историков — вторичны. Предполагаю, что историкам это не понравится. Однако хотелось бы привлечь внимание и побудить к исследованиям в предложенном «ракурсе». Суть предполагаемых исследований в том, чтобы «правильно» выявить элементы, образующие систему и оцифровать их свойства. В «лингвистической системе» элементами были тематические тексты, а свойствами — частоты повторения составляющих тексты слов.

Науку двигает интуиция. Моя интуиция говорит о том, что система из множества взаимодействующих элементов определенного свойства развивается по определенному закону. Для одного типа систем мне это удалось показать. Чтобы повторить для других, требуется немало творческих усилий.  — Надо найти формальные аналоги слов и текстов в реальной жизни. Казалось бы, чего проще! Литература, которую составляют тексты, имеет самое прямое отношение к жизни. Но у меня не хватает фантазии, чтобы в полной мере осознать смысл фразы Юрия Лотмана: «Все есть текст».  (15.05.2018)

 

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 2752


Добавить комментарий